Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Особенности государственного управления при экологических рисках. Управление экологическими рисками: существующие подходы и стандарты. Определение экологического риска

Особенности государственного управления при экологических рисках. Управление экологическими рисками: существующие подходы и стандарты. Определение экологического риска

Оценка риска заключается в процессе идентификации и прогнозирования негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей в результате функционирования промышленных и иных производств и объектов, которые могут представлять опасность для населения и окружающей среды. Применение методов анализа риска в области защиты окружающей среды имеет целью:

  • - обеспечить сравнимость уровней и методов защиты населения и природы по отношению к источникам опасности различной природы;
  • - установить приоритеты и пути решения проблем снижения риска.

Концепция оценки риска включает в себя два элемента: собственно оценку риска (Risk Assesment) и управление риском (Risk Management).

Оценка риска - это его выявление, анализ его происхождения, определение степени опасности в конкретной ситуации. К экологическим показателям ущерба (экологический риск) в этом случае относятся: разрушение биоты, ухудшение качества окружающей среды, связанное с ее загрязнением, повышение вероятности возникновения специфических заболеваний, отчуждение земель, гибель лесов, рек и т.п.

Управление риском - это анализ самой рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, направленного на уменьшение риска, поиск путей сокращения риска.

Изучение и оценка риска проводится в три стадии.

На первой стадии осуществляется предварительный анализ опасности.

Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ. Обычно одни подразделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует выявить участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками риска. Идентификация рисков заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности. Необходимо:

  • 1) Выявление источников опасности (например, возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т.д.?);
  • 2) Определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.)

Средствами изучения опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом учитывается степень токсичности, правила безопасности, взрывоопасные условия, условия прохождения реакций, коррозионных процессов, условия возгораемости и т.д.

3) Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он включать детальное изучение риска в результате диверсий, ошибок людей, поражения молнией, землетрясений и природных факторов риска и т.д.).

Таким образом, целью первой стадии анализа риска является изучение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.

ГОСТ Р 22.0.07-95. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций» устанавливает следующую классификацию и номенклатуру поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) (Табл 3)

Таблица 3. Номенклатура поражающих факторов

Наименование поражающего фактора источника техногенной ЧС

Наименование параметра поражающего фактора источника техногенной ЧС

Воздушная ударная волна

Избыточное давление во фронте ударной волны.

Длительность фазы сжатия.

Импульс фазы сжатия

Волна сжатия в грунте

Максимальное давление.

Время действия.

Время нарастания давления до максимального значения

Сейсмовзрывная волна

Скорость распространения волны.

Максимальное значение массовой скорости грунта.

Время нарастания напряжения и волне до максимума

Волна прорыва гидротехнических сооружений

Скорость волны прорыва. Глубина волны прорыва. Температура воды. Время существования волны прорыва

Обломки, осколки

Масса обломка, осколка. Скорость разлета обломка, осколка

Экстремальный нагрев среды

Температура среды.

Коэффициент теплоотдачи.

Время действия источника экстремальных температур

Тепловое излучение

Энергия теплового излучения.

Мощность теплового излучения.

Время действия источника теплового излучения

Ионизирующее излучение

Активность радионуклида в источнике.

Плотность радиоактивного загрязнения местности.

Концентрация радиоактивного загрязнения.

Концентрация радионуклидов

Токсическое действие

Концентрация опасного химического вещества и среде.

Плотность химического заражения местности и объектов

На второй стадии следует выявить последовательность опасных ситуаций. менеджмент экологический природоохранный

Данная стадия начинается после того, как определена конфигурация системы и завершен предварительный анализ опасностей. Оценка экологического риска состоит из определения его вероятности и размеров ущерба. Существуют различные методы, позволяющие исследовать экологический риск, при этом следует выбирать сочетание методов в зависимости от специфики предприятия, например:

  • - статистический метод - для однотипных некрупных предприятий;
  • - метод экспертных оценок - для нового производства;
  • - сопоставление экологического ущерба и экономической выгоды - возмещение ущерба за счет самого виновника аварий;
  • - дерево событий - расшифровка «человеческого фактора»;
  • - дерево отказов: отказ - ожидаемое событие, которое не проявилось в нужное время;
  • - сценарный анализ -большое число сценариев потенциальных аварий, например, атомная энергетика, нефтедобыча.

Анализ риска на второй стадии начинается с прослеживания последовательности возможных событий, начиная от инициирующего события. Далее анализируются возможные варианты развития событий, которые могут последовать за первым этапом аварии. На основе анализа возможных событий строится дерево отказов. При этом выполняется правило: верхняя ветвь соответствует желательному событию (“успех”), нижняя нежелательному (“отказ”).

Таким образом, вторая стадия заканчивается определением всех возможных вариантов отказов в системе и нахождением значений вероятности для этих вариантов.

Третья стадия: анализ последствий.

При анализе последствий используются данные, полученные на стадии предварительной оценки опасности и на стадии выявления последовательности опасных ситуаций.

По данным дерева отказов и полученным значениям вероятности возможных отказов можно построить гистограмму частот для различных величин проявления неблагоприятных событий.

Для оценки риска вероятности неблагоприятных событий сопоставляются с возможными последствиями, как показано в таблице 4.

Таблица 4 - Матрица оценки риска

В матрице использована следующая классификация риска:

В - высокая величина риска;

С - средняя величина риска;

М - малая величина риска;

Н - незначимая величина риска

Каждое нежелательное событие может возникнуть по отношению к определенному объекту риска. Соотношение объектов риска и нежелательных событий позволяет различать индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономические риски. Каждый его вид обусловливает характерные источники и факторы риска, классификация и характеристика которых приведены в таблице.

Табл. 5 Классификация и характеристика видов риска

Вид риска

Объект риска

Источник риска

Нежелательное событие

Индивидуальный

Условия жизнедеятельности человека

Заболевание, травма, инвалидность, смерть

Технический

Технические системы и объекты

Техническое несовершенство, нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов

Авария, взрыв, катастрофа, пожар, разрушение.

Экологический

Экологические системы

Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации

Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия

Социальный

Социальные группы

Чрезвычайная ситуация, снижение качества жизни

Групповые травмы, заболевания, гибель людей, рост смертности

Экономический

Материальные ресурсы

Повышенная опасность производства или природной среды

Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостаточной защищенности

Управление риском - это целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска на предприятии. Задачей управления рисками является контроль, предотвращение или сокращение гибели людей, снижение заболеваемости, снижение ущерба, а также предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Управление риском состоит из следующих элементов: сравнительная оценка и ранжирование рисков; определение уровней приемлемости риска; выбор стратегии снижения и контроля риска (контроль поступления химических веществ в окружающую среду из источников загрязнения, мониторинг рисков, регламентирование уровней допустимого воздействия); принятие управленческих (регулирующих) решений.

На начальном этапе управления риском (сравнительная оценка и ранжирование рисков) проводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов, т.е. выделения круга вопросов, требующих первоочередного внимания.

