Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Поэт и гражданин основная мысль. Анализ стихотворения некрасова поэт и гражданин

Поэт и гражданин основная мысль. Анализ стихотворения некрасова поэт и гражданин

Имя Некрасова, как общественного певца в самом широком и глубоком смысле этого слова, всегда будет занимать одно из почетных мест в русской литературе. Некрасов – поэт, творчество которого коснулось самых болезненных тем русской жизни. Воспитавший себя по большей мере сам, Некрасов достиг больших высот на поэтическом поприще. Его поэзия без устали призывала встать на дорогу борьбы за угнетенный народ.

В период 1855 - июнь 1856 года Некрасов пишет стихотворение «Поэт и гражданин». Этот поэтический труд можно отнести к ключевым его произведениям. Какова же история создания стихотворения «Поэт и гражданин»? В 1855 году после смерти императора Николая I цензурный накал был несколько снижен. Некрасов, воспользовавшись ситуацией, публикует в «Современнике» стихотворение «Памяти Белинского». Следует сказать, что на мировоззрение Некрасова Белинский оказал огромное влияние. С именем Белинского у Некрасова неразрывно связаны любовь к Родине, ненависть ко всем формам угнетения человека, борьба за народное счастье. В том же 1855 году Некрасов пишет поэму «В.Г.Белинский». Изложение идей и заветов Белинского было впоследствии перенесено Некрасовым из этой поэмы в произведение «Русскому писателю», а оттуда – в стихотворение «Поэт и гражданин». В 1856 году Некрасов все свои новые стихотворения выпустил отдельным сборником. Стихотворению «Поэт и гражданин» в этом сборнике было отведено почетное первое место.

Ведущая тема этого произведения – роль поэта и поэзии в обществе, гражданская миссия поэта.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов поднимает следующую проблему: как соотносится высокая гражданственность с поэтическим искусством. Мыслями о гражданском назначении искусства стихотворение перекликается с работами Белинского и Чернышевского.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов решительно отстаивает свою поэтическую и идеологическую платформу. Некрасов считал, что влияние поэта на окружающую жизнь настолько существенно, что требует от него, помимо художественного таланта, высокой гражданственности, активной борьбы за торжество социальной справедливости, за гражданские убеждения.

В этом произведении в целом отражены взгляды передовых демократических кругов общества на задачи литературы.

Композиционная структура стихотворения «Поэт и гражданин» диалогическая, включающая речи поэта и гражданина. Между ними развернута полемика по поводу роли художника в жизни общества.

Начинается стихотворение с замечания гражданина в адрес поэта. Гражданин взывает к сознанию поэта; его цель – заставить поэта действовать, но тот, отстаивая правоту своих убеждений, предлагает гражданину прочесть строки, написанные Пушкиным.

«Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…»

Но эти мотивы категорически отрицаются гражданином. Он убеждает поэта в том, что с его талантом в мятежное время «стыдно спать», а также заниматься лишь восхвалением женской красоты и красот природы. В последовавшем далее обращении гражданина к поэту описывается суть литературных взглядов Некрасова:

«Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи…»

В течение последующего времени эта «поэтическая декларация» Некрасова стала важным напутствием демократическим силам русского общества в борьбе за идейность, содержательность, принципиальность в искусстве и литературе.

Кульминацией этого произведения является фраза, её же назовём и главной мыслью стихотворения:

«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».

Эта фраза является своеобразной квинтэссенцией полемики поэта и гражданина.

Стихотворение «Поэт и гражданин» относится к гражданской лирике. По своему жанру оно тяготеет к разговору-размышлению.

Анализируя стихотворение «Поэт и гражданин», следует отметить, что оно написано ямбом, который полностью соответствует тематике и настрою произведения. Некрасов использует две схемы рифмовки – кольцевую и перекрестную, с применением как мужской, так и женской рифмы.

Многочисленные средства художественной выразительности, которые можно обнаружить в тексте произведения, включают в себя эпитеты: «дикий зверь», «обстрелянная птица», «неподражаемые звуки», «волна бездонная». Есть в стихотворении и метафоры: «звуки сладкие», «сонная хандра», «дрожащая искра». Волнение персонажей в произведении подчеркивается восклицаниями: «Не говори же чепухи!», «Ну, нет!», «Ах!», «Увы!». Есть место в этом стихотворении и метафоре: «…хандра с души поэта соскочила». Некрасов, описывая действия персонажей стихотворения, применил такой внесюжетный элемент литературного произведения, как ремарка: «входит», «берет книгу», «читает», «с восторгом».

Конструкция «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» — афоризм. Эта фраза также является реминисценцией фразы Рылеева «Я не Поэт, а Гражданин».

Что мне понравилось в стихотворении «Поэт и гражданин»? В первую очередь, это стихотворение запомнилось мне своей актуальной тематикой. Что значит быть поэтом? В самом простом случае, это означает умение выражать свои мысли и чувства в стихотворной форме. Но на самом деле, нужно гораздо большее, чтобы именоваться гордым именем «поэт». Для этого нужно иметь твёрдые убеждения, быть готовым выполнить свою гражданскую миссию, иметь особую, зрячую душу и горячее сердце, уметь сострадать и сопереживать. Не каждому это дано. Но, как говорит Некрасов, «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан».

Стихотворение написано на особом нерве, оно не лишено ярких образных деталей. Речи поэта и гражданина убедительны, в них нет фальши. Оно написано на высоких эмоциональных нотах.

В этом стихотворении обращает на себя внимание то, что автор пытается в некоторой степени подтрунивать над некоторыми своими произведениями и выказывает сомнения, какого же толка поэт Некрасов. На это можно сказать, что время не лжет, а оно показало, что поэзия Некрасова актуальна, и влияние самого автора на последующие поколения поэтов и саму поэзию огромно.

«Поэт и гражданин» Николай Некрасов

Г р а ж д а н и н (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь…

Так что же?

Г р а ж д а н и н

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…

А! знаю: «Вишь, куда метнул!
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин!- Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Г р а ж д а н и н (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

П о э т (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н

Да, звуки чудные… ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему,- великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо,-
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,-
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,-
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи… третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но… брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор…

Г р а ж д а н и н

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
… … … … …
… … … … …
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан… Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени - жалобы.
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить —
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче — очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы — я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои —
Душа пугливо отступила…
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты — сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте…

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что , так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом ?

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать». Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

Николай Алексеевич неоднократно считал, что муза обделила его особым талантом. Он признавался в том, что не обладает таким мастерством, как Пушкин или другие великие литературные гении. По словам Некрасова, Александр Сергеевич мог прямо и лаконично излагать свои мысли, нести в своих строках идею, которая внедрялась в жизни людей.

Рассвет творчества Пушкина совпадает с восстанием декабристов, когда известный автор слагал значимые рифмы и смог обдумать истинное призвание поэта. Во времена Некрасова социальная значимость стихотворных работ уже утратила свою силу. В большей степени их сочиняли для развлечения, для светской забавы. Однако Николай Алексеевич не желал мириться с таким положением вещей. Он попытался изменить отношение к литературному творчеству, к поэзии.

Из-под его пера в свет выходит работа «Поэт и гражданин». Творческая работа построена в форме диалога между поэтом и простым человеком – гражданином.

О чем же говорит гражданин? Он начинает свою речь с упреков, обращаясь к собеседнику. Гражданин не понимает, почему поэт отвернулся от простого народа, почему он не защищает обычных людей в строках своих творений. В ответ, поэт не может изложить ничего значимого. Он хандрит и еле дышит. Такое расположение духа связано с утратой веры в себя, в необходимость литературного творчества. Речь между мужчинами заходит о Пушкине, о грандиозности его работ, о смелости поэта, который смог писать актуальные стихотворные работы.

Далее, Николай Алексеевич смог заявить, что любовная лирика – это сущая глупость, на которую тратят время поэты. Необходимо создавать стихи, которые смогут повлиять на мнение общества, изменить унылое положение вещей.

