Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Карело финские народы. Обычаи и традиции карелов. Древние верования карьялайзет

Карело финские народы. Обычаи и традиции карелов. Древние верования карьялайзет

Сообщество

Карелы

Terveh! Terveh teile! - Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Этноним карелов - карьялайзет. Собствено карелы - карьялани, приладожские - лигвиляйне, ливвикей, ливвики, прионежские - лююдилайне, лююдикей, людики.

Места проживания

Карелы - коренное население Республики Карелия. Живут также в Тверской области (тверские и верхневолжские карелы), Ленинградской, Мурманской и других областях России. Карелы проживают на Украине, в Белоруссии и Эстонии.

Историческая справка

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и юго-востока Финляндии. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры предки карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. В начале XI века началась миграция карелов на Север, на территорию новгородской земли. Примерно в XII веке древние карелы упоминаются в русских летописях, скандинавских сагах

Статистические данные

По переписи 2002 года в Российской Федерации проживает 93344 человека.

Религия

Карелы исповедуют православие. Из летописных сведений известно, что в 1227 году князь Ярослав Всеволодович «крести множество карел». У карел сохранялись элементы язычества: поклонение стихийным силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), вера в очистительную силу огня, подчинение жизненного цикла фазам луны.

Язык

Карельский язык принадлежит финно-угорской группе уральской семьи. Наиболее близки языку карел языки таких народов как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. По мнению языковедов, из языка-основы (древнекарельского языка) возникли ижорский язык, восточно-финский диалекты финского языка.

В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования. Основные диалекты: собственно карельский, ливвиковский, людиковский. Распространён также финский язык.

Письменность

Краткий разговорник

Jiagia tervehekse! - До свидания!
Passibo! Kiitos! - Спасибо!
Huvia paivia! - Добрый день!
Prostikkua! Andakkua andiekse! - Извините!
Pagizettogo omua kiedu? - Вы говорите по-карельски?
Da- Да.
Еn - Нет.
Leibu suolu suojile ! - Приятного аппетита!

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Древнекарельский женский костюм состоял из длинной юбки, нередко окаймленной узорчатой тесьмой, льняной рубахи, отделанной тесьмой с серебряными нитями, передника, украшенного по подолу спиральными нитями, и головного платка, крепящегося к волосам красивыми застёжками.

Широкое распространение имели различные украшения - подвески, медальоны, фибулы.

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубашки, которые у ворота скреплялись маленькой застёжкой. К поясу, обычно кожаному, с железными или бронзовыми пряжками, привешивались нож в чехле, огниво, брусок. В конце??? - начале?? веков традиционная одежда карел отличалась от севернорусской только деталями.

Кухня

Любимая пища карел - свежая уха, пироги из рыбы. Повсеместно заготавливалась впрок солёная, вяленая, сушёная рыба.

При всей важности рыбы, основу пищи с давних времён всё же составляли зерновые продукты. Хлеб круглой формы выпекали из ячменной, ржаной и овсяной муки. Большой популярностью пользовались каши - перловая, ячменная, гороховая, толокняная, овсяная. Самое широкое распространение у карел получили калитки (открытые пироги), начинённые ячневой, пшённой крупой, картофельным пюре. Колобы, сканцы, косовик, рядовик, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов.

Значительное место в питании карел занимало молоко и молочные продукты - масло, сметана, простокваша, топлёное молоко.

Любимый напиток карел - чай.

Поселения и жилища

Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень с двумя основными типами расселения: гнездовым и разбросанно-хуторским.

Из множества разновидностей селений наиболее распространенными были деревня и погост. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная прибалтийско-финским народам, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в 19 веке и связанная с появлением сухопутных дорог. Характерными особенностями жилища карел являлись значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

Занятия и промыслы

Карелы издавна занимались земледелием, животноводством, различными домашними промыслами и ремёслами.

Основное занятие - земледелие (пашенное и подсечное). Карелия считается классическим регионом подсечного земледелия. Кроме ячменя, ржи и овса в средней и южной Карелии сеяли пшеницу. Повсеместно выращивали репу, редьку, лук, горох.

Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, в южной и средней Карелии - свиней, в небольшом количестве кур.

К традиционным занятиям карел относится бортничество, курение смолы и дёгтя.

