Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Происхождение и развитие психики человека. Происхождение психики; основные этапы развития психики

Происхождение и развитие психики человека. Происхождение психики; основные этапы развития психики

Пути научного решения проблемы природы, строения и развития высших психических функций были разработаны в культурно-исторической концепции, которая возникла в отечественной психологии на этапе ее становления (конец 20-х - начало 30-х гг.). Ее автор Лев Семенович Выготский (это название появилось после смерти Выготского). Публикации по культурно-исторической теории относятся к 1928 г.

Социальная личность - совокупность общественных отношений, воплощенная в индивиде. Сущность психики с положительной стороны - интенциональное (интенциональность - направленность сознания или психики на предмет) отношение к предмету. Личность - первичное, что созидается вместе с высшими функциями.

В своей работе “Проблема возраста” Л.С.Выготский описывает теорию детского развития, согласно которой развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового.

Подражание - это все, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве.

Общая структура психических явлений

Под мотивацией понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности -приводящего к возникновению мотивационного напряжения субъективного отражения нужды человека в чем-либо.

Психический процесс - психическая функциональная система в действии.
Психическое состояние - внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени.

Психические свойства - индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Психическая полноценность организма заключается в нормальном осуществлении двух основных функций - побудительной и регуляторной (ориентирующей). Побудительная функция психики реализуется в отражении организмом его текущих состояний, связанных с удовлетворением жизненно важных нужд (чувство голода, сытости, жажды, боли, опасности и т.д.). Регуляторная функция состоит в способности организма адекватно отражать окружающую среду в форме психических образов (ощущения, восприятия, памяти, воображения и т.п.) и направлять с их помощью свою двигательную активность.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности.



Характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения.

Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется прежде всего совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение.

Вся материя обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения , т.е. способностью отвечать на воздействия. Отражение (от лат. - рефлекс).

Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе возникает психика как качественно новая форма отражения. Психика – отражение окружающего мира в мозгу человека.

Переход к психическому отражению становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познание внешних воздействий.

Основные формы поведения животных

Все живые организмы обладают биологической формой отражения – раздражимостью – это способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний.

Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к значимым факторам называются тропизмами , которые характерны для биологической формы отражениярастений .

Различают:

    фототропизм (тенденция живого организма двигаться под воздействием света)

    термотропизм (тенденция двигаться под воздействием тепла)

    хемотропизм (тенденция избирать определенную химическую среду)

    топотропизм (тенденция к движению под воздействием механического раздражителя).

У животных возникает новая форма раздражимости – чувствительность – это раздражимость по отношению к воздействиям среды , которая ориентирует организм в среде, выполняя сигнальное значение.

Инстинктивное поведение характерно для 1 стадии - элементарной сенсорной психики. Эта стадия низшей ступени эволюционного развития наблюдается у насекомых, червей, улиток, некоторых беспозвоночных. Такому уровню отражения соответствует на низшей ступени развитиясетевидная (у кишечнополостных) и на высшей стадии узловая, илиганглиозная нервная система (у насекомых).

У насекомых существует сложная форма поведения на условия среды – инстинкты – врожденное, автоматическое поведение. Инстинкт ограничен.Инстинктивные действия строго приурочены к определенным условиям, они теряют целесообразность, как только изменяются стандартные условия. Например, лягушка ловит насекомое, если оно мелькает перед ней, если двигать на опыте бумажкой, то она также кинется. Или паук: как только насекомое попадает в паутину, паук направляется к нему и начинает опутывать соей нитью. Что вызывает эту деятельность паука? Опытным путем установлено: для паука важна вибрация, производимая крыльями насекомого, которая передается по паутине. Как только вибрация крыльев прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве.

Виды инстинктов : охраны потомства, половой, пищевой, защитный.

Развитию инстинктов способствует опыт, который приобретается в процессе индивидуальной жизни особи.

Чем выше в эволюционном ряду находится животное, тем более сложными могут стать выработанные условные связи и тем более пластичными они оказываются.

У рыб условные связи образуются быстро. У щуки, например, легко вырабатывается условный охотничий рефлекс на рыбок. Угасить его трудно. В эксперименте рыбок отделяли стеклом от щуки, но она долго билась о стекло, пока не образовалась новая временная связь, которая также долго не снималась: стекло убрали, а щука не реагировала на рыб, плавающих рядом.

Следующая стадия эволюции перцептивная психика, (перцепция - восприятие). Животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы –ЦНС .

Наряду с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки , усвоенные в процессе жизни. Навык – действия, в основе которых лежат условные связи и которые функционируют автоматически. Явно выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору головного мозга. Для их поведения важную роль играет анализ и синтез не отдельных свойств среды (температуры, света, запаха), а предметных ситуаций. Например, если перед курицей насыпать зерно и перед ним поставить рамку с сеткой, то она будет биться о сетку. А более высокоразвитые птицы (ворона, сорока) в этой ситуации после неудачных попыток обегут преграду и схватят добычу.

Т.е. в случае с курицей поведение определяется инстинктивной программой, основанной на врожденных, безусловных рефлексах, а в случае с вороной – действие происходит в результате анализа и синтеза ситуации (навыков, основанных на приобретенных, условных рефлексах). Этот тип поведения проявляется у млекопитающих, когда животные анализируют ситуации, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды. В опыте с цепной собакой : перед ней клали мясо, до которого она заведомо не могла дотянуться. Мясо привязывали к веревке, конец которой собака могла достать лапой. После неудачных попыток собака случайно подтянула веревку и овладела мясом. Это движение закрепилось и она уверенно подтягивала веревку с пищей. Затем веревку положили дальше на недосягаемое для передних лап расстояние. После некоторых неудачных движений передними лапами собака изменила поведение, она перевернулась и наступила задней лапой на веревку. Этот факт подтверждает положение о том, что усвоенные животным навыки могут переноситься в измененную ситуацию.

Таким образом, навыки могут существенно отличаться друг от друга: в одном случае по своему автоматизму они приближаются к инстинктам, в другом – к интеллектуальным проявлениям.

Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Например, прибор состоит из 2 полых трубок со стеклянным переходником. На глазах у вороны в первую трубку вводилось на веревке мясо. Птица видела, как мясо входило в трубку, появлялось в стеклянном просвете между трубками и снова скрывалось во 2 трубке. Ворона тут же бежала ко 2 трубке и дожидалась появления мяса. (Так поступали и кошки, и собаки).