С целью снижения уровней риска могут использоваться следующие подходы: снижение числа и мощности источников опасности; снижение вероятности развития или проявления вредных эффектов; уменьшение числа экспонируемых лиц; снижение вероятности воздействий (например, вероятности развития аварийных ситуаций); снижение выраженности вредных эффектов.

В задачи управления риском входит также выбор стратегии мониторинга рисков. которые выполняют следующие функции: контрольную (сравнение с предельно допустимыми или приемлемыми уровнями), сигнальную (быстрое реагирование на возникновение опасной ситуации), прогностическую (возможность предсказания уровней рисков на основе анализа), инструментальную (как средство для распознавания и классификации наблюдаемых явлений).

Передача и распространение информации о риске являются естественным продолжением процесса управления риском. Полученные в процессе оценки риска данные должны быть полностью понятны специалистам по регулированию риска и, кроме того, доступны для представителей прессы и заинтересованных групп населения.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • - планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • -заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования из числа работников;
  • -иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • -обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • -создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

По каждому факту возникновения аварии специальной комиссией должно проводиться техническое расследование ее причин, что впоследствии становится важным источником информации для анализа рисков.

На опасных производственных объектах должны разрабатываться декларации промышленной безопасности, что предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ ENVIRONMENTAL RISK MANAGEMENT

Подгорная Т.И.

Южно-Российский институт управления - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье автор рассматривает понятие "экологический риск" и приводит классификация рисков. Анализирует этапы управления рисками, и некоторые меры государственного управления в этой сфере. Также автор подробно рассматривает экономические стимулы по переходу на экологические технологии и делает выводы о том, как усилить их эффективность.

Ключевые слова: экологический риск, управление, правовые меры, наилучшие доступные технологии, плата за негативное воздействие.

Annotation: The author considers the concept and classification of environmental risk risks. She analyzes the stages of risk management and some measures of state control in this area. The author also examines in detail the economic incentives for the transition to environmental technology and draw conclusions on how to enhance their effectiveness.

Key words: environmental risk management, legal measures, the best available technology, the fee for a negative impact.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы появились различные новые виды хозяйственной деятельности, которые направлены на принесение пользы обществу, но, к сожалению, способны подорвать состояние окружающей среды.

В качестве примера такого вида деятельности можно привести добычу сланцевого газа. Сланцевый газ - прекрасный альтернативный вид топлива, который может заменить привычный нам газ . Но почему же такие страны как Франция, Болгария и Нидерланды запретили у себя его добычу? По мнению координатора нефтегазового сектора Глобальной арктической программы WWF России Михаила Бабенко, тот экологический риск, который несет в себе добыча сланцевого газа, гораздо выше, чем польза от нее, по той причине, что технология добычи слишком грязная: она сопровождается потреблением большого количества питьевой воды, и загрязняет подземные источники вод. Но, тем не менее, США от данного вида топлива не отказывается, а страдает от этого окружающая среда в целом, потому что она не делится на страны. На данном примере мы видим, что одним из экологических рисков здесь является уменьшение числа питьевой воды, как ограниченного ресурса ввиду его изъятия и загрязнения оставшегося количества.

Что же вообще представляет собой экологический риск? Если говорить о легальном закреплении этого понятия в нашей стране, то в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический риск определяется как вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера .

Данное определение не идеально, и, как отмечает в одной из своих работ Г. А. Мисник, лучшим является определение экологического риска,

которое было дано в проекте Концепции экологической безопасности России 1993 года, согласно которой под ним понималось соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия . Но это был лишь проект. Действительно очевидно, что данное понятие, затрагивающее не только вероятностную, но и количественную оценку риска наиболее полно отражает его правовую природу и к тому же является более простым.

Теперь о том, что представляет собой управление экологическим риском и риском вообще. Каждый из нас управляет риском ежедневно в различных ситуациях, даже не задумываясь об этом. Когда мы переходим дорогу каждый день, мы рискуем быть сбитыми автомобилем. И чтобы этого не случилось, мы соблюдаем ряд мер предосторожности, которые и можно назвать мерами по управлению риском.

Система управления рисками достаточно проста. Первым шагом нужно определить, какими могут быть рисковые события, возможные причины их возникновения и последствия, к которым они могут привести. Вторым оценить риск, то есть решить, насколько вероятно наступление рискового события и насколько значимыми могут быть последствия. Третий шаг: выбрать оптимальный метод управления риском, то есть, что нужно или что нельзя делать, чтобы рисковое событие наступило. И, наконец, контролировать выполнение выбранных мероприятий и отслеживать наступление рискового события.

Экологические риски можно классифицировать по множеству оснований: по степени распространения риска (локальные и глобальные), по уровню его допустимости (допустимые и противоправные), по виду реципиента восприятия риска (риски, сопровождающие опасные последствия для людей, для природы, для экономики) и пр. .

Наиболее важной нам представляется классификация экологических рисков по источнику опасности. Источником может являться: опасное

природное явление, не зависящее от людей; крупные техногенные аварии и катастрофы; хозяйственная деятельность людей.

В отношении каждого из этих источников, законодатель принимает ряд мер, для недопущения рисковой ситуации или минимизации ее последствий, даже в отношении природных явлений, неподчиненных человеку. Существует ряд, так называемых, мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и для каждого рискового события они свои.

Сложнее дело обстоит с экологическими рисками от хозяйственной деятельности. Каждое предприятие, которое имеет дело с потенциально вредными для окружающей среды объектами, проводит свое такое управление. В частности, уже упомянутым ФЗ «О защите окружающей среды» предусмотрена возможность добровольно страховать свои имущественные интересы на случай возникновения экологического риска. Помимо этого можно привести в качестве примера производственный экологический контроль, который осуществляют организации и ИП, имеющие дело с объектами первых трех категорий опасности. Они разрабатывают и утверждают программу контроля, а затем в соответствующие государственные органы подают документацию о его результатах, где отражают информацию о фактических объеме выбросов, сбросов, об обращении с отходами и о состоянии окружающей среды.

Но все равно все то, что делают сами организации и ИП не остается без влияния государственных, правовых мер. Если мы говорим о страховании, то для отдельных видов деятельности на законодательном уровне оно является обязательным, если мы говорим об экологическом контроле, то все равно государством устанавливаются требования к содержанию программы контроля. Можно перечислять и дальше.

К некоторым другим государственным мерам по управлению экологическими рисками можно отнести: лицензирование отдельных видов деятельности, создающих опасность для окружающей среды,

экологическую сертификацию; обязательную государственную экологическую экспертизу опасных видов деятельности; государственный экологический надзор; систему нормирования (сбросов, выбросов, образования отходов); санкции за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе плату за выбросы, сбросы, размещение отходов производства и потребления и пр.

Полный перечень правовых мер по управлению экологическими рисками привести невозможно в силу объективных причин, ведь все существующее нормативное регулирование в сфере экологического права, на мой взгляд, направлено на поддержание экологической безопасности, а поддерживать безопасность - значит не допускать и минимизировать риски.

Мне бы хотелось остановиться подробнее на такой мере как экономические стимулы для хозяйствующих субъектов.

