Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Сон разума гоголь краткое содержание. Записки сумасшедшего, главный герой, сюжет, история создания

Сон разума гоголь краткое содержание. Записки сумасшедшего, главный герой, сюжет, история создания

Творчество Н. В. Гоголя самым значительным образом повлияло на литературу XIX века. У него было довольно своеобразное видение окружающего мира - фантастическое, мистическое, сатирическое, гротескное. Произведение «Записки сумасшедшего» показывает жизнь будто бы через кривое зеркало, что позволяет совершенно с иной стороны рассмотреть процессы, происходящее в тогдашнем обществе. Благодаря этому по-другому оцениваются многие проявления в нем, которые зачастую ускользают от людского внимания.

Повесть «Записки сумасшедшего» - одно из самых трагических произведений из цикла «Петербургские повести». Здесь почти все герои либо либо погибают в неравной борьбе с условиями жестокой действительности. Всем этим наполняет Гоголь «Записки сумасшедшего». Краткое содержание этого произведения, конечно же, не дает полного объема ощущений. Именно поэтому обязательно стоит прочесть оригинальный текст.

Гоголь, «Записки сумасшедшего». Краткое содержание

Главный герой произведения - 42-летний Аксентий Иванович Поприщин - работает в Петербургском департаменте титулярным советником. Уже на протяжении четырех месяцев он ведет свои странные записи. В один из дождливых дней, во вторник 3 октября 1833 года, он отправился на службу в надежде попросить у казначея жалованье наперед. Погода была мерзкая, шел дождь. Вдруг Поприщин увидел, что возле магазина, мимо которого он проходил, остановилась карета, из которой выпорхнула, как птичка, дочка директора департамента Софи. Он как-то сразу укутался и застеснялся своего внешнего вида, шинелька-то была у него старого фасона, да и запачканная уличной грязью.

Собачка Меджи

Собачка едва-едва не успела заскочить в магазин за хозяйкой и осталась на улице. Аксентий Иванович узнал эту собачонку, ее звали Меджи. В ту же минуту мимо проходили еще дамы с собачкой по имени Фидель, которая стала обнюхивать Меджи и о чем-то приветливо заговорила с ней. Поприщин удивился тому, что он понимает собачью речь. Но потом он нашел в этом свое научное объяснение, так как в газетах уже на раз читал о таких чудесах, о говорящей рыбе и корове.

Его больше заинтересовало то, что Меджи расспрашивала свою подругу о своих письмах. Этот факт очень заинтриговал титулярного советника, ведь он считал, что писать может только дворянин, купцы и крепостной народ могут только механически дописывать, без точек, запятых и слогов. Тогда Аксентий решил отправиться за этой собачонкою и двумя дамами, чтобы узнать, где они живут, и потом выведать у Фидель, что пишет Меджи о своей хозяйке. Как оказалось, все они обитают в доме Зверкова у Кокушкина моста.

Софи

На следующий день он пораньше пришел в кабинет начальника, чтобы починить ему все перья. И вдруг лицом к лицу он сталкивается с его дочерью. Софи спросила про своего папеньку и случайно обронила платок. Поприщин тут же поднял его и толком не смог слова вымолвить. Тогда она тихо вышла. Потом пришел лакей и сказал, чтобы Аксентий Иванович тоже ступал домой, так как начальник уже уехал.

Дома он практически все время пролежал на кровати, сочиняя стихи наподобие тех, что у Пушкина. Потом к вечеру, укутавшись в свою шинель, он отправился к подъезду начальника, чтобы еще раз хоть глазком увидеть его распрекрасную дочку. Однако этого не случилось.

Нарастающая страсть

Вскоре все в департаменте заметили огромную страсть Поприщина к дочке директора. И тогда заведующий отделением пригласил его к себе и отчитал его за непристойное поведение. Аксентий Иванович решил, что начальник просто завидует ему, потому что ему 42 года, он дворянин и может дослужиться еще до полковника.

Поприщин мечтал о Софи, ему так хотелось заглянуть в ее комнаты и увидеть, как у нее там, и в какой роскоши она там живет. И тут его озарило - он вспомнил разговор двух собачек. Тогда он пошел по тому адресу и решил допросить собачку Фидель. И, может быть, ему удастся перехватить письма Меджи. Так все и случилось. Он зашел в дом Зверкова и поднялся на этаж. Дверь ему открыла девушка с веснушками, она была в растерянности от увиденного, так как Поприщин сразу же подошел к лукошку и взял спрятанные в нем бумаги. Собака попыталась его укусить, но все было тщетно.

