Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Как определить спряжения русских глаголов. Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Как определить спряжения русских глаголов. Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.

"Глагол... Как много в этом звуке..." - позволим себе немного перефразировать крылатую фразу великого Александра Сергеевича Пушкина. Пожалуй, никакая другая морфологическая категория в нашем языке не насчитывает столько правил и исключений из них. Особенно сложным считается правило о спряжении глагола и выборе нужной буквы в окончании (флексии). Вид и - этим темам, пожалуй, отводится наибольшее количество уроков из посвященных этой части речи.

Категория вида и категория спряжения у глагола

Морфологические категории могут быть словоизменительными и несловоизменительными. Например, число и время - это словоизменительные категории, так как мы можем одно и то же слово изменить, поставить в форму другого числа или времени. А вот вид и спряжение глаголов - категории несловоизменительные, это постоянные глагольные морфологические признаки. Если у глагола первое спряжение, то как бы мы ни меняли слово, оно так и останется первым. Изменить вид у слова тоже нельзя. Можно прибавить приставку, тем самым изменив его на другое, относящееся к другому виду.

Что же такое вид и спряжение глагола? Смотрим ниже.

Каким бывает вид глагола?

Вид глагола может быть совершенным (СВ) (к слову задаем вопрос "что сделать?") и несовершенным (НСВ) (что делать?), то есть действие либо совершено и имеет результат, либо находится в процессе совершения.

Чаще всего совершенный вид образуется с помощью приставки или смены суффикса. Копать (что делать? НСВ) - выкопать (что сделать? СВ); вырубать (что делать? НСВ) - вырубить (что сделать? СВ).

Глаголы обоих видов могут менять категории числа и лица, иными словами - спрягаться. Какими могут быть окончания спряжений глаголов и как выбрать нужную букву в окончании глагола - об этом читаем далее.

Для чего знать спряжение?

Это очень важно, ведь именно от этого зависит выбор правильного личного окончания (флексии) слова.

При изменении по лицам и числам у всех глаголов русского языка может быть два варианта набора окончаний - либо одного спряжения, либо другого. По-другому говоря, зная спряжение, можно правильно изменять глагол и не ошибаться в выборе его флексий.

Сколько спряжений насчитывает глагол?

Какие же формы спряжения глаголов есть в русском языке и сколько их? У русского глагола - два: первое и второе. Но у каждого из них есть несколько слов-исключений, которые спрягаются не так, как полагается, не по правилу.

Кроме того, есть так называемые - это такие слова, которые изменяются не так, как типичные слова этой части речи.

Давайте вспомним, как определить правильно спряжение глагола, а соответственно, и выбрать нужное

1 или 2?

Итак, цепочка действий при определении спряжения следующая.

  1. В первую очередь нужно посмотреть на окончание глагола: падает ли на него ударение? Если да, то никакой трудности нет. Спряжение в этом случае определяем именно по флексии. Глаголы 1 спряжения будут содержать в ней буквы Е/Ё, У/Ю. Приведем пример (знаком выделим флексию): по[Ю] песню, по[ЁМ] песню, по[ЁШЬ] песню, по[ЁТЁ] песню, по[ЁТ] песню, по[ЮТ] песню . Окончание ударное, буква отчетливо слышна, значит, узнаем спряжение без запинки - оно первое. Глаголы 2 спряжения имеют в окончании буквы И, А/Я. Говор[Ю] глупости, говор[ИМ] глупости, говор[ИШЬ] глупости, говор[ИТЕ] глупости, говор[ИТ] глупости, говор[ЯТ] глупости .

Следует обратить внимание на глаголы с приставкой ВЫ-. Она может "притягивать" к себе ударение и вводить в заблуждение. Чтобы правильно определить, ударная ли флексия у глаголов с такой приставкой, нужно мысленно убрать ее, и ударение встанет на нужное место. ВЫ-лет[ИШЬ] - лет[ИШЬ], ВЫбеж[ИШЬ] - беж[ИШЬ].

2. Если же окончание безударное, то распознавать спряжение следует по инфинитиву (напомним, что это более научное название начальной формы (НФ) 2 спряжения оканчиваются в НФ на -и-ть (кроме глаголов-исключений, о которых расскажем ниже). ПостроИть - я постро[Ю], мы постро[ИМ], ты постро[ИШЬ], вы постро[ИТЕ], он постро[ИТ], они постро[ЯТ] . Глаголы 1 спряжения в этой форме оканчиваются на любые другие комбинации букв. Это могут быть Е/ть, А/ть, О/ть, У/ть, Ы/ть, /ТИ, /ЧЬ и всевозможные другие (кроме слов-исключений, о которых тоже ниже). Разбир-а-ть - я разбира[Ю], мы разбира[ЕМ], ты разбира[ЕШЬ], вы разбира[ЕТЕ], он разбира[ЕТ], они разбира[ЮТ].

Как видим, разобраться в этой теме совсем достаточно посмотреть на место ударения в слове, при необходимости поставить его в начальную форму, а также выучить набор окончаний для того или иного спряжения.

