Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Сочинение: Тема Родины в лирике А.Блока. Тема родины в творчестве Блока А.А

Сочинение: Тема Родины в лирике А.Блока. Тема родины в творчестве Блока А.А

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М.Ю. Лермонтов

«Русская душа» Лермонтова сказалась, прежде всего, в высоком патриотизме его поэзии, в той неугасаемой тревоге за судьбы родины и народа, которой пронизана каждая его строка.
Всей силой души, ненавидя показной блеск и всяческую мишуру николаевской империи, Лермонтов с трепетной, сыновней любовью относится к героическим традициям народа, глубоко ценил и уважал родные преданья.

В творчестве Лермонтова даже интимная лирика приобретала прямое гражданственное значение. По Лермонтову, полнота счастья немыслима без сознания исполненного долга, и прежде всего долга перед народом, перед родиной.

М.Ю. Лермонтов уже в 15 лет задавался глубокими вопросами: «К чему глубокие познанья… талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?» На него он дал ответ чуть позже, в своем творчестве. На протяжении непродолжительного, но яркого пути поэт доказывал и показывал истинное признание поэта - в служении Родине. Его лира звучала и продолжает звучать для России в его стихотворениях.

Но темы его стихотворений, посвященных Родине, противоречивы.

В стихотворении «Отчизна» (именно так назвал в рукописи Лермонтов «Родину ») наиболее ярко проявляется эта двусторонность восприятия России. Поэт воспевает красоты русской природы, а также стремление к жизни простого народа, но это во второй части. В первой части он показывает жизнь светского общества, историю России. Здесь Лермонтов развивает идеи, вызванные в стихотворении «Бородино»:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни мнимой старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Поэт понимает значимость прошедшего, он принимает и не отрицает важность истории, но ничто не трогает его, оставляя равнодушным. Он показывает, что любить нужно не историю, обычаи, дошедшие из старины. Любить нужно саму Россию. Он раскрывает душу и показывает мир, который наиболее близок именно ему: крестьянскую, деревенскую Россию. Россию далекую от цивилизации, не затронутую гнилью светской жизни.

Внутреннее одиночество помогает ему видеть Родину с неизвестной для многих стороны. Он понимает, насколько сурова родная природа, но именно это он в ней и ценит, так как имена эта черта наиболее сближает родные края с поэтом. Он проводит параллель между собственной жизнью: вечными скитаниями, поиском родного тепла - и холодностью природы. Однако родное тепло для него не достижимо: где-то брезжит, но не приближается.

Любовь к простому и надежному складу деревенской жизни - во много результат усталости автора:

Проселочным путем люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

В стихотворении «Родина» поэт показывает нам только лучшую сторону жизни крестьян (праздник), но у Лермонтова мало таких произведений, где за маской веселья скрыта истинная жизнь.

И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Например, стихотворение «Прощай, немытая Россия » открывает неприятие Лермонтовым самодержавно-крепостнической России. Здесь жизнь крестьянства кажется нам угнетенной, рабской:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые, и ты, и преданный народ.

Поэт не хочет видеть угнетение народа, хочет скрыться, уехать на Кавказ. Но не уверен, что там он скроется от «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей».

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
И от всевидящего глаза,
И от всеслышащих ушей.

Полна, необычна и многогранна лирика Лермонтова. Каждая строка пронизана музыкой души автора. Несмотря на значимость поднимаемых тем, его стихи легки и красивы. И это истинное признание гения.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
М.Ю. Лермонтов

Важное место в лирике Лермонтова занимает тема родины . Лермонтов горячо любил отчизну, но резко обличал деспотизм, крепостнические устои, полицейский режим, продолжавшие существовать в России даже в начале 1840- годов. В качестве примера назовем стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (1841):

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

России «голубых мундиров» (форма жандармов), страдающей от деспотизма и рабства, поэт противопоставляет здесь вольный Кавказ.

Героическому прошлому страны Лермонтов посвятил балладу «Бородино».

А в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» поэт пишет о «малой родине», о детстве на лоне природы в имении Тарханы («родные всё места»).

