Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных. Позиционная мена согласных с нулем звука. Понятие фонетической позиции

Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных. Позиционная мена согласных с нулем звука. Понятие фонетической позиции

Тексты билетов 8 класс.

Билет №1.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка.

Русский язык в современном мире выполняет три функции:

1) национального языка русского народа;

2) государственного языка Российской Федерации;

3) языка межнационального общения народов России.

Рассмотрим эти три функции.

Русский язык – это национальный язык русского народа , который вместе с другими народами сыграл большую роль в истории нашей страны.

Русский язык – это язык науки, техники и культуры. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, К. Г. Паустовского и др.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели: В. Белинский, Н. Гоголь, И. Тургенев, А. Н. Толстой, М. Горький, К. Паустовский. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - В. Белинский. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - К. Паустовский.

Основу русского национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.

Русский литературный язык – язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических норм, построение предложений в литературном языке подчиняются литературным правилам, или нормам.



Литературный язык имеет устную и письменную форму. Устная речь – это речь звучащая, произносимая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для нее характерны простые короткие предложения. Письменная речь связана с написанием. Она оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и осложненные предложения.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации . На нем принимаются все законы страны, на нем выступает глава государства – Президент России, на этом языке написан основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации. На русском языке ведутся съезды партий, конференции по разным областям знаний.

Российская Федерация – многонациональное государство. Среди равноправных национальных языков русский язык выступает как язык межнационального общения народов России . Владение русским языком наряду с родным необходимо для обмена информацией в различных областях. Как средство межнационального общения русский язык помогает решать задачи общегосударственного, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. С помощью русского языка народы России могут приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры. Русский язык играет роль посредника между всеми языками народов России, служит взаимообогащению национальных культур. Русский язык является самым распространенным среди других языков в нашей стране.

Билет № 2.

Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция звуков.

В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Звуки речи отличаются от всех других звуков прежде всего тем, что они образуют слова.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой .

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков: [а"], [о"], [у"], [ы"], [и"], [э"]. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о"], вар[ а"], бур [у"], лес [э"], синь [и"]) и безударными (например, вода [а], трава [а], судак [у], лесок [и], лиса [и], была [ы]). Звуки под ударением стоят в сильной позиции , а без ударения – в слабой . Звуки [у], [ы] всегда стоят в сильной позиции. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный - дивный, тяжелый – тяжесть, окно - окон.

Согласные звуки : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др. Всего 36 согласных звуков. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Образуются пары звонких и глухих звуков:

Не образуют пар звонкие [л], [м], [р], [н], [й].

Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] называются шипящими.

Сильная позиция звонких и глухих согласных в положении перед гласными: д ор ог а, н ач ал о, с ов ет ы; перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [й]: с лово, с мола, с нова, п равда, в ьюга. Слабая позиция согласных звуков: оглушение на конце слова и перед глухими согласными: дуб[п] , рог[к] , [ф] в се; озвончение перед звонкими согласными: молот ь[д "]ба, с[з] бить. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук: дуб – дубы, низкий – низок, указка – указать, сказка – сказочка, молотьба – молотить, просьба – просить и др.

Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Согласные образуют пары твердых и мягких звуков:

Твердые [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
мягкие [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]

Не образуют пар твердые [ж], [ш], [ц].

Не образуют пар мягкие [ч], [щ], [й].

Билет № 3.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

Основной значимой единицей языка является слово . Совокупность всех слов языка составляет его лексику . Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется лексикологией . Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение.

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает конкретное самостоятельное слово, является его лексическим значением . Например, есть предмет «мост » и есть слово «мост », обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова «мост » следующее: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».

