Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Последний день краткое содержание

Последний день краткое содержание

Крестьянин и фрон-товик Иван Дени-сович Шухов оказался «государ-ственным преступ-ником», «шпионом» и попал в один из сталин-ских лагерей, подобно милли-онам совет-ских людей, без вины осуж-дённых во времена «культа личности» и массовых репрессий. Он ушёл из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитле-ров-ской Герма-нией, «...в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окру-жили их армию всю, и с само-лётов им ничего жрать не бросали, а и само-лётов тех не было. Дошли до того, что стро-гали копыта с лошадей околевших, разма-чи-вали ту рого-вицу в воде и ели», то есть коман-до-вание Красной Армии бросило своих солдат поги-бать в окру-жении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосто-рожный рассказ о том, как он побывал в плену, привёл его уже в совет-ский конц-ла-герь, так как органы государ-ственной безопас-ности всех бежавших из плена без разбора считали шпио-нами и дивер-сан-тами.

Вторая часть воспо-ми-наний и размыш-лений Шухова во время долгих лагерных работ и корот-кого отдыха в бараке отно-сится к его жизни в деревне. Из того, что родные не посы-лают ему продуктов (он сам в письме к жене отка-зался от посылок), мы пони-маем, что в деревне голо-дают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхоз-ники зара-ба-ты-вают на жизнь раскра-ши-ва-нием фаль-шивых ковров и продажей их горо-жанам.

Если оста-вить в стороне ретро-спекции и случайные сведения о жизни за преде-лами колючей прово-локи, действие всей повести зани-мает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёр-ты-ва-ется пано-рама лагерной жизни, своего рода «энцик-ло-педия» жизни в лагере.

Во-первых, целая галерея соци-альных типов и вместе с тем ярких чело-ве-че-ских харак-теров: Цезарь — столичный интел-ли-гент, бывший кино-де-я-тель, который, впрочем, и в лагере ведёт срав-ни-тельно с Шуховым «барскую» жизнь: полу-чает продук-товые посылки, поль-зу-ется неко-то-рыми льго-тами во время работ; Кавто-ранг — репрес-си-ро-ванный морской офицер; старик катор-жанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая рево-лю-ци-онная гвардия, не нашедшая общего языка с поли-тикой боль-ше-визма в 30-е гг.); эстонцы и латыши — так назы-ва-емые «буржу-азные нацио-на-листы»; баптист Алёша — выра-зи-тель мыслей и образа жизни очень разно-родной рели-ги-озной России; Гопчик — шест-на-дца-ти-летний подро-сток, чья судьба пока-зы-вает, что репрессии не разли-чали детей и взрослых. Да и сам Шухов — харак-терный пред-ста-ви-тель россий-ского крестьян-ства с его особой деловой хваткой и орга-ни-че-ским складом мышления. На фоне этих постра-давших от репрессий людей выри-со-вы-ва-ется фигура иного ряда — началь-ника режима Волкова, регла-мен-ти-ру-ю-щего жизнь заклю-чённых и как бы симво-ли-зи-ру-ю-щего беспо-щадный комму-ни-сти-че-ский режим.

Во-вторых, деталь-нейшая картина лагер-ного быта и труда. Жизнь в лагере оста-ётся жизнью со своими види-мыми и неви-ди-мыми стра-стями и тончай-шими пере-жи-ва-ниями. В основном они связаны с проблемой добы-вания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мёрзлой капу-стой и мелкой рыбой. Своего рода искус-ство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезёт — немного табаку. Ради этого прихо-дится идти на вели-чайшие хитрости, выслу-жи-ваясь перед «авто-ри-те-тами» вроде Цезаря и других. При этом важно сохра-нить своё чело-ве-че-ское досто-ин-ство, не стать «опустив-шимся» попро-шайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже сооб-ра-жений, но по необ-хо-ди-мости: «опустив-шийся» человек теряет волю к жизни и обяза-тельно поги-бает. Таким образом, вопрос о сохра-нении в себе образа чело-ве-че-ского стано-вится вопросом выжи-вания. Второй жизненно важный вопрос — отно-шение к подне-воль-ному труду. Заклю-чённые, особенно зимой, рабо-тают в охотку, чуть ли не сорев-нуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замерз-нуть и свое-об-разно «сокра-тить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена страшная система коллек-тив-ного труда. Но она тем не менее не до конца истреб-ляет в людях есте-ственную радость физи-че-ского труда: сцена стро-и-тель-ства дома бригадой, где рабо-тает Шухов, — одна из самых вдох-но-венных в повести. Умение «правильно» рабо-тать (не пере-на-пря-гаясь, но и не отлы-нивая), как и умение добы-вать себе лишние пайки, тоже высокое искус-ство. Как и умение спря-тать от глаз охран-ников подвер-нув-шийся кусок пилы, из кото-рого лагерные умельцы делают мини-а-тюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи... В отно-шении к охран-никам, посто-янно прово-дящим «шмоны», Шухов и остальные Заклю-чённые нахо-дятся в поло-жении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее воору-жённых людей, обла-да-ющих правом их нака-зать и даже застре-лить за отступ-ление от лагер-ного режима. Обма-нуть охран-ников и лагерное началь-ство — это тоже высокое искус-ство.

