Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Какова основная идея произведения ионыч. Анализ «Ионыч» Чехов

Какова основная идея произведения ионыч. Анализ «Ионыч» Чехов

Губернский город С. На службу в этот город назначен доктор Дмитрий Ионович Старцев. Здесь же живет семья Туркиных, слывущая культурной и образованной. У каждого из членов семьи свои таланты: хозяин семьи устраивает домашние спектакли, сам принимает в них участие, считается большим шутником и острословом. Жена его, Вера Иосифовна, романистка, а дочь, Екатерина Ивановна, пианистка. Туркины, приглашая в дом гостей, "подчуют" их своими талантами. Доктор Старцев посещает их. Хозяйка дома читает свой невероятнейший роман о придуманной жизни. Старцев осознает, что роман плохой, но думает, что слушать его приятно. Затем Котик, дочь Туркиных, играет на рояле виртуозные произведения. Плохо или хорошо, но она очень старается. Вера Иосифовна рассказывает: чтобы избежать дурного влияния общества, их дочь получила домашнее образование. Во время вечерней трапезы своими талантами блещет хозяин дома. Он придумывет какой-то свой язык, исковерканный русский, и постоянно говорит на нем. Прием окончивается коронным номером. Лакей Павлуша в специально придуманной позе, голосом, который, вероятно, кажется уместным для фразы: «Умри, несчастная!», - произносит это.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Неудачное сватовство Старцева

Туркина-старшая страдает мигренью. Врачи из города бессильны. Вера Иосифовна обращается к Старцеву, чтобы тот помог ей вылечиться. Теперь доктор посещает Туркиных часто, уделяет много внимания Екатерине Ивановне. Но она «вся в музыке». Старцев пытается выяснить отношения с Котиком, и она предлагает встретиться на кладбище ночью. Доктор ждет на кладбище, а возлюбленная не приходит на свидание. Дмитрий Ионович решает сделать предложение Екатерине Ивановне и едет на следующий день в дом Туркиных. Доктор думает, что у невесты будет неплохое приданое. Возможно, будущие тесть и теща настоят на том, чтобы он оставил службу. Но все эти мысли Старцева были напрасны, Котик ему отказывает. Она любит не его, а искусство, и вся жизнь ее теперь посвящена искусству. В течение трех дней Дмитрий Ионович не находит себе места от душевных терзаний. Затем жизнь его возвращается в обычное русло.

А.П. Чехов. "Ионыч". Краткое содержание. Проходит четыре года...

Через четыре года доктор Старцев предстает перед читателем толстым с одышкой человеком. Он ни с кем не общается, ему не интересно. Старцев много работает, т.к. считает, что человеку нельзя жить без труда. У Веры Иосифовны день рождения, и она приглашает Старцева на прием. Приезжает и Катерина Ивановна. Но доктор считает, что она очень подурнела, и его все в ней раздражает. Вечер проходит как всегда. Вера Иосифовна читает свой бредовый роман, Котик нудно и громко играет на рояле. Старцев очень рад, что свадьба не состоялась. Он и Котик беседуют в саду наедине. Она уже осознает, что бездарная пианистка, а мама такая же романистка. Доктор жалуется на серую однообразную жизнь. В его мыслях уже нет больше стремления к благородным поступкам, как раньше. Котик считает, что это здорово - помогать людям. Поначалу что-то происходит в душе доктора от мыслей о прежней жизни, но вспомнив о количестве денег, которые он зарабатывает, гонит прочь нелепые мысли. Старцев не желает ужинать, собирается домой. Напоследок лакей показывает все тот же номер. Старцев едет домой и размышляет о том, насколько безнравственен город, если лучшие его обитатели такие недалекие, бездарные, пошлые. Доктор не принимает больше приглашений в дом Туркиных, хотя Котик забрасывает его записками.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Проходит еще несколько лет...

Проходит несколько лет: Старцев становится очень толстым, много работает, имеет практику в городе и большое состояние. Ионыч - так теперь его называют. Он по-прежнему один. Главное в его жизни - деньги. В доме Туркиных все, как всегда: Иван Петрович шутит, Вера Иосифовна мучает гостей романами, а Котик самозабвенно музицирует.

