Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Андрей некрасов - как я писал рассказ. Размер и рифмовка. Анализ стихотворения Мать Некрасова

Андрей некрасов - как я писал рассказ. Размер и рифмовка. Анализ стихотворения Мать Некрасова

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает в стихотворениях, написанных специально для детей. Им создано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти произведения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотворений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Интересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые детьми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», легенды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова... лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867). Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»). Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Последнее стихотворение Некрасова для детей называется «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — описание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникнуто горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.

Рассказ, кажется, незамысловат. Разговорную интонацию передает двустопный амфибрахий. В четверостишии рифмуются только вторая и четвертая строчки, что тоже приближает стихи к устной речи. Точны и выразительны описания людей разных профессий. Немногословно, лишено цветистости описание природы. Дается широкая панорама окрестных мест. Проезжающему открываются новые дали. «Покой и простор», как писал Некрасов в «Железной дороге». Настроение умиротворения и предчувствия радости согревают душу поэта и его читателей.

В стихотворениях Некрасова для детей воплотилось главное его творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме».

На карте России очень много городов. Есть на ней и Москва – наша столица, и мой родной город – конечно, очень любимый и дорогой. Но мне хочется написать о том, городе, который я часто посещаю и тоже очень люблю. Это Петербург.

Полное название его – Санкт-Петербург, это значит «Крепость святого Петра». Основатель города Петр первый назвал его не в свою честь, а в честь своего святого покровителя. Город был построен в таком месте, где, казалось бы, совсем неудобно будет жить людям. Но все же Петр добился своего. Петербург – это результат торжества человеческого упорства и трудолюбия над силами природы. Удивительно, но чуть ли не самый красивый город России стоит, по сути, на болоте. И все равно в него ежегодно приезжают миллионы людей, чтобы полюбоваться величественными дворцами, оригинальными фонтанами, пышными садами и парками. И чтобы прикоснуться к истории.

Петербург после основания сразу стал столицей России и оставался ею долго, до революции 1917 года, а после, в 1918, столица перенесена в Москву. Поскольку в самых пышных и богатых веках – в восемнадцатом и девятнадцатом – Петербург был главным городом страны, в нем огромное количество очень красивых дворцов, где жили знатные люди, князья, придворные, сам император.

Потрясающее впечатление производит Дворцовая площадь, на которой можно увидеть огромный дворец и другие красивые постройки. Если идти по направлению к Неве, то увидишь Медного всадника, воспетого А. С. Пушкиным, и Адмиралтейство. На реке находится пристань, здесь можно сесть на катер и отправиться на прогулку по рекам и каналам города. Я был на такой экскурсии несколько раз и всегда узнавал что-нибудь новое.

Я очень люблю ходить в петропавловскую крепость, любоваться рекой, заходить в собор, где находятся могилы членов царской семьи. Возле моста, ведущего к крепости, можно увидеть скульптуру зайчика: зверек стоит на пеньке, а вокруг него вода. Это память о нескольких страшных наводнениях, унесших жизни многих людей.

Еще я очень люблю Елагин остров. Там находится парк, где можно покормить из рук белочек и синичек: ручные зверьки и птички храбро берут орешки и семечки прямо с ладони. Здесь же находится красивый дворец, а в нем музей, где можно увидеть старинные роскошные интерьеры, удивительную посуду и предметы старинного быта.

Трудно перечислить все то, что я видел в Петербурге. Я езжу туда каждый год и очень люблю эти поездки. Мне, конечно, нравится и Петергоф с его фонтанами, и Царское Село, где находится Лицей, и храм Спаса на Крови, и Александро-Невская Лавра, перед которой находится памятник прославленному князю. Но если я буду писать обо всем, у меня не хватит места в тетради. Петербург – один

Реализм и ни слова лжи - вот главная особенность творчества Николая Некрасова. Путешествуя просторами родного государства, поэт успел многое увидеть: глубокую печаль, нужду и несгибаемую силу русского духа. В его стихах отчетливо отображаются эти реалии. Каждая строчка произведений наполнена болью и грустью, но за ними скрывается надежда на лучшее будущее. Говорить об особенностях творчества поэта можно долго, но для наглядности лучше провести анализ стихотворения Некрасова «Школьник».

