Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Характеристика произведения "Страна Муравия" Твардовского А.Т. Помощь по литературе

Характеристика произведения "Страна Муравия" Твардовского А.Т. Помощь по литературе

“Страна Муравия”

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы – Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в “золотоглавом селе” на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают “души усопших, что пошли на Соловки”. Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля – нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без “коммунии” и “колхозии” мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится – ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода. Нынче “разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб”, стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него “своя дальняя дорога”.

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни – просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: “жить нам заново теперь”.

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: “Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?” – задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк – Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село – людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал – иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней – не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено – да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе – самолеты, поезда – на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. “По-конски терпелив”, он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца – попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего – то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: “который час, который день, не знают Острова”. Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка – они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка – в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте – этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы – это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь – надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц – типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии – глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога – в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять “для интереса”, потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

Глоссарий:

        • краткое содержание страна муравия
        • страна муравия краткое содержание по главам
        • твардовский страна муравия краткое содержание по главам
        • страна муравия кратко
        • Краткий пересказ страна муравия

(Пока оценок нет)

Твардовский без глянца Фокин Павел Евгеньевич

«Страна Муравия»

«Страна Муравия»

«Несомненно, глубокое знание истории возникновения многих колхозов Смоленщины, знание жизни колхозников и натолкнуло Твардовского на мысль взяться за поэму „Страна Муравия“. Писать это произведение он начал в тридцать четвертом году, когда ему было двадцать четыре года. И уже с первых глав „Страны Муравии“ стало очевидным, с каким талантливым, я бы даже сказал – с каким особо талантливым и самобытным поэтом мы имеем дело.

Еще не окончив поэмы, Твардовский часто читал мне то, что он уже успел написать.

Эти чтения, проходившие то в Смоленске, куда приезжал я, то в Москве, куда приезжал иногда Твардовский, я очень любил: в них всегда открывалось что-то новое, чего ты еще не знал и о чем никто еще не писал. Главное же – не писал так, как мог написать лишь один Твардовский».

Лев Александрович Хахалин , журналист:

«Собрались в Доме смоленских литераторов. ‹…›

Поэма или не была завершена, или Твардовский не дочитал ее до конца, но пересказал, что будет дальше. Говорил, что Моргунок полетит на самолете, увидит сверху попа с украденной лошадью и запустит в него сапогом. В поэме, как известно, эта встреча происходит по-иному.

Ясно ощущалась близость поэмы к поэтической стихии Некрасова, к „Коробейникам“, к „Кому на Руси жить хорошо“, и в то же время по языку, по своему поэтическому строю, не говоря уже о содержании, это была наша, советская поэма.

Обсуждение „Страны Муравии“ вылилось в спор между ее друзьями и недругами. Некоторые оппоненты доходили до нелепости. Спокойно, с грустной улыбкой отвечал Александр Твардовский своим недоброжелателям».

Михаил Поликарпович Котов:

«Помнится, что против издания „Муравии“ решительно восстали местные перестраховщики. ‹…› Жонглируя цитатами из Ленина и превратно толкуя отдельные строфы поэмы, они обвинили Твардовского – ни много ни мало – в искажении колхозной действительности, которая будто бы давным-давно (это в тридцатых-то годах!) отбросила Моргунка на задворки истории. Напрасно было доказывать им абсурдность подобных измышлений – твердокаменные перестраховщики упорно стояли на своем. К ним присоединились тогдашний главред издательства, кое-кто еще из ответственных товарищей, и вопрос об издании поэмы повис, как говорится, в воздухе. Шли дни, недели, а отредактированная рукопись поэмы так и лежала у меня в столе, причем ни я как редактор, ни директор издательства В. Н. Новосельский не могли сказать автору что-либо определенное.

В конце концов Твардовскому эта мышиная возня осточертела, и он переслал поэму в Москву, где она и была вскоре принята к печати в журнале „Красная новь“. Более того – она получила единодушно высокую оценку на первом же обсуждении ее в столице, в котором наряду с членами редколлегии журнала приняли активное участие многие видные писатели, поэты и критики страны с А. Фадеевым во главе.