Вечером он уже наслаждался перепиской. Оттуда он узнает много нового о своем директоре и о его дочке Софи, за которой почему-то стал ухаживать камер-юнкер. Аксентий Иванович сразу так расстроился, что разорвал все бумаги в клочья.

Испанский король и позорная инквизиция

И тут настоящей трагедией насыщает Гоголь «Записки сумасшедшего». Краткое содержание начинает описывать главное роковое событие. Однажды, 5 декабря, Поприщин читает новости и узнает об упразднении испанского престола и о том, что теперь донна должна взойти на престол. Поприщин подумал, что король пропал, и начал его искать, а потом и вовсе решил, что он - король Испании Фердинанд VIII. Он даже сшил себе мантию и стал ждать испанских депутатов. Путаясь в своих мыслях, он совсем забыл о времени и о работе, на которую не являлся уже три недели. Потом все же он пришел туда, но когда зашел начальник, он даже и не подумал встать, а на бумаге, где подписывается директор департамента, поставил подпись - Фердинанд VIII. Потом он пробрался в кабинет директора, где была Софи, и сообщил ей, что она будет счастлива с ним, даже несмотря на козни многочисленных врагов.

Вскоре Аксентия Ивановича Поприщина уволили с работы. А еще через некоторое время ему показалось, что за ним приехала его королевская свита, однако это были санитары из сумасшедшего дома. Потом он внушил себе, что попал в руки инквизиции, которая пытает его и всячески над ним издевается. Ему побрили голову, ударили палкой, и он уже кричал о своем нежелании быть королем.

«Записки сумасшедшего». Анализ

Когда Николай Васильевич приехал в Петербург, он на собственном опыте узнал о бедственном положении чиновников. Повесть «Записки сумасшедшего» Гоголь написал именно в этом страшном и безумном городе, в котором нет жизни его герою, Аксентию Ивановичу Поприщину. Ведь он стал и порождением, и жертвой этого мира, как и многие другие.

Глубоким смыслом наполнена повесть «Записки сумасшедшего». Анализ ее дает полную картину того времени. Все спутано и смещено, попрана справедливость и разум, где разыгрываются целые трагедии. Всем этим и «украшает» Гоголь «Записки сумасшедшего». Краткое содержание этого произведения четко указывает на все стороны общественного неравенства и унижения, извращение моральных устоев и правил, травмирующее тонкую и ранимую психику Поприщина.

Чиновник 9 класса Поприщин Аксентий Иванович мучительно пытается понять: отчего он именно титулярный советник, а не, допустим, граф? Почему к нему относятся с пренебрежением и насмешкой окружающие, говорят, что в его положении нечего и думать о генеральской дочери, в которую он влюблен? Почему сама Софи не обращает на него никакого внимания, хотя видит почти каждый день?

Если он вдруг станет генералом, никто не заметит, что личные качества остались прежними - будут приседать и кланяться высокому чину. Постоянные напряженные размышления об этом сводят беднягу с ума, и в один прекрасный день Поприщин решает, что он - испанский король, которого скоро призовут ко двору.

Повесть традиционна для русской литературы 19 века, показывает трагедию маленького человека, униженного своим положением и презрительным отношением окружающих.

Читать краткое содержание Записки сумасшедшего Гоголя

События начинаются с того, что отправившись в очередной раз в департамент, Поприщин вдруг слышит, как любимая собачка дочери генерала (в которую он влюблен так, что и слова сказать об этом даже про себя не может. Только увидит и «она, она, ай, ай... молчание!») Меджи беседует с другой собакой - Фидель.

Из разговора становится ясно: они ведут между собой активную переписку. Чиновник проследил за Фидель, узнал, где она живет. Через несколько дней, когда начальник отдела в очередной раз рассказал, что Аксентий Иванович - полный ноль, у него ни гроша за душой, ужасная внешность, как вообще можно ему мечтать о генеральской дочери, он вспоминает об этой странной истории и решает забрать письма, которые писала Меджи - вдруг там что-то и о любимой Софи? Приходит по адресу, объясняет открывшей дверь девочке, что хочет поговорить с ее собакой и достает из корзинки Фидель листочки Из писем становится ясно, что девушка влюблена в одного камер-юнкера, который, по мнениюсобаки, ничего из себя не представляет. Папа мечтает выдать ее замуж только за человека знатного, а сама она смеется над тем уродом с волосами как сено, который сидит у папы в передней и чинит перья. Поняв, о ком речь, Поприщин в ярости разрывает письма.