Социальный институт

У карел была распространена соседская община. Долгое время сохранялась большая семья из трёх-четырёх поколений родственников.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Эпические и лирические песни, заклинания, причитания, обрядовые песни исполнялись в строгом соответствии с жизненными обстоятельствами.

Особое место в фольклоре карел занимают эпические песни (руны).

Ёйги - раздольные мелодии, посвящённые любовным похождениям молодых парней.

Народные танцы - «танху» - можно разделить на три группы: бытовавшие в Южной Карелии, Приладожской Карелии и Беломорской Карелии.

На карельские танцы оказали влияние танцы соседних народностей. Под калевальские, лирические и эпические песни танцевали в кругу, шеренгой и парами. Под песни на рифмованные стихи водили хороводы. Для карельских народных танцев характерна свободная импровизация в ритме музыки. Почти все карельские танцы основаны на шаге, пробежке, или на «парадном» шаге.

Характерен лаконизм: в танцах нет ничего лишнего. Повторяется хорошо знакомый шаг, нет сложных фигур. Карельские народные танцы часто начинаются и заканчиваются кругом.

Декоративное творчество

Наиболее распространенными видами крестьянского бытового искусства карел издавна были вышивка, узорное ткачество, вязание. Резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла.

Праздники иобряды

Осенью и зимой карелы вечеряли - собирались вечером в каком-либо доме, где девушки занимались рукоделием, а парни пели и аккомпанировали. В перерывах все вместе играли в игры. Обычно, когда вечеряли, не танцевали.

Среди семейных обрядов относительно несложной была родильная обрядность, в которой преобладали санитарно-гигиенические и религиозно-магические ритуальные действия. В соответствии с народными представлениями обеспечить здоровье и благополучие новому потомству стремились задолго до самих родов. Для этих целей свадьбу и первую брачную ночь приурочивали к новолунию.

Беременной женщине запрещали стричь волосы, чтобы не укоротить жизнь ребёнка, смотреть в зеркало, чтобы он родился красивым. Будущую роженицу оберегали от испуга, советовали ей избегать ссор, запрещали ходить на кладбище и т.д. Приближение родов скрывали даже от близких родственников, боясь дурного глаза и «порчи».

У карел распространён обычай обрядового выгона скота в день Егория (23 апреля) - покровителя скота. Хозяйка дома в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепёшки, испечённой в великий четверг, и произносила специальный заговор. Праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, тёлок или овец) устраивались в июле-августе. Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий на животных.

Мифы и предания

Карельский эпос один из самых архаичных в мировом фольклоре. К ценнейшему фольклорному наследию карел принадлежат эпические руны.

Перечислим основные эпические сюжеты:

1) возникновение мироздания из яйца морского ястреба или утки;
2) кузнец Ильмаринен выковывает небосвод;
3) состязание Вяйнямейнена и Ёукахайнена в пении и силе магических заклинаний;
4) рождение огня;
5) рождение железа;
6) руна об изготовлении Сампо;
7) руна о Большом дубе;
8) освобождение солнца и месяца;
9) рождение медведя;
10) погоня за лосем; и т.д.

Калевала - один из немногих величайших памятников человеческого Знания, дошедших до наших дней. Калевала стоит в одном ряду с такими текстами, как Дао - Дэ цзин, Библия, Веды, Авеста, Коран. Это сконцентрированная мудрость северных народов, воплощённая в эпосе. Читать её и понимать - значит познавать код бытия наших предков.

Лённротовской Калевале всего 150 лет. За эти годы она была переведена на 45 языков. По утверждению исследователей, этому произведению не менее 4000 лет и оно существовало задолго до образования карельского и финского народа. Именно земле Карелии мы благодарны за сохранение этого величайшего наследия предков. И это далеко не последняя нематериальная ценность, которую жители страны священных озёр сохранили для нас.

Чудесное рождение Вяйнямёйнена

Согласно эпическим рунам, герои Калевалы родились от чудесного зачатия. Девушка Иро расчёсывала волосы на морском берегу. Её гребень упал в море: Иро долго искала свой гребень, но нашла лишь три волоска. По поверьям, нельзя было выбрасывать или сжигать волосы - с хозяином волос могло случиться несчастье. Иро положила находку за щёку и от этого зачала.

