Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Приемы поддержания дисциплины на уроке. Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их

Приемы поддержания дисциплины на уроке. Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их

Содержимое

Первый урок для учителя - не менее волнительное событие, чем аналогичный опыт у ребенка. Хотя вопросы дисциплины в классе волнуют не только молодых педагогов, но и преподавателей со стажем. Ведь от того, как дети себя ведут на уроке, зависит не только степень их усвояемости материала, но и дальнейший контакт с учителем. Существует мнение, что поведение детей на уроке зависит от того, нравится ли им предмет. На самом деле, причина в другом - в умении учителя заинтересовать, организовать и привлечь внимание учеников.

Чтобы выбрать правильный подход к ученикам, нужно учитывать особенности их возраста: не секрет, что самый трудный подростковый период, когда любая мелочь может стать причиной эмоциональной катастрофы. Хотя сложности есть в каждом возрасте:

  • дети в начальной школе характеризуются быстрой потерей концентрации внимания, нужно постоянно придумывать, как их заинтересовать;
  • старшеклассники на все имеют свое мнением и уверены, что лучше знают, нужен им тот или иной предмет или нет.

Организация дисциплины в классе требует от учителя максимальной силы и концентрации, а также знания хитростей и тонкостей детской психологии.

Образ идеального учителя для детей

Приступая к педагогической работе, молодой учитель должен с первых дней зарекомендовать себя и создать принципы выстраивания отношений с детьми. Неуверенность в своих силах, попытки понравится всем, позволение проявления неуважения к себе -все эти факторы приведут к тому, что дисциплины в классе не будет, и дать ученикам знания не получится.

Поэтому изначально нужно выстроить собственный образ и придерживаться основных его проявлений:

  • относиться к детям доброжелательно, говорить спокойно и с улыбкой;
  • построить подачу материала таким образом, чтобы он вызывал интерес у детей;
  • правильно рассчитать время урока, последовательно излагать материал, чередовать лекцию и практику;
  • постараться установить контакт с детьми, называть их по именам, вовлекать в процесс общения каждого ученика;
  • использовать нестандартные методы обучения, разнообразить урок;
  • не позволять детям разговаривать, кричать, реагировать на все нарушения, а не игнорировать их.

Такой образ учителя даст несколько результатов.

Во-первых, дети будут увлечены уроком и новой темой, им будет интересно изучать информацию.

Что делать, если дисциплина нарушена

Поведение учеников, особенно в младших классах, напоминает снежный ком. Если один начинает разговаривать и баловаться, остальные дети подхватывают его поведение, и уже через несколько минут в классе стоит оглушительный шум, неразбериха и хаос. Многие молодые учителя в такой ситуации теряются, пытаются перекричать учеников, делают резкие движения, чем еще больше усугубляют общую атмосферу. Но пытаться продолжать урок и рассказывать тему в таких условиях тоже невозможно.

Для успокоения общего шума и восстановления дисциплины стоит запомнить и применять несколько правил:

  1. Важно постоянно поддерживать контакт с детьми и отслеживать их малейшее отвлечение от предмета. Если какой-то один ребенок потерял нить повествования, отвлекся в окно или начал обращаться к другим детям, можно задействовать его, задать вопрос, попросить выйти к доске.
  2. Если «снежный ком» не удалось остановить в самом зародыше, дети начали шуметь и баловаться, учителю лучше замолчать вообще и выждать паузу. Как правило, такой прием срабатывает, и в классе устанавливается тишина. После этого нужно строго и серьезно, но не повышая голоса, сказать, что урок будет продолжаться только при наличии внимания и соблюдения тишины.
  3. На детей нельзя кричать, лучше вообще не повышать голос. С самого первого урока с новыми учениками важно показать им уважение к их личности, не принижать их стараний и заслуг, не пренебрегать ни одним ребенком. Получить уважение от учеников можно только в ответ на собственное аналогичное отношение.

Дети шумят и балуются по двум причинам: либо им неинтересно, либо они знают, что могут позволить себе это делать. Поэтому важно сразу установить такие правила, чтобы это поведение было недопустимым.

Маленькие хитрости опытных учителей

Безусловно, учителю со стажем проще вести урок и наладить дисциплину в классе. Молодые педагоги могут перенимать опыт и прислушиваться к советам квалифицированных преподавателей, чтобы изначально избежать многих ошибок в общении с учениками.

Например, многие опытные учителя говорят, что с самого начала пытаются понять, кто в классе «заводила». Как правило, это самый шумный и заводной ребенок, на которого многие другие смотрят с восхищением и готовы поддержать, если он начинает баловаться. Выделив такого ученика или даже нескольких, опытный учитель старается постоянно контролировать его внимание и умеет задействовать его в уроке, чтобы у него не оставалось времени и желания на отвлечения.

