Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  В каком стиле выполнен колизей. Колизей в наше время. Входы в Колизей

В каком стиле выполнен колизей. Колизей в наше время. Входы в Колизей

Наиболее впечатляющим зданием, созданным во времена Римской империи, является Колизей. Это крупнейшее сооружение было построено в 80 году н. э. Даже в настоящее время он является популярной туристической достопримечательностью и постройкой, которая просто радует взор. Но каким же был Колизей в дни величия Древнего Рима ?

История Колизея в Риме

После самоубийства императора Нерона, в 68 году н. э., последовали полтора года гражданской войны, первой римской гражданской войны после смерти Марка Антония в 30 году. В этот период, Рим был свидетелем последовательных взлетов и падений трех императоров до вступления на престол Веспасиана, первого правителя династии Флавиев.

Одной из первых задач нового императора Веспасиана было восстановление Рима после гражданской войны. Веспасиан хотел искоренить, путем переустройства города, все воспоминания о личности Нерона. Он восстановил Храм Юпитера и построил новый огромный Храм Мира. Колизей в Риме должен был стать сооружением, которое бы увековечило имена династии Флавиев: Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана. Выбор места для нового амфитеатра был сделан не случайно. Колизей был построен на месте печально известного «Золотого дома» Нерона, который являлся грандиозным дворцом с собственным озером и парковой зоной и размещался в самом сердце Рима. Озеро было высушено и на его месте началось строительство здания амфитеатра Флавиев.

Решение Веспасиана построить Колизей на месте озера Нерона можно рассматривать как жест возвращения части города жителям Рима, которую император Нерон присвоил себе и использовал в собственных нуждах. По иронии судьбы, современное название большого амфитеатра увековечило имя Нерона, а не династии Флавиев, так как слово «Колизей » является производным от названия колоссальной статуи Нерона (Colossus), которая стояла неподалеку.

Веспасиан не дожил до окончания строительства амфитеатра. После того как он умер в 79 году н. э., его старший сын Тит продолжил строительство римского Колизея. Тит открыл его для публики в 80 году н. э. В честь открытия Колизея Тит устроил масштабные игры, в которых участвовало 9000 животных и сотни гладиаторов. Эти игры длились сто дней. После внезапной смерти Тита в следующем году, Домициан, младший сын Веспасиана и младший брат Тита, построил подземные пещеры и закончил работу по декорированию амфитеатра.

Архитектура и конструкция Римского Колизея

Здание Колизея имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной 156 метров и высотой более чем 48 метров. Согласно текущим оценкам, около 55 тысяч человек могли бы сидеть в Колизее одновременно и наблюдать за играми. Конструкция здания имела 80 входов, которые были предусмотрены для удобства размещения зрителей и в случае необходимости (например, пожара) быстрой их эвакуации.

Не смотря на то, что в настоящее время римский Колизей частично разрушен, известно, что конструкция здания состояла из четырех уровней. Самый нижний уровень состоял из лучших мест, на которых размещались богатые и уважаемые римляне, в то время как верхний уровень предназначался для бедных и для женщин. Верхние уровни были сделаны из дерева и подвергались пожару не один раз.

Под землей в римском Колизее находились специальные комнаты, в которых содержалось оборудование и клетки с дикими животными. Также имелись механические устройства, с помощью которых осуществлялся подъем животных наверх, благодаря этому животные появлялись во время боев в середине арены, для сражения с гладиаторами. Зрители в Колизее были защищены от солнца огромным навесом, прикрепленным к столбам в верхней части конструкции.

Арена сооружалась из дерева и была покрыта песком. Ниже пола арены был Гипогей - оригинальная система тоннелей и бункеров для рабов, гладиаторов, диких животных и подъемников. Различные подземные туннели связывали стадион Колизея с конюшней и гладиаторскими бараками. Император также имел собственный туннель, используемый для выхода из Колизея.

