Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Роль руководителя в управлении организацией. Роль руководителя в организации

Роль руководителя в управлении организацией. Роль руководителя в организации

Руководитель (менеджер) – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счёт коллективных сил подчинённых и целенаправленно их использует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня.

Многие ученные, такие как Суетенков, Лазановский считают, что многие руководители стремятся слишком много взвалить на себя, тем самым подменяя других. Они считают, что опытные руководители должны стремиться, не делать то, что могут выполнить подчинённые, тем самым выделяя функции, которые должен выполнять только руководитель.

Цель статьи – определить значимость роли руководителя в системе управления, разработать основные функции руководителя и рекомендации по этике труда в управленческой деятельности.

Суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций. Среди этих функций необходимо выделить, прежде всего, как главную стратегическую, функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов.

Одной из основных функций руководителя является административная, состоящая из следующих подфункций. Во – первых, контрольной, заключающейся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации. На базе полученной информации проводится корректировка, если это необходимо. Во – вторых, организационной, связанной с созданием необходимых условий деятельности организации: распределением полномочий среди исполнителей, задач, ресурсов, инструктированием.

В – третьих, направляющей, с помощью которой происходит координация работы подчинённых. В – четвёртых, кадровой, заключающейся в организации подбора, расстановки, обучение и развитие персонала. В – пятых, стимулирующей, направленной на поощрение за успешно выполненную работу или наказание за выполненную плохо.

Важную роль играет коммуникационная функция. Она сводится к проведению совещаний, заседаний, приёму посетителей, телефонным переговорам, ответам на письма, проведению деловых переговоров, деловому представительству.

Растущее значение человеческого фактора выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, заключающуюся в создании благоприятного морально – психологического климата в коллективе и организации.

Центральное место в системе менеджмента занимают функции, реализуемые руководителем: выработка общего плана действий всей организации; координация всех подразделений управления; воздействия на нижестоящие звенья и их руководителей; подбор кадров на различные участки управления .

Рекомендации, которых необходимо придерживаться в управленческой деятельности по этике труда руководителя: быть начальником только на работе. Вне трудового процесса ты такой же гражданин, как любой член коллектива; быть справедливым в оценке работы подчинённых и в том случае, когда ваши взаимоотношения оставляет желать лучшего; быть настороже с теми, кто вас хвалит, искать мотивы их действий; без нужды не критиковать! Критика – средство, а не цель; отказаться от неправильного решения гораздо ценнее, чем создавать вокруг себя ореол непогрешимости; с особой объективностью оценивать предложения, которые выдвигают люди, несимпатичные вам; не бояться талантливых подчинённых, а гордится ими. не кричать, ибо тогда вас не захотят слушать и понимать; без необходимости не вмешиваться в работу подчинённых, заниматься только теми вопросами, решение которых зависит от вас.

Любому руководителю надо научиться работать рационально и производительно. Первое, что нужно сделать, это разработать режим своего рабочего дня. Необходимо определить правильную очерёдность различных видов работы. В первую очередь следует делать самую важную работу и использовать своё время наиболее продуктивно для решения действительно важных задач .

Таким образом, вышеперечисленные функции руководителя показывают нам, что именно он должен решать и решает одни из самых важных и глобальных вопросов и проблем на предприятии. Роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу. Руководитель непременно обладает высоким профессионализмом, способности, и умения он концентрирует в любых сферах деятельности и управления предприятием для достижения поставленных целей.

Также в системе управления каждый руководитель должен соблюдать правила этикета труда и работать в согласии с каждым работником предприятия. Для этого были разработаны рекомендации, благодаря которым руководители и персонал смогут работать в понимании и согласии. Всё это приведёт к отличному морально – психологическому климату на работе и быстрому достижению поставленных целей.

Литература Суетенков В.И. « Основы менеджмента» гл. 13, стр 136 – 144. 2009г. «Менеджмент» Горняк О.М., Лазановский П.П., Магнолия 2009 Львов Журнал «Управление персоналом» № 3, 4 2010г.

