Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Доклад на тему: «методы и приемы используемые по фэмп. Применение триз для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Доклад на тему: «методы и приемы используемые по фэмп. Применение триз для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.

Особенности психолого-педагогических исследований

Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.

История появления ФЭМП в дошкольном образовании

У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.

Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.

Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.

Требования к в ДОУ

В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:

  • разнообразие по размерам, цвету, форме;
  • возможность применения в ролевых играх;
  • динамичность, прочность, устойчивость;
  • эстетичные внешние характеристики;

Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:

  • «Не спешить с результатом». Каждый ребенок развивается по своему «сценарию», важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат.
  • «Поощрение - лучший путь к успеху». НОД по ФЭМП в средней группе предполагает поощрение любых усилий малыша. Воспитатель должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация спеха, создаваемая я каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике.

Специфика работы с дошкольниками

Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.

Разделы дошкольного математического образования

В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.

Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:

  • оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах;
  • сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей;
  • самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий

Заключение

ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, в том числе игровые. Игра для ребенка является естественной формой и средством познания мира. Для воспитателя правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Используя игру в образовательном процессе, необходимо обладать, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Занятия строятся таким образом, что дети каждый раз узнают что-то новое. На занятиях по математике в младшей и средней группе часто использую сказки, так называемые занятия, с математическим сюжетным содержанием например: «Путешествие», «День рождения», «К нам гости пришли», «Сказка про колобка на новый лад»,где дети выполняли задания которые им предлагали герои сказки. Смысл таких занятий в том, что все задачи данного занятия объединяются одним общим сюжетом. Детям нравится такая математическая сказка, они с удовольствием выполняют задания и решают задачи.

В старших группах использую исследовательско-экспериментальную деятельность, решение проблемных задач. Дети подготовительной к школе группе на занятии «садятся в ракету» и попадают на математическую планету, где их встречают различные геометрические фигуры. Помимо этого, дети выполняют различные двигательные упражнения: «Зарядка по карточкам», «Изобрази фигуру», в том числе предлагаются двигательные игры: «Спрячь лягушат от цапли», «Телефоны», «Соедини вагоны», выполняют творческие задания «Выложи палочками», «Как можно поиграть», «Дорисуй картинку».

Постепенно, в каждой возрастной группе задания усложняются. Ребёнку предлагается не просто высказать предполагаемое решение, но и объяснить, почему он так думает. Взаимоотношение педагога и ребёнка выстраиваются в форме диалога сотрудничества.

Во время занятий дети не только общаются с педагогом, но и взаимодействуют друг с другом. Прежде всего, это осуществляется во время проведения дидактических игр. Например, дети младшего возраста выкладывают на полу домино. Игры их носят пока характер совместного действия. Дети среднего возраста, получают карточки с изображением телефонов, которые нужно соединить в пары, найти одинаковые по форме. Дети встают из-за столов и начинают сравнивать карточки, постепенно образовывая нужные пары. При этом дети вынуждены общаться, иногда доказывать или объяснять друг другу правильное решение.

Предлагаю многофункциональные игры например такие:«Сегодня на прогулке», « Что видели в лесу»,и др. Такие игры многофункциональны, так как каждый раз возвращаясь к игре, ребёнок получает новое индивидуальное задание (например, детям, которые уже справились с заданием, можно предложить поменяться карточками).

К пяти годам дошкольник переходит от индивидуальных игр к играм в компании сверстников. Поэтому, начиная с этого возраста, предлагаю командные игры. Так в игре «Живые числа», для усвоения количественного счёта в старшей группе, дети получают перемешанные карточки с цифрами и выстраиваются по порядку. Побеждает команда, первая построившаяся правильно. При этом, дети, стремясь победить, не только быстрее выполняют задание, но и обучают друг друга в процессе игры, помогая игрокам своей команды. Специально ставлю команды друг против друга, чтобы каждому был хорошо виден числовой ряд противоположной команды, при этом, делая проверку, дети наглядно закрепляют порядок чисел.

Другой вид дидактических игр, используемых в работе с детьми, – это игры, не требующие никаких дидактических пособий, что очень удобно для организации педагогического процесса. Например, игра «Дни недели». Из группы детей выбираются семь человек, которые выстраиваются по порядку. Первый игрок – понедельник, второй вторник и так далее. Задаю вопросы, соответствующий день недели делает шаг вперёд. Например, «второй день недели», «день недели, идущий перед пятницей», «день недели – середина будних дней» и так далее. Остальные дети внимательно следят за правильностью выполнения заданий игроками. Такая наглядная игра не только помогает запомнить порядок дней недели, но и разъясняет смысл их названий, даёт больший эффект, чем при простом заучивании.