Еще одной хитростью, которая позволяет завладеть детским вниманием, является перемещение учителя по классу. Объясняя новый материал или контролируя написание самостоятельной работы, можно передвигаться по классу, сесть за одну из парт, стать в противоположном углу комнаты. Такое действие заинтересует детей и собьет их с привычного знакомого поведения педагога.

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками? Нюансы, особенности, советы

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.
Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.
  1. В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.
  2. Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.
  3. Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.
  4. Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
  5. Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.
  6. Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:
    • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;
    • создавайте специально для уроков презентации;
    • выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
    • проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
    • используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.
  7. Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.
  8. Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.
  9. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе
  10. Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.
Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Основной целью посещения детьми школы является обучение, то есть процесс получения новых знаний. Для этого в учебных заведениях всего мира используется классно-урочная система, дающая возможность чередовать умственные нагрузки (урок) с отдыхом (переменами). И именно от того, как пройдет урок, зависит уровень осмысления нового материала и дальнейшее обучение.

Поэтому, для того, чтобы обеспечить высокую эффективность урока, были составлены основные правила поведения учащихся на уроке, являющиеся частью общей культуры поведения в школе, с которыми и познакомимся в этой статье.

Формулировка таких правил в каждой школе может быть разная, но цель всегда остается одна: объяснить учащимся как надо вести себя на уроке.

Правила поведения ученика на уроке

1. Не отвлекайся!

На уроке, особенно когда идет объяснение нового материала, надо вести себя тихо и спокойно: не разговаривать и не отвлекаться на посторонние вещи. Если вам что-то не понятно или просто не расслышали, подняв руку, обратитесь к учителю.

2. Уважайте учителя и других учеников!

Желая ответить или выйти, обязательно поднимайте руку. Обращаясь к кому-то, используйте вежливые слова. Не перебивайте отвечающего и не выкрикивайте.

3. Соблюдайте правила техники безопасности.

По каждой дисциплине они свои, но основным для всех является быть внимательными при работе с опасными предметами, возле окон и дверей.

4. Порядок на столе.

Не допускайте беспорядка и наличия предметов, ненужных для данного урока (учебников, книг, игрушек и др.), которые будут вас отвлекать от процесса обучения.

5. Не опаздывайте!

Опоздание на урок, даже по уважительной причине, отвлечет и учителя и учащихся. Но если так все-таки произошло: постучите, извинитесь и как можно быстрее и тише сядьте на своё место.

6. Выключайте телефон.

7. Не ешьте.

Во-первых - это некрасиво, а во-вторых - процесс пищеварения не совместим с мыслительной деятельностью, поэтому были придуманы большие перемены, на которых дети имеют возможность спокойно перекусить.

8. Берегите имущество школы.

Не качайтесь на стуле, не рисуйте на партах и в учебниках.

9. Следите за осанкой.

Главной болезнью учеников называют , который развивается при неправильной посадке, поэтому в классах висят памятки и учителя постоянно напоминают, как надо сидеть.

10. Не подсказывайте и не выкрикивайте!

Подсказывая кому-то, вы только мешаете отвечающему, не даете ему собраться, подумать и дать ответ. Если ученик не выучил материал, никакие подсказки ему не помогут.

Помните, плохое поведение на уроке приводит к неусвоению материала всем классом.

Советы, памятки

ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ

1. На уроке преобладают доброжелательные и деловые отношения.
Учитель обращается к ученикам в спокойном и дружеском тоне.

Выслушивает их мнения, вопросы, предложения. Старается учиты­вать их на следующих уроках. Атмосфера урока зависит от эмоцио­нального состояния учителя и учащихся. Улыбка или шутка учителя оказываются иногда лучшим стимулом к работе, снимают напряже­ние и усталость.

2. Сохраняется в течение всего урока рациональный, относительно
устойчивый порядок. Педагогическая мудрость гласит: «Точным на­
чалом урока учитель заслуживает уважение, а точным окончанием -
любовь своих учеников!».

Учитель не должен суетиться во время урока. Он должен перед его началом убедиться, все ли средства обучения подготовлены и лежат или висят на своих местах. Следует привлекать учащихся к ответственно­сти за внешний порядок в классе, за его чистоту.

3. Учащихся целеустремленно и настойчиво побуждают к актив­
ности.

При ведении урока обращайтесь ко всему классу. Все вопросы, обра­щения, замечания и задания адресуйте сначала ко всему классу. Сде­лайте небольшую паузу для обдумывания, а потом вызывайте ученика. Дайте возможность остальным стать соучастниками беседы, оценить от­вет, дополнить его.

