Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Как появился петров пост. Петров, Петра и Павла или Апостольский пост. Питание и сроки поста

Как появился петров пост. Петров, Петра и Павла или Апостольский пост. Питание и сроки поста

Реклама

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Петров пост в 2017 году начинается в понедельник, 12 июня. В чем его особенность? Какова продолжительность этого, одного из четырех основных в православной церкви, постов? В чем себя ограничить, а что дозволяется есть? Об этом рассказывает магистр богословия Карлового государственного университета в Праге Надежда СКВАРНИК.

Почему пост называется Петровым?

На самом деле, это народное название, на церковном языке он называется иначе - Апостольским. Его окончание приходится на праздник двух святых первоверховных христианских апостолов – Петра и Павла, отсюда и пошло название, которое со временем сократилось до просто «Петров пост».

Почему именно эти два апостола?

На самом деле, апостолов в христианской церкви было больше - 12 непосредственно учеников Христа, и еще 70 «отобранных».

Но именно апостолы Петр и Павел отличались друг от друга как небо и земля. Их жизненные пути были настолько несхожи, что кажется невероятным, как они вообще могли встретиться.

Апостол Петр - простой галилейский рыбак, ближайший ученик и сподвижник Христа, вспыльчивый и в какой-то момент отрекшийся от него, раскаявшийся и уверовавший так, что вера его стала скалой, на которой и было основана христианская церковь.

Апостол Павел (до своего обращения именовавшийся Савлом), еврей-фарисей, с хорошим образованием - он относился к интеллектуальной элите. Переломным моментом в его жизни стало явление ему Христа по дороге в Дамаск, куда убежденный фарисей направлялся преследовать христиан. И круто изменивший там всю свою жизнь.

Жизнь обоих апостолов оборвалась в Риме: Петра распяли на кресте вниз головой, Павлу отсекли мечом голову.

Этот пост считается нестрогим: мирянам предписывается воздерживаться от молочной и мясной пищи, однако можно есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Понедельник, среда и пятница (12 июня, 14 июня, 16 июня, 19 июня, 21 июня, 23 июня, 26 июня, 28 июня, 30 июня, 3 июля, 5 июля, 7 июля, 10 июля):

сухоедение – в рацион нельзя добавлять вареную пищу и растительное масло. При сухоедении разрешается употреблять хлеб, соль, свежие фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед. Чтобы не навредить здоровью, рекомендуется пить побольше воды;

есть можно один раз в день после 15:00.

Вторник, четверг (13 июня, 15 июня, 20 июня, 22 июня, 27 июня, 29 июня, 4 июля, 6 июля, 11 июля):

можно употреблять вареные блюда, но без масла;

есть можно дважды в день.

горячая пища с растительным маслом. Также можно приготовить рыбу;

есть можно дважды в день.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

В православном годовом календаре есть четыре больших поста, предваряющих четыре важных христианских праздника, по одному на каждый сезон. Эти большие посты – Великий, Рождественский, Успенский и Петров. Сегодня мы расскажем о последнем из них, о Петровом или Апостольском посте, узнаем, какого числа начинается и заканчивается пост в 2019 году, о традициях и приметах, с ним связанных.

Петров или Петровский пост, иногда называемый Апостольским в честь первоапостолов Петра и Павла относится к числу так называемых сезонных больших постов и считается одним из основополагающих в православии. Пост неизменно приходится на летнее время, а вот в отношении продолжительности не все так просто.

Дело в том, что количество дней Петрова поста зависит от даты Пасхи – пост неизменно начинается спустя неделею после Троицы (которая, как известно, не имеет фиксированной даты и празднуется на пятидесятый день после Пасхи). Заканчивается же период воздержания от скоромной пищи всегда в один и тот же день – праздник Петра и Павла, день памяти первоверховных апостолов, 12 июля. Таким образом Петровский пост может длиться как одну неделю, так и все шесть.

