Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Урок развития речи. Тема: «Изложение "Кукушка". Проектная работа "О чем грустит кукушка?"

Урок развития речи. Тема: «Изложение "Кукушка". Проектная работа "О чем грустит кукушка?"





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Образовательная:

  • Совершенствовать умение определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения главной мысли, передавать содержание близко к тексту;
  • содействовать обогащению словарного запаса детей образными словами и выражениями;

Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию внимательного отношения к слову, потребность внимательно вслушиваться и понимать его, чувствовать и эмоционально воспринимать выразительность. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, уважение к чужому мнению.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса; любознательности;
  • Усиливать коммуникативные свойства речи;
  • Развивать умения находить в прочитанном новое.

1) Введение в тему урока.

Слайд 2 (Летний лес, кукование кукушки – клик на граммофон)

Какое настроение вызвали эти картины?

Какая птица озвучила их?

Почему вы её сразу узнали?

Кто из пары кукушек кукует?

2) Сообщение темы и цели урока.

Кто догадался, кого я выбрала героем текста изложения?

Слайд 4 (Кукушка в полете, на дереве.)

Что вы знаете об этих птицах?

Слайд 5 (анимация - по щелчку появляются кукушка, камышовка, славка, мохнатая гусеница)

Подбрасывая яйца в чужие гнезда, кукушка губит птенцов хозяев, этим кукушка приносит вред, так как уничтожает полезных насекомоядных птиц. В некоторых местах, где много кукушек, камышевки и славки иногда за лето не могут вывести ни одного своего птенца. Но считать кукушку вредной – большая ошибка. Эта прожорливая птица в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек, изредка мягкие ягоды. Желудок ее часто бывает настолько забит волосками гусениц, что имеет вид заросшего шерстью. Этой полезной работой кукушка покрывает тот вред, который приносит она подбрасывая яйцо. Многие ученые считают ее одной из полезнейших птиц леса. (Википедия. “Обыкновенная кукушка”)

3) Первичное знакомство с текстом изложения. (текст читает учитель)

Ваша задача послушать текст и определить его смысловые части.

Текст.

Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда. Потом они выращивают птенцов. Только кукушка не вьёт гнездо. Она и птенцов не выращивает.

Снесёт кукушка яйцо. Найдёт гнездо заботливых птичек. Выследит, когда хозяева гнезда улетят. Незаметно подкладёт им в гнездо своё яйцо.

Вернутся птички, а чужого яйца и не заметят. Так и высиживают кукушонка вместе со своими птенцами.

Выведутся птенцы. Тут уж кукушонок сам о себе заботится. Выталкивает из гнезда всех малышей и остаётся у приёмных родителей один. Летают они с утра до вечера за пищей, кормят прожорливого малыша. Заботятся о нём, как о родном!

4) Беседа по содержанию текста.

Что нового узнали из текста о кукушках?

Какое настроение вызвал рассказ? Почему?

Можно ли текст разделить на смысловые части?

Сколько картинок можно нарисовать к тексту?

(Слайд 7, 8, 9, 10,11)

5) Вторичное чтение, деление на части.

Задача для учащихся на данном этапе работы.

Я повторно прочитаю текст, а вы хлопком определите границы частей.

О чем напишем в 1 части?

Как бы вы озаглавили эту часть?

1) Птичьи хлопоты. (Слайд 12)

Какие ключевые слова помогут восстановить в памяти эту часть?

(наступит, начинают, выращивать, не вьёт)

2 часть.- Несёт ли кукушка яйца? Где выводятся её птенцы?

2) Подкидыш.(Слайд 13)

(ключевые слова: снесёт, заботливых, выследит, незаметно)

3 часть.- Что делают птички с чужим яйцом?

3) Не заметили чужого. (Слайд14)

(вернутся, высиживают)

4 часть. - Кто хозяйничает в гнезде?

Почему он остаётся один?

4) Беспокойный малыш. (Слайд15)

(заботится, выталкивает, приёмные, родители)

6) Работа над словарём. Слайд 16)

Какие слова в тексте могут часто повторяться?

Какими словами их можно заменить, чтобы избежать повторов?

Кукушка –

  • птица,
  • мамаша,
  • она, злодейка

Кукушонок –

  • птенец,
  • он, малыш, разбойник, подкидыш
  • родители, хозяева.

(слова записываются на доске, ученики пользуются ими во время письма изложения)

7) Пересказ текста. (Слайд 17)

Перед вами план текста и ключевые слова к каждому пункту плана.

Работа в парах.

Расскажите соседу:

  • 1 в – 1 часть, 3 часть
  • 2 в – 2 часть, 4 часть

Задача: слушаю часть, если сосед забыл – напоминаю.

Во время пересказа можно пользоваться планом и словами – помощниками. (Дети поочерёдно рассказывают друг другу текст)

У кого пересказ получился полным, без подсказок?

Кому помог товарищ?

8) Грамматическое чтение текста.

Читаю текст последний раз. Ваша задача закрыть глаза и нарисовать мысленно серию картинок к тексту.

9) Письмо изложения. Слайд -(план и ключевые слова)

Вы можете сомнительную орфограмму написать карандашом, а на перемене проконсультироваться и написать грамотно.

10) Индивидуальная работа.

А) Дети с проблемами памяти и перессказа получают карточку с вопросами:

1. Когда птицы вьют гнёзда?

2. Кто не высиживает птенцов?

3. Куда она кладёт яйца?

4. Чего не замечают в гнезде птицы?

5. Кто появляется в гнезде?

6. Почему кукушонок остаётся в гнезде один?

7. Кто его кормит?

11) Рефлексия.

Какие секретики усвоили при работе над изложением?

Что помогало вспоминать текст?

12) Итог урока. Изложение успели написать все, а как – покажут отметки.