Чаще игры для общественности проводились бесплатно, за счет императорской казны. Таким образом, императоры хотели увеличить свою популярность в народе. Такие игры являлись символом власти императора, и проводились в течение нескольких дней подряд. В них участвовали экзотические животные, артисты юмористических театров, ну и, конечно же, проводились смертельные бои, с участием гладиаторов и диких животных, а также морские сражения. Гладиаторами были не только преступники и рабы, но и свободные граждане Рима, а также профессиональные гладиаторы и даже императоры боролись на арене.

Колизей прослужил римскому народу в течение 450 лет . Основные ремонтные работы были проведены после 217 года н.э., когда в амфитеатре вспыхнул пожар. В течение пяти лет гладиаторские игры проводились в цирке, пока Колизей не был полностью отремонтирован. Ремонт также был произведен после нескольких землетрясений, которые произошли в 443 и 484 годах н. э.

Гладиаторские игры стали исчезать из общественной жизни в 3-м веке, в связи с экономическим давлением и под влиянием преобладающей новой религии христианства.

По сей день римский Колизей остается одним из самых обсуждаемых зданий римской эпохи и популярнейшим туристическим центром Рима, привлекающим миллионы туристов каждый год.

Колизей или амфитеатр Флавиев – грандиозное сооружение в виде амфитеатра, построенное в центре Рима представителями династии Флавиев в 72-80 годах н. э. Главной целью этого строительного шедевра было общение императора с народом. Сопровождалось оно величественными и кровавыми зрелищами гладиаторских сражений. Первое из них было проведено в 80 году, и арена использовалась для различных соревнований вплоть до 523 года. После этого зрелищные мероприятия по инициативе римского сенатора и патриция Аниция Максимуса были запрещены из-за их высокой стоимости.

Колизей в наши дни

Строительство Колизея

Строительству амфитеатра Флавиев предшествовало 14-летнее деспотичное правление императора Нерона. Закончилось оно в 68 году. Император покончил с собой, и после этого разразилась гражданская война. Она продолжалась полтора года, а её кульминацией стал приход к власти императора Веспасиана, положившего начало династии Флавиев.

Новому властителю нужна была поддержка народа, а поэтому требовались популярные меры, способные вызвать восторг и почитание. В то время центр Рима занимал огромный дворец Нерона, который называли Золотым домом. В него входили недостроенный дворец, парк, искусственное озеро. На этой территории решили воздвигнуть государственные учреждения, а озеро засыпать и построить на его месте амфитеатр. По задумке, он должен был служить для развлечений свободных граждан Рима. Таким образом, Веспасиан хотел подчеркнуть, что он не узурпатор, а правитель, радеющей о благе своих подданных.

Следует заметить, что все амфитеатры в Древнем Риме строились на окраинах городов. А Колизей был единственным в своём роде, который воздвигли в самом центре столицы. В результате этого он приобрёл особый статус, и стал считаться местом встреч императоров со своими гражданами.

Грандиозному строительству предшествовали военные действия в Иудее. Там были взяты богатые трофеи в иудейском храме. Именно они и стали источником финансирования строительных работ. Рабочую силу составили рабы. Их число доходило до 100 тыс. человек. Они выполняли всю тяжёлую ручную работу. А руководили ими профессиональные строители из граждан Рима. Помимо этого, в работах принимали участие художники, декораторы, скульпторы.

Все работы начались в 72 году, и к 79 году были возведены 3 этажа. Четвёртый этаж или уровень был закончен при императоре Тите в 80 году. При следующем императоре Домициане было построено подземелье. Представляло оно собой ряды подземных помещений, в которых содержались рабы и животные. На арену их поднимали с помощью специальных подъёмников. И они появлялись как бы из-под земли, что создавало дополнительный эффект. Была также добавлена верхняя галерея для увеличения вместимости.

Так выглядел Колизей при Флавиях

Архитектурные особенности

Колизей представлял собой свободно стоящую конструкцию и имел форму эллипса. В длину этот эллипс равнялся 189 метрам, а в ширину составлял 156 метров. Первоначальный периметр достигал 545 метров. Центральная арена в длину равнялась 87 метрам, а в ширину, соответственно, 55 метрам. Арену окружала стена высотой 5 метров. Выше неё находились сиденья для зрителей. Высота наружной стены амфитеатра равнялась 48 метрам.

