Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Сочинение-рассуждение на экзамене. Тренировочные тестовые задания

Сочинение-рассуждение на экзамене. Тренировочные тестовые задания

Текст№25

Задание№1. Прочитайте текст А.Сухотина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое - истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Всё загадочное надо изучать. Однако при одном условии: ...Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

(А. Сухотин)

1.Какова тема текста?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3.Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· нравственная;

· экологическая;

· социальная;

· психологическая;

· философская;

· социально-психологическая;

· социально-философская;

· социально значимая;

· социально-нравственная…

Задание№2. Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

В тексте А.Сухотинаподнимается проблема непростых взаимоотношений истинной науки с так называемыми оккультными науками, чье содержание является «доступным пониманию только избранных».

Проблема«непростой, подчас трагической связи» науки и псевдонаучных знаний, теорий» является важной. Многим из нас, молодых людей, предстоит вскоре сделать выбор: по какому пути пойти в своем профессиональном развитии - обоснованному наукой, выверенному, или поддаться искушению вступить на путь тернистый, неясный, возможно ложный…

А.Сухотин обращает внимание читателя на то, что в свое время среди лженаук были астрология и парапсихология, а теперь они доказали свою состоятельность. Кроме того, автор текста просит читателя не спешить выносить приговор, «наглухо перекрывать доступ в науку» новым, только вступившим на путь своего формирования научным мыслям. Он призывает быть «осторожными» тех ревнителей истины, кто пытается учинить специальный «досмотр» неокрепшим наукам.

О драматических последствиях слепого следования ошибочным теориям идет речь в произведениях многих русских писателей, критиков, журналистов. Так, трагически в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» обрывается жизнь Евгения Базарова, который оказался в тисках собственной теории «вульгарного материализма». Его нигилистические убеждения, основанные на отрицании всего нематериального (любви к ближним, уважения к старшим, поклонения природе…) завели героя в тупик, сделали Евгения Базарова несчастным.

Примечательно, что весь ход развития истории науки является доказательством сложных отношений различных теорий и псевдотеорий – споров, столкновений, открытого неприятия их теоретических положений. Многие из открытий в астрономии, сделанных Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем, в 13-15 веках не были приняты их современниками. Некоторые из этих первооткрывателей поплатились своей жизнью за идеи, которые, по словам их оппонентов, были ересью, «бесовыми словесами».

Итак, прочитав текст А.Сухотина, я пришла к выводу, что определить, «где ложь, а где истина» в науке, очень важно, хотя и очень трудно. Но это необходимо делать, чтобы давать возможность ей развиваться, а первооткрывателям идти вперед. Главное – не поддаться на этом пути лженаучным теориям, которые могут привести исследователя, ученого, мыслителя к горьким разочарованиям.

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ** )

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста А.Сухотина?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста А.Сухотиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП*** )

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (А.Сухотина), рассуждающего о взаимоотношениях науки и псевдонаучных теорий? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА ****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста А.Сухотина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ *****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2 ).

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

1)1,2 3) 1,2,3,4

Ответ: 2

В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с берёзы, затёртой высокими елями, слетел медленно вниз жёлтый листик.

2)2,3 4) 1,2,3,4

Ответ: 4

Шёл снег (1) однако (2) правда (3) в лесу было очень тихо и тепло.

Ответ: 1

Из всех дорог (1) мне помнится (2) чёрная лента асфальта,мокрая от росы, и листья ясеня на ней, дорога, по которой (3) мне помнится (4) мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня, счастливое сегодня.

1)3,4 3) 1,2,3,4

Ответ: 1

Чтобы нарисовать тебя, я (1) конечно (2) выберу тихое лесное озеро в зелёной камышовой раме и (3) наверное (4) буду ждать, когда настанет светлое сентябрьское утро, пахнущее мятой и сосновыми иглами, и тогда я примусь за работу.

2)1,2,3,4 4)1,2,3

Ответ: 2

Моей знакомой из третьего подъезда шесть лет (1) как мне кажет­ся. Кажется (2) вечностью время ожидания той встречи, что (3) несо­мненно (4) изменит нашу жизнь.

Ответ: 1

Всю ночь (1) наверное (2) в огромном доме светилось одно окно. За окном (3) уверяли меня (4) жил сказочник: он писал сказки и дарил их лю­дям, потому что без сказок людям живётся трудно.

Ответ: 3

Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) ко­нечно (5) очень смутила.

2)4,5 4)1,2,3,4,5

Ответ: 2

По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вы­зывает беспокойство по поводу того, что теперь (4) очевидно (5) пло­щадь не покрытой льдом части океана будет больше.