Примерно в это же время чиновник узнает из газет, что в Испании проблемы - там нет короля, и делает открытие - он испанский король!. Просто раньше этого не понимал, так как подобно большинству людей думал, что мозг в голове, а ведь его, оказывается, приносит ветром со стороны Каспийского моря! Естественно, на службу больше не ходит, ждет испанских дипломатов, шьет мантию из старой шинели. Через три недели за ним присылают курьера с работы, и он для шутки идет в департамент, где на документе ставит подпись: Фердинанд 8. Заходит к Софи, сообщает, что ее ждет огромное счастье, но пока это секрет. Вскоре к нему действительно является испанская делегация, и удивительное дело: до Мадрида доезжают за каких-нибудь полчаса.

В комнате, куда привели будущего монарха, все люди с бритыми головами, самого короля побили палками. Сначала Поприщин возмущается, но вспоминает, что это старинный рыцарский обычай посвященя. Так продолжается какое-то время, все издевательства персонала сумасшедшего дома воспринимаются им как верность испанцев народным традициям, только удивляется, что они до сих пор сохранились и имеют такую живучесть. А заканчивается все отчаянием измученного, сломленного человека:. Он не принимает, за что его мучают, почему безжалостно бьют, на голову льют холодную воду. Несчастный взывает к Богу, вспоминает матушку и просит пожалеть больное дитятко, которое никому ничего плохого не сделало.

Картинка или рисунок Записки сумасшедшего

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Я вижу солнце Думбадзе

    В романе описывается мирная жизнь в грузинской деревне. Описание ведется от главного героя, юноши Сосо, который рассказывает о проведенной однообразной жизни своих односельчан, и обо всех тягостях того времени.

  • Краткое содержание Бузинная матушка Андерсен

    Матушка решила напоить своего больного сына чаем, с бузиной. К ним пришел пожилой мужчина. Старичок постоянно рассказывал сказки.

  • Шестилетний мальчишка заболевает страшной болезнью полиомиелитом. У него отнимаются ноги. После сложной операции, многочисленных испытаний мальчик не теряет надежду вновь ходить.

  • Краткое содержание Абрамов Поездка в прошлое

    Показан конфликт между отцом героя и «дядьями», которые отличались фанатичностью. Эти ярые коммунисты пели марши, когда все вокруг плакали. Дяди плохо влияли на юного Микшу

  • Краткое содержание Жёлтый Туман Волков

    В пещере, в глубоком сне пребывает злая великанша по имени Арахна. Всем окружающим она приносила вред, но только к гномам относилась благосклонно и даже помогала. Гуррикап усыпил великаншу на пять тысяч лет.

Предлагаем вам ознакомиться с одним интересным произведением русского классика, прочитать его краткое содержание. "Записки сумасшедшего" - это написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1834 году повесть. Она впервые вышла в сборнике "Арабески" в 1835 году. Позднее произведение было включено в другой сборник этого писателя под названием "Петербургские повести". "Записки сумасшедшего" в кратком изложении представлены в этой статье.

Аксентий Иванович Поприщин, от лица которого ведется повествование, - титулярный советник 42 лет. Свои дневниковые записи он начал около четырех месяцев назад.

Опишем теперь первые события произведения, их краткое содержание. "Записки сумасшедшего" открывает следующий эпизод. 3 октября 1833 года, в дождливый день, главный герой отправляется в старомодной шинели, припозднившись, на службу, которую не любит, в одно отделение департамента Петербурга в надежде получить от казначея немного денег наперед из жалованья. Замечает он по дороге карету, подъехавшую к магазину, из которой выходит прекрасная дочь директора департамента.

Герой подслушивает разговор между Меджи и Фиделькой

Поприщин подслушивает нечаянно разговор, произошедший между Меджи, дочкиной собачонкой, и собакой Фиделькой, которая принадлежит двум дамам, прошедшим мимо. Герой, удивляясь этому факту, отправляется вместо службы за женщинами и узнает, что те обитают в пятом этаже дома, принадлежащего Зверкову, находящегося у Кокушкина моста.

