Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Испанская драматургия: Лопе де Вега «Собака на сене. Испанская драматургия: Лопе де Вега «Собака на сене Собака на сене автор произведения

Испанская драматургия: Лопе де Вега «Собака на сене. Испанская драматургия: Лопе де Вега «Собака на сене Собака на сене автор произведения

Собака на сене Лопе де Вега

(Пока оценок нет)

Название: Собака на сене
Автор: Лопе де Вега
Год: 1616
Жанр: Драматургия, Европейская старинная литература, Зарубежная драматургия, Зарубежная старинная литература

О книге «Собака на сене» Лопе де Вега

Драматург Лопе де Вега считается золотым наследием испанской литературы 17 века. Он уже в 22 года имел славу и популярность в литературных кругах Испании благодаря своему таланту.

Лопе де Вега прожил бурную, богатую на любовные приключения и одновременно богатую на трагические события, жизнь. Но тяжелая судьба не сломила его дух, не заставила потерять интерес к жизни. Он создавал свои произведения до самой смерти. Одним из них является комедия «Собака на сене». Если ранние труды писателя призывали к патриотизму и он хотел благодаря им прославиться, то эта книга написана на закате жизни автора и уже является ироническим произведением, в котором он заставляет читателей смеяться над жизненными ситуациями, которые в то время выглядели просто нелепо и смешно, в которые и попадали герои произведения.

Книга Лопе де Вега «Собака на сене» — это одно из лучших произведений автора в стиле «придворной комедии».

В этом труде повествуется о жизни аристократии Испании, об отношениях между господами-аристократами и их слугами, а также о любви, которая появляется, как ни странно, из ревности. Также комедия полна интриг и веселых ситуаций. А во всем этом может разобраться только слуга главного героя, который решает все проблемы и приводит своего господина к счастливому бракосочетанию.

В комедии «Собака на сене» повествование идет о прекрасной аристократке Диане, которая влюблена в своего секретаря Теодоро. Причем влюблена она в него именно из-за ревности. Сама же она не позволяет любить себя своему секретарю, но и не позволяет ему любить служанку Марселу. Вся причина этой нелепой ситуации – в сословии. Аристократка не может любить простого, незнатного человека по законам того времени. И, конечно, наоборот – незнатный человек не может стать мужем аристократки. Собака, сидя на сене, его не ест, но и никого к нему не подпускает. Именно так и поступает Диана. Но, к счастью, благодаря очень хитрому слуге Тристану все разрешается с благоприятным исходом для влюбленных.

В книге «Собака на сене» Лопе де Вега Тристан является разумным персонажем, который умеет мыслить и находить выход из любых ситуаций. Следить за его действиями очень интересно и увлекательно. Образ хитрого слуги-пройдохи очень ярко здесь выражен. Слуга и является главным интриганом, но при этом он трезво и умно мыслит, что не скажешь о других персонажах. Тристан откровенно насмехается над любовными страданиями Дианы и Теодоро. Любовь способны познать все – и богатые, и бедные. И именно любовь стирает все границы между сословиями.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Собака на сене» Лопе де Вега в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Собака на сене» Лопе де Вега

Будь он кузен, будь он знакомый,
пока мужчина не влюблен
свободно к даме входит он,
и запросто и на приемы.
Но стоит лишь ему влюбиться
он реже посещает дом.
Он… Он даже говорит с трудом.
Он робок, он всего боится.

Ах если б можно, если б можно было,
Чтоб сердце самовольно разлюбило.
Увы, оно лишилось власти,
Подчинено любовной страсти.

Любовь, зачем ты мучаешь меня,
Ведь я забыть тебя была готова,
Зачем же тень твоя приходит снова
Жестокой болью душу мне казня?

Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем.

Как трудно сделать вид, что влюблена,
Как трудно позабыть любовь былую…
Чем я усердней мысль о ней бичую,
Тем всё живее в памяти она.

Как признаются в нежной страсти
мужчины женщинам?
Как всякий, кто обожает и вздыхает.
Приукрашая сотней врак одну
сомнительную правду.

Когда любовь переступает в бесстыдство,
то уже ничто не оградит ее от кары.

Итак, осиротели, значит,
Покрылись тьмой мои глаза!
И все же просится слеза:
Кто мало видел, много плачет.
Глаза, вот это вам расплата
За то, что изливали свет
На недостойный вас предмет.

Скачать бесплатно книгу «Собака на сене» Лопе де Вега

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

«Собака на сене» - комедия в трёх действиях испанского драматурга Лопе де Веги, написанная примерно в 1618 году.

«Собака на сене» главные герои

  • Диана, графиня де Бельфлор - молодая вдова
  • Теодоро - секретарь Дианы
  • Марсела - служанка Дианы
  • Доротея - служанка Дианы
  • Анарда - служанка Дианы
  • Фабьо - слуга Дианы
  • Граф Федерико - поклонник Дианы
  • Маркиз Рикардо - поклонник Дианы
  • Граф Лудовико - безутешный отец, сын которого много лет назад попал в плен к маврам
  • Тристан - слуга
  • Отавьо - дворецкий
  • Леонидо, Антонело, Сельо - слуги

Действие 1

Молодая неаполитанская вдова Диана пребывает в смятении: её сердцем завладел секретарь Теодоро. Пытаясь разобраться в нахлынувших чувствах, графиня де Бельфлор признаётся себе, что если бы этот умный, красивый мужчина был от рождения знатным, то она позволила бы ему приблизиться к себе. Ситуация усугубляется тем, что Теодоро симпатизирует служанке Марселе: дело явно идёт к свадьбе.

Попытки справиться с любовью Диане не удаются: от имени несуществующей римской подруги она пишет письмо-признание, просит Теодоро оценить послание и переписать его «своей рукой». Молодой человек догадывается об истинных причинах, стоящих за письмом, но в то же время сознаёт, что между ним и графиней - пропасть. Достаётся и Марселе: изнемогая от ревности, Диана приказывает запереть служанку на несколько дней в своей опочивальне.

Действие 2

Для Теодоро наступают тяжёлые дни: графиня то даёт ему надежду, то жёстко отталкивает. Его отношения с Марселой рушатся, и девушка в отместку пытается приблизить к себе слугу Фабьо. В какой-то момент Теодоро не выдерживает и выплёскивает на хозяйку все накопившиеся эмоции, упрекая её в том, что графиня ведёт себя, как собака на сене. Разговор на повышенных тонах заканчивается пощёчинами, которыми Диана «награждает» своего секретаря.

Наблюдающий за этой сценой граф Федерико - один из поклонников графини - понимает, что за вспышкой Дианиной ярости стоит страсть.

Действие 3

Граф Федерико и маркиз Рикардо, давно и тщетно пытающиеся растопить ледяное сердце молодой вдовы, решают, что фаворита Дианы нужно убрать с дороги. Выбрав на роль «головореза» слугу Тристана, они предлагают ему триста эскудо за убийство Теодоро. Тристан с готовностью берёт задаток и немедленно сообщает товарищу о коварном замысле графининых воздыхателей.

Теодоро решает покинуть дворец Дианы; придя к госпоже, он просит разрешения уехать в Испанию. Графиня, надеясь, что расставание поможет ей избавиться от сердечных мук, признаёт его намерение благоразумным. Но прощание затягивается: Диана то просит Теодоро уйти, то вновь возвращает.

Тем временем Тристан приступает к реализации плана, который, по его задумке, должен соединить графиню и секретаря. Он направляется во дворец старого графа Лудовико. Двадцать лет назад граф отправил на Мальту единственного сына по имени Теодоро; мальчик попал в плен к маврам, и с тех пор старик ничего о нём не слышал. Представившись Лудовико греческим купцом, Тристан сообщает, что его сын, переживший много приключений, находится в доме графини де Бельфлор.

Лудовико немедленно отправляется во дворец Дианы. Увидев Теодоро, он узнаёт в нём себя в юношеские годы и объявляет наследником всех своих владений. Секретарь смущён и растерян; оставшись наедине с Дианой, он признаётся, что историю с найденным сыном придумал Тристан. Однако для графини это уже не имеет значения: она радуется тому, что между ними больше нет сословных барьеров, и сообщает всем окружающим, что отныне Теодоро - граф и её муж.

Подлинная «визитная карточка» шедевров испанских драматургов Золотого века – женские характеры. Такому феномену как «нелегкая женская доля» посвящали произведения и раньше и не только в Испании. Однако именно легендарные испанские драматурги XVII-XVIII в. сделали своих современниц с их яркими, запоминающимися характерами, волей к борьбе за любовь и счастье центром драматических сочинений.

Иногда знаменитые пьесы радуют нас и несколько нестандартной «подачей» так называемого «женского вопроса». В пьесе «Собака на сене» (“El perro del hortelano”, 1618), например, Лопе де Вега не пишет о женской зависимости от мира мужчин, он ставит другую проблему. В центре повествования – сильная, независимая женщина. И именно то, как ее сила и независимость помогают (а, точнее, мешают) ей в жизни, становится основой конфликта пьесы.

Образ героини продуман драматургом до мельчайших деталей. Уже данное героини имя является, по сути дела, «говорящим». Необычное (с точки зрения «этимологии») сочетание «Диана де Бельфлор» рисует нам образ женщины внешне незаурядной (belle fleur – франц. «красивый цветок»), но при этом наделенной сильным характером (Диана – имя сильной, волевой и независимой богини-охотницы). По социальному положению Диана – не редкое, но любопытное явление: молодая вдова аристократа, так называемая une femme solle («одинокая (т.е. независимая) женщина», юридический термин тех времен). Она обладает значительным состоянием, дворянским титулом, но и тем, и другим распоряжается сама, не имея близкого родственника мужского пола.

Наверняка не одна женщина в далеком XVII веке в тайне (или даже вслух) вести такую жизнь: самой распоряжаться деньгами, хозяйством, слугами, жить как хочется не отчитываясь ни перед кем… Опять же молодая графиня де Бельфлор – женщина умная, рассудительная, и идеальной репутацией и моральными принципами. Казалось бы, такой женщине только жить и радоваться. Однако гордая и холодная Диана только кажется неприступной и счастливой, она, как и все, втайне мечтает о любви и простом, человеческом счастье.

Знаменитая советская экранизация «Собаки на сене» Яна Фрида (1977, в ролях: М.Терехова, М.Боярский и др.) начинается как раз с красноречивой иллюстрации одиночества героини в ее собственном доме, где по ночам кипит бурная жизнь со свиданиями, признаниями, надеждами… Диана оказывается не в силах противостоять этой «повальной» лихорадке и… тоже влюбляется. Но, раз она женщина во многих отношениях незаурядная, ее в любви ждут незаурядные испытания.

«Предметом» ее любви «вдруг» оказывается секретарь Теодоро. Чувство зародилось довольно давно, но Диана долгое время ему сопротивлялась:

Я столько раз невольно замечала,

Как Теодоро мил, красив, умен,

Что, если бы он знатным был рожден,

Я бы его иначе отличала.

Сильней в любви в природе нет начала.

Но честь моя – верховный мой закон… (370)

Любовь Дианы вспыхивает по, казалось бы, странной причине: она узнает о помолвке Теодоро с горничной Марселлой. Однако, если разобраться, в этом нет ничего необычного, необъяснимого, если принимать во внимание характер героини. Диана выбирает из своего окружения самого достойного (Теодоро действительно по уму и прочим достоинствам превосходит всех остальных воздыхателям Дианы, хотя и значительно ниже их по социальному положению). Она понимает, что только в союзе с ним она будет счастлива. Невозможность этого союза ей очевидна, но «отпустить» Теодоро, позволить ему стать мужем другой Диана не может. Это просто выше ее сил, тем более, что она привыкла полностью контролировать жизнь всех близких ей людей, а свадьба Теодоро и Марселлы этот контроль ослабит.

Так, сильная, умная и независимая Диана оказывается в ловушке: сила и ум велят ей действовать как велит долг, а независимость не может допустить отказа от любви. Разумная героиня начинает вести себя не логично, позволять себе поступки, какие раньше сочла бы недостойными: смакует в разговоре с Теодоро недостатки Марселлы, придирается к девушке, периодически подает своим поклонникам ложные надежды… Теодоро уже окончательно измучен, то Диана почти в открытую говорит с ним о своей любви, то, наоборот, прогоняет, «ставит на место»:

Чуть я немножечко остыну,

Вы разгораетесь соломой,

А чуть я снова загораюсь,

Вы льдом становитесь холодным…

Иль дайте есть, иль ешьте сами.

Я прокормиться неспособен

Такой томительной надеждой… (437).

Истинный драматизм ситуации в том, что из кризиса, в котором находятся Диана и Теодоро действительно нет выхода. Они не могут преодолеть сословных различий, как бы им этого не хотелось. Воля дает героини силы «отпустить» возлюбленного за границу, и попытаться утешиться по крайней мере тем, что, с точки зрения морали и дворянской чести, Диана сделала правильный выбор:

Будь проклята людская честь!

Нелепый вымысел, губящий

То, что сердцам всего дороже!

Кто выдумал тебя? И все же

Ты нас у пропасти грозящей

Спасаешь, отводя от краю. (457)

Тут бы, на философских размышлениях Дианы (например, на знаменитом «Кто мало видел, много плачет» (458) пьесе бы и закончиться… Но на помощь героям приходит автор. В финале Лопе де Вега иронически обыгрывает классический комедийный сюжетный ход, так называемое «появление бога из машины» (dues ex machina). Роль бога предстоит сыграть хитрецу Тристану, слуге Теодоро. На бога он мало похож (как, кстати, и на своего легендарного тезку из рыцарских романов), но с редкостной смелостью решается на небольшую авантюру, в результате которой Теодоро «оказывается» сыном соседа-дворянина и, соответственно, подходящим для Дианы женихом.

Фантазия у Тристана, правда, очень бурная, не совсем ясно, как молодые супруги потом будут «выкручиваться», чтобы концы с концами сходились, никто не путался в показаниях, а изобретенная хитрецом история о ранней (и весьма бурной) юности Теодоро хотя бы немного соответствовала действительности. Некоторый «осадок» остается (и, определенно, оставался у первых зрителей пьесы) от ощущения несовершенности этого мира, ведь кроме обмана ничто не помогло бы героям. Но, с другой стороны, нельзя не радоваться тому, что влюбленный воссоединяются, а в душе сильной и яркой героини, которая не может не вызывать симпатии зрителей и читателей, вновь наступает мир.

При анализе драматургических произведений часто довольно трудно бывает пересказать их краткое содержание. «Собака на сене», несмотря на видимую простоту и незамысловатость сюжета, тем не менее, отличается серьезным и глубоким подтекстом, который не так однозначен, как это может показаться при первом прочтении. Дело в том, что в своей знаменитой и ставшей уже культовой пьесе показал читателям не только легкий и незамысловатый любовный сюжет, но также отразил важнейшие социальные проблемы своего времени.

Особенности творчества автора

Главные принципы мастерства драматурга можно проследить, анализируя его основные пьесы и их краткое содержание. «Собака на сене» в этом отношении является наилучшим образцом для критики и литературного разбора.

Писатель и драматург прославился тем, что создавал произведения в классическом жанре «плаща и шпаги», который был так популярен в европейских странах раннего нового времени. В данном стиле писали многие писатели, поэты, однако именно Лопе де Вега стал его признанным мастером. Это, в итоге, принесло ему мировую известность и славу. Легкий, изящный слог, непринужденное повествование, динамичный и лихо закрученный сюжет сделали сочинения де Вега известными на весь мир.

Еще одна причина популярности драматурга - это легкие, изящные, но самое главное, остроумные диалоги, которые сообщают дополнительную живость и динамичность развитию повествования. Вышеперечисленные особенности особенно отчетливо проявились в рассматриваемой пьесе, которая стала настолько популярной, что ее даже экранизировали.

Сюжет

Особенности композиции рассматриваемого произведения можно проследить, разбирая его краткое содержание. «Собака на сене» начинается с, казалось бы, весьма незначительное происшествия, которое, однако, согласно канону жанра, оказалось достаточным для целой интриги.

Главный герой - секретарь гордой графини Дианы - Теодоро вместе со своим товарищем Тристаном проникает в особняк на свидание с ее служанкой Марселой, однако об его визите узнает хозяйка и начинает ревновать красивого и умного молодого человека. Оказывается, что она сама в него влюблена, однако сословная спесь мешает ей преодолеть классовые предрассудки.

Развитие действие посвящено раскрытию душевных переживаний героини, которая в буквальном смысле мечется между своей гордостью и чувством влюбленности. Она то подает молодому человеку надежду на взаимность, то отвергает его.

Выведенный из себя Теодоро снова начинает ухаживать за Марселой, что еще больше раздражает Диану. Наконец, главный герой решается уехать в чужие края для того, чтобы искать счастья вдали от своей жестокой возлюбленной, но в данный критический момент его в буквальном смысле спасает Тристан, который нашел ему богатого и знатного «отца». Пьеса заканчивается счастливым финалом, как и положено произведениям подобного жанра.

Главные герои

Последовательной характеристикой героев произведения необходимо продолжить его краткое содержание. «Собака на сене» является типичным образцом пьесы жанра «плаща и шпаги», однако оригинальность изображения персонажей, их юмористическая трактовка, а самое главное, гуманистический смысл их образов обеспечили сочинению де Вега бессмертную славу.

На первый взгляд, расстановка героев довольно типична для комедий подобного рода. Автор традиционно противопоставляет серьезных личностей комедийным персонажам. К первой категории относится, в первую очередь, Теодоро и Диана, хотя в образе последней проскальзывают элементы комизма. Зато безусловно комедийным является герой Тристан, слуга графини, пройдоха и хитрец, который благодаря своей ловкости и проворству помогает главному герою.

Второстепенные персонажи

«Собака на сене», краткое содержание которой, является предметом настоящего обзора, построена по классическим правилам комедии XVII века. Так, вполне традиционным является образ служанки графини: девушка, согласно канону, как бы оттеняет главную, основную любовную линию.

Автор также вывел двух поклонников главной героини - графа Фредерико и маркиза Рикардо, которые не брезгуют ничем и даже готовы на убийство, лишь устранить нежелательного соперника. Эти типичные для испанской комедии герои, тем не менее, обрисованные так живо, что пережили свое время. Дело в том, что де Вега часто использовал в своих произведениях элементы фольклора, ориентируясь на народные произведения, песни, нравы и обычаи, что позволяло ему преодолеть литературные условности и каноничные рамки повествования.

В этом отношении наиболее удачным является образ Тристана - простого человека из народа, который обладая трезвым и ясным умом часто в буквальном смысле спасает ситуацию в пользу своего господина.

Образ графини

«Собака на сене», краткое содержание которой интересно тем, что в сжатом виде показывает мастерство писателя в раскрытии интриги и характеристики персонажей, представляет целую галерею колоритных представителей современной автору эпохи.

В первую очередь внимание читателя, разумеется, привлекает образ графини Бельфлор, что в переводе означает «прекрасный цветок». И действительно, Диана необыкновенно хороша собой, у нее много поклонников, которым она, однако почти не оставляет надежды на взаимность. Молодая женщина чрезвычайно горда, высокомерна, в ней очень громко говорят сословные предрассудки и дворянская спесь. И тем не менее, она сразу же, буквально с первых же строк вызывает искреннюю симпатию у читателей. В чем же причина подобного парадокса?