4. Требуйте само собой разумеющихся действий последовательно
и твердо. Не впадайте в командирский или упрашивающий тон.

5. Соблюдайте верный стиль и тон обращения учащихся. Особен­
ности стиля и тона педагога: деловитость, приветливость, сдержан­
ность. Не стоит одних учеников называть по имени, других - по фа­
милии.

Учащихся старших классов надо называть на «Вы» и по именам.

6. Постоянно следите за тем, какое впечатление производят ваши ма­
неры, поведение и внешность.

Не давайте поводов для обсуждения ваших манер, одежды и при­чески.

7. Анализируйте свое поведение, помните о тех своих действиях, ко­
торые невольно привели к неудачам учащихся. Их можно было избе­
жать.

8. Действенность поощрения или наказания зависит от того, прини­
мает ли их ученический коллектив . Нельзя перехваливать или захва­
ливать детей, нельзя постоянно порицать их.

Нельзя учителю быть вспыльчивым.

9. Работайте с родителями, но не перекладывайте проблему с дисци­
плиной на них. Учитель продумывает систему воспитательных мер
и точно определяет долю помощи в ней родителей.

10. Воспитание дисциплины - это воспитание отношений в коллек­тиве.

Пусть обеспечение и развитие дисциплины будут делом самих уче­ников.

Учителю надо знать и предусмотреть заранее те ситуации урбка, в которых особенно велика опасность срывов дисциплины. Критически­ми ситуациями считаются те моменты урока, в которых дисциплина: учащихся отличается наибольшей неустойчивостью. К таким ситуаци­ям относятся:

Начало урока;

Устная проверка заданий;

Момент оценки и выдачи работ;

Проверка домашнего задания;

Разъяснение организационных вопросов;

Классный руководитель:

Цель собрания: сформировать у детей правильные представления о доброте и милосердии, пробудить их к добрым поступкам и полез­ным делам.

Подготовка:

1. Разработка хода собрания советом дела.

2. Оформление класса творческой группой.

3. Заседание родительского комитета совместно с активом класса:
обсуждение хода собрания; выбор ситуаций для обсуждения; состав­
ление вопросов для групп; обсуждение памятки для детей.

План собрания:

Родители и дети объединяются в группы по 8-10 человек.

1. Вступление классного руководителя о теме, цели собрания, не­
обходимости его проведения.

2. Работа в группах:

2.1. Каждая группа получает пакет, в котором предложена ситуа­
ция. Дается время для обсуждения и выработки мнения в группе.

Например, одна из ситуаций.

Из письма матери:

«У меня есть дочь, которую я очень люблю. Но вот я заболела. Про­шу дочь сходить в аптеку и заказать лекарство. А она мне отвечает, что ей некогда. До того мне стало больно. Откуда такая черствость?»

А как вы думаете, откуда такая черствость?

2.2. Вопросы для коллективного обсуждения:

У многих из нас есть бабушки и дедушки. Давайте припомним,
только честно, всегда ли мы внимательны к ним, всегда ли уважаем
их возраст.

Человек рождается и умирает. Если после его смерти что и оста­
ется на земле, так это добрые дела, которые он сделал для людей. А
что доброго сделали мы?

Милосердие! Что означает это слово? Всегда ли мы милосердны
друг к другу?

3. Самооценка с помощью цветограммы на доске по следующим
вопросам.

3.1. Делаешь ли ты добро людям?

а) Всегда; б) иногда; в) никогда; г) не знаю.

3.2. Причиняешь ли ты зло, неприятности людям?
а) Не делаю; б) иногда делаю; в) делаю; г) не знаю.

4. Подведение итогов самооценки и определение проблем, над ко­
торыми школьникам и родителям необходимо работать в будущем.

Памятка:

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой посту­пок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим было хорошо.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным . Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и пони­май мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сер­дцем, чистой душой.

Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправед­ливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других, причиняет зло людям».

6. Выработка и коллективное обсуждение решения собрания:

6.1. Собрать библиотеку из детских книг и подарить ее детскому
дому.

6.2. Изготовить на уроках труда игрушки для подшефного детско­
го сада.

6.3. В микрорайоне школы в праздничные дни вывешивать по­
здравления.

6.4. Организовать выход в театр и последующее обсуждение спек­
такля на совместном собрании родителей и учеников.

Занятие учащихся и родителей «Учимся общению»

(средняя школа № 63 г. Ярославля, 6 класс) Классный руководитель:

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

И. Лафатер, швейцарский писатель, XVIII в.

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относи­лись к тебе».

Ф. Честерфилд, английский писатель, государственный дея-1733)

Цель собрания: привлечь внимание родителей и детей к проблеме общения друг с другом и другими людьми: побудить к бесконфликт­ному поведению в наиболее типичных ситуациях, возникающих меж­ду родителями и детьми; вызвать стремление у детей и родителей учиться искусству общения; доброжелательно и уважительно отно­ситься друг к другу, понимать друг друга.