Но и после того, как Твардовский привез из Москвы верстку своей поэмы, нападки на нее не прекратились, они лишь приняли несколько иную, менее императивную форму. Так, по настоятельной „просьбе“ одного из чиновников от литературы, чуть было не вылетела из поэмы знаменитая речь-обращение Моргунка к Сталину насчет бесконечных споров крестьян о „всякой суетории“: чиновник попросту был лишен чувства юмора и любую, даже самую добродушную, шутку автора принимал за идеологический подкоп. В другом случае поэт, по настоянию того же угрюмого глухаря и перестраховщика, вынужден был поступиться колоритностью стиха. Я имею здесь в виду третью строфу из главы о цыганах, которая в первоначальном авторском варианте (цитирую по памяти) читалась так:

Косят, рубят, как дрова,

Косы вверх заносят.

Позади растет трава,

Ну, а все же – косят.

Совершенно иначе относился Твардовский к деловым замечаниям, особенно если они шли от чистого сердца и отвечали его вкусу.

Теперь уже за давностью лет не вспомнить точно, кто именно, то ли я, то ли директор издательства, который на первых порах помогал мне в редактировании поэмы, указал автору на некоторую не то чтобы обезличенность, а скорее недостаточную прописанность диалогов в картине кулацкой свадьбы (глава вторая). Твардовский внимательно выслушал критику и обещал подумать. А потом, дней через пять, внес в поэму ряд небольших, но очень существенных уточнений».

Михаил Васильевич Исаковский:

«А в тридцать шестом году Александр Трифонович читал „Страну Муравию“ в Москве, в теперешнем Доме литераторов, в присутствии большого количества писателей.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что чтение это прошло не просто хорошо, оно прошло триумфально.

„Страну Муравию“ напечатал журнал „Красная новь“. А автору поэмы, поступившему для продолжения образования в Институт философии, литературы и истории (сокращенно ИФЛИ), Союз писателей назначил особую стипендию.

Поэма Твардовского сразу же получила широчайшее распространение. Высокую оценку дала ей и критика. И очень скоро „Страна Муравия“ была включена в вузовские программы: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями классиков и лучшими произведениями советской литературы.

Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939 году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А. Твардовского „Страна Муравия“. Случай, как мне кажется, небывалый в истории литературы…»

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Страна для социализма …Рассказываю о недавней поездке на Колыму, о встрече в Магадане с артистом Вадимом Козиным. Он никого не обвиняет, высоко говорит о Сталине.– Проучили человека. Разбираться стал в политике, – поясняет Молотов. – По-моему, первый о Колыме заговорил

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Страна гор Афганистан занимает значительную территорию на Среднем Востоке. Общая площадь страны составляет более 647 тысяч кв. км. Все граничащие с Афганистаном государства - Китай, Индия, Иран, Пакистан и бывший Советский Союз - оказали определенное влияние на

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

Из книги По следам конквистадоров автора Каратеев Михаил Дмитриевич

Страна Гуарани Чтобы лучше уяснить себе характер, психологию и бытовые особенности парагвайского народа, необходимо, хотя бы вкратце, ознакомиться с историей Парагвая. Она сложилась и развивалась совершенно оригинально, и в своих основных, направляющих чертах сильно

Из книги Хосе Ризаль автора Губер Александр Андреевич

Несчастная страна Тяжелым гнетом нависла над филиппинским народом власть всесильных монашеских орденов. Церковь и монашеские ордена превратились в подлинных властителей Филиппинского архипелага. Таков итог трехвекового господства испанского абсолютизма,

Из книги Записки усталого романтика автора Задорнов Михаил Николаевич

Страна Саванна Жирафы ходят по саванне, как модели по подиуму. Они на всех смотрят свысока. И хотя наверняка знают, что все завидуют их росту и грации, в отличие от моделей, не унижаются перед теми, кто ими любуется, ни замысловатым копытопереставлением, ни бедровихлянием,

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Страна Что произошло со страной в путинский период? Да все более чем обычно.Рост цен на нефть дал прирост доходов населения. Большую часть людей это удовлетворило - и обычных граждан, и элиту. Оставшихся «маргиналов» в каждом сегменте (бизнес, правозащита и т. п.) вывели за

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

СТРАНА ЛЮДОЕДОВ На рассвете 29 марта 1879 года шхуна «Сади Ф. Келлер» покинула порт Джексон. Шкипер Веббер вез товары в город Нумею - главный порт Новой Каледонии. Вскоре с палубы шхуны Маклай увидел ее берега и узкий полуостров Дюкос с голыми дикими холмами. Правее