Диктант

Кукушонок

На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.

Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.

Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.

Орфографическое задание

1 вариант

Растет на болот…, рос в бедност…, служить на границ…, седло для лошад…, живет на север…, гулять по алле…

Обручи, печи, дочери, чижи, плащи, мыши

  1. Образуй от данных слов и запиши имена существительные с суффиксами - ок-, -ек - или -ик-

Чеснок, творог, горох, сынок, карандаш, каблук, конверт, паук

  1. вариант
  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках поясни свой выбор (укажи склонение и падеж)

Плавает на озер…, ловить в проруб…, подарить школ…, гулять в парк…, поселился в дом…, сидеть около кроватк…

  1. Запиши существительные в форме единственного числа. В скобках укажи склонение.

Стрижи, ночи, вещи, шалаши, товарищи, мелочи.

Проектная работа « О чём грустит кукушка?»

Салихова Сурия Ильдусовна,

учитель начальных классов МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа», пгт Балтаси РТ

На уроке окружающего мира проходили тему «Позвоночные в воздухе – птицы». Когда изучали жизнь птиц, больше внимания решили уделить на экологическую пользу, на их повадки. Самой загадочной птицей для нас стала КУКУШКА. Информации было очень мало.

Удивительная птица кукушка! Все знают, что она не выводит сама птенцов. Яйца кукушка несет мелкие и подкидывает их в гнезда мелких птиц. Кукушонок появляется на свет раньше остальных птенцов и начинает выбрасывать из гнезда все оставшиеся яйца. Кукушата очень прожорливы и поэтому быстро растут. В конце лета эти выросшие птенцы самостоятельно отправляются в Африку. Удивительно то, что они никогда не были на этом континенте, но хорошо знают туда путь.

Поставили перед собой цель: как можно больше узнать об этой птице, попробовать показать себе и другим экологическую, эстетическую пользу. Для дальнейшей работы были созданы 3 проектные группы. Была проведена поэтапная работа.

1-й этап - проведён тренинг, была собрана информация, но проанализировав, пришли к выводу, что этой информации недостаточно

2-й –этап - поиск информации по первоисточникам

3-й этап - решили обратиться за помощью к Интернету

4-й этап – помощь родителей

5-этап – структурирование информации, выделение главного, разработка презентации для представления и упорядоченного хранения.

Ход работы

1.Постановка проблемы . Проблему выдвинул учитель. Изучая повадки птицы кукушки, обратили внимание на тот факт, что яйца кукушка несет мелкие и подкидывает их в гнезда мелких птиц. Кукушонок появляется на свет раньше остальных птенцов и начинает выбрасывать из гнезда все оставшиеся яйца. Возник вопрос: почему кукушка так поступает? Возникла проблема: доказать целесообразность данного поступка, показать экологическую пользу птицы.

2.Привлечение к обсуждению

Класс разделили на 3 рабочие группы: Учитель выдвигает идею (мозговой штурм) для решения проблемы, целеполагания, выдвижения гипотезы, формулирования предположения.

1 группа

Работа с первоисточниками – являлась основной задачей этой группы

1. С.И Ожегов «Словарь русского языка»

2. Виталий Бианки «Рассказы и сказки»

3. И.Крылов «Басни»

4. Ф.Зиятдинова «Бака туе»

5. Детская энциклопедия.

6. А.А.Вахрушев, С.М.Алтухов, А.С.Раутин «Окружающий мир»

По словарю: кукушка – 1) лесная перелетная птица, обычно не вьющая гнезд и кладущая яйца в чужие гнезда

2 группа

Сбор информации из Интернета - основная задача данной группы.

3 группа

Задачи 3-ей группысбор пословиц, поговорок, легенд, стихов, песен о кукушке

4. Прослушали отчет каждой творческой группы.

5. На основе собранного материала составили технологическую карту.

Название птицы _ Кукушка_____________________________________________

Описание птицы :

Цвет и вид оперения _ Самцы и большинство самок имеют пепельно-серую окраску верха тела и головы и поперечнополосатую окраску низа (”ястребиного” типа). Некоторые самки имеют ржаво-рыжую окраску верхней стороны тела. ___________________________________

Размер птицы ____. Благодаря длинному хвосту (15-19 сантиметров) и крыльям (20-30 сантиметров) кукушка кажется более крупной птицей, особенно на лету, чем она есть на самом деле (вес ее всего 85-120 граммов).

Какой клюв у птицы ___________________________________________

Среда обитания ______________________________________________ Место обитания ___. Обитает по всей стране от южных тундр до полупустынь в лесах, кустарниках, горных стланиках ___________________ Чем питается ___. Питается кукушка различными насекомыми (уничтожает много волосатых гусениц, которых обычно не поедают другие птицы Зимовка _____ К концу августа у нас в средней полосе уже не остается взрослых кукушек. Молодые отлетают позднее старых и встречаются под Москвой до половины сентября.
______ отправляются на места своих зимовок в Среднюю и Южную Африку, на юг Аравии и Азиатского материка __________________________________

____Распространение _____ гнездится от Англии до Камчатки и Японии, занимая с запада на восток всю территорию России. На север у нас (в Европейской части России) кукушка доходит до Полярного круга ________

6. Подготовка к защите и защита проектной работы.

Программа защиты проектной работы.

Звучит песня «Ходики с кукушкой»

Композитор (музыка): Синявский П.

1 ученик .

Хорошо в лесу весной,

Пахнет нежною травой.

Тихо! Слышите? "Ку-ку",–

Раздается наверху.

К нам Кукушка прилетела

И скорей взялась за дело.

