Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Феодосий Печерский: житие, чудеса, поучения. Преподобный феодосий печерский

Феодосий Печерский: житие, чудеса, поучения. Преподобный феодосий печерский

Преподобный Феодосий Печерский — основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле.

Перу преподобного Нестора Летописца принадлежит замечательное литературное произведение — «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерскаго «. Древнейший список этого сочинения относится к рубежу XII-XIII вв. и содержится в Успенском сборнике.

Относительно времени создания «Жития» ведутся споры: одни исследователи полагают, что оно было написано спустя несколько лет после смерти Феодосия (1074) и связывают работу над «Житием» с началом его местного монастырского почитания и до перенесения его мощей в печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1091 г.

Другие приурочивают написание «Жития» ко времени общерусской канонизации знаменитого игумена в 1108 г. Кроме того, сам Нестор в предисловии к своему труду указывает, что осуществил его после создания «Чтения о Борисе и Глебе».

Нестор пришел в монастырь, когда Феодосия уже не было среди живых, но зато живо было устное предание о нем. Оно и послужило «списателю» основным источником при работе над «Житием».

Он также использовал рассказы печерского келаря Феодора, который хорошо знал мать подвижника и многое узнал от нее о доиноческих годах жизни подвижника. Наряду с этим Нестор пользовался богатейшим наследием восточно-христианской агиографии, известной ему по уже имевшимся славяно-русским переводам.

Последняя служила ему не только идейно-содержательным и композиционно-стилистическим примером для литературного подражания, но и со

кровищницей, из которой он черпал отдельные образы и выражения.

Исследователи выявили значительный комплекс литературных источников Нестора, — это, прежде всего, «Жития» палестинских (Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Киновиарха, Иоанна Молчальника) и собственно греко-византийских святых (Антония Великого, Иоанна Златоуста, Феодора Эдесского, Феодора Студита), подвизавшихся в IV-VI вв.

Из некоторых переводных агиографических сочинений Нестор заимствовал даже значительные текстовые фрагменты («Жития» преподобных Саввы, Евфимия и Антония), восполняя таким образом биографические пробелы в устном предании о Феодосии Печерском. Структурно труд Нестора представляет собой классическое, «правильное» житие: в нем есть вступление, основная часть и заключение. Вступление безукоризненно следует литературной традиции.

В нем выражены благодарность Богу и самоуничижение: «Благодарю тя, Владыко мой, Господи Иисусе Христе, яко съподобил мя ecи недостойнаго съповедателя быти святыим Твоим въгодьником, се бо испьрва писавъшю ми о житии и о погублении и о чюдесьх святою и блаженою страстотрьпьцю Бориса и Глеба, понудих ся и на другое исповедание приити, еже выше моея силы, ему же не бех достоин — груб сы и неразумичьн».

В нем есть изъяснение целей, ради которых автор взялся за перо. Во-первых, он решал учительно-религиозную задачу: «Да и по нас сущие чьрноризьци, приимьше писание, и почитающе, и тако видяще мужа доблесть, въсхвалять Бога, и, въгодника Его прославляюще, на прочия подвиги укрепляються». Во-вторых, Нестор руководствовался национально-патриотическими интересами, ибо «Житие Феодосия Печерского» является свидетельством перед всем миром, «яко и в стране сей таков мужь явися и угодьник Божий», что ставило Русь в равное положение с другими христианскими государствами.

Вступление содержит просительное обращение автора к читателям: «Молю же вы, о возлюблении, да не зазьрите пакы грубости моей, съдержим бо сый любъвию еже к преподобьнууму, сего ради окусихъся съписати вься си яже о святем». Наконец во вступлении имеется предначинательная молитва автора: «Владыко мой, Господи Вьседрьжителю, благым подателю, Отче Господа нашего Исус Христа, прииди на помощь мне и просвети сьрдце мое на разумение заповедий Твоих и отвьрзи устьне мои на исповедание чюдес Твоих и на похваление святааго въгодника Твоего, да прославиться имя Твое, яко Ты ecи помощьннк всем уповающим на Тя въ векы. Аминь».

Основное повествование «Жития» двучастно: в первой части весьма подробно рассказано о жизни отрока Феодосия до его прихода в пещеру к святому Антонию, во второй — о его иноческих деяниях. Повествуя о юности своего героя, Нестор смело вышел за рамки агиографической традиции и остался в этом оригинален, поскольку у него так и не нашлось подражателей среди последующих русских агиографов. Сочинение Нестора единственное, которое содержит столь фактологически богатую биографию подвижника применительно к ранним годам его жизни и при этом лишенную малейших элементов легендарности.

Главной темой рассказа о юности Феодосия является его борьба за собственное духовное призвание. Все приводимые Нестором факты как бы подчеркивают мысль о божественном предопределении подвижничества Феодосия. Сын в общем благочестивых родителей, Феодосий уже в раннем возрасте почувствовал влечение к подвижничеству и отличался необычным поведением: «хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг съ въниманиемь.Еще же и к детьмъ играющим не приближашеся, яко же обычай есть уным, нъ и гнушашеся играм их», вопреки уговорам родителей предпочел вместо нарядной носить «худую» одежду и в заплатах, так как «изволи быти яко един от убогых», кроме того, «дати ся веля на учение божьствьнных книг единому от учитель… и вскоре извыче вся грамматикия», вызвав общее удивление своей «премудростью и разумом».

Впоследствии, уже будучи игуменом, Феодосий сохранил любовь к книгам: Нестор свидетельствует, что в его келье денно и нощно писал книги некий инок Иларион, что и сам он смиренно занимался прядением ниток для переплетов, помогая книжному мастеру Никону. Размышляя об этом, Г. П. Федотов поставил Нестору в заслугу то именно, что он утвердил в русской агиографии мотив книголюбия подвижника и любовь к духовному просвещению и тем самым пресек «с самого начала на Руси соблазн аскетического отвержения культуры». В течение всей жизни Феодосий сохранял и тяготение к чрезвычайно скромным одеяниям, а также к трудничеству, являя этим свое смирение.

С идеальным по-христиански образом подвижника контрастирует образ его матери. Он передает прямо противоположную идею — идею земного, материального начала. Последняя подчеркнута Нестором портретной характеристикой: мать Феодосия была «телъмь крепъка и сильна, якоже мужь; аще бо кто не видевъ еа ти слышааше ю беседующу, то начьняше мьнети мужа ю суща». Вместе с тем, она преисполнена любви к своему сыну, но любовь ее по-человечески страстна и слепа, эгоистична и требовательна.

Поэтому она не понимает и не принимает его духовных устремлений. Отсюда и возникает первый зафиксированный русской литературой конфликт «отцов и детей». Нестор свидетельствует о длившемся несколько лет противоборстве Феодосия с матерью и в связи с этим рассказывает о нескольких эпизодах. Когда семья Феодосия после смерти отца переехала из Василева под Киевом в Курск, «божьствьный уноша», непрестанно помышляя о том, «како и кымь образом спастися», возжаждал побывать в святых местах, «иде же Господь нашь Иисусъ Христосъ плътию походи». А было ему тогда 13 лет.

