Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  В этот день православные поздравляют матерей, сестер, жен, знакомых девушек и женщин с этим удивительным праздником. Праздник жен-мироносиц: история, традиции и сценарий православного праздника

В этот день православные поздравляют матерей, сестер, жен, знакомых девушек и женщин с этим удивительным праздником. Праздник жен-мироносиц: история, традиции и сценарий православного праздника

В третье воскресение после Пасхи Церковь вспоминает подвиг жен-мироносиц, учениц Иисуса Христа.

Евангелие о женах-мироносицах

Женщин называют мироносицами потому, что они после крестной смерти Иисуса Христа по обычаю еврейского народа пришли к пещере, где был погребен Иисус Христос, с целью умастить Его миром, т.е. благовониями и ароматами.

Примечательно, что из большого числа последователей Учителя они были первыми, кто прибыл к месту Его погребения. Еще не рассвело, а группа верных женщин уже была в пути.

Тела Христа они не обнаружили, но встретили ангела, который отвалив тяжеленный камень от входа в пещеру, сообщил, что Христос воскрес из мертвых.

Это были те же самые женщины, которые накануне стояли у Креста во время распятия Христа, эти же женщины оказывали помощь Христу и его ученикам во время проповеди Спасителя, «служа имением своим» (Лк 8, 2-3).

Евангелие называет имена некоторых жен-мироносиц: Мария Магдалина, Саломия (мать апостолов Иакова и Иоанна), Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти) и Иоанна (жена Хузы, домоправителя царя Ирода).

Всем этим женщинам, так же как и апостолам, Христос явился по Своем воскресении из мертвых.

Слабый пол?

После ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду апостолы разбежались и попрятались, Петр, когда его спросили, не ученик ли он Христа, отрекся от Учителя.

Во время распятия Христа, из апостолов у Креста стоял один Иоанн Богослов. Лишь женщины безбоязненно пришли на казнь и самыми первыми прибежали к Гробу Спасителя.

Твердость и стойкость в вере женщины-христианки будут являть на протяжении всей истории Церкви. Наравне с апостолами они будут проповедовать истины веры по всей земле, нам известны имена святой равноапостольный Нины, просветительницы Грузии, равноапостольных царицы Елены и великой княгини Ольги, так много сделавших для распространения христианства.

Наряду с мужчинами, женщины шли на мученическую смерть за веру, мартирологи (списки, содержащие имена мучеников) включают в себя имена сотен женщин, отдавших жизнь за Христа.

Также как и мужчины, женщины отказывались от жизни в миру, и уходили в пустыни и монастыри. В лике преподобных десятки женских имен. В древности и в новое время женское монашество было развито не менее мужского.

Сестры милосердия – это исключительно женское явления. Женщины из христианского сострадания к ближнему, ухаживали за немощными и ранеными, больными и старыми. Мужского аналога такого явления история не знает.

Во время гонений Русская Церковь выстояла благодаря русским женщинам. В годы советской власти мужчины в церковь практически не ходили – боялись последствий. При Хрущеве даже разовое посещение храма означало конец карьеры, а в некоторых случаях могло привести к лишению свободы.

Но женщины не боялись никаких последствий, им угрожали лишением пенсии – они ходили, грозили выселить из квартиры – неизменно продолжали ходить в храм.

Такое смелое исповедание веры не могло остаться незамеченным пусть не для мужей или братьев, но для детей и внуков. Впоследствии многие из них пришли в Церковь благодаря своим мамам и бабушкам.

Русские женщины продолжают нести подвиг и служение жен-мироносиц и сейчас. Большая часть прихожан православных храмов – женщины, женщины одни «поднимают» детей и «тянут» всю семью. Именно благодаря женщинам (вовсе не политикам) еще живо наше общество и Россия.

И этот праздник отмечается не только в России, но и во всех странах, где присутствует Православная Церковь. Фактически день жен-мироносиц является международным православным женским днем.

С праздником Вас, дорогие женщины!

Соломии, Сусанны и других. Эти богоугодные женщины воочию созерцали мученическую смерть Христа Спасителя. Они видели затмение солнца, великое землетрясение и воскресение праведников в тот момент, когда Мессия был распят на судьбоносном кресте.

Эти жены принимали в своих домах Божьего Сына и любовно стояли у распятия, когда книжники и воины проявляли небывалую злобу. День святых жен мироносиц - особенное событие в православной традиции, оно чрезвычайно почитается. Эти святые матери символизируют благую весть и героическое самоотвержение.

