Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  «Внутренние воды Евразии. Реки. Характеристика внутренних вод евразии

«Внутренние воды Евразии. Реки. Характеристика внутренних вод евразии

Конспект урока

ФИО учителя: Комиссаренко Элина Викторовна

Предмет : география

Класс: 7

Тема урока : «Внутренние воды Евразии. Реки»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма проведения: урок – путешествие.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Цель: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить учащихся с крупнейшими реками материка.

Задачи:

Обучающие

1. Выявить особенности размещения рек по территории материка;

2. Систематизировать знания, касающиеся географической номенклатуры водных объектов Евразии.

Развивающие

1. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации;

3. Развивать картографические и творческие навыки учащихся.

Воспитательные

1. Воспитать умение работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом;

2. Создать условия для положительной мотивации при изучении географии;

3. Способствовать воспитанию бережного отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся приобретут самостоятельные навыки составления комплексной характеристики рек Евразии;

Смогут давать описание рек по физической карте материка;

Научаться называть и показывать реки Евразии на карте.

Личностные

Осознание ценности водных объектов материка;

Понимание важности, сохранять и рационально использовать водные ресурсы.

Метапредметные

Учащиеся смогут анализировать и обобщать полученный материал;

Выдвигать версии решения поставленных задач;

Сравнивать и обобщать новые понятия;

Выбирать необходимую информацию из разных источников.

Основные понятия: внутренние воды; река; устье; исток; питание рек.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Оборудование: учебник Коринская В.А. География материков и океанов. 7кл.- М.:Дрофа, 2013; атлас 7 кл; контурные карты Евразии; физическая карта Евразии; раздаточный материал; мультимедийный проектор.

Структура урока.

1. Организационный этап – 2 мин.

2. Мотивация – 3 мин.

3. Актуализация знаний – 5 мин.

4. Целеполагание – 2 мин.

5. Усвоение новых знаний – 20 мин.

6. Закрепление изученного материала – 4 мин.

7. Рефлексивно-оценочный этап – 4 мин.

Ход урока.

1. Организационный этап

Весь класс предварительно разделен на четыре команды. Результаты по каждому выполненному заданию отражаются на доске.

Учитель: ребята, сегодня у нас урок пройдет в виде путешествия. Каждая группа – это отдельная команда исследовательского судна. Сейчас вам предстоит выбрать капитана корабля (выбирают капитана).

У каждой группы на столе лежат памятки «Правила работы в группе», «Критерии оценивания внутри группы», с которыми вам необходимо ознакомиться (см. Приложение 1) Учитель: Мы совершим незабываемое плавание с препятствиями, и в конце урока лучший экипаж будет награжден самыми высокими баллами, но кроме этого, каждой команде в конце урока предстоит выбрать лучшего исследователя в своей группе с помощью критериев, он тоже получит награду. Как и все исследователи у каждого из вас есть бортовой журнал (тетрадь), в котором будете делать записи и отмечать на контурной карте места нашего пребывания.

2. Мотивация.

Учитель:

«Как удивительна планета, на той, где вместе мы живем.

Озера, реки – чуда света, по ним немного проплывем.

И унесется в эту даль наш дружный славный теплоход.

Терять здесь времени не жаль,

Ну что, начнем, друзья, вперед!

А может знает кто, ребята, какой имеем океан?

Евразия ведь так богата – вот гляньте Тихий тут и там!

А наши реки – Амур, Лена, длиною поражают нас.

Их много, будто теорема, и говорим мы без прикрас.

Наш интереснейший урок набирает лишь начало,

Ну что, готовьте знаний флот к географическому сплаву!»

(Филатова Д. М.)

Учитель: Ребята, скажите, какая тема зашифрована в этом стихотворении?

Учащиеся: «Внутренние воды Евразии. Реки» (записывают в тетрадь)

3. Актуализация знаний.

