Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Кто нашел ноев ковчег. Кто такой Ной — библейская легенда о Ное и его сыновьях. Ноев ковчег - факты

Кто нашел ноев ковчег. Кто такой Ной — библейская легенда о Ное и его сыновьях. Ноев ковчег - факты

Для верующих Ной – «человек праведный и непорочный в роде своем», тот, кто, по свидетельству Библии, «ходит перед Богом», кто «обрел благодать пред очами Господа», и кто умер девятьсот пятидесяти лет от роду. Для науки Ной – всего лишь объект изучения. И если этот «объект» и жил, то был, возможно,...

Сенсационный зуд

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957?го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.

Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».

Снимок, изменивший судьбу доктора Уайетта

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет.

– Для меня, как геолога, непонятна их убежденность в том, что это дерево, – говорит профессор геологии Лари Коллинз. – Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает.

Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

– Рассматривая это фото, я, прежде всего, подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ,– признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. – Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.

Склон Арарата: еще один ковчег?

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек – 157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров.

Впрочем, размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется – можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

– Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? – говорит российский исследователь Вадим Чернобров. – Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несмотря ни на что, и это тоже – лишь общие фразы. Разберемся детально.

Арарат – самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого – 5165 м над уровнем моря

Примерно полвека назад в одной из ледниковых расщелин на Арарате, на высоте 4 км французские археологи нашли еще одни деревянные артефакты. Позднее их удалось датировать 800 г. до н.э. – временами древними, но гораздо позднее предполагаемого плавания Ноя. Возможно, дерево было поднято на высоту для строительства, которое так и не было закончено.

Ноев эсминец

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

– Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, – говорит знаток судостроения Том Восмер. – Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Возможно, Ной и построил ковчег, только размеры его были куда скромнее.

Ян Брейгель Младший, «Сгон животных в Ноев ковчег» (XVII в.)

Каждой твари – по паре

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».

Считается, что нашу планету населяет 30 млн. видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое – «по паре» каждого вида (итого 60 млн. особей) – было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет.

Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай – 60 млн.), зато куда более реалистично.

Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась уже в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

От потопа – ни следа

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «... разверзлись все источники великой бездны»,– подсказывает Писание.

– Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников,– говорит Лан Плимер. – Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

В 1949 г. ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 г. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой – 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения. «Темная масса» на снимках может быть как подтаявшим снегом, так и простой игрой света и тени.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак – прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно – любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге – лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872?го года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.

«Ноев ковчег». Иллюстрация Гюстава Доре

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали – серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды – эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад.

А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир.
Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

– На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

Вероятно, пазл сложился.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

– В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, – комментирует специалист по древним судам Том Восмер. – Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна.

Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано», и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.

Спутниковый снимок местности в одном из районов Араратских гор, где, как предполагается, найдены останки Ноева ковчега

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной, чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет (неудивительно, что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни – сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило, чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя, действительно, довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии– год, если шумерскому эпосу – семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам. А вот возвращаться после наводнения обратно– в свой родной шумерский город Шурупак – шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг. Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех.

Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной из вавилонских табличек все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн – прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Альтернативное мнение

Оно, безусловно, есть. И заключается оно в том, что армяне, издревле населявшие окрестности Аратата, никто иные, как потомки Ноя. Годом основания столицы Армении Еревана – считают год основания урартского города Эребуни – 782 г. до н. э. Однако, армянские легенды говорят о том, что первые поcеления в этих местах появились еще во времена Ноя. Основным доказательством считается народная этимология слова «Еревац!» (Она появилась!), которое якобы произнес Ной после того, как из-под воды появилась вершина Малого Арарата.

Вид на Арарат со стороны Еревана

Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег».

Как бы то ни было, правду знает, похоже, только Ной, если он, действительно, существовал. Нам остается полагаться на факты и, вероятно, просто верить.

«Всё то, что есть на земле, лишится жизни». Когда Ною было уже 600 лет, и в его семье выросли три сына — Сим, Хам и Иафет, на земле случилось страшное бедствие.

К тому времени людей было уже очень много, и вели они себя плохо: обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел-смотрел на дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть и остальные живые существа на суше.

Ною же Бог сказал: “Сделай себе ковчег [что-то вроде корабля, но без мачт] из дерева гофер [вероятно, кедр или кипарис] ; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега - триста локтей [локоть — около 50 сантиметров] , ширина его - пятьдесят локтей, а высота его - тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни [то есть всякое живое существо] . Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет [заключу союз] , и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”.

«Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку. Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь.

Тогда сразу же “открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был в ковчеге.

Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме “окон в небе”, Бог открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат. Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку.

Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу. Бог почувствовал приятный запах сжигаемой жертвы и сказал себе, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог поставил радугу между облаком и землей и сказал Ною, что теперь радуга будет каждый раз напоминать о конце дождя и о том, что после потопа был заключен союз между Богом и всеми живыми существами.

Ной и его сыновья стали хозяйничать на опустевшей земле. Они научились выращивать виноград и делать вино. Однажды в летнюю жару Ной выпил вина и уснул без одежды в своем шатре. Это увидел Хам, его младший сын. Очень смешным показалось ему такое зрелище, и он рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, отвернувшись, вошли в шатер и набросили ее на спящего отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков Сима.

Потомство Ноя. Ной прожил после потопа еще 350 лет и умер, когда ему было 950 лет. Потомки его постепенно заселили всю землю. Иафет стал родоначальником северных народов, от Хама произошли народы Африки, а от Сима — семиты, жившие в Азии. Одним из семитских народов были евреи, и дальше Библия рассказывает главным образом о них.

Великий потоп в мифах разных народов.

Казалось бы, простое дело. Известно последнее пристанище ковчега, где было «каждой твари по паре» - гора Арарат. Пойди и посмотри, есть ли там корабль. Но поначалу этого-то сделать было нельзя - восхождения на священную вершину были строжайше запрещены…
Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Фридрихом Парро.

Но при первом восхождении альпинист меньше всего задумывался о Потопе. Зато спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1876-м лорд Брайс на высоте 13 тыс. футов (4,3 км) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 м). В 1892-м архидиакон Нури, один из главных священников Халдейской церкви, наконец- то впервые вместе с пятью сопровождающими обнаружил «большое деревянное судно» вблизи вершины! (журнал «Английский механик», 11.11.1892).
В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих… (журнал «Крисчен геральд», август 1975 года).
В 1916 году бесстрашный русский фронтовой пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата (тогда эта местность входила в состав Российской империи) с аэроплана «лежащее большое судно»! Немедленно снаряженная царским правительством (несмотря на войну!) экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована… По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к сожалению, ее результаты были надежно потеряны в Петрограде 1917-ю, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками…
Летом 1949 года к «ковчегу» отправились сразу две группы исследователей.

Первая, из 4 миссионеров во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение» («Монд», 24.09.1949). Зато вторая, состоящая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди юго-восточнее Севана («Франс- Суар», 31.08.1949). Правда, согласно местным легендам, вблизи этого места часто наблюдались видения в виде ко- рабля-призрака, покрытого слоем грязи. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно (или призрак?) размером 500 х 80 х 50 футов (165 х 25 х 15 м) с костями морских животных и рядом могилу Ноя. Однако через 3 года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного.
Холодным летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал 6 весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающий с горного уступа лед. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а спустя 9 лет после его смерти исчезли все оригиналы снимков… Зато в печати появились фотографии с ясно различимыми очертаниями судна, сделанные из Космоса! («Дейли телеграф», 13.09.1965).
В 1955 году Фернану Наварре удается отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. Проведенный в США радиоуглеродный анализ определил возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет! (Ф. Наварра. Ноев ковчег: я его трогал, 1956, 1974).
Вслед за ним на Арарат отправляется Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не находит. Семидесятилетний «бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за 3 года 7 безуспешных восхождений, во время одного из них ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Владелец отеля в Дугобаязите у подножия Арарата Фархеттин Колан участвовал в качестве проводника в нескольких десятках экспедиций. Но чемпионом среди «ковчегоманов» по праву является Эрил Каммингс, который с 1961 года совершил 31 восхождение!
Одним из последних совершил свои 5 восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000- 5000 лет («Сан-Франциско экзаминер», 29.06.1974).
История всех экспедиций (официальных по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений. Сейчас там в связи с потеплением международной обстановки все настойчивее звучат голоса за снятие этого запрета. Так что остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании новых исследователей.
Впрочем, описание в Библии Всемирного потопа, продолжавшегося около года 5 тысяч лет назад, является далеко не единственным упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными и приставшем после окончания 7-дневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир (высотой 400 м) в Месопотамии. Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Утнапиштим - голубя и ласточку. Похожими были и способы строительства ковчегов. Кстати, аналогичные повествования встречаются также у аборигенов Южной и Северной Америки, в Африке и Азии.
Исследования Уайетта
Анестезиолог Рональ Элдон Уайетт полностью посвятил себя поискам и исследованиям останков библейского Ноева ковчега.
С 1977 года он стал организатором нескольких экспедиций в Турцию и создал организацию “Археологические исследования Уайетта” (Wyatt Archeological Research), для того чтобы популяризировать эти исследования.
Уайетт доказал, что этот корабль – дело рук человека, и является тем самым легендарным ковчегом Ноя. Также ученый проделал колоссальную работу: собрал множество свидетельств, заснял на фото и видео проведенные работы, а в авторитетных научных лабораториях сделал анализ взятых образцов.
С 1977 по 1987 года Рональдом было совершено 18 экспедиций на место нахождения ковчега. И в результате этого Уайеттом был сделан вывод – Ноев ковчег найден!