И вот однажды в Курске появились «страньници», направлявшиеся в Палестину, их Феодосий и упросил, чтобы взяли его с собой. Никому не говоря ни слова, ночью, юный подвижник «тай изиде из дому своего», не взяв с собой ничего, кроме одежды, «въ ней же хожаше, и та бе худа». Но «благый Богъ не попусти ему отъити отъ страны сея, его же и щрева матерьня и пастуха быти въ стране сей».

Спустя три дня его мать, узнав, что он ушел со странниками, пустилась за ним в погоню. Когда она догнала Феодосия, то «от ярости же и гнева многа» схватила его «за власы, и повеьже и на земли, и своима ногама пъхашети и», а затем «много коривъши» странников, вернула его домой, «яко некоего зълодея ведуще съвязана». Но и дома, «гневом одержима», она продолжала жестоко бить его, «дондеже изнеможе».

После этого она связала Феодосия и оставила его в запертой горнице. «Божьствьный же уноша вься си съ радостию приимаше и, Бога моля, благодаряше о всьхъ сихъ». Через два дня мать выпустила сына на волю и накормила его, но поскольку была все еще «гневом одержима», то «възложи на нозе его железа», «блюдущи, да не пакы отъбежить отъ нея». По прошествии многих дней она «пакы умилосрьдишися на нь» и начала «съ мольбою увещавати и, да не отъбежить отъ нея, любляше бо его паче инех и того ради не терпяше без него быти» и, получив таким образом обещание, сняла с сына железную цепь. Однако Феодосий не изменил своей жизни.

Он продолжал ходить в церковь каждый день и, более того, начал «пещи проскуры и продаяти, и еже аще прибудяше ему къ цене, то дадяше нищимъ, ценою же пакы купяше жито и, своима рукама измълъ, пакы проскуры творяше». И так продолжалось 12 лет, несмотря на укоры и насмешки его сверстников. В конце концов мать подвижника не выдержала этого и стала «съ любъвию» его просить: «Молю ти ся, чадо, останися таковааго дела, хулу бо наносиши на родъ свой, и не трьплю бо слышати отъ вьсехъ укаряему ти сущю о таковемь деле, и несть бо ти лепо, отроку сущу, таковаго дела делати».

Но Феодосий отказал своей матери, сославшись на пример смирения, данный самим Спасителем, и оправдывая свое занятие не столько любовью к богослужению, сколько любовью к телу Христову: «Лепо есть мне радоватися, яко съдельника мя сподоби Господь плъти Своей быти». Мать было успокоилась, но спустя год вновь начала «бранити ему — овогда ласкою, овогда же грозою, другоицы же биющи и, да ся останет таковаго дела».

После этого Феодосий предпринял вторую попытку уйти из дома, какое-то время он жил в другом городе у какого-то священника, продолжая делать «по обычаю дело свое», но вновь был найден матерью и возвращен с побоями назад. На сей раз свои подвиги смирения и трудничества Феодосий решил усугубить подвигом сурового аскетического умерщвления плоти. Он «шедъ къ единому от кузньць, повеле ему железо съчепито, иже и възьмъ и препоясася имь въ чресла своя, и тако хожаше. Железу же узъку сущю и грызущюся въ тело его, онъ же пребываше, яко ничьсо же скьрбьна от него приемля телу своему».

Однако это не долго скрывалось. По случаю какого-то праздника «властелин» Курска устраивал пир, на котором дети всех именитых граждан должны были прислуживать гостям. Соответственно, и Феодосию надлежало там быть. Мать приказала ему переодеться «въ одежу чисту», и он, «простъ же сы умъмъ», стал переодеваться прямо при ней. Разумеется, все было обнаружено. Мать «раждьгъшися гневъмь» на своего сына, «съ яростию въставъши и растьрзавъши сорочицю на немь, биющи же и, отъя железо от чреслъ его. Божий же отрокъ, яко ничьсо же зъла приятъ от нея, обълкъся и, шедъ, служаше предъ възлежащими съ вьсякою тихостию». Прошло еще какое-то время.

И вот однажды, будучи на богослужении, Феодосий обратил внимание на слова Евангелия: «Аще кто не оставить отьца или матере и въследъ мене не идеть, то несть мене достоинъ». Они так поразили его, что он твердо решил принять иноческий постриг «и утаитися матере своея». Вскоре подвернулся удобный слчайя: мать Феодосия уехала на несколько дней на село. Тогда «блаженый» «и изиде отай изъ дому», взяв с собой только немного хлеба «немощи деля телесныя». Он отправился в Киев, следуя за купцами «не являяся имъ», и так за три недели достиг своей цели. В Киеве он обошел все монастыри.

Однако нигде его не приняли, «видевъше отрока простость и ризами же худами облечена», а более всего по промыслу Божию. Во время своего обхода Феодосий услышал «о блаженемь Антонии», который живет за городом в пещере и отправился к нему. Антоний поначалу отговаривал Феодосия, видя его молодость и боясь, что он не выдержит суровой жизни в тесной пещере, но Феодосий уговорил его. По повелению Антония великий Никон, священник и искусный черноризец, постриг Феодосия «и облече и въ мьнишскую одежю».

Исследователи полагают, что это произошло в 1032 году. Вскоре новопостриженный инок удивил и Антония и Никона своим подвижничеством. Однако этим его борьба с матерью не закончилась. Четыре года мать пыталась найти своего сына, «плакаашеся по немь люте, биющи въ пьрси своя яко и по мрьтвемь».

Случайно она узнала, что его видели в Киеве, когда он искал пристанище в монастыре, и сразу же отправилась в путь: «нимало же помьдьливъши, ни длъготы же пути убоявъшися въ прежереченый градъ иде на възискание сына свего». Обойдя все киевские монастыри, она наконец узнала, что сын ее находится в пещере у «преподобнааго Антония».

Она к пещере, «лестью», то есть хитростью вызвала старца и после долгой беседы с ним «последи же обави вину, ея же ради прииде». «Молю ти ся, — сказала она, — отьче, повежь ми, аще сде есть сынъ мой. Много же си жалю его ради, не ведущи, аще убо живъ есть». По простоте ума и не подозревая хитрости, Антоний подтвердил подозрения матери. Тогда она изъявила желание увидеть сына, после чего обещала уйти «въ градъ свой». Антоний предложил ей вновь вернуться к пещере на «утрей дьнь», пообещав уговорить Феодосия выйти.

Но как он ни старался, подвижник не захотел нарушить свой обет отречения от мира и выйти к матери. На другой день последняя уже не со смирением, а с угрозой стала требовать, чтобы Антоний показал ей сына: «Изведи ми, старьче, сына моего, да си его вижю! И не трьплю бо жива быти, аще не вижю его! Яви ми сына моего, да не зъле умру, се бо сама ся погублю предъ двьрьми печеры сея, аще ми не покажеши его!» В скорби спустился Антоний в пещеру к Феодосию, и на этот раз подвижник, «не хотя ослушатися старьца», вышел к матери. Мать едва узнала своего сына, — так сильно он изменился «от многааго его труда и въздрьжания, и охопивъшися емь плакашеся горко».