Столько хочется ей знать,

Как отличная гадалка,

Скажет всем, кому не жалко,

Сколько шишек на сосне,

Сколько лет тебе и мне. Лаврова Татьяна

2 ученик. Трудно представить лес без птиц, без их пения, но ещё труднее без кукушки. Громкое «ку-ку» самца и характерную булькающую трель самки каждый из нас неоднократно слышал. И что кукушка гнёзд не строит, а подкладывает яйца в чужие гнёзда также всем нам хорошо известно. А сколько рассказов можно услышать и книг прочитать о жизни кукушки – не счесть! Порой нам кажется, что про кукушку всё уже сказано. Но, к сожалению, до сих пор человек мало знает об этой необычной птице

Ведущие.

1-в. Представляем проектную работу учащихся 3-б класса

2-в . Желание узнать больше о жизни удивительно загадочной птицы-Кукушки лежит на основе проектной работы под названием « О чем грустит кукушка.

3-в. Собрать материал, на их основе доказать экологическую и эстетическую пользу кукушки – явилась основной целью нашей работы. Отсюда вытекают задачи.

1-в. Определи пути и доступные методы работы над проектом.

2-в . Работы оказалось много, мы поделились на 3 творческие группы.

3-в . 1 группа работала с первоисточниками.

2 группа собирала материал с Интернета

3 группа собирала пословицы и поговорки, легенды, стихи и песни о кукушке.

В результате мы узнали:

-В Россию кукушка прилетает в конце апреля или первых числах мая. Сначала появляются одни самцы, а через неделю или две к ним присоединяются самки.

Кукушка очень неприхотлива в выборе мест обитания - она встречается и в хвойных и в лиственных лесах в полосе криволесья лесотундры, в небольших степных лесочках и оврагах заросших кустами высоко в торах на границе лесов и даже по тростникам у озер, если там много камышевок.
Кукушки довольно рано отправляются на места своих зимовок в Среднюю и Южную Африку. К концу августа у нас в средней полосе уже не остается взрослых кукушек.

. Еще узнали, что рисунок и окраска скорлупы яиц кукушек удивительно сходно и подробно повторяют окраску яиц основных воспитателей, но с "эффектом чужого яйца" , и, как правило, своё яйцо кукушка подкладывает в гнездо своего воспитателя.

Прожорливость подрастающей кукушки очень велика. Известен случай, когда молодая птица этого вида, выкормленная в клетке, съела за день 18 ящериц, 39 больших зеленых кузнечиков, 3 куколок бабочки “мертвая голова” 43 капустных гусениц, 5 личинок майского жука, 4 пауков-крестовиков, 50 мучных червей и немалое количество муравьиных “яиц”.

В защиту кукушки :

Но настолько ли вредна кукушка, как кажется?

Да, тем, что способствует уничтожению еще не родившихся птенцов насекомоядных птиц. Потомство одной только кукушки способно погубить около 25 насекомоядных птиц.

Но! Сама она поедает такое количество насекомых, что ни одна другая птица просто не смогла бы одолеть! Кроме этого, именно кукушка истребляет вредных гусениц шелкопряда, которыми другие птицы не могут питаться из-за "шерсти", покрывающих этих гусениц.

Кукушек никогда в лесу не бывает много. Район обитания каждой достаточно велик. Их численность по сравнению со всем населением певчих птиц в лесу совершенно ничтожно. Если в каком-нибудь лесном участке кукушек больше обычного, это верный признак того, что именно на этом участке происходит особенно опасное нашествие гусениц. Очевидцы видели, как некоторые из кукушек поглощали по десятку гусениц за минуту! Так что для леса кукушка - очень полезная птица, ведь уничтожением за лето миллионов вредителей она полностью искупает свою "вину".

Мы надеемся, что смогли доказать полезность этой удивительной птицы, так что грустить ей необязательно!

Лубок

Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из луба мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Бродячие торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

С днём рождения

Малый подорлик поздравляет своих орлят с рождением. Птенцы ещё не показались из яйца. А отец уже им в гнездо лягушку несёт. Услышит он пищание птенчиков в яйце. Послушает и спешит за подарком. Для малышей орлят лягушка как конфетка для детей человека.

По Ю. Дмитриеву

Рыба-прилипала

У этой рыбы плавник на спине превратился в присоску. Прилипала часто помогает рыбакам. С её помощью можно ловить морских черепах. Рыбаки прикрепляют леску к хвосту рыбки и бросают к черепахе. Рыба прилипает к черепашьему панцирю. Тогда её начинают тихонько тянуть к лодке вместе с черепахой.

По Н. Сладкову

Ёж

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви. Трудно находить жуков и улиток. В ясные осенние дни ёжик готовит себе норку. Днём и ночью таскает туда сухие листочки и мягкий мох. Придёт зима. Накроет норку глубокий сугроб. Под снегом тепло ежу. До весны проспит ёжик.

Гнёзда

Самое большое гнездо у орла. Он делает его из толстых сучьев. Орел помещает его на громадной крепкой сосне. Самое уютное гнездо у синицы. Её гнездо свито из пуха, перьев, мха. Гнездо круглое, как тыква. Не вьёт гнёзд кукушка. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц.

Комнатные растения

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Носорог

Носороги – крупнейшие животные. Оружие носорога – рог, резцы и небольшие копытца на пальцах ног. Это оружие помогает носорогу выжить. Часто носорог бьёт ими. Так он защищает себя. Спят носороги на животе или на боку. Эти животные живут долго.

Олень

Олень – крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами.

Бизон

Бизон похож на зубра. Раньше их было очень много. Но бизонов часто убивали. Животные живут небольшими стадами. Бизоны издавна кормили и одевали людей. Из бычьих рогов люди делали кубки и ложки. Из кожи мастерили обувь, крыши и стены своих жилищ.

Пятнистый олень

Малыши оленей одеты в пятнистую шубку. Первые семь дней они лежат затаившись. Детёныши малы и слабы. Но через месяц они уже начинают щипать травку. К концу года на лбу у мальчиков появляются пеньки. А ещё через три месяца показались рожки.

