Белые гуси: описание породы, среда обитания и фото. Красавцы с Севера — дикие Белые гуси
Перелетная гнездящаяся птица семейства утиных, отряда гусеобразных. Зачастую, пернатые имеют миролюбивый характер, но если в стае становится мало места, они могут шипеть и проявлять агрессию для защиты своего потомства и территории.
Важно! При перелетах пернатые образуют клин - это помогает им перелетать на большие расстояния.
Описание и фото
Внешняя характеристика пернатых (взрослая особь):
- имеет среднее телосложение, длина от 80-85 см;
- весит не более 5-6 кг (самки не намного меньше самцов);
- имеет большой размах крыльев, около 150 см;
- имеет белый окрас (полностью белой птица становится в возрасте 3-4- лет);
- на окончаниях белых крыльев присутствуют черные перышки;
- вокруг клюва образовано коричневое пятнышко, сам клюв разовый;
- имеют короткие, но большие и мощные лапки разового цвета;
- шея короткая;
- хвост закругленной формы.
![](https://i1.wp.com/agronomu.com/media/res/5/3/1/1/7/53117.oveg50.jpg)
Знаете ли вы? Белого гуся еще называют «снежным » или «северным».
Белый гусь имеет два подвида:class="table-bordered">
![](https://i2.wp.com/agronomu.com/media/res/5/3/1/1/8/53118.oveg6o.jpg)
Где живет?
Белый гусь - птичка редкая и распространена только на территориях:
- севере Канады;
- северо-западе Гренландии;
- в России (на Чукотке, в Якутии, на острове Врангеля - возле небольших рек и озер);
- на побережье Арктики.
- Соединенных Штатов Америки;
- Британской Колумбии;
- Канады;
- Калифорнии;
- Японии;
- Мексиканского залива.
Важно! Европа не является привлекательной территорией для обитания белых пернатых.
Северная птица может преодолевать очень большие расстояния уже в 2-месячном возрасте.
Достигнув половозрелости, пернатые ведут оседлый образ жизни, эта черта доминирует у самок, в связи с необходимостью продлевать род и формировать гнезда.
Жизненный цикл
Белый гусь проживает в среднем 10-20 лет, на свободе. Это гнездящаяся птица-кочевник, которая отдает предпочтение суше, хотя она прекрасно чувствует себя и на воде.
Белый гусь - весьма умная птица. Гусиные семьи стараются разбивать гнезда вблизи территории проживания белой совы, поскольку она отлично защищает свои владения от хищников (например, песцов) и таким образом защищает поселения северных гусей.
Песцы и чайки являются основными врагами пернатых. Нередки случаи, когда они воруют яйца или . Самки постоянно следят за гнездами и стараются не отходить от них далеко.
Знаете ли вы? Северные пернатые общаются на своем языке, который имеет приблизительно десять тональностей.
![](https://i2.wp.com/agronomu.com/media/res/5/3/1/3/7/53137.ovegvo.jpg)
Питание
Питание снежной птицы зависит от места ее обитания. Например, в Канаде основу рациона составляет , а на острове Врангеля - вегетативные частички растений.
В основном, птицы употребляют:
- арктические травы;
- злаковые;
- лишайники;
- побеги ;
- корешки;
- семена и растений, растущих в тундре.
- малые беспозвоночные пресноводные организмы;
- организмы, обитающие на морских побережьях и мелководьях.
![](https://i0.wp.com/agronomu.com/media/res/5/3/1/3/3/53133.ovegqo.jpg)
Особенности размножения
Белый гусь - уникальная порода пернатых, образующая одну-единственную пару на всю жизнь.
Важно! По истечении трех лет, гуси становятся половозрелыми, именно в этот период они стараются создать семью.
Птички, создавшие семьи, держатся группами - так шансы выжить в суровой природе увеличиваются. Пернатые могут образовывать тысячные колонии, расстояние между которыми составляет 1-2 км.
В конце весны наступает сезон размножения. Самка откладывает по 4-6 яиц, молочного цвета.
Срок высиживания составляет 21 день. самка, а самец охраняет ее и свое будущее потомство.
Гнездятся птицы на земле, в которой мастерят небольшие углубления, а после устилают их пушком и засохшей травой.
В морозные зимы, когда места для обоснования гнезд в дефиците, самки могут подбросить свои яйца в чужие гнезда с целью сохранить потомство. Самки белого гуся - очень хорошие мамы, поэтому высиживают и свои, и чужие яйца.
Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.
Одним словом, Белый гусь был самой важной персоной в деревне. В силу своего высокого положения жил он беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни; ему принадлежали лучшие песчаные отмели.
Но самое главное — то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет свою гусиную армаду прямо на удочки. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега.
Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает Белому гусю голову, а Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой.
Однажды весной, когда я пришел на свое любимое место ловить рыбу, Белый гусь уже был там. Увидев меня, он зашипел, раскинул крылья и двинулся на меня. Подбежавший Степка объяснил, что сейчас у гуся гусята, вот он и бросается на всех.
— А мать-то их где? — спросил я Степку.
— Сироты они. Гусыню машина переехала.
Только теперь я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы.
Как-то раз, когда я был на своей приваде, я не заметил, как из-за леса наползла туча, потом налетел вихрь; сразу вокруг все зашумело, и туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полетели в траву. Под ними спрятались выводки. Вдруг по козырьку кепки что-то стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Гуси замерли в траве, тревожно перекликаясь.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он тряс головой и снова выпрямлялся.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Гуси не выдержали и побежали, а град гулко барабанил по их пригнутым спинам. То здесь, то там слышался жалобный призывный писк гусят. А к моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда.
Туча умчалась так же внезапно, как и появилась. Под солнечными лучами белый "запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все.
Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. Это был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу из-под крыла Белого гуся. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Перед ними открывался удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
- Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
- А мать-то их где? - спросил я.
- Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)
Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»
К уроку по рассказу Е.Носова «Белый гусь». 7 класс
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img1.jpg)
- Общие – продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь;
- Частные – формировать умение различать автора, рассказчика и участников событий; продолжить знакомство с юмором как особым художественным приемом; обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла.
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img2.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img3.jpg)
Слово о писателе
- Носов Евгений Иванович (род. в 1925 г.) – писатель, журналист. Уже в ранних его произведениях проявился индивидуальный почерк – неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. «Наблюдательный живописец, он умело отбирает подробности бытия, звуки, краски, порой незаметные равнодушному, суетному или просто не умеющему «видеть» глазу. В свои этюды он впускает животных, птиц, насекомых, заставляет читателя наклониться к самому скромному полевому цветку…» (Подзорнова Н. На тысячу верст кругом Россия…// Лит. Россия. – 1973. – 21 сент.). При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но обладает философским взглядом на течение земной жизни. В. Астафьев, наблюдая за тем, как рождаются произведения Носова, писал: «Нет среди знакомых мне писателей никого другого, кто бы работал так медленно и надсадно. Мне доводилось видеть рукописи его рассказов в авторский лист размером. Этот рассказ, как яичный желток, был вылуплен из рукописи в страниц полтораста. И каждая из этих страниц отделана так, что хоть сейчас в типографию сдавай. Перед такой маетной работой я склоняю голову». По признанию Е. Носова, он сохранил эту манеру работы на всю жизнь – пишет трудно, не признает правила «ни дня без строчки», потому что не садится за стол без особой
- творческой сосредоточенности.
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img5.jpg)
Вступительное слово
- В 5-х и 6-х классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», вы знакомились с произведениями Е. Носова. Помните ли вы их?
- Вам предлагается еще один рассказ Е. Носова – «Белый гусь». Как вам кажется, о чем будет этот рассказ?
- Видели ли вы когда-нибудь гусей? Что это за птица? Как она себя обычно ведет?
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img6.jpg)
- 1. Оправдываются ли ваши предположения о содержании рассказа?
- 2. «Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала». Найдите в тексте слова, выражения, которые помогают развернуть это сравнение («…выправка», «белоснежный китель», «клюв с какой-то … шишкой…», походившей «на кокарду», «ведет свою гусиную армаду»). Как вы думаете, какое положение в стае занимал Белый гусь? (Он был вожаком: «был самой важной птицей», «в силу своего высокого положения».)
- 3. Найдите в тексте описание гуся. На какие детали обращается наше внимание? (Походка, шея, клюв, крылья, оперенье, куцый хвост.)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img7.jpg)
Аналитическая работа (по прочитанному тексту)
- 4. Перечитайте следующие строчки:
- «Ходил он важно, обдумывая каждый шаг»; «Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды»; «Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв…»; «Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков».
- Как вам кажется, по этим строчкам можно судить о чувствах, с которыми автор описывает птицу? Подберите для них наиболее точные названия. А какие чувства вызывает это описание гуся у вас?
