Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Вальдорфская система образования и школа. Рациональная тренировка памяти. Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами

Вальдорфская система образования и школа. Рациональная тренировка памяти. Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами

2333

Вальдорфская педагогика что это такое. Плюсы и минусы. Отзывы родителей.

Вальдорфская педагогическая система была основана в начале 20 века немецким ученым и философом Рудольфом Штайнером. Разработанная для детей работников табачной фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, вскоре она приобрела поклонников по всей Германии, а позже и Европе, где начали открываться вальдорфские школы и детские сады. Вальдорфская педагогика, ставящая своей целью воспитание свободной , творчески мыслящей личности , проповедует всестороннее развитие ребенка путем максимальной близости к природе и народным традициям, а также отказом от ранней интеллектуализации.

Основные принципы вальдорфской философии

Одной из основ вальдорфской педагогики является принцип неопережения, то есть соответствия изучаемой информации тому, что мозг ребенка может воспринимать в данный момент. Именно поэтому система выступает против досрочной интеллектуализации и специализации, раннего изучения абстрактных понятий, таких как буквы и цифры, заучивания информации. Развивающие занятия в первую очередь основаны на интересах ребенка на данном этапе, на том, что его привлекает и захватывает, такие занятия дают малышу более осмысленные знания, которые легче запоминать. Например, детям младшего возраста интересны активные игры, сказки, поэтому развивающие занятия проходят в игровой форме или в виде сказочно-театрализованной постановки.

Вальдорфская философия выделяет в человеке интеллектуальное, эмоциональное (творческое) и волевое (практическое) начало. Развитию каждого из них уделяется особое внимание в определенный, наиболее подходящий для этого, период становления личности ребенка, воля - в младшем возрасте, эмоции - в среднем и разум - в старшем. Только равномерное развитие всех этих трех составляющих ведет к гармоничному росту и становлению полноценной личности. Особый упор на интеллектуальные занятия отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, поэтому вальдорфский ритм дня основан на постоянном чередовании умственной, творческой и физической активности.

Особая роль в вальдорфской философии и педагогике уделяется комфортной окружающей среде, где ничто не мешает гармоничному развитию ребенка. Малыша окружает интерьер в спокойных тонах, мебель и игрушки из натуральных материалов. Особая роль в гармонизации окружающей среды отдана воспитателю, именно от его поведения зависит, будет ли ребенок чувствовать себя уверенно и свободно, установится ли доверительная атмосфера в группе и сплоченный детский коллектив. Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и учитывать его особенности при построении ритма занятий в группе. Именно воспитатель является образцом подражания для ребенка, поэтому к его поведению предъявляются особые требования.

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с "выдоха", то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов , минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет "вдох", это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка. В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности , это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить.

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Вальдорфская школа отзывы родителей

Нам в школу еще не скоро, но периодически я задумываюсь о ее выборе. Не так давно знакомая, которая преподавала в одной из таких школ сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка туда. Я решила разобраться, почему же такой, казалось бы, идеальный педагогический подход подойдет единицам.

"Когда поступали в первый класс впечатление было очень хорошее, нестандартный подход, особое отношение к детям, все по-домашнему, уютное помещение и хорошие, добродушные педагоги. Порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это казалось нестандартным и привлекательным. Проучившись год ребенка я забрала оттуда, на следующий год мы пошли в обычный первый класс (потеряли год). То, что на первый взгляд привлекало и казалось привлекательным, в дальнейшем только пугало."

"Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что - нет. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой."

"В школу частенько приводят детей с проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в обычной школе. Учиться вместе с такими детьми не так то просто. Если ваш ребенок среднестатистический, и воспитывали вы его до этого привычными методами, не советую отдавать в такую школу."

"Ваша семья должна полностью разделять философию Рудольфа Штайнера. Педагоги как правило очень категоричны в этом вопросе. Нет просмотрам телевизора, современным мультикам и компьютерным играм, ярким игрушкам, роботам и т.д. Да деревянным, тряпочным, самодельным игрушкам, вязанию и чтению только народных сказок. По всем правилом в вашем доме должно быть все деревянное, натуральное,сделанное своими руками, минимум техники, чтобы ребенок не ощущал резкого контраста между домом и школой. Первое время это кажется правильным, но все-таки мы живем в современном мире и ребенка от всего этого не спрячешь. Постоянное навязывание этих правил может лишить ребенка той самой свободы выбора. "

На мой взгляд, одно дело учиться в Германии в вальдорфской школе, другое в России. Любую методику нужно хорошенько адаптировать под наш менталитет. А то как в поговорке, "заставь дурака Богу молиться...". В интерпретации российских педагогов и директоров получается совершенно иная методика.