Исключения из правил

Продолжаем разговор про вид и спряжение глаголов. Если вид - достаточно простая грамматическая категория, и определить его можно за одну секунду, то спряжение содержит еще и "подводные камни" в виде слов-исключений. Из первого спряжения исключения - это глаголы, известные каждому школьнику: терп-е-ть (обиду), обид-е-ть (приятеля), верт-е-ть (в руках), ненавид-е-ть (всей душой), завис-е-ть (от обстоятельств), смотр-е-ть (в сторону), вид-е-ть (его), а также слыш-а-ть (звук), гн-а-ть (коров), дыш-а-ть (воздухом), держ-а-ть (при себе). Эти слова хоть и оканчиваются на -е-ть, но в формах лиц приобретают окончания второго спряжения: завиш[У], завис[ИМ], завис[ИШЬ], завис[ИТЕ], завис[ИТ], завис[ЯТ]; держ[У], держ[ИМ], держ[ИШЬ], держ[ИТЕ], держ[ИТ], держ[АТ] . Относятся эти глаголы тоже ко второму спряжению.

Из второго спряжения исключения - это слова бр-и-ть (бороду), стел-и-ть (скатерть) , а также устаревший глагол "зижд-и-ться" , но так как он почти не употребляется в современном языке, в школьных уроках на нем не акцентируется внимание. Эти глаголы относятся к первому спряжению, так как при изменении по лицам и числам принимают свойственные ему флексии. Я стел[Ю], мы стел[ЕМ], ты стел[ЕШЬ], вы стел[ЕТЕ], он стел[ЕТ], они стел[ЮТ] .

Очень важно выучить эти глаголы, чтобы они не вводили в заблуждение при написании. В школе, например, именно с глаголами-исключениями связано основное количество

Разноспрягаемые глаголы

Напомним, что разноспрягаемыми называют глаголы, которые принимают в разных формах личные окончания то одного спряжения, то другого. В русском языке два таких глагола - "хотеть " и "бежать ". Если судить по начальной форме, то они должны относиться к первому спряжению. Но давайте посмотрим, как они ведут себя при изменении по лицам и числам.

Хот-е-ть: я хоч[У] играть, мы хот[ИМ] играть, ты хоч[ЕШЬ] играть, вы хот[ИТЕ] играть, он хоч[ЕТ] играть, они хот[ЯТ] играть . Как видно, в единственном числе у этого глагола окончания первого спряжения, а во множественном - второго.

Беж-а-ть: я бег[У] по дороге, мы беж[ИМ] по дороге, ты беж[ИШЬ] по дороге, вы беж[ИТЕ] по дороге, он беж[ИТ] по дороге, они бег[УТ] по дороге . Этот глагол только в форме третьего лица множественного числа ведет себя как глагол второго спряжения, а во всех других формах у него окончания первого спряжения.

Вот поэтому эти слова и называют разноспрягаемыми глаголами. Их окончания следует запомнить.

Таблица спряжений русского языка

Итак, мы выяснили, для чего нужно знать спряжение глагола, как его определить, какие слова относятся к первому, а какие ко второму спряжению и какие существуют слова-исключения из данного правила.

Обобщим все вышесказанное в таблице, отразив в ней глаголы, у которых личные окончания безударные.

1 спряжение 2 спряжение
На что оканчиваетсяв нач.форме е-ть (неглеть), ы-ть (мыть), а-ть (мечтать), о-ть (полоть), у-ть (уснуть), -ти (нести), -чь (стричь) и др. и-ть (пилить)
Личные окончания -у/-ю, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут/-ют -у/-ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ат/-ят
Исключения Бр-и-ть (усы), стел-и-ть (ковры) - относятся к 1 спр. -верт-е-ть (волчком), -терп-е-ть (бедствие), -завис-е-ть (от них), -обид-е-ть (друга), -ненавид-е-ть (всерьез), -смотр-е-ть (в оба), -вид-е-ть (все); -слыш-а-ть (гром), -гн-а-ть (в степь), -дыш-а-ть (легко), -держ-а-ть (крепко) - относятся ко 2 спр.
Примеры помог-а-ть, пол-о-ть, пл-ы-ть, нес-ти, испе-чь и др. пил-и-ть, молот-и-ть, мол-и-ться, покор-и-ться, обвин-и-ть, отвинт-и-ть, объясн-и-ть, впечатл-и-ть и др.

Не забываем о том, что данную таблицу следует применять, только убедившись, что личные окончания глагола не находятся под ударением, а также обратив внимание на наличие приставки вы-.

Подведем итоги

Вот мы и разобрались, что такое вид и спряжение глагола, как их определить и для чего нужно хорошо разбираться в этих морфологических категориях. Какие же выводы можно сделать?

Чтобы определить вид глагола, достаточно задать к нему один из двух вопросов: что делать ? или что сделать ? В первом случае вид будет несовершенный, а во втором - совершенный.

Для вычисления спряжения нужно в первую очередь определить, падает ли ударение на окончание в личной форме. Если да, то спряжение определяется именно по нему. Если нет, то необходимо поставить глагол в НФ.

По НФ окончания спряжений определяются несложным образом: нужно заметить, на что оканчивается глагол в инфинитиве, и в соответствии с правилом определить спряжение. При этом обратить внимание, не является ли данный глагол одним из исключений из правила. Исключения нужно выучить и знать на зубок!