По лексическому значению слова делятся на однозначные и многозначные, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, герб – отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны, и верх только что вспаханного пласта земли, и мясистый нарост на голове у петуха. При этом между данными предметами имеется сходство по форме. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами в одной словарной статье.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: волк воет . Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу: ветер воет . Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи, например, лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; ключ – предмет для отпирания и запирания замка и ключ – родник. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, в разных словарных статьях.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, словаметель, пурга, буран, метелица, вьюга имеют общее лексическое значение: падение снега в ветреную погоду. Синонимы составляют ряд слов, который называется синонимическим рядом . Один из синонимов является основным, главным, в словарях он помещается первым. Синонимы в речи используются:

1) для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);

2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся);

3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;

4) как способ связи предложений в тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, красивый – безобразный, начать – закончить, вверх – вниз и др. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее.

Билет №4.

Группы слов по употреблению и происхождению.

По употреблению и происхождению слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные (ограниченные в употреблении), диалектные, профессиональные, устаревшие, новые (неологизмы), заимствованные. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова, т.е. такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и места жительства: отец, мать, сын, дочь; хороший, красивый, длинный; один, два, три; я, ты, он; говорить, ходить, писать. Такие слова могут употребляться в любом стиле речи и тогда, когда мы говорим, и тогда, когда мы пишем.

К словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектные слова (диалектизмы) и профессиональные слова (профессионализмы).

Диалектизмами называются слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты, южнорусские диалекты, среднерусские диалекты. Одни и те же предметы (признаки, действия) в диалектах и в литературном языке нередко называются по-разному: петух (литературный язык и севернорусское наречие) – кочет (южнорусское наречие); говорить (литературный язык) – баить (севернорусское наречие) – гутарить (южнорусское наречие). Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например, дом (общеупотребительное), изба (севернорусское), хата (южнорусское). Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. В математике, например, знаменатель, числитель, множитель, слагаемое; в науке о языке: фонетика, орфография, синтаксис и т.д. Специальные слова, обозначающие научные понятия, называются терминами. Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описания людей, их занятий.

Устаревшие слова (архаизмы) – это слова, вышедшие из активного, повседневного употребления: конка, городовой, дворецкий. Чаще всего устаревают слова, если выходят из употребления предметы, орудия, понятия и т.д., называемые этими словами. В художественных произведениях устаревшие слова используются для более точного рассказа о жизни людей в прошлом.

Неологизмы (новые слова) – это слова, возникающие в языке, чтобы называть новые предметы, орудия труда, культуры, новые представления о мире и т.д. Одни неологизмы быстро теряют оттенок необычности, новизны, становясь общеупотребительными (космонавт, пирожковая, светофор), другие сохраняют этот оттенок более длительное время (прилуниться, луноход). Некоторые новые слова не переходят в разряд общеупотребительных, оставаясь неологизмами (чаще всего авторские неологизмы): сливеют губы с холода (у Маяковского; становятся сливового цвета, синего с оттенком фиолетового).

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие, которые взяты из других языков). В лексике русского языка около 10 % заимствованных слов. Заимствуются слова из других языков в силу разных причин: для называния заимствуемых предметов, орудий, понятий (гобой, трактор, балет, искусство); для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин (гостиница, мотель; варенье, повидло, джем, конфитюр). Чаще всего заимствуются слова из греческого, латинского, французского, английского, немецкого, тюркских языков. При заимствовании чужие слова в русском языке претерпевают фонетические, смысловые, морфологические изменения, а также изменения в составе слова.

Билет №5.

Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – бездельничать; за тридевять земель – далеко.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягоды (один другого не лучше); на краю света, куда ворон костей не заносил, куда Макар телят не гонял (далеко). Фразеологизмы – антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь; засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлебывать кашу; тяжел на подъем – легок на подъем. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т.е. делать очень несложное, нетрудное дело.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: «Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен)». (А. И. Куприн). Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипу боится (трус).

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос.

Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения: Отделкой, чистотой ларец

в глаза кидался (выделялся, отличался). (И. Крылов) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок приобретают цитаты из литературных произведений: Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное…(Н. А. Некрасов)

Проектирование урока

Тема: Сильные и слабые позиции гласных звуков

Проектная группа: Кузина А.В., Фетисова С.Н., Ширяева Г.В.