Учитель: какие темы мы изучали на предыдущих двух уроках? (климат, рельеф)

Вспомните, от чего зависит климат любой территории? (от широты места, воздушных масс, подстилающей поверхности)

В чем заключается главная особенность климата Евразии? (лежит во всех климатических поясах)

Какие выделяют главные особенности рельефа материка? (60% занято равнинами, горные территории расположены на востоке и юго-востоке)

Если соотнести, все вышесказанное с темой сегодняшнего урока, можно дать ответ на следующий вопрос: Какие два главных фактора влияют на реки материка?

Учащиеся: Климат и рельеф, от климата зависит питание и режим реки, от рельефа характер течения.

4. Целеполагание

Учитель: Ребята, исходя из темы урока, какой же будет главная цель нашего путешествия? (Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками)

Учитель: А еще нам предстоит выяснить, какую роль играют реки в жизни людей?

5. Усвоение новых знаний

План урока (изображен на доске)

1. Соотнести реки Евразии, по бассейну океанов

2. Оформить контурную карту

3. Совершить сплав и составить комплексную характеристику реки.

Учитель: Какие типы внутренних вод вы знаете? (реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота)

На первом уроке, при изучении географического положения Евразии мы вспоминали, какими океанами омывается материк. (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый)

Число команд соответствует числу океанов. Все 4 экипажа отправляются в плавание по разным океанам.

Первое задание - головоломка

Учитель: Экипажи, вам необходимо расшифровать реки, относящиеся к бассейну нужного океана, разгадав головоломку. Названия рек выписать в бортовой журнал, нанести на контурную карту и показать на физической карте Евразии их расположение. Если задание выполнено верно, группа получает 5 баллов. Команда, которая первая выполнит задание, получает дополнительный балл (см. Приложение 2).

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова (вращение головой)

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Второе задание – описание реки по плану.

Учитель: Перед выполнением второго задания, необходимо вспомнить план описания реки, по которой вы будете сплавляться (ответ учащихся)

Вам помогут атласы и учебники. После составления характеристики реки, группы отчитываются о проделанной работе у физической карты материка. За каждый верно выполненный пункт плана, команда получает 1 балл.

План описания реки:

1.Название.

2. В какой части материка протекает.

3. Исток/устье реки.

4. Зависимость характера течения реки от рельефа.

5. Питание.

6. Хозяйственное использование.

Учитель: Экипаж, путешествующий по Атлантическому океану, сплавляется по реке Дунай, команда Тихого океана по Янцзы, экипаж Северного Ледовитого океан - по Лене и путешествующий по Индийскому отправляется по реке Ганг.

Ребята, мы с вами осуществили сплав по рекам, относящимся к бассейнам 4-х океанов. А про какой бассейн мы с вами забыли упомянуть? (Бассейн внутреннего стока) Какая крупнейшая река относится к этому типу, протекающая по территории нашей страны? (Волга)

Река Волга - самая крупная и многоводная река Русской равнины, и самая большая река Европы.

“Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!” – так писал о великой русской реке Александр Дюма. Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.

А почему мы относим эту реку к бассейну внутреннего стока? (впадает в Каспийское море)

6. Закрепление изученного материала

Учитель: Ребята, мы проделали нелегкий путь, осуществили плавание сразу к четырем океанам Земного шара.

И в конце путешествия у нас остались зашифрованы названия рек, которые нужно разгадать (ответы от каждой команды принимаются по поднятой руке).

Первый слог мой, это нота,

Буква – это слог второй

Ну а целое, широко разлилось

большой рекой. (Дон)

Дятел выбивает дробь

на сосне у речки...(Обь)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной,

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной! (Волга)

По берегу бежала мышь:

«Я быстрее, чем...!» (Иртыш)

Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

стану спутником Земли. (Лена)

7. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: В начале урока мы поставили цель, какую? (Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками) Достигли мы ее? (Да)

С какими реками вы сегодня познакомились? Водами, каких океанов омывается Евразия? (ответы учащихся)

Но у нас еще остался без ответа вопрос: какую роль играют реки в жизни людей? (ответы учащихся)

Ребята, обратимся к плану нашего урока, выполнили мы его? (ответ)

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, продолжив предложения на слайде (выполняется устно):

Мне больше всего удалось…

Для меня было открытием то, что…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Больше всего мне понравилось…

Учитель: В начале урока, вы получили карточки с «Критериями оценивания внутри группы». Сейчас вам предстоит выбрать одного члена вашего экипажа, который на протяжении всего плавания активно проявлял себя.