К слову сказать, Рудольф Штайнер - ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения - антропософии. В Германии родители, которые отдают своих детей в вальдорфские школы сами являются антропософами, для них постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии. На одном из таких семинаров занимаются "медитативным письмом" - переписывание красивым почерком изречений Рудольфа Штайнера. Если планируете отдавать своего ребенка почитайте подробнее об этом учении.

В такую школу стоит идти если:

  • вы сами являетесь поклонниками философии Штайнера (вальдорфской педагогики),
  • у ребенка большие психологические проблемы в обычной школе,
  • у вас очень нестандартного ребенка, который точно не впишется в обычную школьную систему образования,
  • вы и ваш ребенок не будет придавать значения общепринятым нормам успеваемости и т.д.,
  • у вас творческий ребенок с гуманитарным складом ума, вы видите его исключительно в творческой профессии (художника, писатель, актер и т.д.).

При всей неоднозначности вальдорфской педагогики, её гуманитарной направленности, эта философия приобретает все больше сторонников, а её элементы довольно часто применяют в работе сотрудники детских садов и школ со стандартной формой обучения.

Ребенок - это индивидуум с определенным характером и особенностями развития. Многие родители знают, что малыша необходимо учить и направлять, однако справляется ли с этими задачами обычная массовая школа? Далеко не всегда. Альтернативным способом обучения можно смело назвать такую систему, как вальдорфская школа. Что это такое? Как она влияет на личность ребенка? Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Скрытые способности

В какой-то мере каждый ребенок похож на кусочек пластилина, из него можно вылепить что угодно, прилагая к этому максимум усилий. Разве будет лепить пластилин сам из себя фигурку? Конечно нет - ответ на этот вопрос знает даже ребенок. С детьми та же ситуация. Их таланты и способности лишь в какой-то степени зависят от их генетики, большая же часть зависит именно от того, что мы вкладываем в них. Возможно, с данными словами согласятся не все, однако именно на основе этойразвиваются дети в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Что это такое за дивная где вместо того чтобы заучивать таблицу умножения, дети рисуют и смеются? Именно в теплой и дружественной атмосфере ребенок проявляет себя лучше всего.

Более того, не попробовав различные виды деятельности, крайне сложно узнать, что же ученику нравится больше всего и к чему у него действительно есть талант. Именно такие занятия проводит вальдорфская школа. Москва - это тот город, где сосредоточены одни из самых лучших школ Штайнера.

Первая вальдорфская школа

Такую замечательную систему образования создал и внедрил австрийский ученый-философ Рудольф Штайнер. Кроме того, именно он создал такое учение о духовном познании, как антропософия. Об этой науке, мы поговорим немного позже, а сейчас все-таки вернемся к созданию первой вальдорфской школы. Весной 1919 года Штайнер проводил встречу с работниками сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» на которой были освещены проблемы обучения и воспитания детей в обычных школах. Ученый озвучил учебные программы вальдорфской школы, которые он предполагает внедрить, а также рассказал о антропософийском учении и о необходимости духовного развития детей. Многих родителей заинтересовало его мировоззрение и перспективы открытия нового, альтернативного учебного заведения и, конечно же, они согласились отдать своих детей в такую школу. Незамедлительно Эмиль Мольт (руководитель сигаретной фабрики) купил помещение и начал обустройство новой школы. Так как основателем новой педагогики был такое учебное заведение иногда носит название: «Вальдорфская школа Штайнера».

Наука о духе

Именно так многие научные деятели характеризуют учение об антропософии. В переводе с греческого "софия" - это мудрость, а "антропос" - человек, соответственно наука изучает особенности развития индивидуума в духовной сфере. Это учение было выделено из теософии, и также основывается на богопознании и созерцании Бога. Разница состоит лишь в том, что антропософия основывается на немецкой классической философии и учениях И. Гёте, Ф. Шиллера.

