Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Бунин чистый понедельник очень краткое содержание. Чистый понедельник

Бунин чистый понедельник очень краткое содержание. Чистый понедельник

/ / «Чистый понедельник»

Действие рассказа разворачивается в Москве в зимний период времени. Сразу стоит отметить, что у главных героев произведения нет имен. Есть Он и Она.

Каждый вечер Он приезжал к ее дому напротив храма Христа Спасителя. Потом они ехали в «Метрополь», «Эрмитаж» или «Прагу» на ужин, после посещали театральные постановки. Чем эти отношения должны были закончиться, Главный герой не знал и не хотел думать об этом. Главная героиня также не давала ответ на этот вопрос. Они все еще не были близки, их отношения были странными, что еще больше влекло его к ней. И он безумно радовался каждой минуте, проведенной с ней.

Главная героиня посещала курсы истории. Ходила туда редко, но все равно ходила. Проживала одна в съемной квартире на пятом этаже. Эту квартиру она выдрала только ради хорошего вида из окна. Квартира состояла из двух комнат. В первой из них находился большой турецкий диван и пианино, за ним Она учила начало «Лунной сонаты». Комната была наполнена живыми цветами, которые доставлялись по его приказу.

В каждый субботний вечер Он приезжал к ней, привозя шоколадные конфеты, новые книги, цветы. Она, лежа на диване, только протягивала руку для поцелуя и говорила сухое спасибо. Позже Она приказывала сесть рядом с диваном.

У него складывалось мнение, что ей это не нужно: ни шоколад, ни книги, ни цветы. Но все-таки шоколад она съедала, порой по целой коробке в день, книги прочитывала, на ужине ела не меньше него. Единственное, к чему она испытывала явную слабость, была красивая одежда, бархат, шелк и благородные меха.

Он и Она жили в достатке, были молодыми, здоровыми и красивыми. Где бы они не появлялись, на них всегда засматривались окружающие. Он был похож на сицилийца с южным темпераментом. Он был болтливым и веселым человеком. В ней было что-то индийское или персидское. Она была противоположностью его. Постоянно молчала и о чем-то думала.

За его болтовню, Она постоянно делала ему замечание. На что Он, возражая, говорил, что если бы не его язык, они, наверное, не познакомились бы. А знакомство их произошло на лекциях Андрея Белого, где Он своим громким смехом привлек ее внимание.

Каждый вечер Он приезжал к ней домой и заставал ее лежа на диване. Одета она была только в один шелковый архалук. В комнате был полумрак. Он садился рядом с ней, целовал ее руки и ноги, искал губы, Она не отказывала ему. Когда страсть захлебывала его, Она молча уходила в другую комнату и через несколько минут выходила уже готовая к поездке в ресторан.

Так прошли зимние месяцы, прошла масленица. В прощеное воскресенье, Она попросила заехать за ней в пять часов. Одета она была во все черное. Она сказала, что завтра уже чистый понедельник и предложила поехать в Новодевичий монастырь. Затем Она рассказала, как вчера была на похоронах архиепископа. Позже они поехали на Раскольничье кладбище, где бродили практически целый день. Были у могил Чехова и Эртеля.

Позже они ездили по московским переулкам в надежде найти дом Грибоедова, но так и не нашли его. После чего решили поехать в трактир к Егорову и поесть блины. В трактире Она заговорила о монастыре и сказала, что возможно уйдет в послушницы.

На следующий день Она попросила отвести ее на «капустник». Стоить отметить, что «капустники» Она не любила. В тот вечер Она по обычаю была молчалива, много курила и пила шампанское. В три часа ночи Он отвез ее домой.

Они поднялись на лифте и зашли в теплую квартиру. Сняв верхнюю одежду, Он присел на турецкий диван, а Она отправилась в спальню. В тишине было слышно, как она снимает платье. Он подошел к двери, Она стояла к нему спиной и расчесывала густые волосы. На ней были только одни туфельки.