В этой статье я хочу рассмотреть основные роли руководителя в коллективе и управлении организацией . Успех любой компании, любой бизнес-структуры, как минимум, наполовину зависит от ее руководителя, которому приходится выполнять сразу несколько функций или ролей. Далее рассмотрим, что же это за роли и функции руководителя, в чем заключается каждая из них, как ее правильно выполнять, и как развивать в себе способности к выполнению этих ролей. Думаю, что всем действующим и будущим руководителям любого уровня это будет интересно.

Итак, любой современный руководитель, независимо от того, чем и кем он управляет (крупным или небольшим предприятием любой формы собственности, структурным подразделением, отделом или любым рабочим коллективом), чтобы быть эффективным, должен сочетать в себе, как минимум, 6 ролей:

1. Дипломат;

2. Профессионал;

3. Член команды;

4. Менеджер;

5. Предприниматель;

6. Хозяин.

Именно выполнением всех этих 6-ти ролей и функций одновременно руководитель отличается от рядового сотрудника. Даже если хотя бы одна из этих ролей не будет выполняться в должной степени, он не сможет эффективно осуществлять руководство, от чего будет страдать собственный бизнес (если он руководит своим делом) или же работа предприятия или его структурного подразделения (если он выполняет руководящие функции там). На руководителя всегда возлагается большая ответственность по выполнению всех этих ролей и функций, и он должен уметь с ней справиться.

Теперь рассмотрим все эти роли и функции руководителя в управлении организацией более подробно.

Роль руководителя №1: Дипломат.

Прежде всего, руководитель любого коллектива должен выполнять в нем дипломатические и представительские функции. То есть, он должен представлять интересы коллектива и его сотрудников на переговорах с вышестоящим руководством, интересы бизнес-подразделения на переговорах с клиентами. Кроме того, сюда относится роль руководителя по поддержанию здорового социально-психологического климата в коллективе: он должен дипломатично разрешать конфликты между сотрудниками и мотивировать их к продуктивной работе.

Что включает в себе роль дипломата?

– Руководитель должен развивать и совершенствовать свои , умение вести переговоры, умение слушать и слышать других людей;

– Роль руководителя – это всегда и роль психолога в коллективе: ему необходимо быть психологом для каждого из своих подчиненных по отдельности и для коллектива в целом. Поэтому необходимо изучать и применять на практике психологические аспекты управления коллективом;

– Руководитель должен быть убедительным, уметь четко и грамотно строить свою речь, внушать доверие;

– Слова руководителя никогда не должны расходиться с делом, он должен иметь безупречную деловую репутацию;

– Если руководитель был не прав – он обязательно должен это признать и извиниться, в том числе, перед своим сотрудником.

Роль руководителя №2: Профессионал.

Любой руководитель должен быть профессионалом в своей области. Он должен использовать свои для достижения поставленных перед коллективом целей и задач, быть примером в глазах своих сотрудников. Роль руководителя в коллективе – это всегда и роль эксперта, к которому каждый сотрудник может обратиться за профессиональной помощью.

Что включает в себя роль профессионала?

– Руководитель должен иметь экспертный уровень знаний в своей области;

– Руководитель должен уметь выполнять работу, требуемую от сотрудников, на уровне не хуже и даже лучше их;

– Роль руководителя в организации заключается и в поиске путей повышения эффективности работы своего коллектива, возможно – совместно с сотрудниками, например, путем ;

– Руководитель должен оказывать помощь в решении профессиональных задач своим сотрудникам, быть для них примером;

– Руководителю следует постоянно повышать свой уровень знаний в области работы и совершенствовать свои профессиональные навыки и умения.

Роль руководителя №3: Член команды.