В дошкольном детстве ребёнок лучше воспринимает информацию в движении. Например, дети показывают фигуры, руками, или рисуют пальчиком в воздухе. Так в игре «Геометрические фигуры», дети под музыку изображают движениями-символами фигуры, которые я показываю с помощью карточек.

При этом образовательная среда организована таким образом, что легко происходит смена разных видов деятельности: дети сидят на ковре, выполняют упражнения или играют в двигательные игры, сидят за столами, запоминают различную информацию в стихотворной форме с движениями. При этом они получают психологический настрой под спокойную музыку, сопровождающую процесс выполнения некоторых заданий.

Из всего многообразия занимательного материала при организации НОД с детьми по ФЭМП я часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей представлениями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры являются одним из средств реализации программных задач.

Настольно-печатные игры: «Найди различия», «Сравни и подбери», «Одним словом», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Логика», «Четвёртый лишний» и т.п.

Игровые наборы для экспериментирования по восстановлению целого из частей, по разделению целого на части.Игровые наборы «Кубики». Логическое домино.

Я назову те, в которые мы с детьми любим играть.

« Геометрическая мозаика» (Составь картинку)

. «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.

«Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.

«Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.

Тема: «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» меня заинтересовала и побудила к разработке и изготовлению игрового методического пособия «Занимательные карточки» по формированию элементарных математических представлений. Набор карточек постоянно пополняется. В каждой карточке задания, например: «Найди 10 отличий», «Что сначала, что потом», «Расставь по размеру» и др.

В своей педагогической практике по формированию элементарных математических представлений использую "Танграм", технологию блоков Дьенеша, палочки Кьюзенера, что позволяет мне соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Выбирая, ту или иную игровую технологию стараюсь учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, что обеспечивает эффективность усвоения материала.

Мной создана картотека игр, позволяющих закрепить представления по математике, которые я использую. Организовала в группе «центр познавательной деятельности», где хранятся игры по математике.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Занимательный материал не только развлекает детей, но и заставляет их думать, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления, развивает память, внимание

воображение.


  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • ДОШКОЛЬНИК
  • МАТЕМАТИКА

В статье описана история развития формирования математических представлений дошкольников через анализ работ учёных разных стран в контексте методов, содержания, приемов обучения.

  • Практическая работа по астрономии «Заполнение диаграммы Герцшпрунга-Рассела»
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении
  • Использование виртуальных учебных материалов с целью саморазвития студентов медицинских вузов
  • Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов

Педагог дошкольного образования должен быть знаком с современным состоянием развития теории и технологии развития математических представлений дошкольников с целью дать качественное математическое образование своим воспитанникам. При этом необходимо помнить, что темпы развития общества не обеспечивают профессиональной подготовки на весь трудоспособный период жизни человека. Поэтому воспитатель должен быть готов к непрерывному образованию в течение всей жизни, повышению квалификации, приобретению и развитию навыков сочетания, переноса, взаимосвязи уже усвоенных знаний с новыми .

Современная ситуация теоретического и технологического развития формирования математических представлений у детей дошкольного возраста была сформирована в 80-90-е гг. XX вв. В 80-е гг. ученые стали искать пути улучшение дошкольного математического образования через оптимизацию содержания и новые методы обучения детей .

Формирование начальных математических представлений было заложено психологами. Гальперин П.Я. разработал линию по ознакомлению с элементарными математическими понятиями и действиями. Она была построена на введении мерки. Число при таком подходе понимается как отношение измеряемой величины к избранной мерке, как результат измерения. Формирование понятия числа через освоение детьми действий комплектования, уравнивания, измерения и психологический механизм счета как умственной деятельности, были описаны в трудах Давыдова В.В. В своих работах Березина Р.Л., Лебедева 3.Е., Проскура Е.В., Непомнящая Р.Л., Левинова Л.А., Щербакова Е.И., Тарунтаева Т.В. показали, что возможно развить у детей дошкольного возраста представления о величине и о взаимосвязи между счетом и измерением .

Таким образом, согласно традиционной методике обучения число является результатом счета. Особенностью нового способа введения понятия явилось представление числа как отношения измеряемой величины к единице измерения (условной мерке), т.е. число, как результат измерения. Поэтому в программу обучения детей внедрили новый раздел «Величина» .

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач дал возможность исследователям разработать методику обучения детей обобщенным способам решения познавательных задач, построению связей, зависимостей и т.д. Для этого стали предлагаться новые средства обучения: модели, схематические рисунки, которые отражали существенное в познаваемом содержании .