У неё родились три сына, и дева решила не носить их к попу, а сама дала им имена.

В некоторых рунах дети сами придумывают себе прозвания. Первого стали называть Вяйнямёйненом, второго - Еукахайненом, третьего - Ильмариненом.

Певческое искусство Вяйнямёйнена - искусство заклинателя. Его песнопениями не только сотворён мир: без них «исчезнет в мире радость», и даже скот станет неплоден. Вяйнямёйнен создал также скалы, рифы, выкопал озёра, полные рыбы.

Источники:

  1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
  2. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2003.
  3. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
  4. «Финно-угорские и самодийские народы России»: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
  5. «Что такое Карелия»: Союз Карелии. - Helsinki, 1997.

Карелы — одно из коренных финских племен. Норманны застали их здесь в начале IX века, король Эрик Эмундсон (Ветергут), умерший в 833 г., в своих походах на проникал до Карелии, а в 877 г. Торольф Квельдуфсон, воевода короля Гарольда Гарфагара, в союзе с финским племенем квенов, разбил карел. Впоследствии карелы утратили свою самостоятельность и платили дань норманнам.

В русской истории карелы появляются впервые в 1143 г., когда, по словам летописца, «корела ходиша на емь» - другое финское племя. В 1149 г. карелы упоминаются в войсках кн. Изяслава и Ростислава Мстиславичей, помогавших новгородцам в борьбе их с кн. Георгием Владимировичем Суздальским. В 1191 г. карелы вновь воевали с емью, вместе с новгородцами. О крещении карелов в православие в летописи говорится: «того же лета (6735 или 1227) кн. Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди». Есть основание предполагать, что многие из них и до того времени были уже крещены новгородцами; так в уставе Святослава, кн. Новгородского, составленном в 1134 г., упоминаются, в числе плательщиков сбора в пользу новгородского владыки, обонежские погосты с корельскими названиями; очевидно, здесь жили карелы-христиане. В 1241 карелы, под знаменами кн. Александра Невского, ходили под Капорье. «В лето 6786 (1278) кн. Дмитрий и новгородцы и с всей Низовской землею, казни Корелу и взя землю их на щит». В 1284 г. немцы, под предводительством Трунды, приплыли в по Неве и , с целью обратить жителей ее в своих данников, но были разбиты новгородским посадником Симеоном. В 1291 году начались набеги на карел со стороны шведов, основавших в 1293 г. - Выборг, в 1295 г. - Кексгольм, в 1300 г. - Ландскрону (на месте нынешнего пригорода С.-Петербурга, Бол. Охты). Новгородцы в 1301 г. разрушили Ландскрону, а в следующем году вместе с карелами делали набег на . В 1323 г., по Нотеборгскому миру, русские уступили большую часть Карелии . Сами карелы нередко помогали шведам против русских; причиной тому надо считать дурное управление, о чем имеются свидетельства в истории. Так, при великом князе Михаиле Ярославиче Тверском, который был и новгородским князем, корельским наместником был тверской боярин Борис Константинович, правивший краем крайне произвольно. В 1350 г. упсальский епископ Гемминг обратил многих корел в . Несколько веков подряд Карелия переходила от шведов к русским и обратно, а сами жители ее помогали то тем, то другим, смотря по обстоятельствам.

Переселение карел в глубь России началось еще при Иоанне Грозном. Смутное время и разразившаяся в XVII веке моровая язва сильно опустошили Тверской край; число жителей его значительно уменьшилось. Около того же времени, по столбовскому миру (1617 г.), часть Карелии отошла к Швеции. Жители отошедшей территории были связаны с русскими отчасти верой, отчасти различными экономическими условиями, вследствие чего эмиграция карел в пределы России усилилась. Чтобы несколько пополнить ряды сильно поубавившегося населения, московское правительство, обещаниями хороших земельных наделов и разного рода льгот, привлекло часть этих эмигрантов в Тверской край. Переселение карел шло медленно и продолжалось до 1678 г.