Тема природы присутствует и в стихотворении «Родина» (1841) – лирическом размышлении поэта о родной стране.

Стихотворение можно условно разделить на три части.

В первой строках произведения поэт рассуждает о своей «странной» любви к отечеству:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Как мы видим, поэт не считает главным в своей любви к родине ни военную славу России («слава, купленная кровью»), ни величественное спокойствие самодержавного государства («полный гордого доверия покой»), ни даже легендарное прошлое русского народа («тёмной старины заветные преданья»).

«Странная» любовь поэта к отечеству – это прежде всего любовь к русской природе, к простому народу, о чём и говорится в последующих строках «Родины».

Во второй части стихотворения поэт рисует живописную картину родной земли. Он изображает Россию с высоты птичьего полета: перед читателем открываются ее величественные просторы, бескрайние степи и леса. Поэт размышляет:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Возникает характерный для поэзии Лермонтова образ пути. Звучит мотив странничества , соотнесенный с мотивом покоя :

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...



Характерно, что образ пути лишен здесь романтической окраски; речь идет о проселочной дороге , о встречающихся путнику бедных, печальных селениях.

Наконец, в последней части стихотворения возникает деревенский пейзаж. Перед читателем открывается картина сельского праздника.

Вольный ямб (преимущественно пяти- и шестистопный ), передающий величественные размышления поэта об отчизне, сменяется разговорно-непринужденным четырехстопным ямбом:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Последний фрагмент «Родины» напоминает нам пушкинские стихи из «Путешествия Онегина»: «Иные нужны мне картины...» Недаром Белинский писал о «Родине» Лермонтова, что это произведение – «одно из лучших пушкинских». В своем стихотворении Лермонтов явно выступает не как поэт-романтик, а как «поэт действительности».

Произведение звучит по-пушкински оптимистично . В нем нет печати уныния, безысходности, скорби. Несколько грустное настроение при созерцании родных просторов не противоречит светлому,жизнеутверждающему пафосу произведения.

Н.А.Добролюбов писал, что в стихотворении «Родина» Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

«Пророк»: итог размышлений о судьбе поэта

Стихотворение «Пророк» (1841) завершает в творчестве Лермонтова тему поэта и поэзии. В своем произведении Лермонтов явно отталкивается от пушкинского «Пророка» (1826). Он начинает рассказ с того момента, на котором закончил свое произведение Пушкин: герой обрел пророческий дар и получил от Бога повеление служить людям. Участь лермонтовского пророка оказалась печальной:



С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Пророка не поняли, в него «бросали бешено каменья». Ему внемлет лишь не знающая человеческих грехов природа:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В то же время «шумный град» встречает пророка насмешками и оскорблениями.

Различен и сам облик пушкинского и лермонтовского пророков. Пушкин подчеркивает, что его герой обретает сверхъестественные качества; в момент начала служения он является во славе и во всеоружии Слова Божьего. Лермонтов, не забывая о «всеведенье» пророка, отмечает вместе с тем его человеческую слабость, внешнее убожество: он худ, бледен, одет в рубище.

Стихотворение Пушкина выдержано в высоком стиле; оно насыщено славянизмами. Лермонтов сочетает в своем стихотворении слова и выражения высокого стиля («Вечный Судия», «всеведенье пророка», «завет Предвечного») с разговорным языком («Смотрите ж, дети, на него...»).

Таким образом, тема трагической судьбы поэта , намеченная еще в ранних произведениях Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой...») и достигшая вершины в «Смерти Поэта», находит в «Пророке» свое художественное завершение.

Вопросы и задания

1. Назовите годы жизни Лермонтова. Расскажите о детстве поэта, о его учебе в Москве. Назовите несколько ранних стихотворений. Какое произведение поэта принесло ему широкую известность? Расскажите о первой кавказской ссылке Лермонтова. Какие произведения он написал во время этой ссылки? Где жил поэт в период между двумя ссылками? Над каким прозаическим сочинением он работал в это время? Какие лирические и лироэпические произведения он тогда написал? В каком году поэт был отправлен во вторую кавказскую ссылку? Перечислите произведения, созданные поэтом в последние годы его жизни. При каких обстоятельствах Лермонтов погиб? Что вы можете сказать о характере поэта, о его мироощущении?

