Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Индивидуальное занятие по автоматизации звука л. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (подготовительная группа)

Индивидуальное занятие по автоматизации звука л. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (подготовительная группа)

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация звука [Л]» Подготовила и провела: учитель логопед Денисова А. В. Уфа 2011 г.

2 Программное содержание: I. Образовательные задачи: 1. Автоматизация звука [Л] изолированно, в прямых слогах, словах, фразах и предложениях. 2. Развитие функции словоизменения. II. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. 2.. Совершенствование координации артикуляционных движений и движений пальцев рук. 3. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. 4. Формирование умения ориентироваться в направлениях пространства. III. Воспитательные задачи: 1. Формирование положительной мотивации на занятиях; 2. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься. Словарь: - существительных: лапа, палатка, кулак, лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки, Мила, Балун, стол, пол, клубок, кот. - прилагательных: согласный, твердый, звонкий, синий. - глаголов: купила, стал катать, положила, упало, подняла, дала Оборудование: - схема арт. уклада - большое зеркало; - картинки артикуляционных упражнений: пароход гудит, вкусное варенье, качели, лошадка;

3 - звуковая дорожка «теплоход»; - звуковая лесенка, киндер сюрприз; - игра «Угадай-ка есть ли в слове звук [Л]». Картинки: лапа, палатка, кулак. - игра «Один много». Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки. - схема для составления рассказа.

4 Ход занятия. I. Организационный момент. Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Обрати внимание, какой звук я буду произносить чаще. (Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Л], обращая внимание своим произношением на звук). Лось лосенку покупал Лодку, лыжи и пенал. А лосиха - мама Ласты и панаму. 2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим упражняться в правильном произношении звука [Л]. Давай разомнём язычок и выполним упражнения. 3. Артикуляционная гимнастика (Карточки) «Пароход гудит» Губы в улыбке, рот открыт. С напряжением произносим долго «ы-ы-ы-ы» «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз. На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу). «Лошадка» Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).

5 4. Уточнение правильной артикуляции звука. - Ты учишься говорить звук [Л] в слогах словах, (схема арт. уклада) предложениях. Скажи, как нужно произносить этот звук. А ответить тебе поможет вот эта схема. Губы находятся в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, горлышко дрожит. 5. Характеристика звука. - Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да). - Расскажи, какой он? (согласный звук, твёрдый, звонкий). - Каким цветом мы обозначаем этот звук? (синим цветом, с колокольчиком). 6. Изолированное произношение звука (Карточка теплоход) Булат, давай вспомним, как гудит теплоход. Веди пальчиком и говори: л-л-л. 7. Произношение звука в слогах. Речевая зарядка. Работа со слоговой цепочкой. (Ступеньки)

6 Булат, сейчас я произнесу слоги, а ты повторишь за мной. Логопед произносит слоговые ряды, меняя ударение: на первый слог, на второй слог, на третий слог (хлопками). ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА 8. Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове Игра «Угадай, есть ли в слове звук [Л] Посмотри внимательно на картинку и определи, есть ли звук [Л] и в какой части слова он находится. Выложи фишкой на схеме. Картинки: лапа, палатка, кулак. (схема, картинки) Физ. минутка: Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули

7 Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем, Крылья сложили назад. 9. Произношение звука в словах. (картинки) Игра «Один много». Булат, разложи картинки столбиком, сверху вниз. А теперь подбери к каждой картинке пару и назови обе картинки. Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки.

