Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  О цареградской чудотворной иконе божией матери. Икона Божией Матери Цареградская (Псковская)

О цареградской чудотворной иконе божией матери. Икона Божией Матери Цареградская (Псковская)

Во все времена люди с особым почтением относились к чудотворным образам православных икон. Особо же преклонялись перед ликом Богоматери - заступницы всего человечества. Множество историй и преданий связано с ликом Богоматери. Так, когда идет речь об иконе Пресвятой Богородицы «Цареградская», возникает некоторая путаница, ведь икон с таким именованием было две. И история каждой из них по-своему интересна.

Списки Цареградской иконы Богородицы

Происхождение обеих икон Божьей матери Цареградской связано с таким важным для всех верующих христиан местом, как город Константинополь, или иначе называли его Царьград, в то время являющийся столицей Византии. Именно этот город открыл для России христианство.

Икона Богородицы «Цареградская»

Одна из икон Цареградской Богородицы написана еще в XI веке, автор ее евангелист Лука. К большому сожалению, об этом образе сохранилось довольно мало сведений, ввиду давности лет, неясно также, как было задумано Лукой осмелиться написать лик Пресвятой Богородицы.

Однако известен такой факт, что списки с данной иконы хранятся во многих храмах и монастырях России, среди которых наиболее известны Храм Успения Богородицы в Москве и Спасо-Елеазаровский монастырь.

Об этом лике Цареградской иконы Божьей матери сохранилось немного исторических свидетельств. Появление ее связывают с приездом двух монахов в Новгородскую губернию, достоверно неизвестно куда затем направились монахи, какова была их цель, но придя на службу в небольшой Старорусский собор, монахи так исполнились благодатью, что в знак благодарности решили оставить в храме маленькую, легко помещавшуюся на ладони иконку Божьей Матери.

На заметку! По той причине, что родом послушники были из Константинополя, икона стала именоваться Цареградская.

Изображения святого лика

Что касается изображений иконы, то таковых списков довольно много. Все они и похожи, и в то же время не похожи друг на друга. Это и понятно, ведь в каждой из них отразилась душа иконописца, которому, быть может, явилась Богоматерь в таком свете.

Конечно, византийская икона, выбитая на грифельной доске, отличается от многих других святых образов Богоматери Цареградской более позднего времени.

Икона Божией Матери «Цареградская»

Известно около 15 списков с византийской Цареградской иконы. Вследствие того, что изначально икон было две, искусствоведы уже теперь не имеют возможности точно восстановить, копии какой из икон, привезенных в Россию, разошлись по монастырям и церквям нашей страны. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что Цареградских икон изначально было не 2, а 3, потому как изображения на иконах можно весьма условно подразделить на 3 группы.

Интересно! Иконы имеют внешне лишь одно зримое отличие - на некоторых из них Матерь Божья держит младенца Иисуса на правой руке, на других - на левой. Присмотревшись, можно увидеть и еще одно отличие - в руках у младенца то книга, то голубь, символизирующий духа святого.

История и описание

Считается, что икона всегда сама выбирает себе место пребывания, и там, где находится эта икона - царствует сам Бог. Так однажды, покинув Константинополь, незадолго до его гибели, икона обрела свой дом в России.

История Цареградской иконы полна тайн, пропаж и обнаружений ее все в новом и новом месте.

Икона Спасо-Елизаровского монастыря, привезенная туда некогда отцом Евфросином из Константинополя в XV веке, во время одного из набегов шведов утонула в Чудском озере. По преданию считается, что и до наших дней на дне озера покоится эта икона, оберегая эти земли и всю Россию. Сейчас в этом монастыре представлена ее копия, причем как и откуда она появилась - доподлинно не известно. Во время революции 1917 года, когда монастырь был разграблен, икону удалось спасти благодаря старцу Николаю, служившему в то время в небольшой обители на берегу Чудского озера.