История праздника

Большинство мирских людей празднует женский день 8 Марта. Торжество появилось чуть более 100 лет назад благодаря упорным усилиям знаковых феминисток из Германии . Этот праздник символизирует освобождение всех женщин от церковного «рабства». Однако 8 Марта отмечается только в России и не является международным днем.

Верующие чтят не только само торжественное воскресенье, но и последующую неделю. Среди православных людей принято поздравлять своих матерей, бабушек, сестер, дочерей и верных супруг.

О женщинах в православии:

В этот день особенно почитаются святые женщины, ранее всех других узнавших о божественном Воскресении Христа Спасителя . Увидев невероятное чудо, они стали его первыми проповедниками и слугами. В новом апостольском призвании эти жены понесли радостную весть о могуществе Всевышнего.

  • Первой последовательницей Мессии стала Мария Магдалина, которая известна своим великим раскаянием в распутной жизни и принятием церковных заветов.
  • Второй женщиной-проповедницей Божьего Сына является Мария Клеопова, Ее родословная вызывает множество разногласий: по сведениям некоторых источников, она - сестра Магдалены, по другим - жена брата Иосифа Обручника. Другие люди говорили о ней как о родительнице Иакова, Иуды или Симона.
  • В православный женский день вспоминают имя Иоанны, которая была верной ученицей Мессии. Она сопровождала других христианских послушников, а также тайным образом схоронила голову святого Крестителя, павшего от рук безжалостного Ирода.
  • В этот праздник отдают высокую религиозную честь Саломии, матери Иакова и Иоанна - верных учеников и вечных апостолов Спасителя. Воскресший Христос явился ей сразу после того, как Его узрела Мария Магдалена.
  • Православный праздник Жен-мироносиц чтит память сестер Лазаря, Марфы и Марии. Спаситель удостоил этих девушек своим светлейшим присутствием, он одарил их честными проповедями. Сестры искренне уверовали в Сына Божьего после того, как Христос воскресил Лазаря.
  • Сусанна - еще одно священное женское имя, упоминаемое в Евангелии. Об этой матери говорит Лука, восхваляя её как вечную слугу Мессии.

Все они являются теми личностями, благодаря которым Праздник Жен-мироносиц обрел широкую известность.

Важно! Существует распространенная легенда, гласящая о том, что Церковь всячески дискриминирует права женщин. Эти нападки основаны на недопущении их в сан священства. Западный мир ведет агрессивную борьбу с таким догматическим суждением, принижая достоинство мужчины. Однако православие всегда возвышало Богородицу и ставило её выше всех серафимов, окружающих трон Всемогущего Господа. Нет половых различий в процессе восхождения к Богу.

Событие, давшее начало торжеству

Мироносицы - женщины, жившие в тех местах, где проповедовал собственное учение Иисус Христос. Они радостно и с большой любовью встречали Спасителя в своих домах, считали Его истинным Мессией, верно ему служили и беспрепятственно следовали по его стопам.

  • Все эти женщины являлись свидетелями страданий Божьего Сына на Голгофе . Наутро они пришли к телу, которое сняли после распятия, и похоронили Его. Вскоре мироносицы навестили Гроб Господень, чтобы совершить ритуал Помазания, как велели традиционные иудейские обычаи. Этот эпизод и дал название православному торжеству.

Икона Святые Жены-мироносицы

  • Жены-мироносицы колоссально почитались на территории православной Руси. Религиозная нравственность, строгие традиции глубоко укоренились в умах нашего народа. Женщины Руси издавна отличались великим благочестием и духовностью, что отразилось на огромном почтении к этому торжеству. Обыкновенные крестьянки, представительницы дворянства, купечества и мещанства вели праведную жизнь, боясь греховных поступков. В их сердцах рождалось стремление к добрым делам, пожертвованиям, милосердным поступкам, угодившим Всевышнему Отцу.
  • Православная традиция чрезвычайно целомудренно относилась к священному таинству брака. Русская женщина отличалась верностью своему слову, данному на алтаре, который знаменует заветы Христа. Эти идеалы встречаются и в настоящее время.

Жены-мироносицы восхваляются за их несравненную кротость, смиренный нрав, бесконечное терпение и всепрощение. За эти богоугодные качества они и стали святым примером для восхваления.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

Праздничные действа

День святых жен мироносиц официально считается международным и отмечается во многих странах земного шара. Представительницы прекрасного пола дают жизнь, привносят идеалы доброты и полноценной любви, оберегают домашний очаг и являются крепкой опорой для супруга и детей.