Из книги Веласкес автора Дмитриенко Мария Федоровна

СТРАНА ЗАМКОВ Январь в том году выдался необыкновенно холодным. Ледяной ветер норовил проникнуть в любую щель, безжалостно изгоняя тепло из уютных уголков. В огромных залах королевского Альказара, несмотря на все усилия челяди, температура была не намного выше, чем на

Из книги Смерть не заразна автора Бротиган Ианте

СТРАНА ИГР Это вечная история, которую я все время рассказываю своей четырехлетней дочери. Что-то она из нее извлекает и хочет слушать ее снова и снова. Когда пора ложиться спать, она говорит: - Папа, расскажи, как ты был маленький и залез в тот камень. - Хорошо. Она

Из книги Мои останкинские сны и субъективные мысли автора Мирзоев Эльхан

Страна-Участок - Как же я их ненавижу! Сидят как мышки и ждут, что я придумаю. Каждый день вызывают к себе и смотрят мне в рот, - в который уже раз рассказывал мне Олег. - У самих - никаких идей!Всё лето 2008 года он ходил удручённый. По его словам, руководство Первого канала

Из книги Курьезы холодной войны. Записки дипломата автора Дмитричев Тимур Федорович

«СТРАНА СЕРЕБРЯНАЯ» Название страны «Аргентина» непосредственно связано с серебром как по самому значению этого слова (от латинского argentum - серебро), так и по истории поиска этого металла в занимаемой ею части Южной Америки - название, которое в ходе становления

Из книги Распря с веком. В два голоса автора Белинков Аркадий Викторович

Аркадий Белинков Страна рабов, страна господ… Так было и так будет впредь. Из речи министра внутренних дел и шефа жандармов А. А. Макарова. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты 1912 г. Сессия пятая, ч. III, 1912, стр. 1953 В России власть побеждает легко. В

Из книги Сунь Ят-сен автора Ермашев Исаак Израилевич

2. Страна Потоп уже неизбежен. Только не мифологический, а вполне реальный потоп народного гнева.Быть может, в предутренние часы, в тиши дворцовых покоев, Иехонала, притворявшаяся погруженной в глубокий сон, на самом деле обдумывает, какие еще принять меры, чтобы вокруг

Из книги Карлос Кастанеда. Путь мага и воина духа автора Непомнящий Николай Николаевич

СТРАНА УНМОЛЕЙ Кто такие уичоли? Во-первых, это двое индейцев, что, привалившись спинами к кабине, расположились в кузове «шевроле», поднимающего пыль в двухстах метрах впереди нашей машины. Отец и сын Аполлонио едут с нами аж от самого Мехико, чтобы приобщить нас к

Из книги Есенин глазами женщин автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Страна негодяев Любопытная черта: едва приступив к новой вещи, Есенин уже видит ее в мыслях книжкой.Мне чудится: не так он устремился в Персию, как бежит от Изадоры, от пьяного угара. Иван-дурак бросает свою заморскую царицу! Потому так и тянется сейчас ко мне.Когда я

Дед главного героя – Никиты Моргунка, очень часто рассказывал внуку о некой стране Муравии. Никита решает поехать найти эту волшебную страну. По рассказам деда страна Муравия славится как мир свободы и мир справедливости.

Герою уже исполнилось сорок лет. В этом возрасте он еще не смог нажить себе богатства и живет очень сложной и небогатой жизнью. Покинув свое родное село, Моргунок, прежде чем отправиться на поиски страны Муравии, решает попрощаться со своим свояком. Они вместе поют, тепло прощаются. Никита отправляется в путь на своем коне. Он встречает попа. Тот рассказывает о своей бедной жизни и предлагает герою продолжать дорогу вместе. Никита отказывает попу и идет вперед.

Он встречает много разных людей, а мысли у него все только о Муравии. Встречает неожиданно Никита своего бывшего соседа. Тот занимается попрощайничеством со своим сыном. Под утро Никита замечает, что нет у него уже коня. Сосед променял его на телегу. Теперь главный герой продолжает путь запряженный в телегу. Теперь Никита ищет коня. Он видит в один день попа на своем коне, на базаре встречает бывшего соседа, но коня ему все же не удается вернуть. Никита оставляет телегу в колхозе, знакомится с председателем колхоза, узнает его историю. На свадьбе Никита видит попа и отбирает своего коня. У мудреца Никита узнает, что не существует Муравии и решает вернуться в колхоз к своей семье.

