Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Действие жидкости и газа на погруженное тело. Презентация к уроку по физике (7 класс) на тему: Презентация "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Действие жидкости и газа на погруженное тело. Презентация к уроку по физике (7 класс) на тему: Презентация "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Тема: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»

Цель: Формирование знаний у учащихся о Архимедовой силы.

Задачи :

1.Обучающая : формировать понятие об архимедовой силе, учить выводу правила для вычисления архимедовой силы.

2.Развивающая : развивать научность мышления, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, применять знания при решении задач.

3.Воспитывающая : формировать научное мировоззрение у учащихся путём изучения закономерностей протекания физических процессов, необходимых для успешного усвоения последующих тем курса физики, воспитание самостоятельности, добросовестного отношения к учебному труду.

Вид урока : комбинорованный.

Прогнозируемый результат: знать в полном объёме теоретический материал по данной теме, уметь классифицировать полученные знания в единую сиситему, осознанно применять полученные знания на практике.

Оборудование : интерактивная доска, компьютеры, набор для изучения архимедовой силы, динамометры, бланки с алгоритмом действий при выполнении экспериментальной работы.

План урока.

I . Организационный момент.-2мин

II . Повторение пройденного материала (мини тест).-5мин

III . Изучение нового материала.

1.Презентация новой темы

2.Задание практического характера (экспериментальная работа).-15мин

МИНУТКА ОТДЫХА

3. Теоретическое доказательство существования выталкивающейсилы - 10 мин.

4.Закрепление знаний.

IV .Домашнее задание.-1мин

V .Подведение итогов урока.-4мин

Ход урока.

I .Организационный момент.

II .Повторение пройденного материала.

Мини тест.

На интерактивной доске задания мини теста по теме «Закон Паскаля. Давление жидкости»

Задание: выполнить тест (СЛАЙД 1).

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

1. От чего зависит давление жидкости?

А.от плотности и высоты столба жидкости

Б. от формы сосуда

В. от плотности жидкости

2. Продолжите фразу:

«Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся ими во всех направлениях….»

А. в зависимости от направления

Б. без изменения

В. в зависимости от глубины жидкости.

3С глубиной давление жидкости….

А. не изменяется

Б. уменьшается

В. увеличивается

4. Формула силы тяжести

1. Между молекулами жидкости существуют силы

А. взаимного притяжения

Б. взаимного отталкивания

В. взаимного притяжения и отталкивания

2. Единица измерения давления.

3..Давление, производимое на жидкость или газ,передается по всем направлениям без изменения.

А.Закон всемирного тяготения.

Б.Закон Торричелли.

В.Закон Паскаля.

4. Формула давлеия жидкости

Проверка теста с самостоятельным выставлением оценки. На интерактивной доске ответы к тесту (СЛАЙД 2)

Код правильных ответов

1 Вариант: 2 Вариант:

Учитель: Поднимите руки, кто выполнил тест без единой ошибки?

Кто выполнил тест с одной ошибкой?

Кто выполнил тест, сделав 4 ошибки?

III . Изучение нового материала.

Учитель: Мы с вами говорили о давлении жидкости, о передаче давления в жидкостях и газах. Сегодня мы продолжим разговор о дейстии жидкости и газов.

Фронтальная экспериментальная работа. (СЛАЙД 3)

У вас на столах есть динамометр, тело (металлический цилиндр), стакан с водой. Определите вес тела в воздухе и жидкости. Сравните полученные данные.

Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?

Вес тела в воде меньше, чем в водухе.

Вот по этой причине мы можем в воде свободно поднять те предметы. которые с трудом поднимаем в воздухе. Так какое же дейтвие оказывает жидкость на погруженное в неё тело? Именно это мы и попытаемся выяснить на уроке, тема которого звучит так «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело». (СЛАЙД 4).

А какие же цели мы можем поставить перед собой на этом уроке?

Как направлена эта сила?

От чего она зависит?

ОПЫТ: С теннисным шариком.

Шарик погружен в воду. Что с ним произойдёт если отпустить шарик? Следовательно со стороны воды на шарик действовала какая-то сила? Как мы можем назвать её? (Выталкивающая сила)

Каково её направление? (вверх)

В тетрадь записать: выталкивающая сила всегда направлена вверх (против какой силы?) против силы тяжести. (СЛАЙД 5)

Попробуем выяснить от чего зависит выталкивающая сила?( СЛАЙД 6)

Экспериментальная работа.