Прежде всего, необходимо исходить из того, что при установлении баланса между экономикой и экологией базовым принципом является принцип наилучших доступных технологий (НДТ). Это путь, по которому пошло большинство стран. Он предусматривает переход на технологии, отвечающие последним экономически доступным достижениям науки при минимальном уровне воздействия на экосистему.

Вопрос состоит в том, что их применение требует немалых затрат. И государство, грубо говоря, спонсирует их внедрение в предприятия, зачитывая плату за негативное воздействие для предприятий, переходящих на НДТ в счёт затрат на эти мероприятия.

Это и есть безусловный экономический стимул. Но стимулы могут быть не только позитивные. Стимулом может являться также повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Действующая сегодня система нормирования негативного воздействия основана на предельно допустимых концентрациях

загрязняющих веществ в воздухе и воде. Данная законодательная конструкция приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, отчисляя в бюджет незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие, и не имеют никаких стимулов к модернизации.

Слишком мала у нас не только плата за негативное воздействие на окружающую среду, но и размеры штрафов в виде санкций за экологические преступления и правонарушения . Как отмечал А.И. Бойко, их нужно значительно повышать, так как экологические правонарушения могут подорвать здоровье огромного количества людей, а значит, санкции за них не должны быть в разы меньше, чем за правонарушения в отношении конкретных лиц .

Мы видим, что не все в области управления экологическими рисками зависит от государственных мер. Важна экологическая культура каждой отдельной личности и общества в целом, которая пока в нашей стране не сложилась, хоть и есть ряд активистов, организаций и компаний, занимающихся этими проблемами. Когда мы говорим об экологических рисках, мы подразумеваем деятельность предприятий, связанных с опасными объектами, но на самом деле каждый из нас своими действиями по крупицам может создать рисковую ситуацию для природы. Но все-таки правовые меры по управлению экологическими рисками со стороны государства должны быть более эффективными и должны, пусть и путем введения жестких санкций, тем не менее, стимулировать не наносить вред окружающей среде.

Список литературы:

1. Василенко Е.В. Проблемы международно-правового регулирования освоения и использования мировых природных ресурсов // Северо-кавказский юридический вестник. 2009. № 3. С. 84-89

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СПС «Консультант Плюс»

3. Мисник Г. А. Правовые проблемы оценки экологического риска // Законодательство и экономика, N 7, июль 2006 г. - 21с.

4. Мисник Г.А. Проблемы ответственности за экологические преступления // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №1. - С. 92-97

5. Бойко А.И. Экологический манифест криминалиста // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - М.: Юрлитинформ, 2012, № 2 (3). - С. 236-239

6. Супрун В.В. О принципе добросовестности в проекте концепции совершенствования общих положений гражданского кодекса Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 4. С. 78-80

Достаточно давно меня просят написать об управлении экологическими рисками. Я все отнекиваюсь, ибо «позиция автора может не совпадать с мнением редакции». Но в своем жж, я думаю, написать об этом все-таки можно.

Сразу оговорюсь, речь не пойдет о таких вещах, как «оценка риска для здоровья населения», чего от природопользователей требует, в частности, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».Это несколько другая тема. Здесь имеет место быть научные исследования и такие исследования это своеобразная «высокая материя» подвластная лишь ученым из ГУ НИИ ЭЧ И ГОС им. А.Н. Сысина РАМН (Государственное учреждение Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук) и лицам к ним примкнувшим. Я же буду рассказывать о вещах более приземленных, таких как корпоративный риск-менеджмент в применении к деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Вообще, с понятием «риск-менеджмент» (в том числе и в Викепедийном описании по ссылке выше) дело обстоит приблизительно так же, как и со многими другими экономическими и управленческими практиками. Достаточно элементарная вещь, которую обвесили различными умными терминами, до такой степени, что непосвященным это кажется чем-то из области научной фантастики про то, как космические корабли бороздят просторы Большого театра. Но, на деле, все вполне себе элементарно.

Знаете ли вы, что практически вся ваша жизнь – это сплошной риск-менеджмент?

Давайте, для начала немного теории и определений, а затем, я попробую на пальцах рассказать, что это такое и с чем это едят. Итак:

Риск - неопределенность возникновения события, с пособного позитивно (возможности) или негативно (угрозы) повлиять на достижение установленных целей.

Звучит заумно. Давайте разложим это определение на более понятные выражения и перейдем к примерам.

«Неопределенность возникновения события» - «Какова вероятность встретить динозавра на улице? 50 на 50 – либо встречу либо не встречу» (анекдот про блондинку)

«Способного позитивно (возможности) или негативно (угрозы) повлиять на достижение установленных целей» - «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» (народная мудрость, озвученная, уже не помню кем).

Тут еще надо сделать лирическое отступление. Этого, обычно не пишут в книжках по риск-менеджменту, но понимать это надо. Любое событие имеет свои причины и последствия. Рисковые события – не исключение. Причем у одного рискового события может быть масса причин, и масса последствий.

Вы управляете рисками ежедневно в различных ситуациях. Просто не всегда понимаете, что занимаетесь именно этим. В качестве примера возьмем риск быть сбитым автомобилем при переходе дороги. В данном случае, рисковое событие – это сам контакт бренных телес пешехода, с агрессивного дизайна решеткой радиатора изделия отечественного или зарубежного автопрома.

Последствий этого события может быть много:

Смерть пешехода и водителя (вы думаете такого не бывает?);

Смерть только пешехода;

Инвалидность пешехода;

Тяжкие телесные повреждения пешехода, не приводящие к инвалидности;

Легкие и средней тяжести телесные повреждения;

Отсутствие какого либо телесных повреждений (отделался легким испугом);

И т.д. (на самом деле вариантов масса, включая смерть водителя от сердечного присутпа при легком испуге пешехода).

Причин этого события тоже может быть немало:

Вы перебегаете МКАД;

Водитель проигнорировал запрещающий сигнал светофора;

Водитель перепутал педаль газа и тормоза;

И т.д. (вплоть до того, что вы заснули на ходу, переходя дорогу).

Собственно, чтобы не быть сбитым автомобилем, вы выполняете простейший набор правил, которым вас научили ваши родители в глубоком детстве и которые отложились у вас под коркой головного мозга, в том числе:

Не перебегать дорогу в неположенном месте;

Ожидать зеленого сигнала светофора для пешеходов, прежде чем переходить дорогу;

Убедиться, что водители вас пропускают, даже при горящем зеленом сигнале светофора;

Переходя дорогу смотреть по сторонам и не терять бдительности;

И т.д.

В общем-то, этот простейший набор правил и есть риск-менеджмент .

Рассмотрим приведенный пример именно под этим углом.

На первом этапе вы определяете свою цель: дожить до ста лет и понянчиться с правнуками, при этом оставаясь в трезвом уме и здравой памяти, не будучи прикованным к инвалидной коляске.

Затем вы определяете, что может вам помешать достичь своей цели:смерть, инвалидность и т.д.

Затем вы определяете событие, которое может привести к последствиям, не позволяющим достичь цели: в данном случае, при переходе дороги – быть сбитым автомобилем.

Собственно, вся цепочка «причины-событие-последствие» и есть риск.

