Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Правильное питание младших школьников. Правильное питание школьника: основы рациона и принципы составления меню

Правильное питание младших школьников. Правильное питание школьника: основы рациона и принципы составления меню

Качественный состав рациона младшего школьника существенно не отличается от рациона старших дошкольников. Хотя ребенку разрешены уже все продукты, некоторые их разновидности стоит вообще исключить или ограничить в детском меню. Основу рациона по-прежнему должны составлять натуральные продукты, количество полуфабрикатов и консервов следует свести к минимуму.
Общий объем пищи увеличивается так же, как и калорийность рациона. Теперь ребенку в день требуется около 2300 ккал (после 10 лет - 2500 ккал).
Накормить младшего школьника становится немного легче, чем дошкольника. В 6-7 лет начинают есть с большим аппетитом даже самые привередливые дети, которые всегда огорчали мам.

Режим питания младшего школьника

Основных приемов пищи у младшего школьника по прежнему пять - завтрак, школьный завтрак, обед, полдник и ужин (для тех, кто занимается в первую смену). Если ребенок занимается во вторую смену, то чаще всего ребенок обходится четырехразовым питанием (завтрак, обед, перекус в школе и ужин).
Интервалы между приемами пищи от 3 до 4,5 часов.
Примерный режим питания выглядит следующим образом:

При учебе в первую смену.

7.00-7.30 первый завтрак;

11-12 часов второй завтрак (школьный обед);

15 часов обед;

17 часов полдник;

19-20 часов ужин.

При учебе во вторую смену:

9 часов завтрак;
13 часов обед;
16 часов школьный полдник;

19-20 часов ужин.

Завтрак школьника чаще всего состоит из основного блюда, напитка и бутерброда или хлебобулочного изделия. Что можно подать ребенку на завтрак? Основное блюдо - это чаще всего каша (особенно для тех, кто занимается в первую смену), блинчики с начинкой (творог, мясо, овощи), ленивые вареники или сырники, запеканка, сосиски с вермишелью, салаты. Проблема завтрака состоит в том, что его следует приготовить достаточно быстро - ведь не только ребенку нужно в школу, но и маме нужно на работу. Иногда решить эту проблему помогают готовые сухие завтраки, мюсли (о них мы расскажем ниже), каши быстрого приготовления. Не стоит забывать и про обычные каши (гречневую, рисовую, овсяную, манную). Каши можно подавать с сухофруктами. Также довольно быстро можно приготовить сырники или ленивые вареники, запеканку или салат. Большинство мам ограничивает завтрак школьников бутербродами, сосисками с вермишелью, яичницей. Но такие завтраки быстро надоедают ребенку, к тому же они не слишком полезны. Бутерброд, хлеб с маслом и сыром (твердым или плавленым), хлеб с паштетом или булочка с джемом может быть хорошим дополнением к основному блюду. Рекомендуется пить с утра что-нибудь теплое - чай с лимоном или молоком, кофе с молоком, какао. Иногда ребенку можно дать фруктовый сок или кефир. Сухие завтраки и мюсли можно давать 2-3 раза в неделю, особенно в «рабочие» дни, а по выходным можно приготовить ребенку более сложный и вкусный завтрак - фруктовый салат, блинчики с начинкой, пудинг или запеканку.

Второй завтрак более всего актуален для детей, которые занимаются в первую смену. Этот завтрак они съедают в школе на большой перемене. Хотя в большинстве школ дети получают горячие завтраки, можно проконтролировать - что именно ест ваш р*ебенок в школе и попытаться скорректировать его питание домашними «ссобойками». Следует помнить, что умственная деятельность требует определенного вида пищи - глюкоза питает мозг. Однако глюкозу ребенок должен получать не из конфет и кондитерских изделий, а из фруктов, сухофруктов. Ребенок может взять с собой в школу пакетик приготовленных дома сухофруктов (курага, изюм, чернослив и различные цукаты), орешков. Не стоит забывать и об обычных семечках - «черных» и «белых», набрать с собой в школу можно только очищенные сырые семечки. Полезно взять с,собой в школу фрукты - яблоки, банан, апельсин, киви, грушу или хурму. Вышеперечисленные продукты можно давать ребенку в школу вне зависимости от того, получает ли он там завтрак или обед. Полезно иметь с собой небольшую бутылочку минеральной воды, пакетик сока. А вот газированную сладкую воду лучше не давать ребенку.