Т.е. высшие животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить (предвидеть) результат данной ситуации, т.е. учесть, где появится данный предмет, если он движется. Это поведение уже является типомразумного поведения .

Приматы занимают особое место в наивысшем уровне развития перцептивной психики. Их привлекает манипулирование не только пищевыми объектами (как другие млекопитающие), но и с другими предметами. Эта активность расширяет круг восприятий у обезьян, увеличивает запас опыта и создает большую базу для формирования навыков, для зарождения сложных форм поведения.

Шимпанзе, получая трубку с приманкой внутри, выбирал подходящее для употребления орудие, годное для проталкивания в трубку. При этом животное различало форму, толщину, длину предмета. Если не было подходящего предмета, то обезьяна обрывала стебли с ветки, выпрямлял скрученную проволоку, т.е. обезьяна изготовляла «орудие». Но изготовленное орудие животные не берегут, впрок не изготавливают. «Орудие» возникает у обезьян в процессе ее непосредственного действия и сразу исчезает, не передается потомкам (в отличие от человеческой деятельности).

Характерной особенностью высших обезьян является подражательность. Например, обезьяна может подметать пол или смачивать и отжимать тряпку, но эти действия имеют примитивный характер: они подражают не результату действия, а самому действию. Поэтому, «подметая», обезьяна перемещает мусор с места на место, а не убирает его с пола.

Итак, все формы отражения – тропизмы, инстинкты, навыки, интеллектуальные действия, резко не ограничиваются. Существует единая линия в животном мире: инстинкты, например, обрастают навыками, навыки переходят в инстинкты.

Развитие психики на уровне человека приобретает другие формы. Оно идет за счет развития мышления и сознания.

1. Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. М.: Мир, 1996 г.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972

3. Леонтьев А. Н. «Эволюция психики», М. Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1999, (Серия «Психологи Отечества»)

4. Опарин А.И. «Жизнь, ее природа, происхождение и развитие», 2-е изд., М.

Наука, 1968

5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 (или 1976, 1993).

6. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М.: «Академия»,

7. Шкловский И.С. «Вселенная, жизнь, разум», М. Наука, 1987

8. Юнг К.Г. «Структура психики и процесс индивидуализации», М. Наука, 1996

История развития представлений о происхождении психики.

Сложность проблемы происхождения психики привела ряд исследователей к утверждению, что решить её в принципе нельзя. Так один из основателей естественнонаучного направления в психологии, немецкий физиолог Эмиль Дюбуа-Реймон указал в конце прошлого века на семь неразрешимых, с его точки зрения, для человечества “мировых загадок”. В их числе был и вопрос о происхождении психики. Немецкий биолог Эрнст Геккель назвал данную проблему “центральной психологической тайной”. Но, несмотря на это, в истории науки можно выделить несколько подходов к проблеме возникновения психики.

“Антропопсихизм”.

Одним из ярких представителей антропопсихизма был французский философ Рене Декарт. Основная идея этого направления заключается в следующем утверждении: психика возникла вместе с появлением человека . При этом идеалистически настроенные ученые, например, Р.Декарт, подразумевают под психикой нечто, данное человеку свыше. Ученые-материалисты этого направления считают, что это не так. Они утверждают, что психика возникла естественным путем, и искать причины ее возникновения нужно, анализируя процесс выделения человека из животных. Недостатком этого взгляда является вычеркивание всей предыстории человеческого поведения. Целесообразнее исходить из предположения, что такое сложное и многогранное явление как психика не могло возникнуть на голом месте .

“Панпсихизм” (учение о всеобщей одухотворенности природы).

Панпсихизм утверждает, что психика присуща не только живой, но и неживой природе. Такого взгляда придерживался, например, известный немецкий психофизик Густав Фехнер. Последовательно развивает эту точку зрения в своей книге “Феномен человека” французский исследователь и философ Тейяр де Шарден. Он оттолкнулся от постулата, что психика как определенное свойство материи присуща любой элементарной частице, например, атому или молекуле. Он предполагал, что с усложнением взаимодействий между атомами в материи усложняется и уровень ее психической составляющей. Молекула сложнее атома, поэтому она выше по своему психическому уровню. Тейяр де Шарден утверждал, что именно развитие сложности материи в истории нашей планеты приводило к усложнению и развитию ее психической составляющей. Если придерживаться панпсихизма, то проблема возникновения психики отпадает (при условии, что материя существовала всегда).


“Биопсихизм”.

Представителями данного направления были, например, немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель и немецкий психолог Вильгельм Вундт. Они утверждали, что психика - это свойство живой материи. Другими словами, не только животные обладают психикой, но и растения, грибы и бактерии. Такой подход не учитывает специфики отражения, существующей у животных систем. Здесь проблема происхождения психики связана с проблемой вычленения из не живой материи живых самоорганизующихся и самовоспроизводящихся систем.

“Нейропсихизм”.

С точки зрения нейропсихизма психика присуща только таким организмам, которые имеют нервную систему. Таких взглядов придерживались, например, Чарльз Дарвин и английский философ Герберт Спенсер. Данный концептуальный подход пользуется, вероятно, наибольшей популярностью среди современных исследователей. Но этот интуитивный, а потому, в общем-то, не лишенный здравого смысла подход имеет, с точки зрения А.Н.Леонтьева, один существенный недостаток. “Его неудовлетворительность заключается в произвольности допущения прямой связи между появлением психики и появлением нервной системы” – писал А.Н.Леонтьев в своей монографии “Проблемы развития психики” . С точки зрения А.Н.Леонтьева, более вероятно, что функция нервной системы, связанная у многоклеточных животных с материальным обеспечением психического отражения, могла иметь какой-то прототип у одноклеточных животных организмов. И в самом деле, у одноклеточных животных организмов, к которым зоологи традиционно относят, например, амеб и инфузорий, нет обособленной нервной системы. Однако анализ внешней активности этих простейших показывает, что по сложности и разнообразию она ничем не уступает, а в некоторых аспектах даже превосходит поведение таких многоклеточных организмов, имеющих нервную систему, как, например, кишечно-полостные и плоские черви. По-видимому, функцию нервной системы у простейших выполняют какие-то внутриклеточные структуры. Вероятнее всего, что именно с этих процессов, протекающих в цитоплазме одноклеточного организма, и началась история становления такого удивительного явления как психическое отражение мира. Опираясь на подобные рассуждения, А.Н.Леонтьев выдвинул свой концептуальный подход к проблеме происхождения психики, который получил в отечественной психологической школе широкое распространение. В дальнейшем эта гипотеза будет рассмотрена достаточно подробно, а также и ее критика со стороны некоторых современных альтернативных взглядов.