Ну и в конечном этапе вы определяете мероприятия, которые минимизируют возможность наступления события: ждете зеленого, смотрите по сторонам.

Это управление риском посредством профилактики возникновения. Т.е. ваша цель в данном случае, чтобы минимизировать возможность наступления события.

Также существуют другие методы управления риском:

Отказ от риска – просто не переходить дорогу вообще никогда;

Профилактика снижения последствий – ну, допустим, ходить в хоккейной амуниции, чтобы если машина таки собьет, травмы были наименее тяжелыми;

Метод принятия – ничего не делать, собьет и хрен бы с ней, одним больше, одним меньше, какая разница, по сравнению с мировой Революцией?

Метод хеджирование или страхования – застраховать свою жизнь и здоровье на кругленькую сумму, чтобы если таки собьет получить (или семья получит, в зависимости от результата) солидную сумму денег.

Метод передачи риска – в данном случае сложно придумать пример управления риском посредством его передачи. но, в целом смысл таков: вы стоите на одной стороне улицы, а вам надо купить сигарет на другой стороне. Вы даете 10 рублей бомжу, который переходит дорогу туда и обратно и приносит вам сигареты. Т.е. рискуете быть сбитым машиной не вы, а он, а вы ему за это, соответственно платите.

Собственно, вот основные методы управления рисками.

Соответственно, цель системы управления рисками достаточно проста:

  1. Определить рисковые события, их последствия и причины (называются также факторами риска).
  2. Оценить риск – т.е. решить для себя, насколько значимы последствия возникновения события и насколько вероятно наступление рискового события в связи с перечисленными причинами (ну, например, из упомянутого, насколько вероятно заснуть на ходу, переходя дорогу).
  3. Выбрать оптимальный метод управления каждым риском.
  4. Разработать мероприятия по управлению риском в рамках выбранного метода.
  5. Контролировать выполнение мероприятий и отслеживать наступление рискового события.

Наиболее часто используемые методы – это страхование и профилактика. Со страхованием, все более или менее понятно, поэтому подробнее остановимся на профилактике, ибо зачастую именно этот метод и называют «управлением рисками».

Существует такая диаграмма, условно называющаяся моделью «галстук-бабочка»:

Достаточно наглядный рисунок. Есть фактор риска (графически изображен прямоугольником с надписью «ПРИЧИНЫ»), есть рисковое событие (красный круг в центре), есть последствия (прямоугольник с соответствующей надписью).

Следует немного пояснить. Сами причины возникновения рискового события – это стрелочки соединяющие прямоугольник «ПРИЧИНЫ» и красный круг. А Прямоугольник «ПРИЧИНЫ» - это фактор риска. Т.е. это та деятельность, при которой могут возникать рисковые события. В нашем примере – поход в магазин, допустим.

Итак, мы провели первый этап – оценку рисков. Мы знаем вероятность возникновения нашего рискового события. И знаем степень влияния последствий рискового события на достижение наших целей. На третьем этапе мы определили, что наиболее приемлемым методом управления для нас является профилактика риска. Вообще, система управления рисками очень подробно рассматривает этот этап. Существуют матрицы рисков с различными параметрами. Существуют различные показатели, например интегральное значение риска. И многое другое. Но я сегодня пишу не книгу об управлении рисками, а небольшой (ха-ха-ха!) пост в жж. Таким образом подробности этого этапа я пропущу и остановлюсь на том, что мы решили заниматься профилактикой риска. Т.е. наша цель в контексте системы управления рисками -минимизация вероятности наступления рискового события и минимизация последствий его наступления. Подчеркиваю. Минимизация. Не исключение, а минимизация, поскольку речь пойдет о профилактике риска а не других методах управления. Т.е. когда мы переходим дорогу, даже, если мы выполнили всемероприятия, и идем в хоккейной экипировке, машина нас все равно может сбить. Что дальше?

Т.е., грубо говоря, наши мероприятия должны быть своего рода «блоками» на пути развития ситуации в двух направлениях. «Блоками» между причинами и рисковыми событиями и «блоками» между рисковым событием и последствиями.

На пальцах (на примере пешехода и автомобиля):

Рисковое событие: автомобиль сбивает пешехода.

Причина: водитель игнорирует запрещающий сигнал светофора.

«Блок»: убедиться, что водитель пропускает пешехода, а не только ориентироваться по зеленому сигналу светофора.

Последствие : смерть пешехода.

«Блок»: надеть хоккейную защитную амуницию и титановый шлем (в результате вместо смерти пешехода мы получим, допустим, тяжкие телесные повреждения – т.е. тяжести снижение последствий)

Таким образом, мы поступаем по всем возможным причинам и последствиям. Важно, что разрабатывать такие «блоки» надо в обоих направлениях. Я несколько раз сталкивался с подходом, что воздействовать необходимо только на причины. Ну, а если рисковое событие таки наступило, то скорбно ползти в сторону кладбища. Порочный подход. Хоккейная экипировка и шлем на голове никак не повлияет на то собьет ли вас машина или нет, но если они на вас таки будут, то это может помочь минимизировать последствия. А вот если на вас ее не будет, а «блок» между причиной и рисковым событием «пробит» - то… (это не призыв ходить в шлеме, это просто пример для иллюстрации общей мысли).

И также важно, что «блоки» на последствия необходимо разрабатывать до наступления рискового события, в противном случае, это уже не риск-менеджмент, а кризис-менеджмент.

Соответственно, после разработки таких вот «блоков» - мероприятий, необходимо осуществлять контроль за их выполнением и т.д. Это уже операционная деятельность в области управления рисками, которые также должна рассматривать система управления рисками. Но на этом я также не буду останавливаться подробно, а перейду, наконец к основном – к управлению рисками в области охраны окружающей среды и природопользования.

Фактически, вся система управления природоохранной деятельностью, как построенная в соответствии с ISO -14001, так и построенная в соответствии с личным пониманием этой системы конкретным исполнителем, имеет в себе элементы системы управления рисками.

Необходимо понимать, что целью эколога, трудящегося в вполне себе реальном секторе экономики, является не абстрактное «защитим природу, мать нашу». Его целью является повышение конкурентоспособности своего работодателя в области охраны окружающей среды (в том числе за счет улучшения репутации работодателя в глазах разнообразных «зеленых» дармоедов общественников) , снижение потерь и издержек своего работодателя в области охраны окружающей среды и природопользования (я дальше, буду писать «экологии», хотя это и методически неправильно, но просто короче), и, возможно извлечение дополнительной «экологической» прибыли (ну, например, торговля воздухом квотами парниковых газов в соответствии с механизмами Киотского протокола). Давайте не будем лицемерить, ибо наша цель – именно такая, хотя мы и понимаем, что при ее достижении, мы, собственно, и снижаем антропогенную нагрузку и, в конечном итоге, «бережем природу, мать нашу». Но зарплату нам платят не за зеленую березку под окном, а за вполне конкретные производственные и финансовые показатели.

Отсюда, собственно и надо плясать.

