Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Судьба человека шолохов изложение на тему отец. Изложение про отца "судьба человека" м. шолохов

Судьба человека шолохов изложение на тему отец. Изложение про отца "судьба человека" м. шолохов

Нужно написать изложение Изложение по теме судьба человека М. А. Шолохов про Ван??шку оно должно начинаться так На первой странице рассказа М. А. Шолохова мы знакомимся с двумя его основными героями.. вопросы: 1. Возраст 2. глаза 3. руки 4.одежда 1 Судя по росту лет 5-6 2 Светлые,как небушко голубые 3 Маленькие розовые холодные ручёнки 4 Одет просто но дабротно

Ответы:

Судьба человека. О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна мук, "горюшка", которого ему "пришлось хлебнуть по самые ноздри и выше". Читаешь рассказ, и кажется, будто прямо в душу тебе глядят опустошённые, как бы "присыпанные пеплом глаза Андрея, которые были наполнены такой неизбывной, смертной тоской". Но оказывается, что эти глаза, видевшие муки и гибель, видевшие чудовищно изощрённого в своём стремлении убить в людях всё человеческое врага, на каждом шагу видевшие в глаза смерть, - не утратили способности видеть и чутко воспринимать всё чистое, прекрасное в природе, в окружающей жизни. Сердце Соколова исполнено доброты к живому, к людям. Его потрясла судьба маленького человека - Ванюшки, в чём-то схожая с его собственной печальной судьбой. Много страданий выпало на долю Андрея Соколова: "Куда меня только не гоняли за 2 года плена! Половину Германии объехал за это время, и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области был, на шахте уголёк откалывал, и в Баварии на земляных работах горб наживалЕ" Но каторжный труд зверства фашистов не сломили его, не убили в нём чувства долга, любовь к родной земле. Своими руками задушил А. Соколов предателя, грозившего своему взводному выдать его немцам. Стойко перенёс Соколов все муки концлагеря. Кто-то донёс начальству "горькие слова" Андрея о тяжести каторжного труда. И вот его привели к коменданту. Андрей понимает, что вот сейчас, может быть через несколько минут, его убьют, но он не испугался, не стал умолять о пощаде, а наоборот. "Захотелось мне им, проклятым, показать, чтоЕ у меня есть своё русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались". Необыкновенное мужество и достоинство, с которым Соколов вёл себя, вызвали уважение даже у фашиста, который благосклонно подарил Андрею жизнь, маленькую буханку хлеба и ещё более маленький кусок сала. Андрей Соколов понимал, что только поддержка товарищей помогла ему выжить, и, вернувшись в барак, Андрей делит добытый хлеб со всеми поровну. С первых минут плена Соколова не покидала мысль о побеге. Первый раз побег не удался, но во второй раз Андрей не только сам вырвался из плена, но и привёз с собой "немца, инженера в чине майора армии" с очень важными документами. Поправившись в госпитале, Андрей возвращается домой, но здесь новое тяжёлое горе сваливается на его плечи: гибель жены и дочерей. Соколов снова возвращается а фронт и там узнаёт о геройской гибели сына, который оставался последней радостью и опорой в его жизни. Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со "светлыми, как небушко, глазами", оживил его душу. Всю свою отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчугану. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им обоим "выдюжить". Написано много произведений, но, на мой взгляд, ни в одной книге так не отражена сила духа советского человека, как в рассказе М. Шолохова "СЧ". Сколько их, известных и безымянных героев, о которых уже написаны или только ещё пишутся книги и стихи. Мы всегда останемся в неоплатном долгу перед людьми. Защитившими мир от фашизма, перед солдатами, их матерями и вдовами. Они всегда жили и будут жить в памяти народа, всегда будут примером для нас, молодых. Именно к нам обращены слова "Реквиема" Р. Рождественского: Не плачьте! В горле сдержите стоны. Памяти павших Будьте достойны, Вечно достойны.