Обед ребенка-школьника состоит обычно из трех блюд и напитка.
Салаты - очень желательный компонент обеда. Наиболее доступны и полезны салаты из свежих овощей: салат из белокочанной капусты с морковью, салат из моркови с чесноком и сыром, салат из яблок и моркови, салат из тыквы и яблок, салат из белокочанной капусты с зеленью, салат из свеклы с чесноком и плавленым сыром, салат из свеклы с сухофруктами, салат из огурцов и помидоров, салат из редьки, салат сельдерея с яблоком и морковью, листовой салат с зеленью. Один - два раза в неделю можно предложить ребенку салаты из консервированных овощей: салат из кабачков, салат из маринованной свеклы, огурцов, помидоров, кабачковая или баклажанная икра. Кислую капусту полезно давать в зимне-осенний период. Кроме салатов в качестве за-" куски можно подавать фаршированные помидоры или огурцы, перец или яблоки (фарш из свежих овощей, творога или сухофруктов, яблок). Очень полезен винегрет, рубленая сельдь, селедочный форшмак.
Хотя супы не пользуются популярностью в большинстве зарубежных стран, у нас они, по традиции, - обязательная часть обеда. К тому же супы очень полезны. Набор супов для ребенка-школьника очень разнообразен - это бульоны (куриный, мясной) с гренками или с фрикадельками, с пирожками или омлетом, щи из свежей или кислой капусты, борщи - холодный и на мясном бульоне, гороховый и фасолевый супы, овощной суп на мясном бульоне и на молоке, крупяные супы, суп-лапша (куриная и молочная), суп с клецками, супы-пюре (из курицы, картофеля, мяса, цветной капусты, моркови), молочные супы с крупой, окрошки. Можно подавать даже фруктовые супы (с крупой или клецками).

На второе ребенок-школьник получает обычно мясное или рыбное блюдо с гарниром. Мясо желательно давать ребенку-школьнику 4-5 раз в неделю, еще раза два можно давать рыбу, иногда блинчики с творогом, спагетти с овощами и сыром или другое не мясное блюдо. Выбор мясных блюд очень широк - это всевозможные котлеты (рубленые и отбивные), бефстроганов, гуляш, запеченое мясо, тушеное и жареное мясо, плов, голубцы. Цельные куски мяса следует давать ребенку хотя бы 2-3 раза в неделю. Рыбу подают жареную, тушёную или запеченную в тесте, иногда фаршированную или заливную. Гарниры к мясным и рыбным блюдам - это не только вареный и жареный картофель и макароны, а и гораздо более полезные овощи и крупы. Кроме традиционной тушеной капусты, моркови и свеклы можно делать гарниры из цветной капусты, брокколи, шпината, кольраби и спаржи.
Хорошо, если мама может приготовить и десерт (крем, фруктовый салат или другое лакомство). Однако на десерт можно подать и готовые сладости - зефир, халву, мармелад, фруктовое суфле или пастилу, но совсем немного, после сытного обеда этого будет вполне достаточно.
Обеденным напитком может быть компот или кисель (если компот с кусочками фруктов - он вполне может заменить и десерт). Морсы со свежим соком, фруктовые и овощные соки также будут очень полезны. Иногда вместо напитка подают арбуз или дыню, свежие фрукты или ягоды.

Полдник может быть по составу Примерно таким, как второй завтрак (если ребенок учится во вторую смену и до школы успевает позавтракать и пообедать).
Если же ребенок занимается в первую смену и обедает в 2-3 часа дня, то на полдник (примерно в 5 часов вечера) можно предложить фрукты, йогурт или кефир, творог или чай с хлебобулочными изделиями. Полдник не должен быть слишком обильным, так как через 2-3 часа ребенок получит ужин.

На ужин ребенок школьного возраста получает одно основное блюдо и какой-нибудь напиток с бутербродом или булкой. Перед сном не рекомендуется есть мясо, поэтому лучше предложить ребенку творожное или овощное блюдо, кашу или макароны, фаршированные тушеные овощи (кабачки, баклажаны, помидоры, огурцы или ленивые голубцы), фруктовый плов, всевозможные блинчики и оладушки, вареники и сырники, иногда каша и
овощные котлеты, тушеная рыба или рыбные котлеты - вот возможные варианты ужина.

Перед сном. Если ужин проходит в 6-7 часов вечера, а спать ребенок ложится около 10 часов вечера, то перед сном можно дать яблоко или стакан кефира, нежирный йогурт. Здесь все зависит от аппетита, не все дети хотят есть перед сном.

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

«Правильное питание младших школьников»

Подготовила:

Сухарева Валентина Андреевна,

учитель начальных классов


Послание от предков

Если хочешь быть здоровым, Не хандрить и не болеть, Все проблемы эти в жизни, Можно с честью одолеть! Вкусной, правильной едою, Что энергию несет, Она дарит нам здоровье, Силу, бодрость придает! Так давайте впредь ребята, С такой пищею дружить, И тогда проблемы в жизни, Будет проще пережить!


  • 7:00 – 7:30 завтрак
  • 10:00 – 10:30 перекус (второй завтрак)
  • 13:00 – 14:00 обед
  • 16:00 – 16:30 полдник
  • 19:00 – 20:00 ужин

Необходимые организму виды продуктов

Для того чтобы организм ребенка получал все необходимые питательные вещества, его рацион должен содержать следующие виды продуктов.