Консультант: Восторгова Е.В.

Цель: выявить принципиальные отличия между двумя обнаруженными позициями гласных звуков (в одной из них могут работать все известные гласные звуки – это сильная позиция, в другой – лишь часть из них, это слабая позиция)

Результат: Учащиеся должны осознать основание различения сильных и слабых позиций звуков (возможность появления всех звуков – не всех звуков) и различать сильные и слабые позиции гласных звуков (знать признак сильной и слабой позиции гласных звуков: под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая).

Вводный комментарий: Этот урок является ключевым для двух разделов программы 2 класса, посвященных изучению сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. Именно на этом уроке должно быть введено общее понятие о сильных и слабых позициях звуков, как о позициях (местах в слове), где могут встречаться любые звуки (из известных детям звуков) – это сильная позиция звуков, и о позициях, где есть какие-либо ограничения, и некоторые звуки не могут работать, - это слабая позиция. Так, например, в безударной позиции по законам русского литературного произношения не могут появиться звуки [о] и [э] (исключение составляют некоторые заимствованные слова – эмульсия, боа и пр.) Вместе этих звуков в безударной позиции работают другие звуки: вместо звука [о] после твердого согласного обычно появляется звук [а] (д[о]м – д[а]ма ), после мягкого согласного – [и] ([в’ол]- [в’ила] ); вместо звука [э] после твердого согласного работает звук [ы] (шест – ш[ы]сты ), а после мягкого – [и] ([л’ес] – [л’иса] ). Именно потому, что в безударной позиции есть ограничения, она считается слабой позицией звуков. Ударная позиция, в которой может встречаться любой из известных второклассникам шести гласных звуков, считается сильной позицией звуков. Такое понятие сильных и слабых позиций в последствии при изучении сильных и слабых позиций для согласных звуков должно стать инструментом их обнаружения: если работает любой звук из пары по звонкости-глухости (зубы – супы ) – это позиция сильная, если есть ограничения и работает только один звук из пары (например, только глухой на конце слова – зу[п]-су[п] ) – это позиция слабая. Таким образом, от того, насколько корректно и глубоко будет проработано общее понятие сильных и слабых позиций на примере гласных звуков на данном уроке, во многом зависит и успешность изучения следующего раздела – сильных и слабых позиций согласных звуков.

Проектируемый ход урока

Этапы

Примечания

1.Организационный момент.

2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи.

3. Формулировка учебной задачи и ее решение.

4.Этап рефлексии.

Фронтальная работа.

Учитель обращает внимание на предыдущий урок.

Ребята, только ли звуки [о] и [э] не могут встречаться в безударных слогах?

Индивидуальная работа в тетрадях (ч. 1 стр. 28, задание 3)

Задание: Запишите звуками (в столбик, друг под другом) изменения слов, поставьте ударение:

[слон] [ о ]

[сланы] [ а ]

[л"эщ] [ э ]

[л"ищ"и] [ и ]

[грач"] [ а ]

[к"ит] [ и ]

[сыры] [ ы ]

[супы] [ у ]

А теперь давайте запишем во второй столбик первые гласные звуки, которые встретились под ударением.

(учитель спрашивает 2-3 учеников).

А в третий столбик выпишите безударные гласные звуки (учитель обращает внимание на то что, дважды один и тот же звук записывать не следует).

А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).

(в позиции без ударения).

А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки).

Обобщение. Сравнивая количество гласных звуков, встретившихся в ударной и безударной позиции, ученики убеждаются в том, что есть позиция гласных

звуков, где возможны любые известные звуки, и есть такая позиция, где любые звуки невозможны. Первую из них назовем сильной позицией, вторую – слабой.

Затем учитель предлагает детям небольшие карточки, в которых учащиеся без ограничений в течение всего периода формирования письма с пропусками орфограмм слабых позиций смогут фиксировать все выделяемые признаки в единой таблице.