Роль руководителя в любом коллективе заключается еще и в том, что он выступает, как один из участников этого коллектива, его составная часть, его связующее звено. Он должен делать все возможное для того, чтобы вся команда работала как одно целое, ведь неоднократно доказано, что совокупная работоспособность хорошо слаженного коллектива существенно выше, чем суммарная работоспособность всех его участников по отдельности, благодаря . Роль руководителя в том, чтобы сделать из какого-то количества людей настоящую команду, увеличить их совокупный потенциал по закону синергии.

Что включает в себя роль члена команды?

– Руководитель должен грамотно с учетом профессиональных и личностных особенностей каждого сотрудника;

– Руководитель должен обеспечить максимально эффективное рабочее взаимодействие между всеми членами команды;

– Руководитель должен вносить свой вклад в общее дело как один из членов команды;

– Руководитель должен поддерживать командный дух и здоровый психологический климат в коллективе.

Роль руководителя №4: Менеджер.

Следующая роль руководителя в управлении организацией – роль менеджера. Пожалуй, эту роль руководителя можно назвать самой главной. Каждый руководитель – это, прежде всего, менеджер, который должен уметь быстро и эффективно выполнять поставленные задачи, изыскивать ресурсы для их выполнения, и т.д. Он должен придерживаться стратегии работы организации, способствовать достижению ее стратегических целей, и вырабатывать для этого наиболее эффективные тактические ходы.

Что включает в себя роль менеджера?

– Руководитель должен вырабатывать оптимальные пути выполнения задач, стоящих перед его организацией/подразделением;

– Руководитель должен уметь изыскивать и эффективно распределять ресурсы для достижения поставленных целей;

– Руководитель должен принимать во внимание риски, которым подвергается деятельность его организации, и обеспечивать их минимизацию;

– Роль руководителя в управлении организацией заключается и в обеспечении двухсторонней связи на всех уровнях: между руководителем и коллективом, между руководителем и высшим руководством, между организацией и клиентами, между организацией и партнерами, между организацией и контролирующими органами и т.д.

Роль руководителя №5: Предприниматель.

Еще одна немаловажная роль руководителя в организации – роль предпринимателя. Он должен стремиться создавать новые ценности, видеть возможности развития своей компании или ее подразделения, видеть будущее и приближать его. Кроме того, роль руководителя в управлении заключается в умении принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Что включает в себя роль предпринимателя?

– Руководитель должен отслеживать современные тенденции развития отрасли и своевременно совершенствовать свою структуру с их учетом;

– Руководитель должен следить за важными новостями, касающимися технологических, юридических, налоговых и прочих аспектов деятельности его организации и своевременно на них реагировать;

– Роль руководителя заключается в поиске новых идей, заимствовании эффективных чужих идей, и успешном внедрении их в работе своей бизнес-структуры;

– Руководитель должен обеспечивать достойный уровень конкуренции своей компании на рынке.

Роль руководителя №6: Хозяин.

И, наконец, последняя, очень важная роль руководителя в организации – роль хозяина. Даже если руководитель не является владельцем компании юридически, либо руководит только структурным подразделением, для своего коллектива он должен выполнять роль хозяина. Руководитель как хозяин должен ставить интересы компании выше собственных интересов и интересов его коллектива, в нужный момент проявлять свои волевые качества, лидерские качества, полностью фокусировать свою деятельность на достижении успеха вверенным ему подразделением.

Что включает в себя роль хозяина?

– Руководитель должен полностью отдавать себя работе, ставить рабочие интересы выше личных. Если у него не получается так делать – возможно, ему не стоит руководить, он не сможет быть эффективным руководителем;

– Того же самого руководитель должен требовать от каждого своего сотрудника;

– Руководитель должен обладать сильной волей, уметь говорить “нет” в случае необходимости, уметь принимать кадровые решения;

– Руководитель должен всегда иметь кадровый резерв и заменять неэффективных сотрудников эффективными, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

– Руководитель всегда должен брать на себя ответственность за свои неудачи, не перекладывая ее на кого-то другого. А вот победы лучше представлять как достижение всего коллектива, каждого сотрудника, что будет укреплять командный дух и мотивировать к дальнейшей продуктивной работе;

– Роль руководителя как хозяина заключается и в правильном выборе в пределах его компетенции.