Богоматерь - ярчайший и значительный пример, олицетворяющий идеал женского начала. Она продемонстрировала всепоглощающую любовь и бесконечное самопожертвование, родив и проводив на крестные муки Сына Божьего.

  • На мироносицкой неделе выделялось время для литургии в честь памяти об умерших. Для этого каждый приход в обязательном порядке проводил поминальный сорокоуст.
  • В Родительскую субботу люди отправлялись на кладбища и оставляли крашеные яйца на могилах. Эта традиция имеет некоторое отношение к языческим корням, прославляющим собственных предков. Торжество также имеет основание в символическом обожествлении природы и наступлении земледельческого периода.
  • Православный женский праздник ежегодно отмечается во всех христианских церквях Российской Федерации, а также за её пределами. В места веры стекаются ревностные паломники и обыкновенные миряне. Прихожане смиренно ищут опоры в диалогах с местными служителями. Пастыри, проводящие литургические ритуалы, поздравляют верующих с торжеством, желают света и большой радости.
  • Церковь отмечает не только подвиги библейских жен, но и всех матерей, трудящихся во благо христианской веры. Священнослужители особенно подчеркивают важность женского участия в делах Церкви. Для православия оно являются оплотом целомудрия, духовной чистоты и верности.
  • В воскресных школах учителя подготавливают вместе с юными учениками концерт для матерей, бабушек и сестер. Здесь разыгрывают сцены из Священных Текстов, где прославляются евангельские героини, святые женщины - продолжательницы людского рода.
Внимание! Этот день является официальным, христиане поздравляют своих матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для Церкви это торжество символизирует истинное целомудрие, нравственную чистоту и безграничную любовь женского начала.

Торжество Жен-мироносиц будет отмечаться 12 мая 2019 г. На празднике вспомнят имена библейских матерей, которые принимали Христа в своем доме, вели Его на Голгофу и совершали помазание его тела.

Святые Жёны Мироносцы. Православный Женский день

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. В этом году неделя 3-я по Пасхе (то есть третье воскресенье) приходится на 7 мая.


Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память святых Жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы - в воскресенье.

Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и ждет их в Галилее.

Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока Он не восшёл к Отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении.

Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Деве Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам (Мф. 28:9-10).

Евангелисты и священное пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она называется Марией Клеоповой.

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из женщин, которые следовали за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко гробу, чтобы помазать миром святое тело Господа, и слышала от ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, после наступления гонений на Иерусалимскую Церковь и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, они помогали своему святому брату в проповеди Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось. Этот день является церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр, дочерей.

Тропарь

Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры, Марфо и Марие преславныя, чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте, мироносиц вземше чин, и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте, сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго со Ангелы и всеми святыми славно царствуете. Умолите, Егоже возлюбили есте, и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися и Царствия Небеснаго сподобитися.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Так уж сложилось, что многие христианские православные праздники были наложены на более древние языческие. Сделано было это для того, чтобы народ лучше и быстрее привыкал к новой религии, адаптировался к изменившимся требованиям и условиям жизни. Примером таких торжеств является история жён-мироносиц.

Дата празднования

Праздник жен-мироносиц - событие в христианстве особое. Определённой даты у него нет - она зависит от того, на какое число выпадает в том или ином году Пасха. Отмечается торжество в третье послепасхальное воскресенье, на 15-й день после Светлого Христова дня. Если Пасха ранняя, то праздник жен-мироносиц приходится на конец марта или первую половину апреля. При поздней его отмечает Церковь в конце апреля или в мае. Праздничным считается не только само воскресенье, но и вся неделя после него. Среди людей верующих в эти дни принято поздравлять мам, сестёр, бабушек, тёть, дочерей, супругу. Ведь праздник жен-мироносиц считается в христианстве именно женским торжеством.

Две Марии

До нас дошли имена тех, в лице кого Православная Церковь чествует женскую половину человечества. Это две Марии - одна всем известная Магдалина, бывшая грешница, раскаявшаяся в своём распутстве и принявшая заветы Христа как главные и необходимые для жизни. Вторая - Клеопова. По разным источникам, она являлась либо сестрой матери Христа, либо женой брата святого Иосифа Обручника - мужа матери Иисуса. Третьи библейские тексты говорят о ней как о родительнице родственников Сына Божьего - Иакова, Иосии, Симона, Иуды. Отмечается также праздник жен-мироносиц в память об Иоанне, верной ученице Христа. Она ходила с другими слушателями Его по Галилее и тайно похоронила голову когда того погубил Ирод.