8 9.Развитие навыков звукового анализа. Звуковой анализ слова - ЛАК. - Булат, выложи фишками слово ЛАК. - Скажи, сколько звуков в этом слове? - Какой первый звук? [Л] - Какой это звук? (он согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синей цветом с колокольчиком) - Какой последний звук в этом слове, произнеси его? [К] - Какой это звук? (он согласный, глухой, твердый. Обозначаем синей фишкой без колокольчика). - А теперь покажи гласный звук в этом слове. - Какой это звук? (это гласный звук, его можно петь, тянуть, нет никакой преграды для голоса. Обозначаем красной фишкой). (Звуковая касса)

9 - А теперь прохлопаем и определим количество слогов в этом слове. 10. Автоматизация в предложениях. (схема рассказа) Булат, послушай внимательно этот рассказ, потом я задам тебе вопросы и тебе нужно на них ответить. Логопед зачитывает рассказ: Это Мила. Мила купила яблоки. Она положила яблоки на стол. Одно яблоко упало на пол. Кот Балун стал катать яблоко по полу. Мила подняла яблоко и положила на стол. А коту дала клубок. Логопед задает вопросы ребенку: - Как звали девочку? - Что Мила купила? - Куда Мила положила яблоки? - Сколько яблок упало на пол? - Что делал кот Балун? - Что сделала Мила? - Что Мила дала коту? Логопед зачитывает рассказ. Ребенок составляет рассказ самостоятельно. 11. Итог занятия. - Какой звук мы сегодня учились произносить правильно? - Скажи, а что тебе показалось самым сложным? - Со всеми заданиями ты справился. МОЛОДЕЦ! И я дарю тебе этот киндер сюрприз. Может тебе

10 попадется теплоход. И ты сможешь помогать теплоходу сильно гудеть.


Приложение 5 Этап формирование новых произносительных умений и навыков. Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Приключения Лунтика» Цель: закрепление

Артикуляционная гимнастика при постановке звуков Чтобы ребѐнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Мурманска Логопедическое индивидуальное занятие Колобок спешит на помощь (автоматизация звука Л) Составила:

Артикуляционная гимнастика один из основных приемов коррекционного процесса Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными,

Общая артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, один из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-6 лет Учитель-логопед Грищенко Ольга Владиславовна Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного

Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: - закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; - развитие фонематического

Филиал 3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Конспект логопедической сказки по развитию речи у детей с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлок Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края Конспект коррекционного занятия по автоматизации

Необходимо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

Артикуляционная гимнастика в стихах http://logomamik.ru/ При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно,

Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на

Частное общеобразовательное учреждение «Немецкая гимназия «Петершуле» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по автоматизации звука [Л] «На встречу к Зиме»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Тема: Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения. Цель мастер-класса: формирование практических навыков у воспитателей по выполнению

«Школа родителей» Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика» Подготовила: учитель-логопед Локтионова Ж.А. Артикуляционная гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений

Конспект занятия по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития по теме «Звук [с]. Буква «С». Колтунова Ксения Валерьевна учитель

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 247 комбинированного вида» Номинация: лучшая методическая разработка индивидуального занятия для детей с ОВЗ Тема: Как Крош и Лосяш

Автор: Шурыгина Анастасия Васильевна Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная

УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ - УСТЯН ЕЛЕНА БОРИСОВНА Закончила дефектологический факультет МГЗПИ в 1990 году по специальности сурдопедагог. Педагогический стаж 30 лет. Член ПМПК Восточного округа с

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Конспект непосредственной - образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 3 класса на тему «Постановка звука Ж» Цель: Поставить правильную артикуляцию звука Ж. Задачи: 1) Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и

Содержание Речевая гимнастика................................ 8 Развитие фонематического слуха.................... 16 Закрепление и автоматизация звука [с].............. 20 Закрепление и автоматизация

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа 1 им.а.м.рудого» Конспект открытого логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием по развитию артикуляции с использованием

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей

Для того, чтобы ребенок правильно заговорил, нужно много трудиться, делать артикуляционную гимнастику, выполнять гимнастику правильно. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильного уклада органов

Звук «Р» При произнесении звука «Р»: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) верхних зубов он напряжен и вибрирует,

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения Артикуляционная гимнастика Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 15 «Солнышко» Конспект занятия по воспитанию правильного звукопроизношения и освоения элементов грамоты

Конспект медиазанятия по теме: «Дифференциация звуков Р-Р» Учитель-логопед: Кадочникова Наталья Константиновна Образовательное учреждение - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук взрослого. Каждое

