Социально экономические проблемы и их решения. Проблемы экономики. Альтернативные пути решения социальных проблем
Социально-экономические проблемы общества
Ранее мы говорили о том, что инвалидам и молодым людям сложно трудоустроиться, что многие семье лишены нормальных бытовых условий и даже жилища. Это лишь часть социально-экономических проблем общества.
Переход от плановой экономики к рыночной модели и ряд реформ во всех сфера общества оказался весьма болезненным. Усугубили ситуацию политические проблемы, например, высокий уровень коррупции в органах власти, отсутствие гражданского общества.
К числу самых серьёзных социально-экономических проблем можно отнести:
низкий уровень доходов населения и рост цен, в т. ч. тарифов на коммунальные услуги, товары первой необходимости, инфляция, и как результат бедность (17,8 млн. человек россиян за чертой бедности); Хижный Э.К. Проблема бедности в странах ЕС и в России. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 88 с.
безработица;
увеличение числа социально незащищённых лиц;
низкое качество медицинского обслуживания;
низкий уровень социального развития детей и молодежи, несоответствие системы образования требованиям рынка труда;
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства;
социальная проблема работа инструмент
неблагоприятные условия для развития науки и малого бизнеса, предпринимательской самореализации граждан. Платонова Н.М. Социальная работа как область инновационной социальной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 3. С. 61-67.
Все эти проблемы также тесно взаимосвязаны: экономика негативно влияет на людей, люди негативно влияют на экономику. У людей при этом формируется ряд негативных социально-психологических установок: апатия или агрессия, низкий уровень социально-экономической, гражданской, политической активности, упаднические и депрессивные настроения. Молодые люди более склонны к радикальному решению проблем, например эмиграции за рубеж, в результате чего Россия лишается молодых одарённых кадров, что, в свою очередь усугубляет проблемы социального характера.
Корни проблем также кроются в самом менталитете общества, ведь гражданам долгие годы навязывали совсем иную, советскую экономическую систему, где всякая предпринимательская активность запрещалась и порицалась. Люди не только разучились проявлять экономическую активность, но и негативно относятся к бизнесменам и деловым кругам. И не удивителен тот факт, что по индексу социального развития РФ занимает лишь 105-е место в мире, а по уровню экономической свободы - 95-е место. По оценкам отечественных социальных исследований 48% граждан РФ оценивают своё положение как неудовлетворительное.
Следовательно, можно заключить, что социально-экономические проблемы современного российского общества обусловлены, как объективными причинами: неэффективная государственная политика развития экономики и распределения национального дохода, свободного доступа к собственности, науке, здравоохранению, отсутствие программ комплексного развития потенциала людей. Так и субъективными причинами: низким уровнем предпринимательской и правовой культуры, пассивностью общества, неадекватными установками и стереотипами относительно явлений экономической жизни. С одной стороны россияне, в т. ч. молодежь познакомились со стандартами жизни в развитых обществах, но с другой стороны у них нет чёткого представления о том, как они достигаются.
Алкоголизм как социальная проблема
Бедность в современном российском городе
Для того чтобы изучить основные пути решения проблемы бедности, нужно подразделить бедность на экономическую и социальную. Экономическая бедность вызвана безработицей, низким уровнем доходов и зарплаты...
Виды социальных проблем и их место в социальной работе
Социальная работа в правоохранительной и досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ помогает преодолеть острые поведенческие, информационно-коммуникационные проблемы...
Глобальные проблемы современности
Решение глобальных проблем - задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли...
Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"...
Современная религиозная ситуация в России
религия социологический верующий православный 28 мая 2013 года в Институте Европы РАН состоялась III Международная научно-практическая конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: религия и право в...
Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом
Социализация личности в организации
Необходимость исследования специфики социализации поколений в переходном обществе вызвана изменениями в индивидуальном и массовом сознании, сопровождающими закономерно обусловленную модернизацию экономической, политической системы...
Социальная защита военнослужащих в России
Социально-экономические проблемы современной России
Положение семьи в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей...
Социально-экономические проблемы современной семьи
Технологии социальной работы с молодежью
2.1 Основные направления государственной молодежной политики Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых...
К ним можно отнести четыре основные проблемы. Первая из них * проблема экономической отсталости - проявляется в том, что значительное число стран (где, по некоторым оценкам, проживает до половины населения земного шара) вес более отстает от процветающих государств.
Разрыв между ними но степени развития производительных сил, по уровню и качеству жизни людей измеряется десятками раз и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, усиливает международную напряженность, угрожает всеобщей безопасности.
В числе главных факторов бедственного положения стран можно назвать (а) отсталость их производственной базы (аграрный характер экономики, не проведена индустриализация, примитивность техники и технологии, низкая продуктивность и т.д.); (б) неэффективность применения трудовых ресурсов (высокая безработица, низкая производительность труда, нехватка специалистов и энергичных предпринимателей, плохая организация и слабое стимулирование труда и т.д.); (в) неэффективность государственного управления обществом (бюрократизм, некомпетентность чиновников, коррупция, торможение земельной, законодательной, рыночных и других прогрессивных реформ); (г) неблагоприятные условия для развития стран [нехватка пахотных земель и природных ресурсов, «неудобный» тропический климат, диспаритет цен во внешней торговле (страны вынуждены продавать свою продукцию по заниженным, а покупать товары у развитых государств по завышенным ценам), огромные государственные долги, перенаселенность, неграмотность, родоплеменные и кастовые пережитки, гражданские войны, отсутствие воли к развитию у многих людей и т. д.].
В результате отсталые страны попали в своего рода порочный круг бедности : они бедны, потому что имеют отсталое и неэффективное производство; а производство таково, поскольку из-за бедности нет средств для инвестиций, чтобы его поднять. Та же схема наглядно показывает, что пут и выхода из столь заколдованного круга концентрируются вокруг двух основных направлений. Во-первых, сами отсталые страны должны решительно пойти по пути широких прогрессивных преобразований в своих обществах. А во-вторых, необходима активная и действенная помощь им со стороны развитых государств (улучшение условий взаимной торговли, пересмотр и списание части внешних долгов, помощь инвестициями, передовыми технологиями, в подготовке кадров и т.д.).
* Демографическая проблема охватывает целый комплекс негативных явлений в мировом сообществе, которые порождены двумя глобальными демографическими процессами: (1) так называемым «демографическим взрывом» в развивающихся странах и (2) недовоспроизводством населения в развитых странах.