Сильная позиция

Слабая позиция

Признаком сильной позиции для гласных звуков дети назовут местоположение в ударном слоге, признаком слабой позиции – безударность слога.

Кто мне скажет, что такое сильная позиция (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки).

Как мы ее обозначаем?

На доске вывешивается схема:

[о] и [э].

Учащиеся записывают число, делят тетрадь на 3 столбца.

Один человек работает у доски, остальные в тетради.

Проверка осуществляется с помощью карточек «согласия-несогласия» (учителю необходимо больше давать детям самостоятельности, т.е. должен строиться учебный диалог).

Фиксация таблицы на доске учителем обязательна.

Учитель делает небольшую паузу перед тем, как подвести детей к выводу.

Фиксируем вывод в виде схемы на доске и табличках, которые предложил учитель.

Анализ проекта и его реализации:

Этап 2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи

На этом этапе учитель фактически повторяет все то, что были сделано на предыдущем уроке. При этом этот этап проводится в самой неэффективной форме – фронтальной (дети отвечают по одному, в основном учитель фиксирует обсуждаемый материал на доске, большинство детей пассивны).

Как известно, первые 7-10 минут – самое ценное время на уроке, учащиеся еще не устали, концентрация их внимания максимальна. Это время – самое продуктивное для активной работы, постановки или решения новой задачи – на данном уроке оно, к сожалению, тратится практически впустую. Ведь все те выводы, на повторение которых было затрачено на этом этапе около 12 минут, можно было восстановить на словах, которые дети выполняли в задании на следующем этапе урока (слон – слоны, лещ – лещи ). Лишним, по-видимому, на данном уроке было и обсуждение количества гласных и слогов в слове сентября , которое дети записывали в тетрадях для оформления классной работы. Урок подобного типа должен быть крайне монолитным и содержать лишь тот материал, который необходим для решения его задач. В противном случае есть большой риск «размывания» основной задачи, решаемой на этом уроке, неоправданной потере времени, которого впоследствии не хватает в конце ключевого урока для важнейших выводов.

Этап 3. Формулировка учебной задачи и ее решение

Несмотря на указание формулировки задачи урока в проекте, в реализации данного урока не прозвучало достаточно четко, зачем, с какой целью детям нужно записывать такое количество слов и анализировать их. Задача этого этапа – проверить, какие звуки могут работать в безударных слогах (ведь на прошлом уроке дети обнаружили, что некоторые звуки в этой позиции работать не могут).

Хорошо, что дети выполняют работу в определенной степени самостоятельно (1 ученик на доске, остальные - в тетради и проверяют друг друга). Однако досадно, что очень существенная часть работы - списки гласных звуков, работающих под ударением и без ударения – на уроке не была зафиксирована на доске. А ведь это именно тот материал, на основе которого дети должны прийти к выводу, о том, что в одних позициях работают все звуки (представлен весь список известных детям гласных звуков), а в других позициях - не все. Именно из-за того, что на доску не были вынесены все гласные звуки, главный вывод для детей не был очевиден.

В отношении главного вывода в самом проекте не были расставлены достаточно четко основные акценты:

«- А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).

В какой позиции встречаются («работают») не все звуки (в позиции без ударения).

Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.

Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которой могут встречаться любые звуки).

А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки)».

На самом деле предполагалось, что дети заметят, что под ударением работают все звуки, а без ударения – не все. Вот текст из учебника:

«Какие гласные звуки работают в этих словах под ударением? А какие гласные работают в тех же словах без ударения? Запишите в один столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением, а во второй – гласные звуки, которые встречаются в безударной позиции.

Такие позиции, в которых могут встречаться любые звуки, называются сильными позициями . Позиции, в которых возможны не любые звуки, называются слабыми позициями

Таким образом, в реализации урока оказалось первичным, что сильная позиция – это позиция под ударением, а слабая – без ударения. Это, конечно, верно, если говорить о признаке сильных и слабых позиций для гласных звуков. Однако понятно, что подобный критерий неприменим к понятию сильных и слабых позиций для согласных. Само же понятие о сильных и слабых позициях (см. определение в учебнике) - на уроке оказалось вторичным, и в силу недостаточности фиксации, не очень понятным для детей.