Подход А.Н.Леонтьева к проблеме происхождения психики.

Элементарная форма психики.

А.Н.Леонтьев начинает свои рассуждения с вопроса о том, с чего началась психика. Какое психическое явление может претендовать на роль первоначала, с которого началось развитие психики? Может быть, это было какое-то примитивное ощущение или какая-то эмоция, или это было то, что можно назвать примитивным мышлением, или это было самосознание, или может быть какое-то другое психическое явление, аналога которого нет у современных животных организмов?

Есть две точки зрения на данный вопрос. Одни считают, что на определенном этапе развития жизни у какой-то группы организмов появились по неизвестным причинам внутренние переживания, которые можно назвать примитивным самосознанием . Организм вдруг стал переживать свои собственные состояния. Например, состояние удовлетворенности, если удалось удовлетворить свою потребность, или состояние угнетенности, если остался без пищи. Саморазвитие этого самосознания и привело к усложнению психического отражения окружающей действительности, к появлению восприятия, эмоций, мышления и т.д.

Согласно второй точке зрения, появление психики было связано с усложнением процесса взаимодействия организма и среды. Поэтому, скорее всего, элементарной формой психики было какое-то примитивное ощущение, а не самосознание . Именно развитие ощущения, которое связывает организм с внешней средой, в конечном счете, привело к появлению более сложных форм психической деятельности: восприятия, мышления, сознания и т.д. Именно такой точки зрения придерживался А.Н.Леонтьев. Из этого глубокого предположения он делал, правда, сомнительный, с нашей точки зрения, вывод о том, что это примитивное ощущение было только внешним чувством , что это было чувство без внутреннего содержания, без субъективной стороны . Данное предположение, вероятно, является наиболее слабым и уязвимым местом в подходе А.Н.Леонтьева. Целесообразнее считать, что ощущение как элементарный психический процесс должно было с самого момента своего появления обязательным образом включать субъективную составляющую . Данной точки зрения придерживался в свое время академик Л.А.Орбели. Он писал: ”Я буду стараться пользоваться понятием “чувствительность”... только в тех случаях, когда мы можем с уверенностью сказать, что раздражение данного рецептора и соответствующих ему высших образований сопровождается возникновением определенного субъективного ощущения...” Обращает на это внимание и отечественный философ Д.И.Дубровский, утверждая, что уникальной особенностью психического отражения является наличие в этом отражении субъективной составляющей. Та часть психического отражения, которая не субъективизируется, вероятно, вторично уходит из внутреннего мира. Это касается, в частности, всех подсознательных проявлений человеческой психики.

Из представленных выше рассуждений вытекает, что ощущение обязательным образом должно обеспечиваться особым механизмом , с помощью которого внешнее воздействие “переживается”, субъективизируется, с помощью которого организм становиться пристрастным к данному раздражителю. Вполне возможно, что постулируемый механизм может существовать и в пределах одноклеточного организма, но вероятнее всего он возник в эволюции только с появлением многоклеточных организмов, имевших нервную систему. Другими словами, реализоваться данный механизм может, вероятно, только с помощью нервной системы. Важно отметить, что, если организм обладает нервной системой, не имеющей этого механизма, то у такого организма, согласно данной точки зрения, нет субъективной составляющей отражения, а значит и психики. Эти рассуждения подкрепляются современными представлениями о физиологическом механизме ощущений, которые развивает в последнее время известный отечественный психофизиолог А.М.Иваницкий. Таким образом, элементарной формой психики, по-видимому, логичней считать такой процесс отражения, который имеет субъективную составляющую .

Проблема критерия чувствительности.

Как можно узнать, есть ли у данного организма какие-либо ощущения или нет? Когда нас интересует вопрос о том, испытывает ли человек к данному воздействию ощущение, то мы его об этом можем спросить. То есть, мы используем субъективный критерий . А вот спросить у амебы, имеет ли она чувствительность, например, к воздействию солнечных лучей мы не можем. Мы не можем в данном случае применить субъективный критерий. Следовательно, мы должны найти какой-то объективный критерий . От того, каким будет этот критерий, зависят все дальнейшие логические построения, а, в конечном счете, и наше представление о том, что же такое психическое отражение.

Какие выдвигались критерии для определения наличия ощущения? Зоопсихолог Роберт Йеркс в свое время предложил считать таким критерием наличие подвижности . Если организм имеет какую-либо подвижность, то он имеет и психику. Но тогда мы должны признать наличие психики и у растений. Например, цветок растения совершает круговое движение вслед за направлением движения солнца. Значит ли это, что он обладает чувствительностью к солнечным лучам? Нет, так как логичней считать, по мнению А.Н.Леонтьева, что растение обладает не чувствительностью , а раздражимостью к солнечному свету.

В данном пункте рассуждений мы подошли к вопросу о необходимости и целесообразности различения двух принципиально разных видов взаимодействия живой материи с внешней средой - раздражимости и чувствительности. И сейчас будет дано первоначальное и неполное определение этих двух понятий, более глубокий смысл которых будет раскрыт позже. Раздражимость - это более общее понятие, чем чувствительность. Раздражимость характерна для всех живых организмов, включая растения, грибы, бактерии и т.д. Под раздражимостью принято понимать способность живого организма отвечать каким-либо образом на внешние воздействия , будь то движение венчика вслед за солнцем или уплывание инфузории-туфельки от солнечных лучей. Под чувствительностью, с точки зрения А.Н.Леонтьева, целесообразнее понимать качественно новую форму раздражимости, которая характерна только для животных организмов и которая связана уже с психической формой отражения . Почему стоит разделять два этих понятия? Потому что интуитивно исследователям всегда было понятно, что реакции растения, с одной стороны, и реакции даже примитивных животных, с другой стороны, чем-то качественно отличаются. А вот чем - это уже проблема, которая требует хотя бы аксиоматического разрешения. Другими словами, надо все-таки выдвинуть какой-либо приемлемый объективный критерий, по которому можно было бы различать раздражимость и чувствительность. По сути дела гипотеза, которую выдвинул А.Н.Леонтьев, и посвящена разрешению данной проблемы.

Психофизиологическая проблема.