«Демографическим взрывом» называют стремительный рост населения планеты во 2-й половине XX в. За этот короткий исторический период мировое население более чем удвоилось, увеличившись с 2,5 (1950) до 5,9 (1998) млрд. чел. (для сравнения: к началу XX в. было чуть более 1,6 млрд. чел.). При этом наибольший прирост населения (> 80 %) приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Прогнозы специалистов различны. В частности, некоторые из них предполагают продолжение «взрыва» еще на 4-5 десятков лет стабилизацией численности населения Земли лишь в период 2035-2060 гг. на уровне 9-10 млрд. чел.
В результате «демографического взрыва» в мире набирает силу целый ряд негативных процессов. Так, в развивающихся странах идет абсолютное перенаселение, и, по некоторым оценкам, к 2100 году там может сосредоточиться до 95% населения Земли. Бурный рост и концентрация населения препятствуют рациональному хозяйствованию и вызывают серьезные проблемы. В частности, одна из них состоит в том, что катастрофически усиливается антропогенное давление на природу, т. е. с разрушительное воздействие на нес со стороны людей (чрезмерное потребление природных ресурсов + нарастающая лавина всевозможных отходов, буквально губящих окружающую среду). Далее, растет неравномерность распределения населения мира по отношению к жизненным ресурсам (пахотным землям, водным источникам, полезным ископаемым и т. д.); усиливаются межстрановая миграция населения и неоправданная урбанизация (чрезмерная скученность людей в городах), увеличивается число беженцев; ухудшаются условия жизни людей (безработица, низкое потребление, недостаточность образования и пр.).
Недовоспроизводство населения , напротив, характерно для развитых стран. Оно обусловлено падением рождаемости и вызывает свои отрицательные последствия. В частности, в обществах происходят (а) старение населения, (б) сокращение в его составе доли трудоспособных людей и (в) увеличение доли пенсионеров. К примеру, если в1939 г. на одного неработающего россиянина приходилось 6 работающих, то в 1996 г. - уже только 1,8; а неутешительный прогноз на 2010 г. «угрожает» свести соотношение между ними до 1: 2. Недовоспроизводство населения, кроме того, может вести к (г) уменьшению численности коренного населения стран (так называемая депопуляция 2), а также (д) возможности исчезновения отдельных этносов. Так, ряд ученых полагает, что в 2100 году в Японии вместо сегодняшних 126 останется лишь около 55 млн. жителей. А население России, по прогнозам ООН, к 2015 г. может сократиться с нынешних 147 до 137 млн. чел. Каких российских этносов это десятимиллионное сокращение коснется больше всего?
Некоторые демографы указывают на еще одну острую грань демографической проблемы. Дело в том, что в результате «демографического взрыва» в слаборазвитых странах резко изменяется структура мирового населения. В нем нарастает преобладание жителей и выходцев из этих стран - людей часто малообразованных, неустроенных, ожесточенных, не имеющих положительных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. Это может со временем значительно снизить общий интеллектуально-творческий потенциал человечества и привести к еще большему распространению в обществах преступности, наркомании, тунеядства, бродяжничества и других асоциальных явлений.
Из всего сказанного вытекает двоякая задача регулирования и рационализации демографических процессов. ♦ В развитых странах важно нормализовать рождаемость. Так, в середине 1990-х гг. среднестатистическая женщина в Японии рожала 1,4 ребенка, в Италии - 1,5, а в Германии и Испании - лишь 1,2. Для сохранения же имеющейся численности населения (простое воспроизводство населения) «норма», по мнению специалистов, должна составлять в среднем 2-2,5 ребенка.
Иными словами, для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы примерно одна половина всех семей в обществе имела двоих детей, а другая половина - троих. Тогда два ребенка со временем «замещают» родителей, а третий «компенсирует» возможные «потери» от несчастных случаев, болезней и бездетность отдельных семей.
♦ В отсталых странах, напротив, необходимо ограничить высокую рождаемость (как, например, в Китае: 1 семья - 1 ребенок) и сбалансировать рост населения с развитием производства. Для этого надо в первую очередь повысить общую культуру населения и обеспечить подъем его благосостояния, т. к. «демографическое поведение» людей во многом определяется уровнем социально-экономического развития общества. Наблюдатели из Всемирного банка отмечают здесь некоторые положительные сдвиги. Среднее число рождений детей на одну женщину в развивающихся странах уменьшилось с 6,1 в 1965 г. до 3,1 в настоящее время. Благодаря главным образом этому ежегодные темпы прироста населения мира снизились с 2,2% в1960-х годах, до 1,8 % в 1970-х и до 1,6 % к середине 1990-х гг. Таким образом, есть надежда, что пик «демографического взрыва» уже позади.
* Продовольственная проблема проявляется в острой нехватке продуктов во многих развивающихся странах (более 70-ти из них вынуждены ввозить продовольствие); в недоедании и голоде миллионов жителей Земли (по разным оценкам, в мире насчитывается от 500 до 800 млн. голодающих и недоедающих людей); в несбалансированности и неполноценности их питания (к примеру, среднее суточное потребление килокалорий населением Бангладеш достигает лишь уровня в 1850, а в Гане - еще меньше, 1650, при медицинской норме 2300-2600).
Эта продовольственная необеспеченность слаборазвитых стран органически вытекает из их экономической отсталости и «демографического взрыва». Дело в том, что в целом современная высокоэффективная индустрия продовольствия способна прокормить все нынешнее население Земли. Однако сосредоточена такая индустрия в развитых странах, где, к тому же, и население стабильно или растет умеренно. В странах же развивающихся, как уже отмечалось, и производство малопродуктивно, и перенаселенность угрожающе увеличивается. В результате одна часть человечества озабочена перепроизводством продуктов и проблемами ожирения, а другая - страдает от недоедания и голода.
Следовательно, основные пути решения продовольственной проблемы состоят (а) в развитии и повышении эффективности производства продовольствия прежде всего в слаборазвитых странах, в распространении во всех из них так называемой «зеленой революции», (б) в расширении производства и добычи продуктов питания в Мировом океане, (в) в ограничении роста численности населения отсталых стран в соответствии с возможностями производства, а также (г) в помощи мирового сообщества отсталым странам в решении этих задач.