(Учитель подсчитывает результаты на доске. Выявляет победителей, комментирует работу на уроке. Выставляет оценки лучшим ученикам, по мнению группы, и экипажу, занявшему первое место)

Учитель: Ребята перед вами «светофор настроения». У каждого из вас есть три сигнальные карточки, которые необходимо приклеить на светофор: зеленая – все было интересным на уроке; желтая - понравилось, но не все; красная – на уроке было скучно.

Спасибо за урок, до свидания!

Приложение 1.

« Правила работы в группе»

    Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

    Слушайте, каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

    Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана

    Капитаном выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

«Критерии оценивания»

    Знание изучаемой темы

    Активность в обсуждении

    Умение высказывать свое мнение или представлять результаты работы группы

    Доказательность и полнота ответа, грамотная речь отвечающего

    Культура общения

Приложение 2.

Атлантический океан Северный Ледовитый океан


Тихий океан Индийский океан

о

Ответы:

Атлантический океан: Рейн, Дунай, Дуэро, Нева, Висла.

Тихий океан: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Амур, Анадырь.

Северный Ледовитый: Обь, Енисей, Лена, Колыма, Печора.

Индийский океан: Инд, Ганг, Тигр, Ефрат, Иравади.

Евразия — самый большой материк, занимающий 1/3 всей суши. Площадь Евразии -53,4 млн. км2. Крайние точки Евразии:

Северная: мыс Челюскин (78° с.ш.,104° в.д.);

Южная: мыс Пиай (1° с.ш., 103° в.д.);

Западная: мыс Рока (39°с.ш.,9°з.д.);

Восточная: мыс Дежнева (67° с.ш., 169° з.д.).

Южное побережье Евразии изрезано меньше, здесь преобладают крупные географические объекты: огромные Аравийский полуостров и Индостан, Аравийское море, почти не уступающий ему по размерам Бенгальский залив.

Граница между Европой и Азией проводится достаточно условно: ей принято считать линию, проходящую от Северного Ледовитого океана по Уральским горам, затем — по реке Урал, северному берегу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине. Дальше Европу и Азию разделяют моря: , Черное и Средиземное.

На средиземноморском побережье есть большие запасы руд цветных металлов, бокситов, в северной Азии (территория России) есть крупные запасы золота и медно-никелевых руд. По побережью проходит «оловянный пояс» — ряд месторождений оловянных руд. На севере и на расположены залежи алмазов, в добывают другие драгоценные камни изумруды, рубины, бирюзу.

Евразия богата реками и озерами, реки впадают во все четыре океана, также есть крупные области внутреннего стока. В Северный Ледовитый океан несут свои воды Печора, Енисей, . Наиболее крупные из них — Обь, Енисей, Лена — берут свое начало в горах и плоскогорьях , они достаточно полноводны, так как питаются за счет таяния ледников и осадков, кроме того, у всех рек Северного Ледовитого океана выражено весеннее половодье, так как в этих районах довольно снежные зимы — стаивая, снег питает реки. Эти реки имеют огромное количество крупных и мелких притоков, Западно-Сибирская равнина, которая находится между Обью и , сильно заболочена

Реки бассейна Тихого океана , . Они берут свое начало в горных районах, но в основном течении протекают по равнине, из-за этого реки достаточно полноводны. Хуанхэ и Янцзы сильно разливаются, образуя наносы Хуанхэ не зря носит название «желтая река» — ее воды несут огромное количество песка и мелких частичек почвы. Это особенно заметно в месте впадения ее в море — вода Хуанхэ заметно отличается по цвету от морской.

Крупнейшие реки Индийского океана — Инд, Ганг, Тигр, . Эти реки протекают по территории с достаточно жарким , и если долины Инда и Ганга сильно увлажены благодаря Гималаям, то Тигр и Евфрат протекают по засушливой местности. Благодаря тому, что истоки этих рек находятся на возвышенностях, они являются главной причиной плодородности почвы, очень много воды используется для орошения.