Зная цели, мы вполне можем определить негативные последствия неких событий, которые могут привести к, например:

Ухудшению репутации компании/предприятия в глазах общественности, государства, партнеров, заказчиков и т.д., за счет имиджа «грязного» производства (впоследствии – финансовые потери за счет, допустим, сокращения рынка сбыта продукции);

Финансовым потерям за счет штрафов, исков и т.д., за счет неполучения ожидаемой «экологической» прибыли.

Соответственно дальнейшая наша задача – выделить рисковые события, которые могут привести к этим последствиям. Здесь есть одна тонкость, связанная с «неидеальностью» нашего мира. Если проводить аналогию с нашим, набившим оскомину примером, про автомобиль и пешехода – у нас, зачастую, нет пешеходных переходов и светофоров – один сплошной МКАД, который, тем не менее, переходить все равно надо.

Что я хочу сказать? В «идеальном мире», где все нормативы воздействия и другие природоохранные требования соблюдаются, рисковым событием будет несоблюдение нормативов. Тут все понятно. Но в России, несоблюдение установленных нормативов, в настоящее время, скорее правило, чем исключение. Связано это со многими причинами, основными из которых являются устаревшее оборудование и технологии и несовершенство отечественного природоохранного законодательства, устанавливающего такие нормативы, которые невозможно достичь даже теоретически.

В таком случае, рисковыми событиями будут не превышения установленных нормативов (это будет одной из причин рискового события, объективной реальностью, в которой мы существуем), а события другого рода, приводящие к негативным последствиям. Тут все достаточно индивидуально для каждого предприятия, поэтому, расписывать примеры я не буду.

Соответственно, одним из «блоков» на причины наступления рискового события в таком случае (конкретизирую случай: у предприятия имеются превышения нормативов выбросов в атмосферу), будут мероприятия, направленные на снижение выбросов.

В общем, таким вот образом мы отрабатываем все возможные рисковые события. Для каждого предприятия может быть огромное число, как «идеальных» (требование законодательства в настоящее время выполняется, рисковым событием является невыполнение требования законодательства), так и «неидеальных» (требование не выполняется – такова объективная реальность, рисковым событием является применение дополнительных мер, кроме тех, которые и так применяются к предприятию) рисков.

И для каждого разрабатываем меры воздействия - как на причины, так и на последствия. Естественно, если в качестве метода управления мы выбрали профилактику риска.

В общем, если вы знаете ISO -14001, то заметите много похожего. Единственное, что движение ведется с другой стороны. Если в ISO при разработке и внедрении системы вектор действий идет от деятельности к ее результатам, то в риск-менеджменте, наоборот – от результатов (от несоответствия результата запланированному) к деятельности.

Поэтому, если у вас уже действует СЭМ (система экологического менеджмента) вам будет несложно внедрить систему управления рисками. Хотя, конечно, наиболее правильно внедрять обе системы одновременно, интегрируя их одна в другую. И, конечно, очень хорошо, если на предприятии уже существует корпоративная система управления рисками с четко утвержденными методиками и показателями (я на показателях принципиально не останавливался, поскольку это вещь сугубо субъективная для каждого предприятия).

Ну и наконец, уже несколько практических «хинтов».

Для каждого риска составляется документ. Я привык называть его «профилем риска» (англ. Risk profile ). В данном документе должна содержаться вся информация о выявленном риске, включая методы и результаты его оценки, предлагаемом методе управления, и конкретным мероприятиям по воздействию (с указанием сроков и ответственных).

Например , профиль «неидеального» риска может содержать следующую информацию:

Риск : невыполнение мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу.

Возможные последствия :

Отзыв/невыдача ВСВ. Увеличение платы за выбросы на ___ рублей (плата за сверхнормативные выбросы с применением к-та 25);

Отзыв/невыдача разрешения на выбросы. Увеличение платы за выбросы на ___ рублей (плата за весь объем выбросов с применением к-та 25) с последующей эскалацией;

Предписание о сокращении выбросов до уровня ПДВ. Снижение производства на ___ тонн/ед. продукции.

Судебное решение о приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 дней. Потеря __ тонн/ед. продукции.

Уголовное преследование должностных лиц предприятия.

Увеличение случаев выступлений активистов Гринписа, снижение репутации предприятия, сокращение рынка сбыта продукции.

Возможные причины:

Принятие управленческого решения о не выполнении мероприятий в связи с глобальным мировым имени Ленинского пролетариата;

Срыв поставок оборудования поставщиками;

Беспробудное пьянство слесаря Пупкина…

Предлагаемый метод управления:

Профилактика риска

Предлагаемые мероприятия по управлению рисками:

….

И т.д. Там же все необходимые показатели. В результате, получив такой документ руководитель предприятия, как минимум, почешет макушку, прежде чем секвестрировать бюджет на строительство новых очистных.

В общем случае, я, наверное, рассказал. Если будут какие-то вопросы – постараюсь ответить.

И главное. Необходимо понимать, что система управления экологическими рисками должна быть частью корпоративной системы управления рисками, которая, в свою очередь должна быть частью общей системы управления. В крайнем случае, система управления экологическими рисками должна быть частью корпоративной системы управления (если нет корпоративной системы управления рисками). В ней должны быть задействованы все структуры управления. В противном случае, самого факта выделения и оценки рисков будет недостаточно, для эффективного ими управления. Это будет просто бесполезная игрушка.

Ну и последнее. Система управления экологическими рисками вряд ли сможет существовать независимо от системы управления деятельностью в области охраны окружающей среды. А об основах создания (в том числе и в части управления рисками) экологической службы, я в свое время.

С каждым годом экологические проблемы и риски становятся все более актуальны не только для общества в целом, но и для отдельных организаций, являющихся объектами административного менеджмента. Такие организации подразделяются на две основные группы. К первой группе относятся различные органы государственной власти, регионального и местного самоуправления. В состав второй входят крупные предприятия различных форм собственности.

Организации, образующие первую и вторую группу, имеют непосредственное отношение к экологическим рискам. Причем субъекты первой группы больше выступают как контролирующие и сдерживающие органы, а предприятия второй группы -- как потенциальные источники экологических опасностей и угроз. Тем не менее, и для тех и для других большое значение имеет рациональное управление экологическими рисками, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Постараемся выделить основные особенности и способы управления экологическими рисками. Для этого необходимо сначала определить само понятие "экологический риск". К сожалению, в современной научной литературе такое определение отсутствует. Однако, опираясь на основные особенности и отличительные черты категории экологического риска, можно устранить указанный пробел.

Если рассматривать экологический риск как математическое ожидание функции потерь при отыскании оценок параметров математической модели или ее структуры, то его сущность можно определить, по крайней мере, шестью особо важными составляющими:

1) факт выброса в окружающую среду загрязняющих веществ или незапланированного истощения природных ресурсов;

2) объем поступившего вредного вещества;

3) вид загрязнителя;

4) продолжительность загрязняющего воздействия;

5) время года;

6) степень экологической опасности этого химического или физического элемента.

Обобщив приведенные выше характеристики, можно сформулировать понятие экологического риска. Под экологическим риском следует понимать потенциально существующую возможность нанесения ущерба окружающей среде посредством аварийного выброса загрязняющих веществ или незапланированного патологического истощения природных ресурсов.

