Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Анализ стихотворения Пушкина «Стансы. Иосиф Бродский «Стансы»- анализ стихотворения

Анализ стихотворения Пушкина «Стансы. Иосиф Бродский «Стансы»- анализ стихотворения

Период жизни Александра Сергеевича Пушкина , в который был написано стихотворение под названием «Стансы» , пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого. Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение «Стансы», некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по сей день.

Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

Восстание декабря 1825 года сопоставляется Пушкиным с событиями 1698 года, когда произошел стрелецкий бунт с подачи Софьи Алексеевны, сестры Петра Великого. Бунт стрельцов был жестоким образом подавлен. Читатель может подумать, что поэт одобрительно относится к беспощадным казням бунтующих, однако отношение Пушкина к бунтам иное. Оно ясно выражено в повести «Капитанская дочка» : «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин высказывался и о том, что средства, которые используются для достижения революции, недостаточны для ее закрепления.

Образ Петра Алексеевича в «Стансах» Пушкин рисует идеализированный. Александр Сергеевич восхищен невероятной разносторонностью интересов и умений правителя, его удивительной работоспособностью, обучаемостью и живым, ясным умом:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

Большинство современников Александра Пушкина восприняли «Стансы» негативно. Люди, принадлежащие высшему обществу, поговаривали, что «Стансы» - это стихи на заданную тему, которые поэт написал в кабинете его Величества за пятнадцать минут. Особенно частыми были обвинения в угодничестве, восхвалении и лести царю, одобрении царского режима. В глазах некоторых представителей света произведение не соответствовало образу борца за свободу личности, мысли и слова, который прочно закрепился за Александром Сергеевичем. Мнение о том, что художник изменил своим взглядам, побудило его к написанию стихотворения «Друзьям».
В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

В 1962 году, будучи 22-х лет от роду, Иосиф Бродский написал короткое, но проникновенное сти-хотворение «Стансы».

Почему именно — «Стансы»? Какой смысл в этом названии? Ведь Стансами (лирико-эпическое произведение) в узком смысле называется традиционная строфа в форме 8-стишия из 5- или 6-стопных Ямбов или иначе- Октавы. К тому же стансы-классическая форма эпи-ческой поэзии(несравненный Камоэнс), блестящий Байрон написал своего «Чайльд-Гарольда» именно в форме стансов. Из русских поэтов на ум сразу приходит «Домик в Колом-не»жизнерадостного и неподражаемого Пушкина:

Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

Словом, если говорить строго литературоведчески Стансы это лирическое стихотворение с любов-ным или философским содержанием состоящее из строф, композиционно завершённых и отделён-ных друг от друга. Эта обособленность выражается в полном запрещении анжамбемана (enjambement) и в обязательном наличии самостоятельных рифм, не дублирующихся в других строфах. В стихотворении Бродского «Стансы» ключевой темой является бренность и краткость жизни чело-века. И именно этот философский настрой стихотворения и объясняет выбор названия.
Эмоциональная энергетика стихотворения выражается инфинитивной формой глагола «выбирать», «умирать» и не менее энергичным «не хочу», «не найду».

Тема холода выражается с помощью слов «морось», «тьма», «снежок»,»тёмно-синий».

Бродский со свойственной ему непосредственностью и изяществом использует тропы из эпитетов (равнодушной отчизне, непрожитых лет, выцветших линий(имеются в виду линии Васильевского острова), фасад тёмно-синий, петроградском дыму, апрельская морось), олицетворений (Василь-евский Остров-«твой», «отчизна»-равнодушная(человеческое качество), в то же время- к «равно-душной отчизне прижаться щекой, что выводит эту самую «отчизну» из абстракции в реальность) , повторов («И душа…»-«и апрельская морось…», «И услышу…»-«и увижу…») и сравнений(«две жизни…» «…словно девочки-сёстры»).

Бродский использовал в «Стансах» и стилистические приёмы изобразительности, такие как Инвер-сия(прочтите всё первое 8-стишие, чтобы убедиться в этом + «над затылком снежок»(в английском языке такой приём невозможен по причине аналитичности, а в русском- возможен(флектичный язык)), к стилистическим приёмам изобразительности можно отнести и использование прямой речи «До свиданья, дружок».

Помимо Тропов и Стилистических приёмов Иосиф Бродский использует такой фонетический вы-разительный приём как Аллитерация («страны»,»погоста», «душа», «поспешая»«увижу» «жизни», «машут мальчику».

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я вернусь умирать.

Твой фасад тёмно-синий
Я впотьмах не найду,
Между выцветших линий
На асфальт упаду.

И душа, неустанно
Поспешая во тьму,
Промелькнёт над мостами
В петроградском дыму.

И апрельская морось,
Под затылок — снежок…
И услышу я голос:
«До свиданья, дружок!»

К равнодушной отчизне
Прижимаясь щекой,
И увижу две жизни
Далеко за рекой.

Словно девочки-сёстры
Из непрожитых лет,
Выбегая на остров,
Машут мальчику вслед.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

2 304 0

С подросткового возраста Михаил Лермонтов был горячо и безответно влюблен в Екатерину Сушкову, которая прямом смысле слова играла с поэтом, то давая ему надежду, то отвергая ухаживания. Мучительная нелепость этих отношений нередко находила отражение в творчестве Лермонтова, который посвятил своей избраннице обширный цикл стихов. В него вошли и , написанные в 1830 году, когда 16-летний поэт еще питал иллюзий относительно возлюбленной и надеялся, что сможет добиться ее расположения.

