Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Анализ произведения «Тарас Бульба» Гоголя Н.В. «Тарас Бульба» Гоголь анализ

Анализ произведения «Тарас Бульба» Гоголя Н.В. «Тарас Бульба» Гоголь анализ

Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник Н. В. Гоголя «Миргород». Это историческое произведение, которое собрало в себе множество действующих лиц, значительно отличается от других повестей сборника. Гоголь всегда умел замечать самые тонкие и мелкие дели и подробности, на которые никто не обращал внимание. Его наблюдательность создает очень точные, живые картины в каждом его произведении, будь то описание природы, села или человека.

Но то, как Гоголь описывал человека, повторить сложно. Наблюдения автора позволяли ему проводить анализ всех свойств человеческого характера и создавать единый, многогранный образ. Но если во многих своих произведениях он говорил о деградации человека, то в произведении «Тарас Бульба», на примере казацкого полковника и его сыновей автор показывает то, каким должен быть человек, что для него должно быть истинно важным, какими чертами обладают русские.

Автор изображает картину сложного для его Родины времени борьбы с польской шляхтой. Гоголь отобразил истинную дружбу единого народа — малороссы, а позднее украинцы и русские — единый народ Киевской Руси. Автор через всю повесть протянул тему братства и товарищества. В то время зарождалось казачество — яркие пример русской силы, ведь именно русские собирались на Хортице. Это были князья и бежавшие крепостные, но на Сечи они становились братьями, товарищами.

В описании Тараса Бульбы вложены не вымышленные черты, а реальная характеристика казака того периода. Лишь иногда, когда наступает кратковременное перемирие, Тарас живет дома и занимается хозяйством. Но прежде всего он казак, он защитник и остальное время воин, которых тогда было очень много он проводит с оружием в руках на полях сражений. Своим долгом, целью жизни казак видит в службе Родине, в ее защите. Тарас грубоват и прямолинеен, что ярко контрастирует с изнеженными польскими воинами.

Самое ценное, самое... дорогое для Тараса Бульбы — Родина. Любовь и верность родной земле для него значительнее, чем личные интересы. Необыкновенным ударом стало для Тараса предательство его младшего сына. Андрей меняет на понравившуюся полячку свою Родину, друзей, семью и идет воевать против своих. Была ли это любовь или мимолетное увлечение — не важно, ведь Андрей без раздумий бросил своих товарищей и вышел против них с мечом. Его не остановило то бесчинство, которое творили ляхи на его родной земле, сжигая села и вырезая людей.

Старший сын Тараса Остап был гордостью своего отца. Он был верен своей земле и вере до последнего. От рук поляков он принял страшную, мучительную смерть, и при этом вел себя героически до последнего вздоха, чтобы криками боли не радовать врага. Он знал, что его жертва не напрасна — он страдал за Святую Русь, за свою веру, за друзей.

Истории двух братьев — это истории двух разных путей, которые человек выбирает самостоятельно, решая стать ли героем или добровольно нанести на себя клеймо предателя. В наше время эти образы не менее актуальны, так как у каждого из нас всегда есть выбор — ценить свое или пресмыкаться ради подачки, отправляясь заграницу в поисках лучшей жизни.

Тарас Бульба принял смерть достойную казака, нанеся крестное знамение. Его вера, отвага преданность олицетворяют дух его народа, дух русских и малороссов, которые до настоящего времени были истинными патриотами. Эта повесть помогает понять свою историю и обратиться к собственным ценностям, к родной земле и православию.

Героические образы повести «Тарас Бульба» создают контраст с остальными героями сборника «Миргород», демонстрируя то, какими люди были, какие качества имеет каждый из нас и чем человек может стать, если будет поощрять в себе пороки.

Повесть Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба", знакомая многим со школьных уроков литературы трагичная и поучительная история, была экранизирована известным кинорежиссером Владимиром Бортко. И, как и всегда при экранизации того или иного произведения, возникает ряд вопросов: каковы сходства? чем обоснованы различия? отличается ли авторская позиция писателя и режиссера? И, наконец, что лучше – фильм или повесть?

Тематика экранизации и самой повести похожи – любовь к Родине, предательство, самоотверженность, отношения между людьми. Все это волновало людей во все времена, все это сохраняет свою актуальность и по сей день. И в фильме, и в самой повести герои встают перед сложной проблемой нравственного выбора. Чувства и долг сталкиваются в остром конфликте.