Аксентий Иванович проникает в дом директора

Продолжается краткое содержание. "Записки сумасшедшего" составляют следующие дальнейшие события. Аксентий Иванович на другой день в кабинете директора, очинивая перья, встречается случайно с его дочерью, которая его все более пленяет. Он подает девушке платок, упавший на пол. Его грезы и нескромное поведение в течение месяца относительно этой дамы становятся наконец заметны окружающим. Поприщину выговаривает даже начальник отделения. Но тот все равно тайком проникает в дом директора и, желая узнать что-нибудь о предмете своего обожания, вступает с собачонкой Меджи в разговор. Та уклоняется от него.

Аксентий Иванович проникает в дом Зверкова

Чем продолжается повествуют о следующих дальнейших событиях. Аксентий Иванович приходит в дом Зверкова, поднимается вверх на шестой (ошибка Николая Васильевича Гоголя) этаж, где Фиделька живет со своими хозяйками, и похищает ворох бумажек из ее угла. Это была, как и предполагал главный герой, переписка двух собачонок-подруг, из которой он выясняет много важного: о том, что директор департамента был награжден очередным орденом, о том, что за Софи (так зовут его дочку) ухаживает Теплов, камер-юнкер, и даже о самом Поприщине, будто бы совершенном уроде наподобие "черепахи в мешке", видя которого, девушка не в состоянии удержаться от смеха.

Переписка Меджи с Фиделькой

Записки эти, как и остальная проза Гоголя, полны различными упоминаниями случайных персонажей наподобие Боброва, который похож на аиста в своем жабо, или Лидиной, уверенной, что глаза у нее голубые, в то время как на самом деле они зеленые, или же собаки с соседнего двора по имени Трезор, которая мила сердцу Меджи. Узнает Поприщин из них, что дело у девушки с Тепловым идет явно к свадьбе.

Поприщин мнит себя испанским королем

Окончательно повреждает рассудок главного героя а также тревожные сообщения различных газет. Волнует Поприщина попытка в связи со смертью испанского короля упразднить престол. А вдруг он и есть тайный наследник, знатный человек, которого почитают и любят окружающие? Мавра, чухонка, служащая Поприщину, узнает новость первой. Этот "испанский король" после трехнедельного прогула заходит наконец к себе на службу, не встает перед директором, ставит на бумаге подпись "Фердинанд VIII", а затем пробирается в квартиру своего начальника, пытается объясниться с девушкой, при этом делая открытие, что дамы влюбляются лишь в черта.

Поприщина увозят в психиатрическую клинику

Гоголь "Записки сумасшедшего" заканчивает следующим образом. Разрешается напряженное ожидание главным героем приезда испанских депутатов их появлением. Однако весьма странной является земля, куда его отвозят. В ней обитает множество различных грандов, головы которых выбриты, им капают холодную воду на темя и бьют палками. Здесь, очевидно, правит великая инквизиция, решает Поприщин, и именно она мешает ему делать достойные его поста великие открытия. Главный герой пишет своей матушке слезное письмо с просьбой помочь, но его скудное внимание отвлекает шишка, расположенная у алжирского бея под самым носом.

Так заканчивает Гоголь "Записки сумасшедшего". По мнению психиатров и психологов, автор не ставил цели описать сумасшествие как таковое. Гоголь ("Записки сумасшедшего") анализирует состояние общества. Он лишь показал убожество духовности и нравов светской и чиновничьей среды. Настоящие записки сумасшедших людей, конечно, выглядели бы иначе, хотя писатель ярко и правдоподобно описал бред главного героя.

Характер сумасшествия чиновника, как отмечают специалисты, относится к мании величия, которая бывает при так называемой параноидной форме течения шизофрении, паранойе и сифилитическом параличе. При прогрессивном параличе и шизофрении идеи существенно беднее интеллектуально, чем при паранойе. Следовательно, бред героя носит именно параноидальный характер.

В дождливый день вторника 3 октября 1933 г. Поприщин в своей старомодной шинели отправляется, припозднившись, на нелюбимую службу в одно из отделений Петербургского департамента в надежде разве что получить от казначея наперед немного денег из жалованья. По дороге замечает подъехавшую к магазину катеру, из которой выпархивает прелестная дочь директора департамента, где он служит. Герой нечаянно подслушивает разговор дочкиной собачонки Меджи с собачкой Фиделькой, принадлежащей двум проходящим мимо дамам. Удивившись сему факту, Поприщин вместо службы отправляется за дамами и узнает, что они живут в пятом этаже дома Зверкова, что у Кокушкина моста.