2. На какую эпоху приходится расцвет творчества Лермонтова? Кратко охарактеризуйте это время. Какие тенденции эпохи отразились в творчестве Лермонтова?

3. Что способствовало формированию романтического миросозерцания Лермонтова? Определите важнейшие грани романтического идеала поэта.

4. Охарактеризуйте лирического героя поэзии Лермонтова в его эволюции. Почему Лермонтова нередко называют «поэтом мысли»?

5. Назовите основные жанры поэзии Лермонтова? Чем отличаются жанры лирического размышления, ораторской думы от традиционных элегии и оды? Что вы можете сказать о жанре баллады в поэзии Лермонтова? Как трансформируется у Лермонтова жанр послания?

6. Что такое поэтический символ? Приведите примеры образов-символов в стихотворениях Лермонтова.

7. Назовите основные мотивы поэзии Лермонтова. Как они соотносятся друг с другом?

8. Какие темы, мотивы присутствуют в раннем творчестве Лермонтова? Какие вариации мотива свободы можно услышать в ранней лирике поэта? Приведите примеры. Как в произведениях раннего Лермонтова соотносятся мотивы борьбы и покоя? Сделайте разбор стихотворений «Парус», «Ангел». Какое звучание приобретает в ранней лирики поэта мотив любви?

9. Сделайте разбор стихотворения «Смерть Поэта». Расскажите об обстоятельствах его написания. Как в этом произведении соотносятся образы Поэта, его убийцы, а также «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов»?

10. Сделайте разборы стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» Какие мотивы в этих произведениях схожи, а какие звучат по-разному?

11. Разберите балладу «Бородино». Почему Л.Н.Толстой назвал это произведение Лермонтова «зерном» романа «Война и мир»?

12. Проанализируйте стихотворение «Дума». Каково отношение самого поэта к поколению 1830-х годов? В чем он упрекает современников, за что их обличает? Как поэт мыслит судьбу своих сверстников?

13.Какая тема объединяет стихотворения «Поэт» и «Есть речи – значенье...»? Сделайте краткий разбор этих произведений. Каким, по мысли Лермонтова, должен быть настоящий поэт? Какое влияние имеет на человека поэтическое слово?

14. Рассмотрите стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» Каковы его жанровые и композиционные особенности? Как здесь выражен идеал поэта? В каких словах звучит тема поэта и поэзии?

15. Почему стихотворения «И скучно и грустно» и «Завещания» Белинский считал самыми пессимистическими стихотворениями Лермонтова? Сделайте их краткий разбор.

16. В чем заключается особая таинственность стихотворения «Сон»? Проанализируйте его композицию. Какие силы позволяют лирическому герою и его возлюбленной увидеть друг друга в разлуке?

17. В чем своеобразие стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» как любовного послания? Как здесь проявилось «романтическое двоемирие»? Кого, по мнению исследователей, поэт называет «подругой юных дней»?

18. Сделайте разбор стихотворения «Утес». Почему это произведение Б.М.Эйхенбаум назвал «маленькой балладой»? Какие образы-символы мы здесь находим и как их можно истолковать?

19. Разберите стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Почему это стихотворение называют одним из итоговых в поэзии Лермонтова? Какие здесь встречаются образы-символы? Дайте их толкование.

20. Назовите произведения Лермонтова, которые можно отнести к теме родины. Какие грани этой темы раскрываются в лирике Лермонтова? Почему в стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о своей «странной» любви к отчизне? Что он здесь подразумевает? Что является главным в любви поэта к отечеству? Какие образы подтверждают это? Почему Белинский назвал «Родину» «пушкинским» произведением Лермонтова? Какие строки из «Евгения Онегина» перекликаются с третьей частью «Родины»? Как Н.А.Добролюбов определил лермонтовское понимание любви к отечеству?