Некоторые исследователи утверждают, что выдвинуть объективный критерий различения чувствительности и раздражимости принципиально невозможно. Другими словами, нельзя установить на основании объективных данных, что взаимодействие живого организма с внешней средой сопровождается субъективной составляющей. Это связано с тем, что субъективный и объективный мир представляют собой два противоположных плана, в которых протекает деятельность животного. И эти два плана не перекрываются и не взаимодействуют . Из одного нельзя вывести другой. А раз так, то мы никогда не найдем тот объективный критерий, с помощью которого можно утверждать, что этот организм обладает субъективным миром. А.Н.Леонтьев считал, что если придерживаться материалистических воззрений на природу психического, то не вызывает сомнений, что связь между этим двумя мирами есть. И на том простом основании, что психика есть продукт тех материальных процессов, благодаря которым организм получает, обрабатывает и использует для своих нужд информацию, поступающую из окружающего мира . Этим занимается нервная система у многоклеточных организмов или какие-то внутриплазматические структуры у одноклеточных животных. Более сложен вопрос, какова связь между психикой и теми материальными процессами, протекающими в мозге или внутри цитоплазмы, которые обеспечивают ее . Это тот вопрос, который в науке известен, как “психофизиологическая проблема” . Есть несколько методологических подходов для разрешения данной проблемы. А.Н.Леонтьев утверждал, что для ответа на вопрос, как субъективное соотносится с объективным, надо “изучить тот конкретный процесс, в результате которого совершается превращение объективного в субъективное” . Что это за процесс? А.Н.Леонтьев считал, что это тот процесс, который связывает животное с окружающей его действительностью. А связывает животное с окружающей действительностью внешняя активность (поведение). Именно через осуществление внешней активности организм взаимодействует с окружающим миром. Следовательно, вопрос о возникновении психики, по мнению А.Н.Леонтьева, связан с анализом развития особенностей взаимодействия живой системы с внешним миром, в результате которого необходимым образом возникает психическое отражение.

Особенности взаимодействия живых организмов с внешней средой.

Итак, А.Н.Леонтьев исходил из положения, что психика является свойством живой материи особым образом отражать внешнюю действительность. Понятно, что разные формы материи по-разному отражают внешнюю действительность. Камень, растение и человек отражает мир различно. Следовательно, мы поймем, когда и как произошла психика, если проанализируем, как усложнялись и развивались формы отражения, которые присущи разным по сложности формам материи .

Начнем с анализа отражения, характерного для живой материи. При этом, как было уже сказано, будем исходить из общепринятого положения, что отражение есть результат взаимодействия отражающей системы с отражаемым миром . Без этого взаимодействия отражения не существует.

Отражение может быть охарактеризовано с различных точек зрения. Особенность подхода А.Н.Леонтьева заключается в том, что он анализировал этот процесс со стороны того, что в принципе может отражать система во внешней действительности, но упускал из виду то, какие изменения при этом происходят в ней. Если считать, что отражение есть некоторое состояние отражателя, то понятно, что у разных систем один и тот же внешний фактор вызывает разные изменения. Различие этих изменений надо, вероятно, также учитывать при характеристике особенностей отражения.

Для живой материи характерна особая форма отражения - раздражимость. Мы вернемся к гипотезе А.Н.Леонтьева, после того, как подробно проанализируем раздражимость сначала с точки зрения физиологии, а потом с точки зрения формы отражения.

Раздражимость как физиологическое явление.

Соотношение раздражимости, реактивности и возбудимости.

Для более глубокого понимания обсуждаемого вопроса сначала надо разграничить понятия раздражимости, реактивности и возбудимости . Под реактивностью понимают способность живых организмов отвечать на внешнее воздействие перемещением в пространстве . При этом надо сказать, что эта форма реагирования появилась в живой материи позже, чем раздражимость. Под раздражимостью, в отличие от реактивности, мы будем понимать внутреннее состояние живой протоплазмы . Эта форма ответа - самая древняя в живой материи. Наконец, под возбудимостью мы будем понимать специфическую реакцию возбудимых структур, к которым относят нервные, мышечные и железистые структуры в составе многоклеточного организма . Таким образом, возбудимость - это более узкое понятие по сравнению с раздражимостью. Возбудимость появляется только в составе многоклеточного организма, следовательно, это более поздняя форма реагирования живой системы на внешние воздействия.

Физиологические изменения при раздражимости.

Раздражимость с точки зрения физиологии - это ответ живой протоплазмы на внешнее воздействие изменением характера или интенсивности протекающих в ней процессов . Что конкретно нужно понимать под изменениями в живой протоплазме? Это могут быть, с одной стороны, изменения биологического характера , например, обратимая денатурация белка, появление какого-то биохимического процесса в ответ на внешнее воздействие и т.д. Так, в организме фототрофа в ответ на воздействие лучистой энергии запускаются процессы физической, химической и биологической природы, в результате которых происходит утилизация этой внешней энергии, перевод ее в энергию своих собственных соединений. С другой стороны, это могут быть изменения физического и химического характера , например, изменение вязкости цитоплазмы, ее кислотности, изменение проницаемости мембраны для ионов калия, натрия, хлора и т.д.

Раздражимость требует затрат энергии.

Важно обратить внимание на то, что любая форма раздражимости протекает с затратой собственной энергии живой системы . То есть, ответ на внешнее воздействие в форме раздражимости сопровождается распадом молекул АТФ - энергетической валюты живых клеток. Другими словами, за возможность ответить на внешнее воздействие в форме раздражимости живой системе нужно платить . Из этой особенности живых систем вытекает очень важное следствие: им не выгодно раздражаться по отношению ко всем внешним раздражителям. Они раздражаются только по отношению к тем внешним воздействиям, от которых зависит главное предназначение живой системы - сохранить себя, не потерять свою целостность, завершить программу своего развития. Другими словами, для живых систем характерна избирательность раздражимости . По отношению к живой системе все внешние воздействия подразделяются на благоприятные, неблагоприятные и индифферентные . В отличие от этого, неживая материя отвечает на внешнее воздействие без затраты энергии, то есть пассивно. По отношению к ней не целесообразно употреблять такие понятия, как благоприятное или неблагоприятное воздействие. Любое взаимодействие приводит к такому изменению неживой системы, при котором она теряет, в конце концов, свою сущность, перестает быть тем, чем она была. Например, гора осталась бы горой навсегда, если бы не взаимодействовала с ветром, водой и другими внешними факторами. Только в этом плане мы можем сказать, что все воздействия для неживой материи являются не благоприятными, так как в процессе этого взаимодействия они теряют свою сущность. Но факт заключается в том, что они и “не стремятся” оставаться самими собой, в них не заложены механизмы для этого.

Благоприятные, неблагоприятные и индифферентные воздействия.