Вот и все правило, объясняющее, что такое вид и спряжение глаголов нашего языка. Надеемся, что статья оказалась полезной и поможет избежать многих ошибок при письме. Будьте грамотными!


Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям.

Глаголы первого спряжения:

Лицо Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:

Гнать, держать,

смотреть и видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

их “на –е-” спрягать нельзя.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

«Система изменения глаголов называется спряжением. В современном языке глаголы изменяются по наклонениям, временам (в изъявительном наклонении), лицам, числам и родам. Формы наклонения, времени и лица относятся к спрягаемым» (Современный русский язык. Под ред. Д.Э.Розенталя.- М., 1979. – Ч.1.- С.242).

«Спряжение – 1) изменение глагольных форм настоящего/будущего времени, а также повелительного наклонения по лицам, или – 2) более широко - изменение по наклонениям, временам, лицам» (Краткий справочник по совр. русск. яз. /Под ред. П.А.Леканта. –М., 1991. – С. 257).

«Спряжение – изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении) и наклонении» (Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – С. 325).

Спряжением (в широком смысле) называют тип словоизменения глагола в настоящем или будущем простом времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от набора окончаний в формах настоящего или будущего простого времени все глаголы делятся (за небольшим исключением) на глаголы I и II спряжения. Нужно учитывать, что глаголы будущего простого времени имеют те же окончания, что и формы глаголов настоящего времени несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются как формы настоящего времени.

Методика определения спряжения глагола следующая:

I этап. Поставить глагол в форму 3л. мн. числа:

если окончание - ут (ют), то глагол I спряжения

если окончание – ат (ят), то глагол II спряжения

Если окончание безударное, то

II этап. Поставить глагол в форму инфинитива:

Если глагол заканчивается на – а (ть), -о(ть), е(ть), то он I спряжения

(исключения: брить, стелить ).

Если глагол заканчивается на – и(ть), то он II спряжения

(исключения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть ).

7.Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола: способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

Категория вида – это в пределах глагольных форм «универсальная» категория, поскольку ею характеризуются все глагольные формы. Вместе с тем теория видов русского глагола, может быть, именно в силу своей «универсальности», - это один из наиболее трудных, спорных и неразработанных вопросов русской грамматики.



При специальном интересе к истории глагольного вида можно обратиться к книге академика В.В.Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (М., 1988), где дан подробный анализ взглядов русских и зарубежных лингвистов на категорию вида.

В результате длительных поисков общего содержания вида, в результате критического анализа мнений разных исследователей в современной лингвистической науке преобладают два определения общего содержания глагольного вида.

Первое определение связано с понятием внутреннего продела. Его придерживался В.В.Виноградов, оно легло в основу определения вида в ряде вузовских пособий. Вот что говорится в «Русской грамматике» (М., 1980) по поводу такого определения категории вида: «категория вида – это система противопоставленных друг другу двух рядов форм глаголов: ряда форм, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида).



Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.

В глаголах совершенного вида достигаемый действием предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается (Он белил и побелил потолок. Он переписывал и наконец переписал работу. ).

Второе определение связано с понятием неделимой целостности действия. Так определяют вид авторы пособия для студентов и учителей А.В.Бондарко и Л.Л.Буланин: «Совершенный вид обозначает действие как неделимое целое, тогда как несовершенный вид не содержит в своей семантике указания на целостность действия».

Как видим, оба определения глагольного вида (на основе внутреннего предела и на основе целостности действия) не исключают друг друга. Действие, представленное в его целостности, тем самым ограничено внутренним пределом.

Более сложным для решения оказался вопрос о том, чем отличаются совершенный и несовершенный виды друг от друга. Определение понятия совершенности/несовершенности вызвало к жизни несколько теорий, довольно интересных по своей сути. Знакомство с ними позволит глубже понять сущность рассматриваемой категории, не нашедшей окончательного единообразного решения до сих пор.

1.Традиционный, идущий от «Синтаксиса славянских языков» Франтишека Миклошевича взгляд на виды, проникший в школьную грамматику и долго бытовавший в ней, состоит в следующем: несовершенный и совершенный виды связаны с понятием о законченности/незаконченности действия.

Этот взгляд не мог удовлетворить лингвистов, так как вступал в противоречие с разными оттенками значений глаголов совершенного вида. Например, глагол запеть обозначает начало действия (сравни: защелкать, засвистеть, заговорить), а на него приходится переносить понятие «законченности».

2. Второй взгляд на виды связан с именем А.Х.Востокова. Его суть в том, что виды рассматриваются как выражение разных этапов, разных моментов действия: совершенный вид обозначает начало и конец действия, а несовершенный – его середину. Но этот взгляд отражал не столько сущность вида, сколько особенности значения глагольных приставок. Иными словами, смешивались понятие вида и понятие о частных значениях, вносимых приставками в семантику глагола.