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению» Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое

Тема: Автоматизация звука [л] Выполнила: Гуляева Екатерина Павловна, воспитатель МАДОУ д/с «Дюймовочка» г. Советский Цель: автоматизировать произношение звука [л] в слогах, словах и фразовой речи. Задачи:

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области. Мастер- класс по артикуляционной гимнастике для родителей Логопед: Горланова

Артикуляционная гимнастика (в помощь родителям) Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики! 1. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. - Количество повторов

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад «Солнышко» деревня Середняя» Методическая разработка (НООД) по подготовке

Консультация для педагогов «Артикуляционная гимнастика» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ЗИМИНА В.В. Звук С При произнесении звука С: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ З-Ж 2 «Б» класс Ключникова Анасатсия Анатольевна учитель

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

Картотека дидактических игр и упражнений «Основы первоначальной грамоты» Разновозрастная старшая подготовительная к школе группа 2015 год «Магазин» Цель: Продолжать развивать умение определять первый звук

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 г. Черемхово» Конспекты индивидуальных логопедических занятий Звук К (постановка, автоматизация, дифференциация) с использованием су-джок

Конспект логопедического (индивидуального) занятия

Продолжительность занятия: 20 минут

Тема: «Автоматизация [Л]»

Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Формирование навыка согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

Развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики, внимания, фонематического слуха;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности, интереса к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?... (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

« Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Пароход гудит»

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

« Улыбка»

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите на меня -

Я, теперь - лягушка!

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала

лу-лу-лу улу-улу-улу

лы-лы-лы ылы-ылы-ылы

ло-ло-ло оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

7. Физминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Конспект НОД по автоматизации звука [л]
«Морское путешествие с Лунтиком».