И аварийный выброс загрязняющих веществ, и незапланированное истощение природных ресурсов можно определить термином "экологическая катастрофа".

Сущность управления экологическими рисками состоит, с одной стороны, в профилактике возникновения экологических катастроф, с другой стороны, -- в минимизации их негативных последствий.

Профилактика возникновения экологических катастроф осуществляется в основном посредством:

¦ четкого прогнозирования экологических последствий планируемых к реализации проектов;

¦ разработки и внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;

¦ экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, бережно относящихся к окружающей среде;

¦ административно-правового сдерживания недобросовестных предпринимателей;

¦ все более широкого применения экологического образования и пропаганды.

Минимизация негативных последствий экологических катастроф может осуществляться посредством применения экологического страхования . В зарубежной практике это понятие чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Его расширенная трактовка включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхуется предусмотренная законом об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый обществу, а также юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду и другие природные ресурсы. Страхуются имущественные убытки, вытекающие из нарушения прав собственности, права на оборудование и производственную деятельность и права пользования водным пространством или свидетельства о пользовании ими.

Страхование имущественной ответственности, связанное с ущербом от загрязнения, возникло в 1960-х гг., когда полисы были направлены на обеспечение покрытия аварийных и непредвиденных ситуаций, определяемых как случай, включающий продолжительные или повторяющиеся воздействия на условия, которые влекут личный или имущественный ущерб и являются неожиданными и непреднамеренными со стороны страхователя. Эти полисы являлись фактически лицензией на загрязнение.

В отечественной литературе сложилось несколько иное представление об экологическом страховании. Его определение следует давать на основе характеристики черт, присущих как процессам, возникающим в окружающей природной среде под воздействием поступающих в нее вредных веществ, так и операциям имущественного страхования и страхования ответственности.

Страхование аварийного загрязнения окружающей среды ориентируется на риски, происхождение которых часто не удается идентифицировать, а следовательно, оценить и адекватно отразить в количественных показателях. Построить интегральный показатель последствий аварийного загрязнения, достоверно отражающий уровень экономических потерь, вероятно, никогда не удастся, да и нет такой необходимости. Надо создать приемлемую для пользователей (в нашем случае -- для страховщиков и страхователей) методику оценки причиняемых им убытков.

Специфика аварийного загрязнения или истощения заключается и в том, что последствия его и так называемого постоянного антропогенного давления на природу несопоставимы. В то же время непрерывное поступление вредных веществ в окружающую среду в объемах, значительно превышающих временно допустимые, можно квалифицировать по его негативным результатам как аварийное загрязнение. Это дает основания говорить о методах определения качественных и численных характеристик аварийного загрязнения окружающей среды. Однако вероятность ситуации, при которой воздействие на природные компоненты вписывается в очерченные рамки, рассчитать на имеющейся сегодня информационной базе невозможно.

Статистика аварий с зарегистрированными экологическими эффектами отсутствует, либо, возможно, пока недоступна (что мало вероятно). Это в первую очередь связано с отсутствием четкой концепции экологической аварии. Можно привести достаточно примеров аварий и техногенных катастроф, даже частоты их возникновения, но методологии оценки экологической опасности того или иного производства, отвечающей требованиям экологического страхования, не существует.

Главным в методологии оценки экологической опасности предприятий и производств должно стать страховое экологическое аудирование. Оно призвано ответить всего на два, но очень важных вопроса:

1) какова вероятность экологической аварии на конкретном объекте, включенном в систему экологического страхования;

2) какова величина убытков, которые могут быть вызваны экологической аварией.

К проблеме страхового экологического аудирования в той его форме, что сейчас просматривается, имеется несколько методологических подходов.

Опасность промышленного производства, во-первых, идентифицируется по перечню вредных химических веществ, используемых в этом производстве в критических количествах, во-вторых, определяется по кратному превышению предельных норм воздействия на окружающую среду, в-третьих, выявляется исходя из расчетных величин риска загрязнения и причиняемого им гипотетического ущерба.

Методология экологического страхования характеризуется несходством взглядов зарубежных и отечественных исследователей на его роль в экономической жизни общества. У первых оно ассоциируется и осуществляется (редко) в рамках имущественного страхования. Если же оно проводится в процессе страхования ответственности, то ущерб, нанесенный владельцу имущества или его здоровью в результате загрязнения, причем не обязательно аварийного, компенсируется страховой организацией. Она это делает либо на основании заключенного ранее договора страхования, предусматривающего регулярные страховые взносы, либо за счет виновника, установленного в судебном порядке. В обоих случаях величина убытка определяется традиционными методами оценки потерь имущества и неполученной прибыли.

В экологическом страховании убытками считаются потери, обусловленные поступлением в окружающую среду от одного источника определенного количества (в аварийном объеме) вредного вещества и образованием у конкретных реципиентов негативных эффектов. В страховании ответственности за аварийное загрязнение происходит персонификация того, кто причиняет вред, и реципиента. В имущественном страховании на случай загрязнения среды вклад отдельного загрязнителя не выделяется. Отсюда следует, что финансовое покрытие страховых сумм обеспечивается не только из разных источников, но и полученная страховая премия используется страховщиком по разным целевым направлениям.

Итак, экологическое страхование, осуществляемое как страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды, направлено на обеспечение экологической безопасности и компенсации убытков третьих лиц (разумеется, при условии соблюдения коммерческих интересов страхователей), а имущественное страхование направлено лишь на компенсацию потерь страхователя.

Этим оно отличается от других видов страхования, например медицинского, хотя, казалось бы, охватывает тот же круг лиц, называемых в страховании "третьи лица", что и последнее. Убытки, выражающиеся, скажем, в потере здоровья населения, определяются в экологическом страховании на совершенно иных принципах, нежели в медицинском. В экологическом нужно с максимальной достоверностью идентифицировать источники причинения вреда и реципиентов и в зависимости от этого определить тарифную и компенсационную политику. Медицинское страхование исходит из других посылок: каждое предприятие, выплачивающее заработную плату своим работникам, несет финансовую нагрузку по ликвидации убытков, связанных с заболеваемостью населения, независимо от того, причиняет ли это предприятие вред. Определение экологического страхования как страхования ответственности предприятий -- источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей среды, обеспечивающее возможность компенсации части причиняемых загрязнением убытков и создающее дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий, ориентируется именно на тот методологический базис, о котором здесь шла речь. Главная его задача -- дополнительное финансовое обеспечение экологической безопасности при соблюдении интересов всех сторон: страховщиков, страхователей и третьих лиц.

Если для операций имущественного страхования существует достаточно богатый спектр нормативно-методической документации, то для страхования ответственности за аварийное загрязнение среды ее еще предстоит разработать.

То, что необходимость изыскания новых источников финансирования природоохранных мероприятий сегодня как никогда остра, понятно, как и то, что реальными дополнительными финансовыми резервами обладает пока только частный капитал. Найти для него привлекательные направления вложения средств -- еще одна функция экологического страхования в том смысле, в котором мы его понимаем.