Тот день, о котором повест-вует герой, был, по его собствен-ному мнению, удачен — «в карцер не поса-дили, на Соцго-родок (работа зимой в голом поле — прим. ред.) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил лишнюю порцию — прим. ред.), бригадир хорошо закрыл процен-товку (система оценки лагер-ного труда — прим. ред.), стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подра-ботал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, пере-могся. Прошёл день, ничем не омра-чённый, почти счаст-ливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пять-десят три. Из-за висо-косных годов — три дня лишних набав-ля-лось...»

В конце повести даётся краткий словарь блатных выра-жений и специ-фи-че-ских лагерных терминов и аббре-ви-атур, которые встре-ча-ются в тексте.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Солженицын написал в 1959 году. Впервые произведение было опубликовано в 1962 году в журнале «Новый мир». Повесть принесла Солженицыну мировую известность и, по мнению исследователей, повлияла не только на литературу, но и на историю СССР. Первоначальное авторское название произведения – рассказ «Щ-854» (порядковый номер главного героя Шухова в исправительном лагере).

Главные герои

Шухов Иван Денисович – заключенный исправительно-трудового лагеря, каменщик, «на воле» его ждут жена и две дочки.

Цезарь – заключенный, «не то он грек, не то еврей, не то цыган» , до лагерей «снимал картины для кино» .

Другие герои

Тюрин Андрей Прокофьевич – бригадир 104-й тюремной бригады. Был «уволен из рядов» армии и попал в лагерь за то, что он сын «кулака» . Шухов знал его еще с лагеря в Усть-Ижме.

Кильдигс Ян – заключенный, которому дали 25 лет; латыш, хороший плотник.

Фетюков – «шакал» , заключенный.

Алешка – заключенный, баптист.

Гопчик – заключенный, хитрый, но безобидный паренек.

«В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака». Шухов никогда не просыпал подъема, но сегодня его «знобило» и «ломало» . Из-за того, что мужчина долго не вставал, его отвели в комендатуру. Шухову грозил карцер, но его наказали только мытьем полов.

На завтрак в лагере была баланда (жидкая похлебка) из рыбы и черной капусты и каша из магары. Заключенные неспешно ели рыбу, выплевывали кости на стол, а затем смахивали на пол.

После завтрака Шухов зашел в санчасть. Молоденький фельдшер, который на самом деле был бывшим студентом литературного института, но по протекции врача попал в санчасть, дал мужчине термометр. Показало 37.2. Фельдшер предложил Шухову «на свой страх остаться» – дождаться врача, но советовал все же идти работать.

Шухов зашел в барак за пайкой: хлебом и сахаром. Мужчина разделил хлеб на две части. Одну спрятал под телогрейку, а вторую в матрас. Тут же читал Евангелие баптист Алешка. Парень «эту книжечку свою так засавывает ловко в щель в стене – ни на едином шмоне еще не нашли» .

Бригада вышла на улицу. Фетюков пытался выпросить у Цезаря «потянуть» сигарету, но Цезарь охотнее поделился с Шуховым. Во время «шмона» заключенных заставляли расстегивать одежду: проверяли, не спрятал ли кто нож, еду, письма. Люди замерзли: «холод под рубаху зашел, теперь не выгонишь» . Колонна заключенных двинулась. «Из-за того, что без пайки завтракал и что холодное все съел, чувствовал себя Шухов сегодня несытым».

«Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма». «Из дому Шухов ушел двадцать третьего июня сорок первого года. В воскресенье народ из Поломни пришел от обедни и говорит: война». Дома Шухова ждала семья. Его жена надеялась, что по возвращении домой муж займется прибыльным делом, построит новый дом.

