Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Уровнем образования участие в процессах. Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей. Значение обучения в жизни человека

Уровнем образования участие в процессах. Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей. Значение обучения в жизни человека

«Основное общее образование – это сколько классов?» — подобный вопрос возникает из-за большого количества вариантов образования для детей.

В России образование делится на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение.

Каждый из вариантов также состоит из нескольких частей.

Основное общее образование

Это неспециальное и непрофессиональное образование, которое является второй ступенью школьного.

Оно продолжается 5 лет и включается в себя 5-9 классы школы, гимназии или лицея. В процессе обучения школьник получает основные (базовые) знания по всем предметам.

Перед ним идут:

    1. Дошкольное образование: сюда входят ясли и детский сад. В них дети развивают мелкую моторику, дают базовые знания: алфавит, цифры, времена года и т.д.

Стоит отметить: в некоторых случаях обучение может происходить в специализированных центрах с более обширной программой.

  1. Начальное образование: первые 4 класса школы. В этом возрасте дети получают базовые знания, которые пригодятся им в дальнейшем усвоении материала: они учатся писать, читать, считать, усваивают правила поведения в коллективе, привыкают к длительности занятий.

После окончания 9 класса школьники сдают экзамены (ОГЭ или ГИА), получают диплом об окончании общего образования и имеют право продолжить его в этой же школе, сменить учебное заведение или поступить в колледж или техникум.

Последние варианты предлагают получение более специализированных знаний – это поможет после поступить в ВУЗ.

Среднее общее образование

Так называются последние 2 года обучения в школе, то есть 10 и 11 классы.

В процессе обучения подростки получают более глубокие знания по базовым предметам, усваивают новые (например, экономику и правоведение), готовятся к сдаче экзаменов в ВУЗ или ЕГЭ.

Одной из целей является привитие навыков самостоятельного обучения.

Важно знать: в некоторых странах среднее общее образование длится 3 или 4 года, из-за чего у российских школьников возникают проблемы при поступлении в европейские ВУЗы.

Об общем образовании говорится в Конституции РФ в статье 43: оно является правом и обязанностью всех россиян. Право на получение общего образования закреплено во многих законах стран.

Среднее полное образование

Оно включает в себя прохождение всех 3 ступеней: начального, основного и среднего общего образования, то есть 11 классов школы.

После их прохождения школьник должен сдать выпускные экзамены (ЕГЭ) и получить аттестат о полном среднем образовании.

Примите к сведению: обязательными являются экзамены по русскому языку и математике (их должны сдать все выпускники), профильные (необходимые для дальнейшего поступления в ВУЗ) школьники выбирают сами.

Помимо школьного образования дети и подростки могут получать дополнительное в секциях или на курсах. Это могут быть как профильные предметы, необходимые для дальнейшего обучения в ВУЗах, так и направленные на общее развитие, например, спортивные секции или музыкальные.

Основное общее образование – это 5 лет школы, с 5 по 9 классы. Это вторая ступень, которую предстоит пройти ученикам, после чего они должны доучиться еще 2 года и получить полное среднее образование. Основное образование является обязанностью для всех школьников без исключения.

Смотрите видео об интересной нестандартной модели основного общего образования:

Как информатик, имеющий математический склад ума, я решила разобраться в этой проблеме с точки зрения математической логики и философских умозаключений, сформулировав следующую гипотезу: «Получить качественное образование можно тогда и только тогда, когда качество жизни человека находится на достаточно высоком уровне» или по-другому: «Качество образования эквивалентно качеству жизни». Однако чтобы эта гипотеза стала теоремой, ее нужно доказать, опираясь на законы математической логики, статистики и на личный опыт.
Для доказательства нужно четко определить понятия: уровень и качество образования, уровень и качество жизни человека, показатели и факторы качества жизни. Под уровнем образования понимается определенный объем знаний, умений и навыков, усвоенных человеком в образовательном учреждении. Качество образования - это способность человека реализовывать данный объем знаний на практике. Уровень жизни человека - это такой уровень материального благополучия, который характеризуется объемами доходов и расходов данного человека. Качество жизни человека - более широкое понятие, чем просто материальная обеспеченность, оно предусматривает участие в оценке не только объективных факторов, например условия жизни, но и субъективных факторов, таких как отношение человека к своей жизни и его моральная удовлетворенность.
Таким образом, качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья человека; его социального и семейного статуса; активной общественной жизни; свободы выбора (политическая, религиозная); материального благополучия; гарантии работы и профессионального самоутверждения; уровня образования человека.
По законам математической логики, чтобы доказать сформулированную гипотезу, нужно доказать два утверждения: необходимость - если образование качественно, то качественна жизнь; и достаточность - если качественна жизнь, то качественно и образование.
Если образование качественно (то есть человек может применить на практике знания, полученные в образовательном учреждении), то показатель качества жизни «уровень образования» достаточно высок.
Следовательно, выполнится критерий качества жизни «получение работы и профессиональное самоутверждение», затем человек будет иметь «материальное благополучие», «здоровье», «социальный и семейный статус». После достижения всех этих показателей следуют критерии «общественная жизнь» и «свобода выбора». Таким образом, необходимость доказана.
Однако не стоит забывать, что существует статистическая погрешность, все люди индивидуальны, условия их жизни и воспитания отличаются, в связи с чем появляется так называемое исключение из правил. Например, человек с хорошим образованием может не найти работу по профессии или выбранная профессия не приносит достаточного дохода, что в свою очередь повлечет понижение качества его жизни. Или, наоборот, человек без образования находит интересную и прибыльную работу, тем самым повышая качество своей жизни.
Если качественна жизнь, то выполняются все ее семь показателей. Каждый из показателей влияет на качество полученного образования:
«здоровье человека» влияет на продуктивность обучения;
«социальный и семейный статус» родителей ребенка играет важную роль в процессе получения им образования;
на качество образования также влияют «свобода выбора», «активная общественная жизнь» как обучающегося, так и его семьи и профессиональное самоутверждение родителей.
Конечно же, материальное благополучие - один из самых важных аспектов в жизни человека, и тем более в получении им качественного образования; «уровень образования» человека (знания, полученные в образовательном учреждении) влияет на качество его образования (способность человека реализовать это все на практике). Таким образом, достаточность доказана.
Опираясь на статистические данные и индивидуальные особенности людей, можно найти примеры, опровергающие это доказательство. Например, при выполнении всех факторов качества жизни у ребенка может быть просто недостаточно способностей для обучения. Или, наоборот, при достаточно низком качестве жизни у обучающегося могут быть исключительные способности к обучению. Так называемые вундеркинды в силу своего низкого качества жизни не могут продолжать обучение в высших учебных заведениях, так как имеющиеся на данный момент стипендии не могут покрыть всех расходов обучающегося. Однако таких примеров немного и ими можно пренебречь с определенной долей погрешности.
Таким образом, можно считать, что теорема доказана. Ее можно перефразировать следующим образом: «Чем выше качество образования, тем выше качество жизни, и наоборот». И это заставляет задуматься.

Юлия ТИТОВА, преподаватель информатики и ИКТ КСУ №3

Чем выше уровень развития человека, чем выше его вибрационный уровень, тем выше частота колебаний его энергетического поля.

Все люди отличаются друг от друга по внешности, характеру, привычкам.

Каждый человек обладает особенными талантами и дарами, независимо от того, знает о них или нет.

Каждый из вас излучает собственную вибрацию, которая складывается из определенных составляющих. При ее помощи вы создаете реальность .

  • Из чего же складывается ваша уникальная вибрационная подпись ?
  • И какие существуют способы сотворения реальности?

Об этом подробно мы описали в нашем материале. Приготовьтесь, вас ждет много инфографики.

Что такое вибрационная подпись человека

В середине ХХ века ученые-физики доказали, что на квантовом уровне все материальные объекты состоят из энергии.

Сама по себе она нейтральная, ни положительная, ни отрицательная.

По закону вселенной энергия постоянно пребывает в движении.

Если поток энергии в теле человека останавливается или работает со сбоями - это приводит к проблемам со здоровьем, финансами, отношениями.

Колебания энергетического поля рождает вибрацию. Вибрация - это сигнал, который посылает человек.