Другие крупные озера: и , соединены естественными и искусственными протоками между собой, а также с с одной стороны и — с другой. Таким образом, они являются важным элементом транспортного пути из Европы к Северному Ледовитому океану.

Огромные размеры материка влияют на его климатические условия. Из-за большой протяженности с севера на юг Евразия находится во всех , различие климата в северных и южных районах материка очень велико. Из-за огромной протяженности с запада на восток влияние океана ослабляется, формируется резко континентальный тип климата, поэтому для Евразии характерно не только субширотное, но и субмеридиональное изменение климата.

Еще одна специфика климата Евразии заключается в том, что горы на юге и востоке страны преграждают путь с Тихого и, особенно, с теплого Индийского океана. Напротив, воздушные массы, формирующиеся над Атлантическим и , оказывают значительное влияние на климат материка. С Атлантического океана дуют теплые ветра, благодаря которым достаточно мягок. А вот с Северного Ледовитого океана на север и центр материка практически беспрепятственно проникают холодные ветры.

Все это приводит к неравномерному распределению температуры на материке в зимние месяцы. Изотермы января проходят не субширотно, а практически повторяют очертания береговой линии, особенно на западе, постепенно сглаживаясь к востоку. На севере азиатской части материка расположен полюс холода северного полушария: г. Оймякон, -71 °С.

Осадки также распределены очень неравномерно. Центральная часть материка, удаленная от всех океанов, достаточно засушливая, здесь образуются пустыни, в том числе и крупнейшая пустыня Евразии — Гоби. Мало осадков выпадает и на севере азиатской части. Побережья Атлантического, Тихого и за редким исключением (Аравийский полуостров) достаточно хорошо увлажнены. С продвижением вглубь материка среднегодовое количество осадков уменьшается резко на юге (путь влажному воздуху преграждают горы) и постепенно на востоке и западе.

Северное побережье Евразии находится в пределах арктического климатического пояса. Эти территории находятся за северным полярным кругом, зимой здесь царит полярная ночь — солнце не поднимается из-за горизонта. Соответственно, территории арктического пояса получают очень мало солнечной энергии. В летнее время года день становится довольно продолжительным, но большая часть энергии отражается от поверхности земли, покрытой снегом. Поэтому средние температуры летних месяцев также невысоки. Здесь выпадает мало осадков, поскольку холодный воздух не может быть влажным, над Северным Ледовитым океаном влажные морские массы не формируются.

Южнее протянулась полоса субарктического климатического пояса, достаточно узкая на западе материка и расширяющаяся к востоку. Для этой территории характерны большие перепады температуры летом и зимой, а также возможны резкие смены погоды под влиянием холодного воздуха с океана. В западной части климат смягчается влиянием более теплого Атлантического океана.

Широкой полосой проходит умеренный климатический пояс. Он начинается севернее 40° северной широты, в западной части материка доходит до северного полярного круга.

Побережье Европы находится в зоне морского умеренного климата, здесь мягкая зима, температура нечасто опускается ниже нуля, и теплое лето. На побережье выпадает много осадков (до 1000 мм), погода очень изменчива.

Европейская часть Евразии находится в зоне умеренного континентального климата. С запада поступают влажные воздушные массы с Атлантического океана, которые смягчают климат, благодаря им здесь выпадает среднее количество осадков (500-600 мм). Все же перепад температур зимой и летом достаточно высок.

Центральную часть Евразии занимает резко континентальный умеренный климат. Для него характерны резкие перепады температур, не только сезонные, но и в течение дня. Зима очень холодная и сухая, летом также выпадает незначительное количество осадков (200 мм).

Восточное побережье находится под влиянием умеренного муссонного климата. Зимой здесь холодно и ясно, без оттепелей, осадков выпадает мало. Летом, напротив, очень влажно и довольно прохладно, небо часто затянуто облаками.