Как вы видите, роль современного руководителя в коллективе – это целое сочетание множества ролей и функций, это большой комплекс качеств, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать по-настоящему эффективный руководитель. Кроме того, роль руководителя заключается и в постоянном развитии, совершенствовании всех этих качеств, знаний, навыков, умений, поскольку в современных условиях они быстро устаревают и утрачивают свою актуальность.

Быть руководителем всегда непросто. Те, кто считают, что руководитель только сидит в кресле и отдает команды – неправы. Если такие и есть, то они неэффективны, они не справляются со своей ролью руководителя, и только тянут компанию вниз. Ориентироваться на таких в любом случае не стоит, если вы берете на себя ответственность руководителя – нужно выкладываться по максимуму. В любом случае, вы приобретаете ценный опыт, который обязательно пригодится вам в дальнейшей жизни и бизнесе, даже если вы уйдете с поста руководителя.

Успехов вам в сложной и многогранной работе руководителя. До новых встреч на – сайте, где вы всегда найдете множество полезных советов и рекомендаций, которые помогут вам быть эффективным руководителем.

Введение................................................................................................... 3

1. Типы руководителей.......................................................................... 4

2. Управление организацией.................................................................. 7

2.1. Роль руководителя в управлении деятельностью организации 7

2.2. Роль руководителя в работе с персоналом................................ 9

2.3. Организация коллективной работы........................................... 12

Заключение.............................................................................................. 14

Список использованной литературы..................................................... 15

Введение

Руководство - существенный компонент эффективного управления.

Трудно переоценить роль руководителя в системе управления, успех функционирования которой во многом определяется его способностями, навыками, опытом, умением вызвать к жизни энергию и запас душевных сил всего коллектива. Ведь руководитель - это лидер, организующий и управляющий человеческими массами. Он должен убедить всех в важности и необходимости дела и заразить сложный аппарат воодушевлением и энергией. Его задача - социально-конструктивная.

На руководителей ложится огромная личная ответственность за успех бизнеса. Это требует энциклопедических знаний в самых различных областях, прежде всего в экономике и управлении. Глобализация мирового хозяйства, резкое усиление конкуренции, существенное влияние информационных технологий обусловили появление множества нововведений в управлении предприятием.

Актуальность – от эффективности управления в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность.

Цель – рассмотреть роль руководителя в системе управления.

Задачи – выделить типы руководителей в зависимости от уровня в управленческой иерархии; определить роль руководителя в управлении деятельностью организации, в работе с персоналом, а также в организации коллективной работы.

В ходе работы были использованы работы следующих авторов: В.А.Раевский,О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, А.О. Блинов.

1. Типы руководителей

В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, их долей в общей структуре, диапазоном и формой контактов, средствами деятельности, объёмом полномочий и возможностей.

К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то, что она интернациональна по масштабам, требует наличия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени.

Руководители высшего уровня отличаются тем, что в их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приём посетителей).

Основные функции высших руководителей организации состоят в формулировке её миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

В крупной организации первые руководители переходят к руководству процессом их выработки в составе команды. Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем , занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимися его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счётов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинённых руководителей.

Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40-60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны .

Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично - самостоятельно, частично - выходя с предложениями к руководству организации), поощрять ил наказывать своих подчинённых.

Работа руководителей среднего звена в значительной мере варьирует от организации к организации и в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых ""наверху"", и после трансформации в технологически удобную форму передают эти решения низовым руководителям - начальникам цехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия .

Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчинённых; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за ходом их осуществления, соблюдением сроков, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчинённых, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.

Низовой уровень управления - технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала - рабочих и других неуправленческих работников.