Продукты из злаков

(источниками углеводов, белка, минеральных веществ и витаминов.)

Овощи и фрукты

( витамины, пищевые волокна )

Мясо, птица и рыба

(белок, витамины группы B, железо, цинк)

Молоко и молочные продукты

(источник белка и жира, кальция, витамина B2)

Виды

продуктов

Растительные масла и жиры

Вода и напитки.


Рацион питания

Пищевой рацион ребёнка должен соответствовать энергетическим потребностям растущего организма и должен содержать приблизительно 2300 ккал. Однако если ребенок подвергается усиленным физическим и умственным нагрузкам, например, дополнительно занимается спортом или учится в школе с усиленной программой обучения, то количество калорий необходимо увеличивать на 10%.


Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших функций:

  • обмен веществ; сокращение мышц; способность к росту и размножению; работа нервных волокон; перенос информации; иммунитет.
  • обмен веществ;
  • сокращение мышц;
  • способность к росту и размножению;
  • работа нервных волокон;
  • перенос информации;
  • иммунитет.

Наш организм обладает лишь незначительными резервами белка и нуждается в постоянном его восполнении. Особенно важно регулярное поступление белка с пищей в детском и подростковом возрасте, когда организм активно растет и развивается – около 90 грамм белка.

Источник: растительная (50%) и животная пища(50%).

Недостаток или отсутствие животных белков может вызвать серьезные нарушения развития.


Жиры входят в состав всех клеток организма, участвуют во многих физиологических процессах, а также обеспечивают организм энергией. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Основные источники ненасыщенных жирных кислот (являются незаменимыми и обязательно должны поступать с пищей), - растительные жиры. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот.

Жиры

Растительные

(источник витамина E и фосфолипидов)

Животные

(обеспечивают организм витаминами A и D)

Среднесуточная потребность младшего школьника – около 100 грамм. В рационе питания младшего школьника должны сочетаться как растительные, так и животные жиры. При этом оптимальное соотношение составляет 1 к 2.


Углеводы

Углеводы - основной источник энергии для организма, входят в состав клеток и играют важную роль в обеспечении иммунитета.

В среднем на углеводы приходится от 50 до 60% калорийности дневного рациона человека.

Среди наиболее важных для питания –

  • глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза (легко усваиваются),
  • крахмал, гликоген (медленно перевариваются),
  • клетчатка (неперевариваемый полисахарид).

Необходимо, чтобы потребность организма в углеводах удовлетворялась, главным образом, за счет продуктов на основе цельных злаков (крупы, хлеб, готовые завтраки и т.д.), овощей и фруктов - около 350 грамм. Все они содержат медленно усваивающиеся углеводы – энергия продолжительного действия. Источники легкоусвояемых углеводов (сахар, конфеты, кондитерские изделия) должны составлять не более 10 - 20% от общего количества суточной нормы углеводов.


Минеральные вещества

Организм нуждается в поступлении минеральных веществ - важном факторе внутренней среды (определяют осмотическое давление, активную реакцию крови), которые входят в состав многих ферментов, гормонов, пищеварительных соков, обеспечивают рост, развитие и нормальное функционирование костей и мышц.

Некоторые минеральные вещества требуются организму в относительно больших дозах - макроэлементы. Другие потребляются в небольших количествах - микроэлементы.

Макроэлементы

Микроэлементы

  • натрий,
  • калий,
  • кальций,
  • фосфор,
  • бром,
  • фтор,
  • кобальт,
  • никель

Витамины

Витамины «несущие жизнь» - обязательная составная часть рациона, без них невозможно нормальное функционирование организма.

  • Играют огромную роль в обмене веществ;
  • стимулируют процессы роста, развития, восстановления клеток и тканей;
  • повышают сопротивляемость организма и др.

Большинство витаминов в организме человека не синтезируется или синтезируется в недостаточных количествах; они сразу же включаются в обмен веществ, не могут откладываться про запас и должны поступать с пищей постоянно.

Их недостаток - гиповитаминоз

отсутствие - авитаминоз (снижение умственной и физической работоспособности).

избыточное потребление витаминов - гипервитаминоз .

Шарипова Юлия Илгизовна

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)

город Радужный

Секция:

Биология

Здоровое питание

младших школьников

г. Обнинск, 20010-2011 учебный год

Аннотация к работе

Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». Питание детей тесно связано со здоровьем. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Мы решили проанализировать примерный рацион питания школьников, их меню в школе и дома, количество употребляемых ими фруктов и овощей.

По современным представлениям, здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Данная работа поможет разобраться, что такое здоровое питание и раскроет, какие факторы являются необходимыми для нормального роста и развития организма.