Этап 4. Этап рефлексии.

Этот этап был последним в реализации урока, он проведен в соответствии с проектом и представляет собой лишь фиксацию признака сильных и слабых позиций для гласных звуков.

Краткое резюме:

Безусловно, данный урок – один из самых сложных в курсе 2-го класса. Нельзя не признать, что трудности проектирования и реализации данного урока довольно типичны. И основная сложность – именно в расстановке акцентов. Естественно, что для учащихся (да и для учителя) на первом плане оказывается признак сильных и слабых позиций для гласных звуков (ударение) как практический ориентир для дальнейшего действия письма (с пропуском), а общее понятие сильных и слабых позиций, являющееся инструментом их обнаружения – на втором. На уроке вводится и общее понятие сильных и слабых позиций и признак этих позиций для гласных, однако, акценты, все же смещены. Отсюда и ощущение, что главный вывод все-таки вводится как бы в готовом виде.

Позитивно, что урок в целом проводится в достаточно деятельностной форме, учащиеся большую часть работы выполняют самостоятельно, проверяют работу ученика у доски, возражают и задают вопросы друг другу, формулируют свои наблюдения.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

Этапы

C одержание

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Здравствуйте ребята!

Начинаем наш урок. На парте у Вас должны лежать учебник русского языка и тетрадь.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Открываем тетради, отступаем от предыдущей записи 2 строчки вниз, на третьей посередине пишем – 27 сентября (учитель обращает внимание на правописание слова – СЕНТЯБРЯ).

Давайте с вами вспомним на чем мы остановились вчера?

Мы заметили, что звуки [о] и [э] не могут работать в безударных слогах (т.е. не могут работать без ударения).

Пример: [кот] [каты] [шэст] [шысты]

[о] // [а] [э] // [ы]

А сейчас давайте с вами проверим могут ли работать в этой позиции (безударной) остальные гласные звуки. Разделите вашу тетрадь на 3 столбца, как я это сделала на доске.

Запишите звуками (в столбик друг под другом) изменения слов

(один человек у доски, остальные в тетр.).

[слон] [ о ]

[сланы] [ а ]

[л"эщ] [ э ]

[л"ищ"и] [ и ]

[грач"] [ а ]

[к"ит] [ и ]

[сыры] [ ы ]

[супы] [ у ]

Какие гласные звуки «работают» в этих словах под ударением? (все)

Запишите во второй столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением.

Какие звуки вы будете выписывать?

А в третий столбик, те гласные звуки, которые могут встречаться в безударной позиции. Дважды один и тот же звук записывать не надо.

Хорошо. В какой же позиции встречаются (работают) все звуки? (в позиции под ударением)

А в какой позиции встречаются (работают) не все звуки? (в позиции без ударения).

Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.

Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которых могут встречаться любые звуки, т.е. под ударением).

А слабой? (позиции, в которых возможны не любые звуки).

Хорошо. А теперь я вам раздам небольшие карточки, в которых мы будем отмечать какие звуки в сильной позиции и какие в слабой.

Сильная позиция

Слабая позиция

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Кто мне скажет, что такое сильная позиция? (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки).

Как мы обозначаем ее на письме?

А слабая позиция? (позиция, в которой возможны не любые звуки).

Как мы ее обозначаем?

Русский язык 2 класс

(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Учитель МОУ «Воткинский лицей»: Машлакова С.Н.

Тема. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.

Этап урока: основной.

Цель всего раздела: формирование орфографического действия на этапе постановки орфографических задач.

Учебная задача: составление таблицы сильных и слабых позиций согласных звуков. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных.

Цели урока:

1) образовательная – формирование умения выявлять позицию согласных, парных по звонкости–глухости, перед сонорными;

2) развивающая – работа по совершенствованию оценочной самостоятельности, рефлексии;

3) воспитательная – воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; культуры ведения учебного диалога.