- Знаете ли вы, как называется художественный прием, позволяющий вызвать у читателя чувство доброй усмешки?
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img8.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img9.jpg)
- Юмор (от англ. humour – юмор, нрав, настроение, склонность) – особый вид комического, смешного; отношение к описываемому объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью. Юмор настраивает на более вдумчивое («серьезное») отношение к предмету смеха, на постижение его «правды», несмотря на смешные странности, а потому в противоположность осмеивающим, разрушительным видам смеха – на оправдание «чудака».
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img10.jpg)
Аналитическая работа
- Как вам кажется, что хотелось бы автору «оправдать» в «чудаке»-гусе?
- 5. Как вы назовете прием, использованный при описании гуся в следующих строчках: «Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники»? (Это прием гиперболизации, уже известный ученикам.)
- 6. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это описание.) Как бы вы озаглавили ее?
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img11.jpg)
Аналитическая работа (продолжение)
- 1. Вы уже хорошо представляете себе Белого гуся. Что нового узнаем мы о нем из этой части рассказа? (Мы узнаем, как произошла первая после некоторого перерыва встреча рассказчика с Белым гусем.)
- 2. Кто нам рассказывает о Белом гусе? (Повествование ведется от первого лица. Можно предположить, что о гусе нам рассказывает автор.) Как он относится к птице? На основании чего вы делаете такой вывод?
- 3. В этой части нам снова в нескольких местах встречается описание Белого гуся. На что обращается внимание читателя? (Внимание обращается на оперенье: «перья… ладно пригнаны»; на крылья: еще раз подчеркивается их размер – «полутораметровые», «ударил крыльями по спицам», «упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку».)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img12.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img13.jpg)
Аналитическая работа
- 4. Обратитесь к двум прочитанным отрывкам из рассказа. Какое из описаний вам представляется наиболее образным, ярким? (Ответы могут быть разными, но кто-то обязательно обратит внимание на описание Белого гуся, стоящего на краю луга. Учитель может специально обратить внимание учащихся на это описание и на использованный в нем прием развернутого сравнения – «будто … высечен из глыбы рафинада», «точно так же, как… в куске сахара».) Не кажется ли вам странным такое сравнение: с рафинадом, с сахаром? Может быть, более органичным было бы другое: словно из куска белого мрамора? Какого ощущения у читателя добивается автор, прибегая именно к такому сравнению?
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img14.jpg)
Аналитическая работа
- 5. В самом конце первого отрывка и во втором появляется новый участник событий – деревенский мальчишка Степка. Какова роль этого персонажа? Подтвердите свой ответ текстом. (Именно Степка рассказывает нам об изменениях в жизни Белого гуся. Эпизод, описывающий стычку гуся с рассказчиком и своевременную помощь мальчика, позволяет читателю судить о размерах птицы, ее характере.)
- 6. Есть ли в этой части рассказа эпизоды, переданные с юмором? Что в «чудаке»-гусе на этот раз «оправдывает» автор?
- 7. Сложилось ли уже у вас отношение к Белому гусю? Как вы к нему относитесь? Объясните причину именно такого вашего отношения.
- 8. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это повествование с элементами описания.) Озаглавьте ее.
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img15.jpg)
Аналитическая работа
- 1. Какие чувства возникли у вас при чтении этого описания грозы? Какие моменты вы представили наиболее ярко?
- 2. Далее ученики работают в группах.
- Задания для групп:
- а) проанализировать описание природы во время грозы:
- – что описывается;
- – какие художественные средства используются при описании;
- б) проанализировать поведение всех участников события, кроме рассказчика:
- – кто участвует;
- – как ведет себя;
- – какие художественные средства использованы при описании их действий;
- в) проанализировать все, что в данном эпизоде связано с образом рассказчика:
- – где находится во время грозы;
- – что видит;
- – как ведет себя;
- – какие чувства испытывает;
- – какие художественные средства используются для передачи его отношения к увиденному.
Обобщение
- 1. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? Озаглавьте ее.
- 2. Есть ли в этой части рассказа юмористические сцены? (Ученики заметят их отсутствие. Учителю важно выяснить, понятна ли им причина такого отсутствия.)