За раз амфитеатр мог вместить 65 тыс. человек, хотя сами древние римляне называли количество, равное 87 тыс. человек. Поэтому по периметру были предусмотрены многочисленные входы. Всего их было 80. Каждый вход имел свой номер. Граждане Рима покупали билеты в виде черепков, на каждом из них был указан номер входа. Благодаря этому, места заполнялись всего за 30 минут.

Имелся главный северный вход для императора и его окружения. Помимо этого, существовало ещё 3 входа для знати. Все они были богато украшены расписными лепными барельефами. Остальные входы предназначались для обычной римской публики. Большинство входов исчезло с распадом периметра стены. В наше время сохранились 23-й и 54-й подъезды.

Вся строительная конструкция покоилась на фундаменте толщиной 13 метров. Наружная стена была выполнена из травертиновых камней. Они были скреплены не раствором, а железными скобами. В целом строительный объект обладал сравнительно небольшим весом, так как основную его долю занимали арки, украшенные внутри статуями.

Колизей в разрезе с подземными сооружениями

Арена представляла собой деревянный пол, покрытый песком. Под ареной находилась сложная подземная структура, состоящая из 2-х уровней. Это сеть туннелей и клетки под ареной. В клетки помещали гладиаторов и животных перед началом соревнований. Имелось 80 подъёмников. Благодаря им, животные и декорации мгновенно доставлялись наверх. В подземные клетки животные попадали по подземным туннелям, соединённым с помещениями, находящимися за пределами Колизея. Подъёмники представляли собой специальные лифты, которые приводились в действие целой системой шкивов.

Существуют доказательства существования больших гидравлических механизмов, связанных с сетью водопровода. С их помощью можно было быстро затопить арену водой и имитировать морские сражения.

Сиденья для зрителей были каменными. Подразделялись они на ярусы. А каждый ярус предназначался для конкретного сословия. В первом ярусе насчитывалось 20 рядов скамей. На них сидели представители городской власти и сословие всадников. Во втором ярусе насчитывалось 16 рядов. Там усаживались обеспеченные римские граждане.

Далее шла высокая стена, отделяющая второй ярус от третьего. Сиденья третьего яруса располагались более круто, чтобы улучшить обзор арены. Предназначались эти места тоже для римских граждан, но только низшего сословия. Четвёртый ярус был построен при Домициане. Туда поднимались приезжие, рабы и самые бедные граждане Рима, так как за четвёртый ярус плата не бралась. Но и места там были в основном стоячие. Существовали группы людей, которых не допускали в Колизей. К ним относились бывшие гладиаторы, работники погребальных служб и актёры.

Поверженного гладиатора приговаривают к смерти

Краткая история Колизея после строительства

После строительства амфитеатр Флавиев служил местом ярких и кровавых зрелищ. Включали они в себя бои гладиаторов, поединки со львами и другими крупными хищниками, морские сражения. Свободные граждане Рима с удовольствием ходили на такие мероприятия. К тому же, там постоянно присутствовал император. В конце гладиаторских боёв именно он решал, оставаться жить побеждённым противникам или нет. Но при этом глава империи всегда ориентировался на мнение зрителей. Приняв решение, он либо поднимал большой палец руки вверх, что означало жизнь, либо опускал его вниз, что означало смерть.

В 217 году Колизей был повреждён в результате большого пожара, вызванного молнией. Тот уничтожил деревянные верхние уровни. Ремонтные работы продолжались до 240 года. Гладиаторские битвы проходили в амфитеатре вплоть до 435 года, но потом были запрещены, так как не соответствовали духу христианской морали. В 443 году произошло сильное землетрясение, и амфитеатр сильно пострадал. Большие восстановительные работы проводились в нём в 484 и 508 годах. Последняя охота на животных датируется 523 годом.

После нашествия варваров амфитеатр Флавиев постепенно начал приходить в запустение и разрушаться. В конце VI века на его территории была построена небольшая часовня. Арену преобразовали в кладбище. Ярусы, где располагались сиденья, преобразовали в жилые помещения и начали сдавать их в аренду. В конце XI века Колизей превратила в свой замок богатая семья Франгипани (римский клан).

Так выглядел бой гладиаторов с верхнего яруса

В 1349 году амфитеатру были нанесены большие повреждения сильным землетрясением. У него обрушилась вся южная сторона. Из этих камней впоследствии построили церкви, больницы, иные здания в других районах Рима. После этого огромную конструкцию начали постепенно растаскивать на строительные материалы. Только северная часть Колизея оставалась нетронутой, так как она считалась собственностью католической церкви.

В 1749 году римский папа Бенедикт XIV заявил, что амфитеатр Флавиев является священным местом, так как здесь были замучены первые христиане. Но нет никаких свидетельств, чтобы кто-то поддержал заявление Бенедикта XIV. Видимо у людей была большая заинтересованность в строительных материалах. Но папу никто ослушиваться не посмел. Поэтому посередине арены разместили большой крест и алтари. Всё это было удалено только в 1874 году. Следующие римские папы также продолжали заботиться о Колизее. И по их приказу время от времени проводились капитальные ремонты оставшихся конструкций.

Внутри Колизея в наше время

В настоящее время величественное сооружение древности считается символом Рима. Его ежегодно посещает огромное количество туристов. Возле стен регулярно проводятся концерты, используя сохранившуюся стену амфитеатра как фон. К сожалению, окружающая атмосфера, загрязнённая выхлопными газами, негативно воздействует на древнюю конструкцию. Последние работы по восстановлению проходили с 1993 по 2000 годы. Обошлись они в 40 млрд. итальянский лир. Сумма большая, но деваться некуда, ведь нынешние поколения не должны забывать историю человеческой цивилизации.

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос - когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это - древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно - лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя - столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это - новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем - СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства - или быть может, только одобрение проекта - случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали - Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея - Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея - Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но - скажут нам - если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод - далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века - крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО - что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это - отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года - всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем - уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» - понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала - Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала - подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это - отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1.1 Об итальянском Риме XV века

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Виталиан, папа, 657 г. - Император Констант II посещает Италию. - Прием его и пребывание в Риме, 663 г. - Плач о Риме. - Состояние города и его памятников. - Колизей. - Констант грабит Рим. - Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность - это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые

Колизей является одним из главных символов Рима. Грандиозное сооружение античного мира поражает современников своим масштабом, исторической значимостью и хорошо сохранившейся формой. Даже сегодня, находясь в самом Колизее, легко представить себе события прошлого, некогда разворачивающиеся на арене этого колоссального амфитеатра.

Название сооружения «colosseus» переводится с латинского как «огромный». Конечно, в 1 веке нашей эры это было действительно громадное творение архитектуры, ведь высота других зданий в основном не превышала 10 метров. Не удивительно, что с 7 июля 2007 года Колизей принадлежит к одному из семи «Новых чудес света».

История возникновения Колизея

Строительство Колизея или амфитеатра Флавиев (Amphitheatrum Flavium) было начато в 72 году нашей эры и заняло в общей сложности около 8 лет. Примечательно, что в его возведении приняли участие два императора династии Флавиев, в честь чего стадион и получил свое первоначальное название.

Император Веспасиан (Titus Flavius Vespasianus), при котором был заложен первый камень стадиона, правил Римской империей с 69 года нашей эры. Он финансировал восстановление многих сооружений, в том числе, Капитолия. А в 72 году император решил осуществить более грандиозный проект и построить самый большой в мире амфитеатр.

Место для будущего строения было выбрано не случайно. Колизей должен был затмить «Золотой Дом» (Domus Aurea) императора Нерона (Nero Clavdius Caesar), ранее находившейся у прохода к Форумам, и тем самым символизировать власть нового правителя. Как считают историки, строительными работами занимались не менее 100 000 рабов и военнопленных, которые были захвачены после войны с иудеями.

Когда в 80-м году нашей эры император Веспасиан умер, строительство Колизея пришлось на эпоху властвования его сына — императора Тита (Titus Flavius Vespasianus). Завершение работ было отмечено праздничной церемонией и освещено именем рода — Амфитеатр Флавиев.

Происхождение названия

Считается, что второе название Колизей получил от огромной статуи жестокого императора Нерона, располагающейся перед ним, и носящей название «Колосс». Однако, это мнение не соответствует действительности. Colosseus был назван так именно из-за своих громадных размеров.

Расположение

Великолепное сооружение античной эпохи, свидетельствующее о могуществе Древнего Рима, располагается между тремя холмами: Палатином (Palatino), Кайлием (Celio) и Эсквилином (Esquilino). Он находится в восточной части Римского форума (Roman Forum).

Игры

Как известно, после того, как строительство амфитеатра подошло к концу, были организованы масштабные игры с участием гладиаторов и диких зверей, длящиеся в течение 100 дней. И далее, на протяжении многих лет, это великое сооружение служило главным развлекательным местом для горожан, где проводилось бесчисленное количество гладиаторских боев, морских сражений, казней, сражений животных, реконструкция исторический войн, а также представлений по мотивам древних мифов.

В первые столетия представления на стадионе были важнейшей частью жизни римлян. А его название – амфитеатр Флавиев — вплоть до 8 века напоминало горожанам о знаменитом императоре-основателе.

Колизей даже был выбран горожанами местом для празднования 1000-летия Рима, которое проходило в 248 году.

Девизом этого масштабного стадиона была известная фраза «Panem et circenses» («хлеба и зрелищ»). Всё, что нужно было людям, помимо еды, происходило здесь: кровавые бои и смертельные сражения.

Однако, не всех устраивала такая жестокость на арене. Впервые против кровавых представлений выступил монах Телемах в 404 г. нашей эры, когда во время соревнования он вскочил с трибуны и потребовал отмены боя. В ответ на это, зрители забили его камнями. Прошло еще немного времени, и уже в 523 году, когда Древний Рим окончательно обратился к христианству, император Гонорий Август (Flavius Honorius Augustus) запретил гладиаторские бои. Однако, сражения животных продолжались. После этого Колизей уже не пользовался такой популярностью, как раньше.

Разрушение и восстановление

Поскольку Колизей в те времена был очень популярным среди местных жителей, император Тит и его брат Домициан (Titus Flavius Domitianus), а также пришедшие им на смену императоры время от времени улучшали стадион.

Великое античное сооружение дважды в истории подвергалось большим разрушениям.

В первый раз значительный урон Колизею нанес пожар, который произошел в конце I века в эпоху властвования императора Макрина. При этом восстановлен стадион был уже во время правления императора Александра Севера (Marcus Aurelius Severus Alexandrus) в начале II столетия.

Второе существенное разрушение было причинено амфитеатру в 5 веке при нашествии варваров, после которого самое масштабное сооружение античной эпохи длительное время не использовалось и находилось в забвении.

Средневековье

В конце 6 века Колизей использовался в качестве памятного места ранних христиан, которые были обречены на тяжелую смерть. Таким образом, во внутреннем пространстве стадиона устроили святилище, а арену сделали кладбищем. В арках и нишах сооружения находились мастерские и торговые лавки.

Начиная с 12 века, Колизей переходил из рук в руки многих известных римских семей в качестве бастиона до тех пор, пока амфитеатр снова не вернули под государственную власть Рима. Так, в 1200 Колизей был передан знатной семье Франджипани (Frangipane). А в 14 веке стадион сильно пострадал от мощного землетрясения. В результате этого внешняя сторона с юга практически полностью обвалилась.

Постепенно такое древнее сооружение начинало всё больше разрушаться, а некоторые папы и известные римляне не гнушались использовать его элементы для украшения собственных дворцов в 15 веке. Так, в XV и XVI веках папа Павел II брал из Колизея материал для строительства своего венецианского дворца, Павел III - для возведения паллацо-Фарнезе, а кардинал Риарио – для дворца канцелярии. Многие зодчие стремились выломать бронзовые перегородки из сооружения.

В 16 веке римский папа Сикст V хотел открыть на стадионе завод по переработке шерсти. С начала 17 века в Колизее устраивались бои быков – развлечение, которое пришло на смену гладиаторским боям.