Правительство приписало всех переселенцев-корел к «приказу большого дворца»; но впоследствии многие из них попали в крепостную зависимость к частным лицам и вельможам. Каким образом это произошло - можно догадываться по челобитной переселенцев от 1697 г., в которой сказано, что «помещики и вотчинники корелян, которые за ними живут, как они ездят по торгам, поймав их у себя в поместьях в корельских своих деревнях, бьют и мучат и в подпольях держат, недели по две и по три, и морят голодной смертью». Помещики, в свое оправдание, ссылались на то, что в прежние времена на жалованные земли им велено было принимать выходцев «из-за рубежа корелян», и что в 1646-1678 гг. карелы были записываемы за ними в переписных книгах. В 1698 г. правительство укрепило за помещиками ту часть карел, которые числились за ними по переписным книгам 1678 г., большинство же приписало к дворцовому ведомству. Последние переселения карел в русские губернии совершились вскоре после ништадтского мира (1721 г.), когда вся Карелия была присоединена к России.

В настоящее время общая численность карел в России около 100 тысяч человек. Помимо Карелии большое количество их живёт в Тверской области. Говорят карелы на карельском языке, принадлежащему к финно-угорской группе. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространены также финский и русский языки.

Традиционные занятия — трёхпольное и подсечное , животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, оленеводство. Основные сельско-хозяйственные культуры — рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, брюква, лук, морковь, свёкла, картофель. Другие занятия: бортничество, курение смолы, дёгтя, рыболовство.

Традиционные карельские ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Селения карел расположены в основном по берегам рек и озёр. Традиционное жилище близко к северо-русскому (деревянный сруб).

Традиционная женская одежда: рубахи, сарафан, кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда: рубаха с косым воротом. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная. Традиционное блюда – уха (на севере Карелии — с мучной подболткой, на юге — с картофелем, перловой крупой), колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги, овсяные блины. Традиционные напитки — чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом — репный квас.

В карельском фольклоре выделяются древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на народном щипковом инструменте — кантеле. С XIXраспространены короткие шуточные песни наподобие русских частушек.

Карьялайзет – так именуют себя представители народа, который называют карелами. Основное место проживания – Республика Карелия и близлежащие области Российской Федерации. В средине этноса существуют и отдельные этнические группы со своими самоназваниями.

Старинные хроники упоминают о предках нынешних карел издавна. Самые давние упоминания относятся к скандинавским сагам. Русские летописи впервые говорят о карелах в 1143 году, когда карельская земля была в составе Новгородского княжества.

Предки карел обитали на северо-западе Ладоги. Язык относится к финно-угорской группе с несколькими наречиями, которые стали результатом отношений с древними финнами и вепсами. В древней топонимике и народном фольклоре прослеживается финское влияние.


Промыслы

Издревле карелы были охотниками и рыболовами. Впоследствии начали заниматься скотоводством и земледелием. Разводили овец, получая шерсть и мясо. Содержались коровы и низкорослые породы лошадей. Ближе к северу держали оленьи стада.

Земледелие носило трехпольный и подсечный (под поля вырубались и сжигались участки леса) характер. Конопля и лен сеялись для изготовления ткани. Из зерновых собирали урожай ячменя, ржи, овса, гороха и пшеницы. Из корнеплодов культивировались – редька, брюква и репа. Спустя время начали выращивать морковь, лук, картофель и свеклу. Землю обрабатывали мотыгами, сохами, боронами и плугами.

Наличие большого количества водоемов – естественная причина распространения рыбной ловли. На тихой воде с помощью вбитых в дно кольев и натянутой сети сооружали ловушки для рыбы. Охотились на всю дичь, которая обитала в лесах, используя добытое мясо в пищу, а шкуры для изготовления одежды.


Распространено было и собирательство. В лес ходили за грибами, ягодами и диким медом. Добывали также смолу. Позже пчеловодство сделалось домашним. Лес заготавливался и для строительных нужд и для продажи (сплавлялся по рекам).

Развито у карелов было кузнечное дело. Из местной руды плавилось железо. Кузнецы работали с медью, бронзой, серебром. Ковалось оружие, орудия труда, изготовлялись ювелирные украшения. Древние карелы занимались резьбой по дереву, гончарным ремеслом. Обрабатывали шкуры и выделывали кожу. Одежду шили из домотканых полотен. Солому и бересту использовали для плетения.


Кухня

Рыба использовалась в пищу в большом количестве. Запасы на зиму производились с помощью засаливания, сушки или вяления. Уха была самым распространенным блюдом. В нее добавлялась перловка или мучная болтанка, а также лук и картофель. На столе присутствовали каши, хлебобулочные изделия из кислого и пресного теста, мясо, молоко, грибы и ягоды, пиво и квас.

