Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей. Роль творчества в профессиональной деятельности человека

Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей. Роль творчества в профессиональной деятельности человека

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми формами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает це- леполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество - это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности - эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Но даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения.

Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией - внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество - это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбиниро- вание элементов уже известного, попытка представить чужое - понятным, а понятное - чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, - желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение - это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение - это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация - чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение - это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация - монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3.

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация - односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка - не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также - социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуаль|ный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность» .

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется во взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда).

Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал, сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под обучением понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» 1 .

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил . К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый - он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой - за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота лишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Социализация личности происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материальная деятельность направлена на изменение природы (производственная деятельность) или общества (социально-преобразовательная деятельность). Духовная деятельность направлена на изменение человеческого сознания.
  • 2. Творчество - деятельность по созданию нового. Общение - специфическая субъект-субъектная деятельность, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.
  • 3. Ведущими типами деятельности называют труд, обучение и игру. Именно они обеспечивают процесс социализации личности.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие признаки свидетельствуют о творческом характере деятельности? Какого человека принято называть творческой личностью?
  • 2. В чем заключается специфика общения как вида деятельности? Какую роль в жизни общества играет язык?
  • 3. Приведите аргументы в пользу того, что в процессе трудовой, обучающей и игровой деятельности человек социализируется.
  • Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 70.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 82.
  • Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «творчество» включают следующие признаки:

1.Творчество - деятельность, направленная на удовлетворение потребности человека в создании новых духовных и материальных ценностей.

2.Творчество оригинально по своей сути, так как в процессе творческой деятельности применяются новые приемы, способы и средства.

3.Творчество - комбинирование известных действий для получения нового результата.

4.Творчество отражает действительность. Человек в процессе творческой деятельности раскрывает возможности новых связей в своей деятельности, расширяет и углубляет свои знания о действительности. Следовательно, творчество является формой познания действительности.

5.Творчество - процесс постановки и решения нестандартных задач, процесс разрешения различного рода противоречий.

6.Творчество - форма качественного развития деятельности.

7.Творчество - высшая форма качественного развития человека и присуща только человеку.

8.Творчество - высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской деятельности.

9.Творчество выступает в единстве духовных и материальных начал. В этом единстве духовное начало предшествует материальному творчеству. В процессе духовного творчества или мышления планируются будущие действия, материализация которых осуществляется на практике. Мышление раскрывается в двух функциях - отражении и творчестве. Основная причина возникновения сознания - мышления заключается именно в творческом преобразовании действительности.

10.Творчество - сущность человека, способ и форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения.

11.Творчество - проявление законов и категорий диалектики. Диалектическая логика - логика творческого мышления. Диалектика, мышление, практика - все они объединены в творчестве.

Сущность творчества и его законов познается через структуру творчества. В теории творчества проблема структуры является основной. Трудности выявления структуры творческой деятельности, связаны с многообразием типов, этапов, стадий, фаз, субординации и особенностей проявления творчества.

Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).

При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Творчество – это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области.

Творчество имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания.

Этапы творческого процесса , взятого в общем виде.

1. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4. Проверка и доработка.

Творчество может рассматриваться двояко - как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности - от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.

Основой творческого процесса является интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная помимо сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенностями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.

В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.

Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования. Если сопоставить фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым человеком с формированием способности действовать в уме у детей, то окажется, что формы поведения детей на этапах развития способности действовать в уме аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.

1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.

2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности результата действия человека, т. е. наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:

Наличие побочного продукта в неосознаваемом опыте;

Высокий уровень поисковой мотивации;

Ясно и просто сформулированная задача;

Отсутствие автоматизации способа действия..

Необходимость в интуитивном решении задачи возникает в случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уровень осознанности поведения на стадии интуитивного решения снижен, и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

3. Фаза вербализации интуитивного решения. Интуитивное решение проблемы на предыдущей стадии творческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.

4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как структурные уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществления. Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных сочетаний уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней организации психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и др.).

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее дифференциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, - это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность - интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

- когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);

- эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);

- мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

- коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность). Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данное сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.

Содержание труда человека в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Изменяется также оценка труда и труженика . Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить.

Общим путем развития творческих способностей является включение детей в творческую деятельность.

Как известно главный труд детей – учеба. Поэтому надо сделать этот труд учащихся творческим.