21. Охарактеризуйте стихотворение «Пророк» как итог размышлений Лермонтова о судьбе поэта. Сравните лермонтовское стихотворение с «Пророком» Пушкина. В чем своеобразие двух произведений?

22. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Основные мотивы лирики Лермонтова».

  1. Век мятежных настроений
  2. Ученический период
  3. Зрелый период
  4. Заключение

Век мятежных настроений

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Он жил в эпоху крушения надежд и идеалов, духовной опустошённости и отсутствия веры в возможность улучшения ситуации. Его детство пришлось на время распространения идей декабризма, а юношеские годы – на подавление декабристских восстаний и запретов на подпольную деятельность. Будущий писатель воспитывался в свободолюбивой атмосфере, не признающей прагматизма. Поэтому подобные общественные события не могли не сказаться на мировосприятии и миропонимании поэта. Будучи человеком с глубоко лирическим складом сознания, Лермонтов живо переживал и реагировал на мятежи и последующие за ними казни участников декабристского движения. Тема Родины в лирике Лермонтова неоднократно звучит, как одна из ключевых тем декабристской идеологии.

Для начала нужно сказать, что в этот период меняется само понимание литературы, меняются её функции и общекультурное значение. Вплоть до начала XVIII века литературная жизнь была сосредоточена в церкви. Однако ближе к XVII веку начали появляться сатиры, высмеивающие церковные реалии, грехи отцов церкви, взяточничество и пьянство священников. Вследствие этого авторитет церкви падал. Соответственно, вместо церкви, утратившей власть и влияние, нужно было найти новый ориентир. Начиная с XVII века, русская литература постепенно брала на себя роль информатора о быте, религии, нравственных устоях и политических событиях. К XIX веку на фоне ухудшения общественной жизни, крепостного права и отсутствия личных свобод, духовная и культурная роль литературы значительно возросла, что повлекло за собой совершенно новое культурологическое явление – литературоцентризм. XIX век был веком национального подъёма, формирования самосознания народа. Появляются произведения, лирический герой которых устремлен к идеалу, он свободен и априори не может найти общий язык или же прийти к консенсусу с обществом или властью. Именно благодаря распространению в литературе идей гуманизма и сформировалась русская интеллигенция.

Этапы творчества М. Ю. Лермонтова

Ученический период

В литературоведении принято делить творчество писателя на два этапа. Тема родины в поэзии Лермонтова всегда была одной из главных тем, к которым писатель обращался в разные годы своей жизни. В стихотворениях Лермонтова, которые относятся к первому, так называемому ученическому периоду творчества, отчётливо виден культ декабризма, несмотря на то, что к 1828 году декабристское восстание было полностью подавлено. Неоднократно повторяются мотивы свободы и тираноборчества, борьбы с монархией и возможности нового бунта. Тема родины в творчестве Лермонтова «ученического» периода звучит иначе, чем у его предшественников (например, у А. Пушкина или у К. Рылеева). Лирический герой в произведениях этого времени решителен и бескомпромиссен. Он остро реагирует на несправедливость этого мира, отдаляясь от него и возвышаясь над действительностью. Это – типический романтический герой, характерный для западной литературы. В первом периоде творчества у Лермонтова преобладает романтическое начало. Повествование отражает авторские идеалы, лирический герой зачастую является Альтер-эго самого автора. Это многогранная, бесконечная и неисчерпаемая личность, стремящаяся к абсолютной свободе. Как говорилось ранее, лирический герой не может найти точек соприкосновения с окружающей действительностью, в том числе и со своей Родиной:

«Я пробегал страны России,
Как бедный странник меж людей;
Везде шипят коварства змии»
1829 г., «К Д…ву (Я пробегал страны России…)»

Интересно, что гражданская лирика в чистом виде у Лермонтова практически не встречается. Очень часто в произведениях открывается сложный синтез философского, гражданского и личностного начал. В гражданской лирике нашёл отражение протест против рабства и угнетения:

«Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Последний потомок отважных бойцов
Увядает среди чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной?..»
1831 г., «Желание (Зачем я не ворон степной?)»