На следующий день Поприщин, очинивая перья в кабинете директора, случайно встречается с его дочерью, которой все более очаровывается. Он даже подает ей упавший на пол платок. В течении его нескромное поведение и грезы относительно этой молодой особы становится заметны для окружающих. Начальник отделения даже выговаривает ему. Тем не менее Поприщин тайно проникает в дом его превосходства и, желая вызвать что-нибудь о барышне, вступает в разговор с собачонкой Меджи. Последняя от разговора уклоняется. Тогда Поприщин отправляется в дом Зверкова, поднимается на шестой этаж (ошибка Гоголя), где живет со своими хозяйками собачка Фиделька, и похищает из её угла ворох мелких бумажек. Это оказывается, как и предполагал Поприщин, перепиской двух подруг-собачонок, из которой он узнает для себя много важного: о награждении директора департамента очередным орденом, об ухаживании за его дочкой, которую оказывается, зовут Софи, некоего камер-юнкера Теплова и даже о самом себе, совершенном уроде "черепахи в мешке", при виде которого Софи не может удержаться от смеха. Эти записи собачонок, как и вся проза Гоголя, полны упоминаний о множестве случайных персонажей, вроде некоего Бобова, похожего в своем жабо на аиста, или Лидиной, которая уверена, что у нее голубые глаза, в то время как у нее они зеленые, или собаки Трезора с соседнего двора, любезной сердцу пишущей эти письма Межди. Наконец Поприщин узнает из них, что дело у Софи с камер-юнкером Тепловым явно идет к свадьбе.

Несчастная любовь вкупе с тревожными сообщениями газет окончательно повреждают рассудок Поприщина. Его волнует попытка упразднить испанский престол в связи со смертью короля. А ну как он, Поприщин, и есть тайный наследник, то есть лицо знатное, из тех, что любят и почитают окружающие? Чухонка Мавра, которая служит Поприщину, первой узнает эту потрясающую новость. Через три с лишним недели прогулка "испанский король" Поприщин заходит к себе на службу, перед директором не встает, на бумаге ставит подпись "Фердинанд Vlll", после чего прибирается в директорскую квартиру, пытается объясниться с Софи, делая при этом открытие, что женщины влюбляются в одного черта. Напряженное ожидание Поприщиным испанских депутатов разрешается наконец их приездом. Но "Испания", в которую его отвозят, весьма странная земля. Там множество грандов с выбритыми головами, их бьют палками, капают на темя холодную воду. Очевидно, что здесь правит великая инквизиция, которая и мешает Поприщину делать великие, достойные его поста открытия. Он пишет слезное письмо матушке с мольбой о помощи, но шишка под самым носом у алжирского бея вновь отвлекает его бедное внимание.






Судьба повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего» не самая простая. Несколько лет писатель вынашивал идею о безумном герое и обдумывал сюжетные детали. Во время работы над произведением постоянно вносил правки. Даже первичное название «Клочки из записок сумасшедшего», с которым повесть впервые увидела свет в 1835 году, позже было автором изменено.

Не обошлось и без цензуры, которая требовала убрать или более корректно переписать целые абзацы. Гоголь жаловался в своих письмах Пушкину:

Я должен ограничиться выкидкою лучших мест

Но, невзирая на вмешательство цензоров, повесть получилась.

Несмотря на комедийный сюжет, замешанный на юморе и сарказме, писатель разыграл настоящую трагедию, где неудовлетворенность собственной жизнью доводит главного героя до безумия. На примере своего персонажа, Гоголь, словно через призму, искажающую реальную картинку, смотрит на общество, в котором не каждый может раскрыться и проявить себя. Жестокая действительность сводит главного героя с ума.

Сюжет

Всё повествование ведётся от имени Аксентия Ивановича, не самым аккуратным способом делающего записи в своём дневнике. Здесь он записывает свои мысли и действия, рассуждает и делает выводы. Порой главный герой выступает как философ, не лишённый способности анализировать.

Дожив до сорока двух лет, обедневший дворянин Поприщин, ничем не отличается от тысяч таких же как он чиновников. Но именно с ним случается трагедия, разыгранная на глазах читателя.

День ото дня рассудок покидает несчастного. Его записи становятся всё абсурднее. К патологическому состоянию подмешивается мания величия, которая почему-то расширяет сознание несчастного. Кажется, что главный герой стал видеть глубже окружающую действительность.

Неслучайно цензура рассматривала произведение под призмой предвзятости. Всем было очевидно, что под сумасшедшим бредом Поприщина автор маскирует безнравственную пустоту и ничтожность чиновничьей среды.

