Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир. Презентация на тему словесные дидактические игры в детском саду

И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир. Презентация на тему словесные дидактические игры в детском саду


Записки охотника цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в году. В журнале«Собеседник» выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.


История В 1846 году Николай Некрасов и Иван Панаев начали издавать журнал «Современник» В январе 1847 г. в первом номере обновленного журнала «Современник», которым к этому моменту «рулили» Некрасов, Панаев и Белинский во второстепенном отделе «Смесь», мелким шрифтом, среди заметок на агрономические и хозяйственные темы был опубликован с подзаголовком «Из записок охотника» очерк из народной жизни «Хорь и Калиныч». По-видимому, ни автор, ни редакция не рассчитывали на шумный успех и на серию продолжений. Однако именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева.


Тургенев занял первое место, потому что направил всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной общественности на крепостное право. Поощренный крупным успехом «Хоря и Калинича», он написал ряд очерков, которые в 1852 годубыли изданы под общим названием «Записки охотника». Книга имела большое историческое значение. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян.


Записки охотника «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ- это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.


«Хорь и Калиныч» Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.


Характеристика героев. Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь..


Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке


Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч. Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.


Место в творчестве и проблематика. Рассказы и очерки Тургенева охватывают и многие другие стороны русской жизни того времени. «Записки охотника» по своей проблематике и по своему авторскому видению мира явились своего рода увертюрой к дальнейшему творчеству Тургенева. В поэтических картинах родной природы, в лирических образах русских женщин, в исполненных тургеневского юмора и иронии зарисовках быта русского поместного дворянства угадывался будущий автор таких повестей, как «Ася», «Первая любовь», романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». В рассказах «Бурмистр», «Контора» Тургенев выступает как сатирик, обличитель помещиков-крепостников, продолжатель дела Гоголя.

«Записки охотника» И.С.Тургенева произвели на современное ему общество сильное впечатление. Причин успеха этого произведения было несколько, и прежде всего здесь необходимо отметить отсутствие в «Записках охотника» тенденциозности. В «Записках охотника» проявилось высокое художественное достоинство Тургенева, в котором слилось великое дарование поэта и глубина наблюдателя, не ищущего доказывать то или иное положение, но создающего вместе с поэтическими представлениями живые пленительные картины действительности, говорящие сами за себя.

Благодаря своей объективности, «Записки охотника» произвели большее впечатление, чем если бы в них тенденциозно и односторонне крестьяне выставлялись добродетельными страдальцами, а помещики – бездушными угнетателями. Если среди крестьян попадаются Касьяны, Калинычи, Хори, то встречаются и бурмистры; если среди помещиков имеются господа Пеночкины, Зверковы, то имеются и Чертопхановы, Каратаевы и Татьяны Борисовны.

Изображение положительных крестьянских типов послужило другой причиной значительного влияния, оказанного «Записками охотника»: по ним русское общество узнало душу крестьянина, узнало, как много прекрасного, светлого и чистого в простонародной жизни. Вполне живо и художественно опытной рукой нарисовал Тургенев целый ряд личностей, вызывающих полное к себе сочувствие.

Здесь отличим два типа: тип мужика-практика, трезво и разумно смотрящего на вещи, и другой, противоположный ему тип мужика-поэта. Представителем первого типа является Хорь. Это мужик рассудительный, понимающий в чем выгода и не желающий потому выкупаться на волю; скептик, иронизирующий над Калинычем по поводу преданности помещику, который, однако, ему и сапог не покупает. К тому же роду людей относится и однодворец Овсянников. Это не крестьянин, но по общественному положению и особенно по духу он близок к крестьянству, и его можно причислить поэтому к представителям того же народного типа, что и Хоря. Овсянников, как и Хорь, человек практический. Это, однако, не мешает ему поддерживать своего племянника, пишущего просьбы для бедных людей и ходатайствующего за них в судах, защищая их интересы против богатых и сильных мира сего. Овсянников любит народ, в голодный год раздает хлеб и считает грехом продавать его. По внешности напоминающий русских бояр допетровских времен, он не стоит за старые времена, а находит, что «все-таки теперь лучше живется», хотя прежде было спокойнее жить и довольства было больше, и ждет еще лучшего в будущем.