Останки ковчега
В 1978 году в Турции произошло землетрясение, которое привело к опадению почвы, скрывавшей судно. Таким образом окаменевшие останки корабля оказались на поверхности. Вокруг всего ковчега можно было заметить углубления, которые напоминали распадающиеся реберные балки (шпангоуты). Также просматривались горизонтальные балки поддержки палубы. Длина корабля – 157 метров (515 футов).
В Кноксвилле, штат Теннесси, был проведен минеральный анализ проб грунта, взятого возле ковчега. Пробы, которые взяли из трещины, показали 4,95% содержания углерода, это показывает, что когда-то там присутствовала живая материя – сгнившая или окаменевшая древесина.
Землетрясение причинило раскол объекта от носа до самой кормы, что позволило ученым брать на пробы материалы ковчега с любой глубины из трещины ковчега.
В 1986 году был применен новый метод исследований –сканирование поверхностным радаром. Рональд Уайетт и Ричард Райвес сделали мини-раскопки на ковчеге. Они расчистили секцию корабля, которая была сильно разрушена. Там находились реберные балки (шпангоуты). Удалив скрывающую ковчег землю, они увидели разницу в цвете между более темным грунтом и более светлыми балками. Этот процесс был снят на видеопленку.

Поток лавы
Есть предположения, что во время извержения вулкана ковчег двигался в потоке лавы, и делал это он боком вниз по склону горы. Эта лава и затопила корабль. Они и расколола ковчег, прижав его к огромному известняковому выступу. В результате весь ковчег был охвачен лавой. Теорию подтвердили сканирования, которые показали пустоту по всей длине корпуса.
Рон нашел “странные камни”, находящие в самом нижнем отделении ковчега, в его оторванной части. Он предположил, что это был материал балласта корабля. В результате раскола корабля, большое количество балласта выпало наружу, а другая часть осталась внутри.
Материал, который был использован в роли балласта, не оказался обычным камнем, так внешне напоминал отходы металлургического производства. Позднее анализы подтвердили, что балласт не являлся природного происхождения.

Заклепки из металла
Пробы грунта внутри ковчега показывали высокое содержание железа. Турецкими же властями было отказано в проведении раскопок. Поэтому в 1985 году Рон Уайетт, Дейв Фассолд и Джон Баумгарднер выполнили обследование металлоискателями глубокого проникновения. Результат просто поразил! Металлоискатели отреагировали очень упорядоченно. В эти места поместили камни, потом соединили их лентой. В этом просматривалась внутренняя структура корабля.
Также металлоискатели обнаружили тысячи заклепок из металла, с помощью которых был скреплены деревянные конструкции корабля. Это позволяет предполагать, что при постройке ковчега использовали как деревянные, так и металлические детали. В образцах были обнаружены титановые сплавы. Титан известен как металл, который имеет огромную прочность, легкий вес и высокую сопротивляемость коррозии. И, что самое интересное, человек освоил металлургическое производство титана лишь в 1936 году!
Каменные якоря
В 1977 году во время первой экспедиции в районе нахождения ковчега были обнаружены очень большие камни. Они были сходны по форме и конструкции с якорными камнями, которые были найдены археологами в Средиземноморье. Но камни, который нашел Рон, были намного больше!
Это тип плавучих якорей, которые постоянно находят на дне Средиземного и других морей. Их часто использовали на суднах в древние времена, чтобы судно находилось в перпендикулярном положении к надвигающимся волнам и было стабильно.
Древесина палубы
Турецкие власти признали результаты исследований Рональда Уайетта и его команды. 20 июня 1987 года состоялось официальное открытие “Ноева ковчега”. На событии присутствовали официальные лица и журналисты.
После церемонии губернатор попросил Уайетта совершить сканирование участка. Неожиданно Рональд отметил специфическое чтение после нескольких проходов радаром. Место начали рыть и был обнаружен объект длинной около 45 см, который назвали“древесиной палубы”.
Журналисты засняли процесс раскопок древесины, и позднее показали на телевидении в Турции. Образец увезли в США на исследования. Лабораторный анализ древесины проводили в Галбрейской лаборатории в Кноксвилле, штат Теннесси. Весь процесс анализа был снят на камеру.