Чехов "Ионыч". Анализ рассказа

Какую основную мысль хочет донести до нас Чехов этим рассказом? В начале произведения перед нами предстает главный герой, молодой доктор Старцев, в голове которого зреют благородные мысли о труде, сочувствии к людям, наконец, любви. Но, читая рассказ далее, мы видим - все толще становится наш герой и его кошелек, все меркантильнее его мысли. Чехов показывает, как среда может «засосать» человека. Он превращается в бездушную амебу, которую уже ничего, кроме денег, не интересует. Ионыч не может, а скорее всего, и не хочет бороться с серой действительностью. Деньги сделали свое дело: в конце рассказа доктора интересуют только они.

"Ионыч". Чехов. Анализ

Серая безнравственная среда в рассказе представлена семьей Туркиных. Автор очень иронично описывает всех ее членов. Все их действия, повторяющиеся на протяжении рассказа, смешны и пошлы. И это лучшие люди в городе. Герои Чехова, как всегда, очень колоритны. Они заставляют нас задуматься: не я ли один из них?

Урок 5. Тема гибели души в рассказе «Ионыч»

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение обучающегося, элементы лингвостилистического анализа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о духовной деградации человека? Он обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «По делам службы», «Душечка», «Новая дача». В этих рассказах критик времен Чехова заметила изменения в его авторской манере. «Всюду за фигурою рассказчика, - писал А. Измайлов в «Биржевых ведомостях» 28 августа 1898 г. - виден субъективист автор, болезненно тонко чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы ж высказаться... Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта».

Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

II . Сообщение «История создания рассказа «Ионыч»

В первоначальном замысле повествование велось от первого лица (подставного рассказчика). «Филимоновы - талантливая семья, - читаем в «Записной книжке» Чехова, - так говорят во всем городе... Он чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы. острит («Здравствуйте, пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» - это говорит она всем при муже»; «Мальчик в передней: «Умри, несчастная!». В первый раз, в самом деле, все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через три года я пошел в третий раз, мальчик был уже с усами опять: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» Опять та же имитация: «Умри, несчастная!» И когда я уходил от Филимоновых, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

В первом издании «Ионыча» эта особенность композиции (повествование не от лица автора, а от лица очевидца - «я») подчеркивалась еще подзаголовком «рассказ». Отказавшись в последующих изданиях от этого и, тем самым, как бы стерев грань между очевидцем и автором, Чехов сохранил, однако, в «Ионыче» особенности построения предыдущих рассказов: сюжетным стержнем его также является история одного человека (Старцева), его судьба, и в параллель к ней также рисуются «дополнительные эпизоды и персонажи», создающие в общей сложности обобщение о современной жизни. Вместо «побочных эпизодов» и зарисовок лиц в «обрамлении» первых трех рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), здесь даны замечания об обывателях и изображена семья Туркиных в перекрестном восприятии ее обывателями, героем Старцевым и рассказчиком-автором. Этим способом Чехов передает свое ироническое отношение к героям рассказа.

III. Лингвостилистический анализ текста:

Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

Какова композиция рассказа?

(Композиция произведения на первый взгляд проста. Пять глав, каждая из которых имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С. (семья Туркиных), трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины. Эти микротемы раскрываются по-чеховски - повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.)

Слово преподавателя.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Необходимо проанализировать первые предложения, т. к. они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения.

Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывают вслух первый абзац рассказа).

Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намек (подтекст). Так и первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным. Такое построение не случайно. Оно сразу же акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чем свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиция главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений).

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

Каковы взгляды, характер этого человека?

Анализ 1 главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше.

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?

(Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте вслух).

(Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам решал же их, и все время говорил на свое необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…».)

Какой вывод можно сделать поэтому эпизоду?

(Чехов дает понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.)

Вывод:

Мы видим через основные художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье - люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но... на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но... все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы.

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.