Таким образом, в сфере управления происходит разделение труда: одни руководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность за определение характера и направленности выработки решений; другие, подчинённые им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс.

Помимо официальных обязанностей, закреплённых в соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчинённым обязанности неофициальные . Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их личных интересах и проблемах, здоровье, успехах, взаимоотношениях в коллективе; оказании им при необходимости всесторонней помощи, вплоть до принятия на себя их вины.

Всё это важно, поскольку на практике не только подчинённые зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы. Кроме того, руководитель зависит и от своих коллег, начальников, деловых партнёров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.

2. Управление организацией

Управление организацией представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя.

2.1. Роль руководителя в управлении деятельностью организации

Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи руководителя. Руководитель должен стремиться организовывать работу на предприятии с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, руководитель должен постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное.

Роль руководителя одна из главных ролей в управленческих отношениях. Слово руководитель буквально означает «ведущий за руку». Смысл этого лучше выражает слово надсмотрщик. Для организации оказалось нужным иметь человека, отвечающего за надзор за всем подразделением в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид деятельности – следить за целым – составляет суть работы руководителя.

Слово «менеджер» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками и головой других людей. Функции и методы деятельности, типы менеджеров исторически меняются.

Общие ролевые требования к руководителю (менеджеру) включают ряд функций, направленных на отбор, выполнение групповых производственных задач, а также на поддержание и активизацию деятельности сотрудников и отдельных групп.

Ролевая модель руководителя заключается в выполнении следующих задач:

1) определение целей и задач деятельности организации, подчиненных;

2) постановка задач перед подчиненными;

3) стимулирование работы подчиненных;

4) координация деятельности внутри организации;

5) контроль за выполнением работы;

6) оценка исполнения.

Психологические характеристики деятельности руководителя:

1) большое разнообразие содержания профессиональной активности;

2) повышенная ответственность за состояние ресурсов и результаты деятельности;

3) творческий характер работы при обычном дефиците информации, времени и средств;

4) особая роль коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность протекает посредством общения;

5) высокая общая нервно-психическая напряженность.

Поведенческая реализация управленческой роли складывается из двух процессов:

1) управленческое общение; 2) управление собой как процесс совершенствования своих личностных качеств.

Управленческое общение , в свою очередь, может реализовываться в двух формах:

1) в форме ситуационных взаимодействий с подчиненными;

2) в форме производственных совещаний, собраний, конференций, т.е. формализованных и организованных встреч руководителей с коллективом.

Управление собой предполагает, что руководитель должен осознавать себя как личность, которой будут подражать, он должен подвергать себя самооценке и создавать свой образ, соответствующий представлениям об эффективном управляющем, т.е. «Я-концепцию. Под управлением собой понимают развитие характерных черт руководителя, позволяющих ему эффективно трудиться. Эти черты можно сгруппировать следующим образом: 1) поддержание физического здоровья, 2) рациональное распределение сил, 3) преодоление трудностей, 4) рациональное распределение времени.

Еще одним результатом управления собой при выполнении роли руководителя является формирование управленческого менталитета – определенного мироощущения, мировосприятия руководителя. Управленческий менталитет – определенная система образов и представлений руководителя о себе, своих подчиненных, об эффективности своей работы. Все элементы данной системы образов тесно взаимосвязаны и выполняют функцию регулирования поведения руководителя.

В различные периоды существования и развития организации роль руководителя может выполняться по-разному. Рассмотрим содержание некоторых ролей.

Разновидности роли руководителя:

1. Руководитель как предприниматель-новатор. Предпринимательские и новаторские навыки у руководителя должны быть направлены на решение следующих организационных задач:

    быть первым среди равных, а значит предприимчивым.

    Помнить, что успех на рынке рождается в конкуренции.

    Поддерживать свободу творчества и энтузиастов в коллективе

    Уметь учитывать коньюктуру рынка и перестраивать оргструктуру организации.