Пока Гоголь вынашивал сюжетную идею, он рассматривал разные варианты, как подать своё произведение. «Записки сумасшедшего» могли бы быть пьесой. Но, выбрав вариант в виде дневника, автор не прогадал.

Главный герой

Литературный персонаж Аксентий Иванович Поприщин мелкий дворянин, недовольный собственной жизнью. Дворянские корни - это единственная его гордость.

Это взрослый мужчина, которому за сорок. Но он не нашёл в жизни ни своего призвания, не обнаружил никаких способностей и талантов. Работает в чине титулярного советника и постоянно нуждается в деньгах. Гардероб его беден, старомоден и припачкан. Даже семьёй мужчина не обзавёлся. Хотя в его времяпровождении нет ничего странного. Он читает прессу, время от времени посещает театр, а по вечерам, после службы, просто лежит на диване. Ведь так делают все.

Но его жизненные амбиции вовсе не удовлетворены. Мужчина считает, что он ещё достаточно молод, чтобы дослужиться до полковника. А влюблённость в дочь директора департамента, говорит о готовности реализовать свои нерастраченные чувства.

Гоголь неслучайно дал своему герою такую фамилию. Поприще - это путевая мера, которой измерялись большие расстояния. Так и Поприщин, имея тонкую и ранимую психику, блуждая в своих мечтах и фантазиях, ищет своё поприще, своё место в жизни. И в этих поисках становится жертвой обстоятельств.

В его голове всё смешивается и спутывается. Он дворянин, но должен подчиняться мелкому начальнику отделения, реагировать на замечания. Это ранит самолюбие и унижает его достоинство. Он влюблён, но на его чувства всем наплевать, а девушка, предмет его влюблённости, и вовсе ничего не знает о нём.

Постепенно разум покидает Аксентия Ивановича. Но легче ему не становится. Теперь в его сущности сплетаются сразу несколько личностей. Мучительная ничтожность положения выравнивается, как только Поприщин понимает, что он король Испании - Фердинанд VIII. Теперь, когда больная фантазия подлечила хроническую тягу к честолюбию, титулярному советнику нет необходимости приветствовать своё начальство, да и вообще ходить на службу. Он король!

Галлюцинации главного героя с каждым днём делают новый виток в спирали болезни. Процесс разрушения рассудка прогрессирует с каждым днём всё сильнее. Пока, в конце концов, Поприщин не оказывается в психиатрической лечебнице.

Гоголь не поскупился, и наделил своего сходящего с ума героя различными положительными качествами. Во-первых, это грамотный человек. Даже читая собачью переписку, он делает акцент на том, что письма написаны «очень правильно», он видит и запятые, и даже буква ѣ. Во-вторых, обедневший дворянин настоящий трудяга. Ходит на службу, ведёт порядочный образ жизни, не совершает ничего противоправного. В-третьих, мужчина тяготеет к прекрасному. Он посещает театр, как только у него появляется в кармане грош.

Даже на пороге полного сумасшествия, осознав себя королём Испании, психический больной заявляет, что он не такой, как Филипп II. Здесь, видимо, автор имел в виду воинственность короля Филиппа II и его отношения к инквизиции, устраивавшей массовые казни. Всё это говорит об образованности лишающегося рассудка человека.

Октябрь

Первая запись в дневнике датирована 3 октября. Здесь Аксентий Иванович рассуждает о своей службе в департаменте. Ругает начальника отделения, который, по его мнению, придирается к нему. Ругает казначея, у которого не выпросишь вперёд жалования ни копейки. И хотя его работа состоит в том, чтобы переписывать бумаги да очищать перья, он дорожит службой в департаменте и считает её благородной.

По дороге на службу Аксентий Иванович у магазина случайно встретил дочь директора, выходящую из кареты. И хотя девушка его даже не заметила, мужчина успел оценить её взгляд, глаза, брови. Мелкий чиновник признаётся сам себе: «Боже мой! Пропал я, пропал совсем».

Директорская дочь скрылась в магазине, оставив свою собачку Меджи на улице. Вот тут наш герой и услышал впервые, как между Межди, и проходящей мимо второй собачкой Фидель, завязался разговор. Поначалу этот факт удивил его изрядно, и Поприщин признаётся: «С недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал».