Конспект Емельяновой Н. В. учителя – логопеда МАДОУ «Детский сад № 273» г. Пермь.
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности по автоматизации звука Л.
Данная разработка будет интересна для воспитателей и учителей – логопедов, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста.автоматизация звука [л] Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и характеристики звука [л], автоматизация звука [л] в изолированном виде, в словах, слогах, предложениях и чистоговорках, упражняться в правильном употреблении предложно – падежных конструкций, учить называть существительные во множественном числе.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику и мимическую мускулатуру, развивать фонематический слух, развивать память и логическое мышление, развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование: разрезная картинка «Лунтик», картинка Лунтик, картинка «Кораблик», пружинка су-джок, набор картинок «Продукты питания», мяч, картинки-раскраски.
Ход НОД:
1.Оргмомент. Логопед приветствует детей и предлагает отгадать, кто придет к ним сегодня на занятие, и с кем они отправятся в морское путешествие.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но поплывем мы не одни. Хотите узнать, с кем мы отправимся в путешествие? Для этого вам надо собрать из нескольких картинок одну целую картину.
2. Развитие целости восприятия.
Игра «Собери картинку».
Логопед:
Знают дети всей Земли
Кто упал на них с Луны
Это маленький зверек,
Кто же догадаться смог?
Дети собирают картинку с изображением Лунтика.
Логопед:
Правильно, это Лунтик. Он к нам прибыл с Луны. Дорога его была долгая и трудная, и он очень устал. Пусть Лунтик немного отдохнеть, а мы ему покажем, чему уже научились.
3. Психогимнастика.
Логопед: Давайте покажем, как мы обрадовались появлению Лунтика: скажем радостно: «А –А – А!»
А теперь дружно улыбнемся Лунтику и скажем: «И –И –И!»
А теперь удивимся его появлению на нашей планете: «О –О – О!»
А теперь покажем, как мы расстроимся, когда он улетит обратно: «У- У –У»
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
Лунтик отдохнул и готов отправиться с нами в морское путешествие. Но перед путешествием нужно подкрепиться. Давайте напечем блинчиков и съедим их с вкусным вареньем (дети выполняют упражнение «Блинчик» и «Вкусное варенье»), а теперь проверим, как мы сможем перенести морскую качку (упражнение «Качели»)
А вот и наш корабль.
Выставляется картинка кораблика.
Посмотрите, какой большой парус у нашего кораблика (упражнение «Парус»)
5. Закрепление изолированного произношения звука [л].
Логопед: Мы хорошо подготовились и готовы отправиться в путь.
Игра «Корабль».
Логопед: Мы поднимаемся на борт нашего корабля и отправляемся в морское путешествие с песенкой кораблика «Л – Л – Л»
Дети произносят звук Л
Логопед: Расскажите Лунтику, как правильно произнести звук Л?
Логопед вместе с детьми повторяет правильную артикуляцию звука Л: губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык широкий, кончик языка за верхними зубами, дуем в щеки.
Логопед: Скажите, звук [л] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
6. Автоматизация [Л] в слогах.
Логопед: Пока мы повторяли звук Л, наш корабль причалил к острову. Посмотрите, сколько на этом острове красивых ракушек. Давайте соберем для Лунтика ракушки. А пока собираем, повторяйте за мной слоги: ала– улу – илы – оло. (Дети собирают ракушки и повторяют за логопедом слоги.)
7 Автоматизация [л] в словах.
Логопед:
Как много ракушек мы собрали. А теперь можно поиграть. Лунтик очень любит играть в мяч. Давайте покажем ему игру «Один – много»
Игра «Один -много» (логопед бросает детям мяч и называет слова в единственном числе, а дети образуют от них множественное число)
Пчела – пчелы
Скала – скалы
Акула –акулы
Пила – пилы
Школа –школы
Шпала - шпалы
8. Развитие фонематического слуха.
Игра «Накорми Лунтика»
Логопед: Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь наступило время немного отдохнуть. Лунтик очень проголодался. Накормим его?
Дети: Да.
Логопед : Выбирем для Лунтика те продукты, в названии которых есть звук [л]
Детям предлагается выбрать картинки, в названии которых есть звук Л (яблоко, колбаса, молоко, клубника, булка)
9. Физкультминутка.
Логопед: После сытного обеда Лунтик предлагает нам поиграть вместе с ним.
Игра «Пила» Дети парами, взявшись руками крест -накрест, пилят «бревна» (нижнюю пару рук) и декламируют:
Заработала пила
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок,
Наскочила на сучок,
Треснула и стала –
Начинай сначала!
10. Автоматизация [л] в предложениях.
Игра: «Куда спрятал Лунтик?» Составление предложений с предлогами.
Логопед: Лунтик любит прятать разные предметы.
Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы:
Куда Лунтик спрятал морковь? (яблоко, тыкву)
Ответы детей (Лунтик спрятал морковь на стул.
Лунтик спрятал яблоко в коробку. Лунтик спрятал тыкву под лавку.)


Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь давайте вернемся на наш корабль. Нам пора возвращаться обратно. А на обратном пути расскажем стишок про Лунтика.
11.Автоматизация [л] в чистоговорках.
Дети за логопедом повторяют чистоговорку и массируют пальцы рук пружинкой Су – Джок.
Ла –ла – ла, стоит Лунтик у стола.
Лу –лу –лу, подойдем и мы к столу.
Лы –лы –лы, Лунтик вымыл все столы.
Ла – ла – ла, Лунтику мед несет пчела
Ла –ла – ла, Лунтик, как идут дела?
12. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Какие задания были сложными для вас?
Какие понравились игры?
13. Оценка работы детей.
Логопед:
Вы прекрасно играли, и Лунтик вам очень благодарен и дарит на память о нашем путешествии картинку – раскраску.

Алевтина Бобова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах»

Цели :

Образовательные :

1. Активизация звука в речи ;

2. Автоматизация звука в слогах , словах .

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие фонематического восприятия;

2. Развитие дыхания;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

5. Развитие зрительных функций.

6. Развитие грамматического строя речи.

Оборудование :

Бумажный парус, предметные картинки, цветные палочки, зеркало.