3.Наиболее распространенной теорией видов была теория длительности/недлительности, по которой различие между видовыми значениями изображалось при помощи пространственных, графических аналогий. Согласно этой теории, совершенный вид обозначает действие, непротяженное, недлительное во времени, «точечное», в котором конец сливается с началом. Несовершенный вид, соответственно, обозначает действие, протяженное (длительное) во времени, «линейное». Эта теория о «точечности» совершенного вида и «линейности» несовершенного вида перешла от французских ученых к русским лингвистам, в частности, А.М.Пешковскому, и была принята. Однако А.М.Пешковский не внес ничего нового в понимание видов, он некритически подошел к схеме «точечность/неточечность (линейность)». См. подробнее у Ф.де Соссюра и Мейе. (Например, глаголы нагуляться, натаскать, прозаниматься, перечитать противоречат этой теории). По словам академика В.В.Виноградова, ближе всех к истине в определении разницы между совершенным и несовершенным видом стоял Ф.Ф.Фортунатов. Он выдвинул положение о соотносительности видов по параметру предельность/непредельность действия.

Сам В.В.Виноградов четко определяет виды, связывая их значение с понятием предельности: «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия» (Русский язык. С.497).

В существующих вузовских пособиях понятие вида связано с понятием внутреннего предела.

В процессе развития лингвистического толкования видов закономерно возник вопрос: как рассматривать видовые формы?

Обоснованное мнение находим в книге В.В.Виноградова «Русский язык», где получает развитие учение о соотносительности совершенного и несовершенного вида.

Соотносительные парные формы совершенного и несовершенного видов – при отсутствии различий в лексических значениях – академик В.В.Виноградов называет формами одного и того же глагола:

Выиграть – выигрывать Внимание! Следует различать суффиксы

Выключить – выключать -а, -ва, -ыва:

Делать – сделать вы-рыв-а-ть – вы-рв-а-ть

Решить – решать по-кры-ва-ть – по-кры-ть

Согреть – согревать до-дел-ыва-ть – до-дел-а-ть

В производных формах совершенного вида очень продуктивен и четко выделяется суффикс – ну- (однократности действия): бодать – бод-ну-ть, шептать – шеп-ну-ть, топать – топ-ну-ть

Видовую пару (корреляцию ) образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие по смыслу (лексически) и имеющие разные видовые значения: одна – несовершенного вида, другая – совершенного вида. Члены видовых пар обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (сов. вид) или длительность, продолжительность его (несов. вид):

Закрыть окно – закрывать окно.

Академик В.В.Виноградов очень интересно вскрывает взаимодействие грамматики и лексики в области глагольного вида. Как он отмечает, «категория вида является ареной борьбы и взаимодействия грамматических и лексических значений». Как это проявляется? С одной стороны, в грамматике укрепляется тенденция к объединению глагольных образований от одной и той же основы в соотносительные видовые пары. С другой стороны – в лексике – обнаруживается тенденция к производству от одной и той же основы множества разных глаголов. Грамматика, стягивая подходящие слова (петь – спеть, строить – построить ) в соотносительные видовые пары, стремится упорядочить родственные отношения между словами; в то же время лексические различия, основанные на словопроизводстве, «оттягивают» один глагол от другого, делают их разными словами (дернуть – выдернуть, бросить – забросить ).

Таким образом, вопрос об отношении категории вида к формообразованию и словообразованию является спорным в лингвистике. Этот вопрос, однако, очень важен в практическом отношении – для словообразовательного анализа: как решать вопрос о видовых парах в каждом конкретном случае? Как рассматривать видовые приставки и суффиксы – как формообразующие или как словообразующие?

По-видимому, надо встать на точку зрения В.В.Виноградова и рассматривать как чистые формы одного слова те соотносительные видовые пары, которые не различаются по лексическому значению: строить – построить, писать – написать, готовить – приготовить и т.д.

Однако параллельные видовые формы, отличающиеся по своему лексическому значению, следует считать разными словами, а префиксы, образующие такие формы, - словообразовательными префиксами: писать – подписать, надписать, переписать.

Действительно, если значение глагола писать можно определить как «изображать на бумаге или другом материале буквы, цифры», то подписать – «поставить подпись для утверждения, удостоверить что-либо», а надписать – «сделать на чем-либо надпись». Следовательно, эти формы различаются лексическими оттенками, что легко проверить, если подобрать к приставочным глаголам вторичные производные глаголы с этими же приставками:

Подписать – подписывать

Надписать – надписывать.

Такую позицию удобно принять и из методических соображений, но вообще вопрос о связи видового образования со словообразованием глагола очень сложен. В книге А.В.Бондарко и Л.Л.Буланина «Русский глагол» (1967) понятие о видовых парах и о словообразовательных парах уточняется: авторы отмечают, что у многозначных глаголов, образующих видовую пару, иногда могут наблюдаться расхождения в отдельных значениях, но если есть совпадение хотя бы одного значения, можно говорить о видовой паре – формообразовательного типа. Например: защищать – защитить , где защищать (участвовать в судебном процессе) не имеет соответствия в совершенном виде (защитит ь), здесь – частичная семантическая соотносительность видовых глагольных форм.

В Русской грамматике – 80 видовые пары глаголов признаны разными словами, которые находятся в отношениях словообразовательной мотивации. Иными словами, категория вида – категория несловоизменительная.