К сожалению, в нашей школе преобладает репродуктивное обучение. Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика «запоминающих устройств». И ученик тем лучше успевает, чем точнее на последующем уроке воспроизводит полученные в готовом виде знания.

Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения на практике.

В трудовом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибегают к решению технических задач, использованию проблемности, техническому эксперименту, эвристическим беседам и т.д. Требует значительного углубления политехнический принцип обучения. На современном этапе развития науки и техники трудовое обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом к совершенствованию производства.

Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества - техническом, художественном и т.д.

Детское техническое творчество учащихся – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству.

В определении понятия «детское техническое творчество» существуют 2 точки зрения – педагогическая и психологическая .

Педагоги рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политического образования.

Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установленного уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, у психологов важны методы правильной диагностики творческих способностей учащихся, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

С учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна.

Результат творческой деятельности учащихся - комплекс качеств творческой личности:

    умственная активность;

    стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;

    самостоятельность в решении поставленной задачи;

    трудолюбие;

    изобретательность.

Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает прежде всего благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.

Во-первых , оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи техническому. Например, одной из важнейших операции обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него немыслимо и техническое мышление . То же можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развивается на техническом материале.

Во-вторых, обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развития технического мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления.

Однако, понятийно-образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для технического мышления. Например, понятия, взятые из технологии металлов, включают в себя сведения из различных наук (физики, химии и др.) Они представляют собой не механический конгломерат сведений, а являются единством существенных признаков технологического процесса или явления, рассматриваемых с точки зрения разных наук.

В техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического объекта, его размерах и других особенностях задаются не готовыми образами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий - чертежом. Причем чертеж не дает готового образа того или иного понятия, его нужно самостоятельно представить.

Рассмотренные выше особенности технического мышления позволяют заключить, что формирование его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах внеклассной работы по техническому творчеству.

Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы.

В процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментом.

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:

♦♦♦ в изучении специальной литературы;

♦♦♦ в ознакомлении с новинками техники;

♦♦♦ в консультациях специалистов.

Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного.

Если раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.

В воспитании творческих черт личности большое значение имеет результативность творческого труда. Особую ценность представляет труд, направленный на совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и т.д.

Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило в современных исследованиях данной проблемы (Ф.И.Иващенко , А.И.Кочетов , Н.В.Кузьмина , В.П. Пархоменко , Е.С.Рапацевич , И.М.Розет ) выделить следующие его основные виды:

а) научное творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, к разработке научных идей, их логической обоснованности и доказательности, к обобщению опыта учёных, к новейшим рекомендациям по развитию науки и т.д.;

б) художественное творчество, которое воплощается в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства и т.п.;

в) техническое творчество, относящееся к конструктивно-технической деятельности, к процессу развития творческой инициативы и самостоятельности, технических способностей, формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.

Введение

Творчество - это процесс деятельности человека, приводящий к созданию нового и оригинального продукта, новых материальных или духовных ценностей. Творческая деятельность является одним из главных определителей сущности человека, она подчёркивает превосходство и своеобразие его психики. Благодаря этой особенности человек создал города, машины, космические корабли, компьютеры и многое другое.

В наше время творчество становится необходимым инструментом для решения множества задач, как для создания новых предметов, разработки идей, так и для планирования и предвидения ситуаций. Спрос на творческие навыки человека все больше растёт.

Что же, собственно, представляет из себя творческая деятельность? В чем её сущность и структура? Что такое продукт творческой деятельности? Максимально кратким и ёмким ответом, на поставленные вопросы, выступит данная работа.

Творческая деятельность

«Творчество - это духовно-практическая деятельность человека, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых, никогда ранее не существовавших культурных ценностей, установление новых фактов, открытие новых средств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Фактически деятельность человека может выступать как творчество в любой сфере его жизнедеятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом, когда исследуется процесс, психологический механизм протекания акта творчества как субъективного акта индивида, и философском, рассматривающим вопрос о сущности феномена творчества.»

В общей структуре творческой деятельности, можно выделить несколько основных подсистем:

  • · Процесс творческой деятельности
  • · Продукт творческой деятельности
  • · Личность творца, отражаемая в процессе и продукте
  • · Среда и условия, в которых протекает творчество.

При исследовании творчества рассматривают все эти подсистемы в совокупности. Каждый аспект влияет друг на друга, личность на предмет деятельности, предмет на личность. При взаимодействии личности и действительности в процессе деятельности и рождается продукт творчества. Среда и условия так же накладывают свой отпечаток, творчество отчасти является реакцией личности на среду обитания, благодаря особенностям человеческой психологии.