В работе раскрываются смысл и значение правильного питания для организма человека. Проведен опрос одноклассников по проблеме питания. По его результатам построены графики, и сделаны выводы. Предлагается меню на неделю в соответствии с требованиями здорового питания, составленное автором.

Здоровое питание младших школьников

Шарипова Юлия Илгизовна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Радужный

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»
3 А класс

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………......... 3

I глава. ……………………………………………..........................................................4

II глава. ………………… .................................................................................................4

Физиологические особенности детей школьного возраста........................................... 4

Основные принципы здорового питания школьников………………………............... 5

Необходимые продукты для полноценного питания школьников……....................... 5

Правильное питание…………………………………………………………................. 7

Правильный режим питания………………………………………………………........ 8

Как питаются младшие школьники………………………………………………......... 9

Анализ результатов и выводы ………………………………………………….......... 10

Приложения

Таблица 2. Оценка самими школьниками о здоровом режиме и рационе питания…….. 11

Таблица 3. Результаты анкетирования младших школьников............................................ 11

Литература ………………………………………………................................................ 13

Подписи к слайдам:

Выполнила: Шарипова Юлия ученица 3 «А» класса Руководитель: Лещёва Г.А. г.Радужный 2010 год Здоровое питание младших школьников

Цели и задачи исследования - Сформировать у моих ровесников правильное отношение к своему здоровью через понятие здорового питания - Исследовать, полноценно ли организовано питание младших школьников Изучить, как питаются мои одноклассники Изучить необходимые компоненты рациона младшего школьника Дать необходимые советы по составлению и соблюдению правильного режима питания Обратить внимание на умение выбирать полезные продукты питания Развивать чувство ответственности за здоровье своего организма.

Для чего мы едим? Организм человека для поддержания здоровья требует разнообразные питательные вещества. Существует 6 основных групп питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и клетчатка. Различные виды пищи богаты разными питательными веществами.

Белки (12%) Белки – главный строительный материал, они частично идут на энерготраты организма, стимулируют умственную деятельность. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: хлеб, каша, горох, мясо, рыба, творог, молоко, сыр, яйцо. Составляют 1/5 часть организма человека. Необходимы для роста, развития, обмена веществ в организме. - Недостаток приведет к заболеваниям: малокровие, задержка роста, инфекции. - Избыток приводит к перегрузке печени, почек, гнилостные процессы в кишечнике.

Жиры (30-35%) Жиры – главный энергетический материал. Усваиваясь, они дают больше калорий, чем белки и углеводы. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: - сливочное масло; - растительное масло; - сметану. - Улучшают вкус пищи, вызывают чувство сытости. - Избыток способствует развитию атеросклероза, болезни сердца, ожирению.

Углеводы (50-60%) Углеводы - также являются поставщиком энергии. Их способность откладываться в виде жировой ткани требует от человека разумных ограничений. Они повышают продуктивность умственного труда, стимулируя работу нервной системы. Необходимые продукты в меню школьника: - хлеб; - крупы; - картофель; - мёд; - сухофрукты; - сахар. - Избыток приводит к нарушению обмена веществ, ожирению.

Витамины Необходимы организму человека Находятся в: овощах, фруктах ягодах, зелени. Недостаток приводит к авитаминозу.

Минеральные вещества Являются незаменимой составной частью пищи. - Недостаток или избыток приводит к нарушению обмена веществ.

В состав минеральных веществ входят: Кальций Йод Хлористый натрий (соль) Железо Калий Магний Соли фосфора Минеральные вещества

Главное правило рационального питания для младших школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма. В суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты и витамины. Не рекомендуется давать ребенку много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой - полезнее выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим. Суточная потребность школьников в воде - 1,5 л. Обязательное условие рационального питания детей - разнообразие рациона за счет как использования разных продуктов, так и способов их приготовления. Нужно выработать регулятор сознательного самоограничения, который будет основываться на знаниях о полезности продуктов. Рациональное питание

Заповеди правильного питания Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое - четырехразовое питание Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров. Никогда не ешь больше, чем нужно – вылезай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость. Готовьте пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием). Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды. Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом. Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться. Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Избегай этих продуктов Рафинированный сахар Белая мука Консерванты, стабилизаторы вкуса, подсластители Мясо животных и птицы, в пищу которых добавлялись гормоны Овощей и фруктов, выращенных с помощью химических удобрений.

Режим питания Древние говорили: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» В день необходимо питаться 3-4 раза Перерывы между едой составляют 4-5 часов, в ночное время перерывы удлиняется до 10 часов.