Качество и направление вибрации зависит от ее частоты. Частота определяет амплитуду колебаний и длину волны.

Чем выше уровень развития человека, чем выше его вибрационный уровень, тем выше частота колебаний его энергетического поля. Человек - это радиостанция, которая посылает во вне сигнал и получает его обратно.

Этот сигнал и есть вибрационная подпись человека . Она уникальна для каждого и делает нас отличными друг от друга.

Из чего состоит вибрационная подпись

Вибрационная подпись человека складывается из множества вибраций, которые излучает вовне человек, на разных уровнях.

Давайте рассмотрим три из них, которые оказывают наибольшее влияние.

Уровень 1-й - Физическое тело

Каждый орган в физическом теле излучает определенную вибрацию и частоту. Самые важные органы человека - мозг и сердце.

Мозг человека - это электрохимический орган, и его электричество измеряется мозговыми волнами.

Существует 4 типа мозговых волн в диапазоне от самых медленных до самых быстрых.

  • Бета- волны - самые быстрые. Они возникают в период бодрствования, когда мозг занят умственной деятельностью. Чем более напряженную деятельность вы ведете, чем более возбуждены, тем выше частота.
  • Альфа-волны - более медленные мозговые волны. Они появляются когда вы расслаблены, мечтаете, визуализируете, находитесь в процессе творчества.
  • Тета-волны - гораздо более медленные и связаны с первой стадией сна. Вы пребываете в состоянии тета-волн на более глубоких уровнях медитации, вдохновленные творчеством и воображением. Поток идей, творческих озарений всплывает на поверхность вашего сознания.
  • Дельта-волны - самые медленные. Они обнаруживаются во время глубокого сна, связаны с лунатизмом, разговорами во сне.

Наиболее быстрые мозговые волны согласуются с низкочастотным сознанием, а самые медленные связаны с высокочастотным расширенным сознанием.

Мозг человека постоянно переключается между этими 4-мя частотами.

На каждом уровне вибрации человек функционирует по-разному.

Вывод : если вы хотите увеличить поток озарений, творческих идей, ощущать спокойствие и гармонию, замедлитесь, практикуйте медитацию.

Частоты головного мозга согласуются с уровнями сознания.

  • Бета-волны соотносятся с поверхностным сознанием, повседневной реальностью и линейным мышлением .

Чем энергичней сосредоточено ваше мышление, тем более ограничено ваше сознание.

  • Когда мозговые волны замедляются до альфа-уровня, пропадает тревожность. Вы становитесь открытыми, осознанными и способны воспринимать тонкие виды информации .

Вы получаете доступ к глубоким областям памяти. Все, что хранилось до этого в подсознании, всплывает на поверхность.

  • Когда головной мозг замедляется до тета-уровня, вы начинаете понимать суть вашего истинного Я. Эго уступает вашей духовной сущности, которая выходит на передний план.

Люди, которые практикуют глубокую медитацию, ощущают единство между собой и другими существами.

  • Вход в дельта-состояние приносит переживание нахождения вне тела. Ощущение истинного Я расширяется, становится коллективным и вселенским , где не существует ни времени, ни пространства. Можно легко переключаться на другие измерения сознания.

Сердце - самый важный жизненный орган человека. Оно вырабатывает мощное электромагнитное поле.

Сердце обладает своим собственным мозгом.

Когда вы переносите фокус с ума на сердце, вы начинаете понимать свои истинные желания и намерения , вы познаете себя настоящего.

Уровень 2-й - Энергетическое тело

Энергетическое тело - это наша энергетическая система, которая состоит из 7 основных чакр.

Каждая из них излучает свою вибрацию. В зависимости от состояния чакр, во внешний мир транслируется то или иное вибрационное послание.

Немногие могут похвастаться отменным физическим здоровьем, отсутствием проблем с самооценкой, финансами и других жизненных сложностей.

А все потому, что далеко не у всех людей чакральная система полностью здорова и не имеет блоков.

Чтобы узнать, на какие чакры стоит обратить внимание, посмотрите в инфографике, что транслирует каждая чакра в здоровом состоянии и в состоянии дисбаланса.

Уровень 3-й - Эмоции и мысли

Наши эмоции хранятся в эмоциональном теле, а мысли - в ментальном теле.