Ключевой образ - образ Тараса Бульбы – един: и в повести, и в ее экранизации перед нами предстает глубоко уважаемый всеми, гордый, храбрый, отчаянный казак – настоящий герой, защитник своей Родины, суровый, непреклонный. Свобода Отчизны и казацкая честь для него важнее любых других духовных ценностей. Поэтому, беспощадный ко всем изменникам и трусам, он даже в отношении собственного сына не отступил от своих жизненных принципов. Побеждая отцовскую любовь, Бульба – человек огромной воли и силы духа - убивает Андрия.

Экранные образы Остапа и Андрия также мало отличаются от героев повести – сильные, отважные сыновья, обещающие стать достойными воинами и защитниками своей Родины.

Но авторская позиция Гоголя и Владимира Бортко – режиссера фильма –различна. Гоголь не осуждает Андрия так резко, он как бы оставляет право оценить его поступок за читателями. Искреннее, глубокое чувство, вспыхнувшее в душе Андрия, вступило в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей Родиной. Любовь утрачивает здесь обычно присущие ей светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от Отчизны, вынудила совершить предательство: «... в сем обоюдно-слиянном поцелуе ощутилось то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку. И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына». Но Андрий сделал шаг осознанный – не испугавшись смерти, он перешел на сторону противника. Внутренний конфликт завершился в пользу любви. И Гоголь талантливейшим образом показывает эту ожесточенную борьбу, битву с самим собой, столкновение чувства и долга в душе у Андрия. Бортко же в отношении его категоричен: измену Родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. Но в данном случае эта позиция вполне оправдана, ведь в фильме изображен человек, нисколько не сомневающийся в своем решении, предающий Родину без зазрения совести, ведомый не возвышенными, светлыми чувствами, а простой человеческой страстью.

Говоря о недостатках фильма, прежде всего хочется выразить свое несогласие с позицией режиссера, его вариантом прочтения повести. Больше всего мне не понравилась столь сильная идеализация запорожского казачества. В повести Гоголя изображены яркие, сильные, но живые характеры, со своими достоинствами и недостатками: «Зашумели запорожцы и почуяли свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного народа: волновались характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упорно и долго хранили в себе внутренний жар». На экране же мы видим идеальных, очень похожих между собой и от того неинтересных персонажей.

У Гоголя искренний, неподдельный патриотизм пронизывает каждую строчку повести, гармонично вплетаясь в канву произведения и становясь ее неотъемлемой частью: «Выпьем, товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера!... Да за одним уже разом выпьем и за Сечь, чтобы долго она стояла на погибель всему бусурманству, чтобы с каждым годом выходили из нее молодцы один одного лучше, один одного краше. Да уже вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих». В фильме же тема любви к Родине показалось мне слишком нарочитой, напыщенной, картинной, и от того не вызывающей ответных эмоций у зрителя, не заставляющей его сопереживать.

Лучше не сделали фильм и сцены боев, занимающих более половины всего фильма. У Гоголя на первый план выходят человеческие отношения, конфликт между чувством и долгом стоит остро, напряженно, он не разрешается и в финале, потому что, наверное, и невозможно найти однозначного ответа на вопрос, что сильнее – любовь или долг. В фильме же эти серьезные, острые проблемы заслоняет изображение многочисленных боев, жестокие сцены насилия, кровавые, беспощадные, и, на мой взгляд, излишне реалистичные.

Каждое отступление от сюжетной линии повисает в воздухе и, как правило, не получает в дальнейшем развития. Остается только догадываться, что означает рождение у полячки сына, что хотел сказать нам этим автор? Надежда, символ жизни? Но тогда это противоречит авторской позиции, ведь в фильме Андрий – подлый предатель, ему нет прощения, и, по мнению режиссера, Бульба справедлив в своем суровом решении. Так зачем же этот необъяснимый ничем эпизод, который как бы смягчает наказание, утверждает, что Андрий не погиб напрасно, бессмысленно, он оставил на земле свой след?

Битва за свободу отчизны Тараса Бульбы и остальных казаков в киноверсии превращается в месть за убийство жены. И тоже не ясно, какую мысль этим хотел донести до нас режиссер. Ведь в повести Гоголя служению Отчизне и товариществу казаки отдавали себя безраздельно, их души были проникнуты лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа: «Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам, пустить далеко по степи о себе славу». В фильме же эти возвышенные душевные порывы искажаются, преобразуясь в довольно низменную, примитивную жажду мести.