Юг Европы, Ближний Восток, территория Памира и юг Китая находятся в зоне субтропического климата. На западе климат смягчается близостью морей, здесь формируется Средиземноморский тип климата: лето жаркое и сухое, зима достаточно теплая и влажная. При продвижении на восток, вглубь материка, начинается зона континентального субтропического климата с жарким летом, теплой зимой и очень небольшим количеством осадков (100-150 мм). На побережье Тихого океана господствует муссонный субтропический климат: зима теплая и сухая, лето жаркое и влажное.

Тропический климат характерен для Аравийского полуострова и побережья Персидского залива. Здесь сухо, очень жарко летом и достаточно прохладно (до 0°С) зимой. В этой зоне формируются пустыни.

Субэкваториальный климат характерен для полуострова Индостан и юго- : здесь тепло и летом, и зимой. Зима и весна сухие, летом господствует влажный муссон, приносящий с Индийского океана обильные продолжительные ливни.

Экваториальный тип климата отмечается преимущественно на островах, расположенных вдоль экватора. Здесь нет серьезных перепадов температуры, всегда тепло и много осадков.

В Евразии существуют все природные зоны, границы между ними очень четкие.

Зона арктических пустынь и полупустынь занимает острова Северного Ледовитого океана. Большая часть территории покрыта льдом, почва промерзает на много метров вглубь. Здесь обитают морские животные — тюлени, котики и многочисленные морские птицы.

Южнее расположена зона тундры и лесотундры. Здесь произрастают мхи и лишайники, карликовые деревья. В южной части лесотундры появляются березы, ольха. Фауна очень ограниченна: водятся лемминги, северные олени, песцы.

В зоне умеренного климата формируется крупный лесной пояс, состоящий из двух природных зон: и смешанных и широколиственных лесов. Тайга занимает почти весь Скандинавский и , северную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины, а также Средне-Сибирское плоскогорье. Тайга представляет собой густой, иногда заболоченный хвойный лес, в основном произрастают пихта, кедр, формируются подзолистые почвы. Среди животных обитают куницы, бурундуки, зайцы, лоси, бурые медведи. Много птиц, как насекомоядных, так и хищных. Зона смешанных и широколиственных лесов сформирована преимущественно в европейской части материка. Здесь произрастают сосны, ели, дубы, почвы — каштановые и бурые лесные. Эта природная зона очень плотно заселена человеком, осталось мало естественной фауны, в основном это мелкие — белки, бурундуки, зайцы.

Леса на юге постепенно переходят в лесостепи, а затем — в степи. В этих зонах обитает много грызунов: сурки, суслики, мыши, произрастают разнообразные травы. В зоне степей формируется наиболее плодородная почва — чернозем, поэтому здесь в обилии выращиваются злаковые.

Пустыни и полупустыни находятся в центре материка. В этой зоне выпадает очень мало осадков, а зимы достаточно холодные. Фауна практически отсутствует, из растений преобладают полынь и саксаул.

На побережье Средиземного моря сформирована зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Произрастают пальмы, теплолюбивые хвойные растения, масличные деревья, цитрусовые.

На противоположной, восточной, стороне материка находится зона переменно-влажных (муссонных) лесов. Здесь произрастают бук, дуб, магнолии, бамбук — растения, хорошо переносящие сухую прохладную зиму и начинающие активно расти в теплое время года. Много достаточно крупных животных: обезьяны, леопарды, гималайский медведь, в лесах Индии — антилопы, крокодилы, тигры, шакалы. Очень много змей — около 200 видов.

На полуострове Индостан сформировалась зона саванн. Здесь произрастает множество трав, а также деревья, устойчивые к засухе: бамбук, акации. Также здесь много крупных животных: слонов, буйволов.

Зона влажных экваториальных лесов сформирована на южных островах Евразии. Здесь произрастают разнообразные пальмы, фикусы, лианы. Животный мир отличается разнообразием: много крупных и мелких обезьян, есть кабаны, буйволы, носороги, крокодилы, ящерицы и змеи.

В Евразии много областей высотной поясности, где природные зоны меняются с высотой.

Континент Евразия богат внутренними водами. Здесь находится самое большое бессточное озеро мира (и вообще самое большое озеро мира) Каспийское море, самое глубокое и самое большое пресное озеро мира Байкал, самое солёное озеро мира Мёртвое море, крупнейшая река внутреннего стока Волга. Кстати, на территорию внутреннего стока приходится примерно одна треть Евразии.