Считается, что это мистическая наука, которая может помочь развить в человеке магические способности. Штайнер называл данную область познания «гётеанством 20 века», а поскольку Гёте какое-то время был масоном, можно смело утверждать, что антропософия так или иначе, связана с магией и мистикой. Именно на основе этих представлений и была создана вальдорфская школа. Что это такое за способ саморазвития и почему у Штайнера было огромное количество последователей?

Единство трех ипостасей

В учениях антропософии человек рассматривается не только как единое целое, но и включая такие составляющие, как: душа, тело и дух. Они же, в свою очередь, имеют свои физические и психологические характеристики: дыхательная система, сердце и дух относятся к сфере эмоций, нервная система и мозг - к интеллектуальной(душа), обмен веществ и опорно-двигательная система - это тело. Наука антропософия изучает, как гармонизировать эти три сферы между собой: человек должен быть силен духом и телом, а также иметь благородную душу. Именно знания о том, как этого достичь и дает вальдорфская школа. Что это такое за мистическая наука и имеет ли она отношение к развитию детей? На этот вопрос можно найти ответ, изучив основные положения антропософии более детально.

Принципы духовной науки

В первую очередь для того чтобы любой ребенок развивался, чувствовал себя комфортно и мог раскрыть свой потенциал, ему необходимо уважение. Он не должен чувствовать себя в учебном заведении обиженным или обделенным вниманием. Антропософия изучает методы саморазвития при помощи творчества и медитаций. В различных городах и школах методы обучения могут немного отличаться, и в основном это зависит от квалификации педагогов. К примеру, одна вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может делать уклон в учебном процессе на творчество (рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах), в то время как другая - на душевно-духовное развитие. Так или иначе, в любой школе Штайнера дети в течение дня рассматривают и творческий, и трудовой, и душевно-духовный блок.

Особое внимание в педагогике вальдорфской школы уделяется изучению культуры и традиций. Для того чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, он должен понимать, что вокруг него есть целый мир очень интересный и многообразный. Различные спектакли и постановки, выполняемые самими же детьми, помогают им почувствовать себя чем-то большим, чем просто школьник. Определенная вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может стать для ребенка не просто учебным заведением, а второй семьей, где ему будет комфортно и уютно. Особенно такие школы нравятся деткам, у которых нет братьев и сестер. Дружественная атмосфера в учебном заведении им настолько нравится, что они готовы находиться в школе практически весь день. В теплой и дружеской обстановке деткам очень нравится, они находят новых друзей и единомышленников.

Природа, как часть человека

Педагогика Штайнера уделяет особое внимание окружающей среде. Если ребенок не научится чувствовать себя одним целым с природой, он некогда не сможет открыть весь свой потенциал. Как правило, учебное заведение располагают поближе к природе: к чистому лесному воздуху, возле речки, недалеко от гор. Сама же школа не сильно напоминает класс, это скорей уютный дом, где можно собраться новой семьей (классом), позаниматься творчеством и духовным развитием. Даже мебель в современных вальдорфских школах, как правило, не содержит пластика и токсических веществ - все только натуральное.

Система оценивания

Обучение в вальдорфской школе очень отличается от уроков в обычной школе. Совершенно другая программа развивает в детях интерес к учебе, неподкрепленный соперничеством. Нету худших и лучших, каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. Ему не ставят оценок и не отчитывают за незнание чего-либо. Кроме того, отличительной особенностью такого учебного заведения является отношение преподавателей к подсказкам. Если в массовой школе за подсказки и списывание ругают, то здесь же это называют помощью и очень даже приветствуют. Ни в коем случае в минуты неудач ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Наоборот же, в такие моменты весь класс и педагоги оказывают ему поддержку, помогают, объясняют то, что ребенок не понял. В учениках формируется стойкая уверенность, что они не одни в этом огромном мире, что всегда есть люди, которые придут на помощь, и более того, этот ребенок также будет с радостью помогать кому-либо.

Учебная программа

Естественно, что программа в школе Штайнера имеет огромное количество отличий от обычной массовой школы. Все это объясняется тем, что в таких учебных заведениях абсолютно другой уклон и цели, преследуемые педагогами. Детей не заставляют заучивать что-либо наизусть - это и есть основное кредо такого метода обучения, как вальдорфская педагогика. Плюсы и минусы данной школы обсуждают многие ученые, однако к общему мнению так никто и не приходит. Это объясняется тем, что у данной педагогики есть огромные отличия, которые противоречат обычной школьной программе. К примеру, в 1-2 классах детей не учат чтению и письму. Два года в игровой форме деток учат буквам и цифрам.

На уроках, как правило, дети учатся рисованию, шитью, вязанию, садоводству, иностранным языкам. Сложные точные науки, такие как, например, математика, в начальной школе изучается только в игровой форме: дети, держась за руки, водят хороводы(круг), двигаются по вертикали, диагонали, по квадрату, по прямоугольнику. «Прочувствовав эти фигуры на себе», ученикам в дальнейшем не составляет труда их нарисовать, разделить пополам, найти периметр и площадь.

Праздники и концерты

В вальдорфских школах очень много внимание уделяют праздникам и концертам. К каждому мероприятию дети вместе с педагогами готовят выступления, шьют сами костюмы, украшают концертный зал. Это очень сближает деток, дает им возможность самовыражаться. Выступление на сцене для стеснительного ребенка - это возможность стать более раскованным и непринужденным.Чаще всего на такие праздники в качестве гостей приглашают родителей и близких родственников. Ребенок, чувствуя поддержку, выступает на сцене еще более уверенно. Именно вальдорфская школа, отзывы родителей о которой только положительные, благотворно влияет на детей, развивая в них самые неожиданные таланты.

Вальдорфский детский сад

Педагогика Штейнера стала настолько популярна в Европе и Азии, что возникла необходимость в создании и дошкольных учреждений на основе этого учения. После обычного детского сада ребенку, которого отправляют учиться вальдорфскую школу, приходится нелегко. Модель обучения, которую он видел в детском саду, полностью противоречит новой школе: в обычном дошкольном учреждении детей уже начинают учить серьёзности, усидчивости, буквам и цифрам. Вальдорфский детский сад — это учебное заведение для дошкольников на основе педагогики Штайнера. Здесь детки в процессе игры познают мир, делают поделки, играют в дочки-матери, в магазин, в больницу. Для поделок используют различные натуральные материалы: камешки, листочки, шишки, желуди. Игрушки в таких садиках тоже только деревянные или тряпочные.

Подходы и методы

Основной проблемой обычных массовых школ является вопрос грубости и жестокости школьников. Неуважение к взрослым, нежелание учиться - это трудности множества родителей, с которыми им справиться не по силам. Школьным педагогам в массовой школе также приходится нелегко.

Только дружная и теплая атмосфера, может действительно хорошо способствовать учебному процессу и развитию личности. Игровой процесс, в котором детки учатся, развиваются, познают мир способствует развитию мелкой моторики и речи. Всеми этими особенностями обладает вальдорфская школа. Москва, город в котором сосредоточено огромное количество таких школ, но что самое интересное, что они не подчиняются городскому отделу образования и науки. В отличие от обычных учебных заведений, в таких школах нет централизованного административного управления, а значит все они между собой не связаны и никому не подчиняются. В штайнеровских школах, как правило, нет директоров, ими управляет совет, состоящий из педагогов и родителей.

Любая вальдорфская школа, стоимость обучения которой в европейских странах стремится к нулю, развивает в детях духовность и таланты. Даже пенал, с котором ребенок приходит на занятия, он делает с родителями сам.

Конечно, приверженкам строгой дисциплины, такая школа точно не понравится. У детей практически нет каких-либо границ. Если по какой-то причине ребенку на занятии не нравится или он это уже умеет, он может спокойно выйти с урока. Практически весь учебный процесс родители участвуют в жизни детей: помогают организовывать праздники, делают с ними дома различные поделки и даже проводят уроки. На родительских собраниях обсуждается, кто и что умеет хорошо делать, составляется график. И так, к примеру, в понедельник одна из мам рассказывает детям технику плетения изделий из бисера, а во вторник - папа одного из учеников учит их делать лодочки из дерева. Каждый ребенок, независимо от того, мальчик это или девочка посещает все занятия и учится вместе со всеми. Кто сказал, к примеру, что мальчик не может вязать или вышивать, а девочка не должна работать с деревом? Это всего лишь предрассудки, которых нет в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Адреса и контакты школ с штайнеровской педагогикой можно найти на их личных сайтах. Кроме того, как правило, вальдорфские учебные заведения каждый год проводят день открытых дверей. Можно посетить данное мероприятие, познакомится с учителями и родителями, понаблюдать за учебным процессом и решить для себя, подойдет ли такая школа вашему ребенку.

Такое направление в педагогике, как вальдорфская школа , существует уже более ста лет. И в последние годы идеи Рудольфа Штейнера, основателя данной образовательной методики приобретают все большую популярность в России. Хотя до Европы нам пока далеко - в Германии, Швейцарии. Великобритании и других западных странах множество родителей мечтает отдать ребенка в вальдорфский детский сад или школу, полагая, что именно там их малыш будет чувствовать себя наиболее комфортно, развиваясь в абсолютно естественных условиях.

Русские же родители относятся к подобным спорным методикам более критично и недоверчиво. Но в любом случае вальдорфская педагогика, как и любая другая школа, имеет своих сторонников, обладает рядом положительных особенностей и имеет право на существование. Мы с Вами постараемся разобраться в основных преимуществах данной школы, а также определить, какими недостатками обладает вальдорфская педагогика Штайнера.

Основным отличием вальдорфской школы от обычной является идея о том, что детство - это не короткий период времени, который нужно максимально использовать для развития и обучения ребенка, как полагает большинство традиционных методик. Это уникальное время, которое дети должны использовать для игр, развития своих творческих способностей и духовного потенциала. Малыши обладают безграничными возможностями, которые они должны реализовать в ранние годы. Поэтому не стоит отвлекать их изучением алфавита, счетом и математикой. Такие логические предметы изменяют их сознание, заставляя мыслить абстрактно, в то время как их естественное мышление направлено на всестороннее исследование окружающего мира.

Конечно, на первый взгляд это выглядит шокирующе. Не каждому родителю удастся спокойно наблюдать за тем, как его ребенок до третьего класса не имеет ни малейшего представления о буквах, слогах, счете и вообще еще ни разу не держал ручку в руке. Но если следовать принципам вальдорфской педагогики, то по окончании школы можно увидеть хороший результат. Дети владеют школьной программой не хуже остальных, при этом они очень креативно мыслят и намного лучше других умеют работать в команде. Им неведома зависть, они не боятся сделать ошибку. Такие люди достигают значительных успехов в выбранной профессии и создают счастливые семьи.

Принципы вальдорфской педагогики

1. Нет раннему развитию интеллекта. На первый взгляд это кажется странным, ведь мы привыкли к тому, что с малышами нужно начинать заниматься как можно раньше. Но вальдорфская педагогика объясняет это тем, что обучение детей абстрактным дисциплинам нужно начинать лишь тогда, когда полностью сформировался их эмоциональный мир. И с этим сложно поспорить, особенно если учесть, что выпускники вальдорфских школ довольно успешно поступают в выбранные ими вузы, а это значит, что в результате они полностью усваивают всю программу.

2. Никаких оценок. Соревновательный момент в вальдорфской школе полностью отсутствует. Дети обучаются в комфортной для них атмосфере, осваивая материал в удобном для них темпе. При этом знание, как таковое, не является целью обучения. Прежде всего, малыши должны наслаждаться процессом общения со сверстниками и с воспитателем. Детский коллектив в вальдорфской школе очень сплоченный, и отношения между детьми и преподавателями очень доверительные. Но в то же время на плечи педагогов ложится огромная ответственность, ведь именно они должны стать для детей таким образцом, на который им хотелось бы равняться, и который стимулировал бы их самосовершенствоваться.

В России многие родители склонны опасаться, что такое слишком мягкое отношение в школе может «распустить» и без того разбалованных детей. Поэтому в нашей стране более популярна вальдорфская педагогика в детском саду, а далее родители отдают детей в школы с более строгой дисциплиной, а также с более напряженным графиком обучения и контроля. Возможно это правильное решение, хотя здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка, а также от отношений и типа воспитания в семье. Некоторым малышам вальдорфская школа наверняка бы пришлась по вкусу, особенно тем, что совершенно не дружит с точными науками, отличается креативом, а также увлекается народным творчеством.

3. Особое пространство. Группы в вальдорфских садах и школах не предполагают слишком большой переполненности, максимум 20 человек. При этом в одном коллективе за одним занятием объединяют деток разных возрастов. Пространство в подобных группах организовывают таким образом, чтобы ничего не подавляло свободного развития детей – никаких компьютеров, телевизоров и плееров. Только натуральные материалы и естественные цвета. В этом методика Штейнера схожа с .