В зависимости от того, какую эмоцию или мысль вы в течение дня проживаете, тот сигнал вы и посылаете во внешний мир.

Низкочастотные вибрации включают следующие эмоции: сомнение, уязвимость, страх, ненависть, вину, стыд, ярость, разочарование, депрессию.

На ментальном уровне это проявляется в виде обвинений, нетерпения, одержимости, невроза.

Эмоции любви, благодарности, великодушия, радости, энтузиазма транслируют высокочастотные вибрации.

Когда вы их испытываете, вы становитесь восприимчивыми, открытыми, креативными. Вас посещает вдохновение, прозрение.

Отследите, какие эмоции вы чаще всего проявляете в жизни. Соответствующий сигнал вы и отправляете во внешний мир.

Сигналы, которые транслируются вашими физическим, энергетическим, эмоциональным и ментальным телами, образуют единый сигнал - вибрационную подпись .

Она транслируется изнутри во внешний мир и пересекается с вибрациями других людей.

Находит людей с похожей вибрационной подписью и возвращается обратно уже с отпечатком вибраций людей, которые вызвали резонанс.

Если вы проснулись не в духе, испытываете раздражение по любому поводу, вы эту вибрацию транслируете в окружающую среду.

Она находит там человека со схожей частотой вибрации и привлекает его в вашу жизнь. Происходит цепная реакция.

Чем шире круг общения, тем больший энергообмен происходит между людьми, включая близких родственников, друзей, коллег по работе и даже прохожих.

В каждом из них происходит энергоинформационный обмен на уровне соответствующих частот и вибраций.

Способы сотворения реальности

В зависимости от того, какие вибрации вы посылаете во внешний мир день за днем, минута за минутой, секунда за секундой, соответствующую реальность вы и сотворяете.

Выделим 3 способа создания реальности.

Человек-реактор

Человек играет в бесконечный пинг-понг, неосознанно реагируя на приходящие извне вибрации.

Отвечает гневом на гнев, раздражением на раздражение.

Все, что он посылает вовне, возвращается к нему обратно в увеличенном размере.

Он не контролирует и не осознает этот процесс. Если такому человеку послать волну негатива, он тут же включается и реагирует.

К этому типу людей относится большинство на планете Земля. Они сотворяют свою реальность неосознанно.

Человек-трансформатор

Такой человек осознает себя режиссером своей жизни . Он знает, что настоящее складывается из тех действий, которые он совершил в прошлом.

Он понимает, если в будущем он хочет получить другой результат, ему нужно сейчас изменить свои действия.

Он думает сердцем, чувствует головой.

Умеет трансформировать негатив в позитив. Минимально подвержен внешнему влиянию.

К этому типу относятся люди, которые идут по пути духовного развития, исцеляют свои травмы, освобождаются от ограничивающих убеждений.

Человек-генератор

Это человек, который сам научился генерировать энергию . Он не зависит от внешних источников, восходящего и нисходящего потока космической энергии.

Он НЕ зависит от внешнего воздействия вибраций других людей. Это значит, что в его сотворении реальности никто, кроме него, не принимает участия.

Это будущее человечества. Это то, куда мы с вами направляемся.

Ваша вибрационная подпись может меняться в процессе вашей духовной эволюции.

Если вы хотите получать от вселенной подарки в виде радости, денег, энергии, новых знаний и возможностей, позаботьтесь о том, что вы отправляете во внешний мир.

Сделайте свои вибрационные послания качественней, чтобы привлечь в свою жизнь то, что вы действительно хотите.

Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни РФ, как

В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс - это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.

цель, функции

Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.

Основными функциями обучения являются:

  • Воспитание достойных членов социума.
  • Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
  • Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.

Критерии образованности

Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.

Значение обучения в жизни человека

Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.

Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.

Система образования

В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:

  • Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
  • Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
  • Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
  • Средние специальные (техникумы, колледжи).
  • Негосударственные.
  • Дополнительное образование.