Когда светало, Он почувствовал ее пронзительный взгляд. Встав из тепла постели и ее тела, Она сказала ему, что сегодня уезжает в Тверь. В письме все напишет и объяснит. Он ушел.

Через две недели Она, как и обещала, прислала письмо, в котором просила ее не искать, о том, что ушла в послушницы. Он не пытался найти ее, а только топил свое горе по самым грязным кабакам.

В один из дней, Он остановил извозчика у Марфо-Мариинской обители. Так было много карет и звучало церковное пение. Дворник не хотел его пускать в церковь, ведь там находилась великая княгиня Елизавета Федоровна и князь Дмитрий Павлович. Но получив рубль, все-таки пропустил его. В тот момент из церкви вышла великая княгиня, а за ней шли поющие послушницы. Он внимательно смотрел на них, как вдруг одна из них, прикрыв свечу рукой, устремила свой взгляд в темноту, словно зная, что Он там. Он развернулся и молча ушел.

Каждый зимний вечер автор приезжал в квартиру, находившуюся напротив храма Христа Спасителя, где жила его возлюбленная. Он возил её обедать, затем в театры, на концерты… Он не знал, что ждёт их в будущем – она была загадочна и непонятна для него; их отношения держали его в напряжении, но вместе с тем делали счастливым.

Она училась на исторических курсах, хоть и посещала их редко. Каждый день по его приказу ей приносили свежие цветы, он дарил ей книги и шоколад. Казалось, что всё это ей безразлично, однако у неё были цветы любимые и нелюбимые, а книги она всегда прочитывала. За обедами и ужинами кушала она не меньше рассказчика, с московским пониманием дела, любила дорогую одежду, шелка и бархат.

Оба они были молоды и великолепны. Выходя в свет, пара ловила на себе восхищённые взгляды. Он, будучи уроженцем Пензенской губернии, был неожиданно красив некой южной, горячей красотой, характер его был живой и расположенный к улыбке, доброй шутке. Её же красота была восточная: смуглость лица, густая чернота волос, чёрные, словно бархатный уголь, глаза делали её лик прекрасным. Он был настолько же болтлив, насколько она была молчалива.

Она часто над чем-то задумывалась. Заезжая к ней, автор нередко заставал её читающей. В такие моменты она могла три-четыре дня не выходить за дома. Тогда она заставляла сесть его в кресло рядом и молча читать. Она упрекала его в излишней разговорчивости и непоседливости, на что он припоминал ей их знакомство. Как-то в декабре, на лекции Андрея Белого, он громко хохотал, чем сперва вызвал её недоумение, а затем добился и её смеха.

Он клялся ей в любви, а она отвечала, что для неё нет людей ближе отца и его. «Странная любовь!» - думал рассказчик. Его мыслям вторил пейзаж «странного города», в котором соседствовали такие непохожие строения как Охотный ряд, Василий Блаженный, Спас-на-Бору…

Приезжая в сумерки, он порою заставал её в одном архалуке, целовал её руки, ноги, тело, жаркие губы. Она не противилась, но всё так же молчала. Затем она отстраняла его и уходила в другую комнату, давая ему остыть и прийти в себя. Через четверть часа женщина выходила одетая и готовая к выходу.

Одним зимним вечером, сидя в тишине, он схватился за голову и спросил у неё, зачем она так мучает их обоих. На её молчание он добавил, что это не любовь. «Кто же знает, что такое любовь?» - отозвалась она из темноты. «Я знаю!» - воскликнул он, пообещав ждать, когда и она откроет для себя чувства любви и счастья. Женщина процитировала слова из диалога Платона Каратаева и Пьера о сущности счастья, и он попросил не докучать ему всей этой восточной мудростью.

И вновь весь вечер разговор шёл лишь о постороннем. Снова автору было достаточно её присутствия рядом, голоса, узора губ и пряного запаха волос.

Порою, захмелевшая, она вела его в кабинет и звала цыган. Женщина с некой томной усмешкой слушала их песни, а затем просила отвезти её домой. Стоя у её дома и целуя мех её воротника, он понимал, что завтра будет то же, и это было одновременно великой мукой и великим счастьем.