К достоинствам фильма можно отнести яркость, живописность пейзажей, красоту декораций, но в повести, благодаря удивительному, необъяснимому свойству главного инструмента литературы - слова, для нас открывается безграничный простор для нашего воображения: «Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк».

Обращение к такой злободневной теме делает фильм интересным, прежде всего, потому, что вопросы, поставленные Гоголем почти 200 лет назад, волнуют и современное общество. Проблемы личности, нравственного выбора, человеческих взаимоотношений всегда будут актуальны.

Вызывает восхищение талантливая игра актеров. Работа костюмеров, декораторов, операторов и других участников съемочной группы, с моей непрофессиональной точки зрения, показалась мне вполне достойной.

Возможно, кому-то из зрителей интереснее было смотреть фильм, чем читать повесть. Оставляю за собой право не согласиться с ними. Мне показалось, что повесть Гоголя наполнена большим трагизмом - чувства, переживания донесены гораздо глубже, пронзительнее, ярче. Это и неудивительно, ведь даже самые красивые и яркие иллюстрации не могут заменить красоты, стройности, силы и величия слова. И фильм в этом случае лишь ярче выделил достоинства этого великолепного шедевра русской литературы – повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» будет справедливо назвать как исторической, так и патриотической одновременно. Она была написана в 1834 году и является, по истине, одной из ярчайших драгоценностей русской литературы.

Гоголь включил её в цикл повестей «Миргород» и щедро наполнил всё пространство произведения ярчайшей палитрой запоминающихся героев; разнообразной композицией, живым диалектом казацкой речи.

Всё настолько живо, что создаётся впечатление, будто Гоголь, поначалу, был наблюдателем самобытной жизни Запорожских казаков; вёл свой читательский дневник, записывая в него случайно подслушанный диалог, а, лишь затем, перешёл к созданию своего гениального произведения.

Погружаясь в текст повести, невольно задаёшься вопросами: почему автор взялся за написание именно этого сюжета? О чём он хотел сказать тогда своему читателю? О чём говорит сейчас нам? Сколько времени ушло на создание повести?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё глубже и многограннее проникаемся сюжетом и читательскими эмоциями. Итак, обо всём по порядку.

Как создавалось произведение

Немного об истории создания повести. Николай Васильевич Гоголь задумал написать исторически правдивую повесть о жизни запорожских казаков ещё за четыре года до официальной даты написания повести, в 1830 году.

Известно из воспоминаний современников, что Гоголь был человеком организованным, крайне дисциплинированным.

Педантом в мелочах и перфекционистом в душе, стремящемся к творческому совершенству. Поэтому, написав первоначальный вариант повести, автор, на протяжении долгих девяти лет, корректировал своё произведение, постоянно внося в него доработки.

Таким образом, повесть, изначально написанная в объёме трёх глав, разрослась до девяти, а, затем — до двенадцати.

Гоголь, по воспоминаниям современников, придирчиво долго выискивал то, единственно уникальное сочетание слов, которое бы ярче всего отразило его мысль. Он искал слова, чтобы раскрыть самобытность украинского народа. Поэтому автор обращается в повести ко многим произведениям украинского фольклора. Это, прежде всего: думы, песни.

За основу повести «Тарас Бульба» Гоголем была взята история казацкого восстания 1638 года. Согласно истории, подавить это восстание поручили гетману Потоцкому.

А, как доподлинно известно из исторических документов, прообразом самого Бульбы был выбран реальный атаман по имени Охрим Макуха. Это был благородный воин, достойный гражданин, сподвижник самого Богдана Хмельницкого.

О романе «Тарас Бульба»

Многие ошибочно называют произведение «Тарас Бульба» романом, тогда как это повесть. Сам автор просил называть своё произведение не иначе как «исторической повестью».

Так о чём основной сюжет повести? В самом начале произведения Бульба с сыновьями, которых зовут Остап и Андрий, приезжает на Запорожскую Сечь.

Отец хочет, чтобы его сыновья стали настоящими казаками. Буквально цитируя текст: «набрались уму разуму», да «понюхали пороху». Таким образом, Остап с Андрием, по воле отца, оказываются в центре событий.

Не успев в полной мере осознать происходящее, молодые люди, призываясь на военную службу в войско Запорожское, идут воевать с кровавой шляхтой, против угнетения православных, их веры и достоинства. Казацкое войско идёт на войну, чтобы сражаться с польской армией, гораздо более многочисленной и мощной.