Чуть успокоившись, она взмолилась: «Поиде, чадо, въ домъ свой! И еже ти на потребе и на спасение души, да делаеши в дому си по воли своей, тъкмо да не отълучайся мене! И егда ти умьру, ты же погребеши тело мое, ти тъгда възвратишися въ пещеру сию, якоже хощеши. Не трьплю бо жива быти не видящи тебе». Но Феодосий выразил твердый отказ, лишь посоветовав ей, коль скоро она хочет с ним видеться, принять постриг в одном из киевских женских монастырей. Несколько дней он уговаривал свою мать, поучал ее и молился о ее спасении «и обращении сердца ея на послушание».

Наконец Бог услышал его молитвы, и мать сдалась. После наставлений преподобного Антония она ушла в женский монастырь, «именуемь святааго Николы». Здесь она «въ добре исповедании» прожила много лет и «съ миром успе». Второй раздел основной части «Жития Феодосия», значительно более объемный, посвящен собственно монашеским трудам подвижника. Повествовательная структура этой части представаляет собой сцепление отдельных рассказов об отдельных эпизодах из жизни Феодосия и некоторых знаменитых печерских насельников, а также из истории монастыря.

Прежде всего, Нестор описывает аскетические упражнения святого, связанные, вероятно, с умерщвлением плоти. Так, Феодосий имел обыкновение отдавать свое тело на съедение оводам и комарам, а сам тем временем терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы (подобный подвиг совершал некогда Макарий Александрийский, о котором расказывалось в Египетском патерике).

По свидетельству агиографа, Феодосий непрерывно носил под верхней одеждой власяницу; никогда не спал «на ребрах», лежа, но только сидя на стуле; никогда не возливал «воду на тело», то есть не мылся; питался исключительно сухим хлебом и вареными овощами без масла, но при этом на общей трапезе всегда пребывал с веселым лицом. Нестор утверждает потаенный характер аскезы подвижника, намеренно скрытый от братии монастыря.

Например, проводя ночи в молитвенных бдениях, Феодосий всякий раз замолкал и притворялся спящим, когда слышал приближение кого-нибудь из иноков к его келии. В «Житии» неоднократно говорится о молитвенных трудах Феодосия. Он молился обычно с плачем, «часто к земле колена преклоняя», и чаще всего предметом его молитв было спасение вверенного ему «стада».

В дни великого поста подвижник всегда удалялся от братии в пещеру для полного уединения. Его молитвенные подвиги были сопряжены также и с преодолением бесовских «страхований». Согласно Нестору, молитвой и твердостью духа Феодосий достиг полного бесстрашия перед темными силами; более того, с его помощью другие насельники монастыря избавлялись от ночных наваждений.

«Яко храбръ воинъ и сильнъ», святой побеждал «злые духи, пакоствующиа в области его». Немало сил положил Феодосий на организацию жизни иноков в ограде монастыря. Так, он построил для братии келии поверх земли, а пещеры оставил лишь для немногих затворников; он заимствовал из Константинополя Студийский устав и ввел его в монастырский богослужебный и дисциплинарный обиходы, устранив таким образом киновийный, или особножительный, порядок жизни в монастыре; наконец, по его инициативе была заложена большая каменная церковь Успения пресвятой Богородицы.

Рассказывая об иноческих трудах Феодосия, Нестор постоянно подчеркивает его нравственные добродетели: «смиренный смысл и послушание», «смирение и кротость». Даже став игуменом, подвижник не изменил своего нрава: «не бо николи же бе напраси, ни гневлив, ни яр очима, но милосерд и тих». Святой оставался мягким даже по отношению к нарушителям монастырских правил, он не наказаниями, а «притчами» стремился вразумить таких нарушителей и привести их к раскаянию. В своей заботе о монастыре Феодосий творит чудеса.

Но все они лишены религиозной мистики, они связаны обычно с пополнением монастырских припасов и, будучи по цели хозяйственными, по сути имеют характер естественной закономерности. Так, недостающие хлеб и вино вдруг появляются в монастыре благодаря какому-нибудь благодетелю, и именно в тот момент, когда эконом уже отчаялся найти какой-либо выход из трудного положения.

Нестор показывает в «Житии», что Печерский монастырь существовал исключительно милостыней мира. При этом, однако, стараниями Феодосия жизнь монастыря, в свою очередь, была ориентирована на общественное служение, на дела милосердия. Так, святой игумен построил близ монастыря богадельню и на ее содержание отпускал десятину от всех монастырских доходов; каждую субботу он посылал в город воз хлеба для заключенных в тюрьмах.

Кроме того, подвижник был духовником многих мирян — князей и бояр, и таким образом оказывал очень сильное нравственное воздействие на жизнь светского общества современной ему Руси. В этой роли Феодосий выступал и как заступник за обиженных, и как непримиримый обличитель общественных пороков. Приведу несколько примеров, иллюстрирующих содержание «Жития» в части, посвященной иноческим трудам Феодосия.

Характеризуя исключительные смирение и незлобивость святого, Нестор рассказывает о таком эпизоде. Как-то игумен оказался в гостях у князя Изяслава, когда последний находился довольно далеко от Печерского монастыря. Когда наступило время расставания, князь приказал «нощьнааго ради несъпания» отвезти Феодосия в монастырь «на возе».

Возница, увидев ветхую одежду своего пассажира, решил, что он простой монах, «един отъ убогыхъ», и обратился к нему с язвительной речью: «Черноризьче, Се бо ты по вься дьни порозденъ еси, азъ же труден сый. Се не могу на кони ехати, но сицеве сотвориве: да азъ ти лягу на возе, ты же могый на кони ехати».

Феодосий, услышав это, послушно слез с телеги и сел на коня, а возница улегся спать. Всю ночь они так и ехали. Когда Феодосия одолевала дремота, он шел рядом с конем. Наступил рассвет, и навстречу им все чаще начали попадаться проезжие бояре, направлявшиеся к князю. Они почтительно приветствовали Феодосия. Дабы не смущать возницу, подвижник предложил ему поменяться местами, и постепенно того охватывает тревога: видя уважение, с каким встречали его пассажира проезжие, он понимает как грубо обошелся с ним. Наконец они подъехали к монастырю.

У врат иноки приветствовали своего игумена земным поклоном. Возницу охватывает ужас. Но Феодосий радушно приказал накормить его и, щедро одарив, отпустил с миром. Бесспорен нравоучительный смысл этого рассказа. Однако его живые детали настолько естественны и достоверны, что кажется, будто задача сюжета состоит не столько в прославлении добродетельности Феодосия, сколько в изображении постепенного прозрения незадачливого возницы, так что назидательная история в наглядную бытовую сценку.