Так прошли январь и февраль, и наступила Масленица. В прощёное воскресенье она встретила его в чёрном. На его замечание она отозвалась напоминанием о том, что следующий день – чистый понедельник, и предложила отправиться в Новодевичий монастырь. Она поведала ему о том, как была на Рогожском кладбище и что по утрам она часто ходит в соборы. Женщина рассказала ему о погребении архиепископа, белом «воздухе», покрывавшем его лицо, о диаконах с рипидами и трикириями. Он удивился её глубоким познаниям и признался, что не подозревал о религиозности возлюбленной. Она ответила, что это не религиозность, хоть и сама затруднялась дать этому какое-либо определение. Он шёл за ней следом, любуясь маленькими следами на снегу. Обернувшись и покачав головой, она с тихим недоумением заметила:

Правда, как вы меня любите!

Недолго постояв у могил Чехова и Эртеля, они двинулись дальше. Она вспомнила, что где-то на Ордынке есть дом Грибоедова. Долго проездив по неизвестным переулкам и, конечно же, не найдя дома писателя, они прибыли в трактир Егорова в Охотном ряду. Первый этаж был полон лохматых извозчиков, поедавших стопками блины, щедро залитые маслом и сметаной. В верхних комнатах сидели старозаветные купцы. Они прошли во вторую комнату. В углу перед иконой богородицы троеручицы горела лампадка. Она восхищалась духом Руси, оставшимся разве только в северных монастырях да в церковных песнопениях. Ненароком женщина замечает, что хотела бы уйти в глухой монастырь, но автор не воспринял её слова всерьёз.

Она весь вечер была разговорчива. Когда возлюбленная начала читать по памяти русские сказания, он сперва пытался пошутить, но, заметив её сосредоточенность, взволновался, не понимая, что происходит с ней.

Вернувшись домой, она попросила его отвезти её в следующий вечер на «капустник» Художественного театра. Он был обескуражен, помня о недавнем её презрении к ним. На встрече она всё время курила и пила шампанское, наблюдая за кривляньями актёров. К ней приблизился пьяный Качалов и провозгласил тост в её честь. Чокнувшись с ним бокалами, она медленно улыбнулась. Затем загремела музыка и к ним подлетел вечно спешащий куда-то Сулержицкий и пригласил её. Она отправилась танцевать польку, провожаемая рукоплесканиями.

Вернувшись, она попросила рассказчика отпустить кучера. Автор был удивлён, поскольку до этого женщина не позволяла ему оставаться на ночь. На следующее утро она призналась, что уезжает в Тверь. Она не была уверена, вернётся ли назад, и попросила его уйти. Он робко поцеловал её волосы и удалился. Дойдя до Иверской часовни, он остановился в толпе старух и нищих и упал на колени, стянув шапку. Его плеча коснулась старушка, морщившаяся от слёз жалости, и призвала его не убиваться так – «грех!».

Через две недели он получил письмо, в котором она просила не писать ей и не ждать.

Он исполнил её просьбу и стал пропадать по кабакам. Спустя почти два года, под Новый год, был почти такой же тихий вечер, как тот, незабвенный. Он взял извозчика и отправился в Кремль. Постояв в Архангельском соборе, он поехал по Грибоедовскому переулку. И всё плакал, плакал… У ворот Марфо-Мариинской обители он остановился, услышав пение девичьего хора. Сунув не хотевшему пускать его дворнику рубль, он собирался уже зайти внутрь, как крестный ход во главе с великой княгиней и великим князем вышел из дверей. За ними тянулась вереница поющих девушек. Одна из сестёр подняла глаза и вгляделась в темноту. Как могла она почувствовать, что он стоит там? Он повернулся и вышел из ворот.

Читать краткое содержание Чистый понедельник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложенийВ гостиной стоял старинный шкаф, украшенный резьбой. В центре шкафа была вырезана фигурка потешного человечка. У него была длинная бородка, на лбу торчали маленькие рожки, а ножки были козлиные.