К благоприятным для живой системы воздействиям относятся, во-первых, те, которые способствуют нормальному протеканию процессов жизнедеятельности внутри протоплазмы , например, оптимальная температура, кислотность, соленость внешней среды. Известно, например, что биохимические реакции могут протекать только в пределах определенного диапазона температур. Поэтому в клетке в ответ, например, на уменьшение внешней температуры, включаются процессы высвобождения тепловой энергии, в результате распада собственных энергетических запасов. Отсутствие таких реакций является благоприятствующим факторам для живой системы. То есть, отсутствие в данный момент раздражимости к данному компоненту среды является тоже благоприятным воздействием. Живая система как бы отражает данный компонент отсутствием активной реакции. Отсутствие изменений в системе является тоже отражением в силу того, что потенциально в этой системе есть предуготовленный способ реагирования на данный раздражитель. В этом, вероятно, также проявляется специфика отражения, характерного для живых систем.

Во-вторых, к благоприятным воздействиям относятся такие, которые увеличивают внутреннюю энергию организма , например, это свет для фототрофов, органические соединения для гетеротрофов. Так взаимодействие зеленого растения со световой энергией приводит к тому, что в нем накапливаются энергетические ресурсы, в виде молекул АТФ или запасной формы энергии в виде углеводов.

В-третьих, к благоприятным воздействиям относятся такие компоненты внешней среды, которые служат строительным материалом для живого организма, например, различные органические и неорганические соединения.

К неблагоприятным воздействиям относятся такие воздействия, которые могут разрушить целостность живой системы , например, высокая температура, механические воздействия, радиация и т.д.

Индифферентные воздействия - это такие воздействия, на которые в организме нет предуготовленных способов реагирования, и которые не могут разрушить живой организм . На индифферентные раздражители живые системы не раздражаются.

“Пристрастное” отношение живой системы к среде.

Живая система “пристрастно” относится к внешней среде. В понятие “пристрастно” вкладывается тот смысл, что по существу все изменения во внешней среде, окружающей живой организм, имеют значение для него. Поэтому при анализе взаимодействия живой системы с внешней средой нужно употреблять не только вопросы КАК это она делает, но и ЗАЧЕМ она это делает. Эти рассуждения наводят на мысль, что в живой системе изначально должен существовать такой механизм, с помощью которого она могла бы “уходить” от неблагоприятных воздействий и взаимодействовать с благоприятными свойствами внешней среды.

Вероятно, развитие и совершенствование у живых систем именно этого механизма привело к появлению того компонента психики, который связан с эмоциями , того психического процесса, который имеет ярко выраженную субъективную составляющую. Интересно то, что этот механизм может быть очень примитивным, механическим, он может не сопровождаться субъективной составляющей. В принципе его можно смоделировать. Модель этого механизма у примитивного одноклеточного организма может быть следующего вида. Представим живую систему, которая добывает себе энергию и строительные материалы, расщепляя белки, находящиеся во внешней среде. Для простоты будем считать, что это неподвижный организм, который пассивно парит в вводной среде. Случайная встреча его с белком приводит в действие рассматриваемый механизм. С помощью этого механизма происходит фиксация молекулы на мембране клетки, потом транспортировка ее в цитоплазму, потом расщепление с помощью готовой цепочки биохимических реакций, в результате чего в организме запасается энергия в виде молекул АТФ и появляются готовые строительные блоки (аминокислоты), из которых строятся с помощью энергии АТФ собственные специфические белки. Постулируемый механизм может быть очень сложным. На определенном этапе его развития в эволюции он, вероятно, включил в себя эмоциональный (субъективный) компонент, который увеличил эффективность его работы .

Специфический и неспецифический характер раздражимости.

Раздражимость может иметь специфический и неспецифический характер. В отношении к источникам энергии и строительным материалам живые системы имеют специфический характер раздражимости. Под специфичностью надо понимать способность различным способом отвечать на различные раздражители . Например, на белки в живом организме запускается один тип биохимических реакций, а на углеводы и жиры - другой.

На неблагоприятные условия среды в живой системе существуют общие неспецифические реакции в виде, например, увеличения двигательной активности, сокращения клетки, “выстреливания” стрекательных палочек, увеличения проницаемости для определенных ионов и т.д. Под неспецифичностью надо понимать способность отвечать на разные по природе раздражители (на температурные, химические, электрические, механические и т.д.) однотипной реакцией .

Раздражимость как форма отражения.

Раздражимость - это особая форма отражение, которая качественно отличается от отражения, характерного для неживой материи. В чем заключается эта качественная специфичность?

Первая особенность раздражимости как отражения заключается в том, что это активное отражение, так оно происходит с участием собственной энергии живой системы. Живая система, взаимодействуя с внешними агентами, затрачивает энергию собственных молекул АТФ.

Вторая особенность. На уровне раздражимости форма отражения полностью детерминируется природой самой отражающей системы . На уровне неживой материи форма отражения частично определяется отражаемым воздействием, хотя и зависит от свойств самой отражающей системы. Что это значит? То, что представляет собой данный предмет для системы, может быть определено только при взаимодействии этих двух систем. Грубо говоря, кусок льда “познает” тепло как вредный для него фактор, отражает его, только провзаимодействовав с ним. Но при этом понятно, что результат этого взаимодействия зависит от свойств льда. Камень, как система, имеющая другие свойства, отразит тепло по-своему. Если лед растает, то камень только нагреется. При этом, грубо говоря, тепло “само решает” своими свойствами, что сделать со льдом. Живая система более автономна: не тепло решает, что сделать с живой клеткой, а живая клетка решает, исходя из своих интересов , как реагировать (какой формой своих внутренних изменений) на данное воздействие. Кант говорил, что мы познаем мир, как бы набрасывая на него свою человеческую “сетку” восприятия, которая отражает наши особенности. И лед, и камень, и живая клетка тоже набрасывает эту “сетку” на внешний мир, например на тепло. Но при этом лед теряет свою сущность, перестает быть льдом, превращаясь в воду, живая клетка остается самой собой, а камень, хотя и остается камнем, но, в отличие от живой системы, его изменения не сопровождаются затратами, заложенной в нем энергии. Ответ живой системы на внешнее воздействие определяется ее биологической природой, главной особенностью которой является стремление остаться целостной системой . Камень “не стремится” остаться камнем. Если, правда, не считать таким стремлением способность камня в силу своих физических особенностей противостоять действию тепла. Но даже в этом случае это стремление является пассивным, а не активным, как у живых организмов. Под активностью понимается способность системы ответить на внешнее воздействие совокупностью процессов, идущих с затратой собственной энергии, благодаря которым эта система извлекает для себя какую-то пользу . Под пользой мы понимаем либо то, что живая система не погибает в результате этого воздействия, либо извлекает энергию и строительные материалы для своих нужд.