Даты начала и окончания Петровского поста в 2019 году

Какого числа начинается Петров пост в 2019 году и какого числа он заканчивается? Ответ на этот вопрос – в датах важнейших православных праздников. Пасха в 2019 году отмечается в воскресенье 28 апреля. Спустя пятьдесят (если брать за начало отсчета дату Пасхи) дней отмечается Троица – 16 июня, тоже в воскресенье. Петровский пост начинается через 8 дней после Троицы – опять-таки за точку отсчета берет дата самого праздника; начало поста неизменно приходится на понедельник. Открываем календарь – и получаем следующие даты:

  • завершится Петров пост в 2019 году 12 июля, в пятницу, то есть последний постный день – четверг 11 июля;
  • весь Петров пост в 2019 году продлится 25 дней.

Как видим, подсчеты несложные, главное – не забывать начинать отсчет с дня указанного праздника.

Немного истории

Апостольский пост – один из самых древних в христианской истории. Первые упоминания о нем относятся к III веку: о нем говорится в Апостольских постановлениях, сборник апокрифических книг, датируемых началом нашей эры. Правда, первоначально этот пост не был самостоятельным – держать его предписывалось тем, кто в силу каких-то причин (болезнь, беременность, дальняя поездка и так далее) не мог поститься перед Пасхой. Пост получил название компенсационного, и лишь в XI веке стал одним из традиционных христианских периодов воздержания от пищи.

Как поститься

Петров пост не столь строг и суров как Великий. Сухоядение, предусмотренное в нем – давняя традиция, соблюдаемая сегодня преимущественно в монастырях. Тем же, кто просто желает очистить душу и тело перед большим праздником – Днем святых Петра и Павла – достаточно исключить из ежедневного рациона скоромную, то есть животного происхождения, пищу.

  • Понедельник – разрешена абсолютно постная пища, приготовленная без добавления растительного масла; блюда можно употреблять в горячем виде.
  • Вторник – разрешена постная горячая пища с маслом (разумеется, растительным) и рыба, преимущественно речная.
  • Среда – сухоядение, то есть под запретом как пища, в приготовлении которой использовалось растительное масло, так и вообще какие-либо горячие блюда.
  • Четверг – день, когда можно включать в меню не только постную еду, но и рыбные блюда.
  • Пятница – сухоядение: запрет на горячую пищу и блюда с маслом.
  • Суббота – дозволяется вкушать горячие блюда, растительное масло, рыбу и морепродукты.
  • Воскресенье – к субботнему меню можно добавить небольшое количество вина, желательно красного типа кагора. Ключевое слово – небольшое, то есть максимум неполный бокал; ни в коем случае не допускается опьянение.

Духовный пост

Но пост – это не только ограничение в еде. Поститься необходимо не просто телом, но душой, ведь ничто не дается без труда, и чтобы получить радость от праздника, к нему приходится долго и трудно готовится.

На время поста необходимо исключить из жизни увеселительные и развлекательные мероприятия. Под запретом не только клубы и вечеринки, но и походы в кино, громкая музыка, танцы, просмотры развлекательных передач и чтение «бульварных», то есть развлекательных, книг. В дни поста рекомендуется читать духовную литературу, молится и держать чистоту даже в мыслях.

Смотрите видео о традициях и правилах соблюдения Петровского поста:

На следующий день после православного праздника Собор всех святых начинается Петровский (апостольский) пост , который в 2017 году из-за особенностей календаря и ранней Пасхи продлится достаточно долго - целый месяц.

Когда начинается и когда заканчивается Петровский (апостольский) пост в 2017 году

В 2017 году Петров (Петровский) пост начинается 12 июня и длится до 11 июля включительно.

На следующий день после окончания Петровского поста - 12 июля - наступает праздник, который называется День Петра и Павла, или Петров день (в народной традиции Петры-Павлы). Этот праздник отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла .

Начало и продолжительность Петровского поста зависят от дня Пасхи, которая в 2017 году наступила 16 апреля. Петров пост всегда начинается в понедельник, на 57-й день после Пасхи и через неделю после праздника Троицы , который в этом году был 4 июня .

Самый продолжительный Петров пост может длиться полтора месяца, самый короткий - всего восемь дней. Так что, хотя предстоящий постный месяц, который иногда в народе называют Петровка-голодовка, - это немало, но и не предел.