Лирический герой

На этом пункте и заканчивается комплексный анализ. Из анализа стихотворения Некрасова «Школьник» становится понятно, что в качестве лирического героя выступает сам автор, описывая свои поездки страной. В основу произведения положены размышления Некрасова о тяжелой судьбе своего народа, но он уверен, что среди простых крестьян есть много талантов. Он хочет поддержать детей, что желают учиться и выбрать другую судьбу, нежели у родителей. Лирический герой, а вместе с ним и сам Некрасов, призывают не стыдиться нищеты, ведь упорный труд будет вознагражден.

О поэзии

Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта. Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.

Как видим, Некрасов писал прозу, разную по жанрам, стилевым особенностям, тематике. Активная работа 1840–1841 годов привела его к весьма значительному замыслу. В 1843–1848 годах Некрасов работает над большим романом «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Во многом произведение это выросло из «Повести о бедном Климе», недаром отдельные эпизоды повести вошли в роман, так и оставшийся незаконченным.

Книга о похождениях Тихона Тростникова должна была синтезировать темы и идеи ранней некрасовской прозы, показать, на что способен молодой литератор.

Несомненно, это наиболее зрелое прозаическое сочинение Некрасова. Свидетельством тому и широта охвата социальной действительности, и выверенность слога в отдельных эпизодах, и авторская зоркость, проявившаяся и при описании петербургского “дна”, теперь уже начисто лишенного какой бы то ни было романтики, и при взгляде на литературный и театральный быт столицы.

Говоря о возросшем писательском мастерстве Некрасова в романе о Тростникове, невозможно не остановиться на «Петербургских углах», фрагменте, который Некрасов опубликовал как самостоятельное произведение в альманахе «Физиология Петербурга». Альманах этот стал подлинным манифестом тех писателей, что объединились вокруг журнала «Отечественные записки», вокруг Белинского. Основным эстетическим требованием для них стала верность действительности, как говорили тогда, «натуре». Потому и получила новая школа наименование «натуральной» .

«Физиология Петербурга» стала коллективно написанным портретом столицы Российской империи.

Каждый из авторов сосредоточился на своем участке петербургской жизни. Некрасов писал о столичном «дне», увы, бывшем ему знакомым не понаслышке. В Петербургских углах бросается в глаза прежде всего конкретность описаний, наглядность всего, что изображено. «Натура» говорит сама за себя, а “натура” эта не только квартира, хуже какой не бывает, но и портреты героев: «зеленого господина», дворового человека, хозяйки и жильцов. Точность описаний, почти этнографическая верность в передаче особенностей языка героев делают рассказ максимально объективным. Но объективность повествования постоянно «подсвечивается» авторской иронией, неожиданными сравнениями в гоголевском духе («в комнату вошел полуштоф, заткнутый человеческой головой вместо пробки»). Начиная с кричаще безграмотного эпиграфа, читатель все время испытывает двойственное ощущение: все в высшей степени достоверно, и все же бессмысленность, гротескность описанного кажется невероятной. Это и было целью Некрасова, стремящегося показать бессмысленность, а тем самым и бесчеловечность жизни в «петербургских углах».

Удачей Некрасова стал и образ главного героя – Тихона Тростникова, поневоле оказывающегося «российским Жиль Блазом». Очевидно его родство с бедным Климом, но не менее очевидны и различия. Тростников в отличие от своего литературного предшественника отнюдь не «сумасшедший» в благородном смысле слова. Сверхзадача «бедного Клима» остаться чистым, не запятнать свою совесть, отсюда обаяние персонажа – отсюда же и то сложное отношение к нему, что испытывает автор, а за ним и читатели. Тростникову нужно другое – выстоять. Он внутренне близок Некрасову, и важны тут не только очевидные биографические параллели (скитание по «петербургским углам», контакты с миром театра, неудача с книгой стихов, работа в газете, «знаменитой замысловатостью эпиграфа», в которой читатели без труда узнавали тогдашнюю «Литературную газету» и т. п.), сколько психологическое единство героя и автора. Над графоманом Грибовниковым Некрасов смеялся, бедный Клим вызывал в нем смешанное чувство жалости, восхищения и иронии, Тростникова Некрасов понимает и любит. Понимает и любит и тогда, когда герой ведет себя нелепо, простодушно, и когда он поступает легкомысленно, и когда совершает ошибки. Во многом роман должен был стать исповедью Некрасова, его честным рассказом о собственном мужании.