  • Краткое содержание Волхв Фаулз

    Главный герой романа - Николас Эрфе, от его имени и ведется повествование. Отслужив в армии, он поступает в Оксфорд и рано теряет родителей в авиакатастрофе. На оставшиеся от родителей немногочисленные сбережения он покупает поддержанную машину

  • Краткое содержание Шукшин Обида

    Саша Ермолаев вместе с дочкой пошел в магазин. Купили все, что было необходимо. Продавщица, приняла Сашу за пьяного человека, который прошлым днем устроил скандал в магазине. Она уверенно стала оскорблять Сашу и винить во всех смертных грехах

  • {module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

    "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК"

    И.А. БУНИН

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Московский серый зимний день переходит в вечер. Каждый вечер рассказчика везет кучер от Красных ворот к храму Христа Спасителя. Напротив храма живет дама, которую он возит обедать и в театры. Кем она будет для него, он не знает, она загадочна и непонятна, но он счастлив с ней. Она учится на курсах, живет одна, постоянно разучивает начало "Лунной сонаты".

    Каждую субботу рассказчик присылает ей цветы, привозит шоколад, новые книги. Эту пару везде провожают взгляды. Он, болтлив и непоседлив, она молчалива и задумчива. Познакомились они на лекции Андрея Белого, рассказчик так вертелся и хохотал, что она тоже рассмеялась. Он говорит ей, что она не любит его, она отвечает, что, кроме отца и него, у нее никого нет. Они пьют чай, разговаривая обо всем, что придет в голову. Приезжая вечером, он долго целовал ее, потом она собиралась, не допуская полной близости, и они ехали, например, в "Метрополь", опять говоря о чем-то постороннем. Сразу после знакомства она сказала, что не годится в жены, он не заговаривал о браке, но ждал, что ее решение изменится. Однажды после поцелуев он схватился за голову и застонал: "Да, все-таки это не любовь, не любовь..." Она ответила, что никто не знает, что такое любовь. Он восклицает, что знает и будет ждать, когда и она узнает любовь и счастье. И опять они говорят о другом. Ему достаточно быть рядом с ней каждый вечер. Прошел январь, февраль, прошла Масленица.

    В Прощеное воскресенье она приказала приехать к ней в пятом часу вечера, встретила его вся в чёрном, говоря о том, что завтра Чистый понедельник, и пригласила поехать в Новодевичий монастырь. Рассказчик удивился, она сказала, что вчера была на Рогожском кладбище и ходит без него по утрам по городу. Но это не религиозность, а что-то другое. В Новодевичьем она говорит ему с тихим недоумением: "Правда, как вы меня любите!" Они смотрели могилы Эртеля и Чехова. Потом поехали искать дом Грибоедова, а также на последние блины в трактир к Егорову. Она говорит, что рядом Марфо-Мариинская обитель... В трактире, в комнате с иконой Богородицы Троеручицы, она говорит: "Вы - барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву". За обедом она упоминает, что ходила в Зачатьевский монастырь, где дивно поют стихиры, была в Чудовом монастыре: "Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой". Он в отчаянии думает, что тогда и он уйдет или зарежет кого-нибудь, чтобы отправили на Сахалин, закурил, забыв, что здесь курить нельзя. С тихим светом в глазах она пересказывает русское сказание о том, как Бог испытывал княгиню. Рассказчик удивлен и встревожен.

    Когда он отвез ее домой, она велела приехать завтра не раньше десяти, она хочет идти на капустник Художественного театра, хотя не любит капустники. Он приезжает в назначенное время и застает ее за исполнением начала "Лунной сонаты", в черном бархатном платье. Она благосклонно принимает внимание мужчин на капустнике, по дороге к дому месяц кажется ей светящимся черепом, бой курантов - древним, жестяным и чугунным. У подъезда она просит отпустить кучера, хотя до этого никогда не позволяла подниматься к себе ночью. Эта ночь была ночью любви.