Маркушевич А.И., Папи Ж. и др. обратили внимание на необходимость пересмотра содержания знаний по математике для детей шести лет. Они считали, что следует обогатить, добавить новые представления, относящиеся к комбинаторике, множествам, вероятности, графам и т.д. Маркушевич А.И. рекомендовал строить методику по обучению математике, опираясь на положения теории множеств. Считал, что необходимо обучать дошкольников при помощи простых операций с множествами, развивать у них пространственные и количественные представления. Папи Ж. разработал методику по формированию представлений у детей о функциях, отношениях, отображениях, порядке и др. при помощи использования многоцветных графов .

Попытки формирования количественных представлений у детей раннего возраста, а так же пути совершенствования этих навыков у детей дошкольного возраста были рассмотрены Ермолаевой Л.И., Даниловой В.В., Тархановой Е.А. .

Методы, приемы математического развития дошкольников при помощи игры сформулированы Игнатовой Т.Н., Смоленцевой А.А., Щербининой И.И. и др. .

Метлиной Л.С. разработаны: комплексный подход к обучению, эффективные дидактические средства, разнообразные приемы обучения. Ее работы стали использовать при написании конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений, методических рекомендаций .

Разработка новых методик по обучению детей дошкольного возраста математике осуществлялась и в других странах, таких как Германия, Польша, США, Франции .

Ученые из Польши и Германии, Дум Э., Альтхауз Д., Фидлер М., обратили внимание на развитие представлений о числах в процессе практических действий с множествами предметов. Учёными были предложены игры и упражнения, которые помогали детям овладеть умениями упорядочивать, классифицировать предметы по разным признакам, в том числе и по количеству .

Ученые из США Лаксон В. и Грин Р. в качестве развития представлений о понятии числа и математических действиях изучали понимание детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов. Ими уделялось большое внимание изучению вопроса понимания детьми принципа сохранения количества в процессе практических действий в преобразовании непрерывных и дискретных величин .

Французские учёные считали, что дети до четырёх лет должны учиться считать самостоятельно без помощи взрослого потому, что играя с песком, водой и другими предметами у детей формируется представление о количестве, величине на сенсорном уровне .

Педагог французских материнских школ Полина Кергомар считала, что способность к пониманию математики зависит от качества обучения. Педагогами из Франции была разработана система логических игр. Считалось, что в игре у детей формируется и развивается способность к пониманию, рассуждению, самоконтролю. Дети учатся переносить усвоенные навыки в новые ситуации. Используя математический язык, дети 5-6 лет постигают элементарные математические понятия, учатся кратко и точно выражать свои мысли, находить и исправлять ошибки .

В 90-х гг. XX в. было выделено несколько основных научных направлений в методике и теории развития математических представлений у детей дошкольного возраста. В первом направлении Пиаже Ж., Поддьяков Н.Н. и др., рассматривали содержание развития и обучения, приемы и методы по формированию у дошкольников интеллектуально-творческих способностей, таких как: наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и т.д. Вторым направлением, которое рассматривали Шпрангер Э., Эльконин Д.Б. и др., является развитие у детей сенсорных способностей, процессов, например, при использовании моделирования. Моделирование – это одно из интеллектуальных умений детей дошкольного возраста. Дошкольники способны оперировать несколькими видами моделей: конкретными, условно-символическими, обобщенными. Георгиев Л.С., Давыдов В.В. и др. выделили третье направление. Его суть заключается в том, что до освоения чисел, происходит практическое сравнение величин. Данное сравнение осуществляется через выявление в предметах общих признаков, а именно: длина, масса, ширина, высота. Столяр А.А., Соболевский Р.Ф. и др. разработали четвертое теоретическое направление. Оно опирается на становление и развитие одного вида мышления в процессе понимания и усвоения детьми свойств и отношений. В процессе действий с разными множествами, цветом, предметов, формой, размером и т.д., дети учатся выполнять логические задачи над свойствами разных подмножеств .

Таким образом, теоретические основы современной методики по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста основываются на четырех направлениях, новых и традиционных идеях.

Список литературы

  1. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Будько Т.С. Развитие математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Киричек К.А. О некоторых активных формах проведения занятий у бакалавров профиля «Дошкольное образование» // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIX Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С.66-71.
  4. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  5. Михайлова 3.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  6. Смолякова О.К., Смолякова Н.В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3-6 лет к школе. - М.: Издат-школа, 2002.
  7. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2007.
  8. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 2002.
  9. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад

Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование : цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Ход занятия

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель: Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка: Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель: Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель: Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.

  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
  2. Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.

С учетом ФГОС ФЭМП относится к области познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интереса детей, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий. Становление сознания, формирования первичных представлений о себе, других, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

Принципами математического развития являются:

2)Математическое содержание в разных видах деятельности

Формы работы: в игре, проектировании

В совместной деятельности педагога и детей.