Имя Михаила Александровича Шолохова Известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время ВОВ перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель замысел произведения, события тем временем уходили в прошлое, а потребность высказаться всё увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпогея «Судьба человека». Уже само название рассказа производит огромное впечатление на читателя, так как слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистицизмом и указывало на предначертанность человеческой жизни, на власть роковых обстоятельств над людьми. Это рассказ о великой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду.
Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; наиболее полно это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны … от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли»). При этом можно сравнить последние слова («… аромат недавно освободившейся из-под снега земли») с освобождением русской земли от фашистского гнета.
Но вернёмся к рассказу. Далее автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через речку Гланку, то он встречает старого вояку-шофёра. На этом заканчивается первая часть рассказа, то есть подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость повествования лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких тяжёлых испытаний и страшных потерь (погибла вся его семья), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, свалившегося на него и не сломиться, не пасть духом.
А что же читатель узнаёт из первых строк об этом человеке: «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту- лет пяти- шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском…».
Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что- то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаём о его счастливой довоенной семейной жизни: жена- «смирная, весёлая, угодливая, умница…» и, как признаётся Андрей Соколов: «… не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и нет…», а дети- радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»
До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений; зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа- ценности, воспитавшие в герое чувство ответственности за тех, кто находится рядом.
Всё, казалось бы, хорошо и жизнь славно идёт своим чередом, но всё же огромной чёрной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматичной сценой является сцена прощания Андрея, уходящего на фронт, с домом и семьёй «… Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочери Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом…», «- Скажи хоть слово на прощание. «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: - Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… на этом свете…». Оттолкнул я её легонько в плечи и кричу ей: - Да разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!»
Война сломала все надежды и мечты. Главный герой уходит на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала.». Менее года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко ранен, но это не остановило его: в мае 1942 года он проявляет недюжую отвагу, когда пытается доставить боеприпасы для гаубичной батареи. На этот раз удача отвернулась от героя – его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в чувство, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.
Таким образом, Соколов попал в план. Ему пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные муки, тяготы, терзания («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). Два года герой испытывал на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, ставшей тюрьмой для пленников в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, рисуемый Шолоховым, ёмко отражает степень разрушений, принесённый двадцатым веком на русскую землю. Здесь читатель встречает четырёх героев, олицетворяющих собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, пытающегося купить себе жизнь, выдав своего командира и самого взводного, безропотно ждущего своей участи, истово верующего солдата-христианина, ставшего невольно причиной гибели ещё четырёх человек. Этим трём героям противопоставляется четвёртый- военврач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, пытаясь облегчить хоть немного страдания пленных («… и он дальше пошёл в темноте. Потихоньку спрашивает: «- Раненые есть?». Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал.»).
Действия Соколова в данной ситуации очевидны- он убивает предателя и спасает жизнь взводному. Крыжнев- первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единственным верным оправданием является то, что в момент, когда для спасения необходимо быть с другими заодно, Крыжнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.
Соколов терпеливо сносил удары судьбы и сам наносил ответные, проявляя таким образом редкую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в столь тяжелых для него условиях – это мысли о родной семье, о доме, о том, что он вернется и будет снова жить по-прежнему. Герой не сломлен и пытается бежать из Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова вскоре переводят. Побег оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живот … живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь Б-14, недалеко до Дрездена. Вскоре от ста сорока двух человек осталось лишь пятьдесят семь из-за огромной нормы выработки «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит…» говорит рассердившийся Соколов в своём эшелоне и «какой-то подлец» донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова. Именно после этого доноса состоится психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества сильно удивляют коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не задирает его безрассудно. Можно провести параллель между пиром немцев по поводу взятия Сталинграда и нравственной победой Соколова. Выводом является то, что емкий образ Соколова, вместившего в себя весь русский народ, одерживает победу.
«В 1944 году своротили Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезговать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего постройками укреплений («Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как бы мне к своим на Родину сбежать…»). Соколов придумывает хитроумный план побега и в один прекрасный момент он видит, что ждать больше нельзя ни минуты, выполнив свою задумку, Соколов преодолевает границу боев вместе с немецкими инженерами, находящимися без сознания. При этом возникает интересная сцена, когда молодой солдат не признает Соколова за своего.
Вскоре главный герой узнает о смерти жены и дочерей, а оставшийся в живых Анатолий отправился добровольцем на фронт. Андрей винит себя в смерти близких ему людей, не учитывая при этом власти над ним «слепого рока». Все, что строилось в течение многих лет рухнуло для него в один миг.
После убийства сына Андрея немецким снайпером, совершенно одинокий он едет в Урюпинск к другу и там обустраивается. Главный герой ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем. Не смотря на своё горе Соколов приобретает сам и дарует счастье маленькому мальчику Ванюшке, усыновляя его.
С этого момента читатель понимает, что воссоединились две половинки, две одинокие души. На этом повествование главного героя постепенно заканчивается и начинается третья часть рассказа – завершение автором своего произведения.
Мальчик – сирота, которого приютил у себя Андрей Соколов, не просто заменяет ему сына, а становится единственным смыслом его искалеченной жизни. Обрамляет рассказ символическая картина пути, по которому идут отец и сын к своему будущему дому, - и каждый из этих образов говорит о вечности жизни. Пока жива в человеке способность любить – народ бессмертен!
Глубокой, светлой верой проникнут рассказ М.А.Шолохова, писатель осознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой советский народ смог обеспечить будущее всего человечества. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.