В первых строках повторяется мотив свободы и стремления к ней. В финале этот мотив усиливается, выходит на новый уровень благодаря упоминанию родных земель. Получается, что лирическому герою Лермонтова чуждо не только общество с некими устоявшимися стандартами, но и сам менталитет. Примечательно: поэт использует слово «отчизна», а не «родина», это даёт основания полагать, что ему чужд и непонятен именно политический уклад государства.

Призыв бескомпромиссно следовать гражданскому долгу прослеживается в таких стихотворениях, как «Из Паткуля» ,1831.

«Напрасна врагов ядовитая злоба,
Рассудят нас бог и преданья людей;
Хоть розны судьбою, мы боремся оба
За счастье и славу отчизны своей».

И в стихотворении «Три ночи я провёл без сна»:

«Кровь собратий,
Кровь стариков, растоптанных детей -
Отяготела на душе моей,
И приступила к сердцу, и насильно
Заставила его расторгнуть узы
Свои, и в мщенье обратила все».

Зрелый период

В 1837 году, к 25-тилетию победы над французами в войне 1812 года, Лермонтов пишет «Бородино» - одно из наиболее известных нынешнему кругу читателей стихотворение. Именно с 1837 года начинается второй период творчества поэта. На зрелом этапе писательства Лермонтов несколько отходит от принципов романтизма, в его творчество проникают реалистические тенденции. Однако, при движении от романтической концепции к реалистической, наблюдается не замещение, а синтез, совмещение принципов двух литературных жанров. В «Бородино» впервые появляется не лирический герой, а рассказчик, который являлся участником событий. Это – обычный старый солдат, воевавший за свободу своей земли. Не военачальник или генерал, ведущий в бой армию, рефлексирующий и сомневающийся, одолеваемый сомнениями и тяжёлыми мыслями о том, что сражение может быть проиграно. «Бородино» написано с демократической, народной точки зрения. В стихотворении отчётливо прослеживается уравнивание «я» с «мы». Не «я» иду в бой, дожидаюсь картечи и иду на французов, а всеобъемлющее «мы», движущееся в едином порыве и с единой целью:

«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».

Тема Родины здесь сопряжена с темой Отчизны. Лермонтов не разделяет понятия государства и родного края, потому что в сознании простых бойцов они неразрывны. Солдаты готовы служить и умирать за родную землю просто лишь потому, что она для них родная. Они сражаются не с именами военачальников на устах, а с криками:

«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Одним из ключевых произведений в цикле о родине есть одноимённое стихотворение, написанное в 1841 году. Первые строки стихотворения стали крылатыми, именно они характеризуют отношение Лермонтова к родному краю:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Здесь дан цельный, единый, нерасчленённый образ крестьянской России. Тема родины и природы неразрывно связаны между собой. Автор вновь показывает, что его привлекает красота природы, духовное богатство народа, потрясающей красоты пейзажи, буквально дышащие размеренной жизнью и «преданиями старины». Здесь появляются описания бытовых реалий, тонкое изящество резных ставень и уют соломенных избушек. Поэт очарован буквально всем, что попадает в поле его зрения. Можно сказать, общий настрой произведения мечтательно-пасторальный, с негромкими нотками меланхолии.
Предположительно в 1841 году Лермонтов пишет ещё одно стихотворение – «Прощай, немытая Россия…». Оно противоположно по отношению к описанной ранее «Родине». Речь идёт о государстве с прогнившим изнутри политическим строем и народом, которого устраивает такое положение. Стихотворение состоит из двух четверостиший. Первое можно назвать обвинительным, во втором говорится о Кавказе.

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».

Очевидно, что за поэтической фигурой «стены Кавказа» скрываются горы. Кавказ, безусловно, оказал большое влияние на формирование Лермонтова как поэта и как личности, однако, стоит заметить: автор говорит о побеге, но не из одной страны в другую, а из государства в другой, свободный от условностей и схем, край. Как и в «Родине» тут звучат мотивы природы, в которой лирический герой стремится найти убежище.