Цареградская икона Божией Матери

Второй образ, созданный святым Лукой и привезенный из Царьграда двумя монахами, известен своей чудодейственной силой. Многие люди, благодаря ему исцелились от тяжких болезней и через страдания эти пришли к Богу.

Значение

Для России значение Цареградской иконы Божьей матери так велико, что говорить об этом довольно сложно, старцы уверяют, что именно благодаря этому Святому лику Богоматери наша страна богоизбранная и сможет выстоять в любые времена. Пребывание иконы в России важно для страны и в духовном плане, ведь знаменует она победу Христа над безбожием и распространение христианской веры в самые отдаленные уголки России.

В чем помогает

Чудотворная Цареградская икона, по словам святых отцов, защищает в любых бедах и несчастьях. Считается, что она воплощает такой известный в России тип иконы, как одигитрия, т.е. путеводительница. Это означает, что копии с ее изображений, продаваемые в храмах, можно приобрести и брать с собою в дальнюю дорогу, чтобы всегда находиться под защитой Матери Божьей.

Важно! Просят у этой иконы духовной силы, избавления от немощи, помощи в обретении веры.

Икона Божией Матери Цареградская

Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы.

По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата ее явления – 25 апреля 1071 года.

Существует предание, что икону (либо ее список) в середине XV века принес из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности.

О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили здесь в соборной церкви Божественную литургию.

На память о своем пребывании они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске. Эта миниатюрная икона вскоре прославилась чудотворениями.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Икон Божией Матери, называемых «Цареградская», существует две. Одна из них - древний первообраз, выбитый на грифельной доске. Она мала размером, всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь нее совершается осенью. Другая икона более известна. Явление её случилось 25апреля/8 мая 1071 года при следующих обстоятельствах, которые, впрочем, не являются однозначным историческим свидетельством.

Предполагается, что Цареградская икона Божией Матери была перенесена из Рима, хранительницей которого она являлась. В 1054 году Рим отпал от Православной – византийской – христианской веры, и Цареградская икона была перенесена в Константинополь, именуемый на Руси Царьградом. В 1439 году митрополит Исидор от имени Руси подписал Флорентинскую унию – компромиссное соглашение об объединении католической и православной церквей. При нем православной церковью признавались католическая догматика и главенство Папы Римского, однако при условии сохранения православных обрядов. Уния просуществовала недолго: русское духовенство и Великий князь Василий II Тёмный соглашения, которое профанировало и Православие, и христианскую веру как таковую, не приняли, а митрополит Исидор был вскорости низложен.

Так или иначе, Цареградская икона Божией Матери (или список с нее), по преданию, которое, однако, другими исследователями христианской истории ставится под сомнение, была принесена на Русь в 1439 году преподобным Евфросином Псковским, получившим её для перенесения из рук патриарха Константинопольского в Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине, который какое-то время именовался Сретенским именно в память о встрече с древней святыней.

Это были годы, когда на псковские земли не раз совершали грабительские набеги шведские захватчики. Подвергалась им и Спасо-Елеазаровская обитель. Список, что был по преданию принесен преподобным Евфросином на Псковскую землю, судя по всему, исчез безвозвратно: богато украшенный серебряным с каменьями оклад святыни не мог не привлечь внимания мародеров-иноверцев. Но, согласно преданию, скандинавские судна, на которых вывозилось награбленное, затонули в Псковском озере близ места впадения в него реки Толбы. Возможно, на то была воля самой Царицы Небесной, Которая не пожелала, чтобы христианские святыни оказались в нечестивых руках.

Теперь в Спасо-Елеазаровском монастыре, хранится более поздний список, равно как и тот, что находится в Москве.

В годы гонений на Православие после революции 1917 года монастырь был разогнан и разграблен, но известно, что там хранился список иконы, относимый к XV веку, возможно, речь шла именно об упоминаемом здесь списке Цареградской иконы Божией Матери. Во всяком случае, известную ныне Цареградскую икону, находящуюся в Спасо-Елеазаровском монастыре, сохранил старец Николай Гурьянов, проживавший на острове Залита. Он и передал образ обители, когда началось её радостное возрождение.