Результаты анализов показали, что этот образец – бывшая органика. К тому же на этой древесине отсутствовали годичные слои, которые обычно возникают при изменении питания во время смены сезонов. Это можно объяснить особенностью климата до потопа. В Библии написано, что после потопа Господь сказал:“Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся” (Бытие 8:22).
Корень арамейского слова, которое схоже по смыслу с еврейским словом “дерево гофер”, означает клееная древесина (слои деревянных плит склеивают вместе один с другим, обеспечивая тем самым дополнительную прочность). После исследований разреза, стало очевидно, что эта часть настила палубы точно была клееной древесиной.
В качестве клея использовали смолу, остатки которой в окаменелом виде и дошли до наших времен. Тем самым метод соединения конструкций, который использовал Ной для того, чтобы построить ковчег, включал в себя склеивание трех отдельных слоев древесины для прочности.
Без особой огласки
Почему же об этом открытии умалчивают? Ведь есть очевидные доказательства. Можно сделать вывод, что мир не желает признавать, что ковчег действительно найден, тем самым придется признать, что Библия, Слово Божье, говорит правду. Следовательно и жить надо по-другому.
Одна австралийская съемочная группа посетила место, где был найден ковчег. Но она не стала снимать результаты исследований металлоискателями, которые совершались на их глазах. Они предпочли снимать то, что считали послужит для дискредитации нахождения ковчега.
Можно отрицать истину, но от этого она не перестанет существовать…и рано или поздно с ней все равно придется считаться…
“Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы - Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля... Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока. Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: "...ковчег остановился на Араратских горах". Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.

Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы - в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат. Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.

Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника. На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, "просмолены были тщательно снаружи и внутри". В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда рится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответ-^ ствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: "триста локтей дли-Д ной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой".

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта "защита" проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины. Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды. Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи. Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н.э. писал: "...корабль, который в Армении опустился на грунт", и, кроме того, упоминал: "...смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты". Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: "Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении... там люди набирают смолу для изготовления амулетов". В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами. Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей "Истории иудейской войны" делает такое интересное замечание: "Армяне называют это место "причалом", где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части". Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова "Хроники мира", называл гору Барис: "...в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время". Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге "Путешествия венецианца Марко Поло" имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: "...Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных".

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге "Путешествие в Московию и Персию" писал: "Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень".

Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам^Д которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас i монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследовател" Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: "Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему..." Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж.Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году "три безбожника-иностранца" наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью "опровергнуть существование библейского ковчега". Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что "к своему удивлению, они обнаружили ковчег". Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не выш-, ло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих...

В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью сопровождающими наблюдал "большое деревянное судно" вблизи вершины. Правда, "" его свидетельство осталось неподтвержденным. " В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана "лежащее большое судно". Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к нию, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками...

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное "видение". Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что "видели Ноев ковчег... но не на горе Арарат", а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500х80х50 футов (165х25х15 метров) с костями морских животных. Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации "Серч" и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет!

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и... ничего не нашел. Семидесятилетний "Бедняга Либи", как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: "Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!" И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет... История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с "сухопутными" экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС "Старс энд страйпс". Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков...

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то корабл" подобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете ам(риканец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: "Громадная грузова телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высок наверху, на горе, была хорошо заметна". Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией "Earth Research Technikal Satellite" (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, "очень похожий по своей форме и размерам на ковчег". Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов. В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего - старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: "Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега". Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера.

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег. Может быть, сейчас, в связи с общем потеплением международного климата, экспедиции на Арарат возобновятся? А пока остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании исследователей...

