Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Психологические тренинги в школе. Тренинговое занятие для младших школьников

Психологические тренинги в школе. Тренинговое занятие для младших школьников

В наши дни о тренинге как о методе обучения и развития личности, проникшего во многие сферы жизни, пишут много. Поэтому мало кого сегодня приходится убеждать в перспективности этой формы деятельности для учебных целей, для совершенствования управления, для решения реальны социальных проблем.

В отличие от традиционных методов обучения тренинг направлен, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. При таком методе обучение позиция ведущего(тренера) характеризуется ярко выраженной ориентацией на личность участника группы, направленностью не поддержку и помощь в их развитии. Между ним и членами группы, а также самими участниками возникают многообразные личностно-значимые связи.

Как мы видим – тренинг это серьезная технология, имеющая свои основы и специфические принципы, а именно:

  1. Активность участников группы.
  2. Исследовательская творческая позиция – участники тренинга осознают, обнаруживают идеи, закономерности, свои личные ресурсы.
  3. Объективация поведения – поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальное средство объективации – обратная связь.
  4. Субъект – субъектные, партнерские отношения, при которых учитываются интересы, чувства, переживания других участников взаимодействия.

Качественное проведение тренинга не ограничивается одной только передачей материала. Чтобы создать действующий комплекс средств обучения, необходимо владеть множеством методов, таких как, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм. Однако даже обладающий всеми необходимыми навыками инструктор может не добиться результата без тщательной подготовки и планирования работы. Тренинговый цикл включает в себя несколько этапов (диаграмма 1) <Рисунок 1>

ТРЕНИНГОВЫЙ ЦИКЛ

В нашем Лицее мы попытались построить систему проведения тренингов. <Рисунок 2> Конечно, выбор основных методов зависит от возрастных особенностей ребят. Но важным условием является то, что у нас есть возможность погружения в проблему. Обычно тренинги проводятся в течение трех дней: с учащимися 5-9 классов 4-5часов, а с лицеистами 10-11 классов 7-8часов. В работе групп у нас есть прекрасная возможность использования видеоаппаратуры, что повышает эффективность аналитической работы каждого участника группы. В зависимости от количества участников и для достижения поставленных целей на тренинге могут работать ни один, а два психолога. Традиционным стало проведение тренингов с учащимися 5, 7,8,10, 11классов, а также с вновь принятыми на работу учителями (диаграмма 2). Вашему вниманию предлагается фрагмент тренинга “Развитие карьеры” в виде отдельно взятого занятия, которое вы можете использовать в работе по профессиональной ориентации школьников. Хочется отметить, что проведение одного тренинга не может решить всех проблем, важным является организация последующей работы с учащимися.

Фрагмент тренинга “Развитие карьеры”

Тема: “Интервью при приеме на работу”.

Цель:

1. Показ участникам занятия техник эффективного собеседования при приеме на работу;

2. Познание участниками своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими;

3. Развитие навыков самопрезентации.

Материалы: видеокамера, телевизор, мяч, листы бумаги А- 3, бланки – схемы наблюдения за поведением участников ролевой игры; таблица различных проявлений в поведении, маркеры, фломастеры, инфолист для ведущего “Как вести себя на интервью”, список примерных вопросов для интервью.

Время: 1ч. 30мин.- 2часа

1. Приветствие. Упражнение “Пожелания друг другу”.

Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

Инструкция “Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Сейчас по-очереди каждый из вас будет кидать мяч одному из участников группы, кому хотите пожелать, и говорите это пожелание. Тот, к кому попал мяч, в свою очередь бросает мяч другому, высказывая ему пожелание. Очень важно, чтобы мяч побывал у каждого участника”. Ведущий принимает участие в упражнении, давая поддержку отдельным учащимся.

При обсуждении выполнения упражнения можно использовать следующие варианты:

  1. Как вы себя чувствуете?
  2. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день.

Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить именно о них, используя вопрос “Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?”.

2. Информирование: “Оставляя учебу, мир, в котором вы провели несколько лет, вы приступаете к работе. Это главная перемена в вашей жизни. Для многих людей изменения являются вызовом. Это означает, что вы оставляете хорошо знакомые вещи позади, двигаясь навстречу неизведанному. И сегодня мы с вами попытаемся попробовать себя в разных ролях при приеме на работу. Ведь, не секрет, что вхождение страны в рыночную экономику изменило очень многое в нашей жизни, в том числе и правила приема на работу. Сегодня он очень часто идет по принятой во всем мире системе подбора кадров – на конкурсной основе. И самым главным в этом является – собеседование или интервью, когда человек, готовый к поступлению на работу, должен суметь объяснить остальным, почему он так хорош”.