Перед вами на столах находятся приборы и листы с алгоритмом действий при выполнении работы. Вам необходимо по этому алгоритму выполнить работу и сделать вывод.

    Выясните, зависти ли выталкивающая сила от объёма тела.

Указание.

    Определите вес тел в воздухе.

    Измерьте выталкивающую силупогрузив в воду сначало тело большего объёма, а затем - тело меньшего объёма.

    Выясните, зависти ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружают тело.

Указание.

    Погрузите одно и то же тело сначала в воду, а затем – в раствор соли и измерьте выталкивающую силу в обоих случаях.

    Ответьте на вопрос: «В каком случае выталкивающая сила оказалась больше?»

    Сделайте вывод: «Зависит ли выталкивающая сила от объёма тела».

3. Выясните, зависти ли выталкивающая сила от рода вещества, погружаенного в жидкость тела.

Указание.

    Определите вес тела в воздухе.

    Измерьте выталкивающую силу, погрузив в воду сначало тело большей плотности, а затем - тело меньшей плотности.

    Сравните выталкивающие силы, действующие на тела и сделайте вывод: «Зависит ли выталкивающая сила от плотности тела».

Опрос по экспериментальной работе. Выводы по каждому заданию

и общий. Вывод на экран (СЛАЙД 6) Записать в тетрадях.

ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА

Не зависит от

Зависит от

ПЛОТНОСТИ ТЕЛА

1.ОБЪЕМА ТЕЛА

2.ПЛОТНОСТИ ЖИДКОСТИ

Учитель: Мы с вами достаточно хорошо и плодотворно потрудились, следовательно нам нужен небольшой отдых.

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (СЛАЙД 7)

    Теоретическое доказательство существования выталкивающейсилы

Учитель: Экспериментально мы доказали существование вталкивающей силы и даже выяснили от чего она зависти. Теперь выведем формулу для расчёта выталкивающей силы. (СЛАЙД 8)

На экране рисунок тела, погруженного в воду.

Учитель: Чтобы было легче рассуждать выберем тело в виде паррлалилепипеда с основаниями, параллельными поверхности жидкости.

Рассмотрим силы, действующие на грани тела. На боковые грани тела, погрженного в жидкость действуют равные силы. Почему эти силы равные и уравновешивают друг друга?

На нипжнюю и верхнюю грани тоже действуют силы, но они не равны между собой, т.к. высота столба жидкости, действующая на нижнюю и верхнюю

грани разные

НА ДОСКЕ: р 1 =F 1 /S р 2 =F 2 /S = F 1 = р 1 S F 2 = р 2 S
р 1 = ρgh 1 р 2 = ρgh 2

F выт = F 2 – F 1 = р 2 S - р 1 S = Sρgh 2 - Sρgh 1 = ρgV 2 - ρgV 1 = ρgV, где V- объём параллилепипеда, а ρ – плотность жидкости

Т.е. F выт = ρ ж gV

ρ ж g =m = F выт = mV = Р ж , где Р ж – вес жидкости в объёме погруженного тела.

(СЛАЙД 9) Выталкивающая сила равна весу жидкости в объёме погруженного в неё тела. – в тетрадь

Действие жидкости на погруженное в жидкость тело подробно исследовал древнегреческий учный Архимед. В его честь исследованную нами силу назвали архимедовой силой (F а ). (СЛАЙД 10 о Архимеде).

Жидкости на тело давят,
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Что то тело вытесняет -
Все закон нам объясняет.
Открыл его великий грек.
Ему имя - Архимед!

Повторим от каких величин она зависит.

Учитель: На тело находящееся в газе тоже действует выталкивающая (архимедова сила), которая равна весу газа в объёме этого тела, и которая тоже завист от плотности газа и объёма тела.

Может кто- то может привести примеры проявления силы Аархимеда в жизни (мыльные пузыри, воздушные шары) (СЛАЙД 11 – записать в тетрадь) Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу и равна весу жидкости или газа, взятого в объёме этого тела.

Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы поставили пред собой вначале урока.

Выяснить какая сила действует со стороны жидкости на погруженное в неё тело?

Как направлена эта сила?

От чего она зависит?

Скажите мы достигли поставленных перед собой целей?

ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ.

Вопросы со СЛАЙДА 12:

    В какой воде легче плавать - в морской или речной? Почему?

    Сжимая плавательный пузырь, рыба может подниматься или опускаться в воде. Как это можно объяснить?

    Алюминиевый и медный бруски имеют одинаковые массы. Какой из них легче поднять в воде?

Ребята, наш урок подходит к концу.

Если вы поняли тему и у вас не осталось вопросов, то поднимите точку, если осталось что – то непонятно – знак вопроса.

Учитель: Запишите домашнее задание (СЛАЙД 13 ) §48 вопросы.

Желающие могут сделать небольшое сообщение и презентацию о Архимеде; о плавании судов и воздухоплавании.

ОЦЕНКИ с коментарием

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

7 «а» класс, физика, урок № 46/14.

Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок относится к III главе учебника «Физика 7 класс», автор А.В.Перышкин, тема главы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Урок завершает цепь изучаемых понятий по теме, подводит учащихся к пониманию закона Архимеда и его роли в жизни и технике.

Цель урока – обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости и газа; выяснить причину ее возникновения; определить от каких величин зависит данная сила.

Эксперимент и демонстрации: наблюдение всплывания деревянного бруска при его погружении в воду, определение сопротивления при пробе удержания деревянного бруска под водой обнаружение уменьшения веса тела при погружении его в жидкость; демонстрация действия силы, выталкивающей тело из газа.

Планируемые результаты: метапредметные быстро читать текст и правильно понимать его содержание, планировать время работы, овладеть регулятивными ууд на примере выдвижения гипотез и их экспериментальной проверки, развивать монологическую речь, умение участвовать в диалоге.

Личностные развивать практические умения и самостоятельность в приобретении знаний, формировать уважительное отношение к себе и окружающим, оценивать свою результативность, развивать инициативу.

Общие предметные использовать методы научного познания, применять полученные ранее знания в новых условиях, проводить наблюдения и правильно их описывать, обнаруживать в наблюдениях и экспериментах зависимости, устанавливать факты и делать выводы, четко и конкретно отвечать на вопросы.

Частные предметные понимать смысл равнодействующей силы, уметь ее определять, понимать смысл закона Паскаля, уметь его применять, использовать полученные знания о силе, давлении, использовать полученные новые знания для выбора примера применения их в жизненной ситуации, в технике, уметь видеть пользу и вред нового закона.

Оборудование: для индивидуальной и парной фронтальной практической работы: штатив, стакан с водой, брусочек деревянный и пластмассовый, тело на нити, динамометр; для демонстрации - яйцо, соль и сосуд с водой; два одинаковых воздушных шарика, один из которых заполнен гелием, второй воздухом;


Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Время -1 мин.

Развивать умение правильно
готовиться к занятиям;
воспитывать
уважение к присутствующим

Индивидаульная + парная

Приветствует учащихся, проверяет присутствие и готовность к уроку, создает соответствующую обстановку урока.

Корректируют готовность к уроку, удовлетворяют любопытство, рассматривая предметы, которые приготовлены на столах к уроку.

2 этап ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Время – 2 мин.

Проверить знания, необходимые для урока, развивать умение само и взаимоконтроля, умение справедливо оценивать знания товарища умение систематизировать знания.

Тест, заданный на дом

Взаимопроверка и оценка.

1.Предлагает проверить правильность выполненного дома теста по выведенным на экран правильным вариантам ответов оценить в соответствии с предложенной схемой оценки.

2. Обозначает основные знания, полученные на предыдущих уроках физики, математики.

Проверяют правильность выполнения задания товарищем.

Оценивают знания.

Корректируют знания.

3 этап АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Время – 3 мин

Подготовка мышления детей, организация понимания ими собственной потребности к формированию модели действий.

Развивать умение анализировать ситуацию и делать выводы; умение правильно и научно излагать свои мысли; слушать и слышать.

1. Класс хорошо и быстро читающий, получает тексты, в которых находит определенные связи в физических явлениях.