Совершенно противоположный тип представляет Калиныч. Это – мечтатель, идеалист и поэт. В жизни он совсем не умел устроиться, у него нет своего дома, ходит он в лаптях и перебивается кое-как. В этом повинен, отчасти, его помещик, отрывающий его от работы, и не дающий ему даже на сапоги, но это не мешает Калинычу быть глубоко ему преданным и вступаться за него, когда на него нападает Хорь. Калиныч близок к природе, изучил ее во всех подробностях. В рассказах о загранице его более всего интересуют описания природы: гор и водопадов, в то время как Хорь интересовался вопросами общественной жизни и все порядки как бы примерял к русской жизни. Романтический характер Калиныча сказывается и в его отношении к Хорю, которому он приносит пучок земляники. К тому же типу крестьян относится и Касьян с Красивой Мечи. Он так же как и Калиныч, не имеет хозяйства, но знает и любит природу, и нет для него большего удовольствия, как наблюдать ее. Охоту, как и всякое пролитие крови, он считает грехом и сокрушается об отсутствии в людях справедливости. Наконец, к этому же типу относится и Яшка Турок. Достаточно послушать рассказ автора о его песне, о том, как сам он ей отдался целиком, как победила она в нем робость, чтобы понять то впечатление, которое произвела его песнь на столь разнохарактерную аудиторию и признать и его, Якова, таким же романтиком, как Калиныч и Касьян.

К такому же роду людям принадлежит и Лукерья из «Живых мощей». Её присуща ещё одна характерная черта народа – смирение. Ее несчастье, быстрое и бессмысленное увядание молодости, принужденное страдание – все это, вместе взятое, не смогло ее озлобить. Она сумела полюбить свою долю. Господ своих, поместивших ее в сарайчик, потому что калеке не место в барском доме, она благословляет. За прежнего своего возлюбленного, женившегося на другой, она лишь радуется и на судьбу свою не жалуется. Как и Калиныч, она слышит и видит все, творящееся в окружающей ее природе, смерть ее не страшит. Такими же смиренниками являются и другие крестьяне – но уже не перед лицом смерти, а перед барской властью, творящей с ними, что угодно. Туман в «Малиновой воде» лишь повествует о зле, причиняемом его барином, и иронизирует лишь, восклицая, что с него взятки гладки, но ни слова озлобления против господской власти от него не слышно. Точно так же и Сучок из рассказа «Льгов» ничего не может возразить против приказания барина в двадцать лет отдать его в ученики к сапожнику: раз барин приказал – значит, можно это. О помещице, воспрещавшей своим крестьянам жениться, он говорит с глубоким почтением, принимая это бессмысленное и жестокое наказание, как нечто должное.

Здесь проявляется другая сторона крепостного права, изображение которой также послужило причиной успеха «Записок охотника» — это отношение помещиков к крестьянам. За немногими исключениями это было сплетение несправедливости, жестокости и бессмысленности. С дарованиями крестьянина, с его склонностями, желаниями совершенно не считались, и по личному усмотрению помещика он переходил от одного дела к другому, без всякой для себя пользы. Так было с Сучком, которого помещики, последовательно владевшие им, заставляли исполнять работы самого разнообразного характера. Характерным является запрещение помещицей браков крестьян на том основании, что она сама так и не вышла замуж. В другом случае девушке не давали выйти замуж, оттого что у барыни не бывает замужних горничных. Крестьяне совершенно отдавали помещикам свое время, и Калиныч никогда не мог заняться делом без того, чтобы его через пять минут не оторвал от этого дела барин.

Но этот помещик еще добр. Иная помещица просто из каприза преследовала своих рабов и не позволяла лучше устроиться. Так поступила барыня Матрены, ни за что не соглашавшаяся отдать ее Каратаеву. Внешний европейский лоск не мешал помещикам наказывать позорнейшим образом и за пустяки своих людей: господин Пеночкин, например, пересыпает речь французскими фразами, очень изыскан в мельчайших поступках и спокойно, вместе с тем, распоряжается высечь лакея за неподогретое вино. К личности крестьянина помещик не питает ни малейшего уважения и совершенно не щадит в нем человеческого достоинства. Даже личная доброта не мешает помещику с удовольствием прислушиваться к тому, как секут «шалунишку Васю».

Если же помещик и не измывался над мужиком, то это делал часто или всесильный управляющий или бурмистр (рассказы «Контора» и «Бурмистр»), во власть которого крестьяне отданы помещиком, живущим в полное свое удовольствие в столице, либо заводящим у себя «новые порядки». Помещик часто смотрел и слушал глазами и ушами своего управляющего, а тот разделывался с неугодными ему мужиками, как ему было надо, не допуская их до барина, как это делал староста Пеночкина.