Суть глобальной * проблемы природных ресурсов в том, что человечество больше не может до бесконечности и все возрастающими темпами увеличивать объемы отнимаемых у природы ресурсов. Почему? Во-первых, многие из них невозобновляемы и не столь уж далеки от исчерпания. К примеру, ископаемого топлива (нефть, уголь, газ) при нынешних темпах энергопотребления может хватить лишь на 150-170 лет. Во-вторых, массированные добыча, переработка и само использование ресурсов часто наносят огромный ущерб окружающей среде и постепенно разрушают сложившееся в природных системах равновесие. Так, масштабные вырубки тропических лесов все больше и больше сокращают «легкие» нашей планеты. А ежегодное выбрасывание в атмосферу, воду и почву около 1 млрд. (!) тонн отходов (бывает, и токсичных) губит и отравляет природу и вызывает тяжелые заболевания животных и людей.
Понятно, что человечество не может существовать без обеспечения себя энергией и сырьем и без определенного экономического роста. Однако необходимо принципиально изменить модель экономического роста : перенести акцент с бесконечного наращивания объемов ресурсов на всемерную рационализацию их производства и потребления. В результате повышение жизненного уровня людей будет достигаться с относительно меньшими затратами ресурсов.
К примеру, в российской энергетике, по данным специалистов, ежегодные потери ресурсов из-за их нерационального использования достигают 30 % и оцениваются примерно в 20 млрд. долл. США.
Конкретными путями такой рационализации могут быть ■ снижение энерго- и материалоемкости производства; ■ замена в энергетике нефти и угля менее «грязным» газом; ■ развитие нетрадиционной энергетики - солнечной, ветровой, морских приливов, атомной, геотермальной (использующей внутреннее тепло Земли - пар и горячую воду), а в перспективе - распространение практически неисчерпаемой и экологически чистой энергии термоядерного синтеза; ■ стимулирование рационального и экономного потребления ресурсов в производстве и в быту, в частности, [установление высокой и дифференцированной (по степени редкости и расхода) платы за используемые ресурсы].
3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
4. Жилищная обеспеченность. Этот фактор действует наиболее противоречиво из всех. Не надо углубляться в науку, чтобы понимать, что для создания семьи и рождения детей нужно иметь жилище, и желательно хорошее и вместительное. И чем Польше детей, чем больше семья, тем, вполне очевидно, больших размеров требуется жилище (об остальных удобствах жилища сейчас говорить не будем, хотя ясно, что они тоже необходимы).
Парадокс же заключается в том, что для того, чтобы развестись и покинуть семью, тоже нужно жилище, куда-то надо переехать. И таким образом жилищная недостаточность, с одной стороны, сдерживает рост брачности и рождаемости, а с другой-удерживает от разводов (это вовсе не означает, что я приветствую нашу вечную жилищную недостаточность как панацею от разводов).
На протяжении почти всего XX в. Россия находилась в кризисе институциональных структур общества. Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе.
Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи.
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы-направленные на социальную реабилитацию инвалидов-детей, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.п.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн семей. Наиболее распространенный тип-нуклеарная семья (от лат. nucleus-ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации- 2 / 3 .
Существует также типология социального риска, т. е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.
Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца, неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы. В последние годы возникают новые категории таких семей как: семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, месяцами не выплачивающих заработную плату.
Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска» 2 .
Социально-экономические проблемы.
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных семей, государственной системой материальной помощи.
Наиболее трудно решаемыми в нынешней кризисной ситуации стали экономические проблемы, но именно они являются самыми насущными, каждодневными для большинства населения России. Общее ухудшение экономического положения привело к резкому росту численности населения с денеж-11ыми доходами ниже величины прожиточного минимума. Так, численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (в среднем на душу населения) в 2001 г., составила 49,9 млн рублей (27,6% от общей численности населения).
Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей с тремя и более детей доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,4% семей.
Особенно тревожным является тот факт, что среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума были зарегистрированы в 58,4% семей, получающих пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, т. е. преимущественно в молодых семьях.
Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающей потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются факторами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.
Проблемы, характерные для нашей страны, тесно перекликаются с общемировыми процессами и своеобразно отражают их. Жизнь семьи тесно связана с жизнью всего общества и каждого человека в отдельности. Поэтому проблемы, осложняющие положение всех жителей, влияют, без сомнения, на ситуацию в семье, и те трудности, которые переживает семья, накладывают свой отпечаток на самочувствие индивидов и всего населения в целом.
Одной из наиболее сложных проблем семьи являются в настоящее время финансово-экономические трудности, мало обеспеченность, невозможность достойно обеспечить жизнь семьи при помощи социально одобряемых способов деятельности. В обществе со здоровой экономикой наличие постоянной занятости является гарантией трудовой обеспеченности и большинство населения в состоянии не только заработать себе на жизнь, но и помочь тем, кто не в состоянии по разным причинам-болезнь, старость, многодетность и т. д.-содержать себя и свои семьи самостоятельно.
В наших условиях, финансирование в качестве социальных минимумов величины оплаты труда, пенсий, пособий и т. д. Так минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум являются чисто расчетными показателями и имеют лишь косвенное отношение к реальным потребностям индивидов и семей или реальным минимальным нормам выживания. Так, минимальный размер заработной платы покрывает не более четверти, в лучшем случае трети расходов, необходимых для выживания индивида, а вместе с компенсациями не дотягивает все-таки до величины душевого физиологического минимума.
Семейный бюджет в нашей стране строится на эквиваленте мужа и жены. Отсутствие заработка жены в период отпуска по уходу за ребенком (при резко возросших расходах) ставят молодую семью в весьма трудное положение. Разумеется, сложность проблемы резко возрастает при рождении ребенка в семье безработных, в неполной семье, у матери, не состоящей в браке, при рождении ребенка-инвалида или у родителей-инвалидов.
Возрастающая степень платности образования, здравоохранения, культурно-просветительской деятельности заставляет родителей тратить все больше средств для того, чтобы обеспечить детям удовлетворительный социальный старт во все более конкурентной среде. Дети становятся социальной роскошью, позволить себе которую все труднее. Впрочем, стратегия демографического поведения-отношение к брачности, к деторождению и т. д.-лишь отчасти зависит от материального положения, определяясь, прежде всего, внутренними морально-психологическими установками.
Еще одна весьма важная проблема связана с жилищными условиями семей. Прежде существовавшие способы ее разрешения, такие как жилищно-строительная кооперация, жилищное строительство силами промышленных и сельскохозяйственных предприятий почти исчезли. Фонд дешевого муниципального жилья, доступного семьям среднего и низкого достатка, практически не пополняется. Жилищный кредит чрезвычайно дорог и сопровождается условиями, делающими его недоступным для рядовой семьи.