План занятия .

Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика :

упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

«Почистим наши зубки»

«Парус»

«Кошка лакает молоко»

«Индюк - болтун»

2. Дыхательная гимнастика :

«Отправим парус на плавание»

«Попоем»

3. Определение положения органов артикуляции при звуке Л .

4. Характеристика звука Л .

5. Развитие фонематического слуха : узнавание звука на фоне слога и слова . Игра «Поймай звук » .

Построить из счетных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда .

10. Согласование существительного с числительным.

Подведение итогов

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (лук)

Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? лук, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)

Ребенок : Л

Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Л .

1. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

1. «Почистим наши зубки» (рот открыт, ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз).

Цель

2.«Парус»

Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубками.

Под счет взрослого :

«1,2,3,4, - можно парус поднимать» (ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками) .

Под счет :

«1,2,3,4,5 – можно парус опускать» (язычок опускается, ротик закрывается)

3.«Кошка лакает молоко» .

Цель

Производим лакательные движения под счет :

«1,2,3,4,5 – мы как кошечки опять» .

После этого произносим вместе :

«1,2,3,4,5 - мы как мальчики опять» .

4.«Индюк - болтун»

Цель : вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх.

«Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее : «БЛ – БЛ – БЛ»

2. Дыхательная гимнастика :

Логопед. А сейчас отправим пароход на плавание (дуем на бумажный пароход, глубокий вдох через нос, выдох через рот)

Молодец! А теперь попоем. Сделай глубокий вдох через нос, рот закрыт. На выдохе поем И-И-И. Выдох через рот. Сначала поем тихо, потом громко. Затем то тихо, то громко.

3. Положение органов артикуляции при звуке Л

Логопед : А теперь посмотри в зеркало и погуди как пароход : л-л-л

(ребенок произносит)

Логопед : Что делают наши губы?

Ребенок : Губы в улыбке.

Логопед : Рот открыт или закрыт?

Ребенок : Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.

Логопед : Где находиться кончик языка?

Ребенок : Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки.

Логопед : Воздух у нас какой выходит?

Ребенок : Теплый.

Логопед : Где проходит воздух?

Ребенок : Посередине языка.

Ребенок : Да, живет.

Логопед : Молодец!

4. Характеристика звука Л

Логопед. Радмир, звук Л какой ? Гласный или согласный?

(ребенок : Звук Л согласный )

А он звонкий или глухой?

(ребенок : он звонкий)

Твердый или мягкий?

(ребенок : твердый)

А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .

(ребенок : звук Л-согласный , звонкий, твердый)

5. Развитие фонематического слуха

Логопед. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .

ла, да, за, жи, оч, из, ло, уч, шу, лы, ца, са, ол.

Логопед. Услышишь слово со звуком Л- подними рисунок паруса, как будто в это время пароход гудит.

слова : КОНФЕТА,ЛОТО, ШАПКА, ЖЕТОН, УЛЫБКА, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ,ГЛОБУС ЗВЕЗДА, КАНИКУЛЫ.

6. Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

Построить из цветных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда

Логопед. Повторяй за мной, следи за произношением :

Ал-ал-ал – слишком мал Ла-ла-ла – вот дела!

Ол-ол-ол – вымой пол Ло-ло-ло – мне тепло

Ул-ул-ул – ветер дул Лу-лу-лу – на полу

Ил-ил-ил – траву косил Лы-лы-лы – мой полы

Ел-ел-ел – белый мел

Молодец!

8. Развитие анализа и синтеза.

Логопед. Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Л : в начале слова , середине, конце.

(желудь, баклажан, лыжник, стол)

9. Упражнение на снятие зрительного утомления.

Логопед. А сейчас мы отправим в плавание нашу лодку. Волна в море будет качать ее то вправо, то влево, то поднимать вверх, то опускать вниз. Ты внимательно следи за лодкой, чтобы с ней ничего не случилось, хорошо?

Выполнение упражнения :

Исходное положение – сидя.