- 3. Вспомните описание грозы из рассказа Е. Носова. Закройте глаза и послушайте слова и словосочетания, которые использует автор при описании: (я) не заметил – наползла – (неотвратимо) пожирала – накатилась – налетел – подхватил – унес – полоснули – зашумело – вывернуло (наизнанку) – обрушилась – полегли – (жестко) стукнуло – бил – не выдержали – побежали – барабанил (по пригнутым спинам) – слышался (жалобный крик) – поникал (иссеченный) – падали – забивались – бился…
- Какие ассоциации у вас возникли? (Как правило, у детей возникают ассоциации с войной, налетом, бомбежкой. В этом случае можно спросить, кого бы они определили как «условного противника», а кого – «условной третьей стороной». Важно так вести разговор, чтобы у детей не возникло желания выносить оценки поведению птиц и людей, оказавшихся под ударами града: осуждать спасающихся, преклоняться перед тем, кто ведет себя иначе. Они все – уязвимы, хотя и ведут себя в экстремальной ситуации по-разному.)
- 4. Гроза в описании Е. Носова приобретает некое символическое значение. В чем оно? (Беззащитность, ранимость, незащищенность, уязвимость всего живого в любой экстремальной ситуации. Может быть, есть и такой мотив: ответственность самого сильного за жизнь окружающих.)
- 5. Как вы считаете, почему в рассказе Белый гусь пишется с заглавной буквы? (Такое имя гусю дает не столько рассказчик, а уже скорее сам автор, что усиливает символический подтекст всего произведения.) Рассказ Е. Носова заканчивается утверждением: перед гусенком «открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца». Нет ли здесь противоречия? (Ученики почувствуют, что такой оптимистический финал не противоречит ходу повествования и отражает убеждение автора в том, что в ситуации опасности, в экстремальной ситуации необходимо всеми силами защищать самых уязвимых.)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img17.jpg)
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img18.jpg)
Домашнее задание
- 1. Можно ли этот рассказ отнести к числу рассказов о природе? Объясните свою точку зрения.
- 2. На какие мысли навел вас рассказ Е. Носова «Белый гусь»? Какие вопросы вы бы хотели задать автору рассказа?
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a30323784227/img19.jpg)
— Братцы! Какого я гуся убил! Во, смотрите! – крикнул Яша Томилин, ввалившись в ярангу, и с торжествующей улыбкой бросил на низкий столик большую белую птицу.
Все пастухи, сколько их было в помещении, зашевелились. Каждый посмотрел на редкую добычу. Убитая птица переходила из рук в руки. Гусь как гусь, не крупнее всем известного белолобого, но шея покороче. Клюв и ноги красноватые, перья все снежно-белые, а концы крыльев черные.
— А где ты его убил? Как достал этого белого красавца? – посыпались вопросы.
— Да вон там, у Кривого озера! Сижу, значит, в засидке. Летит косяк белолобых. Разворачиваются. Проверяют, присматриваются, где бы присесть. Смотрю, а в голове у них этот беляк. Сначала думал – ! Бывают стаи с лебедями вместе. Только вижу, ростом не вышел, маловат. И кричит как-то не так, странно: «кеаг! кеаг!».
Пригнулся я пониже, припал к земле. Слышу, над самой головой пружинят крылья. Как налетели на меня, я и трахнул дуплетом. Сбил белого, передовика. Вот он, красавчик, полюбуйтесь!
— А может быть ты домашнего гуся зацепил? – выразил сомнение кто-то.
— Тоже скажешь, домашнего! – обиделся Яша. – Где он тут, в тундре, так далеко возьмется? Нет их здесь! Да и не похож вовсе! Летел по всем правилам!
— Вот вы, молодые, удивляетесь, — вмешался в разговор старый пастух якут Гаврило Слепцов. – Белый гусь, прямо невидаль какая! Конечно, для вас это – новая птица. А ведь не так давно, еще на моей памяти, такие водились по всей Колымской тундре. Много их было, и стреляли их, как гуменников. А вот подманивали на белые камни. Хорошо они к ним подсаживались. Тут их и били. Линных, бывало, с моря на берег на лодках выгоняли и тоже били без счету, но уже не из ружей, а просто палками. Вот и перевелись они…
Все еще раз с уважением посмотрели на лежавшую перед ними птицу. Решено было сохранить редкую добычу.