Картинка или рисунок Страна Муравия

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Грин Бегущая по волнам

    Томас Гарвей застрял в Лиссе по причине тяжелой болезни. Уже почти оправившись, он коротал время за игрой в карты у Стерса. Именно в этот вечер Томас впервые услышал незнакомый бесплотный голос тихо, но ясно произнесший фразу «Бегущая по волнам»

  • Краткое содержание Бунин Митина любовь

    Катя – любовь главного героя Мити. Она будущая великая актриса. Девушка с сильным и независимым характером, которая имеет свое мнение по поводу всего происходящего вокруг нее.

  • Краткое содержание Хоббит, или Туда и обратно Толкиена

    К Бильбо приходит Гэндальф с гномами. Они берут Хоббита с собой в путешествие. Им нужно забрать сокровища у дракона Смауга.

  • Краткое содержание Орел-меценат Салтыкова-Щедрина

    В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик.

  • Краткое содержание Оле Лукойе Андерсена

    Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз.

Поэма открывается описанием уезжающего Никиты Моргунка.

Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги.

Никита собирается на поиски некой страны Муравии, о кото-рой рассказывал ему дед. Дед часто говаривал ему:

Здоровью — срок, удаче — срок, Богатству и уму. Бывало, скажет в рифму дед, Руками разведи: - Как в двадцать лет Силенки нет, — не будет, и не жди. Как в тридцать лет рассудка нет, - Не будет, так ходи. Как в сорок лет Зажитка нет, — так дальше не гляди…

И поскольку Никите уже близилось 40 лет, а жилось ему труд-но, он решил попытать счастья в стране Муравии. Страна эта сла-вилась свободой и справедливостью:

Земля в длину и в ширину - Кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та — твоя.

Это особый мир со своими законами, живущий по крестьян-ским правилам, там нет ни коммунизма, ни колхозов. Об этой стра-не Никите рассказывал дед.

И вот родное село остается позади. Моргунок считает обязан-ным заехать к свояку. Они смолоду дружили, были очень близки друг другу по духу. Свояку Никита и рассказывает о будущем путешествии. Они поют вместе песню в последний раз. Никита «плачет о себе». Он родился в церковной сторожке, женился в семнадцать лет, пошел на хутор, отделился. В колхоз не всту-пил, а вот теперь отправился искать своего счастья. Описание его пути сопровождается частыми обращениями к земле:

Земля!.. Все краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет — на ней До самой смерти жить.

Моргунок выезжает за пределы своего поселка. Деревни, что попадаются на пути, уже незнакомы ему. Конь его, Серый, отощал и взмок. Этот конь — самое дорогое, что было в жизни у Моргунка. На коне держалось все его хозяйство вплоть до послед-ней булавки. Никита берег Серого — «как руку правую», «как глаз во лбу». Это — его друг, «не конь, а человек».

По дороге Моргунок встречает попа. Они разговаривают, Ни-кита отпрягает коня и садится ужинать с попом. Тот рассказывает о своей жизни: нет уже ни приходов, ни служб, а кормится он тем, что ходит по деревням и предлагает свои услуги:

Есть кой-где, что верят в бога, - Нет попа, А я и тут. Там жених с невестой ждут, - Нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, - Нет попа, А я и тут.

И только сожалеет поп, что коня у него нет, а то уж больно тяжело шагать пешком по русской земле. Он предлагает Никите ходить вместе: «Твоя — подвода, мой инструмент». Но Никита не соглашается и едет своей дорогой. С разными людьми пришлось знаться Моргунку. Однажды он слышит историю от одного из слу-чайных попутчиков о деде и бабе, которые жили в ветхой избен-ке «окна — в землю, крыша — набок». Ни в колхоз, ни в совхоз дед не пошел, да только в один год сильно стала прибывать вода. Вода подняла избушку и понесла далеко, принесла в усадьбу Эи здесь оставила. Дед только и сказал, что жить теперь им со старухой по-новому. Никита слушает и дремлет. И спит где-то Муравия-страна.

Вскоре до Никиты доходит слух о том, что по России едет товарищ Сталин, и едет, может быть, прямо навстречу Моргун-ку. И Никита думает о том, как он задаст Сталину вопрос о том, сколько еще людям ждать конца этой «суетории», когда все идет на слом во имя новой жизни? Он хочет попросить Сталина, чтобы его оставили в покое и одного на всей России не загоняли в кол-хоз. У него есть конь, славный конь, и всего два года осталось

Никите до сорока лет, когда поздно будет уже добывать себе богатство.