1. 5 колебательных движений глазами по горизонтали : справа – налево, затем слева – направо.

2. 5 колебательных движений глазами по вертикали : вверх – вниз и вниз – вверх.

3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

10. Согласование существительного с числительным

Логопед. Давай посмотрим на эту картинку. Что это? Давай посчитаем. (Логопед выкладывает пять цифр и рисунок стола перед ребенком)

Ребенок. Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.

11. Образование глаголов прошедшего времени первого лица единственного числа.

Логопед. Поиграем в игру «Яканье» . Я начну, а ты скажешь так, как будто ты это уже сделал.

Я встаю – я встал. Я пишу - …

Я сажусь – я … Я ставлю - …

Я рисую - … Я поднимаю - …

Я падаю -. Я покупаю - …

Подведение итогов

Логопед. И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?

(отвечает)

Ты сегодня молодец! До свидания!

Тема: «Автоматизация звука [Л] в предложении»

Цели:

  • развивать навык правильного произнесения звука [Л];
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать навык составления предложений;
  • развивать навык звукового анализа;
  • развивать артикуляционную моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика по схеме-подсказке:

  • иголочка
  • качели
  • лошадка
  • змейка
  • молоточек
  • пароходик
  • вкусное варенье

Ребенок по схеме называет упрежнение и выполняет его у зеркала.

II. Основной этап

. Игра «Найди пару».

Логопед предлагает ребенку познакомиться с героем занятия, девочкой, которую зовут Мила.
Логопед просит ребенка найти пары слов на картинке, назвать их и объяснить, по какому принципу он их объединил. Образец: Лошадь и лама - животные.



Молоток и пила - инструменты.
Стол и стул - мебель.
Без лампочки лампа не сможет освещать комнату.
Без весла на лодке нельзя плыть.

. Игра «Где спрятался звук [Л]?»

Используя это же пособие, логопед просит назвать слова, в которых звук [Л] стоит в начале слова, затем в конце, в середине.
Звук [Л] стоит в начале: лошадь, лама, лампочка, лампа, лодка.
Звук [Л] стоит в конце: стол, стул.
Звук [Л] стоит в середине: пила, молоток, весло.

Логопед предлагает ребенку помочь Миле сделать покупке в магазине одежды, выбрав только те слова, в которых есть звук [Л].
Ответ должен начинаться со слов: «Мила купила…»

Мила купила платок, футболку, блузку, платье, лосины, колготки.

После выполнения задания, логопед просит ребенка назвать одежду, которую Мила оденет летом, в теплую погоду. Затем, ребенку предлагается назвать более теплую одежду.

Логопед рассказывает ребенку, что у Милы много игрушек и ей нужно помочь придумать имя, каждой. Главное условие - в имени должен быть звук [Л]. Ответ должен начинаться со слов: «Мила назвала куклу…»


Мила назвала куклу Ланой, Аллой, Ладой.
Мила назвала гнома Володей, Павлом, Кириллом, Данилой.

После выполнения задания, логопед предлагает ребенку помочь Миле навести порядок в комнате и расставить игрушки по местам.
Пример: «Мила поставила куклу Аллу на полку, а гнома Володю посадила на стул»

. «Мини-текст по цепочке»

Логопед рассказывает ребенку историю про Милу, используя схему-подсказку.
Из-за облаков показалось солнышко. Мила взяла лопату, грабли и посадила фиалки. После этого Мила вымыла ладони мылом и вытерла их полотенцем. Девочка утомилась, села на стул отдохнуть.
После своего рассказа логопед задает ребенку вопросы:
- Какие цветы посадила Мила?
- Мила посадила фиалки.
- Какая погода была нас улицу?
- Выглянуло солнышко.
- Чем Мила вымыла ладони?
- Мила вымыла ладони мылом.
- Что потом сделала Мила?
- Мила села отдохнуть на стул.
После ответа на вопросы логопед просит ребенка самостоятельно рассказать историю про Милу, используя схему-подсказку.