Принципы системы образования

  • Первоочередность общечеловеческих ценностей.
  • Основой являются культурные и национальные принципы.
  • Научность.
  • Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
  • Гуманистический характер.
  • Направленность на защиту окружающей среды.
  • Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
  • Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
  • Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
  • Обязательное наличие начального (базисного) образования.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

  • Дошкольное - в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
  • Начальное - осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
  • Среднее - включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
  • Высшее - одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной - 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной - 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Формы образования

Обучение в России может быть проведено в двух формах:

  • В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
  • Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой

Подсистемы образования

Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования - социализации человека.

Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, - на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.

Качество высшего образования

Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:

  • Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
  • Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
  • Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.

Проблемы, касающиеся управления системой образования

  • Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
  • Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
  • Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
  • Низкий профессиональный уровень образования в РФ.
  • Низкий уровень культурного развития населения в целом.

Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.

Аннотация: В данной статье показано влияние образовательного процесса на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни, ее продолжительность. Рассматриваются преимущества и недостатки перехода на уровневую систему образования в России, проводится сопоставление с традиционными программами обучения. На основании сравнительного анализа делается вывод о сложности и противоречивости проводимых реформ, необходимости их адаптации под национальные особенности государства.

Ключевые слова: образование, уровневая система, качество жизни

THE INFLUENCE OF EDUCATION ON THE QUALITY AND STANDARD OF LIVING. SPECIFICITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIA.

Bakeev D.A., Berdysh I.A., Agafonova Y.O., Barycheva P.P., Belyaeva M.A.

Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, Moscow

Аннотация: In this article the influence of educational process on the formation and development of personality, socialization, the level of quality of life and its duration is described. There are a discussion of the advantages and disadvantages of transition to tiered system of education in Russia, a comparison with traditional training programs. On the basis of the comparative analysis the conclusion is made about the complexity and inconsistency of the reforms, the necessity of their adaptation to the national characteristics of the state.

Ключевые слова: education, level system, quality of life «Корни образования горьки, но плоды сладки».

Это высказывание, датированное IV в. до н.э., принадлежит древнегреческому античному философу Аристотелю. Однако оно актуально и по сей день. Роль образования в жизни человека трудно переоценить. Процесс образования, т.е. получение новых знаний, умений, опыта о жизни является неотъемлемой частью успешного существования человека. Хотим мы того или нет, образование проходит красной нитью через всю нашу жизнь, влияет на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни и даже на ее продолжительность.

Образование помогает человеку социализироваться в обществе, понять его уклады и законы, научиться устанавливать контакт с другими людьми. Полученные знания, как теоретического, так и практического характера, способствуют успешному становлению личности.

Понятия «качество образования» и «качество жизни» находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга: если повысится качество образования, повысятся показатели и в других сферах. Только таким путем можно добиться появления принципиально другого отношения человека к своей карьере и к своей жизни, так как на протяжении всего существования человечество пыталось повысить её качество. Этого добивались с помощью индустриализации общества, улучшения условий жизни и труда человека, предоставления разнообразных прав и свобод. Однако, как показала история, эти меры оказались безуспешными. Дело в том, что это понятие «качество жизни» часто путают с понятием «уровень жизни». Предоставляя человеку более высокооплачиваемую работу или переселяя его из деревни в город, повышается лишь уровень его жизни, но не качество. Само же понятие «качество жизни» включает в себя два аспекта: уровень жизни (материальные блага) и уровень духовного развития человека (нематериальные блага). Удовлетворяя потребности человека в жилье, предоставляя ему медицинские услуги, повышая заработную плату, мы улучшаем лишь уровень его жизни. Чтобы повысить качество, необходимо разнообразить и дать возможность удовлетворить также и духовные потребности человека.

Следует также отметить, что образование влияет и на продолжительность жизни. Ученые из Совета по медицинским исследованиям (Medical Research Council) доказали, что смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Экспериментально установлено влияние уровня IQ на состояние здоровья и продолжительность жизни человека. Это довольно легко объяснить: образованные люди лучше понимают, как сохранить свое здоровье, а потому едят правильную пищу, лучше следят за своим здоровьем, получают более качественное медицинское обслуживание.