1)1,2,3,4,5 3)2,3,4,5

Ответ: 1

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно.

1)3,4 3)1,2,3,4

2)1,2,3 4)1,3,4

Ответ: 2

Продолжается исследование одной из наиболее (1) может быть(2) интересных антропологических находок последнего времени. Речь идёт об останках древнего человека, обнаруженных в тающем алъпийском леднике шестнадцать лет назад, и итог исследования (3) может быть (4) сенсацией.

Ответ: 1

С падением Римской империи костёр на Александрийском маяке (1) к сожалению (2) потух, от землетрясений вXIV веке обвалиласьверхняячасть башни, фундамент (3) однако (4) оказался прочнее. Это (5)наконец-то (6) оценили практичные турки, которые на основании маяка по­строили крепость, существующую до наших дней.

1)1,2,5,6 3)3,4,5,6

2)1,2,3,4 4)1,2,3,4,5,6

Ответ: 2

Об отцовском доме сложено и (1) мне кажется (2) до сих пор слага­ется несчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимо­сти родной дом (3) мне кажется (4) таким же понятием, как смерть, жизнь, добро, зло, Бог, совесть, родина, земля, мать, отец.

Ответ: 1

Огромное здание сельского клуба стояло (1)напротив (2) нашей шко­лы, а вот стадион (3) напротив (4) был очень далеко.

Ответ: 2

За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.

1) 1,2 3) 1,2,3,4

2) 1,2, 5,6 4) 1,5

Ответ: 1

Бесчисленные золотые звёзды (1) казалось (2) тихо текли, все наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и (3) право (4) глядя на цих, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостано­вочный бег земли.

Ответ: 2

Иногда случается, что лес и горы имеют привлекательный и весёлый вид, так (1) кажется (2) и остался бы среди них навсегда, а иногда (3) наоборот (4) горы кажутся угрюмыми и дикими.

2)3,4 4) 2, 3, 4

Ответ: 3

Однако (1) во-первых (2) в городе была только одна библиотека (3) во-вторых (4) хотя склад был завален книгами, привезёнными из поме­щичьих усадеб, на эти книги, в огромном большинстве иностранные, в лопахинской библиотеке (5) всё-таки (6) не было спроса.

1)1,2,3,4 3)1,2,3,4,5

2)1,2,3,4,5,6 4)5,6

Ответ: 1

В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.

Ответ: 4

Кульминация фестиваля рыбной ловли наступает (1) как правило (2) на рассвете, когда рыболовы с сетями и сосудами из тыквы - калебасами - выстраиваются у кромки воды в ожидании сигнала. Когда же сигнал (3) наконец (4) раздаётся, толпы людей под крики и песни уст­авляются к мутной воде. Однако (5) не всякую рыбу удаётся про­ткнуть в калебасы.

Ответ: 2

Черноголовый нападающий был очень быстрым и ловким игроком, но (1) пожалуй (2) бестолковым. Как только ему попадал мяч, он прорывался к воротам. Но тут его перехватывали защитники. Он извивался, пританцовывал, делал финты и (3) в конце концов (4) так запутывался, что бил мимо в двух шагах от ворот.

Ответ: 1

В своей статье Фазиль Искандер «почти пропел гимн недосказанно­сти в искусстве». Однако (1) он отмечает, что самые великие произве­дения искусства, такие (2) скажем (3) как «Война и мир» Толстого иди «Возвращение блудного сына» Рембрандта, сильны (4) в конечномсчёте (5) своей ясностью, хотя и в них есть элементы недосказанности.

1)1,2,3,4 3)2,3,4,5

Ответ: 2

Пусть не подтвердятся гипотезы (1) скажем (2) телепатической свя­зи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение (3) наверное (4) поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а (5) значит (6) углубить наши представления о мире.

1)1,2,3,4,6 3)1,2,3,4,5,6

2)3,4,5,6 4)1,2,5,6

Ответ: 1

В течениевеков астрологию (1) например (2) усиленнокультивировали как вполне пристойное занятие,и (3) потому (4) к нейприобщалосьнемало учёных.

Ответ: 4

Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников,заинтриговав (3)якобы (4) В. Бехтерева и К. Циолковского. Например (5) известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателемС. Аксаковым дажеиздавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей.

1)1,2,5 3)1,2,5,6

2)3,4,5,6 4) 1,3,4,5

Ответ: 1

Ведь (1) чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой куль­туре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому (2) в конечном счёте (3) нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой пре­красной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. Всё это из области вечно­го, к которому (4) конечно (5) нельзя относиться без волнения.