Это особенно сильно влияет на положение вновь образующихся семей. В соответствии с господствующей тенденцией, пни предпочли бы жить отдельно от родителей, но жилищные обстоятельства заставляют их жить вместе, в далеко не роскошных условиях родительских квартир.
Между тем, есть прямая связь между ухудшением жилищных условий и напряженностью семейной атмосферы, хотя, правда, однозначной обратной зависимости не существует: улучшение жилищных условий вовсе не ведет автоматически к укреплению семьи. Но плохие жилищные условия для существования, скученность, отсутствие места для полноценного отдыха, усугубляют все другие семейные трудности, влияют на здоровье и школьную успеваемость детей.
Комплексной является проблема с занятостью, влияющая на положение семьи и обстановку в семье. Апробированные мировой практикой рецепты разрешения кризисной ситуации-развитие малого и семейного бизнеса, сферы обслуживания, народных художественных промыслов-оказываются неэффективными из-за негибкой налоговой политики государства.
Большинство безработных-женщины, причем у многих из них есть дети в возрасте до 16 лет. Исследования показывают, что среди лиц, теряющих рабочее место, большую часть составляют молодые и многодетные матери, родители детей-инвалидов.
Безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на ее экономическое положение. Известно, что утрата работы и заработка ведет к глубоким психологическим изменениям личности, дефектам семейных связей, психосоматическим заболеваниям. Причем последствия проявляются не только у самого безработного, но и у членов его семьи, в том числе и у детей. С другой стороны, если раньше мы с полным правом говорили о двойной занятости женщин, которые совмещали труд вне дома с трудом по обслуживанию своей семьи, то сегодня можно говорить о двойной занятости практически для всех.
Для выживания люди ищут себе дополнительную работу, обрабатывают земельный участок, позволяющий выращивать продукты. Естественно, что все это требует иногда чрезмерных затрат труда и сил. Если же учесть, что резкое сокращение потребления бытовых услуг (в силу их дороговизны и из-за ухудшения работы системы учреждений бытового обслуживания) лишило семьи даже той довольно скромной помощи, которую оказывали им прежде службы бытового сервиса, то на женщину падает уже нагрузка не двойной, а тройной занятости. Отсюда-ухудшение здоровья населения, накопление усталости.
Учитывая, что посещаемость медицинских учреждений снижается, к помощи здравоохранения обращаются реже, из страха потери работы и из-за дороговизны медицинских услуг, то перспективы сохранения здоровья и работоспособности достаточно проблематичны. Разумеется, усталость и нездоровье проявляются в ухудшении психологического фона семейных взаимоотношений, в учащении скандалов и ссор.
Своеобразное место занимает такое явление, как снижение рождаемости. В Российской Федерации такая тенденция, осложнённая экономическим и моральным кризисом, имеет ряд особенностей. Во-первых , падение рождаемости произошло чересчур резко. Во-вторых, «сброс» семейной нагрузки-это способ разрешения экономических трудностей, который действительно дает временное облегчение как индивидам, так и государству: требуется меньше расходов на содержание или поддержку нетрудоспособных или менее трудоспособных членов общества. Однако, исторический опыт показывает, что в стратегическом плане наличие семьи и средства, вкладываемые в ее поддержку, оказываются залогом устойчивости общества и его дальнейшего развития. Повышают выживаемость индивидов. К сожалению, в настоящее время мы не знаем способа, которым можно было бы подействовать на уровень рождаемости в сторону его увеличения. Деятельность современных структур по оказанию населению помощи в сфере планирования семьи, распространение современных знаний, медикаментозных средств и технических приспособлений приводит к достаточно достоверно регистрируемому снижению искусственных абортов, хотя до цивилизованных показателей в этой сфере нам пока далеко.
Резкое имущественное расслоение российских семей, отбросившее подавляющее большинство населения даже не за черту бедности, а за грань ее, привели к крайне отрицательным морально-психологическим последствиям в длительной перспективе. Политика доходов и зарплат непродуманно и неэффективно проводящаяся с 1992 г., привела к резкому ослаблению трудовой мотивации, дискредитации честного, добросовестного труда. Невозможность достичь личностно значимых целей социально приемлемыми способами приводят к вытеснению значительной части наиболее энергичных и предприимчивых представителей населения в криминальную сферу.
Дети и подростки вырастают с убеждением, что престижа и уважения в обществе не найти, что родительская любовь новее не исключает, а предусматривает телесные наказания: кто жалеет розги, тот губит младенца.
Формы жестокого обращения не сводятся к избиению, они включают в себя любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими и иными способностями. Не менее травмирующими могут быть такие проявления эмоционально-психической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Одна из наиболее разрушительных, хотя и трудно диагностируемых форм жестокости (в первую очередь по отношению к детям)-эмоциональное отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Если оставление без попечения, дефицит заботы и ухода может стать поводом для вмешательства в судьбу лиц, уполномоченных следить за их благополучием (представителей органов опеки и попечительства, внутренних дел и т. д.), то дефицит эмоционального тепла не оставляет следов внешних повреждений, но отпечатывает глубокий и неизгладимый след на характере и судьбе развивающегося человека.
Наиболее опасный для личности, здоровья и самой жизни вид обращения-физическое и сексуальное насилие. Физическое насилие нередко используется для принуждения детей к развратным действиям. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, с целью приобрести немного их внимания. Физическое и сексуальное насилие разрушительно влияет на детей. Для лиц, переживших его, характерны сохраняющиеся надолго депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений и контактов, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Определенная специфика социально-экономических проблем свойственна не только институту семьи в целом, но и различным типам семей в зависимости от их структуры, размера, и наличия факторов социального риска. Важен для социальной практики также вопрос о наличии или отсутствии детей и об их количестве. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде территорий-пяти и более), причем большинство из зарегистрированных многодетных семей-трех- или четырехдетные. Хотя демографы выступают за семью с тремя детьми, оптимально, по их мнению, сочетающую интересы семьи и общества, сами граждане, вступающие в брак, практикуют в основном малодетность. Опросы молодежи показывают устойчивость этой тенденции, которая уже перешла в категорию институциональных социальных особенностей современного общества. Кроме того, исследования, проводившиеся даже в весьма благополучных с социально-экономической точки зрения странах, показывают, что в многодетных семьях присутствуют такие факторы риска, которые не зависят от уровня обеспеченности домохозяйства, но отрицательно влияют на самооценку детей, препятствуют их успешному социальному старту.