Далека дорога, Моргунок уже весь в пыли. Случайный пут-ник, встреченный Никитой по дороге, неожиданно оказывается его бывшим соседом Иваном Кузьмичом. Его, как будто слепого, ведет под руку мальчик, сын. Из рассказа Ивана Кузьмича ясно, что давно он уже бродит так по свету, и только его сын остался с ним. Нет у него уже сил работать, только и кормится тем, что попрошайничает. Впервые рядом с соседом спокойно и крепко заснул Никита. Под утро только слышал, как ржал конь. Вскочил он весь замерзший, а соседа нет, как нет и коня. «Телега здесь, и мальчик здесь. А конь?.. Коня и нет…». Разбудил Никита маль-чика, а тот сказал ему, что отец его на коня с уздой променял, а самого Моргунка проучил на всю жизнь. Что было делать Ни-ките — впрягся он в оглобли в телегу и пошел. Уставший и совер-шенно разбитый идет Никита по дороге. Долго смотрят вслед ему люди, редко увидишь такого чудака. Да собаки допекают. В одной из деревень его отводят в сельсовет, смотрят его доку-менты. Нечего им взять с Моргунка, отпустили его. И снова он пошел искать своего верного друга, коня.

И видит Никита удивительную вещь — в поле косят цыгане. В душе у Моргунка зашевелилось чувство любви к земле, самому хочется пройтись с косой по полю. Просит он у цыган отдать ему его лошадь. Цыгане приводят его в свои конюшни. Выводят перед ним то одну, то другую лошадь. А кони один другого краше, да только не признал Никита ни одного из них:

Извиняюсь, не могу - Врать, мол, из расчета. - То-то, — пальцем Моргунку Погрозили, — то-то…

Никита ночует около цыган, решает идти на следующий день на базар за новым конем. Ночью он мучительно думает о том, что веками цыгане крали коней, а нельзя ли и у них теперь украсть хорошего скакуна. Он потихонечку крадется к конюшне, но его останавливает голос сторожа. Со стыдом Никита возвращается к своей телеге и спешно уходит.

Три ночи и три дня идет Никита, запряженный в телегу. Ди-вится народ. И слышит вдруг впереди стук копыт. Внезапно из-за поворота показывается поп, верхом на Сером, на коне Никиты. Завидев Моргунка, поп притормозил коня, развернулся и пом-чался галопом. Пока Никита распутывал ремни да из телеги вы-прягался, поп был уже далеко. Изо всех сил пустился Никита догонять попа, кричал ему, да только устал, упал на дорогу, зажимая бок, как рану. Долго лежал так Никита, пока мальчик не подошел и не позвал его. Неизвестно, то ли поп купил того коня, то ли вор украл у вора, да только какое Никите дело. Тяжело продолжает он свой путь, вспоминает жену, которая ждет его дома. Она ведь ни о чем не знает.

Наконец Никита доходит до базара. Ищет либо попа, либо сво-его коня, и как увидит серую лошадь, так и обомрет сердце. Здесь же он встречает и своего обидчика — Ивана Кузьмича. Изобра-жая слепца, он просит милостыню. Схватил его Никита, навалил-ся на него, держит, не отпускает. Но хитростью Бугров вырыва-ется из его рук и убегает. Остался Никита снова ни с чем.

Снова он в пути. Встречает паренька на тракторе. Тот предлага-ет ему подвезти его, а телегу взять на буксир. Никита соглашает-ся. У парня он и узнает дальнейшую дорогу. Парень направляет его в селенье Острова, где можно купить лошадь.

В селенье этом Никита видит полную разруху. «Худые кры-ши», «повалены плетни», «и курит попусту народ на бревнышках в тени». На скамейке сидит дед, строгает дудочки. Как выясняет Моргунок, это люди бесколхозные. Здесь Никита старается вы-торговать себе коня, дед соглашается продать ему своего. Увидев лошадь, Моргунок решает, что лучше уж он всю жизнь будет ходить пешком, чем купит такую клячу. Услышав такие слова Никиты, дед немного обиженно спрашивает, чем плоха их жизнь. Моргунок возражает: «Живете не богато вы». Материал с сайта

А счастье не в богачестве, Зачем оно, сынок?

Дед говорит, что им вполне хватает и куска хлеба, чтобы жить и не тужить. Дети их живут «хуже сивых поросят», но они не виноваты, их «батька виноват».