Чайки

Чайки кормят птенцов на берегу. Но потом чайки кочуют над морями. Чаще птицы едят дары моря. Они ищут живность на морских отмелях. А полярная чайка похищает птенцов. Она часто отбирает добычу у морских птиц.

Птенцы чайки

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить!

Стрижи

В конце весны прилетают к нам стрижи. С визгом летают они над полями и городами. На лету они едят, пьют и даже спят. У стрижей широкий рот. Он помогает ловить насекомых на лету. По земле они могут только ползти. Ходить по земле им мешают большой длины крылья и короткие ножки.

Лиственница

Хвоинки у лиственницы мягкие и опадают каждую осень. Как листва у других деревьев. Но древесина у неё тяжёлая. Дерево может утонуть в воде. Древесина очень долговечная. Она не гниёт в почве и даже в воде. Поэтому ещё давно люди мастерили из лиственницы сваи для мостов.

Ряска

Затянул водную гладь прудов ковёр ряски. Народ зовёт её лягушачьей дерюжкой. Её заросли похожи на плавающую крупу. Ряска хорошо очищает воду. Гуси и утки охотно едят ряску. Ряску можно есть и людям. Салат из неё похож по вкусу на обычный листовой салат. Но есть ряску лучше со сметаной.

Гр и б ы

Много грибов в лесу. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовики и подосиновики. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзки. А вот подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка.

Сорока

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

По Г. Скребицкому

Где прячут икру рыбы

Где прячут икру рыбы? Морской конёк и морская игла носят свою икру в сумке на животе. Рыбки горчаки кладут икру в ракушку. Ещё одна рыбка ухитрилась спрятать свою икру под панцирь камчатского краба. А акулы и бельдюги мечут сразу живых мальков.

По Н. Сладкову

Рыбьи врачи

Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Таких чистильщиков терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты.

По Н. Сладкову

Друзья рыб

Рыбка-бычок живёт в одной норке с креветкой. Ядовитая медуза спасает мальков от хищников под своим куполом. В морях есть животные актинии. Они похожи на цветы астры. С ними дружно живут рыбки-клоуны. Актинии часто получают крошки от рыбьей добычи. А за это они своими ядовитыми щупальцами защищают клоунов от хищников.

По Н. Сладкову

Крот

Не любит крот ясного солнышка и свежего ветра. Всю жизнь в тёмном подземелье проводит. Землю копает, червяков ловит. Даже за сухой травой для гнезда не вылезает. Он любит её за корешки прямо из земли затянуть. Но хочется ему изредка на белый свет хоть глазком взглянуть. Высунется и рот разинет от удивления!

По Н. Сладкову

Кто-кто в теремочке живёт?

Под корой дерева поселились мелкие животные. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Короеды и их личинки прорезают под корой ходы. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой. Многоножки живут в земле около дерева. Они едят палую листву.

Кобра

Одна из африканских кобр очень точно стреляет ядом. Она резко сжимает кольцевые мускулы вокруг ядовитых желёз. Потом выбрасывает две струйки яда. Струйки летят на три метра точно в глаза. Этот яд ослепляет животное. Но это оружие змея использует и для обороны. Как же убивает жертву змея? Она кусает её ядовитыми зубами.

По В. Алексееву

Названия рыб

Пескарь по песчаному дну может ползти. Почему вьюн, усач, колюшка, верховка? Тоже ясно. Но рыба линь? Разве рыба умеет линять? А линь постучал по земле жирным хвостом и на глазах стал линять. Стал он на земле весь пятнистый. Слизь на нём затвердела и стала лохмотьями отпадать. Облез линь. Полинял линь. Потому он и линь!

По Н. Сладкову

Тонкое блюдо

Хороши муравьиные куколки. Как печенье! Сладки зелёные гусеницы. Они мягкие и сочные. Многие птицы кормят птенчиков такой едой. Но синице такая пища для птенцов не подходит. Чем же малышей угостить? Птенцы ростом с горошину. Рот да живот. А подавай сок. Да не земляничный или вишнёвый. Пьют они только паучиный сок.

По Н. Сладкову

Новый голосок

Три яичка лежали в гнезде. Два лежат тихонько. А у третьего выкрошилась на тупом конце дырочка. Появился птичий клюв. Он сразу раскрылся от удивления. Так в мире стало одной чайкой больше. Чайчонок на миг оробел. Но потом малыш встал на ножки и шагнул. Покатил в жизнь пушистенький колобок.

По Н. Сладкову

Горячая пора

Скачет по земле большой клок ваты. Все воробьи клювы открыли от удивления. Вот клок ваты вспорхнул и уселся на дерево. Потом полетел прямиком на столб. Слепой он, что ли? Тут вывалился из клочка ваты воробей. Это не сама вата летала. Это воробей её тащил. Ухватил клок больше себя ростом. Один хвост из ваты торчал.

По Н. Сладкову

Понятливая обезьяна

Положили в глиняный кувшин дольку апельсина. Очень хотелось обезьянке вытащить её из кувшина. Но горлышко узкое. Лапка не пролезает. Тогда люди палочкой с острым концом вытащили апельсин и опять положили его в кувшин. Обезьянка всё поняла. Она схватила палочку и наколола дольку. Потом она вытянула палочку с апельсином из кувшина.

Ужик

Лежит в листьях яичко. Появилась в нем дырочка. Вот дырочка раздалась. Выползла из неё змейка длиной с карандаш. На затылке два белых пятна. Да это маленький ужик! И только глаза как у птички. Подразнил ужик меня своим языком. Потом зашипел и пополз. Ловко пополз. Будто всю жизнь по листьям ползал. За ним другие ужики. Много яичек под листьями лежало.