«Главное в творчестве -- не внешняя активность, а внутренняя -- акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Можно привести характерные высказывания А. де Виньи («Я свою книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»), В. Гюго («Бог диктовал, а я писал»), Августина («Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня»), Микеланджело («Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы») и т. д.»

Значит, ещё одним из аспектов, влияющих на творческую деятельность, можно выделить и интуитивное начало в личности. Возможно интуиция, бессознательное куда больше влияет на конечный продукт, чем окружение или условия. К примеру, частный эффект «бессилия воли» при вдохновении, когда автор полностью погружается в работу, не замечая окружающего мира и протекающего времени.

В момент творчества человек становится не способен управлять потоком образов, переживаний. Образы появляются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом (планом работ), более яркие образы вытесняют из сознания менее яркие. Это приводит к проблеме неосознанности способа получения результата, когда автор не может объяснить причину, источник своих фантазий.

Важно так же подчеркнуть, что творчество и креативность могут рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с нормами, принятыми в определённом сообществе людей, но при этом не нарушающие правовые и моральные предписания группы.

При психологическом анализе творчества, можно сказать что это один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости самого понятия творческой деятельности, фактически вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя одинаково повторить простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Каждый миг человека неповторим, как и сам человек, любой человек индивидуален и его деятельность индивидуальна. Однако существует разделение обыденной активности и чисто творческой деятельности. Что же в таком случае можно назвать творческим? Субъективная оценка обществом новизны и оригинальности не слишком конкретизирована, в разных группах по-разному могут оценить одно и тоже произведение. От убеждения авторов произведения мало пользы, так же, как и сами произведения не могут подтвердить свою оригинальность. Здесь может работать даже понятие относительности, и поэтому четкий ответ на поставленный вопрос сложно сформулировать.

Некоторые ученые считают, что творчество: «чрезвычайно многообразное понятие…творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». Я. А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. При таком подходе к творчеству это понятие становится ненужным, так как под ним Я. А. Пономарев понимает любое развитие живой и неживой природы.

Другие что: в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» или определение А. Г. Спиркина (1972): «Творчество - это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры.»

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов. Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США считают, что определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в . курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им , учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.

Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и , М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация... Источник: Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612 1) (ред. от 08.05.2010) ...Творческая деятельность деятельность, порождающая нечто качественно… … Официальная терминология

    Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование,… … Википедия

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридический словарь

    творческая деятельность - сущ., кол во синонимов: 1 искусство (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    творческая деятельность - 3.51 творческая деятельность: Мыслительная деятельность оператора, направленная на образование новой информации, обеспечивающей достижение какой либо цели. 3.52 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - создание культурных ценностей и их интерпретация (Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.) … Энциклопедический словарь экономики и права

    творческая деятельность - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. создание культурных ценностей и их интерпретация … Большой юридический словарь

    Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т.д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности… … Педагогический терминологический словарь

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612 I, ст.3 … Словарь юридических понятий

Книги

  • Творческая деятельность журналиста , Самарцев О.. Данное пособие соответствует основным разделам курса "Основы творческой деятельности журналиста", рассматривает наиболее сложные в методологическом отношении вопросы создания текста в стиле…

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства.
Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором.
Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров. Творчество издавна делят на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.



В ХХ в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, - личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

И хотя доля творчес

30. Основные проблемы и перспективы развития человечества .

В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени; каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения. Однако если раньше угроза нашему духовному миру ощущалась лишь немногими людьми, то сейчас этот вопрос встает едва ли не перед каждым человеком.

Вопрос о современной ситуации человека как результате его становления и его шансов в будущем поставлен теперь острее, чем когда-либо. В ответах предусматривается возможность гибели и возможность подлинного начинания, но решительный ответ не дается.

То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной нам истории. Орудия в постоянном владении, создание и употребление огня, язык, преодоление половой ревности и мужское товарищество при создании постоянного общества подняли человека над миром животных.



По сравнению с сотнями тысячелетий, в которых, по-видимому, совершались эти недоступные нам шаги к тому, чтобы стать человеком, зримая нами история приблизительно в 6000 лет занимает ничтожное время. В нем человек выступает распространившимся по поверхности Земли во множестве различных типов, которые лишь очень мало связаны или вообще не связаны друг с другом и не знают друг друга. Из их числа человек западного мира, который завоевал земной шар, способствовал тому, чтобы люди узнали друг друга и поняли значение своей взаимосвязанности внутри человечества.