Гаврильева Оксана Павловна, учительница русского языка и литературы МОУ «ХСОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых».

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М. Шолохова «Судьба человека.

Цель урока: 1. Совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия.
2. Закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему.
I. Целеустановка. Сегодня мы с вами напишем выборочное изложение «Отец и сын». Ваша задача из прочитанного выбрать только описание человека и составить сравнительную характеристику двух человек: отца и сына.
II. Вступительное слово учителя. Перед вами рассказ М. Шолохова «Судьба человека», где повествуется о судьбе простого русского человека – Андрея Соколова. Шолохов показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое и щедрое сердце русского солдата. Название рассказа носит обобщенный характер, перед нами судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной дом, семью. Андрей Соколов усыновляет Ваню, и мы вместе с автором верим, что будущее Вани будет светлой и счастливой.
Рассказ состоит из трех частей: 1. Вступление. Встреча автора с отцом и сыном.
2. Рассказ Андрея Соколова.
3. Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани.
III. Словарная работа. Объясняются значение и употребление слов: браток, папанька, латка, наживлена. теплынь. Разбирается вопрос, почему автор использует просторечные слова.
IV. Чтение текста. Во время чтения текста учителем учащиеся следят за чтением по книге.
V. Анализ текста. – Какова тема текста?
-Что представляет собой отрывок по типу речи?
- Как вы думаете, почему описание отца и сына дано
Шолоховым в начале рассказа?
VI. Составление плана: Когда мы описываем человека на что обращаем внимание?
После ответов учащихся согласно содержанию вырабатывается следующий план:

· 1. Общее впечатление.
2. Речь, поведение.
3. Руки.
4. Глаза.
5. Одежда.
VII. Сбор и систематизация материала. Заполняется таблица.
План.
Отец
Сын

1. Общее впечатление
Высокий, сутуловатый.
Маленький. Лет пяти-шести.

2. Речь, поведение.
Приглушенный басок, устало сел, устало присаживаясь, положил руки на колени, сгорбился.
Чуть-чуть улыбаясь, смело протянул ручонку, с трогательной детской доверчивостью прижался к коленям, катал снежки.

3. Руки.
Большие, темные, черствые.
Холодные розовые ручонки

4. Глаза.
Словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертельной тоской, в них трудно смотреть.
Светлые, как небушко, глядя прямо в глаза, приподнял бровки.