Важным внешним грамматическим различием глаголов совершенного и несовершенного вида является различие в составе их парадигм:

Совершенный вид несовершенный вид

1. нет формы настоящего времени есть форма настоящего времени

2. форма будущего времени – простая форма будущего времени – сложная

3. форма прошедшего времени форма прошедшего времени

4. действит. причаст. прош.вр. действит. причаст. наст.и прош. вр.

5. страдат. причаст. прош.вр. страдат. причаст. наст. и прош. вр.

6. деепричастие. сов. вида деепричастие несов. вида

Перейдем теперь к рассмотрению типов видовой корреляции (оппозиции) в современном русском языке.

Для нас важно вскрыть природу механизма видообразования, познакомиться со способами видовой корреляции в русском языке. Прежде всего важно отметить, что в пределах глагольного вида трудно бывает определить, какая из форм (совершенного вида или несовершенного вида) должна быть признана исходной, первичной видовой формой. Вот почему во всех монографиях, учебных пособиях рассматривается не вопрос об образовании форм одного вида от форм другого, а типы видового соотношения, характерные для русского глагола (типы видовой корреляции).

Остановимся на этих типах подробнее.

1.Суффиксальный способ применяется при образовании форм несовершенного вида от основ совершенного вида (имперфективация).

При суффиксальном образовании видовых пар особенно активны суффиксы – ыва(ива),-а(я), -ва, -ева. При их помощи образуются пары несовершенного вида от приставочных форм совершенного вида:

Обмазать – обмаз-ыва-ть

Завинтить – завинч-ива-ть

Прогрызть – прогрыз-а-ть

Одолеть – одоле-ва-ть

Суффиксация часто сопровождается чередованием гласных и согласных в корне, а также перемещением ударения. В области согласных возможны чередования: т║ч (раскрутить – раскручивать ), д║ж (снабдить – снабжать ), с║ш (спросить – спрашивать ), ст║щ (вырастить – выращивать ), з║ж (выморозить – вымораживать ), ч║к (запечь – запекать ). В области гласных часто чередуются о║а (вздрогнуть – вздрагивать, задобрить – задабривать, оспорить – оспаривать ).

Однако чередование гласных, если не учесть его особенности, может повести к неправильному образованию глагольных форм (типа «приурачивать », «узаканивать »). Чередование о║а обязательна лишь тогда, когда о является безударным (упросить – упрашивать ), но если о ударное, то чередование о║а может иметь место, а может отсутствовать (нет «опорачивать », «ускаривать »). Иногда формы с чередованием о║а и без него сосуществуют (обусловить – обусловливать, обуславливать ); это свидетельствует о продуктивности такого чередования.

Суффикс – ва следует признать непродуктивным. Он используется для образования форм несовершенного вида от глаголов с односложным корнем на –а,-е,-и,-ы,-у:

Подать – пода-ва-ть запеть – запе-ва-ть

Вылить – выли-ва-ть смыть – смы-ва-ть

Выдуть – выду-ва-ть

или от приставочных глаголов с двусложным корнем (овладеть – овладе-ва-ть )

2. Префиксальный способ образования видовых пар применяется при образовании форм совершенного вида от бесприставочных глаголов несовершенного вида. Этот процесс называют процессом перфективации.

Русский глагол очень богат приставками, поэтому ряды приставочных образований от бесприставочной глагольной основы часто бывают довольно длинными. При анализе приставочного образования глагольных форм приставки могут иметь чисто грамматическое значение, но могут менять и оттенки лексического значения (то есть носить лексико-грамматический характер):

1.делать – сделать, здороваться – поздороваться;

2. делать – переделать, строить – перестроить.

Приставки могут быть чисто словообразовательными:

прыгнуть – запрыгнуть

перепрыгнуть

выпрыгнуть

вспрыгнуть

спрыгнуть

К виду глагола относятся только пары первого типа. В этих случаях приставки, которые обычно присоединяются с целью внесения какого-то нового лексического оттенка (это и есть основное назначение глагольных приставок), утрачивают свойственное им лексическое значение и выступают лишь в качестве показателя совершенного вида.

В грамматической традиции обычен взгляд, по которому «чистовидовые» и «лексические» приставки различаются практическим способом: если от приставочного образования можно произвести приставочную же форму несовершенного вида, то такая приставка – лексическая. Речь идет о так называемых видовых «цепях» типа:

делать – переделать – переделывать (лексические приставки)

(Но: делать – сделать ; нет «сделывать »).

Однако сегодня такой критерий не может быть признан достаточным, потому что доказано, что отсутствие вторичного приставочного образования несовершенного вида не всегда - свидетельство чистовидового характера приставки: видовая цепь не образуется, но приставка вносит новое лексическое значение – проболеть, поволноваться, отгреметь .

И наоборот, иногда приставка носит чисто-грамматический характер, хотя возможно вторичное приставочное образование несовершенного вида:

слабеть – ослабеть (ослабевать )

гибнуть – погибнуть (погибать ).

