Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. Речевой аппарат: строение и функционирование

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. Речевой аппарат: строение и функционирование

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

 Конец страницы 47 

 Начало страницы 48 

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

 Конец страницы 48 

 Начало страницы 49 

Гортань, или ларинкс (от греч.larynx- гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связкаI(соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

 Конец страницы 49 

 Начало страницы 50 

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч.phárynx-зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат.palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат.uvula- язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

 Конец страницы 50 

 Начало страницы 51 

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

 Конец страницы 51 

 Начало страницы 52 

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus- желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

 Конец страницы 52 

 Начало страницы 53 

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , илиэпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

Для того, чтобы овладеть английским произношением, студенту прежде всего необходимо знать устройство речевого аппарата, органы речи и их функции.

Мы произносим звуки, выдыхая воздух из легких (the lungs ). Выдыхаемый воздух через трахею (the trachea ) поступает в гортань (the glottal cavity ["glɔtәl "kævıtı]) - верхнюю часть трахеи, в которой находятся голосовые связки (the vocal cords ["vәυkәl "kɔ׃dz]).

Голосовые связки представляют собой две мускульные эластичные складки, они могут сближаться и одновременно натягиваться или раздвигаться и расслабляться; пространство между ними называется голосовой щелью (the glottis ["glɔtıs]). Когда голосовые связки напряжены, поток воздуха приводит их в колебательное движение, они вибрируют, производя музыкальный тон или голос (tone or voice ), который мы слышим при произнесении гласных, сонантов и звонких согласных, например , [n], [z]. Когда голосовые связки не напряжены и раздвинуты, воздух свободно выходит через голосовую щель. Таково положение голосовых связок при произнесении глухих согласных, например [s], [p]. Если прикоснуться к гортани, можно почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении гласных звуков и звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих согласных.

Над гортанью располагается полость зева, или фарингальная полость (the pharyngeal [ˌfærın"ʤıәl] cavity), ротовая полость (the mouth cavity) и носовая полость (the nasal ["neızәl] cavity). Их объем влияет на качество звуков.

Из фарингальной полости выдыхаемый воздух может выходить через ротовую полость, если мягкое небо (the soft palate ["pælıt]) c маленьким язычком (the uvula ["ju:vjulə]) поднято, или через носовую полость, если мягкое небо опущено. В первом случае образуются ртовые (oral ["ɔ:rәl]) звуки, во втором - носовые (nasal) звуки. В английском языке три носовых согласных звука - это [m], [n], [ŋ], один гортанный [h], остальные ртовые.

Язык (the tongue ) - самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков. Подъем языка в ротовой полости зависит от величины ротового раствора, т.е. от положения нижней челюсти(the lower jaw [ʤɔ:]).

Для удобства описания артикуляции язык можно условно разделить на три части: переднюю часть (the front part), в которой, в свою очередь, выделяется передний край и его кончик (the front edge with the tip of the tongue), среднюю часть (the middle part), и заднюю часть (the back part). В состоянии покоя передняя часть языка располагается против альвеолярной дуги (the alveolar [æl"vıәlә] ridge ) на твердом небе, средняя часть - против твердого неба (the hard palate ["ha:d "pælıt]), задняя часть - против мягкого неба (the soft palate). Поверхность всего языка называется дорсальной поверхностью (the dorsal ["dɔ:sәl] surface), поверхность его передней части - предорсальной поверхностью (predorsal ).


Передняя часть языка является наиболее активной частью, она почти исключительно используется для образования различных преград (полных и неполных) при артикуляции согласных звуков. При производстве гласных она пассивна и лежит за нижними зубами.

Средняя и задняя части языка составляют основную массу языка (the bulk of the tongue), которая менее подвижна, но тем не менее может передвигаться горизонтально и вертикально, участвуя в образовании гласных звуков.