Существует точка зрения, что принятие Федерального закона "Об экологическом страховании" обяжет предприятия-загрязнители включиться в экологическое страхование. Обязанность, не подкрепленная экономической целесообразностью, останется пустым звуком. Закон должен вписаться в экономические отношения, учесть реалии страхового бизнеса и природоохранной деятельности страхователей.

В настоящее время имеется несколько законодательных актов, очерчивающих границы ответственности загрязнителя окружающей среды и роль страхования в этой сфере.

В ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" указано, что в "Российской Федерации осуществляется... экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф". Страхование служит не только извлечению прибыли, но и предотвращению, ликвидации и компенсации вреда (в экономике природопользования употребляется термин "ущерб", в юридической практике -- "убыток"), причиняемого пострадавшим. Под экономическим ущербом здесь понимается сумма затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (в тех случаях, когда такое предупреждение, частичное или полное, технически возможно) и затрат, вызываемых воздействием на них загрязненной среды. В Гражданском кодексе Российской Федерации узаконено: "Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы".

Таким образом, теоретически величина страховой суммы состоит из затрат на предупреждение аварийного загрязнения и оценки воздействия загрязненной среды на реципиента. Для страхователя первое представляет дополнительные, неоправданные в случае отсутствия в период действия договора экологического страхования расходы. Для общества и третьих лиц, в чью пользу заключается договор страхования ответственности за аварийное загрязнение среды, такие затраты -- часть потенциальных убытков. Осознавая это и оценивая возможное страховое возмещение, страховщик либо сам выделяет средства на превентизацию аварий, либо понуждает (экономически стимулирует) страхователя на природоохранные мероприятия. Их можно либо осуществить, либо учесть в расчете страховой суммы.

Вторая составляющая страховой суммы -- это убытки в результате воздействия поступивших в окружающую среду вредных веществ на реципиентов. В отличие от первого вида убытков, они проявляются и у третьих лиц. И в том и в другом случае экологическое страхование выступает как страхование ответственности за аварийное загрязнение среды источниками повышенной экологической опасности.

Убытки от аварийного загрязнения терпят не только реципиенты -- третьи лица, в интересах которых проводится страхование ответственности, но и сами страхователи -- источники загрязнения, тоже являющиеся реципиентами. Страхователями же могут быть те и другие.

В связи с этим выше и говорилось о дифференциации компенсационной политики страховщиков. Так, компенсируя убытки источника аварийного загрязнения в рамках имущественного страхования, страховщик не создает заинтересованности у страхователя в предотвращении загрязнения. Возмещая убытки реципиентов -- третьих лиц, он освобождает страхователя -- эмитента загрязнения -- от необходимости ликвидации последствий и превентизации будущей аварии.

Особая роль в контроле за поведением страхователя отводится тарифным ставкам по экологическому страхованию. Они не могут быть установлены едиными не только, например, по отраслям производства страхователей, но даже и по отдельным предприятиям. То же относится и к лимитам ответственности по принимаемым страховщиком рискам загрязнения окружающей среды.

Теоретические аспекты взаимоотношений страховщиков и страхователей в подобных ситуациях требуют моделирования возможных ситуационных решений и разработки соответствующей методологической базы.

Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие риски и издержки общества. В результате механизм частного рынка становится инструментом регулирования и управления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования взаимоотношения общества и природы. Итак, выделим четыре блока фундаментальных проблем развития экологического страхования. Первый, определяющий сущность, место и роль экологического страхования в экономике, придает ему, как элементу обеспечения экологической безопасности страны, общегосударственное значение. Этот фактор является основой концепции введения обязательного экологического страхования.

Второй блок представляет собой принципиальные положения страхового экологического аудирования, позволяющего решить задачи атрибутирования объектов страхового поля (оценить степень экологической опасности предприятий и производств, величину возможных убытков и т. д.).

Третий формирует правовое пространство экологического страхования. В России, в отличие от ряда западных стран, имеется реальная возможность создать целостную юридическую базу развития экологического страхования. Основой послужит Федеральный закон "Об экологическом страховании" и соответствующие методические и инструктивные документы, которые и составляют четвертый блок.

По мере развития цивилизации, техники, технологий, повышением роли человеческого фактора значение управления рисками только возрастает. Управление рисками так же влияет на эффективность операции и системы как и управление получением целевого эффекта, управление ресурсами, что позволяет рассматривать управление рисками как одну из составляющих общеорганизационного процесса управления.

Для предприятия в равной мере важно управлять политическими, финансовыми технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать противопожарную безопасность, управлять действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др.

Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Отмечается, что важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления. Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в риск-менеджменте является самым распространённым.

Управление риском становится актуальным после обнаружения риск-проблемы. При этом должны использоваться результаты анализа и моделирования риска.

Вообще же по отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация ущерба, поглощение. Предупреждением (устранением) называют исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска же выделяют два подхода: широкий и узкий. Узкий подход состоит в предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых за счет страховых сумм и по инициативе страховщика.

Широкий подход реализуется вне рамок страхования. Снижением (контролем) риска называется снижение вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска. Снижение рисков может осуществляться различными методами, в том числе посредством применения таких методов, как диверсификация, секьюритизация, лимитирование. Дивесификация - распределение риска между несколькими, объектами, направлениями деятельности и др.

Секьюритизация - разделение операции кредитования на две части (разработки условий кредита и заключение договора; кредитование) с выполнением каждой из этих частей различными банками.

Лимитирование - установление предельных размеров инвестиций, партий закупаемых товаров, выдаваемых кредитов и др.

Финансовым инжинирингом же называют использование финансовых деривативов для управления рисками.

За рубежом считается, что финансовый инжиниринг уже достаточно оформился как отдельная финансовая специальность. Вместе с тем известные зарубежные исследования методов управления риском оставляют вне поля зрения такие важных направления, как использование специальных форм сделок (факторинг, аккредитив и др.), использование организационно-правовой формы для снижения риска субъекта рыночной деятельности и др. Это позволило выделить нефондовое страхование. При нефондовой форме страхования расходы на страхование включают в цену при первичном распределении цены.

Нефондовое страхование - это замкнутые отношения между участниками коммерческой сделки или проекта по уменьшению возможного ущерба за счет снижения уязвимости объектов риска посредством специально разработанных финансовых инструментов, видов сделок, исполнения ролей и др. При этом представляется возможным считать, что если фондовое страхование - это порождение защитной функции риска, то нефондовое страхование - это порождение конструктивной стимулирующей функции риска. Фондовое страхование экономически более целесообразно, если меры по предупреждению и снижению риска недостаточно эффективны и(или) дороги.

Страхованием (фондовым страхованием) называют перераспределительные замкнутые отношения участников договора страхования в денежной форме по поводу компенсации ущерба. Самострахование - принятие риска на себя, создание субъектом риска специального фонда для возмещения вероятного убытка. Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования. Необходимо делать принципиальное отличие между самострахованием и отказом от страхования без принятия каких бы то ни было мер (поглощением риска). Часто на поглощение риска идут, если крупное государственное или муниципальное предприятие имеет возможность включить большую часть убытков в текущие расходы.