4. Развитие фантазии Особое внимание в вальдорфской педагогике уделяется художественной деятельности детей. Они много рисуют, лепят, мастерят. При этом даже игрушки, которые они используют для игр, лишь отдаленно напоминают определенные предметы. Например, вместо кукол девочки используют особым образом перевязанные и украшенные платочки, а вместо конструкторов малыши используют веточки, камушки, шишки или, например, ракушки.

5. Гармония души и тела. Вальдорфская школа рассматривает каждого отдельного ребенка, как целостную личность, которая должна сбалансированно развиваться во всех направлениях – интеллектуальном, эмоциональном, социальном и физическом. Поэтому дети не только занимаются по общеобразовательной программе, но также готовят вместе с преподавателем, содержат собственный огород, вместе убирают и оформляют классную комнату. Сколько времени у детей остается на другие занятия – это уже другой вопрос. Многие родители предпочитают, чтобы их ребенок после 6 уроков школы шел в спортивную секцию или в музыкальную студию. Но это опять же на любителя. Некоторым родителям хочется, чтобы их ребенок особо не напрягался и учился тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Нет слову «нет». Любая инициатива должна поддерживаться. Останавливать ребенка можно лишь в том случае, если его действия могут принести вред окружающим, ему самому или повредить вещи. В остальных случаях воспитатель должен сделать все возможное, чтобы ребенок воплотил в жизнь свою идею. Такой принцип кажется немного странным, ведь невозможно разрешать маленькому ребенку буквально все. Но в то же время, как часто родители оказываются уж слишком строгими и запрещают детям слишком многое. Вальдорфская школа учит нас тому, что чем реже ребенок слышит слово «нет», тем значимее оно становится для него.

Теперь, рассмотрев некоторые преимущества и недостатки вальдорфской педагогики, Вы сможете сделать осознанный выбор, отдавать или не отдавать ребенка в подобную школу. А может быть, Вы просто откроете для себя полезный опыт школы Штейнера и будете использовать данные знания в своей собственной методике воспитания детей.

В 1919 году в Германии дети рабочих, трудившихся на табачной фабрике «Вальдорф Астория» (г. Штутгарт, Германия), впервые опробовали на себе обучение по вальдорфской системе – методике, которая базировалась на философии австрийского философа и ученого Рудольфа Штайнера. Название, как становится понятно, произошло от названия предприятия, где она впервые была опробована. Пожалуй, самое главное отличие этой школы от всех остальных в то время заключалось в ее толерантности: в вальдорфской школе не допускалось деления учеников по социальным слоям, вероисповеданию и даже показателю IQ. В ней все были равны. Чуть позже при той же фабрике стараниями Штайнера был организован и вальдорфский детский сад. Спустя десятилетия новый подход стал причиной непрерывных споров и разногласий, предметом восторженных отзывов тысяч родителей, педагогов и детей, а также основой для огромного количества детских садов и школ во всем мире (сегодня суммарное их количество превышает три тысячи учреждений).

Покой в розовом цвете

Воспитание по вальдорфской системе предполагает, прежде всего, чуткость и внимательность к основным потребностям ребенка. Штайнер считал, что в первые месяцы жизни малышу необходим покой и защищенность, а не обилие впечатлений. Вальдорфская школа считает, что кроха приходит во внешний мир с тем, что он принес с собой из «доземной» жизни. После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания. Значит, нужно обеспечить малышу надежный «домик» и защиту от внешнего мира, суеты и шума. В качестве такой «оболочки» вальдорфская педагогика рекомендует люльку, накрытую с одной стороны прозрачной розовой тканью или тюлем. Подвешенная в воздухе качающаяся люлька символизирует плавный переход из материнской утробы в физический мир. Каждый новый шаг вперед – познание своего тела, знакомство с близкими, сидение и ползанье – для малыша серьезное достижение. По мнению Штайнера, искусственно ускорять развитие не нужно: на освоение новых навыков малышу требуется время. Однако это совсем не означает, что нужно бездействовать! Задача родителей – дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем. Это основной принцип, которым руководствуется вальдорфская педагогика.

Пример для подражания

Что же такое воспитание по вальдорфской системе? «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам – это и есть нормальное состояние ребенка», – говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится на подражании: младенец старается повторить выражение лица своей мамы, а двухлетняя малышка кокетничает перед зеркалом, накрасив губы помадой. В качестве основы обучения и построения модели «взрослый-ребенок» вальдорфцы взяли именно эту «впитывающую» особенность детской личности. Вот почему в системе Штайнера в детском мире особое место занимает взрослый (это может быть не только родитель, но и воспитатель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом и абсолютным примером. Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что от поведения взрослого зависит вся атмосфера дома или же в садике. Эмоциональная детская личность отличается высокой восприимчивостью не только к поступкам окружающих людей, но и их переживаниям, мыслям. Дети подражают старшим, в том числе, когда наблюдают, как те одеваются, убирают, готовят и т.п. Представьте себе вальдорфский детский сад: воспитатель в нем ведет себя так же, как мама, занимаясь хозяйством. Он вытирает пыль, варит компот или печет пироги, время от времени подходя к детям, чтобы поиграть с ними или рассказать сказку. Ребята постарше помогают ему накрывать на стол, работать в саду, убираться в группе. Много времени уделяется творческим занятиям: рисованию, лепке, аппликации (а в старших группах – даже валянию и вязанию), игре в кукольный театр, разучиванию песенок и стишков. И все-таки в некоторых аспектах вальдорфский детский сад солидарен с обычным садиком – полноценное четырехразовое питание и дневной сон в нем обязательны!

Детское время

Обучение по вальдорфской системе не просто не обещает научить дошкольников читать, писать и считать. Напротив, оно полностью отрицает обучение чтение и письму до 7 лет (того возраста, когда пора будет отправляться в школу). Вальдорфцы не торопят интеллектуальное развитие ребенка! Они считают, что главное свойство интеллекта – это способность к творчеству. Развитие воображения, словарного запаса и прикладных навыков – вот что станет благоприятной почвой для взращивания интеллектуального и абстрактного мышления в будущем. Таким образом, обучение по вальдорфской системе предполагает не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального «проживания» информации. Это способствует эффективному обучению без вреда для психологического здоровья. Ведь полноценно развиваться интеллект может только тогда, когда есть качественный фундамент для этого – сформирован эмоциональный мир. Происходит это, когда «все молочные зубы сменяются на постоянные» (т.е. примерно в 12 лет). Вот почему вальдорфские педагоги призывают не делать из ребенка взрослого, а наоборот, помогать ему как можно дольше оставаться маленьким, чтобы он успел вкусить все прелестные плоды детства и, разумеется, раскрыть все свои таланты. Воспитание по вальдорфской системе накладывает строгое табу на раннее обучение письму и чтению. «Есть лошади, принужденные с малолетства возить тяжелые грузы, и есть те, которые ждут, пока вырастут их кости и разовьются их мускулы. Какие из лошадей будут сильнее впоследствии?» – эта притча как нельзя лучше отражает принцип, которым руководствуется вальдорфская школа.

Основа основ

Вальдорфская педагогика делает основной акцент в обучении на развитии интуиции и воображения, на умении фантазировать и творить. Детство ребенка-дошкольника полностью посвящается игре. Свободная игра ребенка – одна из основ развития, в ней «приводится в движение» воля, расцветает я творческая фантазия. Эмоциональная сторога на самом деле гораздо важнее, чем владение логикой и анализом. Вальдорфский детский сад – место, где много времени посвящается играм на свежем воздухе (с песком, водой), садовым работам, сближающим детей с природой. Вальдорфская педагогика провозглашает одной из своих главных целей – «связь» с жизнью, т.е. установление соотношений между научными знаниями и опытом. Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности: как растят цветы, как пекут хлеб, как строят дом, как плетут корзины. Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что и мальчики, и девочки с самого раннего детства вышивают, вырезают по дереву, сами делают игрушки, работают на гончарном круге, рисуют красками и мелками, лепят из глины и воска без образцов и предложенных шаблонов, без заданной темы и определенных правил. Вальдорфский детский сад предлагает детям три основных цвета: красный, желтый и синий. Остальные цвета малыши создают сами, смешивая и разбавляя краски. Вальдорфская педагогика также включает в себя элементы традиционной народной культуры: песни, игры, потешки, сказки, хороводы.

Гениальное – просто

Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа – природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п. Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике – в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки – намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение. Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, – парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка – лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо – в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов – веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.

Несмотря на то, что популярной вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней – вплоть до 8 класса – школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста. Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители – пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично – через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения – накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет – чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте www.ruswaldorf.ru

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.


Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Основные принципы вальдорфской педагогики

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.


  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.

  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: , .

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.