Мифы, древние сказания, свидетельства древних авторов всегда воспринимались как вымысел, красивые сказки и не более того. То же самое происходило и с библейскими мифами. Все, что рассказано в Библии, отвергается современной ортодоксальной наукой, которая в своем махровом атеизме иногда не хочет замечать очевидных вещей. Другое дело, что за два с небольшим тысячелетия Библия несколько изменилась, ведь ее переписывали люди, которые могли внести что-то свое или даже просто неправильно переписать первоисточник, попросту ошибиться. Но это не значит, что нужно просто так отмахиваться от информации, полученной из любого источника. Помните, как знаменитый Генрих Шлиман просто взял в руки поэму Гомера и смог найти Трою.

Поэтому вызывает удивление, что до сих пор никто из серьезных ученых не захотел поискать известный всем христианам корабль, с помощью которого был спасен «род человеческий». Чем объяснить такую лень? Или это не лень, а нечто большее? Например, желание скрыть от населения Земли его настоящую историю. Ведь, зная историю, да еще такую давнюю, можно предвидеть будущее, тем более что оно уже предсказано и Библией, и древними майя, и шумерами... В общем, совершенно непонятная секретность и странное отсутствие любопытства со стороны археологов и историков по меньшей мере удивляют!

  • на официальном сайте.

Гора Большой Арарат, высота которой 5165 метров, находится на территории Турции, недалеко от границы с Арменией. Говоря точнее, Арарат состоит из двух вершин — Большого Арарата и Малого Арарата, высота которого 3925 метров. Расстояние между ними составляет приблизительно 20 километров. Вершины обеих гор покрыты вечными снегами и часто закрыты облаками от взглядов наблюдателей, стоящих у подножия этих величественных гор.

Название «Арарат» толкуется разными авторами по-разному. Великий путешественник Марко Поло указывал на то, что по-армянски слово «арк» означает «ковчег». Некоторые источники связывают название горы с названием корабля древних греков, приплывших в Колхиду за Золотым Руном, — «Арго». Однако скорее всего прав Моисей Хоренский, который утверждал, что название происходит от слов Арай-Арат — «гибель Арата». Арат I — армянский царь, отказавшийся жениться на ассирийской царице Семирамиде. Это очень не понравилось властной и могущественной царице Ассирии, и в IX веке до н. э. Арат I в сражении с ее воинами был убит.

Но не увлеклись ли мы географическими и историческими подробностями? Ведь читателю не терпится узнать про ковчег. Итак, начнем опять с Библии и с древних преданий. Воды потопа стали спадать, и ковчег смог пристать к берегу. Ной вышел из него и принес Богу благодарственную жертву за спасение. Но в Библии нет точного указания, к какой горе именно пристал ковчег. Однако указание на то, что «Ковчег остановился на Араратских горах», говорит о том, что он должен находится на территории древнего государства Урарту (современная Армения). Жители Армении, Турции, Ирана — стран, ближе всех расположенных к Арарату, все же считают, что Ковчег находится именно там, так как это самая высокая и самая недоступная вершина всей горной системы.

С античных времен вера в то, что на Арарате находится Ковчег, сомнению не подвергалась. Вавилонский летописец Берос в 275 году до нашей эры отмечал: «...корабль, который в Армении опустился на грунт...» — естественно, имел в виду ковчег Ноя. Иосиф Флавий в I веке нашей эры пишет: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении». Оба они отмечают в своих книгах, что люди ходили собирать смолу с корабля для изготовления амулетов.

Существует еще одна легенда. В Араратском ущелье жил отшельником епископ по имени Яков. Желая удостовериться, что на Арарате действительно находится корабль Ноя, он предпринял попытку восхождения на Арарат. Однако, утомленный крутизной горы, остановился на отдых и заснул. Во сне ангелы отнесли его на то место, откуда он начал восхождение. Так продолжалось несколько раз. Наконец Господь смилостивился над ним и послал ангела, который явился Якову во сне и сказал, что Бог посылает ему часть Ковчега, но «идти вверх больше не пытайся». Проснувшись, Яков увидел возле себя доску и, вняв вещему сну, вернулся.

Только с 1829 года берут начало попытки научного подхода к изучению этого вопроса. Именно в этом году профессор Фридрих Парро из Дерптского университета трижды пытался со своей группой подняться на Большой Арарат. Перед восхождением они провели некоторое время в монастыре Аора на северо-западном склоне горы. Там монахи показали Парро икону и рассказали, что она написана на доске, взятой с ковчега. Однако Парро ковчега не нашел. Только ледник, открытый им, получил его имя. Что же касается монастыря и деревни Аора, то во время извержения Арарата (а Арарат — это вулкан) они погибли со всеми, кто там находился, и сейчас в этом месте зияет пропасть глубиной 280 метров.