3. Упражнение “Ассоциации”.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю каждому из вас дать ассоциацию на словосочетание “Прием на работу”. Каждый участник группы дает ассоциацию, ведущий выносит ассоциации на бумагу, обобщает.

4.Ролевая игра “Интервью”.

1 этап. Участники группы делятся на “работодателей” (“руководителей”), “нанимающихся”, “наблюдателей”. Количество участников определяется, исходя из размера группы. В своей практике мы берем 2-3 “работодателя” и 4-6 “нанимающихся”. Выбор роли возможен по желанию участников, можно использовать жребий, либо ведущий планирует заранее роли, исходя из личностных особенностей ребят. Для работы этих участников подключаются дополнительно несколько ребят (если есть необходимость). Остальные работают в группе “наблюдатели”.

2 этап. Работа в группах.

Задание для групп “работодатели”, “нанимающиеся”:

  1. Определить фирму, предприятие, форму собственности, место проведения (для “работодателя”).
  2. Продумать линию поведения в ходе интервью, характер вопросов, процедуру принятия решения. Ведущий может предложить примерные вопросы, но это зависит от уровня подготовленности группы, так как снижает творческий потенциал ребят, остроту получаемого опыта <Приложение 1>.

Группы работают отдельно друг от друга. Но на начальном этапе ребята распределяются, кто с кем будет проводить собеседование. К выработке стратегии поведения подключаются ребята, не участвующие в группе “Наблюдатели”. Время для подготовки 10 -15 минут.

Задание для группы “наблюдателей”. В ходе интервью одни группы наблюдают за поведением “работодателя”, другие - “нанимающегося” по предложенной схеме. На этапе предварительной работы они изучают схемы, знакомятся с критериями проявления уверенности, неуверенности, агрессии, жестами, особенностями некоторых поз <Приложение 2>.

3 этап. Видеосъемка работы каждой пары “работодатель – нанимающийся”

4 этап. Обсуждение работы с участниками интервью.

Вопросы для “работодателя”:

  1. Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.
  2. Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?
  3. Чье поведение выглядело более уверенно? Что нравилось и что точно вызывало неприятие?

Вопросы для “нанимающегося”:

1.Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.

2. С какими ожиданиями вы шли?

3.Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?

4. Как вы думаете, какое решение принял руководителя.

Вопросы для “работодателя”: Какое решение вы приняли? Кого бы вы пригласили на работу?

5 этап. Просмотр видеоролика

В ходе просмотра ведущий, совместно с наблюдателями, с помощью “стоп – кадра” обращает внимание на особенности поведения, характер вопросов. Ведущий и наблюдатели интерпретируют невербальное поведение участников интервью, уделяя внимание позе, расположению в пространстве, интонации и громкости голоса, направлению взгляда, использованию жестикуляции. Выделяются положительные и отрицательные моменты, которые способствуют или препятствуют эффективному взаимодействию при собеседовании.

5. Упражнение “Памятка для успешного прохождения собеседования”.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Работая в группе учащимся, необходимо разработать памятку для успешного похождения интервью. Это может быть словесная форма, плакаты. Время выполнения задания ограничивается. Результаты работы представляются. Информация для ведущего предоставляется в инфолисте <Приложение 3>

6. Рефлексия занятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вам следует отработать прежде, чем идти на интервью? Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
  2. Что будете использовать в дальнейшей жизни?

Приложение 1.

Список вопросов, задаваемых на интервью.

  1. Расскажите мне о себе.
  2. Что вас заинтересовало в этой работе?
  3. Расскажите мне о своих предыдущих работах.
  4. Какими полезными навыками вы обладаете?
  5. Что ваши преподаватели или бывшие работодатели могли сказать о вас.
  6. Почему я должен нанять именно вас?

Приложение 2.

Схема наблюдения за поведением нанимаемого (работодателя)

Различные виды проявлений в поведении.