5. Одежда
Прожженный в нескольких местах ватник, небрежно грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах наживлена широкими мужскими стежками. На спине тощий вещевой мешок, свернутый малиновый шелковый потертый кисет, почти новые солдатские ботинки, плотные шерстяные носки изъедены молью.
Одет просто, но добротно, длиннополая курточка, подбитая легкой поношенной цигейкой, крохотные сапожки сшиты с расчетом надевать на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве, все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

VIII. Анализ языковых средств. Обращается внимание на то, что описание сына и отца дается параллельно в резкой контрастности. Создавая детский портрет автор использует слова эмоциональной оценки с уменьшительно-ласкательными суффиксами: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки.
Делается вывод о том, что с одной стороны надо дать портрет взрослого, много пережившего мужчины, с другой стороны только вступающего в жизнь маленького мальчика.
IX. Повторный просмотр рабочих материалов, составление устного пересказа.
X. Написание изложения.

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.

Задачи:

Предметные:

Совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
- закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;

Выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.

Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус

Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Методические приемы : выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Оборудование: Тексты, презентация

Ход урока.

В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.

Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.

А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.

2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.

3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).

Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей - не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать -
Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…

1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.

М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)

В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.

III. Работа с текстом

1. Прослушивание текста.

2. Беседа по тексту.

О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного - в диалогах.)

Какова композиция текста?

Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза...;

Какое впечатление произвёл на вас текст?

Чем интересно его содержание?

Какова тема текста?

Каково построение текста? Сколько в нём частей?

Назовите микротемы.

Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?

Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)

Объясните слова, помеченные звёздочкой.

3. Чтение задания на с.62.

Что означает термин выборочное изложение?

Какую работу нам предстоит выполнить?

Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).

4. Составление плана.

    Первое впечатление.

    Внешность (лицо, одежда и т.д.)

    Характерные действия.

Сколько абзацев у вас получится?

Каково первое впечатление от героев отрывка?

Что вы напишите в первом абзаце?

Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?

Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

Каким пунктам нашего плана это соответствует?

Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» - Как называется такой приём? (сравнение)

Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)

- «Белёсые брови» - какого они цвета?

Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

6. Обсуждение планов

7. Повторное чтение текста.

V. Написание изложения. (используя причастия).

Домашнее задание (по выбору):

Повторить §§ 9-22; дописать изложение

Приложение №1

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что……

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука... Еще тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой"……

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

1. Андрей Соколов

Весеннее время. Верхний Дон. Повествователь в обществе своего товарища направляется в станицу Букановскую в повозке, которая запряжена двумя лошадьми. Ехать почти что невозможно: мешает тающий снег, превращающий дорогу в сплошное грязное месиво. Вблизи хутора Моховского протекает река Еланка, разлившаяся ныне чуть ли не на километр. Летом она мелководна, а значит, не создает лишних проблем. Вместе с внезапно возникшим шофером рассказчику удается форсировать реку с помощью некоторой дряхлой лодки. Шофер доставляет к реке автомобиль марки Виллис, до этого находившийся в сарае; садится снова в лодку и уплывает обратно, пообещав вернуться в течение двух часов.

Рассказчик садится на подкошенный забор и пытается закурить, но тщетно: сигареты намокли в результате переправы через реку. От двухчасового одиночества его избавляет мужчина с ребенком, нарушивший тишину своим приветствием. Он же, являющийся главным героем следующего далее повествования, Андрей Соколов, поначалу принимает повествователя за водителя стоявшей рядом машины и пытается завязать разговор с коллегой: он был водителем грузового автомобиля в прошлом. Повествователь, не желая огорчать товарища, умолчал об истинном роде своей деятельности. Он лишь сказал, что дожидается начальства.

Закурив, герои заводят разговор. Рассказчик, смущенный своим обманом, преимущественно слушает, говорит же Соколов.