1)1,2,3,4,5 3)1,4,5

Ответ: 4

Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время ко­торого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.

1)1,2,3,4,5,6 3)1,2,5,6

2)1,2,3,4 4)3,4,5,6

Ответ: 3

Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целе­устремленной и (3) к тому же (4) холодной, заносчивой и аристократи­чески наивной. Например (5) она считала деньги тяжким бременем.

1)1,2,3,4 3)1,2,5

2)1,2,3,4,5 4)1,2,3,5

Ответ: 3

«Покой нам только снится...» - через много лет печально констатиро­вал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благо­творный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

1)1,2,3,4,5 3)1,2,3

2)1,4,5 4)2,3,4,5

Ответ: 2

Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следова­тельно (5) должна быть заменена.

1)1,2,3,5 3)1,3,4

Ответ: 2

Управлять своей речью, властвовать над нею - значит (1) не произ­носить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом (2) всё-таки (3) пожалеешь. Слова (4) ведь (5) не забываются. Конечно (6) лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвётся опрометчивое слово.

2)2, 3, 4, 5 4) 6

Ответ: 4

Не раз в дождливые осенние вечера мне (1) бывало (2) тоскливо. Но (3) бывало (4) бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

Ответ: 3

В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3) конечно (4) святое, тайное и берёт много сил. Но что при­думать иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, очищение, а дневник помогает ему в этом.

1)1,2,3,4,5 3)1,3,4,5

2)1,2,3,4 4)1,2,5

Ответ: 2

Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и (1) к тому же (2) наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Та­кое утверждение (3) кажется (4) странным. Почему (5) в самом деле (6) садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись?

2)3,4,5,6 4) 1,2,5,6

Ответ: 3

Ленинград (1) как говорили (2) славился своими букинистами.Передвойной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была (3) буквально (4) сплошными книжными магазинами. Здесь (5) уверяют (6) можно было найти всё: старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники.

1)1,2,5,6 3)3,4,5,6

2)1,2,3,4 4)1,2,3,4,5,6

Ответ: 1

От блокады книга (1) несомненно (2) сильно страдала. Её жгли по­жары, она гибла при бомбёжке, ею (3) наконец (4) топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать.

Ответ: 1

Вандалу (1) бесспорно (2) свойственна ненависть (3) буквально (4) ко всему прекрасному. Но (5) очевидно (6) от ненависти ко всему прекрас­ному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

1)1,2,3,4,5,6 3)1,2,5,6

Ответ: 3

Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек сло­ва». Значит (3) на такого человека можно положиться - он (4) как считают (5) выполнит своё обещание без напоминания.

1)1,2,4,5 3)3,4,5

2)1,2,3,4,5 4)1,2,3

Ответ: 2

Для меня (1) вообще (2) чрезвычайно загадочен этот слой, который называется новые русские. Чем они берут и почему оболтус, казавший­ся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех облас­тях, неожиданно (3) вдруг (4) воспарил и смотрит на всех сверху вниз? Эти люди (5) с одной стороны (6) вызывают у меня какую-то такую Улыбку, а (7) с другой стороны (8) они мне абсолютно противопоказаны и страшны.

1)5,6,8 3) 1,2,3,4,5,6,7,8

2)5,6,7,8 4)1,2,3,4

  • 1) 1, 2, 3, 4, 6

  • 2) 3, 4, 5, 6

  • 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6

  • 4) 1, 2, 5, 6

    • В течение веков астрологию (1) например (2) усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и (3) потому (4) к ней приобщалось немало ученых.

    • 1) 1, 2, 3

    • 2) 2, 3

    • 3) 2, 3, 4

    • 4) 1, 2



      Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав (3) якобы (4) В. Бехтерева и К. Циолковского. Например (5) известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей.

    • 1) 1, 2, 5

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 3, 4, 5



      Ведь (1) чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому (2) в конечном счете (3) нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. Всё это из области вечного, к которому (4) конечно (5) нельзя относиться без волнения.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 4, 5

    • 4) 4, 5


    • Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 3, 4, 5, 6


    • Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целеустремленной и (3) к тому же (4) холодной, заносчивой и аристократически наивной. Например (5) она считала деньги тяжким бременем.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 2, 5

    • 4) 1,2,3,5


    • «Покой нам только снится...» - через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 1, 4, 5

    • 3) 1, 2, 3

    • 4) 2, 3, 4, 5


    • Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.