Верхние и нижние зубы, а также верхние и нижние губы могут образовывать полные и неполные преграды для артикуляции согласных звуков, например [b], [v], [w]. Положение губ, а также нижней челюсти регулирует величину и форму ротового отверстия при произнесении гласных, например [ɪ], [ɪ:].

Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. На рисунках: 1 и 2 представлена схема поперечного сечения органов речи человека - так называемый сагиттальный разрез (sagittal cross-section).

Движущиеся органы речи являются активными, неподвижные - пассивными.

Все органы, участвующие в формировании речи, можно разделить на активные и пассивные органы. При этом в процессе речи активные органы совершают различные движения, формируя звуки. Вот активные органы речи:

· мягкое небо;

· язычок;

· задняя спинка зева;

· нижняя челюсть.

Пассивные органы речи играют лишь вспомогательную роль. Они, в частности, определяют форму полостей, от которой, в свою очередь, зависят резонансные свойства этих полостей. Следующие органы речи являются пассивными:

· альвеолы;

· твердое небо;

· верхняя челюсть.

Заметим, что хотя пассивным органам речи отведена вспомогательная роль, их значение нельзя преуменьшать. Отсутствие, например, нескольких зубов нижней челюсти может привести к заметным дефектам речи (шепелявое произношение).

14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Артикуляция (от лат. Articulatio – членораздельно выговаривать) – совокупность работы отдельных речевых органов в процессе формирования звуков речи.

Артикуляционные органы имеют особое значение в голосовом аппарате. Это наиболее подвижная, подчиненная нашей воле и непосредственному наблюдению часть голосового аппарата, способная производить тончайшие движения отдельными органами.

Фазы артикуляции

В артикуляции различают три фазы:

Экскурсия - подготовка органов речи к произношению звука, начальное движение органов речи (от лат. Еxcursio - «выбега, вылазка, приступ»);

Выдержка - положение органов речи в момент произнесения (от лат. Culmen - «вершина» или «выдержка»);

Рекурсия - возврат органов речи в исходное положение (от лат. Recursio - «возвращение, отступление»).

в фонетике преемственно усвоенный уклад органов речи для звукообразования, привычный для всех членов данного языкового коллектива и в большей или меньшей степени различный в разных языковых коллективах. Каждый языковый коллектив (язык, диалект, говор) имеет свою совокупность привычных произносительных навыков, т. е. свою А. б. Для овладения правильным произношением изучаемого языка необходимо усвоение его А. б.

15. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными звуками.

Акустические отличия гласных от согласных состоит в том,что гласные состоят только из тона,а в согласных всегда есть шум

Артикуляционные отличия в том,что у гласных нет преграды на пути воздушной струи

Функциональные отличияв ом,что гл-слогообразующий элемент,согл-в русском зыке такой функции не выполняют

16. Артикуляционная классификация гласных звуков.

1. Артикуляционная классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков по их артикуляции строится на различных признаках:

1. Подъем звука (нижний, средний, верхний) определяется степенью приподнятости языка к нёбу. Нижний подъем у звука [а]: язык не поднимается, и гласные получаются широкими, потому что остается большое пространство в полости рта. Средний подъем языка у звуков [э], [о]. Верхний подъем, когда язык занимает крайнее верхнее положение, имеют звуки [и], [ы], [у]. Их еще называют узкими гласными, потому что проход для звука узкий.

2. Ряд звука: передний, средний и задний. Язык при образовании гласного звука может двигаться в полости рта вперед, назад или оставаться на месте. Ряд - движение языка по горизонтали, продвинутость языка вперед или отодвинутость его назад.

По горизонтальному движению языка выделяют гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда [и], [э] по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда [у], [о] приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда [ы], [а] язык либо приподнимается средней частью к средней части неба (как бывает иногда при произнесении [ы]), либо лежит плоско (как при произнесении [а]).

3. По участию губ гласные делятся на губные (лабиализованные) и негубные .