Совет

При возможности не отказывайте себе в наслаждении отведать карельской ухи. Она одна из лучших в мире.


Жилье

Дома ставили деревянные. Фундамент отсутствовал. Интересно, что в доме находилась и скотина и жилье для людей. Такая планировка характерна для представителей финно-угорских племен. Избы ставились хаотично возле водоема. Ограждались частоколом, украшались резьбой. Обязательными элементами поселений были амбары, навесы для хранения инвентаря и бани.


Семейные традиции

Семьи у карелов были очень большие. В одном дворе проживало до сорока человек. Объясняется это совместным обитанием нескольких поколений родственников. Старики почитались. Приобщались к посильному труду дети.

Кто главный в доме у карелов?

Все подчинялись главе семейства и его жене. Владение имуществом было совместное, так же как и ведение всего хозяйства. Периодически собирался семейный совет для решения назревших хозяйственный или иных проблем.

Свадебные обычаи уходят корнями в язычество. Ритуальные действа состояли из сватовства и ритуала увода невесты из дома родителей. Все это сопровождалось обрядовыми песнями и старинными заговорами.

Религиозные верования

В современной Карелии преобладающей религией является христианство (в том числе старообрядчество). В местном культе христианские обряды смешаны с древними верованиями предков карелов.

Древние верования карьялайзет

Поклонения деревьям. Предполагалось наличие у всего живого (в том числе и у деревьев) души. Поэтому заготовка леса превращалась в целый ритуал с привлечением колдуна, который читал заговоры. А после самому лесорубу необходимо было обращаться к духам за разрешением на порубку. Поваленные и первоначально обработанные деревья в течение сорока дней оставались в лесу умирать. А в местах захоронений и священных рощах деревьев не трогали никогда.


Поклонение духам

Практиковалось поклонение духам природных стихий и домашнего очага. В народных верованиях лешие имели свои срубы в лесу, и социальный уклад был схожим с человеческим. Водная стихия принадлежала русалкам и водяным. И в зависимости от настроения они могли и напакостить людям. Ветрами повелевали четыре брата с разным нравом и характером.


Огнем повелевал рыжебородый дух, при чем ничего общего с домашним очагом он не имел. В карельских преданиях существовало много разных потусторонних созданий, обитающих рядом с человеком. Это дворовые духи, кикиморы, Мара, выстригающая шерсть на невымытых домашних животных. А дух бани, несмотря на покровительство роженицам, мог наказать людей за неправильное пользование баней вплоть до удушения.

Сосуществование духов и людей

Шаманы и колдуны посредством заклинаний задабривали духов, чтобы те если не помогали, то хотя бы не мешали деятельности людей. На теле и в доме размещались обереги. С тех далеких времен осталась традиция росписи и декорирования домашней утвари.

Шаманы Карелии уже не вызывают трепета и воспринимаются как экзотика севера. Но языческие традиции оставили после себя богатейший пласт устного народного творчества, выраженного в былинах, сказаниях, обрядах, песнях и др.


Вывод:

Карелы – древний этнос испокон веков обитавший на берегах Ладоги. Обычаи народа уходят корнями в далекое языческое прошлое финно-угорских племен. Поэтому уклад жизни подразумевал полную самодостаточность и большие дружные семьи.


Карельская деревня

Каре́лы (общее самоназвание - карел. karjalaizet ) - финно-угорский народ , проживают в основном в Республике Карелия , Тверской области и в восточной Финляндии . Язык - карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи. Верующие в России - в большинстве своем православные , в Финляндии - лютеране .

Происхождение

Считается общепризнанным, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековой корелы с весью и лопью , в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры.

Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карел. liügilaizet ) и людиков (карел. lüüdilaizet ), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии , людики - в Прионежской Карелии . Численность и тех и других существенно сократилась в - годах вследствие геноцида , проводившегося финскими властями на оккупированных территориях и ассимиляционной политики в самой Финляндии . Тверские карелы (карел. tiverin karielaizet ) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом.

Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или сегозерских карел , проживающих в окрестностях Сегозера , который происходит от потомков лопарей , ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи или лаппалайзет проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта .

Западные карелы, или как их ещё иногда неграмотно называют «карело-финны» , были почти полностью ассимилированы и по мнению финских этнографов вошли в состав финского этноса . При это официально в Финляндии "не существует" карел, при необходимости указать национальность в официальных документах карелам обычно предлагают выбрать какую-нибудь другую, чаще всего - "финн" или "русский" (при несогласии считать себя финном).

История

Первое письменное упоминание о собственно карелах относится к последним десятилетиям VII века и связано с конунгом данов Иваром Широкие Объятья , который потерпел поражение и был убит в местности, именуемой «Карельские заливы» (вероятно имелись ввиду шхеры побережья Карельского перешейка). Этот факт упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «Саге об Инглингах». К началу XI века относится упоминание о Карельском княжестве в «Саге об Олафе Святом », норвежском короле. Первым русским письменным источником, упоминающим о кореле, является новгородская берестяная грамота № 590 , датируемая 1066 годом , в которой говорится о нападении литовцев на Карельское княжество .

Первое письменное упоминание о карелах-ливвиках предположительно относится ещё к VI веку : в книге Иордана «О происхождении и деяниях гетов» перечислен ряд прибалтийско-финских народов, покоренных предводителем готов Германарихом . Большинство исследователей (Ю.Коскинен, К.Мюлленгофф, В.Томашек и др.) обоснованно считают, что данный список был просто позаимствован Иорданом из недошедшего до нас инитерария . В этом списке наряду с мерей и мордвой присутствует народ под названием «Thiudos in Aunxis» , то есть, согласно Ф.Брауну, «чудь олонецкая» (на большинстве карельских и прибалтийско-финских языков Олонец до настоящего времени называется Aunus ).

Первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi ,то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике, данное предположение как правило оспаривается сторонниками норманнистской концепции, как и факт использования текста «Анонима» в качестве первоосновы для списка племен в «Повести временных лет»). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в -922 годах под названием народа «лууд-аана» . Альтернативный вариант - о них упоминал Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусейн ал-Масуди в книге «Золотые копи» не позднее 947 года, тут возможно некогда имело место чисто физическое смешение источников, когда страницы одной книги попали в другую, во всяком случае некоторые специалисты, работавшие с редакциями оригинального текста Фадлана, утверждали об отсутствии в них этого этнонима, в то время как существует редакция текста Масуди, в котором его также нет; сложилась традиция отождествления «луд-аана» Масуди с уличами, что представляет безусловный интерес, поскольку помимо общепринятого отождествления уличей с поздними волынянами в XIX веке имела место традиция отождествлять уличей с поволжскими угличами, соседями которых были как раз тверские карелы-тиверцы, не исключено, что современные людики действительно являются потомками средневековых угличей. В русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины , без соотнесения с карелами (корелой). Однако еще существенно ранее, при основании Новгорода один из его концов был назван «Людин» или «Людинов», подобно тому, как по имени племени наровы был назван Наревский конец .

На протяжении средневековья за контроль над территорией, населенной карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью (затем Великим Новгородом , Московией), в результате которых несколько раз изменялись границы и часть карельских земель оказалась в составе Швеции. Карелы русской части сохранили принятое еще в XIII веке православие , карелы шведской части в XVI-XVII веках были обращены в католицизм (затем лютеранство). После того как по Тявзинскому и Столбовскому мирным договрам и г.г. земли вокруг Ладожского озера и в устье Невы отошли от России к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своем вынуждено было переселиться под Тверь , в район городов Лихославль , Бежецк , Максатиха , Весьегонск . В году районы бывшей Тверской губернии, заселённые карелами, образовали Карельский национальный округ, просуществовавший до года.

Финские власти организовывали массовые депортации карел дважды - в 1919-1920 годах, когда было депортировано около 30 000 карел, и в 1944 году, когда было депортировано около 40 000 карел (преимущественно ливвиков), в том числе и переселённых в Карелию с других оккупированных территорий, все депортированные карелы были в Финляндии ассимилированы. На Карельском перешейке (на территории Финляндии) сохранялись десятки микроанклавов с аборигенным карельским населением вплоть до массовых депортаций, организованных шюцкором в и годах.