2. Довоенная жизнь Соколова

Начальный этап жизни героя весьма обыден. Родился он в Воронежской губернии в 1900 году. В период гражданской войны был на стороне Красной армии, состоял в дивизии Киквидзе. В 1922 году оказывается на Кубани, участвует в процессе раскулачивания, благодаря чему герою и удается уцелеть. Родители с младшей сестрой умерли дома от голода. Соколов вовсе осиротел: из родственников никого, нигде. Спустя год он покидает Кубань: продает избу и отправляется в Воронеж. На первых порах он трудится в плотницкой артели, позже устраивается на завод, становится слесарем. В скором времени женится. Супруга его была сиротой, воспитанницей детдома. С детства она познала немало жизненных тягот, что нашло отражение в её характере. Со стороны она была более чем обыкновенна, но не было для Соколова женщины прекраснее и желаннее, чем жена его.

Принимала она даже лютую злобу: слово грубое стерпит, сама сказать что-либо в ответ не смеет. Добрая, снисходительная, не сидит на месте, отчаянно пытаясь угодить мужу. Наблюдая за её действиями, герой обычно приходит в себя, обретает гармонию с самим собой. И снова в доме воцаряется тишина, покой.

Далее следует продолжение рассказа Соколова о своей жене: описание незыблемости её чувств, её терпимости по отношению к любому малоприятному поступку мужа. Она прощала ему даже лишнюю рюмку, пропущенную с товарищами. С появлением детей, сына и двух дочерей, подобные товарищеские посиделки стали происходить значительно реже, Соколов мог позволить себе лишь кружку пива и то, в выходной день.

В 1929 году у него появилась новая страсть – машины. Получил должность шофера грузовика. Жизнь шла своим чередом, тихо и размерено. Но вдруг случилась война.

3. Война и пленение

На фронт провожали героя всей семьей. Детям удавалось держать себя в руках, в то время как жена, в силу своего возраста, могла дать реальную оценку ситуации: оно испытывала серьезное эмоциональное потрясение. Герой ошеломлен: по словам жены было понятно, что его хоронят заживо. Он, подавленный и расстроенный, отправляется на фронт.

На фронте он так же был шофером. Дважды получал легкие ранения.

Май 1942 года: Соколов оказывается под Лозовеньками. Происходит немецкое наступление, герой вызывается доставить боеприпасы в свою артиллерийскую батарею. До места назначения боеприпасы доставлены не были: машина была перевернута взрывной волной от упавшего поблизости снаряда. Герой оказывается без сознания. Очнувшись, осознает, что попал во вражеский тыл: сражение происходило где-то позади от него, мимо шли танки. Соколов притворяется мертвым. Решив, что рядом никого нет, приподнял голову и увидел, что навстречу ему направляются шестеро вооруженных нацистов. Решив встретить свою гибель достойно, Соколов встал и обратил свой взор на идущих. Стоял, превозмогая ноющую боль в ногах. Один из солдат чуть было не застрелил его – но был остановлен другим. С Соколова сняли сапоги и отправили пешим ходом на запад.

Вскоре еле идущего героя нагнала колонна пленных из его дивизии. Дальше двигались они вместе.

Ночью остановились в церкви. За ночь произошли три важных события:

У некого человека, который представился военным врачом, получилось вправить Соколову руку, вывихнутую в процессе падения из грузовой машины.

Соколову удалось спасти от смерти взводного, прежде ему незнакомого: его как коммуниста хотел выдать врагам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил доносчика.

Нацисты застрелили верующего, надоедавшего им своими просьбами выпустить из церкви для визита в туалет.

Следующим утром всем устроили допрос с целью выяснения, кто является командиром, комиссаром, коммунистом. Предателей не нашлось, поэтому коммунистам, комиссарам и командиром удалось уцелеть. Был расстрелян еврей (возможно, являвшийся военврачом) и трое русских, походивших на евреев. Пленные снова двинулись в путь – на запад.

На протяжении всего пути до Познани Соколов вынашивал идею о побеге. Наконец выпал удобный момент: пленных заставили копать могилы, сторожевые отвлеклись – он бежал на восток. Через четыре дня его нагнали нацисты с собаками, овчарки чуть было не загрызли Соколова. Целый месяц он находился в карцере, потом был отправлен в Германию.