    На рассвете она сказала, что на неопределенный срок уезжает к отцу, напишет, как только приедет. Просит оставить ее, рассказчик уходит, идет до Иверской, становится на колени и молится. Какая-то старуха жалеет его: "Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех! Грех!"

    Через две недели он получает письмо: она просит не ждать ее, намеревается пойти на послушание и потом, может быть, на постриг. Просит его не отвечать, потому что это только увеличит муку. Он долго пил, потом стал равнодушно приходить в себя. Прошло почти два года.

    Под новый, 1914-й год он едет в Кремль, стоит, не молясь, в Архангельском соборе, потом едет туда, где катались они вместе, и плачет. Остановив извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители, он испытывает непреодолимое желание зайти в храм. Но дворник у ворот загораживает дорогу, просит не ходить, потому что там сейчас "великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч". За рубль его пропускают, но, войдя во двор, он видит крестный ход, великую княгиню, и одна из сестер вдруг поднимает голову и смотрит в темноту. Он понимает, что это - его любимая.

    Она каким-то образом почувствовала его присутствие и смотрела прямо на него, хотя он стоял в темноте. Рассказчик повернулся и вышел из ворот.

    {module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

    Они познакомились в декабре, случайно. Он, попав на лекцию Андрея Белого, так вертелся и хохотал, что она, случайно оказавшаяся в кресле рядом и сперва с некоторым недоумением смотревшая на него, тоже рассмеялась. Теперь каждый вечер он ехал в её квартиру, снятую ею исключительно ради чудесного вида на храм Христа Спасителя, каждый вечер возил её обедать в шикарные рестораны, в театры, на концерты… Чем все это должно было кончиться он не знал и старался даже не думать: она раз и навсегда отвела разговоры о будущем.

    Она была загадочна и непонятна; отношения их были странны и неопределенны, и это держало его в постоянном неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании. И все же, каким счастьем был каждый час, проведенный рядом с ней…

    В Москве она жила одна (вдовый отец её, просвещенный человек знатного купеческого рода жил на покое в Твери), зачем-то училась на курсах (ей нравилась история) и все разучивала медленное начало «Лунной сонаты», одно только начало… Он задаривал её цветами, шоколадом и новомодными книгами, получая на все это равнодушное и рассеянное «Спасибо…». И похоже было, что ей ничто не нужно, хотя цветы все-таки предпочитала любимые, книги прочитывала, шоколад съедала, обедала и ужинала с аппетитом. Явной слабостью её была только хорошая одежда, дорогой мех…

    Они оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах и на концертах их провожали взглядами. Он, будучи родом из Пензенской губернии, был тогда красив южной, «итальянской» красотой и характер имел соответствующий: живой, веселый, постоянно готовый к счастливой улыбке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская, и насколько он был болтлив и непоседлив, настолько она была молчалива и задумчива… Даже когда он вдруг целовал её жарко, порывисто, она не противилась, но все время молчала. А когда чувствовала, что он не в силах владеть собой, спокойно отстранялась, уходила в спальню и одевалась для очередного выезда. «Нет, в жены я не гожусь!» - твердила она. «Там видно будет!» - думал он и никогда больше не заговаривал о браке.

    Но иногда эта неполная близость казалась ему невыносимо мучительной: «Нет, это не любовь!» - «Кто же знает, что такое любовь?» - отвечала она. И опять весь вечер они говорили только о постороннем, и опять он радовался только тому, что просто рядом с Ней, слышит её голос, глядит на губы, которые целовал час тому назад… Какая мука! И какое счастье!

    Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В прощеное воскресенье она оделась во все черное («Ведь завтра же чистый понедельник!») и предложила ему поехать в Новодевичий монастырь. Он удивленно смотрел на нее, а Она рассказывала про красоту и искренность похорон раскольничьего архиепископа, про пение церковного хора, заставляющее трепетать сердце, про свои одинокие посещения кремлевских соборов… Потом они долго бродили по Новодевичьему кладбищу, посетили могилы Эртеля и Чехова, долго и бесплодно искали дом Грибоедова, а не найдя его, отправились в трактир Егорова в Охотном ряду.