Третья особенность. Отражение живой системой данного воздействия при раздражимости соответствует этому воздействию только с позиции самой отражающей живой системы. Например, молекула белка для живой системы - это совокупность биохимических процессов, происходящих в живой протоплазме в ответ на воздействие этого белка. Вредный раздражитель для живой системы - это совокупность неспецифических реакций, появляющихся в протоплазме на данный раздражитель. Другими словами, содержание отражения является неспецифическим по отношению к вредным воздействиям и специфическим по отношению к источникам энергии и строительных элементов .

Структура неспецифического раздражения зависит от силы, скорости и т.п. свойств внешнего воздействия, но не зависит от его качества (модальности). То есть в ответ на действие качественно различных раздражителей (механических, электрических, тепловых и т.д.) в живой протоплазме развертывается цепь однотипных изменений. Следовательно, содержание раздражения в случае неспецифической раздражимости остается однотипным. Таким образом, на действие качественно различных раздражителей живая протоплазма отвечает набором определенных биологических и физико-химических изменений, в результате которого формируется качественно однородное состояние. В отражении, характерном для неживых систем, качественно различные виды внешних воздействий вызывают качественно различные виды состояния раздражителя. Тепло вызывает таяние куска льда, механическое воздействие приводит к его размельчению и т.д. На тепло и механическое воздействие живая система отвечает совокупностью процессов, которые, в конечном счете, приводят ее к сохранению, что можно считать качественно однородным состоянием. Когда мы говорим о качественно однородном состоянии системы, мы подразумеваем конечный результат, а не те пути, которые ее привели к этому результату.

Таким образом, раздражимость как форму отражения можно определить следующим образом. Раздражимость - это особая форма отражения, выступающая в виде такого состояния живой протоплазмы, которое воспроизводит качественно различные внешние воздействия в качественно однородной (неспецифической) форме. Здесь говорится об отражении не как о процессе, а как о результате. Процессы, в результате которых происходит отражение внешнего воздействия (форма отражения), могут быть разными, а результат остается одним – живая система остается жить. То есть форма отражения может быть разная, а конечный результат (содержание отражения) одним и тем же.

Перечисленные особенности раздражимости как формы отражения отличают ее от отражения, существующее на уровне неживой материи. Посмотрим теперь чем раздражимость как до психическая форма отражения отличается от чувствительности как психической формы отражения.

Возникновение первичных ощущений.

Гипотеза Леонтьева. Модель возникновения психики.

Удобно рассмотреть возникновение ощущений как качественно новой формы отражения (по А.Н.Леонтьеву) на следующем примере. Известно, что жизнь зародилась в океане. Предполагают, что первыми живыми организмами были одноклеточные гетеротрофы, которые жили за счет поглощения из окружающей среды готовых органических соединений - белков, жиров, углеводов и т.д. Они поглощали, а потом расщепляли эти органические молекулы и использовали высвобождающуюся энергию для поддержания своей жизни, то есть для поддержания своей целостности. Эта энергия в основном шла на синтез своих собственных биомолекул, которые использовались как строительный материал, как запасные вещества, как ферменты и т.д.

Первичные гетеротрофы взаимодействовали с внешней средой по типу раздражимости. То есть они приходили в состояние активности, как только сталкивались, например, с какой-то биомолекулой. Эта активность выражалось в том, что они, используя свою собственную энергию, сначала транспортировали эту молекулу внутрь своей цитоплазмы, потом, опять же с использованием своей собственной энергии, расщепляли эту молекулу на низкомолекулярные соединения и, таким образом, высвобождали из этой биомолекулы запасенную в ней энергию. При этом количество высвобожденной энергии было больше той энергии, которая пошла на ее “добычу”, чем и объясняется выгодность данного процесса для живого организма.

Описанный процесс раздражимости гетеротрофного организма по отношению к биомолекуле можно назвать отражением этим организмом данной молекулы, которое является активным, так как идет с затратой своей собственной энергии. У гетеротрофа могла существовать раздражимость не только к данному типу биомолекул, например, к данному белку, но и по отношению к другим типам биомолекул, например, к жирам или углеводам. При этом понятно, что цикл реакций, с помощью которых усваивались, например, углеводы, был несколько другим, нежели при усвоении белков. Таким образом, на каждый вид биомолекул у клетки существовал свой специфический ответ, своя специфическая раздражимость. Поэтому А.Н.Леонтьев утверждал, что одним из главных признаков раздражимости является специфичность ответа на внешние раздражители. Вторым признаком раздражимости, как было уже сказано, является избирательность. Избирательность связана с тем, что клетка раздражается только по отношению к тем биомолекулам, на которые у нее есть готовые способы реагирования.

Таким образом, раздражимость (по А.Н.Леонтьеву) - это специфическая избирательная реакция живой системы на внешний раздражитель, которая идет с затратой энергии. При этом А.Н.Леонтьев упускает из виду тот факт, что у первичных гетеротрофов, как было показано выше, были также неспецифические реакции, которые осуществлялись на вредные раздражители, например, на высокую температуру, на высокую кислотность среды, на механические воздействия. Эта неспецифическая реакция могла выражаться, например, в увеличении двигательной активности, благодаря которой клетка покидала неблагоприятное место. Таким образом, первичные гетеротрофы раздражались специфическим образом на потенциальные источники энергии (пищу) и неспецифическим образом на вредные воздействия среды. Этих видов раздражимости ей вполне хватало для поддержания своей целостности и для самовоспроизведения.

А.Н.Леонтьев называл внешние воздействия, на которые раздражались первичные гетеротрофы, жизненно важными свойствами среды. Другими словами, жизненно важные свойства среды - это такие свойства среды, которые сами по себе определяют существование живого организма. Без них организм либо не может существовать вообще, либо от воздействия которых он погибает.

Вслед за гетеротрофами на нашей планете появились автотрофные организмы, которые добывали энергию принципиально другим способом, нежели это делали гетеротрофы. В частности, одни из представителей автотрофов - фототрофы “научились” добывать энергию, используя солнечный свет. Другими словами, используя выше введенную терминологию, фототрофы раздражались специфическим образом по отношению к солнечному свету. Они известным способом переводили энергию солнечных лучей в энергию своих собственных соединений. Кроме того, они также как гетеротрофы уходили от неблагоприятных воздействий, используя какие-то неспецифические способы реагирования.