Подробно об истории и археологии древних карел, об их взаимодействии с другими народами см. в работе С. В. Кочкуркиной «Корела и Русь» .

Антропологический тип

Карелы в большинстве своём относятся к европеоидной большой расе, её беломоро-балтийскому типу, который характеризуется минимальной монголоидной примесью. Исключение составляют лаппи, относящиеся к лапоноидной группе уральского типа.

Язык

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык . Первоначально использовалась руническая письменность двух видов, письменность на основе кириллицы возникла не позднее первой половины XI века , в 1930-х годах была введена письменность на основе латиницы .

Расселение

По данным переписей начала XXI века , карелы проживают в следующих регионах:

  • Республика Карелия : 65 651 (9,2 %), (1939 год - 108 571 или 23,2 %)
  • Финляндия : Множество жителей карельского происхождения. Достоверно определить численность карелов в Финляндии не представляется возможным, так как карелы в Финляндии рассматриваются как "часть финской нации". Примерно 25 000 человек понимают карельский язык, около 5 000 на нём говорят . По данным властей Карелии в Финляндии проживает не менее 400 000 карел .
  • Тверская область : 14 633 (Большое количество людей с карельскими корнями, т.к. в 1926 году численность карел в области составляла 140 567 или 6,3% населения всей Тверской области )

Динамика численности карел в СССР/России

Известные карелы

Спортсмены

Политики, общественные и церковные деятели

  • Прокофьев Павел Степанович (Пааво Прокконен) - советский политический деятель, председатель СНК и совмина Карело-Финской ССР (1940-1947, 1950-1956), председатель Президиума ВС Карельской АССР (1957-1979).
  • Сенькин Иван Ильич - первый секретарь Карельского обкома партии в 1958-1984 годах, в 1984-1986 годах - председатель Президиума Верховного Совета КАССР. При нём за успехи в развитии народного хозяйства республика была награждена (в 1965 и 1970 г.) орденами Ленина и Октябрьской Революции.
  • Богданов, Виктор Егорович - председатель Совета уполномоченных республиканского съезда карелов, заместитель председателя Совета представителей карелов, вепсов, финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия.
  • Зайков Пётр Мефодьевич (Пекка Зайков) - заведующий кафедрой карельского и вепсского языков ПетрГУ, доктор филологических наук, профессор. Первый председатель Карельской региональной общественной организации «Союз карельского народа». Благополучно получил финское гражданство и кафедру в университете Йоэнсу.

Писатели и поэты

  • Ругоев Яков Васильевич (Яакко Ругоев) - карельский поэт, писатель и публицист.
  • Брендоев, Владимир Егорович - карельский поэт, писавший на ливвиковском диалекте карельского языка.
  • Степанов Артем Михайлович (Ортье Степанов) - финноязычный карельский писатель.
  • Яккола Николай Матвеевич - известный карельский прозаик.
  • Антти Тимонен - видный карельский писатель, известен советским и зарубежным читателям.
  • Пертту Петр Алексеевич (Пекка Пертту) - известный карельский писатель.
  • Яккола Николай Матвеевич - писатель , переводчик, литературный критик, один из организаторов Союза писателей Карелии.
  • Гиппиев Николай Григорьевич (Николай Лайне) - поэт, переводчик; писал на финском языке.

Деятели культуры

  • Дарья Кузьминична Карпова - народная артистка России. Была первым председателем Карельского отделения Всероссийского театрального общества. Награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, многими медалями. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР и Карелии. Почетный гражданин Петрозаводска. Одноа из основательниц Национального театра Карелии.
  • Микшиев Пётр Григорьевич (Пекка Микшиев) - народный артист России, заслуженный артист КАССР. Один из ведущих актеров Национального театра Карелии. Участник вокального ансамбля "Манок". Один из создателей карельского хора Ома Пайо . Активный член правления Союза карельского народа.
  • Левкин Иван Иванович - заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный артист Карельской АССР. Основатель старейших народных хоров Карелии: Петровского, Ведлоозерского. Поэт и композитор.
  • Севец Леонид Иванович (Лео Севец) - карельский фолк-музыкант. Бывший участник карельской рок-группы Myllärit .
  • Сантту Карху (Александр Медведев) - лидер карельской этно-рок-группа Santtu Karhu & Talvisovat , исполняющей песни на ливвиковском диалекте карельского языка.