А вот сможет ли сам Некрасов стать таким поэтом? Об этом идет речь в дальнейшем диалоге. Некрасов явно признается, что до уровня Лермонтова и Пушкина ему еще очень далеко. Однако гражданин с уверенностью отвечает, что пока не видны лучи солнца, с таким талантом, как у него, стыдно и презрительно спать! Что это значит?

Я думаю, что в то время, когда литература погрузилась в пейзажную и любовную лирику, можно ярко показать себя и снова поднять социальные проблемы, которые не стали менее значимыми для народа.

В завершение стихотворения «Поэт и гражданин» каждый читатель сталкивается с правдивым, с итоговым выводом. Несмотря ни на что, любой человек всегда и везде должен оставаться гражданином. Он не может закрывать глаза на общественные проблемы, делая вид, что их не существует. И вот когда это поймет каждый житель России, тогда поэзия изменит свое направление и станет народной, социальной.

Николай Некрасов – поэт и писатель особого колорита. Его произведения часто имеют оттенок дерзости и бунтарства. Но не этим они привлекают читателя.

Мастер слова, Николай Алексеевич, хорошо понимал проблемы, о которых говорил, и с лёгкостью доносил их до читателя даже тогда, когда приходится свои мысли завуалировать.

Некрасов – демократ, чьи идеи вдохновляли многих революционеров на борьбу за счастье простого народа, который даже после реформы и отмены крепостного рабства все равно был несчастным.

Писатель никогда не стоял в стороне от обсуждаемых в обществе проблем, касались они простых людей или интеллигенции. В доказательство можно привести стихотворение «Поэт и гражданин».

Замысел и история создания

Стихотворение родилось в мыслях и терзаниях о судьбе Родины и каждого, кто может и должен внести свой вклад в развитие истории. Отдалившись от либералов и полностью разделяя взгляды демократов, Николай Алексеевич в этот период жизни имел довольно чёткую позицию. Она и высказана в произведении.


Принято считать, что «Поэт и гражданин» написано в 1855 году. Но так как оно неоднократно переписывалось автором, многие литераторы предпочитают относить его к 1856 году, когда оно стало иметь вид со всеми изменениями.

Практически сразу оно вышло в печать в одном из сборников автора. Но до этого известный писатель Чернышевский уже написал положительный анонс этому стихотворению Николая Некрасова, и сделал ему своеобразную рекламу.

Печатать стихотворение в изначальном виде было опасно. Журнал постоянно находился, так сказать, на грани. И если только политическая направленность поэзии вызывала подозрение у властей, можно было ожидать не только критики, но и полного закрытия журнала.

Приходилось действовать тонко.

Мини-спектакль, описанный в произведении - это полемика идей, это призыв к гражданской позиции, за которую не стыдно.

Можно предположить, что литератор пишет портрет с себя, и он не стесняется в укорах и обвинениях.

В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…


Некрасов в своем стихотворении пытается показать, что совсем неважно, кто человек по профессии. Стих вполне мог бы называться «Бухгалтер и гражданин» или «Продавец и гражданин». Главное слово Гражданин .

Начинается диалог между героями некрасовского сюжета с упреков гражданина, который пытается донести до поэта, что так жить нельзя, что нужно быть патриотом и гражданином своей родины. Гражданин сообщает поэту, что именно сейчас его несчастный народ нуждается в поддержке. Но внутреннее состояние поэта совсем далеко от гражданской активной позиции, он хандрит и словно еле дышит. И все это лишь только потому, что он перестал верить в действенную силу своего творчества, в его душе наступило разочарование.

Полемика между героями длится долго. Каждый приводит доводы в защиту своих интересов. Гражданин с полной уверенностью заявляет, что нельзя, чтобы люди, образованные и добросовестные, оставались в стороне просто воспевать природу. Именно поэты и писатели, обладая особым даром, которым наградила их природа, должны вдохновлять людей и вести их за собой. И в этом будет состоять их подвиг.

Любой человек, прежде всего гражданин и патриот своей страны. Он должен добиваться того, чтобы жизнь была намного лучше, чтобы все люди были счастливы не только духовно, но и экономически.