На следующий день наш герой, при выполнении своих обязанностей, восторгается своим директором. Титулярный советник считает, что и директор любит его, и добавляет: «Если бы и дочка…»

Но вот и директорская дочка пожаловала. Всё в ней прекрасно: наряд, взгляд, голос. А платок, который девушка уронила - целое событие для влюблённого. Но он не смел с ней говорить больше одной фразы, и тем более шутить. Чувство охватившие влюблённого безответно, хотя он, несомненно, романтик. Стихи переписывает. Правда, не знает, что это вовсе не Пушкин, а популярная песня.

Чтобы взглянуть ещё разок на директорскую дочь Аксентий Иванович вечером идёт к её подъезду, но она никуда не едет и не выходит.

Ноябрь

Больше месяца титулярный советник не делал свои записи. А побудило его взяться за перо событие, связанное с женщиной.

Начальник отделения стал стыдить Поприщина, что тот волочится за директорской дочерью, при этом не имея никакого капитала. Но дворянское происхождение главного героя взяло верх над насмешками надворного советника, и было расценено как зависть.

А как же! Он дворянин: и в театр ходит, и в музыке разбирается, и о цензуре рассуждает. Но мысли о девушке преследуют Аксентий Иванович постоянно. А по вечерам он также идёт к директорской квартире, в надежде просто увидеть милый силуэт.

Мечты влюблённого разрастаются. Он желает заглянуть в будуар ее превосходительства, где полно разных женских штучек: нарядов, духов, цветов. А ещё лучше попасть в спальню: «Там-то, я думаю, рай, какого и на небесах нет».

Фантазии побуждают титулярного советника идти на крайние меры. Он решает устроить допрос собачке Фидель, которая дружит с собачкой директорской дочки, и выкрасть собачью переписку.

Так он и поступает на следующий день, отправляясь к хозяевам Фидель. Девчонка открывшая дверь, по мнению Поприщина, оказалась крайне глупа, поскольку не поняла, что пришедшему необходимо поговорить с их собачонкой. Пришлось прорываться к лукошку Фидельки, чтобы раздобыть собачью переписку. Титулярный советник ещё способен давать оценку своим поступкам и замечает, что девчонка верно приняла его за сумасшедшего.

Считая, что собаки народ умный, Аксентий Иванович находит переписку животных довольно грамотной. Ему кажется, что в письмах есть умные высказывания и цитаты. Воспалённый мозг несчастного дворянина рисует картинку за картинкой. Из писем становится ясно, что девушку, в которую он влюблён, зовут Софи, что самый главный в доме господин, тот, которого Софи называет папа́. Этот самый папа́ недавно получил орден, чему был чрезвычайно рад.

В следующем письме влюблённый находит полезную информацию о том, как барышня собирается на бал. Узнаёт он и о том, что ей наносит визиты некий камер-юнкер Теплов, и его визиту барышня очень рада. Находит он несколько строчек и о себе, где его сравнивают черепахой в мешке, обзывают уродом, и говорят, что распоряжаются как слугой. Всё это крайне обидно Поприщину.

А когда в письмах речь заходит о предстоящей свадьбе главный герой от досады рвёт в клочья все письма. Он и сам бы хотел быть генерал-губернатором и задаёт вопрос себе: «Отчего я титулярный советник?»

Декабрь

Судя по датам, дневник не открывался несколько недель. Но проблема приближающейся свадьбы не перестала волновать влюблённого. Он очень переживает своё низкое положение в обществе. Он уже не восхищается своим директором, а ругает его, называя честолюбцем. Он припоминает случаи когда простой человек вдруг оказывался знатным вельможей или даже государем.

А чтение газет, в скором времени наводят его на другие раздумья. Особенно Аксентия Ивановича занимает Испания, оставшаяся без короля. Он буквально недоумевает, как государство будет обходиться без монарха. Король нужен обязательно, и, вероятно, он есть, просто пока скрывается по каким-то причинам.

Политическая тема захватила Поприщина. Он рассуждает, как может, о линии поведения Англии, Австрии, да и всей Европы.

Неопределённые даты

Триумфальная запись: «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я». Теперь в голове нашего сумасшедшего полный порядок. Судя по дневнику, случилось это открытие 43 числа 2000 года.

Аксентий Иванович даже представить не может как же раньше он думал, что он титулярный советник, переписчик каких-то гадких бумаг.

Первой о своём открытии он поведал Мавре, женщине занимающейся уборкой помещений. Та только руками всплеснула. Ну да что с неё простой женщины возьмёшь. Король, кстати говоря, проявил благородство и объяснил, что на неё он не сердится и он совсем не такой, как Филипп II.