Существует также типология социального риска, т. е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы защиты и социального обслуживания. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), где на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников, семьи, проживающие в неблагополучных регионах, семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.
Усиливается нестабильность семейного образа жизни, нарастают кризисные явления, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Это выражается, прежде всего, в увеличении числа разводов. Коэффициент разводимое™ в нашей стране достиг 4,5%, что составляет один из самых высоких показателей в мире. На каждые три заключаемых брака в стране фиксируется в среднем два развода. А в Хабаровском и Приморском крае, Сахалинской, Мурманской областях, Республике Карелии и 2001 г. на 1000 браков приходилось от 803 до 945 разводов. В Магаданском же крае и Чукотском национальном округе ежегодное количество разводов превышало количество браков соответственно на 10 и 23%. Для этих суровых северных мни восточных территорий типичным является поведение, и. травленное на «свертывание» нормальной социальной жизнедеятельности.
Как показывает опыт многих стран, это вызвано в первую очередь изменением модели семьи, отходом от патриархального моноцентрического ее типа в пользу демографического, элитарного, полицентрического типа. Технологии согласования приоритетов и интересов в такой семье пока еще не выработаны, что ведет к частному, иногда неоправданному расторжению таких браков. Самим конфликтующим членам семьи трудно диагностировать свои проблемы или найти пути их разрешении. В то же время квалифицированная профессиональная помощь, оказанная специалистами семейной терапии, могла бы стабилизировать брак.
Сегодня уже почти каждый пятый ребенок в нашей стране рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Такое явление можно интерпретировать, как кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порою соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семей безработных.
Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ресурсам, семейным или социальным неблагополучием. Работники учреждений социального образования знакомы уже с таким феноменом, как многодетные несовершеннолетние матери (трое детей у женщины 17 лет); как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ведущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной беременности-общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде мало обеспеченности, неграмотности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России. Дети, рожденные в таких условиях, чаще других имеют серьезные врожденные дефекты, нарушения здоровья; с первых дней своей жизни они становятся клиентами социальных служб. Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление установки на отказ от создании семьи. Пока, вероятно, воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака-симптом внешнего социально-экономического неблагополучия. Но, совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность может стать утвердившимся стереотипом.
Рост числа детей-инвалидов -еще одна серьезная проблема, сказывающаяся на положении и самочувствии современной семьи. Это вызвано как общим ухудшением среды обитания, усилением антропогенного загрязнения, так и ростом фактов неблагополучия. Изменение взглядов общества, переход от изоляции таких детей (и взрослых-инвалидов) к интеграции их в общество, к перенесению акцента на воспитание их в семье и оказание семье помощи в обслуживании детей с ограниченными возможностями, приводит к формированию сети учреждений социальной реабилитации детей-инвалидов и разработке методик их деятельности. Учитывая снижение стандартов потребления и ухудшение качественных показателей каждого следующего поколения, следует считать, что социальное обслуживание детей с ограниченными возможностями будет занимать не только все большее место в социальной работе в нашей стране, но и то, что такая деятельность должна превратиться в один из важных факторов формирования резервов рабочей силы на будущие десятилетия.
Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим-это тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городских городках и поселках, где шахты работать перестали, а пособия выплачивались не регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.
Для комплексного преодоления негативных тенденций в уровне жизни населения Правительством разработана долгосрочная программа социально-экономического развития страны. В ней особо подчеркивается, что роста благосостояния гражданам России надо добиваться в основном за собственный счет и собственными усилиями. Это означает: рост потребления надо обеспечивать личными доходами.
Программой намечено значительное повышение потребительской нагрузки на личные доходы россиян. Многое из того, что сейчас достается семьям бесплатно или на льготных условиях, в перспективе придется оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен также сокращением государственных гарантий и максимально полной мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг. Что это за расходы?
Так, родителям придется значительно больше тратить на учебу своих детей. Государственные гарантии бесплатного образования ограничатся только получением полного среднего. Дальше бесплатность будет выборочной и обставленной целым рядом непростых условий. Проще сказать, что они станут преимущественно платными.
Больше средств надо будет направлять и на поддержание своего здоровья. Планируется снижение государственных гарантий в здравоохранении. Их объем в отличие от сферы образования в программе четко не определен. Однако линия на сокращение гособязательств просматривается. Из бюджета предполагается покрывать расходы только на узкий круг социально значимых заболеваний, приобретение особо дорогостоящего оборудования, новое строительство-преимущественно на программной основе.
Можно ожидать сокращения базовой программы медико-социального страхования, которая, по замыслу правительства, должна охватывать основную часть видов и объемов бесплатной медицинской помощи. Предусматривается перевести в добровольное страхование часть медицинских услуг и лекарственного обеспечения, установленных ныне обязательным страхованием. Добровольная страховка этих услуг, естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и роста личных расходов на санаторно-оздоровительные услуги.
Значительные затраты придется нести на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Так называемые жилищные компенсации для малоимущих дело не спасут. Возмещаться они будут за счет других семей. Основной массе населения придется оплачивать и большинство видов ныне льготного потребления, полностью или частично бесплатных льгот.
Таким образом, рост личных доходов должен не только покрыть дополнительные расходы, но и обеспечить почти двукратное увеличение личного потребления.
Каков же путь предложен для достижения более высокого уровня и иной структуры потребления? А по сути, иного качества жизни!
Расчет сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. Они-то и обеспечат, по замыслу разработчиков программы, трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия модернизации экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.
Однако, не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий, на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.
Из всего этого вытекает, что создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, т. е. выработкой методов превращения возможности в реальность.
Так, важной задачей социальной политики является установление траектории изменения и соотношений основных источников доходов. За этим стоит отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.
Главная проблема в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Около половины занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.
Чтобы достигнуть запланированного в программе роста личного потребления, покупательную способность оплаты труда необходимо повысить, по экспертным оценкам, не менее чем в 2,5 раза, имея в виду, что она составила в 2000 г. примерно 32% от уровня 1990 г.. Если же ограничить повышение зарплаты темпами, соответствующими предполагаемому росту производительности труда, это позволит довести ее уровень лишь до 60% от уровня 1990 г., что не обеспечит основной массе населения намеченного потребления.
Таким образом, если в среднем реальные денежные доходы потребуется повысить примерно в 2 раза (что и предусмотрено и программе), то рост уровня оплаты труда должен быть значительно выше.
Из проекта программы вытекает, что стратегическая цель в области уменьшения социального неравенства заключается в увеличении суммарной доли дохода среднедоходных групп населения, формировании самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый внутренний спрос. Однако её достижение также не произойдет само по себе.
