Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Типы вальдорфских образовательных учреждений. Фотогалерея: иллюстрации из школьной жизни. Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Типы вальдорфских образовательных учреждений. Фотогалерея: иллюстрации из школьной жизни. Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Некоторые противники вальдорфской системы воспитания могут вам сказать, что после вальдорфского детского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. Но это не совсем так. Все очень индивидуально и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. В целом выпускники вальдорфского детского сада вполне успешно адаптируются в новой среде обычной средней школы.

В вальдорфских и традиционных школах совершенно разные атмосферы, потому что в вальдорфских школах основная цель — развить способности каждого ученика и укрепить его веру в свои силы. В этих школах много внимания уделяется развитию инициативы, творческого подхода и чувства ответственности. Они предлагают ученикам такой способ познания мира, который исключает чувство отчужденности от него.

Как в вальдорфских детских садах, так и в вальдорфских школах отсутствует сортировка первоклашек на три сорта. Каждый важен. И каждый талантлив. Здесь маленький человечек не «результат наследственности и внешнего воздействия», а уникальное, неповторимое творческое начало. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает атмосферу уважения к детству, учета индивидуальных потребностей и возможностей каждого ученика, в такой атмосфере ребенку комфортно, хорошо. Поэтому, как правило, дети любят свою школу и с удо-вольствием в ней учатся. А если ребенку хорошо, его можно научить многому.

В современном мире дети все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества, как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, умение отличить добро от зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок знал и любил этот мир и всех его обитателей. В этом смысле подход Штайнера к образованию является поистине экологическим.

Основной метод вальдорфской педагогики, применяемый в школе, — метод «душевной экономии», который состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе раз-вития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В этих школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима, но они сотруднича-ют друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся.

Школьное обучение начинается в семь лет и длится 11— 12 лет. Классы всегда с небольшим количеством учеников. Преподавание основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога.

Все занятия с учениками от шести до четырнадцати лет ведет один и тот же классный руководитель. Первый, кто встречает ребенка утром в школе, — классный руководитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся два часа без перерыва. Вот почему при переходе из младшего в среднее звено в вальдорфской школе ребенок не испытывает тех трудностей, что в традиционной школе. Не происходит смены психических функций, на которые опирается обучение, и смены самого типа обучения. По-прежнему большинство предметов ведет классный учитель, который и является основным источником информации.

Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. В 14—18 лет учащийся по-лучает так необходимые в этом возрасте помощь и поддержку своего классного наставника. А взаимодействуя со многими учителями в средней школе, ученики не испытывают полного единства требований, получая от учителей различную оценку своих действий, окружающей их жизни и самих себя.

Педагог вальдорфской школы вправе самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать его творческие возможности. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу, стиль его работы — активный и живой. В результате такого изложения материала у учеников пробуждаются внутренние чувства, проявляется жизнь с ее радостью и болью, с ее приятными и неприятными моментами, напряжением и расслаблением.

➢ Не менее важной задачей педагога является объединение в классе детей. Это происходит на занятиях эвритмией и гимнастикой Ботмера, пения и драматургии. Вальдорфские педагоги считают, что согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат работы зависит от слаженности действий. Но самым главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребенку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты.

➢ Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, поскольку к де-тям обращаются не только как к существам, способным толь-ко мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Первый урок — это главный урок, на котором изучают один из общеобразовательных предметов: математику, родной язык, географию, физику, химию и т. п. Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью ученики занимаются в послеобеденное время, осваивая ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

В вальдорфских школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка. Первые восемь классов детям преподают такие «второстепенные» предметы (для традиционной школы), как рисование, музыку, рукоделие и т. д., на одном уровне с остальными дисциплинами. Новые предметы вводятся постепенно.

На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до 2-го класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1- и 2-м классах).

Обязательны занятия музыкой: с 1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже — на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся также два иностранных языка — немецкий и английский. Обучение иностранному языку начинается так же, как и обучение при рождении своему родному языку, — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

В вальдорфских школах изучают такой предмет, как эвритмия, — искусство художественного движения, которое сочета-ет в себе гармонию и пластику танца с пантомимой, музыкой и поэтической речью. Этот предмет имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение. Эвритмия способ-ствует снятию зажимов, исправлению осанки, развитию пла-стичности тела. На этих занятиях, как отмечалось выше, дети также учатся понимать и чувствовать действия других детей.

Междисциплинарный подход в течение всего обучения позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир.

Учебник минимально представлен в урочной работе . Ученики сами пишут себе учебники: у всех детей есть рабочая тетрадь, где они отражают свой опыт и то, чему научились.

Только ученики старших классов используют учебники в до-полнение к работе по основным урокам.

➢ Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого семестра учитель пишет подробный, детальный отчет-характеристику на каждого ученика. Но если ученик переходит в обычную общеобразовательную школу, то ему выставляют оценки.

В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли. Устраиваются также выставки самых красивых тетрадей, одежды, сшитой на уроках рукоделия, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать.

В вальдорфских детских садах и школах просто волшебные праздники. В праздниках на равных участвуют все — дети и родители, учителя и воспитатели. Каждый праздник отмечается с особым почтением, и к каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как в обычной школе, — подарки рождаются в теплых родительских руках. Чего только не делают на родительских рукодельных посиделках! И лоскутные мячики, и настоящих кукол, и ангелов, и даже гномиков валяют из шерсти. А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручают деревянные игрушки.

Часто устраивают праздники, посвященные каким-то при-родным явлениям: созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега — или религиозным событиям: Рождество, Пасха, Масленица. К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

Ранней осенью отмечают праздник урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного. Дети, учителя и родители вместе пекут пироги, каждому ребенку дарят корзинку с осенними дарами и какую-нибудь особую «урожайную» игрушку.

Поздней осенью проводится праздник фонариков. В это время ночи долгие, а дни короткие, рано темнеет. Природа готовится к зимнему сну. В такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зимний сон не будет длиться вечно, что солнце скоро засветит ярко и на земле снова будет весна.

Но, пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник — Масленица. Вооружившись трещотками и деревянными по-гремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все отправляются в лес на масленичную поляну. А там — санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются двое пап). И взрослые, умудренные опытом солидные папы и мамы, ве-селятся, как дети. А на Пасху опять же все вместе разрисовывают яйца и пекут куличи.

С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

➠ Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в вуз. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель.

Многолетний опыт показывает, что выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. В дальнейшем они выбирают для себя специальности гуманитарного направления или деятельность, связанную с социальной сферой, — врач, учитель, социальный работник.

Словом, вам, родителям, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она вас может научить, — это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. в этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

историческая справка

вальдорфская педагогика была основана рудольфом штайнером. в 1907 году он издал книгу «образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. а 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «вальдорф-астория» в штутгарте (германия). именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах германии, а также сша, великобритании, швейцарии, голландии, норвегии, австрии и венгрии и др. на данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. в россии первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

биография

рудольф штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

ближайшей соратницей рудольфа штейнера была его жена - мария фон сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

о вальдорфской методике

у рудольфа штейнера был свой взгляд на развитие детей. он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

основные принципы организации детских садов и школ

дети-дошкольники. в вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. наполняемость групп - до 20 человек.

организация пространства. индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Воспитатель. в вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. а всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

Подражание. первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. при этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

всему своё время. вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. с детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. а со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

ритм и повторения. вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). и наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. у последователей штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. при избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. в вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Родители. в вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. родители здесь - частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.

последователи штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. у них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

Если его действия могут повредить другим.

Если могут пострадать какие-либо вещи.

при этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

будние дни

как же проходит день в вальдорфском саду?

о приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

день начинается общим приветствием - «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. с детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.


воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

после свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

затем «вдох» - интенсивная музыкально – ритмическая игра. после нее – снова расслабление - прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. а можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» - заняться огородничеством.
после возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» - воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.п. причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «жил был зайчонок (которого слепила катя). он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. - разыгрывается целое театральное представление.

потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. еда подается в красивых глиняных мисочках.

после обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п.
за "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

праздники в вальдорфском саду

праздники в вальдорфском саду занимают особое место. ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. они проводятся в духе народных традиций. детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

в вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (нового года, женского дня), существуют и другие праздники. например, день урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. а в ноябре - праздник фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. на рождество – спектакль о чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. после нового года – - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. на иван – купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его день рождения. малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. затем поздравления с днем рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.

отрицательные моменты вальдорфской системы

Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. ведь принципы штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.

Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

Сам рудольф штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.

Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! но прогресс-то не стоял на месте. получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (пушкина, барто, михалкова, носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). а если ребенок итак слишком и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

о вальдорфских куклах:


Материал к занятию.

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Привлекательны лозунги данной методики: не ребёнок должен адаптироваться к школе, а школа к ребёнку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников, свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребёнка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.

Разобраться в том, что несёт в себе вальдорфская педагогика - пользу или вред, - поможет нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Об истоках

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребёнка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики "Вальдорф Астория". Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом - «вальдорфская педагогика».

Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека, но так как там отсутствовал отбор по материальному и социальному признаку учащихся, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.

Успехи первой вальдорфской школы, её педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.

Приход в 1933 году к власти нацистов привёл к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.

Об основателе вальдорфской школы

Рудольфа Штайнера (1861-1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причём как в обычном, так и в духовном смысле. Он в 20 своих книгах и около 6 тысячах лекций затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.

Штайнер основал антропософию - разновидность учения о единстве человеческой души с божеством, которая ставит своей целью раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребёнка.Рассмотрим, как именно эти задачи находят решение в вальдорфской методике и что это такое - вальдорфская педагогика.

Особенности вальдорфской педагогики

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определённые цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.

В центре педагогического процесса ребёнок, с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно – задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.

Вальдорфская педагогическая система «детский сад – школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3-4 недели, что позволяет ребёнку «вжиться».

3. Каждый день разделён на три части: духовный, душевный, креативно-практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребёнка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребёнка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребёнка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, применяют до 12 лет «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно - не интересно, радостно - грустно и т.п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребёнка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка - сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподаётся такой предмет, как эвритмия - разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребёнка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребёнку, создаёт комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования - ребёнок сам оценивает себя и свои достижения.

«Козыри» вальдорфской педагогики

Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад - школа».

В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете - физическое и творческое развитие ребёнка, воспитание, основанное на подражании и примере.

С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10-11 лет - также как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5-2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.

Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведёт один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому, более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.

Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребёнка», гуманной школой, где основа - не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

Немного статистики

Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.

В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.

Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее её существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.

Критика вальдорфской педагогики

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг неё. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далёким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдаётся всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Воспитатели, педагоги вальдорфских школ являются сами антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребёнка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это всё дает основание противникам вальдорфской школы называть её «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребёнку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов - выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе - разное содержание образовательных программ, характеристики вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения - в заучивании стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия - плавные движения под музыку, - становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребёнка из вальдорфской школы в обычную даётся ответ: «Умный ребёнок везде будет учиться».

Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.

Системное заключение

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребёнок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. , а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Другое дело, что развитием чувств у ребёнка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6-7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счёту, развитию абстрактного мышления. В 12-15 лет современный ребёнок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперёд, и наличие одного учителя с первого по седьмой класс, который ведёт все учебные дисциплины, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Если раньше было больше людей только с нижними векторами и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».

Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития его способностей для успешности ученика в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку - задача педагога, но при этом он опирается на свой опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию - то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.

Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не позволяют им всем реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врождённые особенности которых вовсе не лежат в плоскости развития гибкости и грациозности.

Создание в школе, дома тепличных условий жизни для ребёнка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребёнок должен находиться во главе угла только до определённой степени - важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребёнок – это ребёнок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно - Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.

Сегодня главным упрёком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся, прежде всего, для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребёнок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребёнка без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретёнными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врождённых свойств детей, действуют наощупь.

Важнейший принцип воспитания и обучения детей - формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо - не используется. Ребёнок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему даётся легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребёнка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживётся в вальдорфской школе и уретральный ребёнок - маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.

Вальдорфская школа подходит детям с и векторами - послушными, любящими делать всё в определённом порядке, усидчивым. будет импонировать дисциплина, чёткий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.

В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе - это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю бороду... Их врождённые свойства не развиваются - из страха в сострадание и любовь.

Итак, родителям, прежде чем реализовать своё естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребёнок, а затем серьёзно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

15th Сен 2017

Здравствуйте, дорогие читательницы! Буквально вчера я впервые узнала о таком понятии как «вальдорфская школа» , услышав несколько хвалебных отзывов об обучении в ней. Естественно, мне стало интересно, что это, в чем принципы и различия с общеобразовательными учреждениями, какова цена и недостатки. Специально для вас я прошерстила интернет, прочитала кучу отзывов и составила описание набирающей популярность вальдорфской школы, чтобы у вас сложилось правильное представление о ней. Итак, поехали!

Суть вальдорфской школы

Вальдорфская школа возникла как замена государственному образованию с его оценками, жесткими рамками и контролем. То есть это, в первую очередь, альтернативное обучение, в основах которого лежит «наука» антропософия. Придумал эту вещь австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штейнер.

Духовная наука, названная Штейнером «антропософией», стремится внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Он характеризовал её следующим образом:

Антропософия - путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной.

Чего-чего? В общем, не знаю, как вы, а я с сомнением и скептицизмом отношусь ко всякого рода эзотерике и мистике. А если добавить сюда магию, астрологию, гадания и вызывание духов, свойственные оккультизму, то и вовсе становится не по себе. В общем, фундамент, на котором основана вальдорфская школа, довольно сомнительный и пугающий.

Принципы обучения в вальдорфской школе

Обучение в школе длится 12 лет, из них 8 лет детям не ставят отметки, а основные предметы преподает один учитель. Причем учитель, помимо преподавания основных общеобразовательных предметов, поет, рисует, играет на флейте, вяжет, шьет. Прямо-таки Мэри Поппинс, разве не чудесно?

Главной особенностью вальдорфской школы является обучение «эпохами»: каждая эпоха длится 3-4 недели, и главной темой обсуждения выбирается какой-то один предмет. Утверждается, что это помогает полностью погрузиться в изучение темы, не отвлекаясь на другие проблемы.

Также в школе уделяется огромное внимание творчеству, а домашние задания попросту отсутствуют . Преподаватели стараются как можно дольше продлить детям ощущение детства, так что строгих выговоров и битья указкой по голове здесь не встретишь.

В вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. В первом классе дети только рисуют, и лишь второклашки начинают писать, причём сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями.

В школе не принято говорить детям «нет» . Приветствуется любая инициатива, которую преподаватели стараются поддержать и помочь воплотить в жизнь. Очень поощряется фантазия.

В вальдорфских школах отсутствуют компьютеры, а все окружающие предметы сделаны из натуральных материалов. Причем детям даже запрещается играть с игрушками, созданными не из природных ресурсов.

Вот такие принципиальные отличия вальдорфской школы от обычной. Для кого-то эти особенности являются преимуществом, для кого-то недостатком. В следующем пункте я выскажу свое мнение.

Игрушки учеников Вальдорфской школы (ручная работа)

Плюсы и минусы вальдорфской школы

Плюсы

  • Несомненным плюсом является ориентированность преподавателей на ребенка и его особенности. Максимальное число учеников в классе - 10, что позволяет уделять каждому достаточно внимания.
  • Один преподаватель в течение 8 лет - это здорово. Особенно если он хороший. Детям необходим наставник, пока они не способны сами принимать решения. Однако не уверена, что школы могут гарантировать непоколебимость учителя: все мы люди, и у нас случаются чп - болезнь, декрет или просто желание сменить деятельность.
  • В школе проводятся интенсивные занятия иностранными языками - как правило, английским и немецким. Для кого-то это плюс.
  • Говорят, что дети с радостью ходят в такую школу , так как обстановка внутри нее семейная, дружественная, не конкурентная. Каждый дружит с каждым. Дни Рождения, Новый Год и прочие праздники отмечаются с размахом.

Минусы


Отзывы о вальдорфской школе

А теперь давайте посмотрим некоторые отзывы родителей, чьи дети учились в вальдорфской школе, и тех, кто так или иначе сталкивался с учениками этой школы:

По прошествии трех лет обучения в вальдорфской школе, мне сообщили, что мой ребёнок психически ненормальный, социально незрелый, глупый. И вот почему: 1. Р ебёнок должен постоянно улыбаться, а моя дочь улыбается редко. 2. Она не хочет дружить с каждым, кто оказывается рядом, а тщательно выбирает людей для общения. 3. Для моего ребенка результат работы имеет большее значение, чем процесс, а нормальный ребёнок получает кайф от процесса, независимо от получившегося результата. 4. Дочь стремится сделать задание лучше других, а это порождение конкуренции и явное проявление психической ненормальности.

И, наконец, они знают, как решить сию проблему и сделать ребёнка счастливым. Для этого в вальдорфских школах существует «разговор о ребёнке». И пояснили, что скрывается за этим понятием. Сначала я должна сесть с классной учительницей и рассказать ей все подробности о Кире, обычно это три встречи по два часа. Интересовать их будут все-все подробности, начиная с того, как мы её зачали, в какое время суток и в какой позе. А потом всю полученную информацию классная учительница доложит на общей конференции учителей, и они все вместе… будут думать о ребёнке. И этим энергетически ей помогут и сделают её счастливой. Понятно, что мы экстренно оттуда сбежали. Ребёнок с сегодняшнего дня в другой школе, чему несказанно счастлив.

Виктория

Выпускники Вальдорфской школы - с виду обычные ребята…

Отдавала ребенка в Вальдорфскую школу и сама работала там в течение 2 четвертей. Когда поступали туда - впечатление было очень приятное, нестандартный подход, особое отношение к детям, без нажима, без казенщины, все очень по-домашнему, уютное помещение и милые, доброжелательные педагоги. Не смутило, а наоборот, порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это показалось очень привлекательным. Но!Поработав там полгода, я оттуда ушла и ребенка забрала, на следующий год мы пошли в обычный первый класс. Именно то, что меня привлекло при первом знакомстве, дальше напугало. Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что - нет, нет никаких критериев,по которым можно было бы оценить знания детей. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой. Часто школу использовали как последний приют для детей с явными проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в нормальной школе - естественно, это обстановку не оздоровляло. Плюс ко всему, через непродолжительное время меня стали напрягать такие своеобразные занятия как эвритимия, хоровое декламирование. К моему ребенку также было предъявляемо много претензий по поводу его любви к «светским» игрушкам а-ля роботы или герои мультиков, по поводу приверженности к компьютерным играм. По вальдорфской методике ребенок должен играть только в специальные деревянные и тряпичные самодельные игрушки (или по крайне мере, изготовленные вручную), не смотреть телевизор, читать только народные сказки - мы так и не смогли стать правильными вальдорфцами, вникнуть и принять всю эту систему. Честно говоря, чем я больше все это наблюдала, тем больше мне все это напоминало какую-то секту. В общем, мы оттуда с сыном ушли и не жалеем.

Эвритмия - одна из дисциплин в Вальдорфской школе

Для моего аутиста эта школа идеальный вариант по многим параметрам: щадящая программа в начальной школе, небольшой класс (13 чел), спокойная, дружелюбная обстановка, понимание наших проблем.

Катерина

Когда я училась в 10-м классе, к нам перешли три девочки из Вальдорфской школы на Петроградской; у них тогда какие-то проблемы с лицензированием возникли, ну, дети и стали «расходиться». Все три девочки были очень милые, приятные, чудесно пели, но учиться они не умели абсолютно, писали с ТАКИМИ грамматическими ошибками, что у нас порой первоклассники грамотнее пишут, и все трое закончили школу на круглых тройках, просто потому, что не было элементарной «базы»…

В Вальдорфские школы в Москве ходили дети нескольких знакомых. Как бы помягче сказать - знаний маловато было у деток. Потом все они пришли ко мне с просьбой подтянуть по математике. Но бегемота из болота тянуть тяжело.

Перевестись потом в другую школу почти нереально, соседского мальчика сначала из нашей школы перевели в Вальдорфскую, потом пытались обратно, но их не взяли- отставал по программе неописуемо.

Упомянутый мальчик в итоге заканчивал экстернат, еле-еле вытянула его на минимальную четверку по ЕГЭ.Двоих других я даже не взялась учить.

Ирина, репетитор

Интересные факты о вальдорфской школе

Кстати, вы не задумались, почему придумал учение Штайнер, а школа называется вальдорфской ? Оказывается, первую такую школу проспонсировал директор табачной компании «Вальдорф-Астория», чтобы обучить грамотности своих рабочих.

Вальдорфские школы существуют уже почти 100 лет (с 1919 года), по всему миру насчитывается 1025 заведений, из них 18 в России (Москва, Санкт-Петербург, Зеленоград, Жуковский, Воронеж, Томск, Уфа, Смоленск, Самара, Калуга, Ярославль, Иркутск).

Спорим, вы знаете много выпускников вальдорфской школы? Среди них актрисы Дженнифер Энистон и Сандра Буллок, немецкий автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше, а также генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Кому подходит вальдорфская школа?

Теперь я знаю о вальдорфской школе достаточно. И считаю, что это отличный выход для «особенных», либо очень творческих детей , а также тех, кто совсем не вписывается в обычную школу и подвергается травли со стороны одноклассников. В вальдорфской школе такого однозначно не будет. Однако нужно понимать и принимать религиозную направленность этого учебного заведения, которая идет вразрез с Православием. Так как я считаю свою семью христианской, то отдавать дочь туда я бы ни стала по этой и еще нескольким причинам, перечисленным в пункте «минусы вальдорфской школы». Если вам близка моя точка зрения, Подписывайтесь на мой блог по e-mail , чтобы узнавать больше о гармоничном развитии ребенка и веселой жизни в декрете:)

Надеюсь, мое исследование данного вопроса было достаточно полным и объективным, и поможет другим родителям разобраться с принципами обучения в вальдорфской школе. Если вы каким-либо образом сталкивались с этим альтернативным обучением, буду благодарна за комментарии. Всего хорошего вам и вашим деткам!

Введение

Человеческое различие - это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю - огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Таким образом, целью данной работы определено следующее: рассмотреть систему вальдорфской школы как особую систему образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    проследить историю возникновения вальдорфских школ;

    познакомиться с системой обучения и воспитания вальдорфской школы;

    рассмотреть организацию преподавания в вальдорфской школе.

Вальдорфская педагогика. История

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно-ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов, - особенно старшего звена? Сделать из человека машину...»

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ-педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы Вальдорф-Астория, которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ). «Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.