Мать апостолов и сёстры Лазаря

Высокую честь церковной памяти заслужила и Саломия. Она - мать учеников и апостолов Иисуса, Иакова и Иоанна. Ей же первой после Магдалины Христос явился при своём воскрешении. В различных Евангелиях упоминаются также сёстры Марфа с Марией родом из Вифании - их Спаситель почтил своим присутствием и проповедями. Но уверовали в Него они после того, как был воскрешён Христом брат их Лазарь. И, конечно, Сусанна, о которой говорит евангелист Лука, - она служила Сыну Божьему «от имений своих». Благодаря этим личностям издавна и по сей день поздравление с праздником жен-мироносиц принимают благочестивые и праведные женщины-христианки.

О событие

Многие, не знающие истории праздника, могут задаться вопросом: почему жёны названы мироносицами? Как понять это выражение? Ответы мы находим в Библии, в Новом Завете. Это жительницы тех мест, где ходил и проповедовал Иисус. Они с радостью и гостеприимством привечали Христа в своих домах, принимали Его как своего личного спасителя, служили Ему и шли за Ним. Когда Иисуса распинали, эти женщины были свидетельницами Его страданий на Голгофе. А наутро после казни, когда тела распятых сняли с крестов и погребли, они пришли к гробу Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, как того требовали иудейские обычаи. Отсюда и название торжества. Поздравление с праздником жен-мироносиц связывают также с радостной вестью о воскрешении Христа, которую принесли эти женщины остальным людям. Ведь именно им явился Иисус после крестной смерти. Они первыми узнали правду о спасении и бессмертии души от кроткого ангела, указавшего им на открытый пустой склеп.

Духовно-нравственные связи

Жены-мироносицы почитались на Руси особо. Связано это с элементом благочестия в русской культуре и духовности. Мораль и нравственность, строгие нормы и требования православия вошли в плоть и кровь народа, особенно женской его части. Простые крестьянки, столбовые дворянки, представительницы купеческого и мещанского сословия старались вести жизнь праведную и честную, в страхе божьем. Добрые дела, пожертвования нуждающимся, раздача милостыни нищим и милосердные поступки для страждущих - всё это совершалось ими с особым душевным подъёмом и желанием угодить Господу. Что ещё характерно для русского православия, так это предельно целомудренное отношение к таинству брака. Верность данному слову, клятве перед алтарём (то есть тем заветам, которые завещал Христос) в старину являлось отличительной чертой русской женщины. Идеалы эти живут в народе и сейчас. Жены-мироносицы отличались кротостью, смирением, терпением, всепрощением. Потому и стали они образцом для подражания. И земля русская подарила христианству немало святых и праведниц, блаженных и мучениц, во славу Христову творивших добро. Матушка Матрона, Ксения Петербургская, Феврония Муромская, игумения Екатерина и многие другие почитаются в народе как заступницы, помощницы, утешительницы, целительницы, истинные последовательницы дела Христа.

Православный международный женский день

Жен-мироносиц не зря считается международным. Его радостно отмечают во многих странах мира. И это не удивительно. Ведь женщина рождает на свет новую жизнь, приносит в мир идеи добра и любви, является хранительницей домашнего очага, опорой мужу и детям. По сути, кто такие жены-мироносицы? Обычные матери, сёстры, супруги, только живущие по заповедям Божьим. Самым ярким и значительным олицетворением жертвенного женского начала, любви и всепрощения является, несомненно, Богоматерь. Но и другие святые праведницы также заслужили всеобщее почтение и прославление. Именно поэтому у прекрасной половины человечества есть два торжественных события. Это 8 Марта и праздник святых жен-мироносиц.

Древнеславянские корни

Как уже говорилось, многие христианские знаменательные даты соединились в религиозной практике и народном сознании с более ранними обрядами и ритуалами язычества. Священники не всегда соглашаются с таким утверждением, однако этнографические изыскания доказывают справедливость подобных догадок. Касается это Рождественских святок, ивано-купальских ночных посиделок и многих других магических дней. Так произошло и с праздником жен-мироносиц. У славян он совпал с окончанием молодёжных гуляний на Радуницу. Часто именно на третье послепасхальное воскресение во многих местностях нынешней России, Украины и Белоруссии совершался обряд инициации, или кумления.