Подготовка:

1. Учащиеся пишут ответы на два вопроса: 1) В каких ситуациях у
тебя чаще всего возникают конфликты с родителями? 2) Что больше
всего тебя волнует в отношениях между учащимися нашего класса?

2. Школьники оформляют плакаты, рисунки на тему: «Как мы
общаемся»

Классный руководитель и психолог по результатам опроса уча­
щихся отбирают наиболее типичные ситуации для обсуждения.

4. Родительский комитет готовит наглядное и музыкальное оформ­
ление занятия.

5. Формируются смешанные группы родителей и детей, с учетом
контактов семей.

План занятий:

1. Вступление ведущего, определяющее цель занятия и причины
его проведения.

2. С помощью рисунков дети и родители представляют свое пони­
мание слова «общение».

3. Определяется значение слова «общение» по толковому и психо­
логическому словарю (записано на доске).

4. Анализируются анкеты родителей, учащихся, и на основе этого
выделяются две группы наиболее типичных конфликтных ситуаций
в их общении: а) родители - дети; б) девочки - мальчики.

о. Обсуждаются ситуации «родители - дети» в группах, где пред­ставители от групп, а также все желающие высказывают свое мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или педагог делают обобщение, дают советы.

Ситуации для обсуждения:

1 ситуация: «Требуем добросовестности в выполнении домаш­
них заданий. Требование выполняется не всегда, ребенок выра­
жает недовольство, иногда возникает ссора. Как быть? Ведь
очень хочется, чтобы ребенок хорошо учился и не пропадало
желание ходить в школу».

2 ситуация: «Как правильно организовать домашний труд, что­
бы не приходилось ссориться из-за невыполнения домашних
обязанностей».

3 ситуация: «Хочется гулять, но родители не отпускают. А если
у меня встреча с каким-нибудь человеком? И наоборот, когда
не хочу, отправляют гулять» или «Бабушка не отпускает гу­
лять, а все уроки сделаны».

4 ситуация: «Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а мне

хочется другое. Часто я настаиваю на своем, а они сердятся».

6. Музыкальная пауза-раздумье, во время которой участники со­
брания просматривают плакаты и рисунки детей. Вот некоторые из
них: «Мои дорогие мама и папа. Устраните, пожалуйста, хоть один
дефицит - дефицит общения со мной», «Крик, ремень и подзатыль­
ник - - это вечно под рукой, но умнее мы не станем, да и вам ведь не
покой».

7. Обсуждение отношений «Девочки - мальчики».

1 ситуация: «Называют все, даже иногда девочки, друг друга по фамилии. Неприятно! Посоветуйте, как добиться, чтобы ребята называли друг друга только по именам. Особенно девочки - мальчиков, мальчики - девочек!»

ситуация: «Можно ли дружить группами, а то иеогх»
вочки дружат и никого к себе не допускают?»

3 ситуация: «Мне стыдно, когда ссорятся девочки. Они оч
сто между собой разговаривают грубо, могут оскорбить,
чать друг на друга. Мне больно, когда девочки из нашего
спорят и ругаются».

4 ситуация: «Мальчик ударил девочку. Мальчики не видят в де­
вочках слабый пол и не хотят им уступать. Волнует агрессив­
ность мальчиков. Мне стыдно, когда в нашем классе мальчики
бьют девочек. А я стою рядом и ничего не могу поделать...»

9. Анализ результатов работы групп педагогом и психологом, до­
полнение составленных материалов их советами.

10. Комментарий психолога к наиболее интересным рисункам уча­
стников (об их представлении понятия «общение»), выводы, обобще­
ния.

11. Подведение итогов занятия: что узнали нового, что было наи­
более интересным и полезным; выводы, которые вы сделали сегодня
для себя; что не понравилось, не удовлетворило вас; ваши предложе­
ния на будущее.

Как показывает опыт, родители и учащиеся могут взаимодей­ствовать в различных видах деятельности. Успешность этого вза­имодействия зависит от позиций педагогов, их понимания важ­ности работы не только с ребенком, но и с семьей в целом.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенности взаимодействия педагогов и родителей?

2. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаимодействия
педагогов и родителей.

3. Как педагоги могут способствовать развитию отношений меж­
ду родителями и детьми?

§ 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1

Сущность процесса самовоспитания

В гуманистической педагогике главным субъектом воспи­тания является сам ребенок, поэтому в качестве важного усло-

43 этом параграфе с любезного согласия использованы материа­лы его исследования по проблеме стимулирования самовоспитания учащихся