Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Интересные психологические тренинги для младших школьников. Психологические занятия для подростков. Тренинговое занятие для младших школьников

Интересные психологические тренинги для младших школьников. Психологические занятия для подростков. Тренинговое занятие для младших школьников

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинг

«Сплочения у младших школьников»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Возраст: младший школьник, младший подросток.

Состав участников : 10-15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Ход тренингового занятия:

Разминка Упражнение «Пожалуйста» - 5 минут

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» - 5 минут

Игра «Атомы и молекулы» - 4 минут

Упражнение «Постройтесь по росту!» - 5 минут

Упражнение «Печатная машинка» - 15 минут

Упражнение «Путанка» - 10 минут

Упражнение «Поезд» - 20 минут

Упражнение «Счёт до десяти» - 10 минут

Игра «Машина с характером» - 20минут

Упражнение «Опустить предмет» - 15 минут

Упражнение «А я еду...» - 8 минут

Упражнение «Переправа» - 20 минут

Упражнение-игра «Тик-так» - 7 минут

Структура: участники рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Здравствуйте. Меня зовут Светлана Анатольевна и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка Упражнение «Пожалуйста»

Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек - маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать?

Что помогало? Поддерживало?

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», - спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Игра «Машина с характером»

Цель: сплочение группы.

Ход упражнения:

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему:«Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное психологом место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит:«А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

Что происходило с вами, вызвал ли у вас дискомфорт это упражнение?

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о классе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Психология игры отличается уникальной спецификой, поскольку внимание субъекта более захвачено самим процессом, нежели определенной целью. Если компьютерная игра захватывает подростка или даже взрослого человека, он может мысленно оттягивать ее окончательное прохождение из-за желания подольше наслаждаться пребыванием в виртуальной вселенной. Социально-психологические игры не менее занимательны, и родителям стоит уделять интеллектуальному развитию ребенка, предоставив ему возможность хотя бы раз стать участником подобного тренинга.

То, что игра позволяет с высокой степенью эффективности сформировать в ребенке ряд позитивных изменений психических свойств, а также способность к коммуникации и эмпатии к окружающим - доказанный в теории и подтвержденный практическим опытом факт. Базовыми функциями игровой деятельности считаются:

  • поднятие настроения, развлечение;
  • выявление отклонений в развитии и поведении ребенка;
  • раскрытие талантов и приобретение полезных навыков;
  • положительное преобразование личности на структурном уровне;
  • социализация ребенка, упрощающая его дальнейшую жизнь в обществе.

Существует огромное количество различных психологических игр: организационно-обучающие, направленные на развитие мыслительной деятельности, инновационные, позиционные и множество других. Игры-проживания позволяют осмыслить основополагающие личностные ценности, и умение уважительно относиться к точке зрения собеседника. Проектные игры формируют личностную критичность, а также умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их путем грамотной работы по планировке и систематизации.

Психологические игры: основные правила

Занятия психолога с подростками и детьми обладают наибольшей эффективностью в том случае, если они подаются юной аудитории в формате игры, в которую вовлечены все собравшиеся участники. Игра позволяет осмыслить определенные аспекты человеческой психологии и наиболее эффективным образом адаптироваться в рамках социума. Организатор подобных мероприятий должен обладать практическим опытом и придерживаться следующих базовых правил по работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста:

  1. Доступным языком разъяснять правила и цели каждого психологического тренинга. Хорошим подспорьем будут примеры реальных жизненных ситуаций с аналогичным психологическим механизмом действий.
  2. Важно осуществлять постоянный контроль за эмоциональным состоянием всех участников группы. Для этого рекомендуется поддерживать динамику процесса на должном уровне, не допуская затягивания и скучной атмосферы.
  3. Участникам игрового процесса необходима мотивация. Организатор должен суметь не только заинтересовать ребят, но и продемонстрировать им преимущества психологических тренингов на примере конкретных ситуаций.
  4. Важно объяснить детям, что коллективный труд строится на принципах взаимоуважения, душевной теплоты и терпимости к недостаткам окружающих.

После каждой психологической игры нужно устраивать коллективное обсуждение, в которое должны быть вовлечены все . Подобные шаги позволяют выстроить оптимальный алгоритм занятий, интересных наибольшему числу детей и подростков. Организатору не стоит позиционировать собственную персону в качестве сурового взрослого, способного наказать за определенные проступки. Напротив, самой действенной является модель доброго и терпеливого помощника, готового прийти на помощь в любой затруднительной либо конфликтной ситуации.