Подобных эпизодов в «Житии» немало. Все они придают повествованию сюжетную занимательность и художественную убедительность. Замечателен также рассказ об общественном столкновении преподобного Феодосия с великим князем Святославом. Сыновья Ярослава Мудрого, Святослав и Всеволод изгоняют с Киевского великокняжеского стола своего старшего брата Изяслава, тем самым нарушив заветы своего отца. Овладев Киевом (1073 г.), они приглашают Феодосия Печерского к себе на обед.

Однако последний, «разумевъ, еже неправедно суще изгнание еже о христолюбци, глаголет посланому, яко не имам ити на трапезу Вельзавелину и причаститися брашна того, исполнь суща крови и убийства». С этого времени Феодосий начинает обличать Святослава за то, что он, став великим князем, «неправедно сотворивша и не по закону седша на столе том и яко отца си и брата старейшаго прогневавша». В таком духе игумен посылает князю «епистолии», неустанно и неотступно обличая его. Нестор вспоминает в частности об одной.

В ней Феодосий писал так: «Глас крови брата твоего вопи-еть на тя к Богу, яко Авелева на Каина!» и при этом вспоминал других «древних гонителей», «убойников» и «братоненавидников». Послание это так сильно разгневало князя, что он «яко лев рикнув на праведнааго и удари тою («епистолией») о землю». Тогда же распространился слух, будто бы «блаженый» осужден князем «на поточение». Близкие — и монахи, и бояре — пытались уговорить Феодосия, чтобы он больше не обличал князя. Но подвижник изъявил готовность даже к смерти и потому продолжал укорять Святослава «о братоненавидении».

Тем не менее, постепенно острота конфликта сглаживается: Феодосий перестает обличать князя, а последний, чувствуя правоту этих обличений, стремится к примирению с игуменом: с его благсловения он приезжает в монастырь и игумен поясняет ему мотивы своего поведения: «Что бо, благый владыко, успеет гнев наш еже на державу твою. Но се нам подобает обличити и глаголати вам еже на спасение души. И вам лепо есть посолушати того!».

Далее Феодосий поучает князя о любви к брату, пытаясь склонить его к примирению. После этого отношения между Святославом и игуменом возобновились. Однако князь все еще не хотел последовать наставлениям святого старца: «тольми бо бе и враг радегл гневом на брата своего, яко ни слухом хотяше, того слышати. Феодосий же «по вся дьни и нощи моля Бога о христолюбци Изяславе и еще же в ектении веля того поминати, яко стольному тому князю и старейшу всехъ. Сего же (Святослава), якоже рече чрез закон седшу на столе томь, не веляше поминати в своем монастыри».

И лишь спустя еще какое-то время игумен, «едва умолен быв от братии», согласился поминать Святослава, но все же на втором месте после Изяслава. Рассказ этот по существу раскрывает характер отношений между Церковью и Государством в домонгольской Руси. Из него видно, что авторитетный служитель Божий не считает мирских и политических дел неподсудными своему духовному суду, однако в отношении участников этих дел он не выступает, как власть имущий; напротив, он выступает, как воплощение кроткой силы Христовой, подчиняя в конце концов закон земной правды закону божественной любви.

Последняя часть «Жития» посвящена подробному рассказу о смерти преподобного Феодосия Печерского, последовавшей 3 мая 1074 г. Незадолго до кончины игумен явил чудо прозорливости, предсказав ее день и час: «в суботу, по възитии солнца, душа моя отлучится от телесе моего». Перед смертью святой в последний раз обратился к братии с поучением, простился со всеми и назначил своим преемником Стефана. На рассвете он остался один в келии. Лишь келейник тайно наблюдал за ним сквозь приоткрытую дверь.

Предсмертная молитва его была о своей душе и о монастыре, видимо в откровении ему была предуказана судьбы обители, ибо он со словами радости предал свою душу Богу: «Благословен Бог, аще тако есть! Уже не боюся, нъ паче радуяся отхожю света сего». Смерть подвижника была ознаменована чудесным видением. Великий князь Святослав находился тогда вдалеке от монастыря «и се виде столп огнен до небесе сущь над монастыремь темь. Сего же никто же не виде, но токмо князь един». Святославом это видение было воспринято как знамение: «Се яко же мьню, дьньсь блаженый Феодосий умре».

В небольшом заключении Нестор сообщает о жизни монастыря после смерти Феодосия, отмечая его процветание. Здесь же он оставляет и автобиографические сведения: сообщает о своем приходе в монастырь, о пострижении, о посвящении в дьякона и, наконец, о своей работе по составлению «Жития».

Итак, «Житие преподобного Феодосия Печерского» является замечательным памятником литературы, для него характерны большая живость повествования, правдоподобное изображение монастырского быта, яркие зарисовки житейских ситуаций. При этом весьма нетрадиционен образ матери подвижника — женщины благочестивой, но вместе с тем властной, суровой, противящейся желанию сына посвятить себя Богу.

Неоднозначен и характер самого Феодосия: будучи лично идеально смиренным, он однако решительно выступает против князя, когда тот нарушает общественные законы. Исследователи обнаружили в «Житии», наряду с текстуальными заимствованиями, немало сюжетных мотивов, заимствованных Нестором из памятников переводной агиографии.

Феодосий прославился своим аскетизмом, носил ветхое рубище, которое, по словам составителя его жития Нестора, сияло на нём как честная багряница царская . Перед Великим постом Феодосий обычно уходил в затвор на всю четыредесятницу. Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи засыпали землёй и братия монастыря общалась с ним только по крайней нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или воскресение.

Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни. Перед смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена. Не позднее 1088 года преподобный Нестор Летописец написал первое житие Феодосия.

В 1090 году игумен и братия лавры решили, что тело Феодосия необходимо перенести в основанную им церковь. За три дня до праздника Успения монахи начали раскапывать могилу и были обнаружены нетленные мощи Феодосия, как повествует Нестор - «власы только притяскли к голове ».

Перенесение мощей преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей. Во время татарского нашествия мощи Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время.

Из литературного творчества преподобного Феодосия сохранились 6 поучений и 2 послания к великому князю Изяславу .