3.Образование видовых пар путем замены тематических гласных в основе инфинитива. Это бессуфиксный способ, находящий применение в кругу приставочных (чаще) и бесприставочных (реже) глаголов:

лиш-и-ть – лиш-а-ть отлуч-и-ть – отлуч-а-ть

плен-и-ть – плен-я-ть выдел-и-ть – выдел-я-ть

встрет-и-ть – встреч-а-ть разреш-и-ть – разреш-а-ть

По этому же способу образуются видовые пары от некоторых непродуктивных типов глаголов:

совлечь – совлек-а-ть пренебречь – пренебрег-а-ть

влезть – влез-а-ть начать – начин-а-ть

Он же используется в приставочных образованиях на – ну(ть):

Исчез-ну-ть –исчез-а-ть, погиб-ну-ть – погиб-а-ть, прокис-ну-ть – прокис-а-ть, прибег-ну-ть – прибег-а-ть.

4. Видовое образование от разных основ – способом супплетивации. Этот тип видообразования непродуктивен: говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, садиться – сесть, ложиться – лечь.

В вузовских пособиях такие пары признаются формами одного слова (так как тождество лексического значения сохраняется).

5. Кроме суффиксов и приставок, в образовании видов участвуют и некоторые другие средства, способные выражать грамматические значения. Среди них – ударение. В формах совершенного вида ударение падает на корень или приставку, а в формах несовершенного вида – на суффикс:

просыпа′ть – просы′пать

разреза′ть – разре′зать

осыпа′ть – осы′пать

выреза′ть – вы′резать.

Наконец, видовые пары могут быть иногда образованы путем фонетических чередований согласных (избегать – избежать ) или чередования с беглым гласным (посылать – послать, собирать – собрать ). Таковы основные типы видового образования русского глагола. А глаголы, имеющие видовую пару, называются парными.

Для полноты освещения темы о виде необходимо рассмотреть вопрос о несоотносительных видовых формах. Выделяется две разновидности несоотносительных по виду глагольных форм: одновидовые и двувидовые.

Одновидовые (непарные) глаголы:

совершенного вида – эта группа довольно немногочисленна. Они могут обозначать: начало действия (загреметь, подуть, побежать, запа′хнуть, защемить, вскрикнуть ); завершение действия (отгреметь, отвоевать, отъездить ); ограничение процесса (проходить весь день, пробе′гать, побегать, посмеяться, постоять) ; интенсивность действия (измокнуть, изъездить, исстрадаться ).

несовершенного вида – это в основном глаголы с суффиксами – ыва-,-ива-,-ова-, -ева-,-ва и с приставками, несущими в себе яркое лексическое значение:

приплясывать, припевать, поговаривать, перемигиваться, вышагивать, отсвечивать, предчувствовать, изобиловать, отсвечивать.

Глаголы отыменного образования тоже стойко сохраняют значение несовершенного вида и не образуют видовых пар: квартировать, кальцинировать, канонизировать, каламбурить. Одновидовыми глаголами в своем большинстве являются бесприставочные глаголы несовершенного вида: знать, пить, носить, слышать, обитать, подражать и т.д.

Двувидовые глаголы характеризуются тем, что одна и та же основа выражает как значение несовершенного вида, так и значение совершенного вида. Конкретное видовое значение таких глаголов проявляется только в контексте.

К двувидовым глаголам относятся:

а) немногочисленная группа глаголов с суффиксом –и- (женить, казнить, молвить, ранить );

б) изолированные глаголы с суффиксами – а-, - е- (венчать, обещать, велеть ).

Пушки с пристани палят , кораблю пристать велят (что делают?).

На этом решении я велю настаивать (что сделаю?).

в) к двувидовым относится довольно многочисленная группа глаголов с суффиксами – ова-, -ева-: даровать, исследовать, использовать, миновать, наследовать, обследовать, эвакуировать, арендовать, парировать . Например:

Вратарь парировал сильный удар (что сделал?).

Ему приходилось парировать удары противника (что делать?).

Вратарь уверенно парировал удары противника (что делал? и что сделал?).

Два видовых значения двувидовые глаголы имеют лишь в формах инфинитива (автоматизировать ), прошедшем времени (автоматизировал ), сослагательном наклонении (автоматизировал бы ), повелительном наклонении (автоматизируй ) и действительных причастиях прошедшего времени (автоматизировавший ). Формы типа автоматизирую имеют значение настоящего времени несовершенного вида либо будущего времени совершенного вида.

В аналитической форме будущего времени (буду автоматизировать ), в формах действительных и страдательных причастий настоящего времени (автоматизирующий, автоматизируемый ) и деепричастия несовершенного вида (автоматизируя ) выражается значение несовершенного вида, а в формах страдательных причастий прошедшего времени (автоматизированный ) и деепричастия прошедшего времени (автоматизировав ) – значение совершенного вида. Ряд двувидовых глаголов имеет в форме прошедшего времени только значение совершенного вида (Мы организовали конференцию ) и не образует аналитической формы будущего времени (нет: я буду организовывать ).

Группа двувидовых глаголов пополняется за счет заимствований с суффиксами – ова-, -ева-(арестовать, атаковать ). Но у этих глаголов очень сильна тенденция закреплять за собой значение совершенного вида в форме прошедшего времени (арестовал, атаковал, оперировал ). В русских основах наблюдается такая же тенденция: Он читал эту книгу (что делал? что сделал); Бежал он с поля брани (что делал? что сделал?).