Конечно же, при таком неравном соотношении сил, силы казаков быстро иссякают, но они не готовы принять своё поражение, сдаться на милость врагу. Филигранно описана писателем битва казаков под Дубно: Гоголь «рисует» сцены в особом фольклорном стиле, где легко провести параллели между казаками и легендарными русскими богатырями.

Так, к примеру, Бульба троекратно задаёт вопрос своим побратимам. Он спрашивает их: «Есть ли у вас порох в пороховницах?!». Ему отвечают троекратным: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, ещё казаки не гнуться!». Смерть за Родину на поле боя – это для казаков являлось высшим благом и благодатью.

Главные герои повести «Тарас Бульба»

Центральным героем является атаман Тарас Бульба, чьим именем названа повесть.

Вместе с отцом, сражается и его старший сын Остап. Мужественный Остап ещё молод, ему всего 22 года, но он в столь юные годы жизни уже является атаманом, проявляя невиданную смелость.

Образ Остапа – это образ истинного героя, готового, как отец его, отдать жизнь за Родину до последней капли крови. Даже попадая в плен к врагам и проходя через страшные пытки, Остап не становится предателем.

Безусловно, Бульба страдает, видя мучения сына. Но при этом он испытывает отцовскую гордость за него. Остап геройски погибает на плахе, как и все казаки, что попали с ним в плен.

Трагически заканчивается и жизнь самого Тараса Бульбы: он попадает в плен к полякам, горит на костре, приговорённый к смертной казни через сожжение. Но, даже умирая в нечеловеческих муках, он остаётся героем и гражданином.

Совсем по-иному, но тоже трагически сложилась судьба младшего сына Бульбы – Андрия. Он горячо влюбляется в красивую полячку, предаёт Родину и становится на сторону врагов.

Но всё же судить однозначно плохо о личности Андрия было бы неправильным. Он по натуре своей философ и романтик. Андрий против любой войны, ему интересна лишь любовь к обожаемой паночке. Тарас Бульба не может понять и принять поступков своего младшего сына, разделить его взгляды на жизнь.

Тарасу Бульбе близок и понятен старший сын Остап: он узнаёт в нём себя. Андрий же, весь сотканный из противоречий и сомнений, далёк от властного и грозного отца. У них разные системы ценностей и им никогда не договориться между собой. Поэтому Тарас Бульба принимает неоднозначное и страшное решение: убить своего младшего сына Андрия. Он делает это собственными руками.

Гоголь последователен в своих суждениях и довольно категоричен: греховная любовь к женщине – это причина многих бед. Такая любовь сродни дьявольскому искушению и способна лишить мужчину разума и воли. По мнению самого писателя, история любви Андрия к прекрасной панночке – это дорога, ведущая в тупик, к смерти.

Тарас Бульба, Остап и Андрий – главные герои исторической повести Гоголя «Тарас Бульба». Познакомившись с главными героями, самое время перейти к знакомству с героями второстепенными.

Второстепенные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Невозможно обойти стороной богатое разноцветье второстепенных персонажей, созданных Гоголем и появляющихся на страницах повести.

Давайте, следуя плану, перейдём к знакомству с ними, перечислим и назовём их имена:

  • жена Бульбы, мать Остапа с Андрием – Настя;
  • Мотря – воспитанница в семье Бульбы;
  • Воевода города Дубно;
  • Марильца;
  • Татарка – служанка Марильцы;
  • Кошевой – бывший начальник запорожских казаков еще до выборов Кирдяги;
  • Кирдяга – новый воевода казаков;
  • Бунчужный – знаменосец в Сечи;
  • Товкач – есаул казачьего войска на Украине;
  • Янкель – маркитант казачьего войска;
  • Ключарь – монах братского монастыря;
  • Кобзарь – слепой старец;
  • Довбиш – войсковой литаврщик;
  • а так же, многочисленные полковники, сотники, казаки – запорожцы, старцы, паны и пани, бурсаки, торговки, соседи Бульбы.

Товарищество и окружение значат для Тараса многое. Поэтому Гоголь щедро наполняет повествование яркими образами, как бы расстилая перед читателями «пёстрый ковёр» из героев. Второстепенные герои помогают раскрыть образы героев главных, как бы являясь для них фоном.

Важно понимать: основное различие в градации героев на главных и второстепенных заключена в том, что главные герои претерпевают развитие на протяжении всего произведения, в то время как второстепенные – нет.