Что же изменилось за этот год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Ее образ воспринимается читателем с двух точек зрения - Старцева и самого автора.)

Может быть, Котик - редкое исключение из читателей города С., и чтение свидетельствует о ее духовности?

(В качестве примера можно привести эпизод одного из разговоров молодых влюбленных: «- Что вы читали на этой неделе? - спросил он теперь. - Говорите, прошу вас. - Я читала Писемского... и т. д.»)

Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

(Только одно - смешное, с ее точки зрения отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о, нет, прости же! ...».)

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости: «Так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти...

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце...» и т. д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественный деталей.

Анализ 4 главы.

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года».

Какие изменения произошли в семье Туркиных?

(Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Котика уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое - несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома».

Иван Петрович, Пава не изменили своему «репертуару». И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!)

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

(Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.)

Слово преподавателя.

Итак, отрезав последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором «За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

I V . Поисковое задание

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение.

Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

(Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием - расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям, жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева. В результате сжатости композиции образуется между этими вехами как бы пространство, которое автор оставляет читателю для заполнения в процессе сотворчества.)

Вывод преподавателя: итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подменяется сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем свои существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов («Враги») и Дымов («Попрыгунья»). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

V . Закрепление

Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью, каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.

Почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности?

Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»?

Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

VI. Домашнее задание

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч».

3. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии. (Задания 2, 3 обучающимся предлагаются на выбор).

4. Выпишите с примерами художественные приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;

б) использование стихов и музыки;

в) повтор слов и выражений;

г) эмоционально окрашенные слова и выражения;

д) сочетание грустного лиризма и сатиры.

В рассказе Чехова «Ионыч», со свойственным ему мастерством и талантливыми характеристиками героев рассказа, передана нелицеприятная правда о поколении того времени. Особо остро автор подчеркивает вопрос о влиянии общества на отдельно взятую личность. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальные темы и идеи произведения, претерпели значительные изменения, прежде, чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь и быт городских жителей, любовная тема.

Композиция – Рассказ выстроен методом пунктирной композиции: знакомство с доктором и семьей Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной, следом идет конец неудавшегося любовного романа, дальше – новая встреча с Катей, и завершается описанием той жизни героев, какой она и будет продолжаться в ближайшем будущем.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что история создания рассказа постепенно изменялась. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель дает оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности самого героя.

После выхода в свет этого произведения, критика со стороны литературоведов была неоднозначной, отзывы были как положительные, отдавшие дань гению Чехова, так и отрицательные, увидевшие недостаточную открытость в характеристике героев. Одним из критиков была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под его влиянием.

Тема

Проводя в «Ионыче» анализ произведения, необходимо раскрыть суть названия рассказа. Описание начинается с семьи Туркиных, создавая впечатление, что речь пойдет об этом семействе. Позже приходит понимание того, что главный герой – Ионыч. На протяжении повествования, идет деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек в городе, хороший врач, постепенно погряз в мещанстве, и превратился в обыкновенного обывателя. Это дает право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставя его в один ряд с серыми и безликими личностями горожан.

Такая деградация личности является одной из главных тем произведения. Старцев, когда – то стремившийся к каким-то идеалам, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, и отдающий работе все свое время, медленно, но верно, стал превращаться в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика стала приносить ему стабильный и крупный доход. Все свои средства, доктор Старцев стал вкладывать в недвижимость, покупать себе вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Докторская деградация стала происходить не только в его внутренних изменениях убеждений, но и во внешних проявлениях.

Герой стал грубым и раздражительным, он растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме как жажды обогащения. Любовная тема, затронутая автором в этом рассказе, умирает так же, как и духовное начало Старцева. Если в начале повествования герой и испытывал какое-то чувство к Екатерине Ивановне, то и оно, по мере его духовной гибели, сошло на нет. Старцев даже испытывает облегчение от того, что их отношения не сложились.

Проблематика произведения и в состоянии общества в целом, писатель касается многих нравственных проблем, имеющим место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений, серость и низость мышления обывателей превалирует над высокими идеалами.

Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

Композиция

Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей . В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных. В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.

В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше. Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.

В финале рассказа доктор Старцев уже давно превратился в Ионыча, это уже не тот, молодой и амбициозный врач, приехавший в город искать свое медицинское призвание, а старая, обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая счастье в богатстве, и обедневшая морально.

Главные герои

Жанр

Конечно, «Ионыч» является рассказом, но описание всей жизни героя, его постепенное духовное разложение, фактически, приближает его к маленькому роману, настолько глубоко охвачены события этого произведения. Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.

Рассказы А.П. Чехова, несмотря на их краткость, показывают нам персонажей настолько выпукло и ярко, что они кажутся вполне одушевленными, даже до какой-то степени знакомыми. Главная проблематика рассказа «Ионыч» состоит во взаимодействии личности и окружающей среды, социума.

И вопрос стоит остро. Кто кого изменит: молодой Дмитрий Старцев - общество, в которое он попал, или оно его? Это и есть проблематика рассказа «Ионыч».

Из истории литературы

Этот вопрос интересовал многих наших литераторов. М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев так или иначе пристально изучали эту тему, которая теперь перед нами встала как проблематика рассказа «Ионыч». Способна ли личность изменить общество, или его мертвящая атмосфера поглотит все лучшее, что есть в человеке, и он смирится с неизбежной деградацией?

Первая встреча с Туркиными

Начинающий доктор получил назначение земского врача в нескольких верстах от города С. в Дялиже. Он работал и не помышлял о развлечениях, но все советовали свести знакомство с талантливой семьей Туркиных. Как-то зимой его представили главе семейства, но свой визит Старцев отложил. А весной, на вознесение, в праздничный день, приняв больных, Старцев пешком, поскольку лошадей у него не было, отправился в город, напевая романс. И тут ему пришло в голову навестить эту приветливую хлебосольную семью. Параллельно с разбором проблем, поставленных в рассказе, мы проведем анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч». С шуточками встретил его хозяин и представил свой супруге и дочери. Под ароматы готовящегося ужина хозяйка стала читать свой роман о том, чего никогда не бывает в жизни, но всем от этого делалось спокойно и хорошо.

Затем дочь играла нудный, но сложный пассаж на фортепиано, и Дмитрий Ионович с удовольствием слушал шумные, но культурные звуки. За ужином хозяин много острил, и когда Старцеву пришло время возвращаться, он шел к себе в Дялиж и напевал другой романс и не чувствовал усталости. О чем говорит этот эпизод? Только о том, что в первый раз «утонченная» семья Туркиных не показалась застойным болотом молодому доктору. Первый этап, который затрагивает проблематика рассказа «Ионыч», героем благополучно пройден: он еще любит свою работу, но уже способен уютно чувствовать себя в доме, где главенствует пошлость.

Через год

Не слишком часто сын дьячка навещал Туркиных. Он уже начал меняться. Завел пару лошадей, коляску и кучера и неожиданно для себя влюбился в дочь Туркиных, хотя в уме уже прикидывал, какое за ней дадут приданое. Так происходит деградация доктора, которого еще не называют запросто - Ионыч. Проблематика рассказа в данном случае состоит в том, что доктор еще не растерял человеческие чувства, но он уже на грани их потери. Старцев может еще поехать ночью на свидание на кладбище. Но он уже встал на тот путь, с которого нельзя свернуть: любя и страдая от неразделенной любви, он задумывается, к чему это все приведет. Что скажут люди, если узнают, что солидный человек, каким он стал, делает глупости подобно гимназисту? К тому же внешне Старцев стал превращаться в Ионыча: он начал полнеть, но пока это его еще беспокоит. Так балансирует между молодостью и зрелостью Ионыч. Проблематика рассказа состоит в метаморфозах, которые происходят с доктором.

Предложение руки и сердца и отказ

Болезненно, но кратковременно, всего три дня, переживает Старцев, кода девушка отказалась стать его женой. Она уехала в Москву, и вся любовь забылась моментально. В чем состоит проблематика рассказа Чехова? Ионыч, как и все жители города С., уже не способен к глубоким чувствам. Забыты и романсы, которые он пел, когда приехал сюда. Поэзия уходит из его жизни.