Все это не осталось безнаказанным и для помещиков. Они привыкали жить на всем готовом, и сами неспособны становились к серьезно работе; ездили за границу, впитывали в себя западные философские учения, но у себя на родине ничего не умели сделать, что принесло бы пользу крестьянам, даже когда они желали этого. Порядки, вводимые помещицей в рассказе «Контора», имели, может быть, своей целью благо крестьян, но мы видели, во что это начинание вылилось. Другой помещик, одевшись в поддёвку и приказывая петь русские песни, все же отдает крестьян во власть старосты, которому, краснея, говорит только: «ты у меня смотри, будь справедлив». И затем лишь читает и пишет, не умея сам заняться имением.

Следствием господства крепостного права явилось и развитие в помещиках деспотизма. Они не понимают, как тяжело приходится крестьянам под их властью и возмущаются, когда те жалуются на свою судьбу, или, не вытерпев, поступают против барской воли. Так набрасывается Пеночкин на мужиков, жалующихся ему на старосту. А Зверков возмущен «неблагодарностью» Арины, осмелившейся вторично просить о разрешении ей выйти замуж, и ссылает ее в дальнюю деревню, когда она оказывается не в силах победить свое чувство. Все это возбуждает антипатию к помещикам, угнетавшим своих крестьян. И в наших глазах сами помещики теряют, в силу творимых ими несправедливостей и жестокостей, свое человеческое достоинство.

Крестьянство же, напротив, вызывает к себе полное сочувствие, и как угнетенная сторона и как нравственно гораздо выше помещиков стоящая среда. Отрицательных типов в крестьянстве гораздо меньше, чем положительных, и последние обладают настолько высокими нравственными достоинствами, что совершенно затмевают типы отрицательные, и понятие связано у нас с именами Калиныча, Хоря, Касьяна, Лукерьи, а не Сафрона, бурмистра господина Пеночкина.

Уже поверхностно проведенная параллель между крестьянами и помещиками приводит к выводам не в пользу последних. Параллель эта проведена у нас на основании следующих факторов: поступков, выраженных взглядов.

Но еще выше следует поставить крестьянство по сравнению с помещиками, если принять во внимание условия, в какие были поставлены обе стороны – условия всецело в пользу помещичьих слоев, толкавших крестьянство к худшему и, однако, не сумевших довести его до нравственного падения.

В «Записках охотника» Тургенев впервые заявил о себе как русский самобытный писатель, хорошо знающий, глубоко понимающий и любящий свой народ. Русский закрепощённый крестьянин предстал в этой книге не только «меньшим братом» дворянина, достойным сострадания и жалости, но, в первую очередь, личностью. Перед нами предстаёт целая галерея разнообразных крестьянских характеров.

Возьмём, например, первый очерк из этого цикла — «Хорь и Калиныч». С первых строк повествования ясно, что писатель хочет показать своих героев не как представителей «особой мужицкой породы», а именно как людей с присущими им общечеловеческими качествами. Рассказ построен на противопоставлении характеров. Калиныч уже при первом своём появлении вызывает симпатию читателя, когда приходит к своему другу Хорю с букетом полевой земляники. Рассказчик подчёркивает своё изумление: он «не ожидал такой нежности от мужика». Калиныч — человек самого кроткого нрава. Тургенев показывает его идеалистом и романтиком, человеком восторженным и мечтательным. Калиныч бросает своё хозяйство, чтобы составить барину компанию на охоте, и делает это не из корыстных побуждений, а от чистого сердца.

Хорь, напротив, человек практичный — «административная голова», мыслитель. Даже чертами лица он похож на Сократа. Рассказчик поражён сметливостью и рассудительностью Хоря. Этого крестьянина занимают государственные вопросы, он правильно умеет оценить, что из европейских достижений хорошо, и что не годится для России. Хорь способен и на нежные чувства (об этом свидетельствует его отношение к сыну, к Калинычу). Ему свойственно испытывать и глубокую грусть — это мы видим в эпизоде, когда он поёт песню.

Такое описание крестьян разрушает стереотип якобы тёмного, поглощённого лишь своими проблемами мужика. Очень важно и то, что Тургенев называет «своих мужиков» рационалистами и идеалистами, приобщая их том самым к общечеловеческой культурной жизни.