Живые организмы обладают уникальной способностью в ходе эволюции приспосабливаться к новым условиям существования. При исчезновении, например, белков определенного типа, которые выступали источником энергии для данного гетеротрофа, среди этих организмов в ходе естественного отбора появлялись такие, которые начинали использовать другой тип белков. Таким образом, у гетеротрофов в процессе эволюции раздражимость могла изменяться. Надо сказать, что сначала эти изменения были не принципиальными. Другими словами, на первых этапах эволюции жизни на нашей планете раздражимость претерпевала только количественные изменения. Эти изменения выражались, например, в увеличении тех видов раздражителей, на которые у живых организмов появлялись особые способы реагирования. Но, с точки зрения А.Н.Леонтьева, на некотором этапе развития живой материи раздражимость претерпела качественное изменение, которое и привело к появлению чувствительности, как элементарной формы психического отражения. Рассмотрим, каким образом мог произойти этот качественный скачок на следующем примере.

С увеличением количества гетеротрофов в первичном океане уменьшалось количество абиогенным способом синтезированных биомолекул. В конце концов, наступил такой момент, когда, образно выражаясь, все эти “сгустки энергии” были “съедены”. Перед гетеротрофами встала проблема поиска новых источников энергии. Они стали использовать в качестве источников пищи других гетеротрофов, а также автотрофов. Если раньше вероятность встречи клетки с пищей была высокая, так как океан был буквально наводнен питательными веществами (недаром, он назывался “бульоном”), то теперь эта вероятность стала очень маленькая. Преимущества в этой ситуации получали такие гетеротрофы, которые были способны активно передвигаться в водной среде. Но бесконечно увеличивать двигательную активность тоже не выгодно, так как на это уходит много энергии. В этих условиях нужно было каким-то образом научиться находить потенциальную пищу, используя какие-то ориентиры во внешней среде. Таким ориентиром, например, мог выступать свет для тех гетеротрофов, которые питались фототрофными организмами. Это связано с тем, что там, где больше света, там больше вероятность нахождения фототрофных организмов, которые этим светом “питаются”. Таким образом, те гетеротрофы, которые в ходе эволюции приобрели способность передвигаться по отношению к свету, получили большие преимущества, так как это сильно увеличивалась вероятность их встречи с потенциальной пищей. Раздражимость по отношению к свету проявлялась как способность, во-первых, каким-то образом обнаруживать свет, например, с помощью особых светочувствительных глазков. Во-вторых, как способность целенаправленно передвигаться по градиенту освещенности. А.Н.Леонтьев считал такого рода раздражимость у гетеротрофов качественно отличной от раздражимости, которая у них проявлялась на жизненно важные условия среды. Эта раздражимость по отношению к такому условию среды, которое само по себе не определяет жизнь гетеротрофа (в принципе он может существовать и без данной способности), а лишь ориентирует его по отношению к жизненно важному условию среды , была названа А.Н.Леонтьевым чувствительностью. Таким образом, чувствительность, по А.Н.Леонтьеву, это раздражимость к нейтральным свойствам среды, лишь ориентирующим организм по отношению к жизненно важным условиям среды . Другими словами, способность организмов использовать некоторые условия среды как сигналы, ориентирующие их по отношению к пище и другим важным условиям среды, интерпретируется А.Н.Леонтьевым как способность к ощущению, как новый вид отражения внешней среды - психическое отражение. Эта главное допущение его гипотезы, эта аксиома, которую можно либо принимать, либо отвергать.

Главное в этой гипотезе заключается в том, что новый вид отражения выводится из того, НА ЧТО реагирует живой организм. При этом А.Н.Леонтьеву не важно КАК он это делает. Парадокс его гипотезы заключается в том, что реакция на нейтральные и жизненно важные условия среды по физиологическому и биохимическому механизму могут существенно не отличаться, а тип отражения изменяется качественно – оно становиться психическим. Хотя сам А.Н.Леонтьев нигде напрямую не говорит, что реакция на жизненно нейтральные условия сопровождается субъективным компонентом. Он говорит, что эти реакции только лежат в основе чувствительности. Но, на самом деле, трудно согласиться с утверждением, что, по сути, однотипные биохимические реакции отличаются качественно в отношении отражения. Как было сказано выше, вероятно, появление чувствительности связано с появлением нового механизма ответа на внешние раздражители. Этот механизм должен привносить момент субъективизации внешнего раздражителя.

Гипотеза А.М.Иваницкого.

Модель механизма субъективизации применительно к человеку была предложена отечественным психофизиологом А.М.Иваницким. Мы не будем подробно останавливаться на этой модели, так как эта гипотеза предполагает понимание категории информации, подробный анализ которой не входит в задачи курса. Основная идея исследователя заключается в следующем. Он считает, что ощущение связано с синтезом первичного возбуждения, возникающего от действия раздражителя на рецепторы, с “обогащенной” информацией об этом раздражителе. Под обогащением информации понимается определенная обработка возбуждения подсистемой памяти и подсистемой эмоций нервной системы. Эти две подсистемы образуют своеобразную подсистему “Я” организма, которая как бы “наблюдает” действие внешнего раздражителя на животный организм, исходя из своих интересов, “записанных” в родовой программе развития. В этом моменте синтеза и происходит момент субъективизации действующего раздражителя. Если придерживаться этой гипотезы, то ощущение как первичный психический процесс в процессе эволюции появляется только у тех многоклеточных организмов, которые обладают нервной системой, имеющий предложенный механизм субъективизации внешнего раздражения. Таким образом, если А.Н.Леонтьев считает, что психика появляется уже у одноклеточных организмов, которые в процессе эволюции приобрели способность раздражаться по отношению к сигнальным стимулам внешней среды, то, согласно альтернативной точке зрения, психика появляется только у многоклеточных животных, обладающих определенным образом организованной нервной системой. Более подробно с гипотезой А.М.Иваницкого можно ознакомиться в его монографии “Информационные процессы мозга и психическая деятельность”.

Психика – это форма активного отображения объективной реальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии.

Психологический словарь – Психика – общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

1) Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания.

2) Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.

Улучшение структуры и функций Н.С. послужило основным источником развития психики.

Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

3) Дуалистическое понимание.

Существуют разные подходы к пониманию психики:



1. Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт)

2. Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм)

3. Свойство живой природы (биопсихизм)

4. Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин)

5. Психика только у …… с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов)

6. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев).

Бехтерев – психика – это энергия.

Леонтьев – Это свойство живых, материальных тел способных своими … отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность.