    • 1) 1, 2, 3, 5

    • 2) 1, 2, 4, 5

    • 3) 1, 3, 4

    • 4) 2, 5


    • Управлять своей речью, властвовать над нею - значит (1) не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом (2) все-таки (3) пожалеешь. Слова (4) ведь (5) не забываются. Конечно (6) лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвётся опрометчивое слово.

    • 1) 1, 2, 3, 6

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 2, 3

    • 4) 6


    • Не раз в дождливые осенние вечера мне (1) бывало (2) тоскливо. Но (3) бывало (4) бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

    • 1) 1, 2

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 3


    • В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3) конечно (4) святое, тайное и берет много сил. Но что придумать иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, очищение, а дневник помогает ему в этом.

    • 1) 1, 2, 3,4, 5

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1,3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 5


    • Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и (1) к тому же (2) наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение (3) кажется(4) странным. Почему (5) в самом деле (6) садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись?

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 5, 6

    • 4) 1, 2, 5, 6


    • Ленинград (1) как говорили (2) славился своими букинистами. Перед войной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была (3) буквально (4) сплошными книжными магазинами. Здесь (5) уверяют (6) можно было найти все: старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники.

    • 1) 1, 2, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6


    • От блокады книга (1) несомненно (2) сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею (3) наконец (4) топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 2, 4


    • Вандалу (1) бесспорно (2) свойственна ненависть (3) буквально (4)ко всему прекрасному. Но (5) очевидно (6) от ненависти ко всему прекрасному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4


    • Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться - он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.

    • 1) 1, 2, 4,5

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 3



      Для меня (1) вообще (2) чрезвычайно загадочен этот слой, который называется новые русские. Чем они берут и почему оболтус, казавшийся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех областях, неожиданно (3) вдруг (4) воспарил и смотрит на всех сверху вниз? Эти люди (5) с одной стороны (6) вызывают у меня какую-то такую улыбку, а (7) с другой стороны (8) они мне абсолютно противопоказаны и страшны.

    Вариант 4

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    А1. Какое из слов дано в правильном произношении?

    1) снег [с"н"эх] 3) крем [крэм]

    2) Бог [бох] 4) пюре [п"ур"э]

    А2. Укажите пример без нарушения норм лексической сочетаемости.

    1) Это беспрецедентная вещь.

    2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.

    3) Текст написан очень понятливым языком.

    4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.

    A3. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.

    1) Обращение к правительствам мира подписали более семиста известных учёных.

    3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.

    4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.

    А4. Укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок.

    1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления.

    2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.

    3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, не­жели чем автомобилями, выпущенными в 20-х - 30-х годах прошлого века.

    4) У более половины горожан есть дачные участки.

    А5. Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для

    пропущенной части фразы: В шахматах, как и в жизни,.........,лишь осознав свои ошибки и недостатки.

    1) успех может быть достигнут,...

    2) можно достичь успеха,...

    3) успех достигается,...

    4) достижение успеха возможно,...

    Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

    A. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось рань­ше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.

    Б. А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.

    B. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка.

    Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человече­ское общество, которое бы пользовалось письмом, не обла­дая речью.

    А6. Какой вопрос можно поставить в начале текста?

    1) Сколько лет назад появилась письменность?

    2) Как возник язык?

    3) Какая форма речи возникла раньше: устная или пись­менная?

    4) Благодаря чему было изобретено письмо?

    А7. После какого предложения должна следовать данная ниже фраза?

    Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существо­вании или отсутствии звучащей речи в дописьменный период пред­ставить вообще не в состоянии.

    1) между А и Б 3) между В и Г

    2) между Б и В 4) после Г

    А8. Укажите правильное утверждение о предложении В.

    1) состоит из 3-х частей; нераспространённых нет

    2) состоит из 2-х частей; обе распространённые

    3) состоит из 3-х частей; одна из них - нераспространённое предложение

    4) состоит из 4 -х частей; две из них - нераспространённые

    А9. Какая характеристика соответствует предложению Г?

    1 ) сложноподчинённое

    2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью

    3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

    4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

    А10. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?

    1) в именительном

    2) в родительном

    3) в дательном

    4) в винительном

    All . Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях В и Г.

    1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели,

    2) определённый слой населения, отличающийся от других сло­ев условиями жизни, образованием и т. п.; класс, сословие

    3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях

    4) государство, страна

    А12. На месте каких цифр пишется НН?

    В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

    2) 2,3,4 4) 1,3,4

    А13. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

    1) пор..сль, компань..н, г..рячий

    2) р..стение, кр..пива, прик..саться

    3) прот..реть, нат. .рать, к..снуться

    4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть

    А14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

    1) пр..ветствие, пр..образовать

    2) пр..двещать, пр..украсить

    3) без..нициативный, контр..гра

    4) транс..ранский, сверх..нициативный

    А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?