Основываясь на результатах проведенных в разное время социологических исследований, можно оценить воздействие высшего образования на развитие личности по трем направлениям:

1) в получении профессии; 2) в интеллектуальном развитии; 3) в изменении социального статуса. По первому направлению наиболее значимые оценки следующие:

· соответствие призванию;

· возможность интеллектуального труда;

· получение знаний для эффективной работы;

· возможность работы в сфере управления. По второму направлению:

· возможность реализации творческого потенциала;

· формирование научного понимания мира;

· развитие навыков анализа общественной жизни;

· усвоение духовной культуры;

· работа в сфере науки. По третьему направлению:

· повышение социального статуса;

· достижение материального положения.

Благосостояние любой страны зависит в первую очередь от здоровых и высокообразованных граждан, поэтому наряду со сферой здравоохранения сфера образования крайне важна для развития государства. Именно поэтому тема образования всегда является предметом жарких дискуссий, что не случайно: реформы, проводимые в этой отрасли, часто имеют противоречивый характер. Наша страна в данном вопросе не является исключением. В последнее время учебные заведения Российской Федерации «захлестнула» волна инновационных преобразований: переход на уровневую систему «бакалавр» - «магистр», новые образовательные стандарты и программы, новые учебники, педагогические технологии, жесткие требования к учебно-воспитательному процессу; расширились практика дистанционного обучения, спектр образовательных услуг и ряд других новшеств, значительно изменивших традиционные методы преподавания . Все эти процессы требуют серьезной координации, а результаты деятельности – глубокого осмысления, что невозможно без соответствующего контроля и проводимых реформ. Необходимо, с одной стороны, скоординировать работу всех структур, а с другой - учитывать влияние различных факторов с учетом национальных особенностей и эффективности проводимых методов.

На протяжении многих лет в нашей стране господствовала система образования, установившаяся еще во времена Советского Союза. Она была признана зарубежными государствами и по праву считалась одной из лучших в мире. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности и патриотизма. В 1970-х гг. в СССР расходы из госбюджета на высшие учебные заведения составляли 2,97 млрд рублей; действовало 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн. студентов; государство через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения. В дальнейшем, после распада СССР, система образования в России подверглась реформированию в период 1990-х и 2000-х годов.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования. Таким образом, система российского образования стала осуществлять переход на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием: бакалавриат и магистратура .

Бакалавриат – уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико- ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации (степени) «бакалавр». Соответственно, бакалавр – это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Магистратура – более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид – «специалитет», программа которого предусматривает 5-ти летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается квалификация (степень) по соответствующей специальности. Однако «специалитет» как образовательная программа постепенно вытесняется двухуровневой системой, сохраняя за собой право существования лишь в нескольких вузах (как правило, это медицинские и некоторые технические вузы, а также МГУ с классической системой образования).

Таким образом, перед тем, как подавать документы в вуз на то или иное направление, абитуриенту следует принять обдуманное решение, исходя из своих профессиональных интересов и личных планов на жизнь, какую программу обучения лучше выбрать.

Переход на уровневую систему образования имеет как сторонников, так и противников. Для того чтобы объективно разобраться в ситуации, следует изучить все преимущества и недостатки данной системы.

В представленной ниже Табл.1 рассмотрены основные аспекты «специалитета» и «бакалавриата», а также приведены преимущества уровневой системы образования .

Таблица 1

Преимущества уровневой системы образования


Специалитет

Бакалавриат

Сохраняется в отдельных странах

Данный вид квалификации принят по международной

классификации и приветствуется работодателями во всем мире. Одним из плюсов новой системы образования станет признание российских дипломов в более чем 50 странах, в том числе почти во всех европейских, подписавших Болонскую Конвенцию

В Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские выпускники часто испытывают трудности при приеме на работу в зарубежных компании

Имея диплом бакалавра, выпускник может без особых

проблем устроиться на работу за рубежом, например, в Западной Европе. Кроме того, открывается возможность получить два диплома (бакалавра и магистра) за единовременный срок обучения

Через пять лет после поступления в вуз человек

получает диплом и обретает экономическую самостоятельность

После окончания бакалавриата человек имеет право

продолжить обучение в магистратуре, причем и по другому направлению

Семестровая форма обучения, по окончании сдается зачетно-экзаменационная сессия

Модульная система обучения способствует

формированию компетентного выпускника, немного облегчая нагрузку студента (сессия сдается не 2, а 4-5 раз в год). Посещение занятий строго регламентируется, и в каждом семестре необходимо набрать определенную количество баллов для того чтобы иметь право продолжить учебу