Но поскольку остальные окружающие не знали, что титулярный советник превратился в короля, за ним послали экзекутора и предложили посетить работу. В департамент новоиспечённый король пошёл ради шутки. Работать он не собирался и всё думал, какой ералаш начался бы, если окружающие узнали, кто он на самом деле.

Высокомерно Аксентий Иванович поглядывал и на начальника, и на директора. А когда ему дали документы на подпись всё же решил открыться и черкнул на самом видном месте: «Фердинанд VIII». Вокруг сразу воцарилось благоговейное молчание.

Осмелевший психический больной отправился на директорскую квартиру, где решается на признание в любви. Его даже лакей не смог остановить. Напугав барышню своим признанием и порассуждав о любви, наш герой несёт полную ахинею. Его больное воображение всё меньше подвластно, хоть какому-нибудь смыслу.

В следующие дни мнимый король обеспокоен отсутствием мантии и депутации из Испании. Он даже сходил на почту, чтобы удостовериться, не прибыли ли испанские депутаты. Пробовал сам сшить себе мантию.

Но вот случилось, то чего так ждал Поприщин. Депутаты приехали в карете, и очень скоро граница осталась позади. Правда, приём, оказанный королю Испании, был странный. По спине больно ударили палкой несколько раз. Но впереди много государственных дел. Во-первых, Китай и Испания одна земля, во-вторых, земля сядет на луну…

Недоброжелательный приём в Испании Поприщин объясняет тем, что попал-то он в руки инквизиторов. Но добрый нрав психического больного не позволяет ему обижаться на своих истязателей, ведь они просто орудие в действующей инквизиторской машине.

Последняя запись, окончательно сошедшего с ума главного героя, настоящий крик о помощи. Спутанное сознание заставляет писать одно за другим предложения, не связанные между собой. Но на эту связь уже никто и не рассчитывает.

Анализ произведения

С самой первой записи в дневнике главного героя становится понятно, что человек не в себе. Гоголь передал картину развития болезни, вплоть до полного безумия, очень достоверно. Это отметили многие психологи и психиатры, хотя такой цели писатель не ставил.

Автор смог многое позволить себе, говоря языком Поприщина. Показывая безумство своего героя, писатель затрагивает различные темы, волновавшие общество в те времена. Особое внимание уделено нравам и морали в чиновничьей среде.

Особый приём - собачья переписка. Выкраденные клочки бумаги кажутся Аксентию Ивановичу письмами, из которых он многое узнаёт. Воспалённое воображение не только даёт ответы на вопросы, мучившие его относительно барышни, в которую он влюблён. В письмах имеются философские рассуждения, например, о различных собачьих капризах.

Больной не случайно находит обрывки о разномастной четвероногой братии. Просто его очень волнует вопрос происхождения. Вот собачонка пишет, что когда по улице идёт дворняга, воображающая себя презнатной особой, ей-то сразу понятно, что это простой глупый урод. Это ли не параллель с чиновничьей средой, где человек простой, незнатного рода, воображает из себя знатного господина.

А дог, представленный в произведении - большой, высокий, толстый - болван и преужасный наглец. Всё как в жизни. Человек занимающий большой пост, и имеющий вес в обществе запросто может оказаться глупым и подлым.

Вопрос происхождения настолько волнует Поприщина, что, в конце концов, выплёскивается в манию величия. Теперь он рассуждает чуть по-другому. Ведь бывает, что человек неизвестный оказывается знатной особой. Бывает! Так приходит понимание о том, что он король.

В последние записи безумного Поприщина, Гоголь сумел вложить весь трагизм повести. Это отчаяние оттого, что обычный, неплохой человек, достаточно грамотный дворянин, не смог найти своё место в жизни, не смог реализоваться. А может ему просто не дали этого сделать в мире где царит безумие? Аксентий Иванович - это жертва существующей системы. А печальный финал тот финиш, который может ожидать любого.

Произведение сыграло свою роль в искусстве не только 180 лет назад, когда повести была поставлена хорошая оценка. И хотя Николай Васильевич отказался от идеи передать сюжет в виде пьесы, произведение произвело впечатление не на одно поколение деятелей искусства.

По «Запискам сумасшедшего» снято несколько фильмов, поставлена опера и моноопера. Театральные подмостки постоянно видят многочисленные инсценировки, спектакли и фантасмагории по мотивам повести. Лучшие актёры наших дней примеряют на себя образы гоголевских героев, что только подтверждает бессмертность и актуальность повести.