Не исключено, что именно эта искренность тона, эта откровенность автобиографизма к заставили Некрасова прекратить работу над «Жизнью и похождениями Тихона Тростникова», когда, казалось бы, роман уже сложился, явно шел к завершению.

В сентябрьском номере «Современника» за 1847 год в числе других сочинений был анонсирован и роман Некрасова. Публиковать его редактор «Современника», которым уже был в это время сам сочинитель «Жизни и похождений...», не стал. Некрасов предпочел в «пожарном порядке» написать в соавторстве с А. Я. Панаевой другой роман – «Три страны света». Причины этой замены толкуются некрасоведами по-разному: указывают на возможные трудности с цензурой, говорят о сюжетной слабости романа о Тростникове, что могла бы помешать читательскому успеху, о том, что роман попросту надоел Некрасову... Бесспорно, все эти соображения важны, и все же ни одно из них не исчерпывает проблему. С цензурой бороться Некрасов умел (боролся же он за те же самые «Три страны света»), сюжет он мог бы и разработать (смог же он сделать это в приключенческом романе, что писал совместно с Панаевой). Наконец, ссылка на то, что Некрасову старый роман наскучил, таит в себе новую загадку: а почему, собственно говоря, так вышло?

Возможно, весьма важным основанием отложить роман в сторону был все-таки его автобиографизм. Искренность Некрасова могла стать оружием в руках его многочисленных литературных противников, многих из которых он не пощадил и вывел на всеобщее обозрение и в романе и в ряде рецензий и фельетонов. Насколько силен и резок был Некрасов-полемист, читатели на-стоящей книги могут судить по рассказу «Необыкновенный завтрак» и «Очеркам литературной жизни», явно выросшему из романа о Тростникове сочинению. Литературная полемика переполняет роман, в котором были задеты и Греч с Булгариным, и Николай Полевой, и издатели «Москвитянина» Шевырев и Погодин, и редактор «Библиотеки для чтения» Сенковский. Суровая правда о себе соседствовала с резкими выпадами против узнаваемых лиц, что мало подходило для литературной борьбы.

Была и еще одна причина, по которой Некрасов предпочел засесть за полукоммерческое повествование о «Трех странах света». Оставаясь профессиональным литератором, блестящим редактором, Некрасов все больше осознавал себя поэтом. Проза научила его трезвости, проза привела его к действительности – теперь он мог писать настоящие стихи: 1845 годом датируются «Стишки! Стишки! давно ль и я был гений...», «Я за то глубоко презираю себя», «В дороге», «Пускай мечтатели осмеяны давно», «Когда из мрака заблужденья»; 1846-м – «Перед дождем», «Огородник», «Тройка», «Родина»; 1847-м – «Если мучимый страстью мятежной...», «Еду ли ночью...», «Ты всегда хороша несравненно...» – это была большая поэзия.

В 1848-1849 годах Некрасов почти не пишет стихов, но не занимается он всерьез и прозой. Работа редактора, весьма тяжелая в эти годы (в России наступило «мрачное семилетие» и цензурные условия стали, как никогда, жестокими), деятельность критика, писание «Трех сторон света» (роман этот занимает два объемистых тома) почти не оставляли времени. «Психологическая задача», мастерски обработанный устный рассказ великого актера М. С. Щепкина, и остроумный рассказ о франте, выкрашенном в зеленую краску («Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и К°»). свидетельствуют прежде всего об очевидном росте мастерства писателя. Но при всей профессиональности вещи эти воспринимаются как в достаточной мере случайные, проходные.

С начала 50-х годов Некрасов становится поэтом по преимуществу. Он может написать в, соавторстве с Панаевой еще один длинный, сюжетно запутанный роман – «Мертвое озеро» (1851), он может задумать интересную повесть «Тонкий человек» (кстати, сам Некрасов ценил ее начало, печатаемое в нашем издании, очень высоко, однако проза перестает быть для него главным делом.