Поэт разочарован прожитыми годами. Страдания и противостояния будто надломили его. Он находится в глубокой печали.

Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.

Но гражданин не отступает. Он заставляет сделать переоценку своим меланхолическим настроениям и не предавать свои идеи.

Так рождается главная основная мысль произведения.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Композиция некрасовского стихотворения


Стихотворение написано интересно - в форме диалога.

В речи гражданина автор вводит большое количество воззваний, выраженных риторическими восклицаниями и воззваниями. Поэт же больше разговаривает даже не со своим собеседником, а он ведет беседу, прежде всего, с самим собой. И в этом неожиданном внутреннем диалоге автор использует глаголы, большая часть которых имеет повелительное наклонение. Автор стихотворения старается создать эмоциональный настрой у читателя, подтолкнуть его к решительным действиям.


В образе Гражданина просматриваются те взгляды, которые были присущи демократам, к числу которых относился сам автор и его друзья. Но и позиция Поэта близка автору. Разочарования лирического героя понятны.

Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…

Гражданин привык действовать. Поэту он старается показать его лучшую сторону, называя и демонстрируя его лучшие черты характера. А ведь их у него много: это и доброта, и прямота, идущая от глубины его сердца, сила и меткость его слова, чувство долга. Гражданин предлагает своему собеседнику подняться с дивана, забыть о хандре и смело напомнить людям об их пороках, от которых необходимо избавляться.

Автор говорит словами своего активного героя о том, что за дело, которое принесет пользу его отчизне, его народу, можно и пролить кровь и даже умереть. Называет своего собеседника избранником богов и неба. Ведь он умеет донести до людей все истины. И поэтому Поэт тоже должен служить народу.

Это место очень не понравилось цензуре, которая посчитала слова призывом к революционному движению.

Николай Некрасов использует много различных художественных средств:

⇒ Метафора.
⇒ Риторические восклицания и вопросы.
⇒ Эпитет.
⇒ Художественный параллелизм.
⇒ Сравнения.
⇒ Олицетворения.
⇒ Сравнения.
⇒ Анафоры.
⇒ Антитезу.


Некрасовское стихотворение написано двухсложным размером –ямбом, хотя он и четырехстопный. В нем встречаются и пиррихии. Риммы, мужская и женская, постоянно чередуются, а рифмовка совершенно не упорядоченна.

Анализ некрасовского стихотворения «Поэт и гражданин»

В жизни писателя были периоды, когда он сомневался в своём таланте, сравнивал себя с другими поэтам и безудержно критиковал себя. И это тоже нашло своё отражение в произведении. В эпизоде, когда гражданин, не стараясь приукрасить действительность, говорит:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать...

Нужно отметить, что несмотря на то, что с того времени, как написано произведение, прошло более 160 лет оно остаётся актуальным. Гражданская позиция любого человека, равно как и поэта, в обществе не меняется. Драма, разыгранная в произведении, заставляет задуматься о своём предназначении в жизни, о качестве самой жизни, о выборе правильной дороги.

Все призывы, звучащие в стихотворении, которые так не нравились действующему правительству - это метод борьбы, доступный литератору. Поэтому Некрасов использует всевозможные формы доступные мастеру пера, чтобы донести основную идею - путь к свободе. Этот путь не обещает быть лёгким. В этом пути жертв не избежать. Но «лежать на диване» больше невозможно. Общество стоит на пороге решительных действий.

Автор стихотворения говорит о том, что основное назначение любой творческой личности состоит в том, чтобы служить своему народу. Поэтому и некрасовское стихотворение можно рассматривать как призыв или манифест, который должен призвать всех литераторов собраться вместе, объединиться и выступить в защиту несчастного народа.

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Сочинение

Известный литературовед Б. Эйхенбаум сказал: «…В числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между „гражданской“ и „чистой“ поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н. А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Быть частью общества — вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия — это способ выражения чувств, а проза — выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые, на мой взгляд, являются ключевыми:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету.

Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Теперь же лирический герой должен молча страдать от того, что когда-то сошел с пути истины и правды:

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь — это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.