Огубление (лабиализация, от лат. labium - губа) – артикуляция звуков, при которой губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Гласные нелабиализованные (неогубленные, негубные): [а], [э], [и], [ы]; лабиализованные (огубленные) [о], [у]. Степень огубленности может быть меньшей [о] и большей [у].

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из легких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблются - возникает музыкальный звук (тон)


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Устройство речевого аппарата

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из л ег ких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблют ся - возникает музыкальный звук (тон ). Тон нужен для произношения гласных и звонких со г ла сны х.

Если го л о с овые связки разд в ин уты, то они беззвучны. Воздушная струя свободно проходит через гортань и не трогает го л о с ов ы х связок. Такое по л о же ние необходимо для произношения глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую полость и. если маленький язычок (увула ) не закрывает проход, - в носовую.

Ротовая и носовая полость служат резонаторами: они усиливают звуки определенной частоты. Изменения формы резонатора достигаются тем, что язык сдвигается назад, вперед, поднимается кверху, опускается вниз.

Если небная занавеска опушена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключается и носовой резонатор

В образовании звуков, которые про из н о ся т ся без участия тона - глухих согласных - участвует не тон, а шум .

Все органы речи в ротовой полости делят на две группы:

  1. активные - подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука: язык, губы, увула (маленький язычок), голосовые связки;
  2. пассивные неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную роль: зубы, альвеолы (выступы ни зубами), твердое небо, мягкое небо.

Согласные и гласные звуки и их классификации

Звуки речи - минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами [ЛЭС].

Одной из языковых универсалий является наличие согласных и гласных звуков.

Согласные

  1. наличием преграды на пути воздушной струи;
    1. неравномерной напряженностью органов речи;
    2. наличием шума;
    3. в соседстве с гласными согласные не могут быть слогообразующими.

Система согласных звуков данного языка или диалекта называется консонантизмом (от лат. consonans - согласный звук).

Классификации согласных звуков

Согласные звуки классифицируются по следующим основаниям.

I. По участию (соотношению) в их образовании голоса и шума согласные делятся на сонорные и шумные.

  1. Сонорными, или сонантами (лат. sonorous - звучные) являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум: [ j ], [л], [м], [н], [р], [л’], [м’], [н’], [р’].
    1. Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. Они, в свою очередь, подразделяются на:
      1. звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и
        1. глухие шумные, которые образуются только шумом.

По наличию или отсутствию голоса звонкие и глухие шумные образуют коррелятивные пары по звонкости-глухости: [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [з]-[с], [ж]-[ш], могут быть и непарные глухие, например, [х], [х’], [ц], [ч].

П. По месту образования (т.е. по активному действующему органу) согласные подразделяются на след. группы.

1. Губные согласные делятся на:

1) губно-губные образуются смыканием нижней губы с верхней:

[б], [п], [м], а в русском языке еще и мягкие [б’], [п’], [м’].

2) губно-зубные образуются сближением нижней губы с верхними зубами: [в], [ф], мягкие [в’], [ф’].

  1. Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - выполняет активную роль при образовании звука.
    1. Переднеязычные:
      1. дорсальные (передняя часть языка смыкается с верхними зубами): [д], [д’], [т], [т"] , [з], [з’], [с], [с’], [л], [л’], [н], [н’], [ц].

Б) апикальные (подъем передней части языка к альвеолам и небу): англ. [d], [t].

  1. какуминальные (кончик языка поднимается к небу): [ж], [ш], [р], [ч], щ.

Г) ретрофлексные (кончик языка приподнимается к небу и заворачивается назад) - в индийских языках.

  1. Среднеязычный (поднятие средней части языка к небу): [ j ].
    1. Заднеязычные (сближение задней части языка с мягким небом): [г],[к],[х], их мягкие пары.
  2. Увулярные, или язычковые (лат. uvula - язычок): французское картавое [р].
  3. Фарингальные, глоточные: укр. гора, гарна дивчина.
  4. Ларингальные, гортанные, связочные: тат. тә эмин, т ә эсир, также в араб. яз. Рус. «Н е-а ».

III . По способу образования (т.е. по способу преодоления преграды):

  1. Смычные - согласные, которые образуются полным смыканием органов произношения, поэтому воздух, наталкиваясь на преграду, с силой разрывает ее и производит характерный для этих звуков шум (их еще называют взрывными): [б], [п], [д], [т], [г], [к].
  2. Смычно-проходные (между органами речи остается проход):
    1. боковые [л], [л ].
    2. носовые [м], |н], тат. [ ң ].
  3. Щелевые согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух: [з], [с], [ж], [ш], [в], [ф], [х], [ j ].
  4. Выделяют также смычно-щелевые, или аффрикаты . В начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у щелевых. Это [ц] и [ ч ] .
  5. Дрожащие (вибранты) — согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи, т.е. вибрирует: [р], мягкий [р’].

IV . По положению небной занавески:

1. Носовые , при образовании которых небная занавеска открывает проход в носовую полость, через которую и выходит часть воздуха: [м], [н], тат. [ ң ].

2. Ртовые (чистые) - небная занавеска прикрывает проход в носовую полость: все остальные.

V . П o наличию или отсутствию выдыхаемой струи воздуха:

  1. Дыхательные : все согласные рус. яз.
  2. Недыхательные (щелкающие) возникают посредством сосательных движений органов речи; в таджикском и туркменском языках они означают, например, отрицание.

VI . По наличию или отсутствию смягчення (палатализации) (в рус. яз.)- по твердости-мягкости все согласные делятся на 1. твердые и 2. мягкие (палатализованные ), которые образуют коррелятивные пары по твердости-мягкости : [б]-[б’], [п]-[п’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’] и т.д.; непарные:.[ц], [ч’], [ j ].

Гласные - звуки речи, которые характеризуются:

  1. отсутствием преграды на пути выдыхаемой струи воздуха;
  2. равномерной напряженностью органов речи;
  3. состоят из тона (голоса);
  4. являются слогообразующими.

Система гласных звуков какого-либо языка или диалекта называется вокализмом .

Гласные - это чисто тоновые звуки. Музыкальный тон, голос образуется в гортани в результате колебания голосовых связок. Полости рта и глотки - это резонаторы, в которых формируются различия между гласными. Эти различия определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти.

Классификации гласных звуков

Классификации гласных звуков современного русского литературного языка строятся на следующих основных признаках.

I . По степени подъема языка (движение языка по вертикали), по степени его приближения к небу при образовании звука все гласные делятся на:

  1. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].
    1. Гласные среднего подъема: [э], [о].
    2. Гласные нижнего подъема: [а] (см. таблицу).

При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При произнесении гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

П. По месту подъема языка, т.е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, различаются

  1. Гласные переднего ряда: [и], (э).
    1. Гласные среднего рядя: [ы]. [а].
      1. Гласные заднего ряда: [у], [о].

При образовании гласных переднего ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. При произнесении гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к небу приподнимается задняя часть языка. Гласные среднего ряда занимают среднее положение между гласными переднего и заднего ряда.

III . По участию губ гласные делятся на:

  1. Огубленные (лабиализованные - от лат. labium - губа) - губы округляются и вытягиваются вперед: [у], [о], в тат. яз. их больше.
    1. Неогубленные (нелабиализованные): остальные.

IV . По долготе (в некоторых языках, например, в англ.):

1.Долгие: [ i :] meat , [ u :] cool .

2. Краткие: [ i ].

V . По положению небной занавески (см. выше):

1. Носовые - были в древнерусском языке.

2. Чистые - все гласные звуки современного рус. яз.

