Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Мораль басни «Лев и Лисица» Толстого и ее возможные толкования: Эзоп, М. А. Булгаков и Доктор Хаус

Мораль басни «Лев и Лисица» Толстого и ее возможные толкования: Эзоп, М. А. Булгаков и Доктор Хаус

Главные герои – старый Лев и хитрая Лисица. Сюжет басни таков – лев постарел и он уже не может добывать себе пропитание, гоняясь за дичью, как раньше. Тогда Лев придумывает хитрость – он притворяется больным и скрывается в пещере. Сердобольные звери не могут не проведать старого и больного Льва и непрерывно идут в пещеру. А Лев их там и съедает.

Вот только Лиса не спешит заходить ко Льву в гости. Когда же Лев спрашивает Лису, почему она не заходит к нему в пещеру, та отвечает, что видит много следов, входящих в пещеру и не видит ни одного следа, выходящего из пещеры. Опытная Лиса разгадала незамысловатую хитрость Льва и тем самым избежала участи быть съеденной Львом.

Таково краткое содержание басни.

Главный смысл басни «Лев и Лисица» заключается в том, что нельзя быть излишне доверчивым. Доверчивость может иметь плохие последствия. Басня также учит нас быть внимательными, подобно Лисе, которая смогла заметить по следам, что в пещеру входят, а из пещеры никто не выходит! Но мало быть внимательным по жизни. Надо еще уметь сделать правильные выводы из наблюдаемых событий. Лиса сумела это сделать, догадавшись, куда подевались все вошедшие в пещеру звери, и спасла свою жизнь. Тем самым басня наглядно показывает нам, что тот, кто умеет анализировать ситуацию и делает правильные выводы, имеет больше шансов выжить в окружающем мире.

Какие пословицы подходят к басне «Лев и Лисица»?

На хитреца простаки падки.
Копеечной хитрости грош цена.
Не верь чужим речам, верь своим очам.

О том, как могущественный Лев присвоил себе добычу остальных зверей, поведает басня «Лев на ловле» Крылова.

Читать текст басни:

Собака, Лев да Волк с ЛисойВ соседстве как-то жили,И вот какойМежду собойОни завет все положили:Чтоб им зверей съобща ловить,И что наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначалаЛиса оленя поймалаИ шлёт к товарищам послов,Чтоб шли делить счастливый лов:Добыча, право, недурнаяПришли, пришел и Лев; он, когти разминаяИ озираючи товарищей кругом,Делёж располагаетИ говорит: «Мы, братцы, вчетвером. –И начетверо он оленя раздирает. – Теперь давай делить! Смотрите же, друзья:Вот эта часть мояПо договору;Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;Вот эта мне за то, что всех сильнее я;А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,Тот с места жив не встанет».

Мораль басни Лев на ловле:

Мораль басни – не стоит напрасно ждать справедливости при дележке добытого с сильными мира сего. У них в порядке вещей нарушать заранее оговоренные условия, особенно если договоренность была заключена с обладающими меньшими полномочиями. Когда Лисица принесла добычу, то Лев сначала поделил ее согласно договору. Но потом присвоил ее полностью себе. И перечить ему звери не могли. Ведь царь зверей пригрозил, что если остальные посмеют посягнуть на причитающееся, то могут занять место очередной добычи.

raskonyaga.ru

Басня «Лев на ловле»

Прослушать басню «Лев на ловле»

Собака, Лев, да Волк с Лисой В соседстве как-то жили, И вот какой Между собой

Они завет все положили:

Чтоб им зверей съобща ловить, И что́ наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала Лиса оленя поимала, И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов:

Добыча, право, недурная!

Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Дележ располагает И говорит: «Мы, братцы, вчетвером». И на четверо он оленя раздирает. «Теперь, давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет».

Примечание

Заве́т – договор, союз, наказ, обещание.

Время написания: 1808 г. Крылатое выражение: Львиная доля. Изначально выражение «львиная доля» означало большую и лучшую часть чего-либо, полученную кем-либо заведомо несправедливо, по праву сильного. Впоследствии это выражение стало означать просто большую (лучшую) часть чего-либо.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга четвертая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

azbyka.ru

Лев на ловле

Peskarlib.ru > Детские стихи > Иван КРЫЛОВ

Иван КРЫЛОВ

Собака, Лев да Волк с Лисой

В соседстве как-то жили,

И вот какой

Между собой

Они завет все положили:

Чтоб им зверей съобща ловить,

И что наловится, все поровну делить.

Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала

Лиса оленя поимала

И шлет к товарищам послов,

Чтоб шли делить счастливый лов:

Добыча, право, недурная!

Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая

И озираючи товарищей кругом,

Дележ располагает

И говорит: «Мы, братцы, вчетвером. -

И начетверо он оленя раздирает. -

Теперь давай делить! Смотрите же, друзья:

Вот эта часть моя

По договору;

Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;

Вот эта мне за то, что всех сильнее я;

А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет».

Иван КРЫЛОВ

Мор зверей

Лютейший бич небес, природы ужас - мор Свирепствует в лесах. Читать...

Иван КРЫЛОВ

Любопытный

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Все видел, высмотрел; от удивленья,

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

...«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально - старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», - к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях - жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский.

Своя рука владыка... И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти - кожи...»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней - ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей...

«Но в чем же то они усердие явили?» - спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани - запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» - для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, - нет. Проблема «доброго Льва» - проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.

Лев и Барс рисунок

Когда-то, в старину,
Лев с Барсом вёл предолгую войну
За спорные леса, за дебри, за вертепы.
Судиться по правам - не тот у них был нрав;
Да сильные ж в правах бывают часто слепы
У них на это свой устав:
Кто одолеет, тот и прав.
Однако, наконец, не вечно ж драться -
И когти притупятся:
Герои по правам решились разобраться;
Намерились дела военны прекратить,
Окончить все раздоры,
Потом, как водится, мир вечный заключить
До первой ссоры.
«Назначим же скорей
Мы от себя секретарей, -
Льву предлагает Барс, - и как их ум рассудит,
Пусть так и будет.
Я, например, к тому определю Кота:
Зверёк хоть неказист, да совесть в нем чиста;
А ты Осла назначь: он знатного же чина,
И, к слову молвить здесь,
Куда он у тебя завидная скотина!
Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь
Его копытца вряд ли стоят.
Положимся ж на том,
На чем
С моим Котишком он устроит».
И Лев мысль Барса утвердил
Без спору;
Но только не Осла, Лисицу нарядил
Он от себя для этого разбору,
Примолвя про себя (как видно, знал он свет):
«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет»

Мораль басни Лев и Барс

Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

Словам врага или недруга нельзя доверять.

Анализ басни Лев и Барс

Крылов в очередной раз написал острую басню под названием «Лев и Барс». Это небольшая жизненная история, над которой стоит задуматься как взрослым, так и детям. Как и во многих других баснях, мораль заложена в самом конце текста в простой и понятной фразе. Впрочем, и по всему произведению присутствуют важные жизненные наставления.

Правильно подобраны звери-герои четко и ясно выражают то, что хотел сказать автор одним своим названием, к примеру, что ослик - глупый, а лиса - хитрая. Лев и Барс же славятся своей властностью, умом и силой, а недостатком является дерзость, высокомерность и хитрость. В разговоре они символизируют двуличных людей, которые улыбаются в глаза, но думают, как бы сделать подлость за спиной.

Анализируя текст с иной стороны можно увидеть, насколько осторожны в разговоре враждующие. Но не стоит доверять своим глазам в такой ситуации и лучше перестраховаться после «пожатия рук». Здесь приведен яркий пример того, что после «перемирья», обе стороны пытаются хитростью добиться желаемого результата. И наглядно показано принцип: «прав тот, кто значительно сильнее». На самом деле это глупо, смешно и нелепо смотрится со стороны, и так поступают только малоумные. Прежде чем меряться силой – стоит попытаться честно договориться.

Басня рассказывает о льве и барсе, которые вели борьбу за угодья. Но решив прекратить войну, решили назначить от себя секретарей. И пытаются обмануть друг друга.

Герои басни (персонажи)

Слушать Басню Крылова Лев и Барс

Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т. е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

…”Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать”.

Итак, Лев предупредил (специально – старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде “складчины”,- к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях – жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти “жирных”, как сказал бы Маяковский. Своя рука владыка…

И вот что ответили и вот что сделали бояре:

“Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти – кожи…”

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

“От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет”.

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней – ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

…не нахвалится усердием друзей…

“Но в чем же то они усердие явили?” – спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани – запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. “Ищите, где он добр” – для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер,- нет. Проблема “доброго Льва” – проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.


Другие работы по этой теме:

  1. Рассмотрим басню “Мор зверей” (1809). Крылов рисует картину страшного опустошения – по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании...
  2. Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое –...
  3. В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она...
  4. В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих...