Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Гендерное обучение плюсы и минусы презентация. Раздельное обучение

Гендерное обучение плюсы и минусы презентация. Раздельное обучение

В средней общеобразовательной школе №20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Пока только в двух первых классах из четырёх. В плюсах и минусах такого обучения разбирался корреспондент АиФ-Алтай.

Ради этики

По мнению Елены Вирбицкас, директора школы , гендерное обучение должно способствовать формированию у учащихся типично женских и типично мужских качеств. Статистика учреждения показывает, что 54% учеников воспитываются в неполных семьях, а введение раздельного обучения как раз позволит скорректировать их воспитание.

Раздельное обучение, по мнению многих, позволяет воспитывать истинные женские и мужские качества. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Учебная программа у девочек и мальчиков одинаковая, различаются лишь подходы к преподаванию материала. Так, на уроках физкультуры девочкам дают гимнастику и ритмику, мальчикам - силовые и игровые виды занятий. Планируется, что раздельное обучение будет действовать минимум до 8-го класса. У учителей есть желание сделать его для школы всеобщим.

Сама идея гендерного разведения детей при обучении имеет давнюю историю - так учили гимназистов до революции, был и столичный эксперимент в семилетних школах в 1943-54 годах, а в новейшей российской истории примерам, подобным бийскому, больше десяти лет. Правда, обычно гендерное разделение вводят в профильных учебных заведениях - кадетских, языковых и т. д.

Однополые классы чаще встречаются в профильных школах. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

У раздельного обучения много как сторонников, так и противников. Так, по оценке руководства школы в Бийске, в последние годы отмечается чрезмерная эмансипация девочек. Отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов и результаты обучения подтолкнули школу к введению раздельного образования.

Однако, по мнению читателей «АиФ-Алтай», высказавшихся на сайте газеты, раздельное обучение, которое по факту существует в некоторых кадетских классах, порой бессмысленно. Так, при недоборе девочек в кадетские классы их разбавляют «гражданскими» мальчиками. Что убивает саму идею делать девочек женственными, а мальчиков мужественными. Некоторые из тех, кто имел опыт раздельного обучения, называют его отрицательным.

Только в смешанных классах дети разных полов могут научиться общаться друг с другом, считают некоторые эксперты. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Среди сторонников раздельного обучения - врачи и педагоги. Главный аргумент - мальчики и девочки развиваются по-разному, и учить ребят лучше по-разному. Ведь обычно успеваемость у девочек выше, их чаще хвалят учителя, а это может подавить у мальчиков стремление хорошо учиться. Ещё один аргумент - в раздельных классах легче поддерживать порядок и тишину, настраивать ребят на учёбу.

Подготовка к жизни

С точки зрения противников гендерного обучения - разница между полами преувеличена, на способности учиться больше влияют личностные характеристики ребёнка. По мнению Игоря Душенко, психолога-педагога , совместное обучение даёт дополнительный стимул к учёбе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Чтобы происходил «взаимообмен» позитивных качеств. Так, воспитанные в мужском коллективе мальчики хуже понимают, что такое «ответственное отцовство».

Есть мнение, что учиться раздельно дети должны, как минимум, до 8 класса. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Интересно, что в европейских странах, где раздельное обучение представлено широко, социологические исследования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни, они больше зарабатывают. А у мужчин способ обучения не влияет на карьеру, зато сказывается на семейной жизни - процент разводов среди выпускников школ для мальчиков гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Становление мужественности и женственности в гомогенной по половому признаку среде однобоко, не учитывает равноправия полов в обществе, где женщина может быть лидером, а мужчина имеет право на слезы. С другой стороны, в чисто мужских классах с учителями-мужчинами проще воспитывать мальчиков в духе мужской героики.

В любом случае, выбор за родителями. По мнению Натальи Васягиной, психолога в сфере образования , плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идёт в обычной общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускникам школ, где учатся только мальчики или только девочки, сложнее гармонично общаться с противоположным полом.

Серьёзных психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Но, выбирая форму обучения, родители должны решить, что хотят дать ребёнку - возможность лучше учиться и патриархальные ценности или возможность лучше общаться и успешную социализацию.