«Стансы» состоят из трех частей, которые существенно различаются и по настроению, и по содержанию. В первой из них речь идет о настоящем времени, так как поэт утверждает, что сумел до конца перебороть свою страсть. Обращаясь к Сушковой, он отмечает: «Взгляни, как мой спокоен взор, хотя звезда судьбы моей померкнула». Поэт признается, что неоднократно готов был разрыдаться в присутствии любимой, видя, насколько она к нему несправедлива. Однако эти времена остались в далеком прошлом, и слеза «уж не придет, как этот час, на смех подосланный судьбой». Во второй части стихотворения мысленно обращается к прошлому, вспоминая: «Смеялась надо мною ты, и я презреньем отвечал», теперь же поэт убежден, что сможет спокойно переносить колкости своей избранницы, не реагируя на них. Автор подчеркивает: «Ничто не сблизит больше нас». Но при этом признается, что его сердце навеки принадлежит этой ветреной особе, хотя любовь к ней осталась в прошлом.

Третья часть «Стансов» посвящена будущему. В ней поэт пытается предугадать, как именно сложится его судьба, и что ждет впереди саму Екатерину Сушкову. Несмотря ни на что, в какой-то момент молодые люди все же были по-настоящему счастливы, и теперь на смену этому чувству пришла щемящая пустота. Лермонтов убежден, что уже никогда не сможет испытать ничего подобного. В то же время ему действительно хочется знать, чем его избранница заменит в своей ту первую, чистую и возвышенную, любовь. Ответа на этот вопрос у поэта нет, хотя он и подозревает, что Екатерина Сушкова будет совсем недолго страдать, если он исчезнет из ее жизни.

Стоит отметить, что после написания этого стихотворения Лермонтов еще на протяжении долгих 10 лет не мог избавиться от своих чувств к этой девушке. Он страдал, испытывал боль и разочарование, давал сам себе обещания никогда больше не встречаться с Сушковой и при этом нарушал их при первой же удобной возможности. Тем не менее, он все же сумел избавиться от этого наваждения и довольно жестоко наказал Сушкову, сперва заставив ее влюбиться в себя, а затем публично отвергнув.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

«Стансы» Александр Пушкин

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

Он всеобъемлющей душой

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Анализ стихотворения Пушкина «Стансы»

Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них – стихотворение «Стансы», отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от обычной цензуры. В первом четверостишии «Стансов» Пушкин сравнивает начала правления двух императоров – Петра I и Николая I. Впрямую о восстании декабристов, с некоторыми из которых поэт был хорошо знаком, не говорится, но оно явно подразумевается. Его Александр Сергеевич сопоставляет со стрелецким бунтом 1698 года, жестоко подавленным Петром Алексеевичем. Может показаться, что Пушкин одобряет расправы над мятежниками, проведенные двумя императорами. В действительности все не так просто. Об отношении поэта к бунтам прекрасно говорит знаменитая фраза из «Капитанской дочки»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». И вот еще одна примечательная фраза: «Средства, которыми достигается революция, недостаточны для ее закрепления».

Петра Великого Пушкин в «Стансах» выводит идеальным правителем. Поэт восхищается невероятной работоспособностью императора и его разносторонними интересами:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Также отмечаются заслуги Петра I, касающиеся распространения образования («самодержавною рукой он смело сеял просвещенье»). Пожалуй, главное достоинство правителя описано в следующих строках:
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

Многие современники Пушкина резко отрицательно отнеслись к «Стансам». В высшем обществе ходили слухи, что «стихи на заданную тему» поэт сочинил за четверть часа. Нередко звучали обвинения в царедворческой лести. У некоторых представителей света «Стансы» вызвали искреннее удивление. Они полагали, что произведение противоречит репутации вольнодумца и борца за свободу, закрепившейся за Александром Сергеевичем. Конечно, рассматриваемый текст – ни в коем случае не лесть. Скорей всего, Пушкин действительно надеялся на перемены к лучшему и связывал их с Николаем I. Не зря вторая строка стихотворения гласит: «…Гляжу вперед я без боязни…».

Период жизни Александра Сергеевича Пушкина. в который был написано стихотворение под названием «Стансы». пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого.

Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение «Стансы», некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по сей день.

Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

Восстание декабря 1825 года сопоставляется Пушкиным с событиями 1698 года, когда произошел стрелецкий бунт с подачи Софьи Алексеевны, сестры Петра Великого. Бунт стрельцов был жестоким образом подавлен. Читатель может подумать, что поэт одобрительно относится к беспощадным казням бунтующих, однако отношение Пушкина к бунтам иное. Оно ясно выражено в повести «Капитанская дочка». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин высказывался и о том, что средства, которые используются для достижения революции, недостаточны для ее закрепления.

Образ Петра Алексеевича в «Стансах» Пушкин рисует идеализированный. Александр Сергеевич восхищен невероятной разносторонностью интересов и умений правителя, его удивительной работоспособностью, обучаемостью и живым, ясным умом:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

Большинство современников Александра Пушкина восприняли «Стансы» негативно. Люди, принадлежащие высшему обществу, поговаривали, что «Стансы» – это стихи на заданную тему, которые поэт написал в кабинете его Величества за пятнадцать минут. Особенно частыми были обвинения в угодничестве, восхвалении и лести царю, одобрении царского режима. В глазах некоторых представителей света произведение не соответствовало образу борца за свободу личности, мысли и слова, который прочно закрепился за Александром Сергеевичем. Мнение о том, что художник изменил своим взглядам, побудило его к написанию стихотворения «Друзьям».

В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер

– четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. С подросткового возраста Михаил Лермонтов был горячо и безответно влюблен в Екатерину Сушкову, которая прямом смысле слова играла с поэтом,...
  2. Свою вторую по величине поэму написал в рекордно короткие сроки Пушкин. «Полтава» была задумана еще весной 1828 года, но работа...
  3. Незадолго до смерти Пушкин написал произведение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” Лирическим героем данного стихотворения является сам автор. Сюжет...