Поглощение риска характерно для современной социально-экономической ситуации в России по следующим основным причинам:

  • 1) отсутствия финансовых ресурсов для страхования как у юридических, так и у физических лиц;
  • 2) относительной ненадежности части страховщиков в условиях политической нестабильности, инфляции, отсутствия доходных и надежных инвестиционных инструментов.

Эти обстоятельства делают для предпринимателей управление риском особенно актуальным. Управление риском должно рассматриваться на иерархических уровнях: государства и его подсистем (политической, социальной, региональной, отраслевой), финансово-промышленных групп и холдингов, предприятий, семьи и гражданина.

Процесс управление рисками включает целеполагание, маркетинг, менеджмент.

Риск-целеполагание при управлении рисками - процесс и результат выбора наилучшей цели в управлении риском с учетов располагаемых ресурсов и ограничений текущей социально-экономической, рыночной ситуации.

Риск-маркетинг - выбор методов и инструментов управления рисками при определенных целях управления с учетом реально существующих ограничений на использование конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов доступных для субъекта риска в конкретной ситуации. Риск-менеджмент - поддержание баланса между ресурсами, людьми, целями в процессе достижения определенных риск-целей с использованием найденных в процессе риск-маркетинга конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов.

Риск-менеджмент как и любой менеджмент, должен включать планирование, мотивацию, организацию и контроль. Важно помнить, что управление рисками одновременно является как наукой, так и искусством. Чем более оригинальным является проект, тем выше роль искусства в управлении рисками. Поэтому эффективность управления рисками может быть повышена не только за счет применения научных методов, но и творческих удач субъекта риска. Существенным для управления рисками является и то обстоятельство, что субъект, а иногда и объект такого управления, как правило, находится в стрессовом состоянии.

Управление рисками возможно как в направлении увеличения возможного выигрыша, так и в направлении снижения возможного проигрыша (Глущенко, 1999).

2.2 Системный подход в управлении рисками

В связи с усложнением условий производственно-хозяйственной деятельности, нарастающим многообразием источников и возможных последствий иска их необходимо рассматривать в системной связи с другими факторами и параметрами хозяйственной и производственной деятельности субъектов рынка. Необходимость системного подхода связана и с ростом расходов на контроль и управление рисками на всех иерархических уровнях (государство, предприятие, индивидуум). Эти расходы снижают эффективность общественного производства, а также могут влиять на социально экономическую ситуацию в стране.

Системный подход в управлении рисками основывается на том, что все явления и процессы рассматриваются в их системной связи, учитывается влияние отдельных элементов и решений на систему в целом. Системный подход может находить свое выражение в том, что:

  • 1) целью обеспечения безопасности деятельности должна быть системная параллельная защита геополитических, политических, социальных, экономических, финансовых процессов, защита окружающей среды, конструкторских и технологических структур экономики от чрезмерных (недопустимых) рисков. Одновременно должны использоваться техника безопасности, охрана труда, управление конфликтами. Если не удается обеспечить баланс целей при управлении рисками, то положительный эффект не будет достигнут. Если не удастся обеспечить безопасность хотя бы по одному фактору, то не удастся обеспечить и безопасность в целом. Например, если отсутствует экологическая безопасность, то одного этого уже достаточно, чтобы население чувствовало себя незащищенным;
  • 2) риски (различной физической природы и имеющие различные источники), связанные с одним объектом или операцией, рассматриваются как единый комплекс факторов, влияющих на эффективность и расход ресурсов; рассматривается связь управления рисками с эффективностью систем и расходом ресурсов на нескольких иерархических уровнях: государство; территория; финансово-промышленная группа или холдинг; предприятие или предприниматель без образования юридического лица; семья и гражданин. Должен соблюдаться баланс и предусматриваться возможность создания или выделения необходимых для управления риском резервных ресурсов на различных иерархических уровнях. Если будет отдаваться приоритет управлению рисками только на одном из иерархических уровней, то это снизит безопасность в системы управлении рисками в государстве в целом;
  • 3) как некоторая единая система рассматриваются мероприятия по управлению рисками на различных этапах жизненного цикла товара (разработка, производство, эксплуатация, утилизация) и цикла разработки товара (эскизный проект, технический проект, опытные образцы).
  • 4) мероприятия по подготовке, проведению, расчетам, учету операции (сделки) формируются и рассматриваются таким образом, чтобы разумно снизить риски этой операции. Например, при подготовке операции необходимо убедиться в состоятельности партнеров, выделить в условиях сделки положения снижающие риск (вплоть до применения приемов нефондового страхования специальных видов сделок аккредитив, факторинг, лизинг и др.); при проведении сделки нужно уделить особое внимание транспортным рискам; при проведении расчетов исследуются факторы, способные повлиять на возможность отказа от платежа и его своевременность; 5) на этапе учета важно правильно отразить полученные финансовые результаты и др.; разрабатывается комплекс мероприятий, ограничивающих риск на различных циклах предприятия (создание, развитие, зрелость, старение; инвестиционный, текущих операций, денежный) в их взаимной связи для защиты от рисков деятельности предприятия в целом;
  • 5) определяется множество (совокупность) действий объединенных целью повышения безопасности деятельности за счет использования ограниченного объема ресурсов, распределенных во времени и пространстве, рассматривают операции по предупреждению, снижению, страхованию и поглощению различных по своей природе рисков.
  • 6) речь идет о том, что каждая из существующих альтернативных возможностей по использованию некоторых ограниченных ресурсов на предупреждение (исключение) риска, его ограничение (контроль) или страхование рисков имеет свое отношение «эффективность / затраты». Поэтому важно определить, какая из альтернатив даст больший эффект в конкретной ситуации, и использовать именно эти наиболее эффективные действия или их комбинацию;
  • 7) некоторое множество взаимосвязанных элементов рассматривают как систему управления рисками с использованием: законодательных мер; экономического и финансового воздействия; конструктивных и технологических решений; организационных мер (техника безопасности и охрана труда), природоохранных мероприятий. Для государства важно обеспечить баланс и эффективность разносторонних действий по снижению рисков деятельности. Для этого законодательно запрещают определенные опасные и вредные для общества виды деятельности (например, производство и захоронение особо опасных веществ), лицензируется определенная деятельность и др.
  • 8) одновременно и параллельно с этим государство, местные органы власти устанавливают специальные налоги (например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы), создают и руководят деятельностью различного рода санитарно-эпидемиологических, технических и др. инспекций;
  • 9) рационально обеспечить некоторый баланс расхода ресурсов, интенсивности мер по управлению рисками и другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности. Особенно важно соблюдать такой баланс в отношении управлении рисками и целевой деятельностью при ограничении на выделенные ресурсы;
  • 10) в управлении целесообразно исследовать риск целей, определения способов и средств их достижения (риск-маркетинга), менеджмента;
  • 11) в менеджменте могут рассматриваться риски изучения и действия; риски планирования, организации, мотивации и контроля; риски тайны и конфиденциальности; риски управления конфликтом.
  • 12) всегда существует разумный баланс между стремлением к безопасности и необходимыми для ее обеспечения ресурсами. Управление рисками должно иметь свою стратегию, тактику и оперативную составляющие (Бляхман, 1999).