Психологические игры для детей дают возможность ребенку преодолеть скопившиеся страхи и комплексы, а также обладают следующим положительным потенциалом:

  • позволяют ребенку ощутить чувство единства с коллективом ровесников;
  • повышают самооценку и укрепляют чувство собственного достоинства;
  • помогают детям научиться уважению к себе и окружающим людям;
  • учат ребенка эффективно преодолевать трудности и препятствия;
  • обучают детей слаженной групповой работе;
  • развивают в ребенке эмпатию и способность сопереживать окружающим.

Ведущему психологических тренингов для и подросткового возраста очень важно научиться создавать уютную и дружественную атмосферу, в которой даже замкнутый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Когда собирается новая группа детей, друг с другом незнакомых, они могут ощущать некую скованность, задача преодоления которой и лежит перед организатором психологических игр.

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Тренинги в игровой форме для детей дошкольного возраста должны быть непродолжительными по времени, поскольку внимание ребятишек рассеивается очень быстро. Предпочтительней всего проводить от трех игр и больше в рамках одного занятия с перерывами по 5–15 минут между ними.

Дракончик, кусающий себя за хвост

Предназначением данной игры является избавление от навязчивых неврозов и укоренившихся страхов. Необходимо заранее подобрать музыкальное сопровождение, причем playlist должен состоять преимущественно из веселых мажорных песен и мелодий. Проводится игра следующим образом: дети выстраиваются друг за другом в виде живой цепочки. Каждый из ребят должен держаться за плечи своего товарища спереди. Задача первого малыша, олицетворяющего голову дракона, как можно быстрей поймать замыкающего цепочку ребенка.

Упражнения для улучшения самоконтроля

Для детей важными являются психологические тренировки, которые помогают им бороться с негативными эмоциями. Ребятам дошкольного возраста стоит как можно чаще напоминать о деструктивной природе злости, и если их охватывает гнев, нужно выдержать паузу, после чего сделать . Затем, выпрямившись прямо, потребуется досчитать в уме до 10 и улыбнуться во весь рот. Озлобленность и раздражительность не выносят спокойствия и доброжелательности. При этом необходимо напоминать ребенку, что только научившись направлять собственные эмоции в конструктивное русло, он сумеет стать взрослым и самостоятельным человеком.

Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Психологические игры для младших школьников должны быть направлены на проработку внутренних проблем и обучение шагам по их самостоятельному преодолению. В психологические тренинги для детей в возрасте от 6 до 9 лет стоит включать следующие элементы:

  1. Ролевые игры. Для полного погружения в сюжет необходим соответствующий реквизит. К примеру, для ролевой игры в строителей детям потребуются пластиковые лопатки, совки, ведерки, рулетки и прочий инвентарь, купленный в магазине игрушек.
  2. Упражнения для релаксации и достижения умиротворенного психологического состояния.
  3. Арт-терапию. Подобная терапия наилучшим образом подходит для гиперактивных детей и ребят, склонных к депрессивным расстройствам и испытывающим психологический дискомфорт в рамках детского коллектива.

Арт-терапия представляет собой комплекс различных методик. Изотерапия предназначена для детей, испытывающих определенные сложности с самовыражением и пытающихся донести до окружающих людей собственные переживания, чувства и мысли. Хореографические практики подходят для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, склонных к гиперактивности и агрессивному поведению. Музыкотерапия является наиболее универсальной методикой, и охватывает практически все возрастные группы. Психологические игры для детей 6–9 лет базируются на моделировании различных ситуаций и обыгрывании возможных вариантов поведения в них.

Что ты любишь делать?

Данная игра подходит для знакомства с новой группой, где большинство ее участников фактически ничего не знает друг о друге. Необходимо поочередно вызывать из числа юных зрителей по одному человеку, которому будет поставлена следующая задача: не используя слова, а только движения, мимику и жесты, рассказать собравшимся ребятам о собственном увлечении. К примеру, вышедший ребенок демонстрирует в свободной форме окружающим свое хобби, после чего те обязаны его угадать. Малыш, успевший сделать это первым, выходит на импровизированную сцену и

Рассмеши царевну Несмеяну

В центр помещения выставляют стул, на который садят одного участника этого необычного состязания. Вышедшему вручают титул «Царевны Несмеяны», который он обязан оправдать на все 100% и удержать как можно дольше. Окружающие начинают всячески провоцировать невозмутимого участника, и как только на его лице проступит улыбка, на пост «Несмеяны» заступает следующий участник. Победителем объявляется ребенок, дольше всех сумевший продержаться, не засмеявшись.

Расскажи о том, что тебе нравится

Дети образуют круг, удобно рассевшись на заранее подготовленных стульях или табуретах. Посредством голосования или жеребьевки определяют, кто начинает игру первым. Стартующий разворачивается к ребенку по левую сторону от себя и говорит во всеуслышанье о тех чертах, которые ему более всего нравятся в соседе. Комплимент может касаться красивого цвета глаз, изящного профиля или любой другой черты, вызывающей симпатию. Единственное условие – нельзя кривить душой и подчеркивать те особенности внешнего вида или характера, которые на самом деле не приходятся по нраву.

Гонки с шариками

Упражнение подходит как для гиперактивных, так и для спокойных детей младшего возраста. Организаторы формируют команды, состоящие из парного количества ребят. Каждый участник должен, удерживая с напарником вместе воздушный шарик, добежать до финишной черты, после чего коснуться контрольной точки и таким же образом вернуться обратно, передав шарик следующей паре. Победу одерживает команда, первой завершившая эстафету. Касаться шара во время гонок запрещается.

Важная информация! Психологическая игра для дошкольников «Гонки с шариками» позволяет установить взаимопонимание в парах и в игровой форме научиться слаженной работе в рамках единого коллектива.

Психологические игры для детей 10–12 лет

Скованные одной цепью

Для того чтобы выполнить упражнение, необходим реквизит в виде тонкой длинной веревки и обыкновенного замочного ключа, который крепится на одном из концов веревки. Участники располагаются по кругу и по очереди пропускают импровизированную цепь таким образом, чтобы она была продета сверху через воротник и выходила внизу ниже уровня пояса. Когда все члены группы оказываются связанными друг с другом, ведущий предлагает им выполнить небольшую в виде приседаний, наклонов и других простейших упражнений.

Интересная информация! После завершения упражнения стоит предложить детям сделать ключ символом дружбы и взаимопомощи. Тренинг обладает метафорическим смыслом, и позволяет понять ребятам важность поддержки со стороны окружающих.

Веселые пантомимы

Перечисляя психологические ролевые игры для детей в возрасте 10–12 лет нельзя обойти вниманием «Веселые пантомимы». Организатор заранее подготавливает реквизит в виде разных предметов вроде детского синтезатора, барабанных палочек, гитары, деревянной лошади, сапогов-скороходов и прочего. Каждому участнику случайным образом выпадает номер предмета, с которым он и обязан исполнить пантомиму с музыкальным сопровождением либо без него.

Важная информация ! Упражнение способствует развитию воображения и актерских талантов у детей.

Правда или ложь

Группа устраивается в удобной обстановке, после чего организатор оглашает условия игры: он зачитывает детям различные занимательные факты, затем они решают, является сказанное правдой или же чистой воды вымыслом. Ребенок, ответивший на вопрос верно, получает 1 балл. За неверный ответ снимается также 1 балл, свою версию предлагает тот, кто первым поднял руку. Выигрывает ребенок, набравший к окончанию игры наибольшее количество баллов.

Это интересно! Эта психологическая игра предназначена для развития аналитического мышления у детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Психологические игры и упражнения для подростков

Психологические упражнения для подростков должны быть направлены на обретение уверенности в себе, развитие целеустремленности и совершенствование коммуникативных навыков. Благодаря участию в психологических играх повышается успеваемость подростка, а также происходит формирование лидерских качеств.

Живые зеркала

Организатору потребуется объединить всех присутствующих на тренинге подростков в подгруппы по три человека. После того как включается музыка, один участник каждой группы танцует, а остальные играют роль живых зеркал, копируя все его телодвижения. Когда музыка останавливается ведущие в подгруппах меняются. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в качестве «проектора». Упражнение позволяет сплотить коллектив и поднять настроение всех присутствующих.

Загадочные рифмы

Ведущий делит всех участников на две команды, после чего вручает одной из сторон листы бумаги, на которых написаны простые и распространенные слова вроде «лицо», «лень» или «мост». Задача первой команды - придумать как можно большее количество рифм и прочесть их второй группе таким образом, чтобы та смогла отгадать оригинальные слова. Нельзя указывать на какие-либо объекты внешнего интерьера или детали одежды. Игра проходит в несколько раундов, в течение которых группы меняются ролями.

Важная информация! Побеждает та команда, которая демонстрирует лучшее время в отгадывании рифмованных загадок. Данное упражнение подходит для развития невербальной экспрессии, наблюдательности и способности к творческому и нешаблонному выражению собственных мыслей. Тренинг развивает умение восприятия собеседника на уровне жестов, мимики, а также ассоциативное вербальное мышление.

Мафия

И подростков по популярности в наши дни уверенно возглавляет «Мафия». Создателем этой ролевой игры является студент Московского Университета Дмитрий Давыдов, оформивший основные правила еще в середине восьмидесятых годов двадцатого столетия. Суть их сводится к следующему:

  1. Набирается группа от 7 до 16 участников, каждому из которых в случайном порядке выдаются карты. Именно по ним определяется принадлежность к мирным жителям, шерифу или мафиозной группировке, терроризирующей простых граждан.
  2. В игре происходит смена дня и ночи. За их чередованием внимательно следит заранее избранный из числа присутствующих или путем карточной жеребьевки ведущий. Ночью члены мафии убивают очередную жертву, с наступлением дня все присутствующие выбирают, кто же из них является преступником.
  3. Игра ведется до полной победы, когда убиты все мирные жители, включая шерифа, либо раскрыты личности всех бандитов.

Игра в «Мафию» самым непосредственным образом вовлекает даже малознакомых друг с другом детей и взрослых в оживленные дискуссии и учит находить компромиссы, а также способствует развитию талантов, аналитического мышления, сообразительности и полезных навыков командного взаимодействия. Правила игры настолько просты, что для ознакомления с ними требуется не более нескольких минут. В процессе участникам необходимо вступать в коммуникацию, вести жаркие дебаты и наглядно демонстрировать степень владения дипломатическим мастерством.

Организатор разбивает всех присутствующих по парам и объясняет задачу: на протяжении первых трех минут напарники отыскивают у себя как можно больше схожих качеств и черт характера. Следующие три минуты партнеры тратят на поиск различий. Побеждает та команда, которая сумеет похвастать самым внушительным счетом. После окончания игры ведущему необходимо в доступной для подростковой аудитории форме донести мысль о том, что все люди очень разные, но при этом имеют много общего.

Режиссеры

Психологические тренинги для подростков часто заканчивают следующим упражнением: ведущий распределяет игроков в команды по 5–10 участников, после чего в каждой группе случайным образом выбирается режиссер. Остальным ребятам предстоит стать настоящими актерами. В задачу режиссера входит распределение ролей среди своей команды и подготовка непродолжительной театральной постановки, пародирующей популярную кинокартину или книгу. Если режиссер выбрал в качестве конкурсной работы «Алису в стране чудес», он обязан объяснить публике, почему тот или иной член его группы выбран на определенную роль. Побеждает команда, лучше всего справившаяся с поставленной задачей.

Психологические занятия для подростков

Индивидуальные занятия позволяют внести коррективы в модель поведения как трудного, так и замкнутого ребенка, испытывающего проблемы при общении со сверстниками. В задачу подкованного и разбирающегося в тематике специалиста входит грамотный подбор индивидуального подхода к ребенку и вовлечение его в игровой процесс, который сформирует позитивный поведенческий шаблон, а также избавит от навязчивых страхов, тревожности и комплексов.

Заслуживающим внимания психологом и практикующим гипнологом является Никита Валерьевич Батурин . На счету гипнотизера внушительное количество сессионных консультаций, в результате которых жизнь их участников радикально менялась: разрешались накопившиеся годами проблемы, повышалась самооценка, улучшались отношения с окружающими и достижения в области карьеры и частного бизнеса. К примеру, в этом видеоролике Никита Батурин рассказывает о том, как избавиться от неуверенности в себе и телесных зажимов, что весьма актуально для большинства подростков.