В обучении детей математике педагог использует разные технологии.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Технология обучения детей счету в пределах 100.

Образование чисел 2-го 10 , счет в пределах 20.

Ерофеева, Павлова, Новикова.

10 палочек. Вопрос сколько?

Педагог: раньше слово 10 обозначали словом дцать. Соберем 10 палочек и перевяжем тесьмой. Получится 1 десяток или дцать.

Положу 1 палочку. Получится 11 и т.д. до 20.

Соберем эти палочки получилось 2 десятка.

Таблица сотня Никитина.

Е диницы сверху-вниз

Десятки слева-направо

Детям дают задания: назвать числа сверху-вниз, обозначить число карточкой, назови соседей числа. Можно учить сложению и вычитанию. При сложении вправо и вниз. При вычитании влево и вверх.

Таблица служит для знакомства с первой сотней, слоение и вычитание в пределах сотни.

Технология сто-счет Н.А. Зайцев.

Т
аблица состоит из: числовых лент, карточки с числами, числовой столб, схемы арифметических действий. Таблица от 0 до 99.

Ребенок видит ско-ко десятков и единиц составляет каждое число.

Задания: найди соседей, какое число больше какое меньше. Найдите число обозначенные двумя одинаковыми числами.

Данный материал можно поместить на стене.

Счетные палочки Кюинезера

Способствуют накоплению чувственного опыта, который способствует переходу от конкретного к абстрактному для развития овладения с числами, счетом, измерением.

Палочка – это множество на котором легко обнаруживается отношение эквивалентности и порядка. Цвет и величина.

Использование чисел в цвете позволяет развивать представления о числе на основе счета и измерения.

Подводим к пониманию больше меньше на.

Набор состоит из 241 палочки прямоугольного параллелепипеда. Палочки имеют разную длину от 1 до 10 см. каждая палочка это число выделенное цветом и величиной (1 это белая, 2 розовая, две белых это одна розовая). Упражнения проводятся в 2 этапа. 1 – дети играют с палочками. 2 – палочки как средство обучения математике.

Блоки Дьенеша

Логический материал представляет собой 48 логических блоков, которые различаются 4 свой-ми: формой круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная.

Цветом – красная желтая синяя

Толщиной.

Позволяет развивать мыслительные операции, ведет к логическому мышлению.

Играют в игры собрать в один обруч все блоки красного цвета, вне обруча все остальные.

Вопрос 33. Организация экологического образования детей дошкольного возраста в ДОО.

Из ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Система экологического образования в ДОУ: 1. Проф.подготовка педагогов. 2. Эколого-развивающая среда в ДОУ: ее создание и работа внутри нее. 3. Непосредственно экологическое образование дошкольников. 4. Экологическое просвещение дошкольников. 5. Работа в социуме (посещение музеев). Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. По мнению С.Н.Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самооценки природы. Н.А.Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:1. Познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов),2. Эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окр.природного мира,разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами),3. Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологических ситуации территории дошкольного учреждения),4. Формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодвевного ухода за живыми объектами и общения с ними, формирование желания и умения сохранять окр.мир природы),5. Формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и быту). Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждая из них выполняет свою функциональную роль. Экологическая комната.Этот элемент экологической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. Здесь используются только природные материалы. Жвой уголок – достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающий целей. Зимний сад – также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений. Альпийская горка – нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляетя в местоположении горки (на территории ДОУ, в экологической комнате, зимнем саду, живо уголке), в видовом составе растений, внешней виде, размерах камней. Музеи. Выделяют 2 направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев(краеведческих, исторических, естественнонаучных,выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для детских садов. Огород, сад – эти элементы распространены в ДОУ, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Можно выделить 3 основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах и парниках. Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными,воспитывают ответственность за живых существ. По мнению С.Н.Николаевой, создание экологической среды, ее поддержание на нужном уровне,усовершенствование и последующее использование в пед.деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей. Чертой методики экологического воспитания детей являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы,»живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов. Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых;неприхотливые с точки зрения содержания и ухода. По мнению С.Н.Николаевой, экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства, оснащение помещения соответствующей атрибутикой из природного материала, подбор нужных кормов, создание необходимого температурного режима. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически-нравственного воспитания детей. В таких условия животные активны, что позволяет организовать наблюдение разных сфер жизни: питание, передвижение, выращивания потомства и тд). В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание корма, заботу о потомстве и др.Экологический подход необходим не только для животных, но и растений. Главными факторами определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, почва, воздух. Т.о., создание т поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.