Задачи урока:

1. отрабатывать умение находить сильную и слабую позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости;

2. выявлять позицию согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными;

3. продолжать работу по совершенствованию оценочной самостоятельности;

4.воспитывать культуру ведения учебного диалога;

5. прививать любовь к природе и бережному к ней отношению.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Формы УД: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебник «Русский язык», часть1 ,С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко, «Рабочая тетрадь по русскому языку» на печатной основе, таблица «Характеристика звуков», таблица «Сильные и слабые позиции согласных», карточки для работы в группе, иллюстрации к стихотворению Э.Успенского «Живая природа», колокольчик, плакат с формулой для презентации групповых решений, плакат для проведения рефлексии, конверты с цветными кружками для рефлексии, фломастеры, таблицы для снятия зрительной утомляемости.

Ход урока.

I. Создание учебной ситуации.

Работа с таблицами по снятию зрительной утомляемости.

Психолого-педагогическая характеристика урока.

Задание 1. Орг. момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций.

Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе, нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их.

А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом?

Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»?

А что вообще означает слово «природа»?

Какая важная задача стоит перед современным человеком?

Вывод уточняет учитель: надо беречь природу.

Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание.

Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков?

Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок).

Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно!

Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно.

Кто желает выполнить задание на доске?

Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе.

Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу.

Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому?

Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение?

И слова к третьей схеме.

Какое слово пришлось записать дважды? Почему?

Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы!

Установление межличностного контакта между детьми и учителем.

Мотивация на познавательный интерес

Работа с учебником.

Индивидуальное домашнее задание.

Реализация воспитательной цели.

Вывод формулируют ученики.

Оценка-похвала.

Ученик читает вслух.

Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков».

Создание ситуации успеха.

Самооценка.

Дифференциация.

Индивидуальная работа с учеником.

Оценка-похвала.

II. Постановка учебной задачи.

Задание 2. – В стихотворении Э.Успенского есть слово «разноцветные». Парный «з» стоит перед звонким и он тоже звонкий. А вот парный «т» тоже стоит перед звонким. Почему же он не озвончается?

С какой проблемой мы можем столкнуться? (У согласных могут быть другие сильные и слабые позиции)

Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (Уметь находить их)

Вывод: Действительно, нам могут встретиться слова с другими сильными и слабыми позициями согласных, нам нужно научиться находить их.

Что для этого надо сделать? (Понаблюдать за звуками).

Физминутка.

Карточка на доске.

Формулировка учениками темы и цели урока.

Тему урока и цель уточняет учитель.

На доске учитель ставит знак вопроса.

III. Анализ условий решения задачи .

Задание 3. - Выполним в учебнике №86. Прочитаем задание.

Ребята, слов много, а времени у нас осталось мало. Подумайте, как можно ускорить нашу работу? (Работать в паре).

Нарисуйте на полях линейки и напишите буквы «П» и «К». Не забудьте выполнить взаимопроверку зелёным карандашом.

Соблюдаем уровень шума при работе в паре.

Какие пары хотят выполнить задание на доске?

Проверка. - Перед какими согласными произносятся первые согласные звуки?

Почему же тогда глухие не озвончаются?

В чём особенность звонких соседей?

(Они не парные). Их называют сонорными , что значит звучные. Они звучнее других звонких согласных.

Мы видим, что парные звуки перед ними различаются. А это значит, что позиция перед сонорными будет какая? (Сильная)

Как зафиксировать на схеме то, что мы узнали?

Мы ответили на поставленный вопрос?

А для чего нам нужно это знать? (Чтобы писать без ошибок).

Молодцы!

Работа в парах .

Взаимопроверка.

[н] [л] [м] [р] [й ]

Таблица «Характеристика звуков»

Конструирование модели.

Оценка-похвала.