ФЕОДОСИЮ ПЕЧЕРСКОМУ
Тропарь, глас 8

Возвысився на добродетель, / измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Феодосий Печерский

Ф еодосий Печерский - преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни имя Феодосия (мирское), ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят в 1036 г. Юные годы Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец Феодосия был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14 лет Феодосий лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого. Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о святых местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где Антонием был принят и пострижен. Тогда же дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056 - 57 годов. Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена , Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет. С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Чисто братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе было строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги. Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преподобного Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением великого князя , который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Через 11 или 12 лет игуменства Феодосий, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преподобного Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073). 3-го мая 1074 г. Феодосий скончался. Преподобный Феодосий погребен был в той пещере, в которой под руководством Антония, начал свои подвиги. Открытие мощей преподобного Феодосия последовало в 1091 г. Память празднуется 3 мая и 14 августа. В 1089 г. церковь, заложенная преподобным Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием. Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей. Преподобный Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарию, четыре так называемые отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божьих" и "тропарных чашах", два послания к великому князю Изяславу ["о вере крестьянской и латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна - "за вся христианы", другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва). Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни , ни печерский Патерик, занимавшийся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных. Два поучения Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи - замечательно изображенным остатком языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства. Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пятницу решается согласно с Студийским уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках. В историческом отношении поучения преподобного Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так например, новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божьих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими Феодосию. Литература. Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перевод на современный язык преподобным в "Записках Академии Наук", 2 отделение, книга II, выпуск 3, 1856). См. профессор "История русской церкви" (1901), преподобный "История русской церкви" (1868); "Святой Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, книга 23); академик "История русской словесности" (СПб., 1887, издание II, часть II); "Источники поучения преподобного Феодосия Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киевской Духовной Академии" за 1887 г., том II - "Археологические заметки"); Н.К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, выпуск 1); В.А. Чаговец "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901); епископ выборгский

Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси

Память - 3 мая, 14 августа (перенесение мощей), 2 сентября, в Соборах всех прпп. отцов Киево-Печерских, прпп. отцев Дальних Пещер, а также Киевских и Курских святых.

* * *

Для увеличения - нажмите на изображение


Сайда Афонина. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

С реди пращуров, прославивших край наш Курский, Феодосий Печерский занимает самое почетное место.

Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым ея преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосии был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево -Печерского монастыря.

Под влиянием подвижника Антония Феодосий Печерский стал основателем монашества на Руси.

На заре XI века (точно не установлено) в городе Васильеве, что неподалеку от Киева, в семье судьи появился младенец.

Священник дал ему имя Феодосий и предсказал, что новорожденный посвятит себя Богу.

И действительно, мальчик сильно отличался от ровесников, и это замечали многие в Курске, где вскорости после рождения Феодосия по велению князя поселилась семья. Стороной обходил Феодосий резвую детвору, одежду предпочитал неброскую, даже заплатанную, проявлял повышенный интерес к церкви.

Обеспокоенные родители уговаривали Феодосия отдаться детским забавам, одеться поприличнее, но мальчик не реагировал на эти уговоры и только просил обучить его божественной грамоте. Когда же, наконец, воля его была исполнена, Феодосий с жадностью пристрастился к религиозной литературе. Обнаружил к учебе блестящие способности, однако не кичился этим, сохраняя подчеркнутую покорность и послушание как в отношениях с учителем, так и в общении с соучениками.

Едва минуло Феодосию 13 лет, умер отец, и в доме еще энергичнее стала господствовать мать. Рано овдовев, она жила вольно, однако это не мешало ей "деражать в руках большую торговлю". Дом был - полная чаша, один из самых богатых в Курске. Верхний этаж занимала семья, внизу поварня, во дворе склады, мастерские, жилые избы, и все - за высоким бревенчатым забором с колючим гребнем из железных шипов. Семейное достояние умножалось.

Была мать тяжела на руку к рабам своим, не щадила и сына. Когда Феодосий уходил на работу в поле, мать считала это оскорблением ее чести и не подзатыльники ему отпускала, как Другие родители, наставляя детей, а избивала, порой жестоко, как и покорных ей взрослых людей.

Восхищенный земной жизнью Иисуса Христа, Феодосий мечтал совершить паломничество. Когда в городе появились однажды странники, попросил их взять его в попутчики, чтобы посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Тайный уход юноши из дома был замечен, и мать, взяв с собой лишь младшего сына, отправилась в погоню за паломниками.

Немалый проделала она путь, прежде чем догнала блаженного Феодосия, "и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пинать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что и придя домой, била его, пока не изнемогла".

Феодосий был привязан и оставлен в уединении взаперти. Покормила и освободила его мать только через два дня, предварительно надолго усмирив ноги сына тыжелыми оковами, чтобы снова не сбежал из дому.

Любила она сына тяжелой любовью. Феодосий принимал ее как кару, только укрепляясь волей и мыслями о подвижничестве во имя Господа.

Когда же милосердие все-таки победило, оковы были сняты, а сыну разрешено "делать что захочет". И отрок снова зачастил в церковь. Как-то заметил, что литургии часто не бывает из-за отсутствия просфор. Очень печалился по этому поводу, пока не решил взяться за изготовление просфор для всех желающих. Лет с десяток ушло на это, но каждый день Феодосию "было внове это чудо - что из бледного теста, сыро пахнущего, сила огня и креста сотворит плоть Божию, спасение человеков".

Со светлой радостью покупали просфоры верующие ("Это уж Бог так пожелал, чтобы чистые просфоры приносились в церковь Божию от рук безгрешного и непорочного отрока").

На вырученные деньги Феодосий покупал зерно, сам молол и снова пек просфоры. Прибыль щедо раздавал нищим, будучи во многом сам на них похожим. По этому поводу и в связи с необычным занятием своим наслушался юноша множество обидных слов, какие обрушивали на него ровесники. Но знали бы добры молодцы куряне, над кем насмехаются - над человеком, кому суждено было войти в круг передовых просветителей и современного ему общества и грядущих поколений.

Мать все настойчивее отлучала Феодосия от необычного для юноши занятия, но Феодосии рассуждал иначе: "Иисус Христос дал ученикам своим хлеб со словами "Возьмите и ешьте, это тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились вы от всех грехов". Если уж сам Господь наш хлеб назвал плотью своею, то как же не радоваться мне, что сподобил он меня приобщаться к плоти своей". Мать же настаивала на своем:

Брось! Ну что за дело просфоры печь! И подкрепляла свое требование побоями. Однажды отчаявшийся юноша глухой ночью снова покинул родительский дом.

Приютил его священник в одном из близких к Курску городов. Видно, прозорливый был человек, коль внимательно отнесся к интересам юноши.

Феодосию позволили пребывать в церкви постоянно. Очарованные им, не раз дарили дорогие одежды, но юноша раздавал их нищим, а сам под ветхим одеянием стал носить изготовленный кузнецом железный пояс. Вгрызаясь в тело, пояс ежеминутно напоминал о смирении и подвижничестве. И укреплялась юношеская вера, и ободрялось и просветлялось сознание. Во имя любви к Богу Феодосий был готов к любым испытаниям.

На память читал он Евангелие: "Если кто не оставит отца и мать и не последует за Мной, то он меня недостоин... Придите ко мне все страждующие и обремененные, и я успокою вас. Возложите бремя мое на себя, и научитесь у меня кроткости и смирению, и обретете покой душам вашим..." И воспылал рвением и любовью к Богу, мечтая уйти в монастырь, в самый Киев.

Когда такой случай представился, три недели был Феодосии в пути. Добравшись до желанного Киева, обошел все монастыри, упрашивая принять его, пока не услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере.

Антоний, прозорливо предчувствуя, что у юноши большое будущее, разрешил Феодосию остаться с ним.