По Н. Сладкову

Клубок

У Кости Воробьёва поселился чудесный пушистый щенок. Как назвать собачку? Побежал щенок по полу. Как серый клубок покатился. За это и назвали щенка Клубком. Всю зиму он провёл в доме. Хорошо жилось Клубку в тепле. Он гонял мяч лапками и прятал под кровать варежки. Щенок таскал зубами по полу пальто. Мальчик и Клубок стали большими друзьями.

По Я. Пинясову

Жирафы

Жирафы – самые высокие из живущих на Земле животных. У них большой длины ноги и шея. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Голову украшают добродушно глядящие карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней – тёмные пятна причудливой формы. Жирафы – жители равнин. Холмов они избегают.

Славка

У серой славки клювик очень маленький. Он только муху может схватить. Много еды в таком клюве не пронесёшь. А птенцов в гнезде пять. Работает славка. А как бы хорошо отдохнуть! На небо взглянуть. Не трусит ли лиса, не шныряет ли ласка? Но птенцы трясутся от нетерпения и рты разевают до ушей.

Чудеса в яичке

Лежит в песке яичко. Вот качнулось оно. Кусок скорлупки выпал. Появился птичий нос. Смешной такой. Толстый и короткий. И тут выползла из яйца черепашка. Сама с пятачок. Глаза как у змеи. Ножки лопаточкой. Один нос птичий. Ловко бежит. Будто всю жизнь по песку бегала. Тут полезли из песка другие черепашки. Сами из яиц вылезли. Сами из песка выползли. Как большие. Только ростом с пуговицу.

По Н. Сладкову

Ферма бабочек

Какие насекомые занесены в Красную книгу? Очень многие. А каких насекомых большинство? Не удивляйтесь. Это бабочки. В Англии одна ферма занялась сохранением и разведением редких насекомых. В первую очередь – бабочек. На ферме их живёт около четырёхсот видов.

Изюм

Изюм – это маленькие и очень сладкие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится. Из него удаляют влагу. Виноград сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

Окунь

Окунь не может жить в солёной воде. Он живёт только в пресной воде. У окуня есть острые шипы. Шипами он может сильно уколоть. Окунь – хищник. Главная добыча – маленькая рыбка. У окуня много врагов. Это щука, сом, птицы. Да и люди часто поедают окуня и его икру. Мелкий окунь – лёгкая добыча. Ловить окуней можно и зимой.

Муравьи

Весеннее солнце пробудило от сна муравьёв. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимних квартир. Они стали чинить свое жилище. Муравьи носили веточки, сучья, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранять леса. Нельзя губить жилища муравьёв и раскапывать палкой муравьиные кучи.

По Г. Скребицкому

Арбуз

Арбуз впервые появился в тропической Африке. Он является одним из сортов дынь. Но арбузы сочнее дынь. Корка у него зелёная. Мякоть розовая или красная. Арбузам нужен жаркий климат и долгое время для созревания. Арбузы едят свежими. Но их можно и солить. А из корки можно и варенье сварить.

3 класс

Луна-рыба

Луна-рыба поражает своим обликом и размерами. Это самая тяжёлая из всех костных рыб. Вес её достигает двух тысяч килограммов. Живут эти тяжеловесы в морях тропического пояса. Рыба фантастически плодовита. Это самая плодовитая рыба в мире.

Червячок

Самый длинный червь живёт у берегов Атлантики. В длину он достигает пятнадцати метров. Живут малютки целыми семьями. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает фиолетовым цветом. На спине у него тёмные и светлые полосы. Выходит червь на охоту по ночам. Днём он прячется среди камней прибрежья.

Хомяк

Повезло хомяку. Нашёл он птичье гнездо. Лежат на земле два большущих яйца. Тащи к себе в нору и пируй на здоровье! Только лапками яйцо не обхватить. Скользкое! И за щеками не унести. Не помещается. А бросать жалко. Возился хомяк, сопел, пыхтел. Всё равно не получается. Тогда упёрся лбом в яйцо и покатил к себе в нору.

По Н. Сладкову

Как охотятся крокодилы

Крокодилы прячутся в засаду. Приходят на водопой дикие свиньи, антилопы, обезьяны.

Крокодилы набрасываются на них из воды. Выставят из воды одни глаза и следят. Кто подошёл к берегу? Кто плывёт по воде? Крокодил хватает антилопу и пытается утащить её под воду. Часто крокодилы охотятся и за змеями.

По Н. Сладкову

Коршун

Жить в клетке с перебитым крылом коршуну было тяжко. Он не хотел есть. Марьин поймал ворону, посадил в клетку к коршуну и стал кормить её рыбёшкой. Коршун и ворона мирно жить не могут. Из рук Марьина коршун рыбёшку не брал, а у вороны отнял и стал есть. Через месяц хищник стал совсем ручным и уже не грустил.

По А. Коваленкову

Акула

Часто рыболов ухитряется даже о колючки ерша или о зубы щурёнка пальцы оцарапать до крови! Но есть рыбы по-настоящему опасные.

Очень опасны большие акулы. В акульей пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила. Но китовые акулы людей не трогают. Они пасутся на своих пастбищах и едят мелких рачков.

По Н. Сладкову

Щенок

Шла Катя из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и тихонько выл.

Катя погладила щенка. Он стал лизать Кате руку. Катя взяла малыша домой. Дома она дала ему молока. Потом девочка положила щенка спать у печки. Щенок привык к своей хозяйке. Катя заботилась о нём.

Птенцы альбатроса

На Гавайских островах строят гнёзда альбатросы. Птенец альбатроса появляется на свет через два месяца. Очень долго единственное чадо не покидает гнезда. Ребёнку скучно. Родители его развлекают. Они приносят ему обломки расчёсок, зубные щетки, детские игрушки и раскладывают их у гнезда. Играй, малыш!