Колизею снова начали уделять внимание, но уже со стороны церкви, во времена папы Бенедикта XIV в середине 18 века, который своим указом велел превратить Колизей в католическую церковь. Трудно представить Колизей в виде церкви, учитывая всю жестокость и кровопролитие, происходившие на его арене, не правда ли? Но именно в честь тысячи жертв Колизея он и принял это решение.

После папы Бенедикта XIV традиции возрождения древнего памятники архитектуры продолжали другие римские папы.

Реставрация

В течение 19 века проводились строительные работы по раскопкам арены стадиона и реставрации фасада. Свой актуальный вид Колизей получил во время правления Муссолини (Benito Mussolini).

И только в 20 веке Колизей был полностью отреставрирован. Работы длились в течение 9 лет – ровно столько же, сколько потребовалось для его строительства. Возрожденный амфитеатр вновь был открыт как историческая достопримечательность 19 июля 2000 года.

В 2007 году организацией New Open World Corporation был проведен конкурс, в котором люди по всему миру участвовали в голосовании для выбора Новых семи чудес света. И первое место среди памятников истории занял Колизей.

Современное время

Пожалуй, самая длинная очередь из туристов выстраивается у входа в Колизей. Очередь простирается до самой арки Константина. При этом желание туристов со всего света увидеть этот древний монумент не зависит от сезона.

Помимо главного туристического места, отреставрированный и вновь открывшийся в 2000 году древний Колизей на сегодняшний день также выступает в качестве арены для проведения различных зрелищных массовых мероприятий и красочных шоу.

В настоящее время в Колизее проводятся увлекательные экскурсии, которые позволяют окунуться в античное время. Это грандиозное сооружение особенно красиво ночью, благодаря специальной подсветке.

Выступления на сцене Колизея

Конечно, внутреннее пространство стадиона в настоящее время частично разрушено, но до сих пор используются примерно 1500 мест для зрителей. На сцене Колизея выступали такие мировые исполнители, как Билли Джоел (Billy Joel), Элтон Джон (Sir Elton John), Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), Рей Чарльз (Ray Charles) в 2002 г.

Колизей в кино и искусстве

Стадион часто используется в литературе, кино, музыке и компьютерных играх. Фильмы: Римские каникулы» (Roman Holiday) и «Гладиатор» (Gladiator). Компьютерные игры: Age of Empires, Assassins’s Creed, Civilization.

Архитектура Колизея

Вместительность Колизея была рассчитана на 50 тысяч зрителей. Имея форму эллипса, диаметр его овала составляет 188 м и 156 м, а высота насчитывает 50 м. Это сооружение было действительно самым масштабным в истории античного мира.

По данным ученых, актуальный Колизей – это только третья часть от прежнего амфитеатра. И 50 000 зрителей могли разместиться в начале нашей эры в этом амфитеатре совершенно свободно, при этом еще 18 000 посетителей располагались стоя.

Строительный материал

Облицовка фасада была осуществлена травертином, как и многие строения Древнего Рима. Из этого природного известняка выполнены основные концентрические и радиальные стены строения.

Добыча травертина велась рядом с Тиволи, который находится в 35 км от Рима. Первичной обработкой и доставкой камня занимались пленные, а окончательную обработку осуществляли уже римские мастера. Конечно, качество обработки этого строительного материала подручными материалами в 1 веке нашей эры удивляет до сих пор.

Соединение блоков производилось с помощью специальных железных скоб. Общее количество металла, потраченное на эти скобы – около 300 тонн. К сожалению, в Средневековье многие железные конструкции вытащили местные мастера, поэтому сегодня на их месте можно увидеть большие дыры. Конструкция Колизея из-за этого сильно пострадала, но тем не менее, величайшее сооружение всех времен до настоящего времени сохраняет свою форму.

Помимо травертина, также использовались кирпич, бетон и вулканический туф для строительства амфитеатра. Так, кирпич и бетон применялись для внутренних перекрытий и перегородок, а туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция

Конструктивно Колизей состоит из 240 больших арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса. Стены сооружения выполнены из бетона и кирпича из терракоты. Общее количество терракотового камня, которое потребовалось для амфитеатра, – около 1 млн штук.