    1) дыш..щий, (они) выскоч..т

    2) плач..щий, (они) изуч..т

    3) служ..щий, (они) скач..т

    4) реж..щий, (они) выдерж..т

    А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

    1) помощ.., помощ..ник, ветош..

    2) спряч..тесь, добит..ся, создаст..ся

    3) восем..десят, мен..шинство, настеж..

    4) в..ющийся, разоб..ётся, из..ян

    А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых пишется НЕ?

    Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.

    1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1 ,5 4) 4

    А18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?

    1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходи­мости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.

    2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблём, вздымав­шим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от вре­мени смолой борта.

    3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утончённость чувств толпы.

    4) (С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху напол­ненный водой.

    А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить соб­ственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.

    1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

    2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

    3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

    4) Занятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второ­степенный член.

    А20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.

    2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубле­ние в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело ры­бы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.

    3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.

    4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.

    А21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть за­пятые ?

    В тот день белая луна стояча в небе, с утра (I) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, ка­жется (3) наступила зима.

    А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

    1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

    2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

    3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

    4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесе­нью и почерневшей от времени смолой борта.

    А23. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препи­нания не расставлены.)

    1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто на­зываемое Голландией.

    2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

    3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая на­дёжная в мире.

    4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

    А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

    2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

    3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками кам­ней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли .

    4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

    А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

    Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.

    1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4 4) 1,2,3,5

    А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным обо­ротом?

    1) Люди, которые жили 20 назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

    2) Было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

    3) Грядущая третья технологическая революция, которая изме­нит саму природу труда, будет основываться на силе умст­венной активности человека.

    4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются изза испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

    А27. Прочитайте текст.

    Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказы­вало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие свои­ми методами, методологическими и мировоззренческими установка-

    ми и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным явля­ется такое воздействие в нашу Эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знаний уже немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) В наше время воздействие естествознания на все науки яв­ляется особенно мощным.

    2) Естествознание играет всё большую роль в развитии всех на­ук, включая гуманитарные, и фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях требует ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

    3) Естествознание является основой всякого знания. Оно игра­ет главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов в областях знаний немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием есте­ствознания.

    4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.

    Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

    (1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом чело­веке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (ано­мальные атмосферные явления) и прочие события.

    (4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увле­чениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специ­ального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

    (7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3аирет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, пло­дит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результа­тов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических эле­ментов». (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изуче­ние поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опро­метчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение ал­химией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолков­ского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

    (22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притя­заний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий поря­дочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У нею недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

    (А. Сухотин)

    А28. Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора ?

    1) ...не придавать этому изучению серьезного значения.

    2) ...придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

    3) ...отказаться от выводов, сделанных классической наукой.

    4) ...обязательно внедрить открытие в жизнь.

    А29. Определите стиль и тип речи.

    1) художественный стиль; описание

    2) научный стиль; описание

    3) публицистический стиль; рассуждение

    4) разговорный стиль; рассуждение

    АЗО. Какое слово или словосочетание объясняется через контекст ?

    1) оккультная паука

    2) хиромантия

    4) телепатическая связь

    При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запитыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

    Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

    81. Из предложений 17-19 выпишите существительное, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

    82. Из предложений 2-3 выпишите все одушевленные существи­тельные.

    83. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.

    Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

    84. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

    85. В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.

    86. Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

    87. Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помо­щью местоименного наречия? Напишите номер этого предло­жения.

    88. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

    (предложения 18, 19, 20, 21 и др.),_(например, в предложениях 8, 9,

    12, 17), используются разговорные грамматические средства (_в предложениях 8, 9, 10, 11) и книжные синтаксические конструкции (_в предложениях 3, 8, 9, 11).

    Одно из средств, подчёркивающих ироническое отношение автора как к псевдоучёным, гак и к слишком недоверчивым специа­листам, -_(в предложениях 4, 5, 7).»

    Список терминов:

    1) малоизвестные термины

    3) слова с уменьшительными суффиксами

    4) фразеологизмы

    5) частицы

    6) метафора

    7) экспрессивный лексический повтор

    8) сравнительные обороты

    9) ряды однородных членов

    10) нарушение логической однородности

    Дли ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочине­ние.

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Объём сочинения - не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Ответы:

    соотечественников

    (в)человеке избранных

    3,4,7,8,9

    (не)ясных науке