Некоторые многозначные глаголы могут быть двувидовыми не во всех своих лексических значениях. Например, глагол бежать является двувидовым в значении «спасаться бегством» (бежать из плена ) и глаголом несовершенного вида во всех остальных значениях: 1 – «двигаться быстро, резко отталкивающимся от земли шагом» (бежать по полю ); 2 – «быстро двигаться, проходить» (дни бегут ); 3 – «спешить, о часах» (ваши часы бегут ).

Двувидовые глаголы могут быть мотивирующими по отношению к префиксальным глаголам совершенного вида (женить – поженить, обещать – пообещать ), либо по отношению к суффиксальным глаголам несовершенного вида во (ассигновать – ассигновывать, атаковать – атаковывать ).

Поскольку видовая система русского глагола – результат длительного развития, причем развития сложного, в тесном взаимодействии с другой важной глагольной категорией – категорией времени, то в видовой системе русского языка наблюдаются некоторые явления пережиточного характера:

а) к ним относится соотношение бесприставочных форм совершенного вида с формами «многократного» значения: писал – писывал, видел – видывал, говорил – говаривал (Здесь барин сиживал один, здесь с ним обедывал, бывало, покойный Ленский, наш сосед ).

Эти формы в настоящее время непродуктивны и стоят за пределами видовых отношений. Но еще в языке 18 века они были очень разнообразны и продуктивны; такие формы встречаются и в произведениях 19 века.

б) к пережиточным явлениям относятся и видовые различия у глаголов передвижения (или просто движения): бежать, лететь, ехать, идти, нести, лезть, ползти, тащить и др. Такие глаголы функционируют в русском языке парами: бежать – бегать, летать – лететь, ездить – ехать и т.д. Оба компонента в этих парах – формы несовершенного вида. Различие между ними состоит в способе движения, обозначаемого глаголом. Глаголы идти, нести, лететь, ползти и другие обозначают движение, направленное в одну сторону (линейное), а глаголы ходить, носить, летать, ползать - разнонаправленное действие (или однонаправленное, но прерывистое). Группа глаголов движения немногочисленна и замкнута. Их основным, наиболее существенным признаком и является названная соотносительность двух рядов форм в рамках несовершенного вида:

Иду по городу – Хожу по городу

Птица летит – Птица летает.

Интересно, что от таких глаголов (кратных и некратных) могут образоваться формы совершенного вида при помощи приставок: лететь – улететь

летать – полетать.

При этом приставки вносят разнообразные лексические значения.

Способы глагольного действия – это лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественно-временные и результативные модификации действия, выраженные с помощью словообразовательных формантов. В русском языке имеются следующие основные способы действия:

1)начинательный (загреметь, подуть, возненавидеть, раскричаться, побрести );

2) ограничительный (погостить, побродить, поволноваться );

3) длительно-ограничительный (продержать, проплясать, перезимовать, проходить весь день );

4) окончательный (отцвести, отвоеваться, отбегать );

5) повторительный (перешить, переписать );

6) ограничительно-завершительный (досидеть до…, дождаться );

7) однократный (оглушить, толкнуть, сболтнуть, стукнуть );

8) уменьшительно-смягчительный (попить, приглянуться, прихрамывать );

9) многократный (хаживать, сиживать );

10) прерывисто-смягчительный (постукивать, подрыгивать );

11) длительно-дистрибутивный (раздумывать, разглядывать );

12) сопроводительный (пристукивать, приговаривать );

13) интенсивно-кратный (названивать, отстукивать, пританцовывать );

14) интенсивно-результативный (перепугать, раскормить, проварить, просушить, доработаться, достучаться, насидеться, объесться, прокашляться, сработаться );

15) накопительный (напилить, наготовить, настрогать );

16) распределительный (повывезти, переглотать ).

Связь способов действия с видом глагола проявляется в том, что значения одних способов исключают наличие видовых пар, относящихся к этим способам (2, 7, 9, 10, 11, 12, 13), а значения других способов не препятствует этому: 1 – запеть -запевать ; 2 – просидеть –просиживать ; 4 – отцвести –отцветать ; 5 – перешить –перешивать ; 8 – приглушить – приглушать и т.д.

Н.М.Шанский и А.Н.Тихонов считают, что «способы действия – это семантико-словообразовательные группы глаголов, объединенные по общности количественно-временных значений, выражаемых при помощи аффиксов. Например: бегать – забегать, побегать, отбегать, набегать (ся), разбегаться.

Все производные глаголы обозначают тот же процесс, что и первый глагол. Но каждый новый глагол характеризует этот процесс по-разному: забегать – начать бегать в разных направлениях; побе′гать – значение ограничения во времени; отбе′гать – значение финитности (конца); набе′гаться – значение предельной насыщенности действия и т.п.

Изучение темы о видах способствует лучшему усвоению категории времени, материала о причастиях и деепричастиях; связана с орфографической работой; повышает культуру речи (помогает избежать ошибок типа: Кирсанов заигнорировал Базарова. Вожатый срапортовал. Поиллюминировали школу. Спадывать. Причисливать. Размноживать. Прибедниваться.)