Каркас Колизея состоит из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены, а также 7 концентрических стен, выстроенных по окружности арены. Непосредственно над этими стенами располагались зрительские ряды. Концентрические стены с внешней стороны состоят из четырех ярусов, причем в первых трех ярусах выполнены арки высотой 7 метров каждая.

Входы в Колизей

Еще одно новшество, используемое при строительство амфитеатра, — равномерное расположение большого количества входов по периметру сооружения. Этот прием применяют и в современное время при возведении спортивных комплексов. Именно за счет этого зрители могли пройти и покинуть Колизей всего за 10 минут.

Помимо 76 входов для обычных граждан, существовало еще 4 входа для знатных особ. Из этих 76 ходов также 14 предназначалось для всадников. Входы для граждан были отмечены порядковым номером. Центральный выход с севера предназначался специально для императора и сопровождающей его свиты.

Для посещения амфитеатра в Древнем Риме нужно было купить билет (табел) с номером ряда и места. К своим местам зрители проходили по вомиториям (vomitorium), которые находились под трибунами. По ним также можно было быстро выйти из Колизея в случае эвакуации. Система лестниц и коридоров была хорошо продумана, так что это исключало давку и возможность встречи представителя одного сословия с другим.

Колизей внутри

Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

Арки

Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

Ярусы

Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

Веларий (навес из парусины)

На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя. Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

Места для зрителей

Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей - maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum). Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

Арена

Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями. В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

Гипогей

Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились. Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

Рядом с Колизеем

Вблизи стадиона находилась школа гладиаторов — Ludus Magnus («Большой полигон»), а также школа Ludus Matutinus, в которой проходили тренировку войны в сражении с животными.

Как добраться до Колизея

Добраться до внушительного Колизея, расположенного неподалеку от Форума и арки Константина, можно по линии метро B, выйдя на одноименной станции Colosseo. Также до Колизея ходит трамвай номер 3, или многочисленные автобусы, которые курсируют по центру города – например, автобусы № 60, 75, 81, 85, 87, 117, 175, 271, 571, 673, 810.

Адрес Колизея: Piazza del Colosseo.

Часы работы

Время работы Колизея уменьшается на час в зависимости от пика туристического сезона и времени года. Амфитеатр открыт с апреля по сентябрь ежедневно с 9.00 до 19.00, с марта по апрель - с 9.00 до 17.00, с января по март – с 9.00 до 16.00, с октября по январь – с 9.00 до 15.00.

Не так давно на стадион можно было пройти даже ночью, но это наносило большой урон строению, поэтому было установлено время посещения только днем. Хотя ночью Колизеем можно полюбоваться с улицы – ведь он очень красиво подсвечивается.

Стоимость билета

Стоимость посещения Колизея составляет 12 Евро для взрослого, а для детей младше 18 лет, — бесплатно (по состоянию на 2019 год). За выставочные мероприятия придется заплатить еще 2 Евро. Для пенсионеров, школьников и студентов предусмотрены льготные билеты стоимостью 7,50 Евро. Билет является единым для посещения Римского Форума, Палатина и Колизея, действителен в течение двух суток со времени первого посещения.

Внимание, вы можете посетить Колизей бесплатно первое воскресенье каждого месяца!

В Колизее вы можете взять экскурсию на одном из основных европейских языков, которая проводится каждые полчаса. Цена экскурсии равняется 4,50 Евро.

Как купить билеты в Колизей без очереди

Если вы решите купить билет у входа в Колизей, то вам придется приехать очень рано, либо провести несколько часов в очереди. Для того, чтобы не стоять несколько часов в огромной очереди, можно выбрать более разумный вариант: купить единый билет за 12 Евро в кассах Палатинского холма, находящихся на улице Сан-Грегорио (Via di San Gregorio), дом 30, либо площади Санта-Мария-Нова (Piazza Santa Maria Nova), дом 53 (от Колизея всего 200 м), а также в кассах Римского Форума.

Еще один вариант — купить билет на официальном сайте заранее с фиксированным временем посещения.