Более ограниченные возможности обучения за

Возможности международных стажировок, обучение за рубежом по обмену опытом

Большинство выпускников вузов, не успев начать

трудовую деятельность, нуждаются в переподготовке. Дипломированному специалисту,

В течение первых двух лет обучение ведется по

широкому профилю - студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим

например, приходится получать новую профессию

по программе второго высшего образования в течение 2-2,5 лет

бакалаврам необходимо определиться с конкретным

Аспирантура

Магистратура

В целом представляется, что магистратура и

аспирантура должны сближаться. С одной стороны, у студентов в этом случае появляется дополнительное время для подготовки качественной кандидатской диссертации. С другой, магистратура и аспирантура противопоставлены бакалавриату как два типа высшего образования, предназначенного для разных задач

Диплом, соответствующий современной европейской системе образования, а, следовательно - возможность реализовать себя, не ограничиваясь пределами региона или страны

Двухуровневая система дает возможность человеку получить отличное от бакалавриата магистерское образование

Перспективы продолжения повышения квалификации, а следовательно - возможность для творческой научно-исследовательской деятельности в качестве кандидатов и докторов наук

Способность включаться в международные магистерские программы, а следовательно – возможность постоянного профессионального роста с использованием передового, в том числе зарубежного, опыта.

Однако в данной системе имеются и недостатки, не упомянуть о которых было бы неправильно. Дело в том, что на протяжении многих лет наша система образования имела принципиальные отличия от нынешней. Перенимая западную систему, мы не учли то положение Болонского соглашения, по которому оно призвано СОХРАНЯТЬ преимущества и особенности национальной системы образования. То есть речь идет в первую очередь об унификации документов о высшем образовании. В Росси же начали унифицировать системы и приняли за основу американскую, от которой, кстати, уже отказываются в самих США.

Критики отмечают ряд особенностей, из-за которых наша страна не может полностью перейти на уровневую систему образования .

На бакалавра учатся 3–4 года, а в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за этот срок выпустить квалифицированных специалистов.

Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Происходит это за счет сокращения учебных часов и отведения большего количества времени на самостоятельную подготовку студентов. Однако, зная особенность психологии людей, несложно заметить, что большинство студентов нуждается в стимуле, в «толчке», который могут дать именно в вузе .

Невозможность перехода ряда учебных заведений на уровни «бакалавр» - «магистр». Речь, в частности, идет о студентах медицинских вузов, которые не успеют освоить все необходимые будущему врачу дисциплины из-за большого объема информации за столь короткие сроки. Сокращение же учебной программы может привести к потере определенных знаний, что недопустимо, поскольку от этих студентов в будущем зависят жизни людей.

Сокращение бюджетных мест (в особенности для поступления на программы магистратуры). Поскольку большинство населения имеет невысокие доходы, то отсутствие бюджетных мест лишает их возможности продолжить обучение на следующей ступени высшего образования.

Можно долго рассуждать о всех преимуществах и недостатках уровневого образования в России. В данной статье были рассмотрены самые основные из них. Исходя из этого следует вывод: нашей стране предстоит долгий и достаточно трудоемкий переход к новой образовательной системе. Определенные существенные преобразования уже сделаны, однако нам не нужно останавливаться на достигнутом. Перенимая зарубежные технологии и методики, следует адаптировать их под реалии российских национальных особенностей, экономику, психологию и поведение людей. Не следует разрушать что-то старое, если оно не утратило актуальности или имело бесспорные преимущества, достаточно модернизировать его.

В заключение стоит упомянуть о гипотезе «людского капитала», согласно которой образование не является чем-то сразу потребляемым, а скорее капиталовложением в будущее человека. Все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Поэтому именно от получения качественного образования зависит дальнейшая судьба, как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Список литературы

1. Баранов С.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. 368 с

2. Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации

3. Преимущества перехода на уровневую систему образования. – [Электронный ресурс] URL http://pandia.ru

4. Молодежный научно-технический вестник//Электронный журнал. – [Электронный ресурс] URL.