IV. Отработка найденного способа.

Задание 4. – Ребята, скажите, пожалуйста, как проверить, понимают ли ученики, что такое слабые и сильные позиции согласных? (Надо выполнить задания).

Легко ли сделать одному? Может быть нужно посоветоваться?

- Образуйте группы . Я даю карточки. Послушайте задание: согласные, парные по звонкости-глухости, стоят перед парными звонкими согласными. Какая это позиция?(Слабая). Обведите фломастером эту позицию согласного в своих карточках. Будьте внимательны. Подумайте, кто будет отвечать.

Проверка. – Представитель группы выходит к доске с карточкой и отвечает, соблюдая правила ответа. Все карточки вывешиваются на доске.

Обратите внимание на слова [звон], [свой].

Почему глухой [с] перед звонким [в] не озвончается? Может быть опять какой-то «секрет»?

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Работа в группе.

Учитель пишет схему на доске.

Начало работы и окончание по звуку колокольчика.

Таблица-формула.

П – «мы считаем».

О – «потому что».

Пр – «например».

С – «поэтому».

Постановка проблемы на следующий урок.

V. Итоговая рефлексия.

На какой вопрос мы отвечали на уроке?

(Есть ли у согласных сильные и слабые позиции).

Какую позицию согласного мы сегодня узнали? (Сильную).

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та, ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция (лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.

Фонетические процессы

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторные ипозиционные изменения.

Комбинаторными (от лат. combinare «сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений - позиционные изменения (от лат. positio «положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция (от лат. assimilatio «уподобление») - фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами - эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

  • 1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») - взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») - взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции но жк а [шк ], пример дистактной б а д а .
  • 2. Полная - два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, о тд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости - звонкости, твердости - мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция - два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.
  • 3. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») - влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) ирегрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) - влияние последующего звука на предыдущий, например, ко сьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляцииявляется сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda - комната, odalar - комнаты; ev - дом, evler - дома .

Диссимиляция (от лат. dissimilatio«расподобление») - фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ),контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») - фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки - гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

  • 1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал - мял, вол - вёл, лук - люк . В этом случае мы наблюдаем 1прогрессивную аккомодацию.
  • 2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал - даль, год - голь, струн - струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении - регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними - мягкими: книга - книге, книги .

Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить и другие процессы:

  • 1. Диэреза (выкидка) (от греч. Diairesis «разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности. Разновидностью диэрезы являются также процессы: синкопа (сокращение), например: первяжи (перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще),вображать (воображать) и гаплология - выкидка слога, например: знаменосец (знаменоносец).
  • 2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis) противоположное явление диэрезе: н д рав (нрав), ради в о (радио), шпи и он (шпион).
  • 3. Метатеза (перестановка фонем) (от греч. metathesis) -ведмедь из медведь, тарелка (из нем.Teller), Фрол (из лат. flor),ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral).
  • 4. Фузия - слияние согласных: мое тс я - мое(ц )а,мы тьс я - мы(ц )а.
  • 5. Субституция (приспособление) (от греч.Substitutio) - замена одной фонемы другой: Николай - Микола , Арина - Орина , Никифор - Микишка .

При определении фонетических изменений необходимо различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). От этого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того, что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формой произнесенного слова следует считать его письменную форму, его написание; для просторечного слова - форму, которая представлена в литературном языке; для литературного слова - слово языка-источника.

Явление протезы (гр. prothesis - подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах:в осемь (из осемь), е роплан (аэроплан), в острый (острый)

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio«отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, г о лова [ъ].

Редукция количественная - уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. су дно, су да, су довой).

Звуки не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга, вызывая различные звуковые изменения.

В потоке речи звуки сочетаются друг с другом, образуя слова, речевые такты, фразы. Способность звуков сочетаться друг с другом называется синтагматикой, а сами сочетания звуков - синтагмами.