Результаты опроса Результаты опроса школьников 2, 3 и 4 классов: - только 2/3 одноклассников употребляют молоко и кисломолочные продукты в необходимом количестве; - из 15 опрошенных только 7 школьников едят сыр и творог, 8 школьников употребляют эти продукты очень редко; - из 15 опрошенных, 4 школьника очень редко едят мясо; - в пищу яйца употребляют очень редко 6 школьников; - из опрошенных 44 школьников, 26 школьников очень редко едят блюда из рыбы; - 100% опрошенных школьников употребляют хлеб и хлебобулочные изделия; - из 15 опрошенных только 8 школьников употребляют в пищу мёд и сухофрукты; - свежие овощи и фрукты употребляют пищу 20 школьников в необходимом количестве, 18 школьников недостаточно, а 6 школьников 1 раз в неделю; - из 44 опрошенных, 7 школьников ежедневно употребляют в пищу шоколад и торты с кремом; - из 15 опрошенных, 2 школьника употребляют в пищу колбасные изделия каждый день. Из 15 школьников 10 детей соблюдают питьевой режим (6 и более стаканов жидкости), 5 школьников пьют жидкости меньше рекомендованного.

Питание в школьной столовой На вопрос как часто питаются в школьной столовой, мои одноклассники ответили: - каждый день питаются 7 школьников - 2-3 раза в неделю питаются 4 школьника - не питаются 4 школьника. На вопрос какую пищу ты хотел бы увидеть в школьной столовой, школьники дали следующие ответы: - половина опрошенных придерживаться здоровому питанию и хотят увидеть в меню: каши, молоко, творог, мясо, овощи и соки; - вторая половина опрошенных желают увидеть в меню: картофель фри, шашлык, курицу гриль, пиццу, чипсы, газировка, мороженное, шоколад и конфеты.

Примерное меню на 1-день Завтрак: Каша «Геркулес» с маслом, чай, хлеб с маслом и сыром, яблоко. Расчет калорийности: Каша «Геркулес» с маслом 150 гр. -385,5 ккал., хлеб 30гр. – 58,5 ккал., масло сливочное 5 гр. – 37,5 ккал., сыр 10 гр. – 36 ккал., яблоко 120 гр. – 50,4 ккал. ИТОГО: 575,49 ккал. Второй завтрак в школе: Котлета с картофельным пюре, хлеб, свежий огурец, компот. Расчет калорийности: Котлета говяжья 60 гр. – 132 ккал., картофельное пюре 100гр.– 106 ккал., свежий огурец 50гр. – 7 ккал., компот из сухофруктов 200 мл. – 65 ккал., хлеб 30 гр. – 58,5 ккал. ИТОГО: 368,5 ккал. Обед: салат из моркови, суп с мясными фрикадельками, курица с рисом, хлеб ржаной, сок. Расчет калорийности: салат из моркови 100гр. – 132 ккал., суп с мясными фрикадельками 200гр. – 164 ккал., курица отварная 90 гр. -153 ккал., рис отварной 100 гр. -143 ккал., хлеб ржаной 60гр. – 123,6 ккал., сок вишнёвый 200 мл. – 94 ккал. ИТОГО: 808,6 ккал. Ужин: Овощное рагу, яйцо «в мешочек», кефир, хлеб, свежие фрукты. Расчет калорийности: овощное рагу 200 гр. – 248 ккал., яйцо «в мешочек» 65 гр. - 104 ккал., хлеб 30 гр. -58,5 ккал., кефир 200 мл. – 106 ккал., мандарин 100 гр. – 40 ккал. ИТОГО: 556,5 ккал. Физиологические нормы суточной потребности детей в энергии в моём возрасте (возрастной группе 7-10 лет) составляет 2 300 ккал. Составленном мной меню суточная калорийность получилась 2 309,09 ккал. При разработке меню я придерживалась следующего распределения калорийности питания в течение суток: завтрак -25%, школьный завтрак -15%, обед -35%, ужин -25%.

Оценка школьников о здоровом режиме и рационе питания № п/п Вопросы Ответы Количество учащихся Число баллов Средний балл Считаете ли Вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания Да Не вполне Нет 26 15 3 5 3 1 4,05 Результаты анкетирования младших школьников 1 Как часто в течение одного дня Вы питаетесь Три раза Два раза Один раз 38 4 2 4 3 1 3,77 2 Вы завтракаете Каждое утро 1-2 раза в неделю редко 32 6 6 5 3 1 4,18 3 Из чего состоит Ваш завтрак Каша и напиток Жаренная пища Только напиток 13 18 13 5 3 1 3,0 4 Как часто Вы едите свежие фрукты, овощи и салаты Три раза в день 3-4 раза в неделю 1 раз в неделю 20 18 6 5 3 1 3,64 5 Как часто Вы едите торты с кремом, шоколад Три раза в день 3-4 раза в неделю 1 раз в неделю 31 6 7 5 3 1 4,09 6 Вы любите хлеб с маслом Нет Иногда Каждый день 15 25 4 1 3 5 2,5 7 Сколько раз в неделю едите рыбу 2-3 раза и больше Один раз Редко 6 12 26 5 3 1 2,09 8 Как часто Вы едите хлеб и хлебобулочные изделия 1 раз в день 2 раза в день 3 раза и более 15 13 16 1 3 5 3,05 9 Сколько потребляете жидкости 1-2 чашки 3-5 чашек Более 6 чашек 26 7 7 1 3 5 1,86 ИТОГО 3,13

Наведение порядка в режиме питания в силах любого человека и тот кто хочет, может преодолеть вредную привычку неправильно питаться. Приятного Вам аппетита! Будьте здоровы!