    В трактире было тепло и полно толсто одетыми извозчиками. «Как хорошо, - сказала она. - И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь… Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой!» И прочитала наизусть из древнерусских сказаний: «…И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…». И опять он смотрел с удивлением и беспокойством: что с ней нынче? Всё причуды?

    На завтра она просила отвезти её на театральный капустник, хотя и заметила, что нет ничего пошлее их. На капустнике она много курила и пристально смотрела на актеров, кривлявшихся под хохот публики. Один из них сначала с деланной мрачной жадностью смотрел на нее, потом, пьяно припав к руке, справился о её спутнике: «А что это за красавец? Ненавижу»… В третьем часу ночи, выходя с капустника, Она не то шутя, не то серьезно сказала: «Он был прав. Конечно, красив. «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…». И в тот вечер против обыкновения попросила отпустить экипаж…

    А в тихой ночной квартире сразу прошла в спальню, зашуршала снимаемым платьем. Он подошел к дверям: она, только в одних лебяжьих туфельках, стояла перед трюмо, расчесывая черепаховым гребнем черные волосы. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю, - сказала она. - Нет, я думала…» …А на рассвете он проснулся от её пристального взгляда: «Нынче вечером я уезжаю в Тверь, - сказала она. - Надолго ли, один бог знает… Я все напишу, как только приеду. Прости, оставь меня теперь…»

    Письмо, полученное недели через две было кратко - ласковая, но твердая просьба не ждать, не пытаться искать и видеть: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…» И он не искал, долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться - равнодушно, безнадежно…

    Прошло почти два года с того чистого понедельника… В такой же тихий вечер он вышел из дому, взял извозчика и поехал в Кремль. Долго стоял, не молясь, в темном Архангельском соборе, затем долго ездил, как тогда, по темным переулкам и все плакал, плакал…

    На Ордынке остановился у ворот Марфо-Мариинской обители, в которой горестно и умиленно пел девичий хор. Дворник не хотел было пропускать, но за рубль, сокрушенно вздохнув, пропустил. Тут из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, потянулась белая вереница поющих монахинь, с огоньками свечек у лиц. Он внимательно смотрел на них, и вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову и устремила взгляд темных глаз в темноту, будто видя его. Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать Его присутствие? Он повернулся и тихо вышел из ворот.

    Для И. А. Бунина чувство любви всегда тайное, великое, непознаваемое и не подвластное разуму человека чудо. В его рассказах, какая бы любовь ни была: сильная, настоящая, взаимная – она никогда не доходит до супружества. Он останавливает ее на высшей точке наслаждения и увековечивает в прозе.

    С 1937 по 1945 гг. Иван Бунин пишет интригующее произведение, в последующем оно войдет в сборник «Темные аллеи». Во время написания книги автор эмигрировал во Францию. Благодаря работе над рассказом, писатель в некоторой степени был отвлечен от черной полосы, проходящей в его жизни.

    Бунин говорил, что «Чистый понедельник» — это наилучшая работа, которая была им написана:

    Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

    Жанр, направление

    «Чистый понедельник» написан в направлении реализма. Но до Бунина о любви так не писали. Писатель находит те единственные слова, которые не опошляют чувства, а каждый раз заново открывают знакомые всем эмоции.

    Произведение «Чистый понедельник» — новелла, небольшое бытовое произведение, чем-то схожее с рассказом. Отличие можно найти лишь в сюжетном и композиционном построении. Жанру новелла, в отличие от рассказа, свойственно присутствие некоего поворота событий. В данной книге таким поворотом является изменение взглядов на жизнь у героини и резкая смена ее образа жизни.

    Смысл названия

    Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.

    Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.

    Суть

    Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.

    На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.

    Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.

    На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.

    Главные герои и их характеристика

    Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

    В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

    Темы и проблемы

    1. Основная тема – это любовь . Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
    2. Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
    3. Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
    4. Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни . Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
    5. Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.
    6. Главная мысль

      Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.

      Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!