2. Постановка проблемного вопроса «Почему собака –спасатель легко тащит тонущего в воде и с трудом на суше?» (вопросы в структурной схеме)

Активный
«корзина идей»

Индивидаульная + парная

Задает вопрос, сопровождая демонстрацией картинки на экране; слушает ответы, корректирует ситуацию, делает записи на доске соответствующих явлений и гипотезы.

Обдумывают ответ, делают заметки в тетради, обсуждают в паре сопоставляют, высказывают идеи, приводят свои жизненные примеры явлений, выдвигают гипотезы.

4 этап ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЗАДАЧ УРОКА

Время – 2 мин.

Подвести детей к формированию темы и постановке задач. Составить план работы

На лоске записаны явления, определяющие наличие действия выталкивающей силы: всплытие пузырька воздуха, «звучание болота», сплав леса, лягушонок на листе лилии и др.

Активный «корзина идей»

Индивидаульная + парная

Слушает учащихся, корректирует правильность составления выражения, записывает варианты, подводит учащихся к формированию наиболее точной формулировка темы;

Приводят формулировки тем, обсуждают свой выбор и выбор товарища приходят к нужному результату, намечают план действий

5 этап ОСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Врмя – 20 мин.

Развивать умение работать самостоятельно и в паре;
ставить эксперимент и делать выводы

На доске к гипотезе дописываем предположения от чего должна зависеть выталкивающая сила;
Записаны эксперименты, которые проводят учащиеся на местах и учитель.

Фронтальный эксперимент, демонстрационный эксперимент

Индивидаульная (при достаточном количестве оборудования) + парная

Формулирует задание, напоминает правила работы с оборудованием, обеспечивает мотивацию работы, отмечает степень правильности выполнения работы, контролирует, оказывает помощь;

Выполняет демонстрационный эксперимент;

Организует беседу по обсуждению и конкретизации первичных знаний;

Подводит к выводу о необходимости расчета силы для подтверждения или опровержения выдвинутых идей о величине выталкивающей силы

Проводят опыты:

1. Всплывание пузырька воздуха из пипетки в стаканчике с водой;

2. Вслывание деревянного брусочка в воде и обнаружение сопротивления жидкости при попытке поместить брусок в воду, удерживая пальцем;

Утопление пластмассового брусочка в стакане с водой;

3. Наблюдают уменьшение веса металлического цилиндра, подвешенного к динамометру и помещаемого в воду;

4. наблюдают эксперимент учителя; обсуждают и формулируют выводы наблюдений

6 этап ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, САМОПРОВЕРКА

Время – 12 мин.

Повторение полностью нового материала;

Проверка усвоения знаний учащимися

На доске блок-схема урока от явлений до вывода.

«Смотри – слушай – повтори товарищу»

Работа в парах

Повторяет процесс объяснения темы по схеме урока;

Организует работу в парах по проговариванию темы друг другу, используя имеющиеся на столах листы с такой же блок-схемой, как и на доске; контролирует вовлеченность учащихся в работу;

Проверяет правильность работы в парах, проходя по классу, поощряет помощь товарищу, корректирует знания «тихим ответом» индивидуально паре.

Слушают учителя следят за ходом и логикой материала в целом;

Проговаривают новый материал в парах друг другу, помогая и поправляя неточности;

Задают вопросы учителю для «тихой помощи»

7 этап ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Время – 3 мин.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Проблемный вопрос, поставленный в начале урока;

План урока.

Рефлексия и контроль

фронтальная

Напоминает учащимся как начинался урок;

Поощряет работу учащихся, обеспечивает положительную реакцию детей на успехи товарища; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности

Осуществляют само и взаимооценку своей деятельности;

Называют основные моменты учебного материала и как они его усвоили;

Высказывают свое мнение по ходу урока

8 этап ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Время – 2 мин.

Выделить обязательную и развивающую часть домашнего задания
Учить ставить цель деятельности и достигать ее.

На экране домашнее задание разного уровня § 50, стр 144

Составить таблицу «вопрос – ответ»;

Заполнение рабочей тетради с. 104, 105 (Касьянов);

*Закончить блок-схему блоком «применение-польза-вред»;

**составить ОК по параграфу.

Самооценка

индивидуальная

Дает комментарий домашнему заданию;

Мотивирует учащихся на выполнение развивающих заданий.