Характер

Все это благодаря несомненному мастерству психологического изображения характеров, которым славится Лопе де Вега. «Собака на сене», краткое содержание которой позволяет выявить основные черты в личностях действующих лиц, привлекает внимание читателей, прежде всего, своим гуманистическим пафосом. Это можно проследить на примере эволюции образа Дианы. Несмотря на свою гордость и высокомерие, графиня, тем не менее, честна перед собой и своей совестью.

По монологам мы видим, насколько сильны душевные терзания героини из-за того, что она по своей знатности и родовитости не может себе позволить соединить свою судьбу с полюбившимся ей человеком. За это читатель готов многое ей простить: и дерзкие выходки, и насмешливые нападки на Теодоро, Марселу и Тристана, и даже ее наивный обман.

Писатель создал, пожалуй, один из самых колоритных образов в мировой литературе. Его героиня - женщина страстная по натуре, жестокая в своей любви, однако она обладает великодушием и благородством души.

Теодоро

Целую плеяду колоритных персонажей представляет читателю пьеса «Собака на сене». Краткое содержание по главам данного сочинения следует продолжить характеристикой главного героя, секретаря графини - умного, образованного, но не знатного молодого человека, который пробил себе путь в жизни исключительно своим трудолюбием, талантом и усердием.

Этот персонаж представляет собой традиционный тип героя, который, несмотря на простое происхождение, ведет себя честно, благородно и прямолинейно. Его внутренний мир не менее интересен, чем переживания графини. Он так же горд, как и она, он так же боится своих чувств, поскольку в нем говорит, по его собственному признанию, своеобразная гордость бедного, который не хочет пользоваться милостью богатой госпожи.

Тристан

Краткое содержание комедии Веги «Собака на сене» предполагает раскрытие еще одного важного действующего лица - друга главного героя и слугу графини. Тристан является настоящим воплощением народного юмора, оптимизма и здравомыслия. Ему совершенно несвойственны романтические пассажи и сентиментальные рассуждения, и этой чертой характера он противостоит главным персонажам, привнося значительную долю юмора и иронии в сюжет. Именно благодаря ему пьеса заканчивается счастливым финалом. Теодоро также обязан ему жизнью: ведь никто другой как Тристан спас его от козней поклонников Дианы, которые решили убить молодого и талантливого секретаря, как только заметили благосклонность к нему графини.

Марсела

Именно такой и является Марсела. Она ревнива, вспыльчива, однако несмотря на эти качества в ее характере, становится объектом любовного интереса Теодоро. Она симпатична читателю своим насмешливым характером, бойкостью и живостью. Впрочем, такие черты характера присущи, наверное, каждой служанке в пьесах подобного рода.

Граф и маркиз

Рассказывая о пьесе "Собака на сене" Де Вега Лопе, краткое содержание произведения не может упустить образы второстепенных героев, поклонников Дианы - графа Фредерико и маркиза Рикардо. Они интересны тем, что автор воплотил в них типичные для своего времени черты представителей так называемой голубой крови. Эти избалованные, высокомерные, гордые дворяне, которые ничем не брезгуют для достижения своей цели. Таким образом Лопе де Вега высмеял пороки высшего общества, смело избрав для своих нападок традиционный любовный сюжет и легкую интригу.

Значение пьесы: отзывы критиков

Надеемся, вам поможет составить представление о произведении перасказ пьесы «Собака на сене» (краткое содержание). Отзывы о нем носят восторженный характер и свидетельствуют о мастерстве автора в построении композиции и сюжета. Названное преоизведение по праву вошло в золотой фонд мировой литературы, благодаря своему гуманистическому пафосу, который был вообще характерен для произведений автора.

Драматурга хвалил еще его современник Сервантес, который отмечал большое значение сочинений Лопе де Вега для развития испанского национального театра. Ведущие литературоведы и критики (К. Державин, З. Плавскин и др.) в своих отзывах и рецензиях в первую очередь указывают, что гуманистический смысл сочинения заключается в способности любви преодолеть сословные предрассудки. Также они обращают внимание на то, что идеальная форма построения пьесы стала важным этапом в развитии и театра.