Шухов и Кильдигс были первыми в бригаде мастерами. Их отправили утеплять машинный зал и класть стены шлакоблоками на ТЭЦ.

Один из заключенных – Гопчик напоминал Ивану Денисовичу его покойного сына. Гопчика посадили «за то, что бендеровцам в лес молоко носил» .

Иван Денисович уже почти отбыл свой срок. В феврале 1942 года «на Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших» . Шухов попал в плен, но вскоре сбежал. Однако «свои» , узнав про плен, решили, что Шухов и другие солдаты – «фашистские агенты» . Считалось, что он сел «за измену родине»: сдался в немецкий плен, а после вернулся «потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь» .

Обеденный перерыв. Работягам не додавали еды, много доставалось «шестеркам» , хорошие продукты забирал повар. На обед была каша овсянка. Считалось, что это «лучшая каша» и Шухову даже удалось обмануть повара и взять для себя две порции. По дороге на стройку Иван Денисович подобрал кусок стальной ножовки.

104-я бригада была, «как семья большая» . Снова закипела работа: укладывали шлакоблоки на втором этаже ТЭЦ. Работали до самого захода солнца. Бригадир, шутя, отметил хорошую работу Шухова: «Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет!»

Заключенные вернулись в лагерь. Мужчин снова «шмонали» , проверяя, не взяли ли они чего со стройки. Неожиданно Шухов нащупал в кармане кусок ножовки, о которой уже забыл. Из нее можно было сделать сапожный ножичек и обменять на продукты. Шухов спрятал ножовку в варежку и чудом прошел проверку.

Шухов занял Цезарю место в очереди для получения посылки. Сам Иван Денисович посылок не получал: просил жену не забирать у детей. В благодарность Цезарь отдал Шухову свой ужин. В столовой снова давали баланду. Отпивая горячую жижицу, мужчина чувствовал себя хорошо: «вот он, миг короткий, для которого и живет зэк!»

Шухов зарабатывал деньги «от частной работы» – кому тапочки пошьет, кому зашьет телогрейку. На вырученные деньги он мог покупать табак, другие нужные вещи. Когда Иван Денисович вернулся в свой барак, Цезарь уже «гужевался над посылкой» и отдал Шухову еще и свой паек хлеба.

Цезарь попросил у Шухова ножичек и «опять Шухову задолжал» . Началась проверка. Иван Денисович, понимая, что во время проверки посылку Цезаря могут украсть, сказал, чтобы тот прикинулся больным и выходил последним, Шухов же постарается самым первым забежать после проверки и проследить за едой. В благодарность Цезарь дал ему «два печенья, два кусочка сахару и один круглый ломтик колбасы» .

Разговорились с Алешей о Боге. Парень говорил о том, что нужно молиться и радоваться, что находишься в тюрьме: «здесь тебе есть время о душе подумать» . «Шухов молча смотрел в потолок. Уж сам он не знал, хотел он воли или нет».

«Засыпал Шухов, вполне удоволенный» «В карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».

«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…»

Заключение

В повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын изобразил жизнь людей, которые попали в исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа. Центральной темой произведения, по определению Твардовского, является победа человеческого духа над лагерным насилием. Несмотря на то, что фактически лагерь создан для уничтожения личности заключенных, Шухову, как и многим другим, удается постоянно вести внутреннюю борьбу, оставаться людьми даже в таких сложных обстоятельствах.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2512.

Краткое содержание

Действие рассказа происходит во времена сталинских репрес­сий, когда в лагерях ГУЛАГа оказывались миллионы людей, по­павших под подозрение, уличенных в неблагонадежности.

Это страшное время, когда действовал негласный закон: «не ты, так тебя». Иван Денисович Шухов оказывается под тяжелым молотом репрессий. Его, как «государственного преступника» и «шпиона», арестовывают и отправляют в лагерь.