Незадолго до смерти в автобиографических записях 1877 года поэт писал, определяя значение своей трудной молодости для будущей судьбы: «Поворот к правде, явившийся отчасти от

писания прозой...».

Конечно, «писания прозой» были важны не сами по себе. Духовное воздействие Белинского, уроки школы Гоголя, навсегда оставшегося любимым писателем Некрасова, значили не меньше. Именно учеником Гоголя осознавал себя (и справедливо) молодой Некрасов-прозаик. У Гоголя учился он видеть мир таким, какой он есть, замыкать в слове самую действительность, смело смеяться над тем, что достойно осуждения и смеха.

Сегодня мы хотим знать, как Некрасов вырос из провинциального юноши в великого поэта. Это не нездоровое любопытство, но человеческая необходимость. Без этого мы не сможем оценить и той великой поэзии, что вырастала из физиологических очерков, петербургских анекдотов, светских повестей и литературной полемики. А потому сегодня стоит вглядеться в нечасто издаваемую, известную в основном специалистам прозу молодого Некрасова, Вглядеться и оценить литературное мастерство, богатство жизненных наблюдений, яркость и конкретность описаний, деталей,

Есть писатели, чья личная известность не идёт ни в какое сравнение с известностью их же собственных книг. И главная тому причина - весьма сдержанное отношение этих скромных людей к шуму и суете, сопровождающим всякий успех; неумение и нежелание заниматься саморекламой. К чему это, если в библиотеках их любимые создания - книги - и без того уже зачитаны до дыр?..
Очевидно, именно таким человеком был Андрей Сергеевич Некрасов. Все знают о приключениях отважного капитана Врунгеля и его помощников Лома и Фукса - или книжку читали, или мультик видели. А вот кто об этих приключениях рассказал, большинство читателей-зрителей не вдруг и вспомнит. И даже если вспомнит, то кто этот загадочный «А.Некрасов», написал ли ещё что-нибудь?.. Тайна, покрытая мраком. Что поделаешь, не любил Андрей Сергеевич много о себе говорить. О других - да, говорил с удовольствием, хвалил всё больше, а о себе…
Ну и напрасно. Ведь о жизни «папы капитана Врунгеля» можно было бы написать настоящий приключенческий роман.
Окончив школу, он стал простым чернорабочим. Потом недолгое время работал монтёром и техником на Московской трамвайной станции. Но мог ли он усидеть на одном месте, если только и делал, что искал приключений на свою голову?
В 1926 году девятнадцатилетний Некрасов отправился в далёкий Мурманск, где поступил матросом в траловый флот. На Севере и на Дальнем Востоке он плавал на самых разных судах и рядовым матросом, и кочегаром. Да кем он только не был!.. «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскалённых топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане…»
Кто-то недоверчиво скажет: вот завирает, прямо капитан Врунгель! Однако всё это чистая правда - чтобы написать книжку о кругосветном путешествии капитана Врунгеля, нужно было сначала самому объездить весь свет.
Вот разве что в домино играть он так и не научился. Другие матросы, как выпадет свободная минутка, тут же принимались «забивать козла», а Некрасов… «Отстояв вахту, я от нечего делать много читал» (любимейшей его книгой с детства были «Путешествия Марко Поло»),«и чем больше читал, тем больше хотелось мне и самому написать что-нибудь. Я завёл толстую тетрадку и стал записывать туда все интересные случаи, свидетелем или участником которых мне приходилось быть» .
Очерки и рассказы из той тетрадки (а также стихи, которые он подписывал псевдонимом «Топс») начиная с 1928 года стали время от времени появляться в журналах, в том числе детских - в «Мурзилке», в «Пионере»… В 1935 году вышел целый сборник рассказов «Морские сапоги» - о моряках и рыбаках Дальнего Востока. Хороший сборник - до сих пор переиздаётся. Но, как признавался сам Андрей Сергеевич, окончательно он сменил штурманский стол на писательский только после того, как была напечатана другая его книга, - та самая…
А случилось вот как. Где-то в начале 1930-х годов работал Андрей Некрасов в дальневосточном китобойном тресте, директором которого был Андрей Васильевич Вронский, страстно желавший совершить кругосветное плавание. Мечты эти по множеству причин так и остались мечтами. Зато рассказчиком Вронский был просто замечательным и о своей неосуществлённой кругосветке сочинял дивные небылицы. «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчёркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял: «Да-с», «Вот-так», а к слушателям обращался не иначе, как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…»