Цель: Проведение тренинга, как средство получения участниками новой информации, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, чувств и состояний человека в определённых ситуациях.

Задачи: 1. Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.

2. Развивать способности к пониманию других.

3. Создать условия для снятия внутриличностных конфликтов и напряжений.

4. Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов в общении, анализе ситуаций.

5.Провести диагностику исходя из личного опыта участников, выделяющую ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты.

6.Создать условия для рефлексии участников обработки результатов тестирования и соотношения агрессивных детей с видами классификации нарушений поведения.

На доске написаны афоризмы: (5 мин)

Обсуждение афоризмов.

1.Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

Радищев А.Н.

2.Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все

Смайлс Самюэл

Антуан де Сент - Экзюпери

4.Уважение других дает повод для уважения себя самого.

Рене Декарт

Игра «К солнцу»

Участники встают и берутся за руки, они должны поднять руки вверх, крепче сплести их и потянутся к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца

Упражнение «Выслушай - верни».

Участники, устанавливая контакт глазами, объединяются в пары (партнер и партнер Б). Партнер рассказывает все, что он хотел бы сообщить на этот момент о себе (2 мин.). Партнер Б слушает и, по окончании отведенного времени, пересказывает все, что услышал, говоря: «Я услышал, что ты.». На «возвращение» информации партнеру Бы также отводится 2 мин. Далее партнеры меняются ролями (партнер Б рассказывает партнеру А, а партнер А пересказывает услышанную информацию партнеру Б).

Во-первых, предоставить детям возможность подумать над вопросами:

Мои одноклассники - какие они?

Какой я?

Как нам можно жить вместе?

Хорошо или плохо, что все мы такие разные?

Во-вторых - принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе.

Люблю - не люблю

Все сидящие в кругу сообщают, что они больше всего любят и что они больше всего не любят.

Обсуждение сводится к выяснению, что же любит большинство участников. Некоторые любят то, что не нравится другим. Ведущий задает вопросы типа: «Можно ли утверждать, что если ты любишь мороженое, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то плохо?»

(Пятиклассники часто повторяют высказывания предыдущих участников. В таких случаях нужно обращать на это их внимание и просить еще подумать и ответить по-своему.)

Инопланетяне-близнецы

Для проведения этого упражнения детей «наряжают» в белые простыни так, чтобы не было видно ни одежды, ни обуви. Специально оговаривается, что простыни у всех должны быть исключительно белые. На лицо надевают маску, сделанную из листа ватмана. Маски у всех должны быть одинаковыми: с прорезями для глаз и носа.

После всех приготовлений дети садятся в круг, ведущие поправляют костюмы участников. Ребят просят представить, что они на некоторое время стали жителями другой планеты. Все ее представители похожи друг на друга, как близнецы.

Затем при полной тишине дети по очереди встают со своих мест и с позиции, откуда хорошо видно весь круг участников, некоторое время осматривают «жителей планеты». Ведущий просит детей запомнить то чувство, которое они испытывают в этот момент.

Затем ведущий сообщает участникам, что у жителей планеты близнецов не только одинаковая внешность, они и мыслят и говорят одинаково. Предлагается по кругу с одинаковой интонацией сказать всем одну и ту же фразу: «Дружба начинается с улыбки».

После этого ребята снимают с себя костюмы жителей другой планеты, становятся самими собой и высказывают по кругу те ассоциации, которые у них связаны со словом «дружба».

Во время обсуждения учащиеся делятся теми чувствами, которые они испытали, когда рассматривали жителей другой планеты. Детям чаще всего бывает страшно, жутко, скучно, холодно, неинтересно. Только один ребенок из всех классов - участников тренинга сказал, что ему было очень интересно, даже захотелось остаться на этой планете, для того чтобы изучить, «как же они так могут жить?».

Дети приходят к выводу: среди одинаковых людей находиться неприятно.

После обсуждения ведущий задает ребятам провокационный вопрос: «А бывает ли в нашей жизни так, что мы не принимаем тех, кто не похож на нас, делает что-то не так, как мы это представляем?» Дети вспоминают ссоры с друзьями и подругами, ситуации, которые то и дело возникают в школьной жизни (дразнят из-за необычного имени, одежды, ответа и т.п.).

После этого упражнения в тренинге объявляется перерыв на обед и отдых. В нашем случае дети имеют возможность поиграть на улице.