Проявления уверенности

Проявления неуверенности

Проявления агрессии

Доброжелательность

Настойчивость

Использование местоимения “Я”

Уместные жесты

Контакт глаз

Ориентация на собеседника

Решительность

Шутка, юмор

выслушивание

неуместные паузы

перебивание

извинения, оправдания

длинная, нечеткая речь

невыдержанность цели

ответ вопросом на вопрос

неестественная улыбка

бегающий взгляд

Неуважительная, фамильярная форма обращения

Пренебрежение

Грубые, резкие слова

Раздражительный тон

Захват пространства

Указывающие жесты

Взгляд свысока, излишне пристальный

Позитивные жесты:

Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать

Руки у щеки – раздумья, нерешительность

Наклоненная набок голова – интерес

Прищуривание глаз – поиск решения

Потрагивание, легкое потирание носа, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение

Устойчивый визуальный контакт – открытость, но чрезмерно пристальный может быть истолкован как подозрительный.

Почесывание подбородка – процесс принятия решения

Прикусить зубами кончик какого – либо предмета (дужку очков, карандаш, ручку) – требуется дополнительная информация

Негативные жесты:

Руки, скрещенные на груди – оборонительная, защитная реакция

Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок – критическая оценка

Взгляд в сторону – подозрение и сомнение

Поворот головы в сторону на 45 градусов – вежливый отказ от общения.

Сжатый кулак – властность, решимость, агрессия

Поза и особенности внешнего вида:

Расстегнутый пиджак – открытость, свободное поведение

Руки разведены в стороны, плечи приподняты – недоумение, бессилие.

Попытки приблизиться к партнеру по общению – стремление достичь более дружеских взаимоотношений

Ноги (все тело) обращены к выходу – желание закончить беседу

Преувеличенно внимательная манипуляция предметами (ручка, карандаш), отстукивание им каждого слова – раздражение

Приложение 3.

Как вести себя на интервью.

  1. Вам необходимо тщательно подготовиться к интервью. Желательно научиться давать точные и краткие ответы. Они могут быть двух типов: общие, которые пригодятся в любой организации, и конкретные, ориентированные на определенного работодателя. Приготовьтесь к интервью дома. Прежде всего обдумайте ваши ответы на вопросы, которые могут быть заданы в обязательном порядке. При этом будьте готовы к неожиданным и неординарным вопросам, типа “А чем вы лучше других претендентов?”. Чтобы ответить на них, подготовьте краткие примеры, свидетельствующие о вашем отношении к работе, демонстрирующие ваши деловые качества.
  2. До начала интервью попытайтесь, как можно больше узнать об организации, в которую вы идете на интервью: ее масштабы, направление деятельности, организационную структуру, последние достижения. Это поможет убедительно мотивировать свое желание работать именно в этой организации.
  3. Договариваясь о собеседовании, точно запишите время, адрес, телефон, фамилию человека, пригласившего вас на интервью.
  4. Ваш внешний вид очень важен. Оденьтесь по деловому.
  5. Одежда должна быть спокойных тонов. Прическа и макияж - скромными и деловыми.

  6. Отправляясь на интервью, имейте запас времени: лучше придти пораньше, чем опоздать.
  7. Язык тела может много рассказать о вас. Многие люди предпочитают крепкие рукопожатия и прямой визуальный контакт. Сидите прямо, но расслаблено. Вы должны произвести впечатление уверенного в себе и своей работе человека. Слушайте своего собеседника внимательно и обратите внимание на его движения.
  8. Интервью обычно начинается с приветствия и легкого разговора. Если вас рекомендовали на эту работу, то пришло время для подкрепления рекомендаций.
  9. Разговор с работодателем лучше обдумать заранее и представить в форме сжатого монолога, чтобы собеседник не вытягивал из вас односложные ответы, а лишь уточнял детали.
  10. После интервью не забудьте поблагодарить работодателя и спросите его, как вам следует ждать ответа.
  11. Если вы поняли, что эта работа вам не подходит, не сидите со скучающим видом. Используйте эту ситуацию для тренировки.
  12. Стремясь найти работу, постарайтесь везде оставить о себе хорошее впечатление. Даже, если вы получили вежливый отказ, это еще не означает, что дверь организации закрылась перед вами навсегда.

О чем может спросить работодатель

Чего не следует говорить в ответ

Как лучше ответить

Почему вы считаете, что справитесь с этой работой? Рассказывать свою биографию Сообщить о том, что вы конкретно умеете и способны сделать для организации
Какой у вас опыт? Перечислять все места, где вы работали Подробно рассказать о своих достижениях в направлении, интересующем фирму
Ваша самая большая слабость? Торопиться с самокритикой Упомянуть недостатки, никак не влияющие на ваши профессиональные качества
У вас в резюме написано то-то… “К сожалению, я составил(а) его давно и уже не помню деталей” Давайте четкие и короткие ответы по существу, подтверждайте фактами каждое утверждение
Как вы себя видите через несколько лет? “Я занимаю такую–то должность” “Я бы хотел(а) работать в вашей организации, надеюсь, что новые навыки помогут моему продвижению”

Литература:

  1. Клюева Н. В. Программы социально – психологического тренинга. Ярославль, 1992.
  2. Путеводитель по профессиям. Сост. Курмангазиева М., Кокимбаева А., Алматы, 1998.
  3. Пери Н., Ванзандт З. Фокус на будущем. Программа развития карьеры для учеников старших классов. Алматы, 1998.
  4. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт – Петербург, 2001.