Характеристика рек Евразии

Самая полноводная река Евразии Ганг. В нижнем течении с Гангом соединяется река Брахмапутра. По полноводности Ганг уступает только Конго и Амазонке. Ганг протекает по территории с муссонным климатом, поэтому он столь полноводен. Река Инд течёт по более сухой территории, и поэтому она не такая полноводная. Реки Инд, Ганг, Брахмапутра, Иравади, Солуин, Тигр, Евфрат впадают в Индийский океан.

В Тихий океан впадают реки Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг. Янцзы самая длинная река Евразии.

На севере материка много полноводных рек. Крупнейшие реки этой области Обь, Енисей, Лена, Колыма. Это уже водные ресурсы России. При впадении в океан Обь образует Обскую губу. Лена самая длинная река России, а Енисей самая полноводная.

Все эти реки, а также Индигирка, Яна, Печора и другие, впадают в Северный Ледовитый океан. Реки, текущие по слою вечной мерзлоты, широко разливаются, образуя множество болот, так как вода не просачивается в почву.

В Атлантический океан впадают Дунай, Днепр, Дон, Эльба, Одер (Одра), Рейн, Сена, Луара, Висла. Самая длинная река, впадающая в Атлантический океан, - Дунай. Особое место среди этих рек занимает Нева. Нева вытекает из Ладожского озера, о котором речь пойдёт ниже; она имеет длину 74 километра, причём 60 из них Нева течёт по Санкт-Петербургу. Нева полноводная река, так как она единственный сток Ладожского озера.

Самая длинная река Европы Волга. Благодаря системе водохранилищ она судоходна всё лето. Волга имеет большую дельту. Волга река внутреннего стока, она впадает в Каспийское море.

К рекам внутреннего стока относят также Урал, Эмбу, Сырдарью, Амударью. Интересна история названия Урала. До конца XVIII века он назывался Яик, но затем был переименован. По реке Эмба проходит граница Европы и Азии. Сырдарья и Амударья впадают в Аральское море, но в последнее время их воды используются для орошения, и Аральское море пересыхает.

Характеристика озер Евразии

В Евразии много озёр. Самое крупное из них Каспийское море. Его уровень ниже Мирового океана примерно на 27 метров. Не так давно Аральское море было четвёртым по величине озером мира. Очень красиво озеро Иссык-Куль в Тянь-Шане. В пустыне Такла-Макан расположено озеро Лобнор (Лоб-Нор).

В озеро Байкал впадают более 300 рек, а вытекает только одна Ангара. В Европе расположены крупные озёра ледникового происхождения Ладожское и Онежское.

На Скандинавском полуострове находится озеро Венерн самое пресное из всех пресных озёр мира. Наоборот, самое солёное озеро мира Мёртвое море находится на Аравийском полуострове. Его уровень на 405 метров ниже уровня Мирового океана.

Разработка урока географии 7 класс

«По рекам Евразии»

Учитель: Шабакаева Т.А.

Цель урока: используя различные виды источников информации дать характеристику рек Евразии по плану.

Задачи: продолжить формирование умения составлять характеристику реки по плану, формировать навыки самостоятельной работы, навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать, выделять главное, формулировать вопросы, вести записи за выступающим, сотрудничать в группе.

Оборудование: физическая карта Евразии, справочные таблицы, школьный атлас, климатические диаграммы, командировочные листы (таблица), дополнительная информация о реках, презентация.

Тип урока: практическая работа в группах (3 группы тур-агентов, 1 группа туристов)

Ход урока:

Сегодня на уроке я буду не учителем, а директором туристического агентства «7 Б-тур», а вы – туристическими агентами. Наше агентство задумывает предложить новые туристические маршруты мурманчанам и в связи с этим я предлагаю вам, как людям сведущим в географии, совершить командировки на разные реки Евразии. У вас сложная задача: составить характеристику реки, определить её особенности и предложить туристические идеи нашим потенциальным клиентам, которые сегодня тоже присутствуют здесь.