Снова возвращается Никита в колхоз, где оставил под распис-ку свою телегу. Председатель Андрей Фокич Фролов готов пока-зать ему колхозное хозяйство. За обедом Фролов рассказывает свою историю. Говорит о своем враге — Грачеве. Фролов в свое время делил луга, взимал налог, и за это был бит. Грачевы встре-тили его далеко от деревни, да все с дубьем. Еле-еле дополз он до отцовского дома. А теперь стал председателем колхоза. Никита еще погостил здесь, побывал на свадьбе. На свадьбу приходит и старый Мирон Фролов, дед Андрея Фролова. Он сам первый раз женился сто лет назад. Гуляет свадьба во всю, гармонист заводит свою песню. И еще не стихли танцы, как на пороге появился не то нищий, не то гость. Он попросил позвать хозяйку. Это проез-жий батюшка, согласен венчать молодых хоть сейчас. Мгновенно метнулся на порог Никита, выскочил на улицу и, оборвав пово-дья, повис на шее у коня.

Неспешно едет Никита по дороге и разговаривает с конем. По пути ему попадается седовласый старец, направляющийся в лав-ру. Никита спрашивает у мудрого старика, где на свете страна Муравия. Старик отвечает, что нет такой страны.

Была Муравская страна, И нету таковой. Пропала, заросла она Травою-муравой.

Старец советует Никите вступать в колхоз. Никита еще немно-го сомневается и уже повеселевший едет домой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • история создания поэмы страна муравия
  • сообщение об поэме страна муравия
  • Поэма Страна Муравия краткая биография 1934-36
  • твардовский василий страна муравия краткое содержание
  • толстой юность идея

«Страну Муравию» я написал в 1934 - 1936 году, и ее первое отдельное издание вышло в 1936 году в смоленском издательстве. Жил я тогда в Смоленске, областном центре моего родного края, учился в педагогическом институте и одновременно сотрудничал в местных газетах: «Рабочем пути» и «Смоленской деревне».

Эта поэма была пятой моей книгой. Я до нее издал уже поэмы «Путь к социализму» и «Вступление», книжку прозы «Дневник председателя колхоза» и «Сборник стихов». Все это было посвящено исключительно занимавшей меня тогда тематике колхозного строительства. Я много ездил в качестве газетного работника, писал корреспонденции, очерки, статьи, стихи и рассказы. Во всех тогдашних делах деревни я разбирался порядочно, - не только потому, что сам происходил из деревни, но особенно потому, что все происходившее там в годы «великого перелома» составляло для меня самый острый интерес и задачу жизни. Эта революция в сельском хозяйстве, во всем жизненном укладе миллионов явилась для меня в юности примерно тем, чем для старшего поколения наших людей были Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война.

Все написанное и напечатанное в эти годы, а также мои рабочие записи и незаписанные впечатления поездок, встреч и т. п. - все это было как бы подготовкой к «Стране Муравии».
Но задумал я эту вещь под непосредственным воздействием извне, она была мне подсказана А. А. Фадеевым, хотя эта подсказка не была обращена ко мне лично и не имела в виду жанр поэмы. Началом своей работы над «Муравией», первым приступом к ней я считаю 1 октября 1934 года, когда я занес в свой дневник следующую выписку из появившейся в печати речи Фадеева:

«Возьмите 3-й том «Брусков» - «Твердой поступью». Там есть одно место о Никите Гурьянове, середняке, который, когда организовали колхоз, не согласился идти в колхоз, запряг клячонку и поехал на телеге по всей стране искать, где нет индустриализации и коллективизации. Он ездил долго, побывал на Днепрострое, на Черноморском побережье, все искал места, где нет колхоза, нет индустрии, - не нашел. Лошаденка похудела, он сам осунулся и поседел. Оказалось, что у него нет другого пути, кроме колхозного, и он вернулся к себе в колхоз в тот самый момент, как председатель колхоза возвращался домой из какой-то командировки на аэроплане. Все эте рассказано Панферовым на некольких страничках среди другого незначительного материала. А между тем можно было бы всего остального не писать, а написать роман именно об этом мужике, последнем мелком собственнике, разъезжающем по стране в поисках угла, где нет коллективного социалистического труда, и вынужденного воротиться в свой колхоз - работать со всеми. Если внести сюда элементы условности (как в приключениях ДонКихота), заставить мужика проехать на клячонке от Черного моря до Ледовитого океана и от Балтийского моря до Тихого океана, из главы в главу сводить его с различными народностями и национальностями, с инженерами и учеными, с аэронавигаторами и полярными исследователями, - то, при хорошем выполнении, получился бы роман такой силы обобщения, который затмил бы «Дон-Кихота», ибо превращение ста милионов собственников в социалистов более серьезное дело, чем замена феодалов буржуазией».