Анализируют домашнее задание, делают выбор

9.Работ учащихся на уроке (активность класса, степень занятости)______________________________________________

10.Дифференциация и индивидуализация обучения (отсутствовала/присутствовала)

11. Характер самостоятельной работы учащихся (репродуктивный/ продуктивный)

12. Оценка достижений урока

Примерный текст урока

1 этап

Учитель: Здравствуйте, рада вас видеть. Присаживайтесь, проверьте все ли готово к началу нашей с вами работы: красный карандаш для проверки заданий, ручка, тетрадь. Посмотрите, сегодня на столах оборудование для практической работы и карточки с заданиями, значит, работа будет насыщенной и интересной. Кто сидит один, работает индивидуально, вдвоем – работают в паре.

Учащиеся – проверяют готовность, просматривают приготовленные к уроку принадлежности, показывают готовность к работе.

2 этап

Учитель: Проверим правильность выполненного дома теста, пары поменяйтесь тетрадями, тот кто один, проведет самопроверку. На экране правильные ответы первого и второго варианта. Приступайте.

Учащиеся проводят само- и взаимопроверку.

Учитель – Теперь каждый посмотрите свои ошибки, подумайте, почему был сделан неправильный выбор, соотнесите задание с правильным ответом. Кто выполнил задание правильно, ставит себе 1 балл (смайлик, звездочку или любую другую отметку безошибочно выполненного задания), накапливая их для отметки в конце урока.

Учащиеся проводят быструю коррекцию знаний.

3 этап

Учитель: Чтобы выяснить, какую проблему мы будем решать, я попрошу вас подумать над таким вопросом: почему собака – спасатель легко перетаскивает тонущего человека в воде и с трудом делает это на суше? Не торопитесь, обсудите тихонько, внимательно послушайте товарища и себя. И тогда дайте ответ.

(Если класс хорошо читает, и вы применяете на уроках работу с текстовым материалом, то можно использовать тексты из художественной литературы, предложив учащимся найти в них явление, так или иначе, описываемое во всех текстах, озвучить его и попробовать объяснить).

Учащиеся обсуждают, выдвигают гипотезы (вода выдавливает, в воде всегда легче, вода выталкивает и т.д.), учитель фиксирует их на доске.

4 этап

Учитель: Слова «выдавливает, выталкивает» в русском языке обозначают…

Учащиеся: Глаголы, а глагол означает - действие.

Учитель: Правильно. А в физике действие называют…

Учащиеся: Силой

Учитель: Итак, сформулируйте, что мы с вами будем сегодня изучать.

Учащиеся приходят к формулировке «действие жидкости на помещенные в нее тела.

Учитель: Но только ли жидкости выталкивают? Отпускает припрятанный до этого времени шарик, наполненный гелием.

Учащиеся: Воздух тоже выталкивает, а воздух – это газ, поэтому к теме необходимо добавить «в жидкостях и газах»

У учителя на доске начало блок – схемы, учащиеся записи не делают, не отвлекаются на это, т.к. скоропись у всех разная и слуховая память тоже. Если работать в системе, то дети знают о том, что учитель готовит такие схемы к уроку.

5 этап

Учитель : Как вы думаете, если вода действует некой силой, следовательно, мы о ней должны знать…

Учащиеся: Точку приложения, направление, формулу, показывающую, от чего она зависит и чтобы посчитать значение силы.

Учитель: Молодцы! Предлагаю провести на местах несколько экспериментов, которые подтвердят присутствие силы и, возможно помогут предположить от каких величин она зависит. Эксперимент 1 – пузырек воздуха из пипетки в стакан с водой. Эксперимент 2 – бросить деревянный брусочек в стакан с водой, наблюдать, попробовать поместить его под воду пальцем руки.

Учащиеся проводят опыты, делают выводы о том, что наблюдают подъем пузырька из воды, что брусочек, утонувший при падении в воду, всплывает, что вода сопротивляется помещению бруска под воду. Получают первое подтверждение – сила есть.

Учитель: теперь в воду опустите пластмассовый брусочек.

Учащиеся: Он тяжелый, поэтому утонул, сила тяжести действует.