Где только не побывал Соколов в течение двух лет пленения! За это время ему пришлось исколесить половину Германии: в Саксонии трудился на силикатном заводе, в Рурской области откатывал на шахте уголь, в Баварии выполнял земельные работы, был даже в Тюрингии.

4. На волоске от смерти

В лагере Б-14 под Дрезденом трудился Соколов с соотечественниками в каменном карьере. Дернул черт его сказать по возвращению с работы: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Его слова были донесены начальству: Соколова вызвал к себе комендант лагеря Мюллер. Поскольку Мюллер отлично владел русским языком, то мог вести беседу с Соколовым без переводчика.

Мюллер дал понять герою, что любые знаки протеста здесь незамедлительно наказываются: его ждет расстрел. Соколов лишь ответил: «Воля ваша». Подумав, Мюллер кинул пистолет на стол, наполнил стакан шнапсом, взял ломтик хлеба с салом и предложил все это герою: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Соколов отказался от предложения: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Улыбнувшись, немец произнес: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае, выпей за свою погибель». Терять было нечего. Герой поспешил выпить за скорейшую гибель свою и избавление ото всех страданий. Закуски же не тронул. Поблагодарив за угощение, предложил коменданту поскорее совершить задуманное.

На что Мюллер ответил: «Ты хоть закуси перед смертью». Соколов пояснил, что не закусывает после первого стакана. Немец предложил ему второй. Соколов снова не притронулся к закуске, выпив второй стакан. Отказ от закуски мотивировал тем, что и после второго стакана не берет в рот ничего съестного. Рассмеявшись, немец начал переводить сказанное своим друзьям. Те тоже рассмеялись и поочередно стали поворачиваться в сторону Соколова. Обстановка стала менее накаленной.

Комендант трясущимися от хохота руками наполнил третий стакан. Стакан был выпит Соколовым с меньшим запалом, чем два предыдущих. На этот раз герой откусил небольшой кусочек хлеба, оставшееся положил обратно на стол, тем самым показав, что, несмотря на неподдающееся описанию чувство голода, давиться их подачкой не будет: ничто не сломит истинное русское достоинство и гордость.

Настроение немца изменилось: он стал серьезным и сосредоточенным. Поправив у себя на груди два железных креста произнес: «Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Стрелять я тебя не буду». Дополнил, что сегодня немецкие войска вышли к Волге и овладели Сталинградом. На радостях немец отправляет Соколова в свой блок, снабдив его небольшой буханкой хлеба и куском сала за смелость.

Пищу разделил Соколов со своими товарищами.

5. Освобождение из плена

В 1944 году Соколов был назначен водителем немецкого майора-инженера. Оба вели себя достойно, немец время от времени делился едой.

Утром 29 июня Соколов повез майора за город, в направлении Тросницы. В обязанности немца входило руководство постройкой укреплений.

По пути к пункту назначения Соколову удается оглушить майора, забрать его оружие и направить машину в сторону, где шел бой.

Проезжая мимо автоматчиков, Соколов намеренно сбавил ход, чтобы те поняли, что едет майор. Те начали голосить, что, мол, въезд на эту территорию запрещен. Соколов, утопив педаль, пошел вперед на все восемьдесят. На тот момент, пока автоматчики опомнились и начали реагировать выстрелами, Соколов уже находился на нейтральной территории, петляя из стороны в сторону, дабы миновать выстрелов.

Позади стреляли немцы, свои – впереди. Четыре раза попали в ветровое стекло, радиатор был насквозь пробит пулями. Но вот перед взором открылся лес над озером, куда и направил свою машину Соколов. Соотечественники бежали навстречу машине. Герой же открыл дверь, еле дыша прильнул губами к земле. Дышать было нечем.