Однажды Некрасов пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову, с которым работал тогда над одной совместной книгой, а тот ему и предложил: «…написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать» .
Некрасов призадумался. Возникла нехитрая логическая цепочка: Вронский - барон Мюнхгаузен - барон Врангель - капитан Врунгель. Вот так и родился на свет небезызвестный капитан дальнего плавания по имени Христофор Бонифатьевич. Кстати, у спутников его, Лома и Фукса, тоже были свои прототипы.
При работе над рукописью будущей книжки в ход пошли и россказни Вронского, и смешные случаи из дневников самого Некрасова, и разные небылицы, «которыми моряки развлекают друзей в свободное от вахты время» , и забавные истории из детства (например, о прогулочном пароходике «Дарьяль», у которого от кормовой доски отвалились две буквы, и он превратился в «Дарью» - точно так же и яхта капитана Врунгеля из «Победы» стала «Бедой»).
И вот, наконец, в 1937 году повесть напечатали в «Пионере» в виде картинок с подписями или, как сейчас бы сказали, в виде комикса. Правда, ради первой публикации текст пришлось изрядно сократить, но впоследствии Некрасов ничуть не жалел об этом, так как сотрудничество с замечательным художником Константином Ротовым, о котором он всякий раз вспоминал с благодарностью, дало ему очень многое. К примеру, в эпизоде, когда находчивый Христофор Бонифатьевич при полном штиле решил воспользоваться (для ускорения хода) бутылками с содовой, придав яхте реактивность, такая деталь как подбитые пробками чайки была подсказана автору весёлым и наблюдательным художником.
Два года спустя книга вышла отдельным изданием. Появились первые отклики. Восторженную рецензию на «Врунгеля» опубликовал Лев Кассиль - большое ему спасибо! Не очень грамотные, но искренние и трогательные письма без конца присылали в редакцию журнала «Пионер» простые читатели. Впрочем, находились и такие скучные взрослые, которые предрекали повести скорое забвение и называли её вредоносной. Что это за герои, какой пример подают они нашим детям! Сам Христофор Бонифатьевич - враль, каких мало, да к тому же не выпускает изо рта трубку. Лом неравнодушен к спиртному - помните историю, как яхта «Беда» сбилась с курса и чуть не вернулась обратно из-за слишком чуткого к рому носа старшего помощника капитана? Про Фукса и говорить нечего - карточный шулер! Ну и команда подобралась.
К счастью, время всё расставило по местам.
Теперь своей славой капитан Врунгель соперничает со знаменитым бароном Мюнхгаузеном, а небольшая книжка Андрея Некрасова (которая, увы, так быстро кончается!) переиздаётся по нескольку раз в год. Её читают и в других странах: чехи знают Врунгеля как капитана Жванилкина, поляки - капитана Залганова, немцы - капитана Флюнкериха.
…Помимо своей главной книги, Некрасов сочинил ещё множество рассказов, очерков, статей, заметок (в основном, научно-популярных) - по технике, океанографии, авиации, электричеству, истории корабельного дела. До последних дней он путешествовал, был членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан».
Книги его выходили частенько (как правило, это были тоненькие иллюстрированные книжечки издательства «Малыш»), однако названия большинства из них мало что скажут даже самому искушённому книгочею. Почему-то они, за некоторым исключением, не удержались на плаву, потонули в бездонном литературном море. И только маленькая яхта «Беда» под водительством неунывающего капитана Врунгеля по-прежнему уверенно продолжает плавание.
Семь футов под килем, Христофор Бонифатьевич!

Алексей Копейкин

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.НЕКРАСОВА

КАК МЫ С ГОШКОЙ МОСТЫ СТРОИЛИ / Худож. В.Рябчиков. - М.: Малыш, 1973. - 26 с.: ил.

КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ: [Избр. произведения] / Худож. А.Данилин. - М.: «Экси+», 1993. - 382 с.: ил. - (Детская б-чка приключений).
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские рассказы.