О другой иконе, которая также носит название «Цареградская», но празднуется осенью (см. раздел «Когда совершается празднование иконы»), известно ещё меньше, и историческое свидетельство о ней покрыто ещё большей завесой тайны времени. Предполагается, что давным-давно в Старую Руссу, что расположена в 93 км от Новгорода, заходили по пути странствий из Царьграда – Константинополя два монаха-грека. Они отстояли здесь службу в соборе, название которого не упомянуто, но, судя по всему, имеется в виду Спасский собор, первый, который был сооружен в 1198 году в древнем Спасо-Преображенском монастыре. Богослужение столь пришлось по душе монахам, что они оставили в дар собору маленькую икону Богоматери, выбитую на твердой грифельной доске, видимо, специально изготовленную в таком «походном» размере для дальнего пути, чтобы Одигитрия - Путеводительница сопровождала их в долгих странствиях.

Значение иконы

Цареградская икона Божией Матери – один из самых уникальных образов Её, пришедших на Русскую землю из самого сердца православной христианской веры Константинополя - Царьграда, где началось становление христианства и Православия, которое в наибольшей мере унаследовало черты времен апостольской веры.

Каждый раз, когда мы возвращаемся к истории православной иконописи, истокам богородичных образов, которые оставил нам по воле Божией и благословению самой Пресвятой Богородицы апостол Лука, любой из нас, кто чувствует связь времен, которая тянется через два тысячелетия к дням сегодняшним, не может не испытать восхищенного трепета перед древностью святынь. Они стали устойчивым, совершенно современным нам духовным мостом, перекинутым через многовековую пропасть, которая оказалась преодолимой…

Мы, как и наши предки две эпохи назад, в течение последующих веков испытываем те же вдохновительные и трепетные чувства. Они объединяют нас с прошлым особой, духовной, «внеисторической» историей, и они незыблемы. И, глядя на чудесный лик Цареградского образа Божией Матери, дошедшего до нас через века, молясь перед ним, стоит, наверное, поблагодарить Бога за Его Промысел, благодаря которому нам дана такая возможность. А тем иконописцам, кому принадлежат списки с иконописных трудов апостола Луки, – благодарение во веки веков за воплощение ими в красках возможности обратиться с молитвой и благодарностью к Господу, святым Его и к главной нашей Заступнице, Которая никогда не оставит притекающего к Ней с искренней и сердечной молитвой.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Цареградская молятся об избавлении от нападений иноплеменных и о помощи во всевозможных житейских нуждах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Цареградская»

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфросином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда! Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8
Препрославленная Вышняго Матерь созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва цареградской божией матери на сайте: сайт - для наших многоуважаемых читателей.

Цареградская икона Божией Матери

Просите Божию Матерь перед Её Цареградской иконой, чтобы Она своей святою молитвой к Сыну защитила Вас от всех бед, какие могут посетить Вас. По типу этот образ восходит к Одигитрии – Путеводительнице. На этой иконе Богоматерь указывает на Сына Своего, а Он, в свою очередь, – на свиток, где начертаны Его заповеди. Следование этим заповедям – лучшая защита и спасение всем.

Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Как молиться перед иконой

«Во имя Отца и Сына, и Святаго духа. Аминь» (крестное знамение).

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда! Слава Дающему тою всем исцеления.

Препрославленная Вышняго Матерь созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Празднование Цареградской иконы Божией Матери совершается дважды в год 25апреля/8 мая и 17/24 сентября. Два образа Цареградской иконы Божией Матери разнятся по внешнему виду, но весенний по отношению к осеннему, несмотря на различие в исполнении, является списком последнего.