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

Переходными глаголами называются такие, которые выражают действие, переходящее на другой предмет, название которого ставится в В.п. без предлога (иногда в Р.п.): Автор читает стихи. Сестра пишет письмо. Хозяйка купила хлеба (Р.п.). Я жду поезда (Р.п.). Не читал книги (Р.п.).

Непереходными соответственно называются глаголы, которые выражают действие, не переходящее (не направленное) на другой предмет или замыкающееся в самом предмете: Дети учатся в школе. Геологи работают в низине .

При определении переходности/непереходности следует установить показатели переходности. В случае, когда действие переходит на объект, вопрос к глагольной словоформе состоит из данной словоформы + вопросительного местоимения кого? или что? (или оба одновременно): перевести (кого? что?) ученика в 5-й класс. Показатель переходности – прямое дополнение в В.п. (или Р.п.).

При анализе переходности следует обратить внимание на следующие случаи, которые в учебниках обычно не отмечаются:

1.В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации (глагол будет в этом случае переходным): У них, наверное, есть хлеб… Купите у них, ладно?

2. При глаголе есть инфинитив, который можно заменить В.п. или Род.п. прямого объекта(глагол переходный): Люблю спать в стогах .

3. При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. или Р.п. прямого дополнения (глагол переходный): Когда Иван открыл глаза, то увидел , что по рельсам идут паровозы .

4 При глаголе нет прямого дополнения, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. или Р.п. прямого объекта (глагол переходный): Сейчас бы по котлеточке съесть .

5. При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое легко заменяется В.п. со значением прямого объекта (глагол переходный): Ставлю тебе «хорошо».

Во всех этих случаях к глаголам можно задать вопрос кого? что? независимо от того, есть в предложении прямое дополнение или нет.

При определении переходности/непереходности следует учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: бывает, что в одном значении глагол переходный, а в другом – нет. Например: замолчать (перестать говорить, перестать звучать) – непереходный; замолчать (умышленно не говорить о чем-то или о ком-то) – переходный.

При анализе следует отграничивать В.п. прямого объекта от В.п. с обстоятельственным значением: Жители жгут костры всю ночь .

Иногда в пределах одного предложения или словосочетания невозможно провести такое разграничение: Он рисует ночь (что? – объект, как долго? – обстоятельство меры и степени).

9. Возвратность/невозвратность: показатель возвратности (постфикс –ся); функция и значение постфикса – ся.

Анализируя возвратные глаголы, следует определить роль постфикса – ся(-сь), установить, является ли –ся словообразующим аффиксом.

Не вызывают трудностей случаи, когда глаголы без не употребляются (улыбаться, колоситься, смеяться ).

Не вызывают трудностей явные случаи формообразующего, залогового –ся (умываться, причесываться ).

Сложности возникают в тех случаях, когда присоединение – ся влечет за собой изменение лексического значения глаголов. Это изменение может быть явным и неявным: Не хочется прощаться с осенью. Вьются над цветущими ивами пчелы. И вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь.

В глаголах прощать – прощаться, вить – виться (в значении «летать»), сорвать – сорваться постфикс – ся изменяет лексическое значение, следовательно, является словообразующим. (Вывод о словообразующей роли –ся может быть по-разному мотивирован со ссылкой на словари: веревка вьется, речка вьется, птица вьется).

Вторая сложность анализа возвратности/невозвратности связана с квалификацией глаголов, которым – ся придает значение безличности. А.М.Пешковский считал, что практически от любого русского глагола можно образовать безличный с помощью – ся (-сь): хотеть – хочется, хотелось; думать – думается, думалось. Поскольку значение безличности возникает только у личной формы глагола 3 л. настоящего времени или среднего рода, единственного числа, прошедшего времени, постфикс – ся в таких случаях следует считать формообразующим (образует форму безличности).

Материалы для работы с учащимися

Глагол имеет две основы :

1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени

2. – основа формы настоящего и будущего времени

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.

Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.

Таблица 1

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

Лицо

Единственное

Единственное

Множественное

Множественное

1

/- ю

-ём /- ем

-им /- им -

2

-ёшь /- ешь

-ишь /- ишь

-ёте /- ете

-ите /- ите

3

-ёт /- ет

-ит /- ит

-ут /- ют

-ат /- ят

Алгоритм определения спряжения глагола

  1. Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений

Для запоминания

Исключения

I СПР.

II СПР.

I СПР.

АРХАИЧНЫЕ

РАЗНО-

СПРЯГАЕМЫЕ

II СПР.

баять

блеять

веять

затеять

каяться

лаять

лелеять

маяться

надеяться

реять

сеять

таять

хаять

чаять

чуять

клеить

строить

брить

стелить

зиждиться

зыбиться

дать

есть

создать

бежать

брезжить

хотеть

чтить

вертеть

видеть

ненавидеть

зависеть

обидеть

смотреть

терпеть

гнать

держать

дышать

слышать

СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ !

    Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)

ГЛАГОЛ

МЫ

ТЫ

ОНИ

Гласные в

СПРЯЖЕНИЕ

лет Е ть

лет ИМ

лет ИШЬ

лет ЯТ

2- И… +1- А/Я…

II СПР.

тер Е ть

тр ЁМ

тр Ёшь

тр УТ

2- Е… +1- У/Ю…