В 1845 году другой профессор из Дерпта, Герман Абих, совершал восхождение на Арарат. Итогом его восхождения стало открытие двух ледников — Абих-1 и Абих-2.

В 1848 году для исследования снежных обвалов на Арарат была направлена турецкая экспедиция. Ее участники обнаружили торчащий из ледника каркас корабля из черного дерева. Состояние ковчега было оценено как очень хорошее, правда, уже проломились оба борта, видимо, сжатые ледником. Им даже удалось попасть внутрь ковчега, хотя основная часть корабля была заполнена снегом и льдом. В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки вновь подняться на Арарат и увидеть ковчег. Это пытались сделать и русский генерал Ходзько, и архидьякон Нури, который заявил, что видел остатки ковчега, частично закрытого ледником, и английский майор Стюарт. Однако лишь в 1883 году было опубликовано сообщение турецких властей об открытии ковчега.

В 1916 году русский летчик В. Росковицкий, пролетая над Араратом, увидел внизу замерзшее горное озеро, на краю которого виднелся каркас огромного корабля. Как и полагается офицеру, Росковицкий подал рапорт начальству, которое, в свою очередь, доложило о находке в Петербург. Несмотря на то, что шла Первая мировая война, Николай II распорядился отправить экспедицию на Арарат. В течение месяца солдаты, приданные экспедиции, расчищали подход для ученых. Члены экспедиции тщательно все обмерили, описали, сфотографировали (благо, к тому времени уже существовала фотография), собрали большое количество образцов. Материалы были отправлены в Петербург. Однако в России в это время бушевала революция. Новым вождям атеистического государства такие реликвии были совершенно не нужны. По некоторым данным, материалы были доставлены Л. Троцкому, который уничтожил и документы и курьеров.

В августе 1952 года французы Наварра и де Рикер замечают предмет странной формы, застрявший в леднике, но поскольку расстояние было слишком большим, а подойти близко им не удалось — заявить о своей находке французы не решились. Через год Наварра вновь оказывается на Арарате и ему удается снять на пленку корпус конструкции, видимой из-подо льда. Однако испортившаяся погода не позволила продолжить исследования. В 1955 году Наварре удалось привезти часть деревянной конструкции. Анализ бруса показал примерный возраст дерева (кстати, определили, что это был дуб) — более 5 тысяч лет.

В 1960 году над Араратом пролетал пилот НАТО Г. Швингхаммер, i который также увидел ковчег. Турецкие власти сразу же организовали экспедицию и их поиски увенчались успехом. Корпус корабля с помощью динамита очистили ото льда. Солдаты проникли внутрь, но кроме полуистлевшего дерева ничего не нашли. А что, собственно говоря, они должны были найти? Самого Ноя, что ли? Однако турецкие власти материалы засекретили.

В 1984 году Рон Вьят сумел взобраться на Арарат и отколоть от борта несколько окаменевших досок. Он сумел переправить все это через границу. Это дерево было доставлено в Нью-Йорк, однако анализы, видимо, не проводились.

На самом же деле еще в 1949 году самолет-разведчик ВВС США сфотографировал на горе объект, напоминающий по форме гигантский корабль.

Кстати, все эти данные были получены после того, как искатели ковчега обратились за информацией в Пентагон. Сначала им вежливо отказывали, но, в конце концов, под давлением напоминания о законе про свободу информации, военные несколько смягчились и рассекретили часть информации. Но когда энтузиасты стали запрашивать фотографии со спутника-шпиона, то в Пентагоне заявили, что это государственная тайна и получить информацию такого рода невозможно. Правда, чуть позже, в 1997 году, в газете «Вашингтон пост» было опубликовано интервью бывшего сотрудника ЦРУ (без указания фамилии и должности), который собственными глазами видел и само судно, и его обшивку.

Однако реальных доказательств существования ковчега у науки по-прежнему нет.

К сожалению, опять приходится сетовать на секретность. Без данных, о которых здесь уже упоминалось, невозможно доказать реальность существования ковчега. Однако, имея на руках даже то, что известно широкой публике, можно утверждать, что библейская история Ноя и его ковчега вовсе не миф, а летопись реальных событий далекого прошлого. И Всемирный потоп действительно был. Но кто свидетель этого страшного катаклизма? Кто сумел передать потомкам информацию об этой трагедии? Чья цивилизация пострадала в этой катастрофе? Возможно, вы узнаете это, если не отложите книгу в сторону, а продолжите читать.