История Петровского поста

Традицию поститься после Троицы (Пятидесятницы) установили апостолы, поэтому Петровский пост называется апостольским. Ученики Христа, которые стали свидетелями его воскресения и вознесения, а затем на них снизошел святой дух, призывали своих единоверцев праздновать одну неделю (седмицу) после Пятидесятницы, а затем поститься, чтобы подготовиться к несению слова божьего другим народам. Согласно евангельским источникам, после схождения святого духа апостолы начали говорить на языках, которых раньше не знали, и благодаря этому смогли нести свет Евангелия разным народам. С этого времени христианство стало всемирной религией.

Традиция поститься столь длительный срок в это время установлена в православии. Петровский пост посвящен памяти двух апостолов - Петра и Павла . Пост завершается Днем Петра и Павла (в народной традиции Петры-Павлы, Петров день), который для славян был очень важен, поскольку означал середину лета и был связан со многими приметами, обрядами и поверьями.

Что можно есть в Петровский пост

Петровский пост считается не таким строгим, как Великий. Во-первых, во время Петровского поста есть много дней, когда допускаются серьезные послабления, в частности, можно есть рыбу. В некоторые дни разрешено вино. Во-вторых, в это время уже много свежих ягод, фруктов и овощей, что позволяет делать постный стол разнообразным, полезным и вкусным. Поэтому сегодня выражение «Петровка-голодовка» уже имеет скорее исторический смысл.

Что нельзя есть в Петровский пост

Запреты в этот период такие же, как и в Великий пост. Под полным запретом мясо и мясные продукты, яйца и все блюда из них, а также все молочные продукты. Также действуют все ограничения, в принципе соответствующие посту. Верующие помнят, что пост - это не диета, а способ очистить свою душу и тело, испытание, помогающее проникнуться идеями христианского смирения. Поэтому нежелательны даже растительные заменители тех продуктов, которые находятся под запретом: «соевое мясо» и тому подобные современные изыски. Также рекомендуется отказаться от фастфуда, а детей стоит ограничить в магазинных сладостях, заменив конфеты и пирожные ягодами и фруктами.

Петровский пост и праздники

На Петровский пост всегда приходится праздник Рождество Иоанна Предтечи , который отмечается 7 июля . В этот день можно есть рыбу и морепродукты, вне зависимости от того, на какой день недели выпадает праздник.

День апостолов Петра и Павла, который наступает после окончания поста 12 июля, также является постным, если приходится на среду или пятницу. В этом случае верующим разрешены рыба и морепродукты, горячая пища с растительным маслом и вино, а вот мясное и молочное все еще под запретом. В 2017 году Петров день приходится на среду, поэтому все эти ограничения действуют.

Петров пост - 2017: календарь питания по дням

Строгие дни: понедельник, среда и пятница (12, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28 и 30 июня, 3, 5 и 10 июля).

В эти дни для тех, кто постится, рекомендовано придерживаться сухоядения - то есть не употреблять вареную и вообще горячую пищу, в том числе с растительным маслом. Для тех, кто строго соблюдает пост, есть можно только один раз в день после 15.00 (время московское).

В эти дни разрешено есть хлеб, свежие фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед. Нужно пить побольше воды, можно употреблять компоты, морсы и свежевыжатые соки, а вот магазинные соки и тем более газированные сладкие напитки крайне нежелательны, ни с точки зрения смысла поста, ни для здоровья. При более мягком варианте поста по понедельникам можно один раз в день есть горячую вареную пищу без масла - каши, супы, тушеные овощи, отварные грибы, и т.д.

Пятница, 7 июля - это праздник - Рождество Иоанна Предтечи, в этот день можно есть отварную и рыбу и морепродукты, а также горячую постную пищу без масла.

Во вторник и четверг разрешается дважды в день есть горячую вареную пищу без масла. В эти дни разрешена рыба и морепродукты, которые можно сварить или запечь в духовке или на углях.

В эти дни можно дважды в день есть горячую вареную пищу с растительным маслом, также разрешены рыба и морепродукты, которые также можно приготовить с добавлением масла. Взрослым разрешено выпить немного вина.

Во все дни поста разрешены свежие овощи и фрукты, а детей рекомендуется баловать свежей клубникой, черешней и другими ягодами.

Один из двух больших летних постов – Петров пост – установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Время поста разнится год от года – меняется как дата его начала, так и продолжительность. Столь нечеткие границы обусловлены зависимостью постных дней от Пасхи: чем раньше наступает Святое воскресенье, тем дольше длится пост.