Всем нам необходима энергия, но особенно сильно в ней нуждаются школьники, так как в период обучения на их долю выпадает не только довольно значительная физическая нагрузка. Кроме всего прочего им приходится заниматься активной умственной деятельностью, что тоже требует массу энергии. При этом детский организм постоянно растёт, что тоже накладывает определенные требования на систему питания школьников.

А ещё правильное питание в это время – залог здоровья всего организма. Вот почему важно не испортить пищеварение с самого детства и питать организм всем необходимым для его нормального развития. Именно поэтому рацион учеников должен включать достаточное количество углеводов, жиров, белков, а также витаминов, прочих жизненно важных микроэлементов.

Однако, говоря о полноценном рационе питания, не следует забывать, что крайне не желательно перекармливать детей во время учебного процесса. Ведь не переработанные калории становятся причиной лишнего веса и нарушения обмена веществ, проблемы с которым в раннем детстве влекут за собой целый букет серьёзных хронических заболеваний, сопровождающих человека всю его жизнь.

Поэтому составляя дневное меню, необходимо учитывать потребность организма в калориях, которая меняется с возрастом ребенка. Так, учащимся младших классов для нормального развития требуется потреблять 2 400 килокалорий в сутки. Для старшеклассников норма увеличивается до 3000 ккал. При этом не стоит забывать, что дети, регулярно занимающиеся спортом, нуждаются в большем количестве энергии, поэтому калорийность их рациона принято увеличивать на 300-500 ккал относительно нормы.

Однако, суммарная калорийность, это ещё не всё. Следует правильно распределить количество поступающей в организм энергии на протяжении дня. Характерно, что на первый приём пищи, то есть завтрак, должно приходиться не менее 25 % суточной нормы. Главный приём пищи – обед, с ним ребёнок должен получить от 35 до 40 % запланированных калорий. Энергетическая ценность полдника – 10-15 %, ужина – 25 %. При всем при этом школьник должен получать горячую пищу не реже 3 раз в день и это очень важно!

Кроме энергетической ценности рациона, самое пристальное внимание следует обращать на состав меню ученика. Оно обязательно должно содержать ряд продуктов, которые крайне необходимы растущему организму.

Прежде всего, это белки – главный строительный материал для органов и тканей. При этом особенность детского организма такова, что он лучше усваивает молочный белок, поэтому крайне необходимо включать в меню школьников побольше натуральных молочных продуктов. Сливочное масло, молоко и сметана должны быть на столе каждый день, творог – не реже 3 раз в неделю. Не менее важен белок, содержащийся в мясе. Блюда из баранины, говядины, постной нежирной свинины, ветчины и птицы необходимо готовить от 1 до 3 раз в неделю. Больше всего растительного белка содержится в бобовых культурах, они должны попадать в меню ребенка 1-2 раза в неделю.

Главный источник энергии – жиры. Дабы избежать нарушения обмена веществ, для питания школьников лучше использовать растительные их разновидности, которые лучше усваиваются. Самое правильное их применение – заправка овощных салатов. И вкусно, и полезно.

Чтобы процесс формирования костной системы ребенка проходил без осложнений, организму необходим кальций и фосфор. Эти вещества в избытке содержат рыба и морепродукты, которые должны включаться в рацион не реже 2 раз в неделю.

Трижды в неделю в меню должны присутствовать яйца, которые можно готовить любым известным способом: варить вкрутую или всмятку, жарить, делать из них омлет.

Чтобы обеспечить растущий организм всеми необходимыми витаминами необходимо включать в рацион ученика как можно больше свежих овощей и фруктов. Кроме витаминов они снабжают нас клетчаткой, которая помогает очищать организм и оптимизировать процесс выработки энергии.

Выполнить норму по углеводам помогает картофель, всевозможные каши, а также макаронные изделия.

Различные сладости необходимы ребенку, но обращаться с ними нужно осторожно, не допуская излишества. Ведь избыток сахаров может спровоцировать ухудшение обмена веществ, а также замедлить работу мозга. Лучше всего десерты и выпечку давать детям только после основной еды, но никак не до нее, и уж тем более не вместо.

Фруктовые соки или овощные напитки – обязательная составляющая детского питания. Их дневная норма – 1-1,5 л. Речь в данном случае идет о натуральных продуктах, а не о напитках типа кока-колы, фанты и пр. Их употребление как раз таки лучше сократить до минимума.