Списки местночтимой Цареградской иконы Божией Матери, празднество в честь которой совершается 25апреля/8мая, находятся в Москве в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии и в Спасо-Елеазаровском монастыре во имя создателей православных богослужений – святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, примерно в 30 километрах от Пскова.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Цареградская молятся об избавлении от нападений иноплеменных и о помощи во всевозможных житейских нуждах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Цареградская»

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфросином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда! Слава Дающему тою всем исцеления.

Препрославленная Вышняго Матерь созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Психология. Философия. Мудрость. Книги.

Для души. Журнал саморазвития. Добро. Гармония. Духовность.

Икона Божией Матери Цареградская

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская

Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Просите Божию Матерь перед Её Цареградской иконой, чтобы Она своей святою молитвой к Сыну защитила Вас от всех бед, какие могут посетить Вас. По типу этот образ восходит к Одигитрии – Путеводительнице. На этой иконе Богоматерь указывает на Сына Своего, а Он, в свою очередь, – на свиток, где начертаны Его заповеди. Следование этим заповедям – лучшая защита и спасение всем. А просить о защите от искушений, о прибавлении духовных сил и заступничестве Богородицы в следовании по «узким путям» (Мф. 7:13-14) Вы можете перед Её иконами и, конечно, перед Цареградской иконой Божией Матери.

В чем помогает икона

Молитва перед Цареградской иконой Божией Матери поможет в душевном и телесном исцелении, придаст душевные силы для преодоления неприятностей, решения сложных и наболевших проблем. Написанная евангелистом Лукой Одигитрия – первообраз Цареградского образа – укажет путь – через Христа и Христову веру.

Икон Божией Матери, называемых «Цареградская», существует две. Одна из них – древний первообраз, выбитый на грифельной доске. Она мала размером, всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь нее совершается осенью. Другая икона более известна. Явление её случилось 25апреля/8 мая 1071 года при следующих обстоятельствах, которые, впрочем, не являются однозначным историческим свидетельством.

Предполагается, что Цареградская икона Божией Матери была перенесена из Рима, хранительницей которого она являлась. В 1054 году Рим отпал от Православной – византийской – христианской веры, и Цареградская икона была перенесена в Константинополь, именуемый на Руси Царьградом. В 1439 году митрополит Исидор от имени Руси подписал Флорентинскую унию – компромиссное соглашение об объединении католической и православной церквей. При нем православной церковью признавались католическая догматика и главенство Папы Римского, однако при условии сохранения православных обрядов. Уния просуществовала недолго: русское духовенство и Великий князь Василий II Тёмный соглашения, которое профанировало и Православие, и христианскую веру как таковую, не приняли, а митрополит Исидор был вскорости низложен.

Так или иначе, Цареградская икона Божией Матери (или список с нее), по преданию, которое, однако, другими исследователями христианской истории ставится под сомнение, была принесена на Русь в 1439 году преподобным Евфросином Псковским, получившим её для перенесения из рук патриарха Константинопольского в Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине, который какое-то время именовался Сретенским именно в память о встрече с древней святыней.

Это были годы, когда на псковские земли не раз совершали грабительские набеги шведские захватчики. Подвергалась им и Спасо-Елеазаровская обитель. Список, что был по преданию принесен преподобным Евфросином на Псковскую землю, судя по всему, исчез безвозвратно: богато украшенный серебряным с каменьями оклад святыни не мог не привлечь внимания мародеров-иноверцев. Но, согласно преданию, скандинавские судна, на которых вывозилось награбленное, затонули в Псковском озере близ места впадения в него реки Толбы. Возможно, на то была воля самой Царицы Небесной, Которая не пожелала, чтобы христианские святыни оказались в нечестивых руках.

Теперь в Спасо-Елеазаровском монастыре, хранится более поздний список, равно как и тот, что находится в Москве.