2. Руководитель как коммерсант . Ролевая функция выполняет две задачи:

    обеспечение эффективных коммерческих переговоров руководителя с деловыми партнерами.

    Формирование у торговых сотрудников инновационного поведения.

3. Руководитель как администратор . Эта роль направлена на формирование персонала фирмы. Процесс планирования людских ресурсов включает в себя три этапа: оценка наличных ресурсов, оценка будущих потребностей, разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

4. Руководитель как лидер-мотиватор . Задачи этой деятельности:

    завоевание психологического неформального авторитета среди сотрудников.

    Умение лучше других видеть цель совместной деятельности группы.

    Выработка индивидуального стиля общения и руководства подчиненными.

    Обеспечение эффективной мотивации работников, содействующей эффективному достижению групповых целей.

5. Руководитель как практический психолог-воспитатель . Деятельность направлена на решение следующих задач:

    познание и формирование необходимых деловых и личностных качеств сотрудников

    обеспечение эффективных управленческих воздействий на трудовое поведение работников.

    Создание условий для трудовой самореализации работников.

    Развитие персонала (в т.ч. оказание помощи по самосовершенствованию).

6. Руководитель как создатель организационной культуры . Ролевые задачи:

    формирование и развитие организационной культуры в организации.

    обеспечение идентификации работников с организационной культурой.

    Развитие «духа» предпринимательства и новаторства в коллективе.

7. Руководитель как координатор решает следующие задачи:

    создание оптимальной организационной структуры управления предприятием.

    Организация эффективной совместной трудовой деятельности сотрудников в каждом первичном коллективе.

    Обеспечение делегирования подчиненным полномочий и ответственности.

    Систематическое осуществление комплексной и объективной оценки результативности трудовой деятельности работников.

8. Руководитель как коммуникатор обеспечивает эффективное взаимодействие членов организации. Его роль заключается в следующем:

    организация эффективных деловых коммуникаций (осуществление приема и распространения информации)

    обеспечение сбора и переработки информации для обоснования.

    Развитие межличностных коммуникаций.

9. Руководитель как социальный контролер . Эта роль связана с выявлением слабых мест и ошибок в управлении, а также своевременным исполнением. Сущность социального контроля в сфере труда выражается в следующих функциях:

    оценочной, заключающейся в оценке социально значимых поступков работников и в сравнении их с действующими в коллективе нормами поведения.

    Стимулирующая, состоящая в регулировании как позитивной. Так и негативной модели поведения работников (при этом санкции понимаются как антистимул).

10. Руководитель как дипломат . Среди различных навыков и умений руководителя значимым является умение налаживать выгодные контакты, умение ладить с людьми.

Особенности личностных качеств руководителя, понимание, усвоение и выполнение им своей роли определяют и его управленческий стиль.

Индивидуальный стиль выполнения роли складывается из:

1) потребностей, интересов, мотивов личности;

2) ответственности личности;

3) уровня притязаний человека;

4) самооценки личности.

Выделяют следующие стили управления. Авторитарный (директивный) стиль управления: характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему. К мнению коллектива не прислушивается, решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы. Наказания, замечания, выговоры.

Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель выясняет мнения подчиненных по важным вопросам. Принимает коллегиальные решения. Методы управления: просьбы, пожелания, рекомендации, советы, поощрения, реже – приказы.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель «плывет по течению», предпочитает не рисковать, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек. Редко контролирует. Такой стиль управления предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и индивидуальностью.

Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Результаты труда с экономической точки зрения проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость), новизна продукции. Но помимо указанных критериев, эффектив ность деятельности руководителя оценивается через пси­ хологические критерии.

Психологические критерии эффективности деятельности руководителя:

1) удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, удовлетворенность отношениями с коллегами, с руководителем, условиями труда, заработной платой и т. д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо «текучести» кадров;

2) мотивация членов коллек­тива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе);

4) самооценка коллектива своей сплоченности, своей успешности функционирования.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «социальная роль»?