Тема родины. Поэзия Лермонтова - поэзия глубокой мысли, гражданско­го долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу. Он ценил и любил героическое прошлое роди­ны. М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году, когда в народной памяти еще свежи были воспоминания о разгроме наполеонов­ской армии, когда исторические события, потрясшие Россию, еще не ушли в прошлое. И конечно, ощущение патриотическо­го подъема, гордости за русскую армию и народ не могло не отразиться в лирике поэта. Первое обращение М. Ю. Лермонто­ва к теме Отечественной войны - стихотворение «Поле Боро­дина», написанное в 1830 году. В нем звучат и гордость за побе­ду русского оружия, и мысль о славе. Но жемчужиной лирики поэта стало не оно, а написанное в 1837 году, к 25-летию Боро­динского сражения, стихотворение «Бородино». Здесь не идет речь о славе, простые люди готовы постоять «за родину свою» без мысли о какой-нибудь награде. В этом едины и солдаты, и их полковник, призывающий встать грудью на защиту Моск­вы. В. Г. Белинский говорит об основной идее стихотворения, что это «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездей­ствии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

Но надо сказать, что особенность Отечественной войны - ос­вободительной, народной - для поэта очевидна, потому что, на­пример, к войне на Кавказе у него иное отношение. В стихотво­рении «Валерик» 1840 года автор рассуждает о бессмысленности и жестокости войн, и становится ясно, откуда возникает иное, новое отношение к родине, которое сам поэт называет «странною любовью». Стихотворением «Родина» 1841 года Лермонтов дает ответ тем, кто упрекал его в отсутствии патриотизма. Поэт не идеализирует прошлое, не противопоставляет его настоящему. Ему не дорога официальная Россия, «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья», он осуждает казенный патриотизм. Но поэт говорит о своей любви к родным местам, к природе России. Пейзаж неброский и непритязательный, со­вершенно реалистический:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

Интересно, что эта картина местами почти дословно совпада­ет с пушкинским отрывком из «Путешествия Онегина», где А. С. Пушкин говорит о своей любви к России:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых.

Такое сходство не случайно. Отношение Лермонтова к роди­не, к скромной природе средней полосы глубоко традиционно для человека, любящего места, где он родился. Так же традици­онно и отношение к народу, тоже сходное с пушкинским:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

(У Пушкина: «Теперь мила мне балалайка да пьяный топот трепака перед порогом кабака».)

Автор не идеализирует народ, принимая его таким, как он есть. Все это: родная природа, дорогие сердцу места, народ, сре­ди которого жил поэт, - непреходящие жизненные ценности, без которых невозможно ощущение причастности к России, что и понимал М. Ю. Лермонтов. Он рисует образ России народной, прославляет ее, любит непосредственно и сердечно.

Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не жизни, приводит героя раннего, юношеского периода творчества Лермонтова к романтическому конфликту с обществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру "безжалостных людей", видя в нем лишь "кучу каменных сердец" ("Два сокола"). В ранней лирике звучат и гражданские мотивы неприятия рабства ("Жалобы турка"); прославления революционного подвига ("10 июля (1830)", "30 июля. - (Париж) 1830 года"); возвеличения былого могущества России ("Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян..."). Социальные проблемы представляются ему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества и народа. Так, в стихотворении 1829 года "Монолог" предвосхищаются темы и образы "Думы":

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

В этом стихотворении важна мысль о том, что сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований - душит их. И тем сильнее звучит мотив противопоставления современного ущербного существования "здешнего света" прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских богатырей - бесстрашных, могучих и мудрых - создает Лермонтов. Одно из высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому иносказательное повествование об этой войне в "Двух великанах" написано в ключе былинного сказа, где сам дух народа предстаёт в образе "древнего русского великана".

В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" прошлых лет:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

В этом стихотворении в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.

Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты Родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.

Символом России, средоточием её единства Лермонтов считает Москву - и противопоставляет её официальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход развития истории России петровской ориентации на Запад. Именно Москву как сердце и воплощение Родины защищают солдаты в "Бородине"; Москву воспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года "Кто видел Кремль в час утра золотой..."; в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы "Сашка":

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ...