Северный народ — карелы – немногочисленная этническая группа. Территория расселения карел сосредоточена в Карелии , Архангельской , Тверской , Ленинградской областях . Малая часть карел проживает в Финляндии . Численность уникального народа, к сожалению, ежегодно снижается и составляет около 89 тысяч человек .


Исторический экскурс

В древности карельские племена были язычными, а в 1227 году символичное крещение карельского народа провел великий князь Ярослав. Российские карелы придерживаются православия , а финские исповедают лютеранство . Национальный язык карелов относится к финно-угорской языковой группе . Местные наречия и говоры – это наследие древних племен. Особенности диалектов хорошо заметны у беломорских карелов , жителей северного Приладожья и людиков (жителей побережья Онежского озера). На территории Карелии можно выделить три основных зоны расселения жителей:

Карельский перешеек и земли Приладожья ,
Беломорье ,
территории у Онежского озера .

Земледелие здесь было развито крайне скудно, так как возделывание болотистых и каменистых почв не приносило результатов. По этой причине карелы промышляли охотой, рыболовством. Жители приморских земель добывали морского зверя. В местных лесах собирали ягоды, коренья, грибы. Пушнина пользовалась спросом у других народов, поэтому торговля морским и пушным зверем активно шла через Новгород.

Много испытаний выпало на долю этого : суровые природные условия и голод, нападения финских и шведских соседей, притеснения московскими государями. На северную Карелию претендовали и Швеция, и Московское государство. Спасаясь от захватов, часть карелов покидали свои обжитые территории. Нелегкой была судьба нации и в период большевиков. Из — за натиска и экономического бесправия вспыхнуло восстание. Карелы покинули родные земли и бежали в Суоми.

Культура карелов

Уникальное переплетение христианских традиций и древних языческих верований легло в основу самобытной карельской культуры. В зимнюю пору готовились жители к празднованию Рождества. От христианских представлений в этом празднике карелы чтили рождение Иисуса Христа, а от языческих верований – ожидание мифического существа, посланца из мира мертвых. Традиция проводить святки имеет много общего с русскими гуляниями. Молодежь поет колядки, прославляет Христа, за что получают денежные вознаграждения или сладости. Незамужние девушки осваивают таинство гадания. Ряженые гуляют по дворам и веселятся. Молодежь наряжает бычка: надевает на мужчину шубу наизнанку, а на голову большой горшок. Такого «бычка» водят по поселку. Интересен обычай «кормления козы». К чучелу животного приносят свежий хлеб и будто кормят козу. Сам хлебушек складывают в мешок, а после ритуала набранные хлеба раздаются домашним животным. Все обычаи и магические ритуалы направлены на мольбу о богатстве скота, успешном заработке, здоровье близких.

Календарные праздники(Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Егорьев день и другие) имеют славянские корни и отмечаются схоже с русскими традициями. Свадебные приготовления сопровождаются старинными песнями и заклинаниями. В семье невесты готовятся к ритуалу увода молодой девы из отчего дома.

Карельские шаманы с помощью колдовских заклинаний общались с духами и просили их оградить народ от бед. В домах хранились обереги, защищающие от нечистой силы. В современной Карелии шаманы воспринимаются туристами и гостями как экзотическая диковинка. А между тем, шаманство карелов – это богатый духовный пласт нации. Языческие корни легли в основу сказок и былин, народных песен и обычаев.

Бытовой уклад карелов

Кушанья северных жителей – это простая в приготовлении еда из даров холодного края. Много блюд готовится из рыбы, которой в этих краях в изобилии. Горячая рыбная похлебка – уха – готовится быстро и утоляет голод надолго. В наваристый бульон из жирной рыбы добавляют картофель, лук и крупу. Из рыбы готовят и другие блюда. В больших количествах она идет на засолку и сушку. Грибы и ягоды заготавливают на зиму, чтобы полакомиться в холодные месяца. Пользуется популярностью выпечка.

Дома построены из дерева. В таких домах всегда по-особому уютно. Местные мастера украшают дома изящной резьбой, поэтому такие жилища похожи на сказочные теремки.

В доме чтятся древние традиции: уважение к старшим, посильная помощь детей по хозяйству, обсуждение важных дел всем семейством.