Героиня очерка «Живые мощи» — дворовая девушка Лукерья — поражает читателя своей духовной красотой, которая проявляется в полном и искреннем самоотречении. Превращённая тяжёлой болезнью в живые мощи, она умеет не обременять собой окружающих и думает не о себе, не о своём горе, а о тех, «кому ещё хуже бывает». Она не просит, чтобы её жалели, и готова в любую минуту разделить чужую беду или искренне порадоваться чьему-то счастью. Эта девушка довольна тем, что её возлюбленный «жену нашёл хорошую и добрую», просит рассказчика уговорить помещицу, «хоть бы малость оброку сбавить с крестьян». Лукерья радуется ласточке, которая свила гнездо в углу её сарайчика: она испытывает неподдельный интерес к любому проявлению жизни.

Исполнен глубокого смысла и сон героини: «Вижу, будто стою я в поле, а кругом рожь, такая высокая, спелая, как золотая! И будто в руках у меня серп, и не простой серп, а месяц. И этим месяцем я эту самую рожь сжать должна. А кругом васильки растут, да такие крупные! И все ко мне головками повернулись...».

В приснившемся героине пейзаже выразилась её внутренняя, душевная красота. Несмотря на болезнь и страдания, девушка не замкнулась в себе, не разучилась видеть красоту окружающего мира и удивляться ей, радоваться вместе с природой. В её сердце умещается едва ли не целая Вселенная, что символизирует месяц-серп, который она держит в руках в своём сне. Васильки, такие же простые и неприхотливые, как сама героиня, тянут к ней свои головки. Потом мы видим, как Лукерья вместо венца надевает себе на голову месяц — теперь это уже не серп, а кокошник. Здесь, как мне кажется, выражено отношение автора к героине: в его глазах Лукерья обладает святостью.

Уже на примере этих двух очерков можно сделать вывод о том, что в изображении крестьян И.С. Тургенев несколько отошёл от литературной традиции, представленной, например, в творчестве А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. А.Н. Радищев обращал внимание на бедственное положение крестьян, а Н.М. Карамзин идеализировал крестьянство, создавал не реалистичные, а во многом условные образы. В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьяне предстают яркими личностями, достойными представителями своего времени.

7 ПЕРВЫХ ПАРНЕЙ ИЗ ДЕРЕВНИ НА ПОРТРЕТЕ

Простой мужик — на парадном портрете. Художники дали возможность спустя века увидеть представителей мужского рода России такими, какими они были по своей сути.

Иван Крамской. Портрет крестьянина. 1868

Несмотря на то, что Крамской был портретистом интеллигентного слоя русского общества и рисовал самых популярных и уважаемых на тот момент деятелей вплоть до императора, в свою галерею «лучших людей» он включил и этого крестьянина. Художник, разглядев в нем самобытность и силу личности, исполнил его портрет с торжественностью, свойственной парадным портретам «великих людей». Его «Крестьянин» — это своего рода исследовательская практика: желание понять — из каких первоэлементов складывается национальный характер, национальная психология.

Николай Ярошенко. Крестьянин. 1879

Ярошенко - военный по образованию и по службе, горячо любил искусство, особенно пафосно-трагическую его сторону. Вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся с жанровыми картинами. В крестьянских лицах он всегда мог найти то, что искал для вдохновения — чистую эмоцию, реалистичность, строгость, глубину и историю простого человека. На картинах его герои попадают в самые жесткие жизненные ситуации — от тюрьмы до похорон, — и понятно становится, что только сильный и смиренный крестьянин может пережить то, что хочет показать Ярошенко.

Виктор Васнецов. «Портрет крестьянина И. Петрова». 1883

Изображенный здесь крестьянин Иван Петров Владимирской губернии послужил прообразом Ильи Муромца, героя легендарной картины Богатыри. Васнецов сделал этот этюд в 1883 году, а самих богатырей закончил в 1898 году.

Илья Репин. Голова крестьянина. 1882

Репин немало прожил в деревне и хорошо представлял и деревенскую жизнь, и деревенские нравы. Поэтому на этюде, в котором он работал над головой сельского старосты, художник изобразил человека открытого, с крутым нравом, непримиримого и жесткого. У него строгий пронзительный взгляд из-под насупленных бровей, приподнятая вверх голова, узкие поджатые губы, прячущиеся под пышными усами. Это еще нестарый человек - об этом говорят его каштановые пышные волосы без седины, подбородок выбрит. Лицо с грубой кожей сурово, оно заострено и покрыто морщинами, как у тех, кто работает в поле.

Филипп Малявин. Портрет бородатого мужчины в тулупе

Даже изображая крестьян, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой красочных пятен. Он добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств ‒ от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности.

Зинаида Серебрякова. Портрет крестьянина И.Д. Голубева. 1914