Феодосий всецело отдался служению Богу, молился и постился неистово, как и бывшие рядом с ним преподобный Антоний и великий Никон. Затем были пострижены в монахи по их великой просьбе первый из княжеских бояр Иоанн, в монашестве Варлаам, и управляющий княжеским домом, нареченный в монашестве Ефремом. Узнав об этом, князь Изяслав страшно разгневался, но Никон пояснил: "По благодати Божьей я постриг их, по велению небесного Царя и Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг".

Жизнь в пещере. Ржаной хлеб и вода. По субботам - чечевица или же одни только вареные овощи.

Постепенно число монахов увеличивалось. Одни обувь плели, чтобы в городе на вырученные за нее деньги зерна купить, другие огородом занимались. В церковь сходились дружно, отпевали положенные часы и совершали службу. И снова, поев немного хлеба, возвращались каждый к своей работе.

Феодосий Печерский всех превосходил смирением и послушанием. Был он ладно скроен и крепко сшит и взваливал на свои плечи самую тяжелую работу. Носил из леса дрова. Ночами бодрствовал, славя в молитвах Бога. Иной раз замечали, как ночью обнажал он свое тело до пояса, прядя шерсть для плетения обуви и распевая Давидовы псалмы. Оводы и комары нещадно кусали тело его, насыщаясь кровью. Изведав пытку эту, Феодосии раньше всех приходил к заутрене. Неуклонно возрастал его авторитет, и однажды монахи дружно "возвестили преподобному Антонию", что они "поставили себе игуменом" блаженного Феодосия, "ибо он и жизнь монастырскую уставил по чину, и божественные заповеди знал как никто другой". Произошло это в 1057 году. Хотя и стал Феодосии старшим над всеми, но не изменил своего обычного смирения, помнил о словах Господних, вещающих: "Если кто из вас хочет быть наставником другим, то пусть будет скромнее всех и всем слуга..."

И многие вельможи приходили в монастырь и отдавали ему какую-то долю своих богатств.

Игумен Феодосий употребил эти пожертвования, как и другие собранные в народе средства, на строительство церкви во имя святой и преславной Богородицы и приснодевы Марии. "И окружил стеной то место, и построил множество келий. И переселился туда "из пещеры с братией в год 6570 (1062). И с этого времени по божественной благодати возвысилось то место и существует монастырь славный, который и доныне называем мы Печерским..."


Прп. Феодосий составляет устав Печерского монастыря


Святой игумен Феодосий впервые на Руси ввел общежительный устав. Он был заимствован в Студийском монастыре (Константинополь) и стал впоследствии основным регламентирующим документом для всех древних русских монастырей. Деятельность игумена Феодосия во многом способствовала тому, чтобы Киево-Печерский монастырь стал центром русской культуры.

В период Великого поста Феодосии уединялся в своей пещере, затворившись, вплоть до Вербной недели, а в пятницу той недели, в час вечерней молитвы возвращался в церковь, поучал всех и утешал в подвижничестве их и посте. После вечернего пения садился подремать, потому как никогда не ложился, если же хотел поспать, то "садился на стульце и, подремав там немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение".

Учил монахов свято следовать монастырскому уставу, не беседовать ни с кем после вечерней молитвы, уединившись в свою келью, молиться Богу, не допускать праздности. Заниматься ремеслом, распевая псалмы Давидовы, чтобы трудом своим кормить убогих и странников.

При монастыре Феодосии устроил станноприимный дом для нищих и убогих, коему отписывал десятую чать монастырского дохода. "Каждую неделю преподобный посылал в тюрьмы воз провизии".

Киево-Печерский монастырь привлекал великое множество верующих, и преподобный Феодосии стал духовным наставником многих князей и бояр. Исповедовавшись великому Феодосию, они не скупились на пожертвования, иные дарили полные населенные пункты, иные одаривали монастырь золотом и другими драгоценностями. И благой игумен вынашивал планы о строительстве большой церкви, так как деревянная стала мала для стекающегося в нее народа.

Милосердие Феодосия Печерского к страждущему. Гравюра XIX в.

Игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий (1036–1074) - организатор первой больницы на Руси. Он устроил при своей обители особый двор с храмом св. Стефана и принимал туда для жительства и лечения нищих, слепых, хромых и прокаженных, выделяя для их содержания десятую часть от всего монастырского имения. Больница Феодосия располагала штатом служителей и оказывала медицинскую помощь всему окрестному населению. Помимо этого, Феодосий раз в неделю отсылал воз хлеба тюремным узникам.


Сан игумена ни в чем не изменил образ жизи Феодосия. На работу он по-прежнему выходил прежде всех, в церковь являлся раньше других и последним из нее выходил. Одеждой служила ему власяница из колючей шерсти, которую он прятал под ветхой свитой. "Многие неразумные издевались над этой убогой одеждой, попрекая его".

Между тем влияние игумена распространилось и на политическую жизнь.

Своим образом жизни преподобный Феодосии подкреплял силы окружающих. Питался, как и прежде, только хлебом сухим да овощами вареными без масла, запивая водой. Но всех обратившихся в монастырь поддерживал и духовно, и материально.

Был Феодосий заступником не только обездоленного народа, но и в княжеских кругах было весомым его слово.

Узнав, что князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава, Феодосии Печерский написал князю: "Голос крови брата твоего взывает к Богу, как крови Авелевой на Каина".

Разгневался князь! Но, поостыв, не посмел поднять руку на великого праведника и испросил разрешения приехать в монастырь, чтобы с ним помириться. "А что может, благой владыка, гнев наш против власти твоей? - отозвался Феодосий.- Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это". И продолжал настаивать, чтобы престол был возвращен Изяславу, которому был поручен отцом.

Находясь во главе монастыря, Феодосий постоянно общался с преподобным Антонием и получал он него духовные наставления. Он пережил старца лишь на один год, но успел заложить просторный каменный храм Успения Божией Матери.

На новостройке Феодосий работал с упоением, не чураясь самой черной работы, но строительство церкви было завершено уже после того, как душа оставила его тело. Игумен предсказал, когда он отойдет к Господу. И завещал: "... так вы узнаете о дерзновении моем перед Богом: если увидите, что процветает монастырь наш, - знайте, что я возле Владыки небесного; если же когда-либо увидите оскудение монастыря, и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться". И просил положить его тело в пещере, где он постился.

"На своего великого настоятеля Киево-Печерский монастырь осиротел в год 6582 (1074) месяца мая, на третий день, в суботу, как и предсказывал святой Феодосии, после восхода солнечного".

Православная Церковь почитает преподобного Феодосия Печерского как основателя монашества на Руси. Светское общество признает в Феодосии Печерском выдающегося древнерусского писателя, основателя знаменитого Киево-Печерского монастыря и реформатора его Устава, как влиятельного политического деятеля своего времени.

К сожалению, авторство произведений древнерусской литературы не всегда удается установить. Однако доподлинно известно, что Феодосий Печерский является создателем по крайней мере одиннадцати сочинений. Это два послания князю Изяславу Ярославичу - "О неделе" и "О вере крестьянской и латынской", 8 "Слов" и "Поучений" монахам, а именно: "О терпении и любви", "О терпении и смирении", "О душевной пользе", "О хождении к церкви и о молитве" верующим известна и его молитва "За всея крестьяны".