Белый гусь – это ныне почти исчезнувшая с территории . В науке она отнесена к вымирающим. Еще два века назад белый гусь широко гнездился в прибрежной полосе тундры Восточной Сибири, от устья реки Пясина до Берингова пролива. Хищническое истребление этих доверчивых птиц на местах гнездования, а также преследование на зимовке в Америке привели к тому, что их численность резко сократилась. Их ареал все сужался, и к концу прошлого столетия они уже исчезли с низовий Яны, Индигирки, Алазеи и Колымы. До наших дней они сохранились в достаточном количестве лишь на острове Врангеля. Отдельными группами и парами встречаются также на островах против устья реки Колымы, в заливе Певек и на Чукотском полуострове, в западной части северного побережья.
Исчезновение этих теперь уде редких птиц легко объяснить: еще до недавнего времени люди в большом количестве собирали их яйца и беспрерывно преследовали линных, не способных летать гусей. Убивали их в летнюю пору тысячами, что служило существенным подспорьем в питании людей и ездовых собак. Сбор яиц не представлял ни каких трудностей. А охота на белых гусей устраивалась с применением трактора, автомашин и даже вертолета. В конце 50-х годов прошлого века колонию на реке Мамонтовой истребили геологи. Полному исчезновению птиц с такой огромной площади способствовало еще и то, что их беспрерывно преследовали и на зимовке в Америке. Ныне, чтобы уберечь белых гусей от окончательного истребления, государство взяло под охрану их единственную колонию на острове Врангеля, этот редкий памятник Арктической природы. И сейчас здесь, на реке Тундровой, гнездится всего около 25 тысяч пар. А ведь совсем недавно, каких-то пять – семь лет назад, их прилетало сюда в три раза больше, до 150 тысяч птиц.
На их численность влияет не только человек. Очень неблагоприятны для них холодная весна и позднее таяние снега.
Прилетают белые гуси на остров Врангеля в третьей декаде мая. В ветреную и ясную погоду они идут обычно на большой высоте ломаными растянутыми шеренгами. Подходят к острову с юго-востока, со стороны мыса Шмидта. Этот воздушный путь наиболее короток. При тумане все гусиные стаи летят над самой землей. Селятся белые гуси по сухим участкам дриадово-ивняковой, с примесью разнотравья, тундры и в долинах близ мелких озер и речушек. В колониях иногда бывает до 500-600 пар птиц и более. Никто их здесь не тревожит.
Чтобы защитить потомство от злейшего врага – песца, белые гуси нередко располагают свои поселения около гнезд , которая питается в основном леммингами, а гусиных яиц и птенцов не трогает. Эта сова умело атакует песца и яростно прогоняет его со своего участка, выполняя роль надежного сторожа гусиных колоний. Пернатыми врагами белых гусей можно считать ворона, полярную чайку – бургомистра и особенно поморников, падких до яиц и птенцов.
Ямка в гусином гнезде выстлана сухой травой, мхом и пухом с груди гусыни. В нем обычно бывает 4-6 яиц кремового цвета. Насиживает самка, а самец сторожит. Родители остаются у гнезда до тех пор, пока гусята не окрепнут. Лето в Арктике предельно короткое, и птицы едва успевают уложиться в срок. Выживает всего лишь 40-50 процентов гусят. Как правило, холостые птицы держатся отдельными скоплениями до 500-600 особей. Питаются белые гуси листьями, травой, плодами, ягодами и семенами тундровых растений. Особенно любят они водянику. Не брезгуют и водяными насекомыми. В Америке на пролетах к зимовке иной раз кормятся на полях озимых хлебов.
В августе уже начинаются утренние заморозки. Опаленная ледяным дыханием тундра стремительно желтеет. В сентябре, бывает, задует и шальная пурга. К этому времени белые гуси собираются в огромные тысячные стаи. Порой в туманной мгле косяки кочующих по тундре птиц кажутся движущимися живыми озерами. В середине сентября подгоняемые непогодой гуси уже валом валят к югу. На лету они очень осторожны и строятся клином, цепочкой или диагональю. Часто образуют караваны, смешанные с другими видами гусей. Зимует белый гусь вдоль Тихоокеанского побережья Северной Америки, доходя до Техаса и Мексики. Такой же белый гусь населяет тундры Северной Америки от Аляски, через всю Канаду, до Гудзонова залива. Далее, в Гренландии, живет ближайший родич нашему – более крупный белый гусь.
Порой белые гуси, кочуя, залетают значительно южнее – на Колыму, на Индигирку. Отмечались и отдельные, чрезвычайно редкие залеты далеко на запад, в различные части России.