ОПЕРАЦИЯ «ТУМАН»: Рассказ / Худож. П.Павлинов. - М.: Малыш, 1972. - с.: ил.

ПО МОРЮ-ОКЕАНУ / Рис. А.Беслика. - М.: Малыш, 1988. - 16 с.: ил.
Книга эта - об истории корабельного дела.
Когда был построен первый корабль? Когда люди догадались, что и по воде можно путешествовать? Наверное, всё началось с обыкновенного бревна, на котором какой-нибудь древний человек перебрался через широкую реку. Потом из брёвен люди связали плот, потом придумали вёсельную лодку, а потом и парусную…
И пустились они странствовать по морю-океану…

ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ. - М.: Дет. лит., 1967. - 479 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Избр. произведения / Ил. К.Ротова, Л.Фалина, В.Богаткина. - Петрозаводск: Карелия, 1992. - 351 с.: ил.
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские сапоги: Рассказы; Рассказы старого боцмана; Из цикла «Мы были на Диксоне».
«Мы были на Диксоне»
«Есть в Сибири большая река Енисей. Она начинается в самом центре Азии, там, где высокие горы Саяны подпирают небо белыми шапками…
Я очень люблю Енисей, часто бываю там и, вернувшись, подолгу вспоминаю бурые скалы крутых берегов и белые разливы утренних туманов, тихие плёсы и бешеную толчею порогов…
Я не раз прошёл Енисей из конца в конец. Но, пожалуй, лучше всего запомнился мне рейс из Красноярска на остров Диксон» .
Сборник «Мы были на Диксоне» включает в себя шесть коротких рассказов: «Капитанская привычка», «Пегий», «Нерпа», «Где ночь живёт», «Олешки» и «Маки».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Ил. К.Ротова. - М.: НПО «Геолит», 1992. - 191 с.: ил.
«Приключения капитана Врунгеля»
Если яхта из «Победы» становится «Бедой» - жди крупных неприятностей. Судно может попросту врасти в берег, и никакого кругосветного плавания вам не видать как своих ушей.
От берега-то отчалить - для капитана Врунгеля пара пустяков, но кто же знал, что ждёт его впереди?..
Впрочем, выручила природная находчивость и умение не растеряться в самой безвыходной ситуации. Кому, если не Христофору Бонифатьевичу, пришло бы в голову на разболевшийся зуб принять сигнал SOS с терпящего бедствие парусника; по лондонским петухам, кукарекающим исключительно «по Гринвичу», сверить часы и определить свои координаты; использовать пальму вместо мачты, обыкновенных белок в качестве тягловой силы, бумеранги папуасов для игры в гольф, лимоны как средство против акул, а огнетушитель - против гигантской анаконды?..
Если матрос Фукс при высокой температуре случайно высидел маленьких крокодильчиков, не беда - в хозяйстве всё сгодится! И даже если яхта - на то она и «Беда»! - попадёт в самый центр тайфуна, унывать незачем - капитан Врунгель уж как-нибудь да выберется!..
Кстати, если вы не сильны в морской терминологии, которую так любит Христофор Бонифатьевич, то специально для вас к книге приложен составленный им лично «Толковый словарь для бестолковых сухопутных читателей». Чрезвычайно полезная штука!

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть и рассказы. - М.: Дет. лит., 1983. - 352 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть и рассказы / Худож. А.Ильин. - М.: ОНИКС 21 век, 2000. - 350 с.: ил. - (Золотая б-ка).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть, рассказы / Худож. А.Акатьев, Л.Фалин. - М.: Центрполиграф, 1997. - 427 с.: ил. - (Классич. б-ка сказочных приключений).
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские сапоги: Рассказы; Рассказы старого боцмана.
«Морские сапоги»
Эти рассказы тоже о море. Но вымысла в них нет, хотя приключений достаточно. Здесь Андрей Некрасов просто делится тем, что ему довелось увидеть и пережить в годы его штурманской службы на далёком Охотском море.