Краткий пересказ «Тарас Бульба» по главам

Теперь, познакомившись, пусть даже в столь сокращённом варианте, с главными и второстепенными героями повести, самое время перейти к краткому изложению содержания каждой главы повести Гоголя отдельно. Всего в произведении 12 глав.

Уже с первой главы, Гоголь, словно бы взяв читателя за руку, бережно проводит его от одной главы – к другой, по гениально выстроенному «маршруту».

Повесть написана чётко и структурно, как конспект, с выделением важного и сюжетообразующего. Предлагаю и нам с вами незамедлительно отправиться по увлекательному, хотя и проложенному вкратце, «маршруту» повести «Тарас Бульба».

Глава 1

К Тарасу Бульбе, после учёбы в Киевской бурсе, возвращаются два сына Остап и Андрий. Отец очень рад видеть своих повзрослевших и ладных сыновей, но, будучи человеком искренним, едко шутит над одеждой бурсаков.

Старшему Остапу замечание отца приходится не по вкусу, поэтому он затевает шутливую драку с ним, пока её не прерывает мать.

Бульба принимает решение, что немного отдохнув дома, сыновья поедут в Запорожскую Сечь, чтобы возмужать духом.

Отмечая приезд сыновей Тараса Бульбы, все вокруг веселятся и празднуют это событие. В процессе общего веселья, Тарас решается «тряхнуть стариной» и поехать в Сечь вместе со своими детьми.

Жена против такого решения мужа и опасается отпускать сыновей на войну. Женщина страдает, понимая всю опасность такого решения Тараса. Крайне эмоционально проходит прощание любящей матери со своими обожаемыми детьми. Несмотря на протесты матери, они с отцом едут в Сечь.

Глава 2

В дороге царит молчание, так как каждый из героев погружён в свои мысли и воспоминания. Тарас вспоминает близких людей, товарищей, с которыми надеется скоро повидаться в Сечи.

Остап же вспоминает случай из учёбы: ему не нравилось заниматься и он, в самый первый год обучения, решил сбежать. Ему настолько не нравилось учиться, что он даже неоднократно закапывал свой букварь. Его же всякий раз ругали и давали новые учебники.

Андрий в дороге вспоминает свои многочисленные розыгрыши, устроенные настолько искусно, что никто так и не догадался, кто же за ними стоит. Андрий с ранней юности полюбил женщин и восхищался их красотой. Он вспоминает, как однажды увидел прелестную польку, когда красавица совершала прогулку в компании своего отца – польского пана.

Несмотря на случайность встречи, Андрий проникает в опочивальню к ней. Но, молодость и неопытность в любви выставили его на посмешище. В дороге, воспоминания о юной панночки не покидают его.

Уставшие, отец с сыновьями приезжают в Запорожскую Сечь. Люди в ней живут обычной мирной жизнью.

Глава 3

Семь дней троица живёт в Сечи, посвящая свои дни изучению воинских премудростей. Все казаки вокруг обожают гулять и пировать. Именно так они любят отдыхать.

В Сечи представлена самая что ни на есть разношёрстная публика: от нищих – до крестьян и офицеров. Причём последним было всё равно, на чьей стороне им воевать.

Женщин в Сечи не было и быть не могло. Бульба, подговорив дружественно настроенных к нему казаков к непослушанию, способствует переизбранию Кошевого. Новым атаманом избирают товарища Тараса, казака Кирдягу.

Глава 4

Кирдяга, вновь избранный атаман, приказывает не считаться с договорённостями о мире. Неожиданно в Сечь приплывает паром с казаками.

Эти прибывшие казаки рассказывают о бесчинствах поляков. О том, что они жестоки и несправедливы к православным украинским христианам. Именно это и спровоцировало принятие решения о начале наступления на поляков.

Глава 5

Казаки отправились в свой освободительный поход. Два брата усовершенствуют с каждым разом всё более и более своё мастерство в военном деле.

Бульба радуется таким умелым сыновьям. При этом Остап и Андрий по-разному показывают себя.

Остап, по мнению Бульбы, прирождённый полководец, так как невероятно мудр и разумен. Андрий, напротив, зарекомендовывает себя полной противоположностью старшему брату: он непредсказуем и слишком горяч.