Также следует быть весьма осмотрительным, давая детям, особенно младшего возраста, копчености, соления и маринады, консервы. При приготовлении блюд нужно умеренно использовать соль и другие специи.

Также при организации детского питания желательно соблюдать несколько простых правил. А именно:

Начинать обед всегда лучше с салата или сырых овощей, своевременное употребление которых стимулирует пищеварение;

Важно правильно сочетать продукты. Так, если на первое приготовлено блюдо с большим количеством овощей, например, борщ, щи, то на второе лучше подавать кашу или макароны. И наоборот, если первым подавались супы с крупой или лапшой, то на второе подойдет какое-нибудь овощное блюдо.

Крайне не желательно, чтобы в одном блюде сочетались жиры и белки различного происхождения, то есть животные и растительные продукты. Это плохо влияет на их усвояемость;

Фрукты, ягоды лучше усваиваются, если употреблять их отдельно от других блюд между приёмами пищи.

Ребенок идет в первый класс - для его организма это стресс, вызванный сменой образа жизни. Новый режим, серьезная нагрузка - в такие моменты необходимо поддержать первоклассника не только морально, но и материально, в частности, удачно подобранным питанием. Сегодня мы вам расскажем, как обеспечить школьника достаточным количеством питательных веществ, чтобы он смог успешно заниматься.

Принципы питания школьников 1–4 классов

Главное правило - калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами - 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном образовательном заведении, теперь практически все зависит только от родителей.

Частые ошибки в питании школьников младших классов:

  • Острая нехватка фруктов с овощами - многие дети получают лишь половину нормы, из-за недостатка витаминов и углеводов малыши не в состоянии успешно справляться с нагрузкой, снижена способность к интеллектуальной деятельности, они не могут сосредоточиться.
  • Уменьшение доли молочных продуктов - в результате детки недополучают столь важный для них кальций.
  • В основном взрослые уделяют внимание тому, чтобы в рационе ребенка каждый день было мясо, при этом забывают о таком важном продукте, как рыба. Именно в ней содержится фосфор, который важен для продуктивной деятельности мозга.
  • Родители отпускают деток в школу без завтрака, рассчитывая, что их покормят во время одного из перерывов. Первые два урока ребенок сидит на уроках, сосредоточившись на мучительном чувстве голода - ему не до новых букв, и уж совершенно точно он не вникает в то, что говорит учитель.
  • Родители покупают много сладкого, из–за чего повышается вероятность ожирения.
  • Фастфуд - еще один бич нашего времени, способствующий нарушению обмена веществ и развитию гастрита.
  • Трехразовое питание - это катастрофа! В начальных классах оптимально 4–5 разовое кормление.

Малыши оказываются в незавидном положении. Если мы, взрослые, периодически делаем перерыв на кофе–брейк, у деток нет такой возможности. По этой причине так важно уделить внимание питанию ребенка, позаботиться о том, чтобы он был полон сил и энергии и мог полностью сосредоточиться на занятиях.

В чем нуждаются школьники младших классов

Очень важно обеспечить достаточное поступление белков . Они способствуют полноценному развитию мышечных тканей и внутренних органов, повышению иммунитета. Белки нужны для образования жизненно важных ферментов и гормонов.

Кальций - участвует в формировании костно-скелетной системы. Он присутствует в молоке, твороге и молочнокислых продуктах. Для полноценного усвоения Ca необходимо обеспечить достаточное поступление витаминов группы B.

Аминокислоты - содержатся в белковых продуктах, важны для полноценного формирования нервной и сердечно–сосудистой систем, участвуют в строительстве клеток мышц. Без них тормозится физическое развитие, у ребенка ухудшается реакция. Поступают в организм из мясных и рыбных блюд, творога и яиц, а также некоторых других продуктов.

Жиры . Их источник – жирные продукты, также они образуются в результате преобразования углеводов и белков. Нужны для полноценного формирования центральной нервной системы, повышают усвояемость витаминов.

Углеводы - это основной источник энергии, имеющий стратегическое значение. Детки их должны получать из фруктов и углеводов, но не из конфет или шоколада. Основные источники:

  • картофель, минимальное количество - 200 г;
  • овощи - до 300 г ежедневно, преимущественно в виде салатов, какая–то часть - вместе с первыми и вторыми блюдами;
  • фрукты - свежие или в виде соков, в них содержится калий, от него зависит эффективность деятельности сердечной мышцы, также они обеспечивают поступление витаминов.

Важно! В свежих фруктах присутствует клетчатка, которая влияет на моторику кишечника. При их регулярном употреблении вероятность запоров минимальна. Проблемы может вызвать повышенное количество углеводов в рационе ребенка - это чревато запорами, зачастую они трансформируются в жиры, что через какое–то время способствует ожирению школьника.