«Рассказы старого боцмана»
В одном долгом и нудном рейсе, когда свободного времени было хоть отбавляй, совсем уж было заскучавшего Андрея Некрасова выручил старый речник Фёдор Степанович Бочкин, тридцать лет плававший боцманом по Енисею.
«Человек он солидный, рассудительный, многое на своём веку повидал, и о чём бы ни зашёл разговор, у Фёдора Степановича всегда в запасе забавная история, которую он не прочь рассказать при случае.
Вечерами, усевшись где потише, я часами слушал эти истории, а потом, когда, пожелав мне спокойной ночи, боцман забирался в свою каюту, я записывал его рассказы, стараясь не пропустить ни слова» .

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть / Рис. В.Боковни. - Л.: Дет. лит., 1988. - 192 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ; РАССКАЗЫ / Ил. П.Северцева. - М.: Пресса, 1992. - 334 с.: ил. - (Мир приключений).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Худож. А.Ильин. - М.: Пушкинская б-ка: АСТ, 2005. - 319 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Худож. В.Винокур; Распэ Э. Приключения барона Мюнхгаузена / Обраб. текста О.Трифоновой; Худож. В.Винокур; Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера / Пер. с англ. Б.Энгельгардта; Худож. Н.Алёшина. - М.: ОЛМА-Пресс Гранд, 2004. - 442 с.: ил. - (Книги нашего детства).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / [Худож. В.Дмитрюк]. - М.: Моск. клуб, 1994. - 159 с.: цв. ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: [Юмористич. повесть] / Худож. Г.Юдин. - М.: Дом, 1993. - 197 с.: ил.

РАССКАЗЫ О СЕВЕРЕ И ЮГЕ / Худож. Ю.Копейко. - М.: Малыш, 1979. - 18 с.: ил.
Сколько длится Полярный день? Почему море по ночам светится? Каким бывает смерч? Для чего нужен маяк?
Об этом можно узнать из совсем крошечных рассказов о Севере и Юге…

СИНЕЕ МОРЕ. - М.: Малыш, 1966. - : ил. - (Твоя Родина).

СКАЗКА О ХИМИИ. - М.: Малыш, 1965. - 16 с.: ил.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ / Под ред. Н.Артемьева. - М.; Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. - 31 с.: ил. - (Б-ка юного колхозника).

Алексей Копейкин

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.НЕКРАСОВА

Некрасов А. История с Врунгелем // Вслух про себя: Сб. статей и очерков сов. дет. писателей: Кн. вторая. - М.: Дет. лит., 1978. - С. 242-247.
Некрасов А. Капитан Врунгель, кто он? // Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля. - М.: НПО «Геолит», 1992. - С. 182-190.
Некрасов А. От автора // Некрасов А. Повести и рассказы. - М.: Дет. лит., 1967. - С. 3-4.
Путешественник, писатель, фантазёр: [К 75-летию А.Некрасова: Интервью с писателем] // Пионер. - 1982. - № 6. - С. 59-60.

Богданов Н. С кого списан Врунгель, или Необычайные похождения Топса, по прозвищу Пляши-нога // Детская литература. - 1989. - № 12. - С. 45-47.
Иванов С. Знаменитый капитан // Пионер. - 1977. - № 6. - С. 64-65.
Кассиль Л. Кругосветное плавание несусветного враля // Детская литература. - 1939. - № 7. - С. 17-20.
Рахтанов И. Трактат о природе вранья, или Сигнал бедствия: По поводу книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» // Детская литература. - 1939. - № 7. - С. 21-23.
Сивоконь С. Поэзия находчивости // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья: Очерки о юморе в сов. литературе для детей. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 32-44.

А.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.НЕКРАСОВА

Новые приключения капитана Врунгеля. Худож. фильм. Сцен. А.Хмелика. Реж. Г.Васильев. Комп. А.Рыбников. СССР, 1978. В ролях: М.Пуговкин, С.Мартинсон, В.Басов, С.Крамаров, Р.Рудин и др.
Приключения капитана Врунгеля. Мультфильм. В 13-ти сер. Реж. Д.Черкасский. Комп. Г.Фиртич. СССР, 1976-1979. Роль капитана Врунгеля озвучивает З.Гердт. В остальных ролях: Е.Паперный, Г.Шпигель и др.

По сценариям А.Некрасова поставлены также научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и др.