По В. Алексееву

Как спасаются насекомые

Как спасаются насекомые? Мухи и бабочки улетают. Пчёлы и осы могут предпринять нападение и ужалить. Кузнечики делают длинные прыжки. Большинство клопов и божьих коровок похитрее. Они вооружились химией. Запах от клопов ужасный. А божьи коровки и клопы ядовитую жидкость выделяют.

По В. Алексееву

Мышь-малютка

Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Но не простая серая мышь. Вид этой мышки обитает в Африке. Перед ночью она складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питьё на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Её мышь и пьёт.

Земляная свинья

Земляная свинья живёт в Африке. Это животное с длинными ушами, острыми когтями и длинным липким языком. Это животное напоминает свинью. Но всё же относится к муравьедам.

По ночам свинья раскапывает муравьиные поселения и ловит несчастных длинным липким языком.

Молочное дерево

Кто даёт молоко? Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко?

В Венесуэле такое дерево есть. Его сок напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители надрезают кору дерева. Оттуда течёт сок. Жители подставляют чашки для этой жидкости. Она очень питательна и полезна. Так считают даже учёные.

Ирис

Перун – один из древнейших богов славян. Есть у него любимый цветок. В Болгарии его называют перуницей. У цветка шесть лиловых лепестков. Лепестки покрыты золотистыми волосками. Они похожи на молнии. Перуница расцветает весной. В это время гремят первые грозы. Цветок этот очень красив. Мы зовём его ирисом.

По М. Семёновой

Дятел

Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Кусочки коры и весь сор дятел выбрасывает вон. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда.

Хвоинки

Хвоя сосны – это тоже листья. Только форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им сохнуть. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год.

Растения в медицине и химии

Многие растения применяют в медицине. В таких растениях полезные вещества обычно находятся в цветах. Растения дают сырьё и для химической промышленности. Надрезают кору соснового дерева, а оттуда вытекает смола – живица. Она является сырьём для изготовления красок и лаков.

Птичьи гнёзда

Большинство птиц строят себе гнёзда. Гнёзда защищают и яйца, и птенцов. Гнёзда хорошо сохраняют тепло. От холода птенцы погибают. Самка сидит на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. Птенцы вечно голодны. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!

Сбор чая

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для высокосортного чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине огромные корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев.

Изготовление чая

Тщательно собранные листья сушат и подвергают специальной обработке. Для сохранения аромата и придания листьям прочности их окрашивают и ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смеси листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой.

Лакомка

Мурка была странной кошкой. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.

По А. Дорохову

Гусиные семьи

Гусь – хороший семьянин. Часто эти умнейшие птицы хранят верность друг другу всю жизнь. Гусиные семьи очень дружные. Подросшие гусята весь год не покидают родителей. Они вместе кочуют по степям. Вместе улетают в далёкие жаркие страны. Бывает, гусыня погибает. Тогда гусь очень долго или на всю жизнь остаётся вдовцом.

Фламинго

Молодые фламинго серого цвета. Розовеют они позднее. Летают фламинго, вытянув шею вперёд, а ноги назад. Строят гнёзда по берегам морей. Там они выуживают рачков и улиток. На иле лежат перья, ракушки, мятые стебли. Материал они скрепляют илом. Так появляется на вязкой грязи гнездо фламинго.

Белкин мухомор

Сушит белочка осенью на сучках грибы. Вот сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но среди хороших и съедобных можно увидеть и мухомор. Для чего белке ядовитый мухомор? Разве в сухом мухоморе нет яда для белки? Мухомор – лекарство для белочки? Нет точной отгадки.

По Н. Сладкову

Вальдшнепы

Как спасают своих птенцов вальдшнепы? Мать может унести птенчика в лапах. Для этого она хватает его с боков лапками и прижимает к грудке. Больше ни одна птица в лапах птенцов не носит. Крохали иногда своих детей в клювах носят. Чомги птенцов на спине катают. Но такое чудо редко кто может разглядеть. Ведь живёт вальдшнеп в густых зарослях.

Сообразительные синицы

Синицы отличаются большой сообразительностью. Опустите на длинной нитке в бутылку съедобный для птицы кусочек. Она сначала попытается склевать его через стекло бутылки. Затем сядет на горлышко и будет тянуть нитку клювом. Но нитка слишком длинная. За один раз не вытянуть. Тогда птица начнёт после каждого раза держать её лапкой и скоро вытащит корм.

Пауки

Есть на свете пауки-рыбоеды. Такой паук плетёт ловчую сеть и погружает её в воду. В сеть попадают рыбы и лягушки. Паук с удовольствием всё съедает. Паук другого вида занимается самой настоящей рыбной ловлей. Двумя лапками держится за берег, а шесть остальных ставит на воду. Рыбу паук хватает лапками и впрыскивает в неё яд.

По В. Алексееву

Концерт

Как готовятся лягушки к весенним концертам? Как и люди к праздникам. Лягушки наряжаются. У травяных голубеет горлышко. Остромордые с ног до головы становятся голубыми. Но особенно цветастые – тропические лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рёв, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

По Н. Сладкову

Четвертый класс - рубеж начальной школы, и диктанты уже начинаются почти взрослые, доходят в конце года до 80 слов и более. Ребенку необходимо научиться не только писать грамотно, но и не терять внимательность на протяжении всего диктанта. Ребенок в четвертом классе уже должен уметь с легкостью разбирать слова по составу, делать фонетический и морфологический разбор. Мы постараемся охватить на этой страничке все темы по русскому языку за 4 класс и дать оптимальное количество диктантов по ним.