Куряне вправе гордиться, что на нашей земле сформировался родоначальник российской духовности и как человек, сумевший построить свою судьбу вопреки окружавшему его бытию.

"История и современность Курского края" под ред.пр. Б.Н. Королева, Курск, 1998 г.

Тропарь Антонию и Феодосию Печерским

Д воицу начальных российских светил почтим, Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, осветиша отечествия нашего вся концы, и путь к Небеси правый многим показаша, и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Тропарь Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 8:

В озвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Публикуем завещание одного из величайших Святых, прославленных Русской Православной Церковью, написанное в XII веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью, по сборнику Паисиевскому Кирилло-Белоезерской библиотеки:

«Господи, Благослови! Я - Феодосии, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа - в чистой и праведной вере рожден и воспитан в добром научении Православными отцом и матерью. Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.

Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской - не увидят жизни вечной.

Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, - будет ли то жид или турок, или латинянин, ко всякому будь милосерден. Избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере Вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, - помоги Православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь, и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит писание: “Един Бог, едина вера, едино Крещение”» (Ефес. 4,5).

Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Аще ангел, пришед с небесе, благословит вам, не яко же мы благовестихом, да будет проклят» (Гал. 1,8).

Вы же (латиняне), отринувшие проповедание апостольское и Святых Отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу - чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.

Тако бо было писано: «Воздается комуждо по делам его» о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь».

Слово святого Феодосия, игумена Печерского, о вере христианской и латинской

В первой половине XI века западная церковь окончательно отпала от Церкви восточной. Тогда православные греки глубоко оскорблены были гордыми посланниками папы не только в вере своей, но и в своих народных чувствованиях. (Как глубоко оскорблены были в то время греки папскими послами, для уразумения этого достаточно прочитать грамоту отлучения, составленную кардиналом Гумбертом в Константинополе, в которой православным грекам приписываются все когда-либо бывшие ереси. – Примеч. сост.). Тогда же и в самых писаниях той и другой стороны стали замечаться резкие отзывы о противной стороне. Такого именно настроения известное у нас послание преп. Феодосия († 1074) к великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской, замечательное тем более, что представляет собою самый первый опыт в обличительном роде, написанный собственно русским.

Послание это сохранилось во многих списках, и везде усвояетcя знаменитому игумену Печерскому (Кормч. Рум. муз. № 233, л. 377; Сборн. Царскаго № 393, л. 513 на об.; Патерик кассиановск. редакции 1462 г.; имп. публ. библ. № 271; Новгор. Соф. библ. № 502 и др. Опис. рукоп. Толстова. отд. ИИИ. № 70. С. 599, 600). <…> Cомневаться в его подлинности нет основания.

Повод к написанию послания подал сам великий князь Изяслав, как видно из начала некоторых списков: «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимерова, игумена Печерского Феодосия о латине. И рече Изяслав: скажи ми, отче, веру варяжскую»; или: «Воспрос благовернаго князя Изяслава о латынех. Прииде некогда благоверный и великий князь Изяслав, сын Ярославль, внук Володимеров к святому отцу нашему Феодосию». Что же побудило великого князя Изяслава спрашивать знаменитого игумена о вере варяжской?

В 1068 году великий князь Изяслав, выгнанный народом из Киева, бежал в Польшу. Король польский Болеслав II приняв Изяслава со всеми знаками искреннего дружелюбия как несчастного государя и близкого родственника, охотно согласился помогать ему. Весною 1069 года Изяслав вместе с Болеславом явился в русских пределах. С помощью поляков он опять сел на своем престоле. Поляков распустили на покорм по волостям, где жители начали тайно убивать их за то, вероятно, что они, как победители и латинцы, мало уважали веру побежденных и делали насилия им. (На это указывают слова послания Феодосия: «Исполнилася наша земля злыя тоя (т.е. латинския) веры; аще узриши некия иноверныя с верным прю деющи, лестью хотяща отвести от правыя веры, помози правоверным, аще им поможеши, то яко овча избавиши от уст львовых». – Примеч. сост.). Вследствие этого Болеслав возвратился в свою землю. Недолго сидел на своем престоле Изяслав; в 1073 году, поссорившись с братом своим, Святославом Черниговским, он задумал снова бежать в Польшу и искать помощи у латин. В этом положении совесть не могла не безпокоить набожного князя недоумениями о вере тех, с которыми хотел он снова вступить в сообщение; уважение же, какое имел князь к преп. Феодосию, могло заставить его искать разрешения сомнениям у великого игумена, – тем более, что митр. Георгий тогда был в Греции (Полн. собр. русск. летоп. І. 78–79).

Послание преп. Феодосия можно разделить на две части: в первой он исчисляет князю разные отступления латин от Православной веры и их недобрые обычаи; а во второй предлагает правила, как должен вести себя князь по отношению к латинской вере и ее последователям. <…> Изложив отступления латин от Православной веры и недобрые обычаи их и сказав, что земля наша «исполнилася злыя тоя веры», преп. Феодосий дает наставления как держать себя по отношению к латинской вере и ея последователям. <…> Кроме этих общих наставлений, преп. Феодосий, обращаясь собственно к великому князю Изяславу, заповедует: «Ты же, чадо, блюдися их, и свою веру непрестанно хвали…» <…>.

В этом послании ясно высказана мысль, что в варяжской или латинской вере нельзя спастись и что не следует иметь общение с латинами в делах, касающихся веры. Так учил преп. Феодосий, а он был таким лицом, пред которым благоговела вся Россия!

То же учение о латинской церкви было и у прочих иноков Киево-Печерского монастыря, в котором преп. Феодосий был игуменом в продолжение двенадцати лет, а из этой обители вышли лучшие люди того времени, которые рассеялись в качестве проповедников Христианства язычникам, основателей монастырей и в сане епископов, распространяя то учение, которому научились в обители. Учение о латинской церкви преп. Феодосия отразилось во всей полноте в летописи преп. Нестора. Прочитайте один рассказ его о том, что внушено было великому князю Владимиру о латинах при крещении его в Корсуни (Там же. 49–50); а летопись Нестора читала и списывала тоже вся Россия.

<…> Тон послания, совершенно согласный с духом того времени и с ревностью Феодосия, горевшего пламенным желанием вразумить и обратить заблудших к Православной вере, не только не может служить признаком не подлинности послания, напротив, скорее ручается за его подлинность.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока.

На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Юного Феодосия Господь привёл к преподобному Антонию – родоначальнику русских иноков учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. Ведь именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.

На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

Юного Феодосия Госопдь привёл к преподобному Антонию – родоначальнику русских иноков учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. Ведь именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители.

Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый.

Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре.

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.

Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Киев называют «матерью городов русских». Это ни у кого из нас не вызывает удивления, ведь именно он когда-то являлся столицей великой страны под названием Русь - непобедимой державы, которая распалась впоследствии на Россию, Беларусь и Украину. Жемчужиной Киева по праву считается Киево-Печерская Лавра, славящаяся множеством вырытых в свое время ее монахами подземных пещер и давшая миру имена бессметного числа сильных православных святых. Одним из основателей обители был преподобный Феодосий Печерский. Это выдающийся избранник Господень. День памяти Феодосия Печерского церковь отмечает ежегодно 16 мая.


Житие Феодосия Печерского

В день памяти преподобного давайте остановимся на житие Феодосия Печерского.

Преподобный Феодосий Печерский родился в XI веке недалеко от Киева, в местечке Васильково или иначе - Василеве. Однако ранние годы жизни святого и отрочество прошло в Курске, куда вскоре после появления на свет младенца переехали родители подвижника благочестия. Будучи еще совсем крохой, преподобный Феодосий уже резко отличался от своих сверстников. Мальчик прохладно относился к ребяческим играм и веселью, предпочитая забавам созерцание и размышления. Он с удовольствие ходил в храм и делал это ежедневно. Феодосию нравилось слушать Священное Писание, а, начав обучаться грамоте, ребенок быстро освоил азы чтения и стал уже самостоятельно познавать истину богословских трудов.

Преподобный рано остался без отца: по одним данным в 13, по другим - в 14 лет. С тех пор мать воспитывала сына в одиночку. Надо сказать, она была женщиной достаточно строгой и властной, однако единственного ребенка своего просто обожала. Поэтому, естественно, матери преподобного совершенно не понравилось то, что Феодосий после смерти отца стал вести себя в отчем доме подобно слуге: одевался в простые, грубые одежды, выполнял тяжелую работу. Но поделать она ничего не могла.

Шло время, избранник Божий рос и мужал. Идея же о ведении подвижнического образа жизни не только не засыпала, но еще более укреплялась в голове юноши. Однажды ему остро захотелось посетить как паломнику Святую Землю. Об исполнении своего желания Феодосий дни и ночи стал просить Всевышнего. Господь скоро услышал молитвы отрока: внезапно в Курск нагрянули странники, шедшие как раз-таки в Иерусалим. Будущий святой присоединился к ним и ушел из дома, ничего никому не сказав. Когда мать обнаружила пропажу сына, она все силы бросила на его поиски. В результате Феодосий был возвращен домой и жестоко телесно наказан за свой поступок, а после посажен под замок. Правда, продолжалось сие недолго: женщина простила сына и сняла запрет на свободу.


Феодосий не стал унывать из-за того, что желание его так и не осуществилось. Он начал трудиться на благо церкви: печь просфоры для храма. Причем юноша еще и сам покупал пшеницу и молол зерно в муку. Лишние просфоры молодой человек раздавал нищим. Всем этим он вызывал насмешки ровесников, но не обращал на них внимания. В мать же святого будто бес вселился. Она запретила сыну заниматься богоугодным делом, подвергая то и дело наказаниям за ослушание. Преподобный не выдержал однажды и сбежал в город близ Курска, где жил знакомый пресвитер, но быстро был возвращен властной женщиной домой.

Кротость и стремление к подвижничеству святого Феодосия привлекли внимание к его персоне правителя Курска. Тот стал жаловать избраннику Божию богатые наряды, которые преподобный не носил сам, раздаривая обездоленным. Феодосий предпочитал ходить в простой одежде, а однажды надел на себя железный пояс для борьбы со страстями. Тело святого от этого истекало кровью, но с целью укрепления духа преподобный терпеливо переносил добровольные мучения.

Киев: новая жизнь

До двадцатитрехлетнего возраста прожил преподобный Феодосий Печерский в отчем доме. После юноша вновь, как уже было в прошлом, тайно покинул его, но на этот раз навсегда. Молодой человек отправился в Киев, где хотел принять монашеский постриг. По прибытии на место будущий святой явился к самому преподобному Антонию. Тот с радостью принял юношу, потому как увидел в Феодосие богоизбранность. Желание последнего сбылось в 1032 году. В монахи его постриг ученик преподобного Антония - Никон. С этого момента началась еще более тяжелая жизнь святого. Он усердно исполнял монашеские подвиги, руководимый преподобным Антонием. Ночи юноши проходили в молитвах, днем Феодосий занимался рукоделием. Молодой инок постоянно постился, воспитывая в себе смирение.

А что же мать святого? Неужели она смирилась с побегом сына? Нет, конечно, женщина отправилась сама на поиски юноши. И нашла она своего ребенка в Киеве, в обители, где тот пребывал. Женщина начала увещевать Феодосия, уговаривать вернуться в родительский дом, обещая не чинить ему отныне никаких препятствий. Преподобный же в ответ обратился к матери с просьбой остаться в Киеве и принять монашеский постриг. Ему стоило больших трудов убедить своевольную женщину в разумности такого решения. В итоге же мать преподобного стала монахиней Киевского Никольского монастыря, там же отошла ко Господу в свое время.


Но вернемся к Феодосию. В 1054 году святого посвятили в сан иеромонаха. Теперь он мог совершать Божественную Литургию, что делал с должным усердием, являясь примером для братии. При этом, преподобный Феодосий Печерский продолжал выполнять другие работы, входившие в обязанности иноков, не гнушаясь даже самым тяжелым трудом. Спустя 3 года святой по просьбе монахов был поставлен игуменом обители. Но и этот статус никак не повлиял на кротость и трудолюбие преподобного. Количество братии в обители в момент управления монастырем Феодосием увеличилось значительно. Уже не было места в пещерных келиях для подвижников. Тогда преподобный Антоний благословил иноков соорудить келии в близлежащей горе, которую по его просьбе даровал князь Изяслав. Там же появилась деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Монахи с радостью устроились на новом месте. Как вы уже, наверное, догадались, возникшая обитель являлась знаменитой Киево-Печерской Лаврой. Стараниями преподобного Феодосия здесь впервые за всю историю Руси был введен Устав Студийского монастыря, что располагался в столице Византии - Константинополе.


Управляя Киево-Печерской Лаврой, святой проявил себя в полной мере милосердным и одновременно справедливым, строгим настоятелем. Феодосий построил близ обители дом для нищих и обездоленных. Десятая часть доходов монастыря уходила на обеспечение его населяющих. Заботился преподобный и о заключенных в тюрьмах, посылая каждую неделю, по субботам, в темницы воз хлеба. Братия также никогда ни в чем не нуждалась. И объяснялось это, главным образом, усердными молитвами настоятеля Лавры.

Смерть

Преподобный Феодосий мирно скончался 3 мая 1047 года, ранним утром в субботу, в момент совершения молитвы. На три дня перед этим святой впал в состояние сильнейшего расслабления. За некоторое время подвижник предрек свою смерть, о чем сообщил инокам, собрав их всех вместе и сказав напутственную речь. После кончины тело преподобного погребли в пещере, где, как правило, Феодосий молился. К лику святых его причислили на Церковном Соборе 1108 года.