Внешние изменения

Через четыре года доктор Старцев приобрел большую практику и у себя в Дялиже, и в городе. Он изменился внешне. Врач стал толстым, у него появилась одышка, пешком он больше не ходил.

Теперь Димитрий Ионович - обладатель тройки с бубенчиками. Изменился и его кучер. Он, как и его хозяин, стал толстым. Доктор полюбил играть в карты. Такие развлечения, как театр или концерты, его перестали интересовать.

Внутренние изменения

Близко Старцев ни с кем не общался. Даже либеральные обыватели городка раздражали его своей тупостью и злобностью. Они с раздражением слушали разговоры Старцева о том, что человечество идет вперед, и возражали. А слова доктора о том, что всякий человек должен трудиться, принимали как личный упрек и начинали сердиться. Поэтому Дмитрий Ионович перестал разговаривать, а только угрюмо молчал, а если садился за стол, то ел молча, глядя в тарелку. Так общество постепенно уничтожало желание Старцева не только говорить, но и думать о прогрессе.

Новое развлечение

Вновь у Туркиных

Однажды утром в больницу пришло письмо, в котором Дмитрия Ионыча Туркины приглашали его на день рождения хозяйки. В письме была приписка, что и дочь присоединяется к приглашению. Старцев подумал и поехал. Хозяйку он нашел сильно постаревшей. Изменилась и дочь, в которую он был влюблен. В ней не было прежней свежести, а в манерах было что-то виноватое. Она и нравилась ему, и не нравилось, а когда он вспомнил о своей любви к ней, то ему стало неловко. У Туркиных вечер проходил как обычно. Хозяйка дома читала свой новый роман, и он раздражал Старцева своей бездарностью. Дочь шумно и долго играла на фортепиано, а потом сама предложила Старцеву выйти в сад прогуляться. Они сели на ту самую скамью, где он когда-то пытался объясниться в любви, и он вспомнил все подробности, и ему стало грустно, а в душе затеплился огонек. Он горестно рассказал, как тускло проходит жизнь. Днем нажива, а вечером клуб с картежниками и алкоголиками.

И вдруг Старцев вспомнил о деньгах, которые он с удовольствием пересчитывал по вечерам, и душе все изменилось, исчезла нежность и появилась мысль, как хорошо, что остался холостяком. Они вернулись в дом, где все стало раздражать доктора. Промелькнула мысль о бездарности этого самого лучшего в городе семейства, и больше к Туркиным он не приезжал.

Более глубокие изменения доктора Старцева

Спустя несколько лет Старцев уже не просто растолстел. Он ожирел, стал тяжело дышать и ходить, откинув голову назад. Практика в городе у него уже не просто большая - огромная. С больными он ведет себя грубо, и они все терпят. Он обзавелся имением, в городе купил два дома и присматривал третий. Когда он ходил осматривать дом, предназначенный на продажу, то вел себя в нем совершенно бесцеремонно, а если точнее, то по-хамски.

Он входил в дом, стучал палкой в двери и, не здороваясь, запросто входил в комнаты, где жались испуганные женщины и дети. Таким стал некогда чистый доктор Старцев: угрюмым и всем недовольным. Его изменения под воздействием окружения, внутренняя слабость, отсутствие облагораживающего начала и потеря интеллигентности - это проблематика рассказа «Ионыч». Чехов скупыми, но выразительными средствами показывает, как человека засасывает недалекое общество. Старцев совершенно одинок.

Ему всегда скучно, его ничего не интересует. По вечерам он играет в карты и ужинает в клубе. Сказать о нем больше нечего.

Произведение Чехова «Ионыч» - очень горькое и честное. Оно, как рентген, просветило всю жизнь доктора Старцева и поставило диагноз - неизлечимо болен. И болезнь эта заразная. Если жить в скорлупе и только деньгами, если не открываться широкому миру, то она может поразить всякого.