3 составляющих психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика – особенная способность.

Происхождение психики.

Начала – материальное, идеальное, дуалистическое.

Идеальное – Пьер де Шарден.

Материальное – в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Концепция Фабри и Леонтьева (матер.)

1) Стадия элементарно-сенсорной психики

а) низший уровень – простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

б) высший уровень – черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов., развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды.

2) Стадия перцептивной психики.

а)низший уровень – рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика – отражение внешней действительности в форме образов в форме предметов. Формирование двигательных навыков.

б)высший уровень – птицы и высшие позвоночные. Характеристика – решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению.

в)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины.

Характеристика – способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей.

Леонтьев – психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир.

Бехтерев – психика – есть выражение особого напряжения энергии нервных центров.

Большаков – психика – есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи.

Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности.

Особое свойство – не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга.

Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального.

Идеальное – есть отражение материального.

Отражение – представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке).

Отражая действительность человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю.

Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений.

Формы психического отражения.

Внутренняя среда – отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия – неудовольствия.

Внешняя среда – отражается в образах и понятиях.

Отражение внутренней среды – отражаются не раздражители, а их оценка.

Внешнее отражение связано с побуждением к действию.

Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы.

Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире.

Формы проявления психики. Структура психики.

1. Психические процессы: познавательные – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные – эмоции, чувства; волевые – механизм волевых действий, волевые качества.

2. Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость.

3. Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер.

4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки.

Функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации).

Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия; уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева)

Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях – медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению).

Леонтьев: Возникновение психики.

Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды.

Как психика развивалась: усложнение форм поведение, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения.

Главенство деятельности в развитии психического отражения.

Окружающая среда посылает тысячи всевозможных сигналов, из которых человек улавливает лишь очень небольшую часть. Правда, вполне достаточную, чтобы построить некую картину мира. И не только построить, но еще и утверждать, что эта картина и есть реальный мир! «Мир таков, каким мы его воспринимаем» - именно так думают многие. Однако у ученых есть все основания полагать, что человек просто подгоняет мир под свои человеческие мерки, видит то, что полезно и выгодно для его жизни.

Реальность, которую отражают животные в своих образах, имеет мало общего с человеческим видением мира. Для одних животных реальность состоит из запахов, большей частью человеку не известных, для других - из звуков, в значительной части человеком не воспринимаемых, для третьих - из цветовых красок, многие из которых люди не различают.

С точки зрения классической физики, окружающий мир - это постоянно движущиеся в пустотах элементарные частицы! В нем отсутствуют предметы и нет ничего стабильного. Так чей же образ мира соответствует реальности?! В чем причины того, что человек способен видеть лишь то, что видит?

Физиологи объясняют особенности видения мира спецификой органов чувств и физиологическими механизмами функционирования, данными от природы. Человек обладает пятью органами чувств, способными действовать с самого рождения, а по последним научным данным - даже еще до рождения, и позволяющими ему видеть, слушать, обонять, осязать и вкушать, но в весьма узких диапазонах. Социологи делают акцент на социальных механизмах, фиксируя источники психического развития человека вне его организма - в окружающей среде.

Психологи, опираясь и учитывая обе линии исследования, рассматривая человека одновременно как биологическое и как социальное существо, стремятся найти собственно психические закономерности. Таким образом, психическое развитие, в том числе и развитие чувственных форм познания, - результат сложнейшего взаимодействия трех сфер: физиологической, социальной и психической.

Возникновение психики до сих пор остается загадкой. Между психологами существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отличается ли по своей природе психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественно-научная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому можно говорить о психике в широком смысле как об особом качестве, принадлежащем животному и человеку. Но, с другой стороны, человек обладает сознанием и особой, присущей только ему, человеческой субъективностью. Природа ее возникновения трудно познаваема и во многом таинственна.

Что служит критерием возникновения психики? Как определить, есть ли психика у животного или ее нет? Когда ребенок рождается, он видит мир таким, каким видит его взрослый? Люди, стоящие на разных ступенях исторического развития, мыслят и переживают одинаково? Для того чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, психологи ведут исследования по трем направлениям одновременно:
возникновение и развитие психики в животном мире (эволюция);
возникновение и развитие человеческого сознания (история человечества);
развитие психики от момента рождения человека до конца его жизни (онтогенез).

Результаты этих исследований позволяют воссоздать следующую картину возникновения психики.

Все живое находится в непрерывном взаимодействии с окружающей действительностью, в процессе которого происходит обмен веществ и тем самым поддерживается жизнь. Живая материя различается типом существования жизни: растительный, животный и сознательный.

Растения поддерживают свою жизнь путем обмена веществ при непосредственном контакте со средой, с условиями своего существования. Контакт обеспечивает растению раздражимость - способность реагировать на биологически значимые раздражители. Если контакт нарушается, они гибнут. Вероятно, в истории нашей планеты был период катаклизмов, из-за которых растения неминуемо должны были погибнуть. Но они его пережили. Более того, этот период, по-видимому, послужил толчком для возникновения особых организмов, способных восстанавливать нарушенное равновесие и существовать без постоянного прямого контакта со средой обитания.

Новый организм начинает активно передвигаться в поисках того, что ему необходимо для выживания. А это, в свою очередь, предполагает «видение» (отражение) окружающего мира и представление его в виде образов. Такое «видение» обеспечивается чувствительностью - способностью реагировать на биологически нейтральные воздействия внешней среды, но сигнализирующие о появлении биологически значимых раздражителей. Возникновение чувствительности можно проследить в следующем эксперименте (рис. 5).

В пробирку помещают одноклеточные организмы (амебу или инфузорию). Эти существа на свет не реагируют: он не является необходимым условием их существования. А вот тепло имеет жизненно важное значение. Один край пробирки начинают подогревать, одновременно включая свет. Через несколько повторов достаточно включить свет, чтобы одноклеточные устремились к соответствующей части пробирки. На такую реакцию не способно ни одно растение.

Чувствительность выступает критерием возникновения психики, ее первым проявлением. Животные, стоящие на ранних ступенях развития, проявляют чувствительность только к отдельным свойствам и признакам внешнего мира, непосредственно и однозначно имеющим связь с биологически значимыми объектами. Дальнейшее развитие психики идет по пути расширения образа мира за счет отражения все новых и новых его особенностей.

Так формируются механизмы, осуществляющие отражение окружающей действительности, способность ориентироваться во внешнем мире и планировать поведение, исходя из потребности организма и возможностей среды.