Психологический тренинг "Спешите делать добро"

психолог, Пудова Кристина Владимировна; Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» с. Большие Уки.

Психологический тренинг «Спешите делать добро».

Цель: Расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека.
Стимулировать детей к добрым поступкам.
Учить делать выводы.
Задачи: Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.
Оборудование: клубок с нитками, маркеры, микрофон, свеча, грамзапись, толковый словарь.

Ход тренинга

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем и сделаем круг.
1. Упражнение «Приветствие».
Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.
2. Упражнение «Ожидание».
Педагог – психолог: Дети, что вы ждете от нашего занятия? (Дети по очереди высказывают свои ожидания).
3. Объявление темы и задач занятия.
Педагог-психолог: Сегодня я приготовила для вас ларец с волшебным даром. (Психолог открывает пустую шкатулку.) Нет, нет! Он не пустой. Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем, это маленькое солнце, имя которого вы сейчас узнаете.
Отгадайте загадку:
Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье, На помощь прийти,
Вновь и вновь.
Это качество в сердце,
У многих живёт.
И о боли других,
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это наших сердец…. (доброта)
Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, выясним ее
значение в жизни человека.

4. Работа над темой.
Работа в группах на карточках.
Педагог – психолог: Слово «хороший» сосуществует со многими
словами. Соедините слова с соответствующим синонимом.
Добрый дом удобное.
Добрый ребенок комфортный.
Хорошая кровать заботливый.
Хороший хозяин хорошие.
Хорошие отношения послушная.
Добрый человек добрый.
Хорошая еда незабываемый.
Добрый поступок вкусная.
Добрый друг надежный.
Хорошая наука интересная.
равна.
- Какой же он хороший человек? (Дети высказывают свои мысли)
5. Упражнение «Солнце доброты». Работа в группах.
В честь хороших людей, которые здесь собрались давайте зажжем «Солнце
доброты». Для этого на лучиках напишите черты, присущие хорошему
человеку. (Дети пишут на солнечных лучиках)
-Отзывчивость; - Жалость; - Милосердие; - Соболезнование; -
Сопереживание. И т.п.
6. Работа с пословицами в парах. Игра «Собери пословицу».
Педагог – психолог: Представьте, что доброта-это наука, у которой
есть свои законы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты –
соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее
смысл.
Начало пословиц
Для хорошего друга Злой плачет от зависти, Свет не без Лихо помнится, Без друга Жизнь дана На добрый привет – Тому тяжело, Старый друг лучше Доброму человеку и Кто скор помог Доброму и сухарь – на здоровье, Добрые умирают, да дела Добрым быть – Доброму добро, а худому –
Окончание пословиц
на добрые дела. а добрый - от жалости. а злому и мясное не впрок. кто помнит зло. добрым и слыть. чужая болезнь к сердцу. добрый совет. не жаль ни хлеба, ни досуга. на сердце вьюга. добрых дел. тот дважды помог. а добро век не забудется. их не пропадают. пополам ребро. новых двух.
Где добро, там исчезает зло.
Доброта кончается радостью.
От доброго слова мир радуется.
Доброму слову цены нет.
Доброта не имеет границ.
Кто хорошо начинает, тот хорошо кончает.
Хорошие дети доброе слова послушают.
Доброе слово - золотой ключ.
7. Упражнение «Сплети паутинку».
Дети становятся в круг.
Педагог – психолог: А сейчас вспомните, кто из вашего класса какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.
8. Мозговой штурм «Интервью».
Педагог – психолог: А теперь проведем интервью о хорошем человеке. Узнаем, чего никогда не делает добрый человек. Начинаем такими словами:
- Добрый человек никогда не....
9. «Магическая свеча».
Психолог: В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте,
что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
-Если бы я стал волшебником, я бы сделал...
Психолог: Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна. Сейчас на отпечатках своих ножек нарисованных на листках бумаги вы напишете добрые дела, которые сделали кому-то. Образуем тропу доброты.
Психолог : Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, детки, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь.

Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение

Занятие 1

Самоуважение .

2) Правила работы в группе.

Психолог с детьми устанавливают определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется психологом.

3) Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Диалог и Мини- лекция.

Психолог предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.

Основная часть

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение . Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце психолог суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения . Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Психологический смысл упражнения

Занятие 2

«Прекрасный сад»

Разминка.

Упражнение «Поздороваемся»

Психолог предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения . Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Основная часть

Упражнение «Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение . Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения . Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения . Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 3

Развитие коммуникативных способностей.

Невербальное общение

Разминка.

Упражнение «Построимся»

Психолог предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Мини-лекция

Осознание невербального языка тела. Детям объясняют, что часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать вфизическом действии некоторые эмоции.

Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация. Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о неконгруэнтной коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что неконгруэнтность может быть осознанной или нет. Например, человек вгостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам. В этом случае неконгруэнтность бессознательна.

Основная часть

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Занятие 4

Командообразование

Вначале занятия проводится шеренг, каждый рассказывает, с каким настроением пришел и чего ждет от занятия.

Разминка.

Упражнение «Найди и коснись»

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 10 см, того, что весит полкилограмма, портфеля.

Психологический смысл упражнения . Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Основная часть

Упражнение «Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

Упражнение «Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и психолог поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы. Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Рефлексия

Упражнение «Шарики»

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения. Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение . Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5

Коллаж на тему «Дружба»

Вначале занятия проводится шеринг, каждый рассказывает, с каким настроением он пришел на занятия, и изменилось ли что-то в его отношениях с одноклассниками и в целом атмосфера в классе после наших занятий.

Разминка

Упражнение «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет: «А я с... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Психологический смысл упражнения . Разогревающее упражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.

Основная часть

Коллаж «Дружба»

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Обсуждение . После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.

Психологический смысл упражнения . Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Р ефлексия тренинга

Анализ и оценка эффективности тренинга

Класс_____________________________________________________________

Школа____________________________________________________________

Психолог_____________________________________________________________________

На первых же занятиях общая разобщенность в группах и трудности в общении и взаимопонимании проявились в полной мере. В каждом классе, где проводились занятия, были выявлены дети, не принимаемые основной группой, группировки, конфликтующие между собой или сплоченные против одного члена класса. Поэтому, конечно, данный тренинг был своевременным и актуальным и стал большим подспорьем для учителей. Изменения происходили не сразу, иногда во время занятий, мне, казалось, что бьюсь о стену, что в «наших» детях нет ни капли сочувствия и желания понять и поддержать своего одноклассника. Много было слез, обид, взаимных обвинений. Все это мы пережили вместе и многому научились вместе. Собственно тренинг - он и для тренеров тоже испытание и учеба. В процессе тренинга приходится иногда сталкиваться со своими внутренними конфликтами. Но, поскольку ситуация в группе требовала мгновенного принятия решения, то и свои проблемы приходилось решать быстро. Огромное спасибо участникам тренинга, которые смогли создать условия для моего личностного роста. В качестве оценки эффективности тренинга использовался принцип самодиагностики - это шеринг на последнем занятии плюс анализ анкеты, предложенной участникам после завершения тренинга. Также использовалась обратная связь с классными руководителями. По их отзывам, данный тренинг, несомненно, оказал позитивное влияние на учащихся, появилась положительная тенденция в развитии взаимоотношений учащихся в классных коллективах, появился интерес и доброжелательность в отношениях. Если оценивать тренинг с позиции ведущего, то, конечно, отношения между детьми и общий психологический климат в группах изменился в лучшую сторону. Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками, чего в начале занятий не отмечалось, научились сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи. Хочется отметить, что наибольший эффект от занятий заметен в той группе, где изначально проблем в сфере общения было несколько меньше и конфликты проявлялись не так ярко по сравнению с другой группой. В то же время, во второй группе интерес к продолжению занятий и совместному общению были выше. Самой же главной оценкой тренинга стала оценка детей, когда они делились впечатлениями и произошедшими положительными изменениями в отношениях с одноклассниками.

Педагог-психолог____________________Н.Горяинова

«_____» _______________ 2009 – 2010 уч.год

Тренинговое занятие для младших школьников

Тема «Солнышко с лучами»

Цель: повышение самооценки ребёнка.

Задачи:

1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Развитие лучшего понимания себя

3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Возраст : школьники 7 - 9лет.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для школьников

Тема "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 11 - 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?