Реализация гендерного подхода как одна из составляющих воспитательной системы школы.

Одной из актуальных проблем современного общества являются перемены в системе ценностей молодого поколения, имеющие как демографические, так и духовные последствия. Изменились приоритеты личности – от ценностей семьи, любви, материнства к ценностям общества постиндустриального типа (карьера, удовольствия, материальная обеспеченность, свобода от всего и т.д.). Эти перемены во многом объективны и соответствуют определенному преобладающему на сегодняшний день (западному) типу культуры, форме экономической жизни (рыночные условия, информационная эпоха). С другой стороны, ценности – это всегда выбор личности, который зависит не только от материальных потребностей, но и от воспитания, личной культуры, нравственного «ядра» человека. На эту духовно-нравственную сферу оказывает влияние и современная цивилизация (СМИ, реклама, целенаправленное манипулирование сознанием большинства со стороны производителей различных услуг и товаров).

Согласитесь, что сегодня почти каждая школа одной из своих целей ставит формирование конкурентоспособной личности, соответствующей стереотипам постиндустриальной эпохи (хищнически настроенной, обладающей лидерскими качествами, соперничество, борьба за выгодные условия).


Деромантизация отношения мужчины к женщине вызвала усиление механического истолкования сути их отношений и сущности самой женщины, понимаемой сугубо утилитарного. Высвобождение женщин, феминизация, их равнодушие к созданию семьи (связанное с появлением разнообразных удовольствий высокотехнологического мира, перекрывших семейное счастье, счастье материнства) нашли своеобразную компенсацию в мужской психологии: ставшая нормативной ненормативная лексика, грубость, цинизм, пошлость и отношение к женщине как средству для достижения целей (в быту, семье, карьере). Данные социальные причины не могут не сказываться и на школьном социуме. Совсем не случайно, что приступая к анализу сложившейся ситуации в школе 4 года назад, когда перед нами стояла задача изменения курса развития, обследуя и анкетируя детей и родителей школы мы столкнулись с серьезной проблемой: 6 % абсолютно здоровых детей, несформированность понятий «семья», «семейные ценности и традиции» у школьников и их родителей (особенно начальной ступени образования); утрата традиций обучения и воспитания на основе половозрастных особенностей детей, неблагоприятно сказывающаяся на уровне культуры социума.

Именно поэтому, разрабатывая программу развития школы, ориентир мы взяли на воспитание на основе наших классических традиций. Нашим приоритетом становится здоровье (в понимании ВОЗ: духовное, нравственное, физическое).

Почему именно гендерный подход в обучении и воспитании?

Гендер – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности.



Термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, что подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. Гендер понимается как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах (женщины сейчас обладают мужскими качествами личности).

Концепция раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода.

Гендерный подход в обучении и воспитании

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения , особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации , наблюдаемой в детском населении разных возрастов.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

О природе гендерных различий

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.

На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений (В.А. Геодакян , В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман , В.Е Каган , В.Н. Клейн и др. , Д.В. Колесов , И.С. Кон , В.А. Москвин , Н.Г. Пушкарева , С. Спрингер, Г. Дейч , М. Colthtart , Е. Hult , B . J . Criston , J. Mс. Glone ).

Гендерные различия в деятельности мозга

Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман , отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.

Биология не объясняет всей сложности гендерных различий в онтогенезе психики

Несмотря на весьма значительные данные биологи ческой интерпретации познавательных особенностей мальчиков и девочек, они не объясняют всей сложности и своеобразия их психики, в соотнесении с дифференциацией полов в онтогенезе (В.А. Геодакян , И.С. Клецина , И.В. Костикова , Л.Ю. Орлова , Л.В. Попова , Л.В. Штылева ).

Во многих работах можно встретить информацию о том, что ребенок появляется на свет с полностью созревшими подкорковыми структурами, корковые же поля (особенно лобные и центрально-теменные – так называемая третичная кора) формируются прижизненно, не одновременно и при определенных социальных условиях, оказывающих стимулирующее и формообразующее воздействие на мозг.

Для нормального развития необходимы нормальные условия жизнедеятельности

По утверждению Л.С. Выготского , для нормального развития психики ребенка необходима нормальная организация его жизни и деятельности; расхождение этих двух планов развития – биологического и социального – лежат в основе дефектного развития психики. Основоположники развития новой дисциплины в физиологии, педагогике и психологии – педологии раннего возраста и их сподвижники также отмечали, что генетически заложенные особенности мозговой деятельности и личностных особенностей могут проявиться лишь под влиянием социума (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова , В.Д. Еремеева , А.Н. Леонтьев , Н.А. Пушкарева , Т.А. Строганова , Н.П. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова , L . Erlenmeyer - Kivling и др.).

Таким образом, в настоящее время все более актуальным становится положение о том, что средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний (В.Е. Каган ). Положительным является факт постепенной утраты однозначного признания неизбежности противопоставления биологического и социального в развитии человека.

Социально-психологические факторы

В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

В работе, посвященной методологии гендерных исследований в педагогике, отмечается, что «культурные составляющие пола» могут меняться, но они требуют соотнесения их с биологическим полом (Н.А. Пушкарева , Н.П. Царева , Б.И. Хасан и др.). В противном случае они теряют свой природосообразный смысл и могут лежать в основе дисгармонии развития ребенка.

Гендерное измерение

Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др.

Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

Цель гендерного подхода в образовании

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Попыткой реализации целей гендерного образования является экспериментальный опыт раздельного обучения мальчиков и девочек в разных классах в одной из школ г. Тулы. При этом сохраняется их совместное пребывание на дополнительных уроках (культура общения, бальные танцы и др.), во внеурочное время, а также участие в мероприятиях, общих для двух классов и общешкольных.

Периодически в интернете с новой силой вспыхивают дискуссии о раздельном школьном обучении. Противники совместного приводят немало вполне разумных аргументов, сторонники тоже не лезут за словом в карман. В этом вопросе «намешано» много всего – начиная с религиозных догм, заканчивая чересчур прогрессивными подходами к «трансгендерной» тематике. Мы попробуем разобраться с тем, насколько целесообразно продолжать обучать девочек и мальчиков в одном классе, и есть ли будущее за раздельным подходом. Постараемся подойти к проблеме непредвзято и заранее не отметать ни одну из перспективных педагогических идей.

Гендерное обучение в школе: история вопроса

В настоящее время обучение на совместных принципах является общепризнанным атрибутом цивилизованного и гуманного к своим гражданам государства. Равноправие полов постулируется в качестве абсолютной догмы, и посягание на эти основы в идеологическом смысле не приветствуется даже со стороны авторитетных религиозных организаций. Естественно, так было не всегда – в России массовая традиция совместной учебы устоялась только в бурное послереволюционное время, в 20-е годы. Равные права для всех без исключения россиян гарантированы и современной Конституцией, касается это и обязательного среднего образования. Подобная ситуация и в большинстве цивилизованных стран, во всяком случае в государственном секторе, а вот в частных школах возможны варианты.

Надо отметить, что в советский период истории была попытка вернуться к раздельному подходу. В 40-е годы правительственным указом были образованы гимназии для девочек и мальчиков отдельно. Но просуществовал этот педагогический эксперимент сравнительно недолго – спустя десять лет школы вновь объединили. Сейчас немало видных общественных деятелей ратуют за раздельное преподавание школьных предметов, даже появился специальный термин – гендерное обучение. Само слово «гендер» в данном контексте означает половую принадлежность в социальном смысле. То есть, в современной западной педагогике понятием гендер почти целиком и полностью заменено привычное нам половое разделение, основанное на анатомии.

Это звучит несколько запутанно, но понять это различие необходимо, чтобы не возникало путаницы с принципами. Под гендером в актуальной психологической и педагогической литературе скрывается именно совокупность представлений о роли мужчины и женщины. То есть половая принадлежность не более чем данность, а гендер может быть скорректирован, выбран, переосмыслен и т.д.

Гендер в воспитании

Чтобы не путаться в современных американских и европейских работах по этой животрепещущей теме, обратимся к отечественным наработкам. Итак, половая принадлежность – как она формируется, и какие существуют риски? Для некоторых читателей покажется странным утверждение, что девочке половую идентификацию сформировать гораздо легче. Тем не менее, это так, во всяком случае, в российском обществе. Мальчик же по умолчанию должен доказывать свою мужскую сущность через поступки, реакции и прочие регулярные социальные взаимодействия.

Отсюда можно выделить проблему неполных семей, где воспитанием будущего мужчины зачастую занимаются мать и бабушка. Да и в полных «ячейках общества» нередко отец объективно много работает и практически отстранен от планомерного воздействия. Все это формирует некую систему ценностей, где во главе угла стоят послушание и конформизм. Специфические качества мужчины, такие как, например, целенаправленная активность, естественная агрессия, упрямство, в данной ситуации систематически «глушатся» неодобрением и наказанием.

Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек

Современная школа не ставит перед собой задачу как-либо скомпенсировать такую распространенную ситуацию. Здесь просто дают определенный багаж знаний, кроме того девочки зачастую успешней в учебе, активней во внеклассных занятиях. В таких условиях «сам собой» формируется некий ролевой стереотип пассивного троечника, который не хочет ни за что отвечать, брать обязательства или даже просто пойти на конфликт когда это нужно.

Сторонники раздельного обучения справедливо отмечают, что формирование маскулинного начала в чисто мужском школьном коллективе происходит более активно и целостно. Большинство ситуаций в учебе и вне ее провоцируют мальчика раскрывать свои качества – конкурировать, спорить, двигаться вверх в иерархии и т.п. Без такой среды специфические мужские качества не получают выхода, и нужные в дальнейшей жизни упорство, выносливость, смелость, агрессия просто не формируются как черты характера.


Есть плюсы в таком подходе и для девочек. Их пики активности и способ усвоения материала несколько отличаются от «мальчикового», кроме того отсутствие раздражителей и мелких конфликтов освобождает интеллект для усвоения большего количества учебного материала. Конечно, все это может иметь индивидуальные формы, но, в общем, такие различия отрицать глупо. Чтобы гендерное обучение было действительно эффективным, необходимо проводить предварительное тестирование, возможно, и отдельно готовить будущих школьников к совместной учебе в чисто женском или мужском коллективе. Многие отечественные педагоги являются противниками раздельного школьного образования именно по причине его не универсальности, если так можно выразиться. Оно потенциально подходит далеко не всем, хотя и большинству – резюмируем этот принцип так.

Гендерное и раздельное образование в России

В постсоветский период нашей истории, когда образовательная система претерпевала коренные изменения, появились некоторые любопытные эксперименты по данной теме. Общий принцип, одобренный Министерством образования, заключается в раздельной форме учебного процесса. При этом перемены и внеклассные мероприятия вроде экскурсий и походов мальчики и девочки проводят зачастую совместно. Такой формой организации процесса как бы снимаются неизбежные негативные проявления в закрытом классе, где все ученики одного пола. В утрированной форме мы можем это наблюдать в фильмах про тюремную субкультуру, где культивируется агрессия, крайние формы нигилизма и асоциального поведения. Конечно, в школьных заведениях таких «ужасов» удается избежать, но риск своеобразной моды на насилие существует, с этим нужно считаться и не закрывать глаза на проблему.

В 2016 году прошли общественные слушания по результатам этого образовательного эксперимента, к которым были привлечены профильные и смежные специалисты. Расширение такого опыта по их результатам не предвидится. И дело не столько в косности и традиционализме системы, сколько в недостаточной доказательной базе сторонников. Единственный плюс состоит в том, что педагогическое сообщество услышало о методе, ознакомилось с его нюансами и достижениями. Достаточная информация способна развеять профессиональные и родительские страхи, которые иногда попросту «демонизируют» гендерное обучение в школе.