VI . По однородности звучания или артикуляции:

  1. Монофтонги.
    1. Полифтонги - сочетания нескольких гласных элементов в пределах одного слога. Так, их разновидностью являются дифтонги : англ. go , в латинском, латышском и др. языках. Дифтонги, в свою очередь, делятся на
      1. истинные, в которых оба элемента равноценны, и
        1. ложные, в которых один элемент составляет вершину слога, а другой побочный:

А) нисходящие - сильным элементом является первый: англ. home , нем. В aum,

Б) восходящие, где сильный элемент второй: исп. Bueno .

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1050. Периодизация речевого развития 1.49 MB
Этапы речевого развития ребенка Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков нарушений речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой речевой способности –способности к осуществлению речевой деятельности. Формирование речи как активной целенаправленной сознательной речемыслительной деятельности составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально...
10877. Особенности речевого оформления деловой документации (по профилю специальности) 14.63 KB
Резюме это первое что необходимо иметь при поиске работы. Можно сказать что при устройстве на работу обязательное предоставление резюме – это один из элементов современных правил делового этикета но одновременно это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда. Резюме – это краткий вывод из сказанного написанного или прочитанного сжато излагающий основные положения толковый словарь Д.
12548. ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 93.19 KB
Неправильное его строение неразвитость вялость мышц языка нижней челюсти мягкого неба губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с отклонениями в нервнопсихическом развитии их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии. На этом уровне происходит переход от активности мышц к активности легких гортани языка и т. Большинство ротовых артикуляций связано с...
10876. Культура речевого поведения специалиста (общие требования, этикетно-речевые формулы, правила общения по телефону и т.д) 12.08 KB
Показательно что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Или: Что здесь происходит– вопрос особенно в определенном контексте может означать агрессивное недовольство происходящим и как таковой нарушать этикет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора что нет и в какой ситуации. Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств в...
18689. Расчет реакционного аппарата 309.89 KB
5103. Расчет теплообменного аппарата 297.72 KB
Определение параметров газовой смеси одинаковых для всех термодинамических процессов. В основных технологических установках и устройствах нефтяной и газовой промышленности наиболее часто встречающимися газами являются углеводородные или их смеси с компонентами воздуха и небольшим количеством примесей других газов. Целью термодинамического расчета является определение основных параметров газовой смеси в...
14301. РАСЧЕТ АППАРАТА УМЯГЧЕНИЯ ВОДЫ 843.24 KB
Целью настоящего курсового проекта является выполнение расчета станции умягчения воды производительностью 100 куб. Расчет мембранного аппарата заключается в определении требуемого количества мембранных элементов составлении балансовых схем по движению воды и компонента подборе насосного оборудования для обеспечения требуемого рабочего давления при подаче воды в мембранный аппарат определении...
13726. Анатомия опорно-двигательного аппарата 46.36 KB
В кости главное место занимает: пластинчатая костная ткань которая образует компактное вещество и губчатое вещество кости. Химический состав и физические свойства кости. Поверхность кости покрыта надкостницей. Надкостница богата нервами и сосудами через нее осуществляется питание и иннервация кости.
20237. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей 156.13 KB
Невзирая на то, что опорно-двигательная система является, казалось бы, самой крепкой структурой нашего организма, в детском возрасте она наиболее уязвима. Именно в младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как кривошея, плоскостопие, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки. И если вовремя не принять должных мер для устранения врожденных или появившихся у ребенка дефектов
20650. Прочностной расчет основных элементов аппарата 309.89 KB
Исходные данные для расчетов. Задачи курсовой работы: - систематизация закрепление и расширение теоретических и практических знаний по этим дисциплинам; - приобретение практических навыков и развитие самостоятельности в решении инженерно технических задач; - подготовка студентов к работе над дальнейшими курсовыми и дипломными проектами УСТРОЙСТВО АППАРАТА И ВЫБОР КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Описание устройства и принцип работы аппарата Реакционным аппаратом называются закрытые сосуды предназначенные для проведения...

Речевой аппарат – это совокупность работ органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи.

1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков.

2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков

Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов

1. Небная занавеска. При опущенной небной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.

2. Средняя часть спинки языка. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твердых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.