Паровозики

Участники тренинга делятся на три команды и строят различные препятствия. В этом им активно помогают родители. Для сооружения препятствий используются скакалки, обручи, столы, низкие табуретки и т.п.

Команде дается задание: пройти все препятствия, не нарушая инструкции (например, обязательно наступать на табуретку двумя ногами и не отрывать рук от впереди идущего игрока). Игрокам команды предлагается посовещаться в течение одной минуты. Команда начинает выполнять упражнение с первого аккорда мелодии.

Некоторые команды не используют эту минуту. Во время обсуждения выясняется, для чего можно было ее использовать.

После того как все команды выполнят упражнение, участники вместе с ведущими разбирают ошибки и их причины:

Какой команде удалось пройти дорожку препятствий наилучшим образом?

Почему это получилось?

Какому игроку в цепочке приходилось наиболее трудно? Почему?

Нужна ли была минута на обсуждение, для чего ее можно было использовать, какая команда догадалась это сделать?

Сборщики

Для этого упражнения игрокам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке необходимо создать такую конструкцию: игрок, который окажется в центре, должен обхватить руками за талии игроков своей тройки, стоящих от него слева и справа. Крайние игроки тройки одной рукой обхватывают центрального игрока, а свободной рукой могут выполнять те или иные действия.

Суть задания состоит в том, чтобы каждая команда собрала как можно больше предметов, сваленных в кучу посреди комнаты. Обычно мы используем старые детские игрушки, пластмассовые емкости, использованные фломастеры и т.п. Если игроки разъединятся, то тройка выбывает из игры.

Тройки игроков располагаются по периметру комнаты на равном расстоянии от предметов и под музыку начинают движение.

После окончания упражнения команды подсчитывают «трофеи», ведущий записывает результаты.

Обсуждение, как правило, проходит бурно. Участникам задаются следующие вопросы:

Удовлетворены ли вы своим результатом?

Остались ли вы довольны собой, своей группой и другими группами, выполняя совместное задание?

Что вы чувствовали во время выполнения задания?

Могут ли быть недовольны вами другие команды? Почему, как вы думаете?

Начинаем обсуждение с тех групп, которые набрали самое большое количество игрушек. Как и предполагалось, они довольны и результатом, и собой, и своей группой. У ребят из групп-победительниц вызывают затруднения вопросы, касающиеся самочувствия участников из других групп. Скорее всего, в азарте они не заметили, что рядом с ними кто-то еще выполнял такое же задание. В некоторых случаях дети с упоением рассказывают, как ловко им удалось «надуть» других и в результате победить.

Когда очередь доходит до менее успешных групп, те с горечью рассказывают о своих чувствах, когда собранные ими игрушки были кем-то (они не заметили кем) украдены.

Некоторые группы относили свою «добычу» в другую комнату, но сделать им удавалось всего одну ходку, потому что по их возвращении все предметы были уже разобраны.

Каждая группа выбирала свой способ выполнения задания. Например, были такие игроки, которые ложились на пол и загребали игрушки руками, как снегоочистительная машина.

Но в процессе обсуждения участники постепенно, через обвинения, упреки и даже ругань, делают вывод о самом эффективном способе выполнения этого задания, вырабатывают правила совместной работы.

Основные правила выполнения этого задания:

Нужно договориться в группе, как встать в тройке (в центре лучше встать игроку меньшего роста);

Нужно определить место, куда складывать игрушки (это место не должно быть сильно удалено от основной кучи предметов).

Ведущий слово «договориться» выделяет как ключевое. Договариваться нужно при совместном проживании в любой группе: в классе, в семье, в лагере и т.п.

Основные правила совместной работы, сформулированные детьми: не жульничать, не воровать, позволять другому выполнять его работу.

Мой портрет в лучах солнца

Детям предлагается на листочках нарисовать солнышко, лучики которого символизируют те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем именной листочек с солнышком передается по кругу (если участников более 15 человек, то класс делится на 3-4 группы), и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики - качества, которые он видит в этом человеке.

В конце концов листочки возвращаются к авторам, и каждый комментирует те изменения, которые произошли с его солнышком. У кого-то стало значительно больше лучиков. Кого-то приятно удивило, что качество «веселый» подчеркнули все одноклассники. Кто-то не ожидал, что все в классе к нему относятся хорошо, и т.д.