Значение этого совета и призыва старшего писателя было, конечно, не в том, чтобы я так-таки и вознамерился написать произведение, которое затмило бы «Дон-Кихота». Кстати сказать, это выражение Фадеева - отголосок наивной «теории» «догнать и перегнать классиков», имевшей хождение в те годы в литературных кругах.
Дело было просто в том, что я очень горячо воспринял возможность этого сюжета, взятого из книги одного писателя и изложенного в таком духе другим писателем, для выражения того личного жизненного материала, которым я располагал в избытке, для осуществления настоятельной потребности, одолевавшей тогда меня: рассказать, что я знаю о крестьянине и колхозе.

Эта история замысла «Муравии», на мой взгляд, имеет некоторый интерес, хотя бы как один из примеров многообразных связей и взаимовлияний в нашей советской литературе.

Мною для «Страны Муравии» был взят этот сюжетный мотив (мужик, отправляющийся на своем коне в поиски страны, где нет колхозов), хотя далеко не в том плане обширного романа-путешествия, как толковал его Фадеев. Кроме того, взято название «Страна Муравия» - так у Панферова названа страна, которую искал Никита Гурьянов. Совпадает также имя моего героя с именем Гурьянова, фамилия же - Моргунок - это прозвище одного крестьянина, жившего в соседней деревне, приятеля моего отца.

Что же такое в изначальном смысле этих слов «Страна Муравия»? Я получаю от читателей и особенно от учащихся средней школы и преподавателей родного языка и литературы много писем с просьбой пояснить это слово или подтвердить те догадки и толкования, которые предлагались в этих письмах. Примерно: не есть ли это Моравия, Область, расположенная в Чехословакии? Не один ли у этого слова корень со словом «муравей» и не символизирует ли оно дружную коллективную работу и жизнь, подобную муравьиной семье? Не происходит ли оно от слова «мурава» - трава-мурава, рождая представление о весенней благодатной зелени травы и всходов?

Мне кажется, что последнее предположение не противоречит духу и смыслу этого наименования, но слово Муравия, вообще говоря, не выдумано. Оно взято из крестьянской мифологии и означает скорее всего некую конкретизацию вековечной мужицкой мечты, мечтаний и легендарных слухов о «вольных землях», о благодатных далеких краях, где текут молочные реки в кисельных берегах и т. п.

Происхождение названия «Муравия» от слова мурава (трава) подтверждается и заметками в Большой советской энциклопедии и у «Брокгауза и Ефрона», на которые мне указал мой земляк - старый литератор Н. С. Каржанский. Там, между прочим, сказано: «Муравский шлях - один из главных путей, которым пользовались крымские татары в XVI - XVII вв., совершая набеги на Русское государство. Муравский шлях шел от Перекопа к Туле по безлюдной, поросшей травой (муравой) степи, минуя переправы через большие реки...» (БСЭ); «На месте его и теперь существует большая проезжая дорога, называемая дв сих пор у г. Ливен Муравкою» («Брокгауз и Ефрон»). Любопытно ответить, что в китайском переводе эта моя поэма названа «Страною зеленой свежести».

Сознанию Моргунка, как и сознанию Панферовского героя в указанном эпизоде его книги, Муравия представляется страной мужицкого, хуторского собственнического счастья в противоположность колхозу, как такому устройству жизни, где человек будто бы лишен «независимости», «самостоятельности», где «всех стригут под один гребешок», как это внушали среднему крестьянину в первые годы коллективизации враждебные ей люди - кулаки и подкулачники.

Возвращение Моргунка, убедившегося на фактах новой действительности, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхоза, придавало наименованию «Страна Муравия» уже новый смысл - Муравия как та «страна», та колхозная счастливая жизнь, которую герой обретает в результате своих поисков.

Кстати, Борис Полевой сообщил мне, что в Сосновоборском районе Пензенской области до недавней поры укрупнения колхозов существовал колхоз «Страна Муравия». Наименование это было присвоено колхозу, во главе которого стоял местный учитель, по-видимому, в конце тридцатых годов, в связи с появлением в печати «Страны Муравии».