Отчётом по командировке будут ваши командировочные листы (приложение) , они у каждого есть на столах и, конечно, интересный рассказ о вашем путешествии. Помните, что своим отчётом вам необходимо привлечь как можно больше желающих посетить эти реки. В работе вы можете использовать карты атласа, климатические диаграммы, дополнительную информацию (приложение) .

Задание нашим будущим клиентам: изучить информацию по рекам, определить моменты, которые вас заинтересовали или остались не понятны. Вопросы вы можете задать непосредственно нашим агентам.

Итак, 1 группа отправляется в Европу на реку Сена; 2 группа – на Дальний Восток, изучать реку Амур; 3 группа – определять особенности реки Ангара. Время на работу – 7 минут.

Отчёты групп. Итак, 1 группа вернулась из Европы, мы готовы выслушать ваш отчёт. Прошу остальных агентов заполнять свои командировочные листы под рассказ коллег.

Характеристика

Сена

1.Длина реки

776 км

2. Исток реки

плато Лангр, высота 471м

3. Устье, бассейн реки

пролив Ла-Манш, Атлантический океан

4. Характер течения реки

Северо-Французская низменность, равнинная

умеренный климат. пояс, морской тип климата

6. Питание реки

дождевое

7. Режим реки

половодье – ноябрь-март, паводки; межень - лето

транспортная магистраль, познавательный туризм

Вопросы туристов. Например: В какое время года лучше совершить путешествие на реку? Какие достопримечательности можно увидеть?

Одновременно с вами на реке работала группа фотографов. Вот какую реку увидели они. (

Отчёт второй группы. Река Амур. (уч-ся у доски показывает на карте месторасположение реки, рассказывает про особенности режима, питания реки, виды туризма).

Характеристика

1.Длина реки

2. Исток реки

слияние рек Шилка и Аргунь

3. Устье, бассейн реки

Пролив Татарский, Тихий океан

4. Характер течения реки

в широкой долине между хребтами, равнинная

5. Климатический пояс, тип климата

умеренный климат. пояс, муссонный тип климата

6. Питание реки

дождевое

7. Режим реки

половодье – лето-осень, паводки; межень – зима

8. Хозяйственное использование реки

транспортная магистраль, судоходство, рыболовство, экологический туризм

Вот какой Амур увидела наша съёмочная группа. (слайды презентации, видео сюжет)

Вопросы туристов.

Отчёт третьей группы. Река Ангара. (уч-ся у доски показывает на карте месторасположение реки, рассказывает про особенности режима, питания реки, виды туризма).

Характеристика

Ангара

1.Длина реки

1779 км

2. Исток реки

озеро Байкал, высота – 456 м

3. Устье, бассейн реки

река Енисей, высота 76 м

4. Характер течения реки

хребты, горная в верхнем течении

5. Климатический пояс, тип климата

умеренный климат. пояс, резкоконтинентальный тип климата

6. Питание реки

дождевое, снеговое

7. Режим реки

половодье – весна-лето; межень – зима

8. Хозяйственное использование реки

водохранилища, ГЭС, рыболовство, спортивный, экологический туризм

Вот что увидели наши фотографы. (слайды презентации, видео сюжет).

Вопросы туристов.

Отличная работа, ребята. Я думаю, что мы заинтересовали наших клиентов. Товарищи туристы, на какие реки хотели бы отправиться вы и почему? (отвечают и поясняют туристы).

Ребята, вы, конечно, заметили, что все исследуемые реки находятся в одном климатическом поясе, но по вашим рассказам, они сильно отличаются друг от друга. В чём же причина? (Две причины: рельеф (характер течения) и особенности климата(влияет на режим реки).

Что же необходимо учитывать при составлении туристического маршрута? (слайд презентации): 1. Рельеф 2. Климат.

Отметим это в своих туристических листах (вывод на слайде презентации).

Прошу вас туристические листы подписать и сдать мне их для анализа информации.

Для домашнего задания я предлагаю вам творческую работу: придумать визитную карточку для исследуемой реки в виде рисунка.

Спасибо всем за работу.