Это - мы!

Последнее упражнение - кульминационное. Дети и родители надувают воздушные шарики, которые дети принесли с собой. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.

Ведущий просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем - несколько и наконец - все шарики.

Ведущий спрашивает детей: «Что у меня в руке?». Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это - мы! Это наш класс!»

Ведущий передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.

Детей просят назвать тему тренинга. Ответы могут быть разные: «играли», «знакомились», «хотели нас подружить», но, как правило, бывает несколько ответов, очень близких к названию нашего тренинга: «Я не такой, как ты, и все мы разные».

Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я».

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

Формировать навыки взаимоуважения;

Формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

Способствовать выработке адекватной самооценки;

Формировать навыки общения без оценок.

Упражнение «Ожидание»

Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

Игра-разминка "Эмоции и ситуации»

Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

Материал: мяч.

Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

Упражнение «Репортер»

Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

Обсуждение:

Трудно было говорить о себе?

Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он - другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т.д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

Упражнение «Я - уверенный человек»

Цель: содействие умению формировать желаемые черты характера, поддержка желание к самосовершенствованию. Участники по очереди называют время года и соответственно объединяются в четыре группы. Каждая подгруппа получает правило (и должна его изобразить) формирование личности на листе А4 в свободной форме.

Правило 1

Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в лучшем виде. В течение дня старайтесь заглянуть в зеркало, чтобы убедиться, что у вас привлекательный вид. Перед сном похвалите себя. Вы-лучший.

Правило 2

Не обостряйте внимание на своих недостатках. Они есть у всех. Ведь большинство людей либо не замечает, или не знает, что они у вас есть. Чем меньше вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.

Правило 3

Не будьте слишком критичны к другим. Если вы часто подчеркиваете пороки других людей, и такая критичность стала для вас привычкой-от нее нужно как можно скорее избавиться. Иначе вы будете думать, что ваша одежда и вид-лучшее основание для критики. Уверенности это не прибавляет.

Правило 4

Помните, что людям больше всего нравятся слушатели. Вам не обязательно говорить много остроумных реплик, чтобы привлечь внимание и вызвать привязанность. Слушайте внимательно других, и они будут уважать вас. Говорите в основном на тему, приятную для вашего собеседника, интересуйтесь его делами и проявляйте искренний интерес к его увлечениям. После окончания подготовки каждая подгруппа представляет свое правило. Участники обмениваются мнениями о том, насколько эти правила характерны для них.

Упражнение «Закончите фразу»

Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:

Сегодня я узнал о том, что я.

Мне было приятно, когда.

Упражнение «Цветок пожеланий»

Цель: релаксация.

Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю.». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.

Упражнение «Я тебя прощаю»

Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Что было самым трудным?

Упражнение «Почтенный стул»

Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.

Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».

Упражнение «Сила дыхания»

Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете

воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

Упражнение «Пословицы»

Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.

Как вы понимаете такие утверждения?

Дерево крепкое корнями, а человек - друзьями.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Птичка красна перьями, а человек - своим знанием.

Берись дружно - не будет трудно.

Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

Ведущий предлагает обсудить пословицы.

Упражнение «Ситуации»

Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.

Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):

Карточка 1. Друг заболел;

Карточку 3. Друг получил плохую оценку;

Карта 4. Кто-то позвонил;

Карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;

Карточка 7. Тебя пригласили в гости;

Карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;

Карточку 10. Друг толкнул тебя;

Карточку 11. Ты заходишь в класс;

Карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;

Карточку 13. Вы встретились после разлуки;

Карточку 14. Сосед тебя обидел;

Карточку 15. Ты утешаешь друга.

Притча Долина и песок.

Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:

Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?

Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала.

Обсуждение:

Как вы думаете, что сказала девочка?

Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

На доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что.».

Обсуждение:

Какие ощущения вызвало упражнение?

Прощание

Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

Цель : создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.

Возраст : 10–14 лет.

Время : 2 встречи по 30–40 минут.

Комментарий: упражнения можно использовать при подготовке к экзаменам, контрольным работам.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое успех.

Упражнение «Прошепчи мне имя»

Модификация игры К. Фопеля «Прошепчи имя».

Цель : настроить детей на доброжелательный лад.