Петровский или Петров пост имеет и второе название – Апостольский. Имя свое он получил в честь двух апостолов – Петра и Павла, и включен в церковный календарь как дань памяти их великим деяниям.

Петровский пост в 2017 году: какого числа начинается и когда заканчивается

Дата начала петровского поста напрямую зависит от Пасхи. Петров пост в 2017 году, равно как и в прочие года, наступает сразу после Троицы, в Духов понедельник. Потому и ответ на вопрос, какого числа начинается петров пост, каждый год будет разным. Зато окончание Петрова поста всегда в один день – 11 июля, перед днем апостолов Петра и Павла.

Так как Пасха в 2017 году 16 апреля, то Петров пост начнется спустя 51 день после святого праздника, то есть 12 июня. В 2017 году Петровский пост продлится ровно месяц.

История

Первые упоминания о Петровском посте относятся к III веку. Однако во времена первых христиан этот пост носил не регулярный, а скорее вариативный характер. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий – предположительно со II-III до IV-V веков Петровский пост заменял Великий, то есть исполнялся теми, кто по каким-либо причинам не мог поститься накануне Пасхи. Продолжительность и даты начала и окончания поста были слегка иными, а свой окончательный вид для православных христиан он приобрел уже в IX-XI веках.

Роль Первоапостолов Петра и Павла в православии очень важна, а потому и Петров пост считается одним из обязательных к исполнению для истинно верующего. Православные христиане начинают готовиться к посту с молитвы и чтения деяний святых.

Меню на Петров пост в 2017 году

В отличие от других постов – Рождественского или Великого – Петров пост достаточно мягок и не требует непосильных жертв при его соблюдении. Главная его особенность – в период поста разрешено употреблять рыбу (исключая, разумеется, среду и пятницу).

Основная схема приема пищи в Петровский пост достаточно проста.

В понедельник (а пост начинается с Духова понедельника) разрешено употреблять горячую пищу без масла – постные каши (гречневую, рисовую, перловую, ячневую, овсяную), сваренные на воде даже без капли растительного (подсолнечного, оливкового) масла.

Попробуйте усилить вкус привычной каши, добавив в нее сухофрукты – изюм, курага или орехи будут отлично сочетаться с овсянкой, а некоторым любителям понравится и ячневая каша с фруктами. Можно смешать кашу с грибами, предварительно отваренными и порезанными на мелкие кусочки. Еще один вариант добавок в каши – запеченные или обжаренные на гриле овощи. Здесь особенно удачными вариантами окажутся мясистые болгарские перцы (только снимите с них предварительно шкурку), толстостенные помидоры и молодые кабачки.

Читайте также на нашем сайте о , а также о том, какие еще будут посты в 2017 году.

Вторник, четверг и суббота – основные дни поста. В это время разрешена любая постная пища плюс рыба. Пост нестрогий, потому разрешается употребление в пищу растительного масла. Такой широкий выбор разрешенных продуктов открывает поистине безграничные возможности для меню! Перечь блюд просто огромен – от банальной жареной рыбы до тарталеток с рыбным или овощным паштетом, от привычных супов и до расстегаев или запеченных в открытой печи пирогов. Под запретом лишь продукты животного происхождения – мясо, молоко и молочные продукты, яйца и все блюда из них.

Среда и пятница – скромные дни. В эти дни необходимо соблюдать строгий пост – сухоядение. Запрещена не только пища животного происхождения, но и рыба, и даже растительное масло. Особо ревностные христиане воспринимают эти дни поста как время питаться лишь водой и хлебом.

Воскресенье – самый благостный день поста. К разрешенному меню вторника, четверга и субботы добавляется еще один продукт – вино. Правда, пить его можно лишь в небольших количествах, не злоупотребляя и не допуская опьянения. Кроме того, разрешение употреблять вино не означает автоматические допуск всех алкогольных напитков, в первую очередь крепких – водки, виски, коньяка и т.д. Красное вино, особенно кагор, имеет особое смысловое значение для верующих, а потому и разрешение на его умеренное употребление выглядит абсолютно уместно.

Обязательно соблюдайте Петров пост в 2017 году — от этого также ваш организм получит пользу и здоровье.

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!