Объем диктанта:

1-й класс - 15 - 17 слов.
2-й класс - 1-2 четверть – 25 - 35 слов.
2-й класс - 3-4 четверть – 35 - 52 слова.
3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 53 слова.
3-й класс - 3-4 четверть – 53 - 73 слова.
4-й класс - 1-2 четверть – 58 - 77 слов.
4-й класс - 3-4 четверть – 76 - 93 слова.

Проверочные диктанты по темам для 4 класса с заданиями

Диктант по теме “Имя Прилагательное”

Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

Грамматическое задание:

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (56 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

(102 слова)

Диктант для 4 класса по теме “Местоимение”

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание:

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме “Глагол” 4 класс

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Диктанты по теме «Предложение» и “Однородные члены предложения”

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

В осеннем лесу

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь – белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно.

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

Грамматическое задание:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.

Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

(По А. Трофимову)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Лесное чудо

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

В орешнике на берегу озера ребята поймали белку. Они обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапами. Мальчики привели в порядок старую беличью клетку. Они сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки.
Ребята подумали, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Дети удивились.
Мальчики решили отнести белку снова в орешник. Там она жила. Зверёк легко и стремительно понёсся с ветки на ветку. (85 слов)

Быть честным – долг каждого

По улице бежали брат и сестра. Впереди них шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя увидел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой и взяла кошелёк.
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она ему не сказала спасибо.
Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь. (93 слова)

Почти в каждом уголке планеты появляются виды животных и растений, которых там никогда не было. Виноват в этом человек. Иногда сознательно, а иногда и нет, но он распространяет различные виды живых организмов по планете. Во время войны англичане для маскировки аэродромов в Индии использовали вьюнок из Южной Америки. Вражеские разведчики ничего не видели под сплошным пологом вьющегося растения, которое, к тому же, очень быстро растёт. Сейчас этим вьюнком покрыты тысячи квадратных километров. Другие растения там жить не могут. Люди уже десятилетия воюют с вьюнком, но победить его не получается. (95 слов)

Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детёнышей. Однажды около дерева работали люди. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как будто просила чуть подождать. Но птенцы стали кричать. Тогда орёл полетел к морю.
Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей. (96 слов)

Маяк – это последнее, что видит моряк, отправляясь в море. Он же встречает его, когда моряк возвращается в порт. В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать рукотворную звезду и разжёг костёр на берегу. Это и был первый маяк, который помогал мореплавателям попасть в узкую бухту, не налететь на подводные камни. О первом построенном маяке написал греческий учёный седьмого века до нашей эры. Самый известный маяк, без сомнения, Александрийский. Его высота достигала сто тридцать метров, а свет был виден на шестьдесят километров. От названия острова Фарос, на котором стояло это чудо света, происходит слово фары. (96 слов)

Открыв пенал, ты достаёшь ручку. С чего началась её история? Наверное, с тростникового пера, которым писали в Древнем Египте. Позже, на протяжении полутора тысяч лет, люди писали перьями птиц: павлинов, лебедей, а чаще всего – гусей. Перьев нужно было много. Писатель не садился за стол, если перед ним не стояло пятнадцать – двадцать подготовленных перьев. Пишущих людей становилось всё больше, нужны были перья металлические. Они были созданы в Германии и Англии. Перо вставлялось в деревянную ручку. Такие ручки у нас дожили до шестидесятых годов прошлого века. Учителя считали, что такая ручка может выработать «правильный почерк». Но победил прогресс, и ученики начали писать шариковыми ручками. (102 слова)

На острове Ява много вулканов. На их склонах растёт необычный цветок – королевская примула. Она буйно цветёт перед извержением вулкана, как будто предупреждая об опасности. Другие растения и животные также чувствуют приближение стихийного бедствия. Во время последнего разрушительного цунами в Бирме ни один слон не погиб. Животные почувствовали приближение волны и ушли в джунгли. Было много случаев, когда собака вытягивала ребёнка из колыбели и выбегала с ним на улицу. За собакой, разумеется, выбегала вся семья. И тут же землетрясение превращало дом в кучу обломков. Ящерицы, змеи, грызуны за несколько часов до катастрофы покидают свои норы. Значит, живя в опасном районе, нужно быть внимательным. (101 слово)

Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь - прекрасной. (115)

Вчера был ненастный день. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час. Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. (113)

Поздним утром прекрасная принцесса гуляла по берегу реки и любовалась парусными лодками. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища похожи на капустные листы. Оно взглянуло на принцессу яростным взглядом и облизнулось. Страшилище предвидело вкусный завтрак. Чувствительная принцесса упала в обморок. Тут в воротах появился молодой наездник. Это доблестный капитан королевской гвардии. Он громко свистнул и метнул в чудовище копьё. Враг был серьёзно ранен. Он атаковал храброго бойца, но напрасно. Скоро чудовище было повержено. Берег огласился радостными криками. В королевстве объявили большой праздник. (118)

Проверочные диктанты по программе "Планета знаний"

Сентябрь. Вводный (диагностический) диктант (проводится на материале итогового диктанта за 3 класс).

Сентябрь - октябрь. Диктант с творческим заданием.

Слова на неизученные правила выделены подчеркиванием.