Инструкция . Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас каждый из вас будет шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева будет говорить: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя.

Упражнение «Успех - это…»

Цель : сплочение группы, повышение самооценки.

Материалы : бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция . Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает подобрать ассоциации к слову «Успех». Задача детей: повторить то, что сказал предыдущий участник, и назвать свою ассоциацию к слову. Затем ведущий предлагает детям нарисовать ассоциацию к слову «Успех». После этого организуется выставка рисунков.

Анализ упражнения

Трудно ли было подбирать слова?
- Что было легче - подбирать слова или сделать рисунок?
- Что вы чувствовали, когда рассказывали об успехе?

Ведущий. Молодцы, сейчас мы с вами попробуем почувствовать радость от своей деятельности.

Упражнение «Ура, успех!»

Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).

Цель : повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.

Инструкция . По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)

Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.

Анализ упражнения

Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
- Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?

Ведущий. Молодцы, настроились на успех.

Упражнение «Дорога к успеху»

Цель : активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.

Материалы : листы А4 , цветные карандаши.

Инструкция . На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.

Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.

Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.

Задание : один участник в роли ведомого, второй - в роли поводыря. Задача второго участника - говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.

Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить свои успехи и определить цели, ведущие к успеху.

Упражнение «Моя лесенка уверенности»

Цель : повышение уверенности, самооценки. Материалы: карточки с нарисованной маленькой лесенкой; ватман с нарисованной большой лесенкой.

Инструкция . Участникам раздаются карточки с нарисованной лесенкой. Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Затем на листочках записать свои успехи в школе, дома, в кружке. Ведущий говорит, что каждый наш успех поднимает нас на одну ступеньку вверх.

Теперь я положу на пол ватман с нарисованной лесенкой успеха, и вы должны встать на любую понравившуюся вам ступеньку «Уверенности».

Затем ведущий предлагает на верху лесенки написать свою цель при подготовке к экзаменам, урокам. Потом на каждой ступеньке написать, что каждый будет делать по достижении своей цели.

Инструкция для ведущего . Если в группе есть дети, которые нарисовали себя внизу лесенки, предложить им рассказать о своих успехах и снова дать карточку и предложить нарисовать себя.

Анализ упражнения

Как вы думаете, планирование действий ведет к успеху?
- Почему важно определять цель?
- Как может помочь целеполагание готовиться к экзаменам? Почему?

Ведущий. Кто такой, по вашему мнению, самостоятельный человек? Как вы думаете, самостоятельный человек может стать успешным? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.

Упражнение «Мои шаги к самостоятельности»

Модификация плаката Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель : расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта детей, умения договариваться в группах.

Материалы : карандаши, ватман, краски, цветные мелки, карточки (карточки к упражнению находятся во вложении).

Инструкция . Дети сидят за столами. Ведущий просит их назвать свои примеры проявления самостоятельности, затем раздает карточки с описанием разных способов поведения. Детям необходимо выбрать те карточки, которые подходят им.

Инструкция для ведущего . Если дети не нашли подходящий для них способ поведения, то им предлагается написать свой собственный. Потом педагог зачитывает все способы поведения, которые написали дети, обобщает их и делает вывод о том, какие способы характерны для них. После обобщения педагог предлагает детям разделиться на тройки и нарисовать на ватмане те способы поведения, которые они используют в своей жизни.

Анализ упражнения

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы всегда выполнять домашние задания?
- А хорошо это или плохо - не выполнять свои обещания?

Упражнение «Цвет успеха»

Цель : закрепить понимание, какие сопутствуют успеху.

Материалы : краски, листы бумаги.

Инструкция . Детям предлагается подумать и нарисовать, какого цвета успех. Обязательное условие: рисовать учащиеся должны руками.

Анализ упражнения

Как вы думаете, какой цвет дружит с успехом?
- Бывает ли у вас настроение такого цвета?
- Как вы себя при этом чувствуете?

Итог занятия

Дети садятся в круг. Ведущий включает запись, и на фоне тихой, спокойной музыки дети делятся своими чувствами. Например, «Я чувствую сейчас удовольствие», «Я - восторг» и т.д.

Скачать карточки к упражнению .

Татьяна МАЗУРЕНКО,
педагог-психолог, МБОУ «СОШ № 6», г. Норильск, Красноярский край