Соколов был отправлен на реабилитацию в военный госпиталь. Там же, не медля, написал письмо жене. Через две недели пришел ответ, но не от жены. Письмо было от соседа Ивана Тимофеевича. В июне 1942 года дом Андрея была разрушен бомбой: жена и обе дочери погибли на месте. Сын, узнав о гибели родных, добровольно ушел на фронт.

По выписке из госпиталя герой получает месячный отпуск. Через неделю оказывается в Воронеже. Увидел воронку на месте своего дома. Сразу же уехал на вокзал. Вернулся в дивизию.

6. Сын Анатолий

Через три месяца случилась благая весть: объявился Анатолий. От него пришло письмо. Можно было догадаться, что сын пишет с другого фронта. Адрес отца Анатолию удалось узнать от соседа, Ивана Тимофеевича. Как оказалось, сперва сын оказался в артиллерийском училище, где пригодились его блестящие способности в области математики. Спустя год Анатолий с отличными успехами оканчивает училище и отправляется на фронт, откуда и приходит, как нам уже известно, его письмо. Там он, будучи капитаном, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали.

7. После войны

Соколов был демобилизован. Возвращаться в Воронеж желания не было. Припомнив, что его приглашали в Урюпинск, он направился туда, к своему другу, демобилизованному зимой в связи с ранением.

Детей у его товарища не было, жили они с женой в собственном домике на окраине города. Несмотря на последствия сильного ранения, он трудился шофером в автороте, куда и устроился позже Андрей Соколов. Жить остался у приятелей, оказавших ему радушный прием.

Возле чайной встретил Соколов беспризорника Ваню. Его мать погибла при авианалете, отец – на фронте. В один день на пути к элеватору Соколов позвал с собой мальчика, сказав, что приходится ему отцом. Мальчик очень обрадовался столь неожиданному для него заявлению. Соколов усыновил Ваню. Жена товарища помогала следить за малышом.

В ноябре произошел несчастный случай. Андрей ехал по грязной, скользкой дороге, в одном хуторе автомобиль занесло, под колеса попала корова. Женщины в деревне начали голосить, на крик сбежались люди, среди которых оказался и автоинспектор. Он конфисковал шоферскую книжку Андрея, как ни просил тот пощады. Корова же быстро пришла в себя, поднялась и пошла прочь. Зимой герою пришлось трудиться плотником. Чуть позже уехал по приглашению от сослуживца в Кашарский район, где стал работать вместе с приятелем. После полугода работы по плотницкой части Соколову пообещали новую книжку.

По мнению героя, даже если бы история с коровой не произошла, он все равно бы покинул Урюпинск. Тоска не позволяла находиться на одном месте продолжительное время. Возможно, когда его сынок подрастет и пойдет в школу, Соколов угомонится и осядет на одном месте.

Но вот к берегу пришла лодка, и рассказчику пора было прощаться со своим необычным знакомым. Он стал размышлять над услышанной историей.

Он думал о двух осиротевших людях, двух частичках, оказавшихся в неведомых краях из-за проклятой войны. Что ждало их впереди? Хотелось бы надеяться на то, что этот настоящий русский мужчина, человек с железной силой воли, сможет воспитать того, который, повзрослев, будет способен вынести любые испытания, преодолеть любые преграды на своем жизненном пути, если к этому призовет его Отчизна.

С томной грустью смотрел рассказчик им вслед. Возможно, расставание прошло бы благополучно, если бы Ванюшка, пройдя всего несколько шагов, не повернулся лицом к рассказчику, шевеля маленькой ладошкой на прощанье. И тут сердце автора беспощадно сжалось: он поспешил отвернуться. Не только во сне плачут пожилые, поседевшие за период войны мужчины. Плачут они и наяву. Самое главное в подобной ситуации – суметь отвернуться в нужный момент. Ведь самое главное – не ранить сердце малыша, чтобы он не заметил, как бежит по щеке горькая и скупая мужская слеза…

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa .

Если домашнее задание на тему: » Краткий пересказ изложение рассказа Судьба человека в сокращении – Шолохов Михаил Александрович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.