Иван Денисович — фронтовик. Он ушел на фронт буквально с первых дней войны. Уже 23 июня 1941 года он взял на себя тя­желое бремя защитника Отечества, «…в феврале сорок второго года на Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели». Он испытал все тяготы войны. Не пона­слышке знал, как обращалось советское государство со своими солдатами. Они оказались по сути брошенными на произвол судь­бы. Собственными силами они вырвали свои жизни у врага. Их оставили на верную смерть. Так Иван Денисович попадает в не­мецкий плен. Он и его товарищи хлебнули из чаши невзгод. Но Шухову удается сбежать. По своей неосторожности он рассказы­вает о своем пребывании в плену. В то время все пленные счита­лись шпионами, потенциальными врагами советского государства, так как могли рассказать правду о другой жизни, о других зако­нах и порядках. Его рассказ — это прямая дорога в концлагерь.

В лагере он вспоминает мирную довоенную жизнь в деревне. Он пишет письмо родным, жене, в котором отказывается от по­сылок. Они ему и не приходят. Это явно указывает на то, что в деревне тоже голодают, и вполне возможно, что больше, чем в самом лагере. Письма жены показывают совсем нерадостную кар­тину: крестьяне вынуждены раскрашивать ковры и продавать их горожанам. Этим и кормиться. Все повествование охватывает вре­менное пространство в один день. Но в этом дне — вся жизнь лагерная, со всеми подводными камнями, со всеми тяготами, лишениями, унижениями.

Перед читателем проходит галерея социальных типажей. Кавторанг — бывший морской офицер, репрессированный; Це­зарь — бывший кинодеятель, интеллигент. Даже в лагере он получает некоторые льготы и, в сравнении с остальными арес­тантами, живет по-барски. Он получает посылки, которые у него не отнимают, к нему не так строги при работе. Среди арестантов и старик-каторжанин, видавший виды еще в царских тюрьмах, и латыши, эстонцы — «буржуазные националисты», и баптист Алеша, который высказывает самые разнообразные идеи о боге, и Гопчик — совсем юный, ему еще шестнадцать лет. Все это пред­ставители народа. Сам Шухов здесь свой, он крестьянин.

Солженицын изображает и людей совсем иного рода. Это на­чальники лагеря. В первую очередь начальник Волков. Он уста­навливает свой миропорядок в лагере.

Автор рисует мелкие детали лагерного быта. Основной круг жизненных приоритетов связывается с едой. Того, чем кормят в лагерной столовой, едва-едва хватает на то, чтобы хоть немного согреться. На завтрак, обед и ужин одна и та же неизменная ба­ланда, состоящая из мерзлой капусты, мелкой рыбы. Добавочная порция баланды — это большая удача. А вот лишняя пайка хлеба или порция табака — это уже роскошь, которая редко перепада­ет. Для этого надо славно потрудиться, выслужиться. Да и это не всегда бывает по заслугам оплачено. Арестанты вынуждены идти на самые разнообразные хитрости и уловки, чтобы добыть кусок хлеба. Приходится выслуживаться перед такими признан­ными авторитетами, как Цезарь. Но для многих из заключенных важно до сих пор сохранить свое человеческое достоинство, ос­таться верным себе, сохранить в себе человека. Это важно не только для душевного равновесия, но и прямым образом связано с проблемой выживания. Если человек теряет волю, то он неиз­бежно погибает.

Еще один вопрос мучает заключенных — это вопрос об отно­шении к подневольному труду. В людях уже давно нет чувства протеста, на него у них просто не хватает сил. Работа для них — это очередной способ для выживания. Чтобы не замерзнуть, люди идут и идут на работу, даже соревнуются бригада с бригадой. Это не только согревает, но и добавляет азарта, а значит, сокращает время до конца очередного дня.

Солженицын изображает и таких людей, в которых не умерло еще удовольствие от работы. Некая поэтика присутствует в опи­саниях работы по строительству дома той бригадой, где работает Шухов. Это целое искусство — правильно распределить свои силы так, чтобы не переусердствовать в работе. И еще большее искус­ство — это умение в процессе этой работы показать себя так, чтобы заработать лишний паек.

И в работе нужна хитрость. Каждый кусочек пилы ценится на вес золота. Из таких кусочков лагерные жители умело мастерят маленькие ножички. Это способ заработать еду, табак, вещи.

Высокое искусство заключается и в том, чтобы не попасться охраннику, утаить от него свои «заначки». Здесь идет жестокая игра: кто кого ловчее и хитрее. Ведь охранник был вправе сде­лать с заключенным все что угодно. И даже расстрелять за нару­шение тюремного режима. А потому обмануть охранника — это тоже искусство, искусство выжить.

Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без вины осуждённых во времена «культа личности» и массовых репрессий. Он ушёл из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, «...в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окружили их армию всю, и с самолётов им ничего жрать не бросали, а и самолётов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели», то есть командование Красной Армии бросило своих солдат погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосторожный рассказ о том, как он побывал в плену, привёл его уже в советский концлагерь, так как органы государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора считали шпионами и диверсантами.

Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне. Из того, что родные не посылают ему продуктов (он сам в письме к жене отказался от посылок), мы понимаем, что в деревне голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей их горожанам.

Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.

Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь - столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведёт сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг - репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30-е гг.); эстонцы и латыши - так называемые «буржуазные националисты»; баптист Алёша - выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик - шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов - характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда - начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.

Во-вторых, детальнейшая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остаётся жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мёрзлой капустой и мелкой рыбой. Своего рода искусство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезёт - немного табаку. Ради этого приходится идти на величайшие хитрости, выслуживаясь перед «авторитетами» вроде Цезаря и других. При этом важно сохранить своё человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже соображений, но по необходимости: «опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно погибает. Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос - отношение к подневольному труду. Заключённые, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замёрзнуть и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда. Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость физического труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, - одна из самых вдохновенных в повести. Умение «правильно» работать (не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство. Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи... В отношении к охранникам, постоянно проводящим «шмоны», Шухов и остальные Заключённые находятся в положении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее вооружённых людей, обладающих правом их наказать и даже застрелить за отступление от лагерного режима. Обмануть охранников и лагерное начальство - это тоже высокое искусство.

Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен - «в карцер не посадили, на Соцгородок (работа зимой в голом поле - прим. ред.) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил лишнюю порцию - прим. ред.), бригадир хорошо закрыл процентовку (система оценки лагерного труда - прим. ред.), стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось...»

В конце повести даётся краткий словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.

Вы прочитали краткое содержание повести Один день Ивана Денисовича. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался “государственным преступником”, “шпионом” и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без вины осужденных во времена “культа личности” и массовых репрессий. Он ушел из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, “…в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели”, то есть командование Красной Армии бросило своих солдат погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосторожный рассказ о том, как он побывал в плену, привел его уже в советский концлагерь, так как органы государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора считали шпионами и диверсантами.

Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне. Из того, что родные не посылают ему продуктов (он сам в письме к жене отказался от посылок), мы понимаем, что в деревне голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей их горожанам.

Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развертывается панорама лагерной жизни, своего рода “энциклопедия” жизни в лагере.

Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь – столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведет сравнительно с Шуховым “барскую” жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг – репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший еще в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30-е гг.); эстонцы и латыши – так называемые “буржуазные националисты”; баптист Алеша – выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик – шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов – характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда – начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключенных и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.

Во-вторых, детальнейшая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остается жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мерзлой капустой и мелкой рыбой. Своего рода искусство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезет – немного табаку. Ради этого приходится идти на величайшие хитрости, выслуживаясь перед “авторитетами” вроде Цезаря и других. При этом важно сохранить свое человеческое достоинство, не стать “опустившимся” попрошайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже соображений, но по необходимости: “опустившийся” человек теряет волю к жизни и обязательно погибает. Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос – отношение к подневольному труду. Заключенные, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замерзнуть и своеобразно “сократить” время от ночлега до ночлега, от кормежки до кормежки. На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда. Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость физического труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, – одна из самых вдохновенных в повести. Умение “правильно” работать (не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство. Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, теплые вещи… В отношении к охранникам, постоянно проводящим “шмоны”, Шухов и остальные Заключенные находятся в положении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее вооруженных людей, обладающих правом их наказать и даже застрелить за отступление от лагерного режима. Обмануть охранников и лагерное начальство – это тоже высокое искусство.

Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен – “в карцер не посадили, на Соцгородок (работа зимой в голом поле – прим. ред.) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил лишнюю порцию – прим. ред.), бригадир хорошо закрыл процентовку (система оценки лагерного труда – прим. ред.), стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…”

В конце повести дается краткий словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.

Вариант 2

Иван Денисович Шухов был обычным крестьянином и фронтовиком, но стал “государственным преступником”, “шпионом”, поэтому и попал в сталинский лагерь, как и миллионы людей, без вины осужденные.