По оценкам специалистов, за 90-е годы доля лиц со средними доходами снизилась примерно в три раза и составила в 2000 г. около 15% от общей численности населения. Без действенных рычагов, намеченных в программе, средние показатели роста реальных денежных доходов могут быть обеспечены, но не за счёт среднедоходных групп, а за счёт повышения минимальных доходов малоимущих групп населения и очень высокого их уровня у богатых россиян.
Чтобы добиться восстановления уровня жизни в ближайшее десятилетие для большинства населения, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирования нового качества, жизни, соответствующего социальной рыночной экономике, преобразования условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:
Повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
Недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения. Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
Переход от частичной стабилизации уровня жизни нaселения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
Это потребует: эффективного государственного регулирования рынка труда и прежде всего, занятости. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле (как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу), а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства.
Занятость необходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определять параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению её эффективности; масштабы и формы не полной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения должен быть сориентирован не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.
Важное место должно быть отведено системе мер по регулированию безработицы, определению ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в общественных работах на период временной незанятости.
Важное место следует отвести в практической социальной политике особенностям формирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированию занятости в территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.
Повышение уровня оплаты труда. Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров, а рост покупательной способности оплаты труда. На обозримую перспективу можно было бы выдвинуть задачу восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема ВВП, т. е. связано с экономическим ростом.
В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить этап восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда. Здесь имеется в виду тот уровень, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за эти годы. В целях восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда, она (по аналогии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике) должна составить 67% от уровня 1990 г. при фактических 32% в 2000 г. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить примерно в 1,7 раза относительно ее уровня в 1998 г.
Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать систематический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между принятием этих решений. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях высокой инфляции.
Сопоставление численности и динамики групп населения с зарплатой ниже минимального и выше потребительского бюджета высокого достатка-важный индикатор эффективности проводимой социально-экономической политики.
Трансформации социального обеспечения. Для повышения уровня социального обеспечения необходимо реализовать крупные общеэкономические меры:
1. Преодоление скрытой оплаты труда-один из кардинальных источников пополнения страховых взносов. По оценкам экспертов, величина недополученных взносов в связи со скрытой оплатой труда ежегодно составляет более половины уплаченных взносов. Этих денег хватило бы, чтобы перекрыть всю потребность в выплатах пособий по временной нетрудоспособности, либо более чем в три раза перекрыть потребность в выплатах пособия:
по беременности и родам,
при рождении ребенка и по уходу за ним до достижения 1,5 года.
Вопросы для самоконтроля
2. Совершенствование налоговой системы. Снижение доли взносов, налогов и сборов в выручке организаций. Необходимо принять меры по снижению тарифа страховых взносов в результате комплекса мер по расширению базы страховых взносов и усилению адресности страховых выплат.
Важную роль будет играть конкретизация пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране. Эта конкретизация потребует развитие дополнительного пенсионного обеспечения, а также специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.
Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.
Адресная социальная поддержка населения. Право на получение государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи», последний из которых должен быть значительно конкретизирован и вобрать все виды выплат, и натурального обеспечения товарами и услугами с учетом нуждаемости. В процессе реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.
Различающиеся условия жизни в территориях предполагают разные возможности организации социальной поддержки.
Инвестиции в социальную сферу. Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.
Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры, наряду с традиционными источниками, могли бы стать средства населения, аккумулируемые для создания финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и других залогов. На эти цели целесообразно направлять финансовые средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и средства региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные финансовые механизмы.
Особенно актуальным является опережающее развитие сферы образования. Для этого необходимо вкладывать в него соответствующие ресурсы.
Реализация намечаемых мер будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей и государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.
Выдвинутые в программе правительства ориентиры в области доходов и уровня жизни населения нуждаются в большей обоснованности и конкретизации. Этому могла бы способствовать разработка концепции повышения уровня и качества жизни.
Какие типы семей выделяют современная наука и практика?
Охарактеризуйте основные социально-экономические проблемы современной семьи.
Какие из этих проблем наиболее сложные для современной семьи?
Какие пути решения проблем намечены в программе социально-экономического развития страны, разработанной Правительством РФ?
Какие задачи необходимо решить, чтобы добиться восстановления уровня жизни населения России?
Что потребуется для восстановления жизненного уровня населения в ближайшие десять лет?
Литература
Архангельский В. Я. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации// Семья в России, 1994, № 1.
Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М., 1994.
Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации//Семья в России, 1995, № 3-4.
Экономические проблемы — не единственные сложности, с которыми сталкивается государство. Еще одно направление — это социальные проблемы.
Между собой эти факторы тесно взаимосвязаны, и в той или иной мере встречаются в любой стране. Ниже IQReview подготовил анализ, выделив и описав актуальные социальные проблемы России и их влияние на жизнь граждан.
Что такое социальные проблемы?
Согласно Википедии, социальные проблемы — это ситуации, события и условия, которые прямо или косвенно негативно влияют на гражданина с точки зрения общества. Сначала этот термин («социальная проблема») касался только неравномерного распределения богатства. Он начал использоваться еще в начале XIX (19-го) века, в Западной Европе.
Список проблем менялся и со временем продолжает меняться вместе с:
изменением обстоятельств (экономических, социальных, политических);
и зменением уровня жизни граждан ;
изменением настроений граждан.
Виды и классификация
У с ловно все проблемы можно разделить на:
Социально-экономические. Сюда относятся все факторы, связанные с финансами и материальными условиями.
Социально-бытовые. Включают факторы, связанные с обеспечением граждан доступным жильем, условиями жизни, материальными трудностями молодых и многодетных семей.
Социально-психологические. Включают факторы, касающиеся семьи и внутренних отношений между родственниками. Сюда же относятся семейные конфликты, насилие в семье, измены, разводы.
Социально-политические проблемы. Сюда относят гонку вооружений, региональные и государственные конфликты, рост насилия в отдельных странах и мире в целом. Также это касается и конфликтов на религиозной или этнической почве.
Е сли привести другую формулировку, классификация проблем будет выглядеть так:
Между социальными группами.
Между классами.
Между отдельными индивидами.
Между социальными системами.
К глобальным проблемам относят такие факторы:
Демографический. В глобальном плане связан с общим ростом населения планеты. В ряде государств касается снижения количества жителей.
Продовольственный. Касается необходимости обеспечить жителей продуктами питания.
Энергетический. Касается необходимости обеспечивать население планеты энергией.