Режим питания

Важно, чтобы малыш каждый день кушал в одно и то же время. Привязывать приемы пищи следует к расписанию школьника. Позаботьтесь о том, чтобы он завтракал непосредственно перед выходом на занятия. Через 2–3 часа - второй завтрак, уже в школьной столовой. Обед - примерно через 3–4 часа, после возвращения домой. Еще через пару часов - легкий полдник. Приблизительно в 18–19 часов вечера - ужин в кругу семьи.

В среднем интервалы между основными приемами пищи должны составлять 4 часа. В перерывах между едой в качестве перекуса можно предложить ребенку яблоко или, к примеру, мандарин. Главное, избегайте бутербродов, постоянных «пробежек» к холодильнику или конфет. Вариант расписания:

  • Завтрак - с 07:30 до 07:45. Ориентируйтесь на начало занятий и количество времени, которое необходимо, чтобы добраться до школы. Не допускайте, чтобы ребенок кушал впопыхах, лучше разбудить его раньше, чем допустить, чтобы он глотал пищу, не пережевывая.
  • Второй завтрак - он, как правило, проходит в школе, приблизительно в период с 11:00 до 12:00.
  • Обед - 14:00–14:30. Не торопитесь накормить ребенка сразу же после школы, если он не голоден, пусть придет в себя после уроков.
  • Полдник - 16:30–17:00.
  • Ужин - 18:30–19:00.

Постарайтесь, чтобы хоть раз в день вся семья собиралась вместе за общим столом. Во время ужина с последующим чаепитием члены семьи могут пообщаться друг с другом в спокойной обстановке. Расписание может отличаться, если ваш ребенок ходит во 2 смену. В этом случае его надо покормить обедом перед занятиями, а полдник ему дадут на одной из перемен. Ужин - дома. Беспорядочное питание - основная причина нарушений системы пищеварения. Заработанный в детстве хронический гастрит будет целую жизнь досаждать ребенку всю жизнь.

В возрасте 6–10 лет деткам можно кушать практически все блюда, за исключением чрезмерно жирных и острых, но это не значит, что им следует подавать все то же самое, что едят взрослые. Так, лучше не приучать ребенка к копченостям или вяленой рыбе, под запретом остается фастфуд. Желательно предлагать ему вкусную и здоровую пищу. Так, предпочтительнее тушеное мясо, а не жареное, котлетки - паровые (правда, их любят не все дети), овощи - тушеные или вареные.

Другие советы:

  • По объему пищи лидирует обед - до 40 % от ежедневного рациона, ужин - около четверти, оба завтрака в совокупности - в пределах 20–25%. Учтите, что перед выходом из дома многим деткам удобнее скушать что–то легкое, например, омлет или запеканку, молочную кашу или овсяные хлопья, запаренные молоком, напиток - горячий, например, какао или чай.
  • В день школьнику младших классов необходимо около 2400 ккал.
  • Суточная норма белка в возрасте 7–10 лет составляет 80 г, углеводов - 325 г.
  • Обед должен быть комплексным, как у взрослых: легкая закуска, суп или борщ, гарнир с мясным или рыбным блюдом, десерт - в его качестве можно предложить фруктовый пудинг, кисель, компот из свежих или засушенных фруктов.
  • Оптимальное время ужина - не позднее, чем за 2 часа до сна.

Помните, от правильного и сбалансированного питания зависит и физическое, и интеллектуальное развитие малыша. Постарайтесь спланировать рацион таким образом, чтобы каждый день ребенок получал все необходимые вещества, а блюда постоянно чередовались - тогда у него не пропадет аппетит. Каждый день школьнику необходимы: молоко, мясо, пару раз в неделю - рыба, крупы, хлеб и фрукты с овощами. Периодически давайте ребенку соки - фруктовые и овощные.

Под запретом :

  • Газированные напитки - в том числе минеральная вода, лучше давать обычную, без газа.
  • Сухарики, соленые орешки, чипсы и прочие лакомства, которые оказывают раздражающее действие на слизистую пищевода и желудка.
  • Всевозможные блюда быстрого приготовления - лапша, супы и прочие. Полуфабрикаты – вредная пища, которая рассчитана на взрослых и уж ни в коем случае не на употребление в домашних условиях, когда доступна нормальная еда.
  • Колбасная продукция - ее можно предлагать лишь изредка и только в том случае, если вы уверены в ее качестве. Зачастую под «докторскую» маскируется соя, перемешанная с отходами мясного производства.
  • Жирные сорта мяса - преимущественно свинина. Отдайте предпочтение курятине, индюшатине, крольчатине и телятине.

Надеемся, что наши советы помогут вам составить недельное меню для вашего ребенка с учетом его вкусовых предпочтений. Старайтесь идти на компромисс, никогда не заставляйте малыша кушать блюда, которые нравятся вам, но их категорически не воспринимает ваша дочь или сын.