Он отправился на войну в июне 1941 г., в феврале их армию окружили, им никак не доставляли еду. Доходило до того, что они строгали копыта с лошадей, размачивали и ели. Командование оставило своих солдат гибнуть в окружении. Но Шухов с солдатами попали в плен, откуда ему удалось бежать. Случайно он проговаривается о том, что побывал в плену и попадает в советский концлагерь.

Шухов во время лагерных работ и небольшого отдыха вспоминает о своей жизни в деревне. В письме он просит свою жену не присылать ему продукты, ведь он понимал, что в деревне люди тоже голодают. Если не обращать внимания на ретроспекции и небольшие эпизоды о жизни за пределами лагеря, действия повести укладываются в один день, в который автор вложил всю лагерную жизнь.

В лагере большое количество людей разных социальных слоев: столичного интеллигента – Цезаря, который и в лагере ведет “барскую” жизнь; морской офицер; старик, сидевший еще в царских тюрьмах; эстонцы и латыши – так называемые “буржуазные националисты”; Гопчик – подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов – характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. Начальник режима – Волков, который характеризует коммунистический режим.

Наш герой описывает каждую деталь лагерного быта и труда. Какой бы ни была жизнь, она остается жизнью, со своими страстями и переживаниями. Чаще всего это связано с едой. Кормят ужасно, поэтому если заключенный находил себе лишний паек хлеба или баланды, осваивал своего рода искусство. Для этого требовалось выслуживаться перед авторитетами, при этом, не теряя своего достоинства. Это было необходимо не из-за высоких соображений, просто такие люди теряли волю к жизни и умирали.

Жизненно важным вопросом является отношение к подневольному труду. Зимой рабочие чуть ли не устраивали соревнования, работали по максимуму, стараясь сократить время на ночлег и еду, чтобы не замерзнуть. На этом и построена система коллективного труда.

День, о котором рассказывает нам герой, был удачным – в карцер не посадили, он смог закосить себе каши, на работу в поле не выгнали, на шмоне не попался и купил себе табачку. Таких дней у него было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних добавилось.

  • Краткое Содержание Один День Ивана Де

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Иван Денисович Характеристика литературного героя Иван Денисович Шухов – заключенный, отбывающий срок в сибирском каторжном лагере. И. Д. – крестьянин 40-ка лет. Сидит за “измену родине” – вместе с товарищами выбрался из немецкого плена, пробрался к своим, а те сдали Read More ......
  2. “Один день Ивана Денисовича” связан с одним из фактов биографии самого автора – Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына – Иван Денисович Шухов, обычный узник Read More ......
  3. Буйновский Характеристика литературного героя Кавторанг Буйновский – один из заключенных, осужден на 25 лет за подарок, присланный ему английским адмиралом. Бывший капитан второго ранга. В лагере отстаивает права заключенных: “Вы права не имеете людей на морозе раздевать! Вы девятую статью Read More ......
  4. Алешка-баптист Характеристика литературного героя Алешка-баптист – один из заключенных. Вечный противник Ивана Денисовича по религиозным вопросам. Чистенький, умытый, очень худой, потому что питается только пайкой и нигде не подрабатывает. Настроение у Алешки-баптиста всегда благостное, улыбчивое. Посадили героя за веру. В Read More ......
  5. “На отчаяние не откликаются словословиями”. Повесть А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” была написана писателем в период работы над “Кругом первым” за рекордно короткий срок – сорок дней. Это своеобразный “отросток” от большой книги или, скорее, сжатый, сгущенный, популярный вариант Read More ......
  6. Тюрин Характеристика литературного героя Тюрин Андрей Прокофьевич – заключенный, бригадир. Был уволен из армии как сын кулака. Всю его семью раскулачили и отправили по этапу. Тюрин отбывает второй срок. Начальство грозит ему третьим, когда герой заступается за бригаду. Делает он Read More ......
  7. Клевшин Характеристика литературного героя Стенька Клевшин – заключенный. Глух на одно ухо. Во время войны попал в немецкий плен, бежал. Его поймали и отправили в Бухенвальд. Там он состоял в подпольной организации, носил в зону оружие для восстания. За это Read More ......
  8. Фетюков Характеристика литературного героя Фетюков – заключенный. Про него Иван Денисович думает: “Срока ему не дожить. Не умеет себя поставить”. На воле Ф. был большим начальником. Работать руками он не умеет, поэтому Тюрин ставит его на подсобные работы, например, таскать Read More ......
Краткое содержание Один день Ивана Денисовича Солженицын