Экологический. Касается загрязнения окружающей среды и утилизации отходов.
Список основных проблем в России и мире
Актуальные социальные проблемы во всем мире одни и те же. Различие заключается в том, что в одних странах какие-то проблемы проявляются острее, а другие — меньше. В некоторых государствах часть соцпроблем практически отсутствует: процентное соотношение их проявлений очень маленькое.
Теперь приведем список. Актуальные социальные проблемы на сегодняшний день таковы:
Алкоголизм, наркомания (как среди взрослых, так и среди несовершеннолетних).
Бандитизм, преступность — как детская, так и «взрослая», терроризм, проституция, экстремизм.
Беспризорность, нарушения прав детей, аборты, отказы от детей.
Фашизм, конфликты, возникающие на религиозной, национальной, этнической почвах.
Неравенство между классами жителей (когда одна часть граждан бедная, а другая — богатая).
Безработица, бедность, недостаточная оплата труда.
Инвалидность (высокое количество инвалидов относительно общей численности населения), отношение к гражданам с ограниченными возможностями.
Демографический кризис: высокая смертность, низкая рождаемость, высокое количество эмигрировавших граждан, большой процент пенсионеров и граждан престарелого возраста.
Загрязнение окружающей среды, возможность возникновения техногенной катастрофы.
Состояние здоровья: рост заболеваемости, эпидемии, высокий шанс заражения.
Социальное неравенство, ущемление определенных категорий граждан.
Коррупция (не зависит от уровня экономического развития — может проявляться как в бедном, так и в богатом государстве).
Инфляция.
Самоубийство (большое количество случаев относительно численности населения).
Ограничение прав граждан, подавление свободы слова, передвижения.
Низкий уровень образованности, отсутствие специалистов.
Полный список перечисленных проблем ярче всего проявляется в странах третьего мира. Помимо их острого проявления, в таких государствах еще и отсутствует полностью (или работает неэффективно) система их решения. То есть на ситуацию никто не старается влиять. Как следствие — пагубная обстановка может прогрессировать и длиться годами и даже десятилетиями.
В более развитых государствах эти проблемы тоже есть, но ощущаются они намного слабее.
В России ключевыми негативными факторами являются бедность и низкие зарплаты — даже у специалистов узкого профиля и востребованных профессий.
Менее серьезными являются такие соцпроблемы:
Высокий уровень коррупции, «кумовства», продвижение «своих». Он прослеживается во всех структурах.
Безработица, недостаток рабочих мест в регионах.
Алкоголизм.
Насилие в семье.
Остальные соцпроблемы в РФ в большинстве своем являются следствием этих факторов, и в той или иной мере зависят от них.
Краткая статистика
Социальные проблемы России в цифрах имеют такие показатели (за 2016 год):
Алкоголизм. Среди около 5 миллионов являются алкоголиками (из них 6% несовершеннолетних).
Наркомания. Постоянно употребляющих наркотические вещества граждан насчитывается около 3 млн. Среди них 60% — в возрасте 16-30 лет, 20% — несовершеннолетние, 20% — граждане старше 30 лет.
Преступность. Зарегистрировано 2.16 млн преступлений (на 10% ниже, чем в 2015). Среди них 44% составили дела по хищению чужого имущества. Каждое второе преступление совершалось лицами, ранее нарушавшими закон, а каждое третье совершалось в состоянии алкогольного опьянения.
Коррупция. РФ относится к странам с высоким уровнем коррупции. Наиболее коррумпированными являются отрасли социальной сферы (медицина, ЖКХ), правоохранительные структуры и некоторые государственные организации (распределение земли, госзаказы и госзакупки, сертификация).
Безработица. Безработных — 4.1 млн (по сравнению с 2015 годом наблюдается спад безработицы на 0.4%).
Инфляция: 5.4% (в 2015 году — превышала 12%).
Аборты. За 2015 год по желанию женщин было совершено 447 тысяч абортов. По статистике количество абортов в РФ стабильно снижается последние два десятилетия. Для сравнения: в 1995 в РФ было сделано 2.76 млн абортов.
Самоубийства. На 100 тысяч граждан — 15.4 (на 2016 год). Это самый низкий показатель начиная с 1960. В «девяностые» РФ занимала второе место в мире по количеству самоубийств, в 2013 — четырнадцатое, в 2016 — тридцатое. Около 22% самоубийств, по статистике, совершают граждане в возрасте 40-49 лет, причем мужчины в 6 раз чаще женщин.
Конфликты на национальной почве. Из-за многоэтнического состава населения РФ конфликты на национальной и религиозной почве возникают часто. В основном они происходят в крупных городах (где живут большие диаспоры представителей других национальностей) и в городах, расположенных близко к южным границам.
Насилие в семье. Статистика по этому виду преступлений усложняется из-за того, что около 60-70% случаев не доводятся до правоохранительных органов, и около 97% случаев не доходят до суда. По приблизительным подсчетам, около четверти всех семей находятся в зоне риска (насилие в семье в той или иной мере присутствует).
Беспризорность. Точное количество беспризорников в стране не установлено, по примерным подсчетам, составляет несколько тысяч. В детских домах находятся около 72 тысяч детей различного возраста. Более 500 тысяч детей являются полными сиротами, но воспитываются в других семьях.
Проституция. В 2014 году по примерным подсчетам количество сотрудниц этой индустрии составило около 3 млн.
Состояние здоровья. Из 188 стран РФ оказалась на 119 месте по состоянию здоровья граждан. ВИЧ-инфицированных граждан — около 1.5 млн. Около 300 тысяч граждан в год умирают от онкологических заболеваний. Статистика по туберкулезу — 9 случаев на 100 тысяч населения. В целом оценка ситуации — ниже средней.
Социальное неравенство. Согласно официальной статистике по миру, рейтинг РФ в списке стран высокий, но далек от «лидеров» (в которых неравенство проявляется сильнее всего).
Демографическая ситуация. Начиная с 2010 года численность населения стабильно растет. По состоянию на начало 2017 года, она составляет 146 804 372 гражданина. С 1996 по 2009 года включительно имел место демографический кризис: численность населения стабильно снижалась (с 148.291 млн в 1996 до 141.9 млн в 2009). Сложнее ситуация обстоит с возрастом нации: количество пенсионеров (на конец 2016 года) — почти 43 миллиона (то есть почти треть от общей численности).
Инвалидность. На 2015 год в РФ насчитывалось почти 13 млн инвалидов. Среди них — 605 тысяч детей-инвалидов (в возрасте до 18 лет).