Это самое резкое политическое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: этой "немытой" страны "рабов" и "господ".

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России, ее народа. Страшная картина духовного рабства, истовой преданности народа палачам внушает поэту отвращение. Вторая строфа стихотворения переводит разговор в план субъективный, от духовного рабства в России - к побегу "за стену Кавказа", на волю. В стихотворении выражена абсолютная безнадежность: в этой стране всеобщей несвободы, в стране-тюрьме жить нельзя. Из неё можно лишь попытаться бежать - но обретение личной свободы "за стеной Кавказа" ничего не изменит в России. Глухое отчаяние толкает лирического героя к отречению от Родины.

Официальный патриотизм был провозглашен в знаменитой фразе шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа: "Прошлое России было блестяще, её настоящее более чем великолепно, а что касается её будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение". Почти одновременно со стихотворением "Прощай, немытая Россия…" была написана "Родина", где Лермонтов не просто дал выход всей накопившейся обиде и глубокой ненависти к политическому строю, основанному на духовном рабстве, но осмыслил само чувство Родины в том неповторимом и особенном виде, в каком оно сложилось у ряда мыслящих людей эпохи. Он психологически и философски осмыслил его как одно из важнейших явлений русской культуры.

"Родина" (1841) - одно из самых интересных по композиции и противоречивости передаваемого чувства стихотворений. Оно построено так, что должно с первой до последней строки шокировать читателя. В первой же строке поэт заявляет: да, я люблю отчизну, но... это странная любовь! И далее - "не победит ее рассудок мой". Любовь лирического героя к Родине оценивается им самим как любовь "рассудку вопреки". Но почему рассудок должен победить такое естественное человеческое чувство как любовь к Отечеству?! Значит, есть что-то в России, за что не стоит ее любить? Последующее перечисление общепризнанных достоинств России исполнено сыновних чувств: тут и дорого - кровью! - купленная слава, и "полный гордого доверия" покой, оплаченный сознанием государственного могущества, и богатство народной истории - и, тем не менее, оказывается, что ко всему этому поэт остается холоден. У читателя растёт недоумение: что же дорого Лермонтову? По сути, всё стихотворение построено на противопоставлении, на противопоставлении "казенного патриотизма" и естественного человеческого чувства, признание "за что, не знаю сам" оставляет оттенок тайны в лермонтовском чувстве к Родине, как и во всякой подлинной любви. Поэт противопоставляет "рассудочной" любви к Родине своё отношение - действительно "странное" и даже непозволительное с точки зрения общепринятой морали.

Вторую часть "Родины" открывает постепенно сужающаяся "панорама" российского пейзажа, с постепенным укрупнением деталей. "Холодное молчанье" степей, колыханье "безбрежных лесов", неоглядные разливы рек - все это скрывает некую загадку, обещание великого будущего; просёлочный же путь в ночной тьме, дрожащие огни деревень говорят о печали настоящего. Довольно резкая смена размера (шестистопный ямб сменяется четырехстопным) привлекает внимание к тем реалиям русской жизни, которые вызывают у лирического героя "многим незнакомую" отраду: все эти детали связаны с людьми, живущими на российских просторах, с теми, для кого жизненно важно "полное гумно", кто живет в домах с "резными ставнями", а в праздник пляшет с "топаньем и свистом". Таким образом, любовь к Родине оказывается для Лермонтова главным образом любовью к своему народу.

Картины народной России, ее настоящий лик, созданный в "Родине", не стали сами по себе художественным открытием Лермонтова. Во многом автор сознательно соотносит стихотворение со знаменитыми пушкинскими строками из "Путешествия Онегина":

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Лермонтов свой образ Родины создаёт так, что выявляется непримиримый конфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь "в редакции" шефа жандармов, и истинной любовью человека к своей Отчизне. Открытое Лермонтовым чувство Родины, его принципиальный отказ логически обосновать и объяснить, за что любит человек свою Отчизну, положили начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство, противоположное рассудку и глубоко личное.