2. Какие факторы влияют на усвоение и выполнение социальной роли?

3. Каковы основные задачи ролевой модели руководства?

4. Из каких процессов складывается поведенческая реализация управленческой роли?

5. Охарактеризуйте разновидности роли руководителя в организации.

Руководитель – это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами.

Современный руководитель (менеджер) является одновременно:

1) управляющим, наделанным властью;

2) лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);

3) дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;

4) воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;

5) инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;

6) просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

Руководитель должен быть прежде всего примером для подчиненных. Если люди усомнятся в нравственных качествах руководителя, перестанут верить его словам, начнут подозревать его в нечестности, он не сможет быть для них авторитетом, а следовательно, эффективно руководить коллективом, добиваться высоких результатов в работе.

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Можно выделить следующие функции руководителя :

· Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).

· Координация деятельности сотрудников и контроль результатов.

· Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.

· Информирование сотрудников.

· Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.

· Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.

· Предотвращение и разрешение конфликтов.

· Распространение специфических для организации ценностей и норм.

· Забота о подчиненных и формирование сплоченного коллектива.

Функции руководителя выступают основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности.


Авторитарный (директивный) стиль предполагает, что решение принимаются единолично. Их реализация осуществляется под личным контролем руководителя. Он стремится быть в курсе всех дел до последней мелочи, поскольку несет полную ответственность за все происходящее в коллективе.

Руководитель к людям строг, требователен, порой жесток, но справедлив. Любит дисциплину, точность, аккуратность, исполнительность, распоряжения (указания) отдаются в приказной форме, деловым, строгим тоном, кратко, ясно. Основные методы в работе с людьми – принуждение, внушение, личный пример.

Позиция - над группой, доминирование.

Демократический (коллегиальный) стиль характеризуется тем, что планирование дел и выработка решений осуществляются сообща, путем обсуждения. Их реализация поручается отдельным исполнителям вместе с передачей ответственности за их выполнение. О ходе выполнения и возникающих затруднениях ответственные докладывают руководителю для согласования решения.

В общении с людьми руководитель держится как первый среди равных, демократичен, прост, любит шутку, непринужденность отношений, приветствует инициативу, самостоятельность, развитие собственных идей и новые предложения. Распоряжения отдает в форме предложения, пожелания, даже совета. Тон товарищеский, благожелательный. Основные методы работы с людьми – убеждение, внушение.

Позиция – внутри группы, коллектива.

Либеральный (попустительный) стиль характеризуется тем, что четкое планирование отсутствует, план меняется в зависимости от обстоятельств. Нет четкого закрепления функций и заданий за каждым исполнителем. Сотрудники сами определяют направление своей работы, согласуя его с руководителем и другими сотрудниками.

Общение руководителя с сотрудниками свободное, отношение уважительное, держится с людьми как равный среди равных, предоставляет полный простор инициативе, творчеству, сводя руководство к минимуму и видя в этом залог продуктивной работы.

Позиция – в стороне от группы, коллектива.

Эти 3 стиля ведут свое происхождение от стилей лидерства. Однако руководитель, отличается от лидера тем, что занимает промежуточное положение между двумя группами – руководимым коллективом и высшим руководством. ведение в схему этих отношений, выявляет еще один вариант стиля руководства, получивший название бюрократический стиль . Для этого стиля характерно то, что планы не разрабатываются, поскольку получаются сверху. Их обсуждение сводится к уяснению и детализации. Существует жесткая регламентация работ и сроков их выполнения. Каждый занят своим делом и в установленном порядке периодически докладывает о ходе работы, часто в письменном виде. Отношение к сотрудникам сугубо деловое и формальное. Культивируются единая для всех дисциплина, порядок, строгое выполнение указов, распоряжений, в случае нарушений – письменное объяснение.

Позиция – над коллективом и внутри группы высшего руководства.

Описанные 4 стиля руководства, отличаются друг от друга характером используемой власти – авторитета.