Бабьи гулянья

Действо было связано со старинной ворожбой и новыми тогда ещё христианскими символами. Для обряда выбиралось «троицкое дерево» - молодая берёзка на лесной полянке или большая ветка клёна, которую вносили в избу. Деревцо украшали лентами, венками из полевых цветов. В венках вешали узелочки с крашеными яйцами и/или крестики. Женщины и девушки собирались вокруг берёзки и «кумились»: целовали крест-накрест друг друга и через веночки обменивались крестиками и крашенками. Дарились перстеньки и мониста, серьги и бусы, платки и ленты. Суть праздника в этом и была: чтобы женщины села или деревни стали дружнее. Кроме того, вокруг берёзки водили хороводы, пели песни и обязательно угощались. Незамужние девушки гадали на «друга сердечного», а семейные - о своей дальнейшей жизни. Главным блюдом была яичница, которую называли «бабьей». Вообще, когда праздник жены-мироносицы наступал, о нём тоже говорили: «бабий».

Другие названия праздника и связь его с христианством

Этот день в народе имел множество наименований. Главное определение в них указывало именно на женское начало. Его так и кликали: «Бабьей яишней», «Бабьей братчиной», «Бабьей неделей», «Кумитным» или «Завивальным» воскресеньем (от «завивания» берёзок - переплетения её ветвей в виде арки и заплетения кос). Что интересно: практически ни в одной русской губернии не было единого регламента проведения торжеств. В Псковской или Смоленской, Костромской и Нижегородской, равно как и в других, по-своему отмечалось «Бабье воскресенье», или праздник жен-мироносиц. Сценарий везде иной. Единственное, что объединяло их, - накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день обязательно незамужние девушки, их старшие родственницы сначала отправлялись в церковь отстоять обедню. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями и прочими атрибутами праздника. И дальше следовал пир. В краях, где выращивался лён, для богатого урожая часто яичница съедалась под особый заговор.

Поминальные мотивы

Среди дней мироносицкой недели обязательно выделялось время для поминания умерших. Для этих целей в каждом приходе служился общий сорокоуст - мирской, по покойным членам церкви. В под мироносицкое воскресенье, во многих населённых пунктах посещались кладбища и на могилах оставлялись крашенки. В этой традиции тоже явственно слышны отголоски языческих культов, в частности культа предков. Сыграло свою роль в возникновении праздника и обожествление природы, смены времён года, а также наступление земледельческой поры.

«Мироносицкие» дни сегодня

Православный отмечается сегодня во всех христианских приходах России и за её пределами. В воскресных школах при церквях преподавательницы подготавливают с детьми концерт для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, разыгрываемых сценках на сюжеты из Священного Писания они прославляют не только библейских героинь, святых, но и просто всех женщин - продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Если при воскресных школах работают мастерские, то наставники с учениками готовят небольшие подарки для гостий. Это, как правило, рамочки и полочки под иконы, деревянные расписные или с выжженными узорами яйца, мешочки для просфорок и другие красивые и полезные предметы, а также тематические рисунки, аппликации. Организованные с душой, такие праздники оставляют глубокий след в сердце и имеют огромное воспитательно-нравственное значение.

Храмовые торжества

Во всех православных и соборах в эти дни проходят торжественные богослужения. Отовсюду съезжаются в места веры паломники, чтобы ощутить свою общность со всею Церковью Христовой. Миряне посещают службы не менее ревностно, чем православные верующие. В стенах домов Божьих, в благочестивых примерах духовных лиц, в мудрости Священного Писания они ищут и находят опору, помогающую выжить в наше нелёгкое время и дающих надежду на будущее. После Божественных литургий пастыри обращаются к прихожанам с особы Словом - проникновенной проповедью, в которой поздравляют всех женщин со светлым, радостным праздником.

Церковь с уважением и почитанием относится не только к подвигу библейских жен. Особое внимание святые отцы уделяют в своём Слове прославленным и малоизвестным, скромным труженицам Веры. Всем, кто трудится на духовной ниве, христианском поприще, совершая ежедневный, подчас незаметный подвиг во славу Божию, адресуются слова благодарности, пожелания благодати Господней, здоровья и мира - в душах, в семьях, между людьми. В своих проповедях пастыри подчёркивают, что без женского участия, без поддержки женщин, их кропотливой работы на благо Церкви христианство не получило бы столь широкого распространения. В России, например, в эпоху безбожия именно женщины оставались оплотом веры и несгибаемого мужества. Поэтому, хотя они называются слабым полом, их миссия в православии значительна. Об этом всегда должны помнить прихожанки и оставаться олицетворением духовной чистоты, целомудрия, носительницами вечных православных нравственных ценностей. Женщины должны бороться за мир, и пример жен-мироносиц вдохновляет их на этом тернистом пути.