Учитель: А на деревянный брусок или пузырек не действовала?

Учащиеся понимают, что сила тяжести действует на все тела, обсуждают проблему, приходят к выводу, что сила тяжести просто больше выталкивающей, среди детей будут и те, кто первый свяжет это и с плотностью дерева, пластмассы, воды.

Учитель: Подтвердим, что на тела, плотнее, чем вода выталкивающая сила все – таки действует. Подвесьте к динамометру цилиндр, посмотрите, сколько он весит в воздухе. Затем, не снимая его с динамометра, погрузите его в жидкость.

Учащиеся проводят эксперимент и отмечают уменьшение показаний прибора. После чего учитель просит понаблюдать, как выглядят показания, если часть цилиндра помещена в воду и весь помещен в жидкость, дети отмечают увеличение силы при полном погружении.

Далее учитель показывает, что воздушный шарик, наполненный обычным воздухом, не взлетает, а падает на пол. После чего демонстрирует эксперимент с сырым яйцом и водой, в которую потом добавляет соль. Учащиеся наблюдают, выдвигают предположения.

Учитель предлагает обсудить выводы и предложить величины, от которых зависел результат действия силы, так как правильные идеи уже звучали. В результате обсуждения приходят к правильному выводу, что величина выталкивающей силы зависит от плотности жидкости, объема тела.

Физкульт – пауза

Учитель: Теперь, набравшись сил, вспомним, что гипотеза и эксперименты должны найти подтверждение, поэтому нам предстоит побыть физиками - теоретиками и определить формулу выталкивающей силы. Для этого нам будет необходимо умение применять закон паскаля, знание формул для расчета давления через давящую силу и площадь поверхности и давления жидкости. Для удобства в жидкость поместим тело правильной формы в виде параллелепипеда. Его верхняя грань располагается на глубине h1нижняя – на глубине h 2 , высота ребра - h.

Учитель начинает формировать на доске вторую часть блок – схемы, учащиеся - наблюдают. Если и пользуются карточкой с блок-схемой, это не плохо, не является подсматриванием, а помогает, т.к учащиеся седьмого класса еще не очень сильны в выводах формул с заменой одной буквенной величины другими. Поэтому разделение на блоки, выделение разным цветом, помогает сложным для этого возраста соединениям формул. Кром того, учащиеся должны оперировать понятием «равнодействующая», уметь ее находить, помнить формулу плотности и знать математическую формулу расчета объема, уметь выносить общий множитель за скобки. Опираясь на знания учащихся, учитель выводит формулу, определяющую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости, объема тела и ускорения свободного падения. Учитель демонстрирует последний эксперимент, когда брусок крепится натертой парафином гранью к сосуду и не всплывает при заполнении сосуда с водой. Обсуждение данного опыта приводит к пониманию необходимости существования между водой и поверхностью водяной прослойки для всплытия тела.

(Вывод формулы имеется в блок – схеме и здесь не приводится)

6 этап

На доске сформирована блок – схема объяснения, по которой учитель повторяет весь объем материала еще раз без проведения экспериментов, затем предлагает учащимся открыть лист со схемой у себя и проговорить объяснение товарищу, сначала один, потом другой. (дети должны уметь пользоваться методом «тихого опроса и контроля», если нет, учитель контролирует громкость проговаривания). Учитель, перемещаясь по классу, контролирует правильность проговаривания, помощь товарищей, решает возникшие вопросы тихим пояснением.

Если класс работает быстро и есть время, то можно закрепить пройденный материал работой в тетради, выполнив задания 50.1 и 50.3 (в том случае, когда тетради на закуплены, учитель готовит карточки), проверяют правильность ответа, получают баллы. Таким образом, учебный материал за урок повторяется неоднократно, что приводит к лучшему запоминанию темы на уроке.

7 этап

Учитель: Мы много сделали на уроке, теперь можем посмотреть- все ли мы выполнили, что планировали, можем ли мы ответить на вопросы подобные проблеме, поставленной в начале урока, и как правильно на него ответим. Конечно, отметим того, кто хорошо и активно работал, назову тех, кого могу поощрить я, прошу вас высказать свое мнение о своей работе и работе друзей, за что поощряете себя и их, результатом станет отметка за урок.