В одну из ночей в лагерь к казакам тайно проникает служанка той самой прелестной панночки. Именно её чарами был когда-то ослеплён Андрий. Панночка, узнав его среди прочих казаков, посылает к нему свою служанку с просьбой достать пропитание, которого не было по причине блокады города. Андрий не может отказать возлюбленной и через тайный ход проникает в крепость.

Глава 6

Попав в город, Андрий наблюдает повсеместное запустение и нищету. Город фактически умирает от голода. Горожане находятся на грани, но не сдаются, так как знают, что скоро придёт подкрепление, и будет еда.

Андрий встречается со своей панночкой и забывает обо всём на свете от нахлынувшей любви. По сути, Андрий становится предателем отца, брата и Родины. В город, наконец-то, приходит подкрепление и доставляют еду.

Глава 7

Казаки постоянно пьют и веселятся, с утра до вечера. Поэтому они пропускают подкрепление, не заметив его.

Казаки посылают своего разведчика в город за информацией. Вернувшись, разведчик рассказывает Бульбе о том, что видел там его младшего сына и тот просил передать, что не вернётся назад, так как отрекается от них.

Остап занимает место погибшего куренного, чему отец несказанно рад. Тарас счастлив успехам старшего сына и, одновременно, страдает от поступка младшего. Ведь название этому поступку лишь одно – это дезертирство и предательство.

Глава 8

Неожиданно из Сечи приходит информация о набеге татар и краже казны. Есть единственный способ вернуть казну и пленных – это срочно прекратить блокаду.

Казаки спорят по этому поводу и их мнения различны. Таким образом, одна половина войска уходит, а Бульба, с оставшейся половиной, так же продолжает осаду.

Глава 9

Город и его жители опять становятся заложниками и начинают голодать.

Разведка поляков оказывается неудачной, но евреи приносят горожанам весть о том, что казаков осталось гораздо меньше, чем было.

Жители города, узнав об этом, поверили в спасение и обрадовались. Бульба, поняв это, выступает перед своими товарищами с желанием подбодрить их и вселить надежду, повести за собой.

Происходит бой. В этом бою поляки берут Остапа в плен. А, Андрий, страстно влюблённый в полячку, погибает от карающей руки своего отца.

Глава 10

Бульба ранен в бою и две недели мечется в лихорадке. Его тревожит мысль о старшем сыне, попавшем в плен. Немного придя в себя, Тарас платит еврею пять золотых и просит переправить его в Варшаву. Ведь именно туда отвезли пленённого Остапа.

Глава 11

Тарас благополучно добирается до Варшавы с целью организовать побег и спасти сына. Ему не удаётся совершить задуманное из-за предательства конвоира. Бульбе остаётся лишь смириться.

Тарас идёт на площадь, туда, где планируется проведение казни над пленными. На глазах отца страшно сына пытают, подвергая его чудовищным мукам. Остап в муках зовёт отца и слышит его ответ. Тарасу чудом удаётся избежать плена и благополучно добраться до Сечи.

Глава 12

Мощное казацкое войско идёт в атаку. Бесстрашным полком этого войска командует Тарас Бульба. Поляки же хотят мирно договориться, чтобы избежать дальнейшего кровопролития.

Бульба не готов идти на мировую ни при каких обстоятельствах. Казакам удалось и в этом бою, когда всё было против них, одержать верх над противником.

Тарас Бульба, почувствовав свою непобедимость, решает вернуться на поле битвы в поисках потерянной курительной трубки.

Бульбу поляки берут в плен и казнят, сжигая на костре. Его соплеменникам и боевым товарищам удаётся спастись.

Заключение

Вот так коротко выглядит рассказ о главных событиях повести. В заключении хочется особо отметить, что любое, даже самое талантливое описание содержания произведения, никогда не сможет заменить и сотой доли удовольствия от непосредственного чтение этой замечательной повести.

«Тарас Бульба» был написан гениальным пером Гоголя с искренним желанием автора пообщаться со своими читателями на многие, важные темы. Тему любви к Родине и любви к женщине. Тему личного выбора каждого и ответственности за него. Тему дружбы, предательства и возможности прощения.

Гоголь проводит психологический анализ человеческих характеров в отдельности, и, посредством этого, рисует собирательный образ всего казачества в целом. Писатель рассуждает с нами об опасности деградации человеческой души и учит противостоять этому.

Николай Васильевич Гоголь не является нашим с вами современником, но, несмотря на это, его мысли, рассуждения и созданные им обобщённые образы являются актуальными, понятными и сегодня.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.