Бедность. По данным Росстата, бедными можно считать 21.4 млн россиян (14.6% от общего населения). По факту этот показатель намного выше, поскольку (по которому и считается количество бедности) намного ниже реальной суммы, нужной на жизнь. По различным подсчетам, за чертой бедности находятся от 40 до 70 миллионов граждан (то есть чуть меньше половины).
![](https://i1.wp.com/iqreview.ru/wp-content/uploads/2017/03/uroven-bednosti-rf.jpg)
Взаимосвязь между отдельными факторами
Практически все проблемы тесно взаимосвязаны и обычно развиваются не самостоятельно, а комплексно.
Более крупные и серьезные факторы «тянут» за собой несколько сопутствующих проблем:
Рост безработицы приводит к бедности, росту преступности, проституции, социального неравенства, демографическому кризису.
Увеличение количества алкоголиков, наркоманов приводит к росту преступности, проституции, насилию в семье, ранней смертности, самоубийствам, увеличению статистики заболеваемости.
Рост преступности влечет за собой усиление коррупции, проституцию.
Т есно взаимосвязаны социальные и экономические проблемы . В случае длительного упадка экономики государства будут обостряться следующие негативные факторы, по цепочке:
Снижение уровня жизни, доходов населения.
Рост безработицы.
Рост преступности.
Обострение проблемы алкоголизма и наркомании — так как граждане в сложных ситуациях нередко прибегают к алкоголю и наркотическим веществам, чтобы отвлечься.
Учащение случаев насилия в семье.
Снижение уровня рождаемости — так как при низком уровне дохода у семей не хватает денег для обеспечения ребенка.
Ухудшение состояния здоровья населения — из-за дешевых продуктов питания, нехватки средств на лечение и лекарства, тяжелых условий работы.
Причины появления
Актуальные социальные проблемы являются следствием, вытекающим из различных причин. Каждая проблема в отдельности появляется из-за определенных условий. Часто одна проблема является следствием другой, поскольку все они тесно взаимосвязаны.
Если рассматривать группы проблем, то к причинам их возникновения можно отнести:
Демографические, проблемы в семье. Возникают из-за низкого уровня достатка населения, безработицы, низкого уровня медицинского обслуживания, отсутствия соцпрограмм (или их низкого качества), направленных на поддержку семей с детьми.
Преступность. Растет из-за высокой безработицы, алкоголизма и наркомании, плохой работы правоохранительных органов.
Фашизм и конфликты, возникающие на религиозной, национальной или этнической почвах. Проявляется из-за наличия в определенной местности двух или более различных общественных групп. Также причиной могут стать исторические предпосылки, из-за которых одни группы агрессивно настроены по отношению к другим.
Коррупция. Возникает из-за слабого контроля со стороны государства, отсутствия общественного контроля за деятельностью властных структур со стороны населения (или отсутствия реакции правоохранительных органов).
Плохое состояние здоровья населения, высокий процент инвалидности. Возникает из-за недостаточного финансирования медицины, низкого уровня жизни, плохого состояния окружающей среды, устаревших технологий производства, алкоголизма и наркомании.
Социальное неравенство. Возникает из-за большой разницы между условиями жизни различных групп населения (в уровне дохода, возможностях, льготах).
![](https://i1.wp.com/iqreview.ru/wp-content/uploads/2017/03/statistika-nasiliya-v-seme.jpg)
Можно выделить и общие факторы, которые приводят к развитию и прогрессированию проблем:
Слабый контроль государственного аппарата, медленная (или неэффективная) реакция на возникающие проблемы (или ее отсутствие вообще).
Недостаточно эффективная работа правоохранительных и прочих контрольных органов.
Недостаточно эффективная работа образовательных учреждений.
Плохое состояние экономики в целом.
Высокая плотность населения.
Слишком быстрые перемены (технический прогресс, быстро меняющиеся тренды в моде), что приводит к развитию потребительской модели поведения, когда население стремится иметь все модные товары, тратя на это деньги. Также в этом случае люди легко поддаются рекламе и прочей информации, получаемой из внешних источников.
Способы борьбы и предотвращения
Статистика показывает, что решение социальных проблем навсегда и везде — невозможно. Возможно частично уменьшить их проявление, вплоть до минимума.
Более того, меры, принимаемые для решения одних соцпроблем, могут привести к появлению других негативных явлений. К примеру, в 30-х годах прошлого века Советский Союз активно занялся борьбой с безработицей. Ее уровень упал: для граждан стали создаваться новые рабочие места в строительстве, промышленности и сельскохозяйственном секторе. Однако это привело к тому, что возникла неэффективная занятость и тяжелый ручной труд.
Прежде чем начинать борьбу с проблемой, необходимо провести ее подробный анализ. Он должен включать:
Масштаб: какую территорию (город, область и так далее) охватывает фактор.
«Целевая аудитория»: какие слои населения и возрастные категории ощущают ее влияние.
Насколько опасна ситуация.
Какие проблемы и факторы сопутствуют ее появлению.
Какая проблема является ключевой из комплекса (к примеру, алкоголизм — одна из основных причин ухудшения здоровья, роста преступности, насилия в семье).
После «диагностики» власть должна заниматься разработкой комплекса мер, направленных на борьбу с негативными факторами. Решение социальных проблем может включать:
Просвещение «целевой аудитории». Население должно знать о текущей ситуации и ее развитии, а также о последствиях, которые она влечет за собой. К примеру, если речь идет о борьбе с наркоманией, необходимо регулярно доводить до сведения населения информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также о преступлениях, совершенных в состоянии наркотического опьянения.
Разработка мер, направленных на решение ключевой и сопутствующих проблем.
Усиление контроля над ситуацией, регулярный мониторинг динамики. Необходимо отслеживать, в какую сторону изменяется статистика, и какими темпами происходят изменения.
По возможности — ужесточение ответственности. К примеру, если речь идет о наркомании, то следует увеличить сроки заключения за распространение и производство веществ.
Современные меры борьбы с каждой проблемой в отдельности — задача всегда индивидуальная. Один и тот же негативный фактор в каждой стране будет проявляться по-разному.
В борьбе (профилактике) должны принимать участие представители всех уровней власти, контролирующих органов и государственных структур — от депутатов Государственной Думы и до . Не должны оставаться в стороне и средства массовой информации. Их задача — доводить до населения актуальную ситуацию, ее изменения и возможные последствия.
Социальные проблемы России (видео)