К слову, даже в московской школе, где данный эксперимент продолжается без малого десятилетие, так и не смогли набрать преподавательский состав, который полностью состоял бы из мужчин. Женщины по-прежнему играют определяющую роль и в семье, и в школе – вынести их за рамки даже самого смелого эксперимента пока не удается. Родительские оценки раздельного образования по большей части крайне позитивны, это нельзя не отметить. Дети с большей охотой посещают школу, ответственней готовятся к учебе. Их специфические гендерные качества развиваются более гармонично, и это отмечают даже сторонние наблюдатели за процессом. Если резюмировать вышеизложенное, можно констатировать, что на данном этапе российская образовательная система не готова к раздельной форме преподавания. У данного положения вещей есть масса причин, начиная с организационных и заканчивая идеологическими. Но сам гендерный подход однозначно интересен и перспективен, а значит, при накоплении опыта и позитивных результатов отношение к нему может быть пересмотрено.

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

  1. Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.
  2. Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)
  3. Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)

Гендерное обучение - особенности физического развития и физической подготовленности детей разного возраста, обоснование целесообразности их раздельного обучения. Выявление и учет гендерных особенностей обучения при организации и построении занятий по физической культуре.
Говоря проще: мальчики и девочки обучаются отдельно друг от друга, необязательно в разных школах, обучение может проходить в разных классах, а на переменах отдыхают все вместе.

Доказано, что у парней:
Сильнее развито правое полушарие мозга.
Драки происходят в 10 раз чаще, чем у девочек.
На телефонный разговор в среднем уходит всего 6 минут в день, да и то только для того, чтобы передать необходимую или срочную информацию. У женщины же на это уходит в среднем 20 минут.
Лучше развито зрение. Они видят окружающий мир намного четче. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов и т. д.).
Все это связано с тем, что мужской организм приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и межплеменной войне). Обычно ему приходилось в течение нескольких дней выслеживать и преследовать свою жертву, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру.

Доказано, что у девушек:
Сильнее развито левое полушарие мозга.
Слух развит в два раза лучше, чем у мужчины. Это связано с тем, что женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий, тогда как мужчина - преимущественно с помощью левого полушария.
Уже в детском саду во время занятий девочки разговаривают 15 минут, а мальчики в четыре раза меньше - всего 4 минуты.
В 9-летнем возрасте девочки опережают мальчиков в развитии на 18 месяцев.
Сильнее развита тактильная чувствительность, ведь на коже у женщин находится в 10 раз больше рецепторов, чувствительных к прикосновению.
Это связано с тем, что в течение долгого времени женщины приспосабливались к в воспитанию детей, которых надо гладить и ласкать.

Однако противники гендерного обучения полагают, что разделять детей по половому признаку нельзя, и опасаются, что таким образом мальчики и девочки не приобретут необходимых навыков общения. Разница между полами, считают они, сильно преувеличена. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.

СПРАВКА.
Гендерное обучение уже было в наших школах, до мая 1918 года. Раньше раздельное обучение было связано с различием в воспитании. Мальчиков готовили к государственной или военной службе, а девочек в частных пансионах - к роли жены и светской дамы.

Реформа образования в России набирает обороты. На очереди раздельное по полу обучение. Такая форма обучения уже практиковалась в нашей стране. Еще в дореволюционной России девочки и мальчики обучались раздельно. Однако уже в начале XX века начали создаваться первые коммерческие образовательные учреждения со смешанным типом обучения и воспитания. К 1943 году практика раздельного обучения окончательно была восстановлена. В настоящее время существуют школы как с раздельным по полу обучением, так и совместным. Родители вправе сами принимать решение, в какую школу отдавать ребенка.

Чтобы определиться в этом вопросе, давайте рассмотрим все «за» и «против» различных типов обучения. Положительные стороны раздельного по полу обучения:

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

2. Выше успеваемость и дисциплинированность на уроках, что подтверждено многочисленными исследованиями. При этом отмечается, что наиболее эффективным будет разделение по полу не только учеников, но и учителей. У мальчишек большим авторитетом пользуются мужчины-преподаватели, нежели женщины. Это объясняется идентификацией учителей-мужчин с отцами у мальчиков, которым они хотят подражать во всем и слово которых - закон.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:

1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.

2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.