Вариант 1

Учительница Алла Фёдоровна прочитала школьникам заметку из местной газеты. В ней детский врач давал интервью. Он объяснял причины частой болезни детей осенью. Лекарство от простуды и гриппа помогало лечить их. Но врач советовал укреплять здоровье. Человек должен сам оказать себе помощь. Чтобы не болеть, нужно делать зарядку, принимать душ, есть фрукты и овощи.
Друзья Стас и Гриша решили ходить в бассейн. А что сделал ты для своего здоровья? (68 слова)

Вариант 2

Настала ночь. Но город не спит. Вот засияло жёлтыми огнями здание. Это вокзал. Отсюда отъезжаю т поздние пассажирские поезда в Казань, Уфу и другие города.
Кипит работа в пекарнях. Здесь для горожан пекут вкусный ржаной и пшеничный хлеб. Завтра люди будут рады свежему хлебу.
С резким вое м пронеслись большие машины. На них толстые шланги, длинные лестницы. Это спешат пожарные. А вдруг ночью человеку стане т плохо? Кто придёт к нему на помощь? (70 слов)

Октябрь. Контрольный диктант за 1 четверть

Вариант 1

Картофель

Знаешь ли ты, что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.
Свари картошку в солёной воде. Разомни её и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.
Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетито м!
Запомни! Зелёный клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу, а используют для посадки нового урожая. (69 слов)

Вариант 2

Любишь ли ты цирк? В Москве есть замечательный цирк. Он носит имя Юрия Никулина. У главного подъезда стоит памятник знаменитому клоуну. Цирк Никулина знают во всём мире . Каждое представление - это праздник.
Гаснет свет. Яркий луч освещает купол. Высоко над головами зрителе й воздушные гимнасты. Сердце бьётся от страха за них!
А вот дрессировщик выводит большого медведя. Мишка в пышной жёлтой юбке . Он сделал поклон и стал танцевать.
Сколько радости дарит людям цирк! (71 слово)

Декабрь. Контрольный диктант за 2 четверть

Вариант 1

В зимнем лесу наступает ночь. По стволам, ветвям и сучьям толстых деревьев постукивает мороз. На низких кустиках искрятся серебром снег да иней. В тёмном небе вспыхивают яркие звёзды. Они освещают алмазную скатерть снегов. Ничто не нарушало ещё этой удивительной красоты.
Кто же первым проложит здесь дорожку своих следов? Как сказочный часовой, сидит на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один наблюдает, следит за скрытой от людей жизнью леса. (71 слово)

Вариант 2

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапка ми роют землю, достают корешки и едят. Ежата играют, резвятся.
Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Ёж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.
Весной под крыльцом обнаружили только старого ежа. Куда девались остальные? Наверное, они переселились. И только старый ёж не захотел покинуть наш дом. (74 слова)

Февраль. 3 четверть.

Вариант 1

Это хвойное дерево часто можно встретить в лесах России. Его прямой ствол покрыт тонкой красноватой корой. Крепкие ветви с зелёной хвое й широко раскинуты. На них шишки разных размеров. Узнаёшь ли ты это дерево? Это сосна.
Сосну считают символом жизни. В сосновых лесах легко дышится. А как красив сосновый бор! Приятно пахнет смолой. Вершины сосен уходят в небо. Кроны деревьев пропускают свет солнца. Сосна не выносит тени. В травянистом ковре соснового бора ра стут брусника, черника. (74 слов)

Вариант 2

Иван Иванович Шишкин - известный русский художник. Всю свою жизнь он изучал русский лес, русскую глушь. Шишкин сумел удивительно точно изобразить природу России. В этом мастерстве он не имеет равных.
Посмотри на его картины. Перед нами встают раздольные поля, могучие леса. Там каждое дерево, куст, всю местность можно разглядеть в мельчайших деталях. Словно идёшь по сосновому бору и вдыхаешь его целебный воздух. С какой любовью художник изображает каждую травинку! По картина м можно объяснить
условия жизни растений. (75 слов)

Март. Контрольный диктант за 3 четверть

Вариант 1

Хвойный лес

Почему Россию называют страной лесов? Здесь бес крайние лесные просторы. В северной части страны хвойные леса. В них ра стут сосны, ели, кедры. Эти деревья прекрасны в любое время года.
Мохнатые ветки пушистой ели похожи на большие лапы. Они укутывают весь ствол лесной красавицы. С веток свисают длинные шишки. Солнце золотит их своими лучами. На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества. Зимой в полях бушует вьюга, а в ельнике - тишь. Только над головой раскачивает ветер еловые маковки. (80 слов)

Вариант 2

У памятника Лермонтову

Вечер. Стихает городской шум в Пятигорске. У горы Машук особенно хорошо. Идёшь по дорожке и вдыхаешь запах осеннего леса. От ветки к ветке бежит свежий ветерок. Мы подходим к памятнику Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Он установлен на месте гибели великого русского поэта.
Люди чтут память о нём. У подножья памятника цветы. В день рождения поэта школьники устраивают праздничные чтения, выставки рисунков. Вот акварельные работы детей. На этом рисунке скачет всадник среди скалистых гор. А здесь идёт бой с могучим барсом. (79 слов)

Апрель. 4 четверть.

Вариант 1

Летом сильно греет солнце. На сухом месте высыхают мхи, хвоя, трава. В это время в лесах России часто бывают пожары.
Страше н пожар в хвойном лесу. Легко вспыхивают хворост, молодые ёлочки и сосны. Огонь подкрадывается к старым деревьям. Он бежит от ветви к ветви. В огне гибнут растения и животные. Должны пройти долгие годы, чтобы на этом месте вырос новый лес.
Причиной пожаров бывают удары молний. Много бед при носит лесу и человек. Не разводите костры в лесу! Берегите лес! (78 слов)

Вариант 2

Над заливным лугом, где много весенних луж, летают чибисы. Они ныряют в воздухе, кувыркаются. Яркое солнце позолотило всю окрестность. Его лучи блестят в гладкой луже и на зелени трав.
От кочки к кочке прыгает чибис, помахивая лёгким хохолком из длинных перьев. Весело смотреть на него!
Чибисы умеют защищать свои гнёзда. Вот кружит ястреб. Чибис стремительно взлетает и переходит в атаку. Ястреб увёртывается, но не отступает. И тогда чибис издаёт про нзительный крик. Со всех сторон несутся птицы и гонят грозного врага. (80 слов)