В годы гонений на Православие после революции 1917 года монастырь был разогнан и разграблен, но известно, что там хранился список иконы, относимый к XV веку, возможно, речь шла именно об упоминаемом здесь списке Цареградской иконы Божией Матери. Во всяком случае, известную ныне Цареградскую икону, находящуюся в Спасо-Елеазаровском монастыре, сохранил старец Николай Гурьянов, проживавший на острове Залита. Он и передал образ обители, когда началось её радостное возрождение.

О другой иконе, которая также носит название «Цареградская», но празднуется осенью, известно ещё меньше, и историческое свидетельство о ней покрыто ещё большей завесой тайны времени. Предполагается, что давным-давно в Старую Руссу, что расположена в 93 км от Новгорода, заходили по пути странствий из Царьграда – Константинополя два монаха-грека. Они отстояли здесь службу в соборе, название которого не упомянуто, но, судя по всему, имеется в виду Спасский собор, первый, который был сооружен в 1198 году в древнем Спасо-Преображенском монастыре. Богослужение столь пришлось по душе монахам, что они оставили в дар собору маленькую икону Богоматери, выбитую на твердой грифельной доске, видимо, специально изготовленную в таком «походном» размере для дальнего пути, чтобы Одигитрия – Путеводительница сопровождала их в долгих странствиях.

Цареградская икона Божией Матери – один из самых уникальных образов Её, пришедших на Русскую землю из самого сердца православной христианской веры Константинополя – Царьграда, где началось становление христианства и Православия, которое в наибольшей мере унаследовало черты времен апостольской веры.

Каждый раз, когда мы возвращаемся к истории православной иконописи, истокам богородичных образов, которые оставил нам по воле Божией и благословению самой Пресвятой Богородицы апостол Лука, любой из нас, кто чувствует связь времен, которая тянется через два тысячелетия к дням сегодняшним, не может не испытать восхищенного трепета перед древностью святынь. Они стали устойчивым, совершенно современным нам духовным мостом, перекинутым через многовековую пропасть, которая оказалась преодолимой…

Мы, как и наши предки две эпохи назад, в течение последующих веков испытываем те же вдохновительные и трепетные чувства. Они объединяют нас с прошлым особой, духовной, «внеисторической» историей, и они незыблемы. И, глядя на чудесный лик Цареградского образа Божией Матери, дошедшего до нас через века, молясь перед ним, стоит, наверное, поблагодарить Бога за Его Промысел, благодаря которому нам дана такая возможность. А тем иконописцам, кому принадлежат списки с иконописных трудов апостола Луки, – благодарение во веки веков за воплощение ими в красках возможности обратиться с молитвой и благодарностью к Господу, святым Его и к главной нашей Заступнице, Которая никогда не оставит притекающего к Ней с искренней и сердечной молитвой.

Существует две чтимые иконы Цареградской Божией Матери. Одна из них, написанная евангелистом Лукой, появилась на Руси 25 апреля 1017 года. К сожалению, не сохранилось никаких свидетельств о том, кто, как, и при каких обстоятельствах принёс чудесный образ Богородицы на славянскую землю. Зато достоверно известно, что списки с этой Цареградской иконы Богоматери находятся в Московском Храме Успения Богородицы в Путинках, в деревенской церкви ярославского села Нажерово, и в Спасо – Елеазаровском монастыре во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Заслуживающим внимания является тот факт, что первоначально Спасо – Елеазаровский носил название Сретенского, в честь встречи иконы Цареградской Божией Матери, списка с оригинального константинопольского образа.

Второй образ Цареградской Богородицы предание связывает с двумя константинопольскими монахами, которые, находясь проездом через Новгородскую губернию, пришли послушать Божественную литургию в местном Старорусском соборе. Так понравилась им служба, что в благодарность два Божьих человека оставили собору небольшую,чуть меньше 6 сантиметров в ширину икону Божьей Матери. Икона прославилась как чудотворная, и привлекла к себе большое количество верующих, желающих поклониться святому образу Богоматери.