Выступая в сочетании друг с другом, звуки в одних условиях сохраняют свои качества, в других - изменяют их. Способность звуковых единиц варьировать называетсяпарадигматикой, а совокупность вариантов одного звука - парадигмой: ?с"н"э?гъ / c"н"э?к / с"н"иэга? / с"н"иэг"и?р" / c"н"ьг?в"и?к.

С учением о синтагматике и парадигматике связаны понятия позиции звуков.

Позиция - это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: ?до?м - то?м / жа?р- ша?р // м"и?р / сы?р / са?т / му?ш / ро?м /л"э?с //?.

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: ?ту?т / са?т / с?ды? / съд?во?т//?.

Изменение согласных звуков

Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

  • 1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:
    • а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: ?ба?р - па?р / го?ркъ - ко?ркъ /д"э?лъ - т"э?лъ?;
    • б) положение звонких и глухих перед сонорными: ?бл"э?ск - пл"э?ск /п"jу? - б"jу? / гну?т -кну?т?;
    • в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками?в?, ?в"?: ?дво?бь - тво?б / св"э?т - зв"э?р"?;
    • г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание - или глухой, или звонкий.
  • 2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:
    • а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: ?ло?п / но?ш / са?т / с"н"э?к?;
    • б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: ?ло?ткъ / но?шкъ / пропкъ?;
    • в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: ?про?з"бъ / в?гза?л / мъл?д"ба??;

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

  • 1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:
    • а) перед гласными: ?са?т - с"а?т" / лу?к - лу?к / сэ?р - с"э?р?;
    • б) позиция в абсолютном конце слова: ?в"э?с - в"э?с" /тро?н - тро?н" / дво?р - дв"эр"?;
    • в) перед заднеязычными: ?ба?нкъ - ба?н"къ / го?ркъ - го?р"къ / д"э?тк"и - д"а?т"к"и?;
    • г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.
  • 2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:
    • а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: ?л"и?с"т"ик / ф"с"о? / в"з"а?т"?;
    • б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: ?ба?н"ш?"ик / збо?р"ш?"ик?;
    • в) положение твердых зубных перед?j?: ?с"jэ?л /друз"jа? / в"jу?гъ?;
    • г) положение твердых зубных перед мягкими губными: ?б?м"б"и?т" / з"м"э?б / т"э?р"п"ит?.
    • (В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)
    • д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: ?бунта?р" ? бунта?рск"иб / м"э?т" ? м"э?дныб?.

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими.

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ - [ш?"], может быть только долгим звуком: щука - [ш?"у?ка], прощай - [пр? ш?"а?i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: касса (ср.: коса), балл (ср.: бал), колосс (ср.: колос).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Россия, жужжать, дрожжи и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [?т?"иэб"а?] - от тебя, [р?с?"в"э?т] - рассвет, [в??з"и?т"] - ввозить, [ч"угу?н?ыi] - чугунный и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: аллея - [ал"э?iь], искусство - [иску?ствъ], артиллерия - [?рт"ил"э?р"иiь], баррикада - [бър"ика?дъ], грамматика - [гр?ма?т"икъ], коллекция - [к?л"э?кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися.

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелестный - [пр"л"э?сныi], но прелесть - [пр"э?л"ьс"т"], поздно - [по?знъ], но опоздал - [?п?зда?л], свистнуть - [с"в"и?снут"], но свистеть - [с"в"ис"т"э?т"].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

Со?м / ма?к / м"и?р / ды?м / лу?к / хл"э?п?.

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой: ?тр?ва? / др?ва? / м"иэста??.

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро?д оба безударных гласных [о]произносятся как [?]; а в слове молоко? первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): [мъл?ко?].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и] после твердых согласных произносится как [ы]: цирк - [цы?рк], жизнь - [жы?зн"], ширь - [шы?р"].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio - приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией: [ч"а?с / ч"иэсы? / ч"ьс?фш?"и?к]; [го?лъву / г?ло?ф / гъл?ва?]; [во?ды / в?да? / въд?во?с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией: [лу?к / луга? / луг?во?i], [сы?р / сыры? ].