Учащиеся проговаривают, что хорошо было у них, а что у товарищей, ставятся баллы, обсуждаются отметки.

8 этап

Учитель: мы хорошо проработали тему, поэтому параграф № 50 учебника, прочитать, посмотреть, возможно, есть еще интересные факты в тексте. Как обычно составить свои вопросы по тексту для последующего опроса товарищей. Так же у нас остался еще один блок в схеме – «вред – польза – применение», дома вам предстоит его заполнить. Это дополнительно к параграфу и работе в тетради, а так же на отметку, по выбору предлагаю переложить блок – схему в опорный конспект, наиболее удачный пойдет в нашу копилку достижений.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

Замечания: к данному уроку учащиеся должны «знать-понимать» и уметь определять; равнодействующую силу, знать обозначения физических величин, таких как - «давление, сила, площадь, высота, ускорение свободного падения, масса, вес, объем», единицы измерения физических величин, расчетные формулы давления, давления жидкости и газа на дно и стенки, веса, массы через плотность и объем, математическую формулу расчета объема тела правильной формы; уметь производить замену физических величин; иметь навыки определения делимого, делителя, выносить за скобки общий множитель.

Дополнение: Если в классе есть учащийся с ОВЗ, тьютор ребенка получает маршрутную карту, которая в основе повторяет технологическую

Этап урока

Время этапа

Действия учащегося

Перед уроком учитель консультирует куратора учащегося, о том где нужно помочь, что проконтролировать. В течение урока, на этапах самостоятельной работы учащихся, подходить к данному ребенку для оказания поддержки, помощи, поощрения.

Если ребенку нет необходимости в тьюторе, то с ним можно посадить сильного учащегося, который успевал бы работать качественно сам и оказывал помощь товарищу до момента, когда освободится учитель. Карточки такому ребенку выполняются немного большим шрифтом, для уменьшения времени работы (такой учащийся не должен отставать от коллектива), желательно слова для выбора выделить каким – либо образом в тексте, но так, чтобы выбор не был уж очень явным.

Домашнее задание ему дается на отдельном листе с комментариями по выполнению, указанными страницами, приведенным учителем примером, выполнение контролируется.

Из повседневной жизни известно, что вес тела уменьшается, если погрузить его в воду. На этом явлении основано, например, плавание судов.

Воздушные шары поднимаются в воздух из-за существования некоторой силы, направленной противоположно силе тяжести. Силу, с которой жидкость или газ действуют на погружённое в них тело, называют также силой Архимеда . Рассмотрим природу этой силы.

Как известно, жидкость (или газ) оказывает некоторое давление на каждую точку поверхности тела, погружённого в неё. Но чем ниже точка, тем большее давление оказывается на неё.

Следовательно, на нижние грани тела оказывается большее давление, чем на верхние. Значит, сила, действующая на тело снизу, больше силы, действующей на него сверху.

Значит, жидкость (или газ) действует на погружённое в неё тело с некоторой силой, направленной вверх. Отметим, что если нижняя поверхность тела плотно прилегает к дну сосуда с жидкостью, то жидкость действует на тело с силой, направленной вниз, так как тогда она будет давить только на верхнюю часть тела, не проникая под нижнюю. Тогда сила Архимеда отсутствует.

Величина силы Архимеды, действующей на тело

Рассмотрим величину силы Архимеда, действующей на тело, погружённое в жидкость или газ. Заменим (мысленно) тело жидкостью (или газом) в объёме этого тела. Очевидно, этот объём находится в покое относительно окружающей жидкости (или газа).

Получается, что сила Архимеда, действующая на данный объём, равна силе тяжести по модулю и противоположна по направлению.

Отсюда вывод: сила Архимеда, действующая на тело, погружённое в жидкость или газ, по модулю равна весу жидкости или газа в объёме этого тела, и противоположна по направлению, т.е. её можно рассчитать по формуле p*g*V, где р – плотность жидкости или газа, g – ускорение свободного падения, V– объём тела.

Для газа это, правда, не всегда верно, т.к. его плотность на разных высотах разная. Из этой формулы вытекает, что если средняя плотность тела больше плотности жидкости (или газа), в которую погружено тело, то вес тела больше веса жидкости в его объёме, и тело тонет

Если средняя плотность тела равна плотности жидкости или газа, тело находится в покое в толще жидкости или газа, не всплывает и не тонет, т.к. сила Архимеда уравновешивается силой тяжести, действующей на тело; если же средняя плотность тела меньше плотности жидкости или газа, тело плавает.

Пример задачи

Рассмотрим пример. Алюминиевый цилиндр имеет в воздухе вес 54 Н, а в некоторой жидкости – 40 Н. Определите плотность жидкости.

Решение. Найдём объём цилиндра: V=P/g/p, где V – объём, P - вес тела, p1 – плотность тела, т.е. V=54 Н: 10 Н/кг: 2700 кг/м3 = 0,002 м3

Найдём силу Архимеда, равную разности весов в воздухе и в воде.

§ 50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело — Физика 7 класс (Перышкин)

Краткое описание:

Когда вы летом купались, то должно быть, замечали, что в воде все тела становятся легче. Там даже можно легко поднять приятеля. Который на воздухе, на суше очень тяжел. Отчего это так? Конечно, всё объясняется действием жидкости, воды, на погруженное в неё тело, давлением воды.
Вода, окружая тело со всех сторон, производит на него со всех сторон давление. Но давление не везде одинаковое. Снизу оно больше, чем сверху. Почему? Да потому что снизу глубина больше. Ведь, как вы знаете, давление жидкости зависит от глубины. А что будет с телом, если давление на него снизу больше, чем сверху? Правильно, его будет выталкивать вверх. Получается, что в жидкости на тело действует сила, выталкивающая его из жидкости. Она так и называется – выталкивающая сила. А удастся ли телу при этом всплыть или оно потонет – это зависит ещё и от второй силы, силы тяжести, которая тянет тело вниз.
Выталкивающая сила действует на тела не только в жидкостях, но и в газах. И об этом вы прочитаете в параграфе пятьдесят.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Физика, 7 класс Плуталов С.Н. учитель физики МОУ Мальчевской СОШ

Повторение Как распределяется давление внутри жидкости под действием силы тяжести? Чем объясняется увеличение давления жидкости с глубиной? Как распределяется давление в жидкости на одном и том же уровне?

Как действует жидкость или газ на погруженное в них тело? Ответ на вопрос поможет понять, как и почему плавают или тонут тела, как обеспечивается плавучесть кораблей и полет аэростатов.

Впервые данную задачу поставил и решил великий древнегреческий ученый Архимед. http://allbiograf.ru/nauka/matematiki/41-archimedes

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил) Вес тела в воздухе и вес того же тела в воде отличаются друг от друга. Следовательно, в воде возникает сила, уменьшающая вес тела. Эту силу называют выталкивающей.

Причина возникновения выталкивающей силы На погруженное в жидкость тело действуют силы давления воды. В каждой точке тела они направлены перпендикулярно к его поверхности. С увеличением глубины возрастает гидростатическое давление. Поэтому на нижние участки поверхности тела будет действовать большая сила, чем на верхние. Равнодействующая всех этих сил называется выталкивающей (или архимедовой) силой.

Выталкивающая сила всегда направлена вертикально вверх.

1.Чему равна сила давления жидкости, действующая на верхнюю грань? Куда направлена эта сила? 2. Чему равна сила давления жидкости, действующая на нижнюю грань? Куда направлена эта сила? Выталкивающая сила равна весу воды в объеме тела, погруженного в жидкость.

F выт = Р жидк

Подумай и ответь! Н а рычаге уравновешены разные по объему бруски. Нарушится ли равновесие рычага, если бруски опустить частично в керосин? ^ 1) Перетянет больший по объему брусок; 2) перетянет меньший по объему брусок; 3) равновесие не нарушится; 4) все зависит от уровня погружения.

Собака-водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, но на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что на суше на человека действует меньшая сила тяжести, чем в воде? Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию вы­талкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею? Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной си­лой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?

Домашнее задание: П.48 вопросы на стр.117 №574,№529

http://www.schoolexpert.ru/public?id=285 http://allbiograf.ru/nauka/matematiki/41-archimedes Учебник «Физика - 7» А.В.Перышкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...