Отель с видом на Колизей

Если вы хотите остановиться в отеле, расположенном прямо у Колизея, то выбирайте отель Mercure Roma Centro 4 звезды. Он был отреставрирован в 2013 году и славится своим комфортом и уютным интерьером. Этот отель пользуется заслуженной популярностью, ведь именно у этой гостиницы есть терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. А на крыше отеля есть бассейн.

Адрес: Via Labicana, 125.

Вы можете забронировать этот или любой другой отель на сайте hotellook.ru .

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Последние изменения: Октябрь 11, 2018

Приезжая в Вечный город, туристы со всего мира стремятся посетить самое величественное сооружение, являющееся олицетворением былого величия Империи. Говорят, что Колизей в Риме обладает неимоверно сильной притягательной энергетикой. Когда-то здесь проводились постановки известных исторических сражений и драмы, основанные на классической мифологии, травля диких животных и охота на них, сражения гладиаторов и казни христиан, а пролитая кровь приводила к неистовому ликованию развлекающейся толпы, обнажая самые низменные человеческие инстинкты.

Различные путеводители по Риму предоставляют достаточно много информации об этом грандиозном памятнике античной архитектуры. Однако некоторые интересные факты, связанные с его двухтысячелетней историей, остаются без должного внимания.

Факт № 1: Колизей построили иудеи

Этот исторический факт подтверждает латинская надпись, высеченная на мраморной плите, найденной в 1813 году: «Imp(erator) Caes(ar) Vespasianus Aug(ustus) amphitheatrum novum ex manubis fiery iussit» , что на современном итальянском звучит примерно так: «Император Веспасиан Цезарь Август возвел новый амфитеатр доходами от добычи». Здесь подразумеваются исторические события Первой еврейско-римской войны, произошедшие в 70 году н. э., когда Иерусалим был осажден и захвачен будущим императором Титом Веспасианом, а десятки тысяч пленников отправлены в Рим в качестве рабов. На каменных карьерах в Тиволи они добывали травертин для строительства Колизея и под руководством римских архитекторов и инженеров возводили его стены.

Факт № 2: Грандиозное сооружение возвели за 8 лет

Начинавший строительство в 70 – 72 годах Тит Флавий Веспасиан (9 – 79 гг.) успел увидеть только первые три яруса, а верхний уровень был завершен его сыном Титом. Об этом свидетельствуют документальные записи древнеримского государственного деятеля греческого происхождения Диона Кассия (155 – 235 гг. н.э.). В одной из записей его трудов в 80-ти томах, охватывающих более чем тысячелетнюю историю Рима, довольно подробно описываются инаугурационные игры 80 года.

Это интересно!

Арена (латин. Harena) – в переводе означает «песок». Площадка, на которой разворачивались баталии, обычно покрывали слоем песка, так как он быстро впитывал пролитую кровь, а чтобы она не так бросалась в глаза, песок заранее окрашивали в красный цвет.

Факт № 3: Название амфитеатра связано с поклонением дьяволу

Всем известно, что Колизей в Риме имеет официальное название – Амфитеатр Флавиев, названный так по родовому имени трех императоров Веспасиана, Тита и Домициана. Об этом извещает установленная на его стенах плита.



Считается, что более распространенное – «Колизей» – происходит от латинского «Colosaeus» и связано с колоссальной бронзовой статуей Нерона. Веспесиан, уничтожая Золотой Дом Нерона – Domus Aurea , тем не менее, не пожелал разрушить колоссальных размеров изваяние предшественника, отлитое по подобию Колосса Родосского в Греции. В монументе заменили только голову, дополнив ее солнечной короной, как у бога Солнца – Гелиоса. Воздвигнутая на новый постамент императором Адрианом в 126 году скульптура, на протяжении последующих столетий располагалась неподалеку от амфитеатра Флавиев и, по мнению многих историков, впоследствии дала название этому величественному сооружению.




Сегодня ничего не осталось от колосса Нерона, за исключением остатков пьедестала недалеко от Колизея. Возможно, статуя была разрушена в 410 году во время разграбления Рима или при одном из землетрясений.



И хотя последнее, документально подтвержденное упоминание о статуе зафиксировано в Хронографии 354 года, некоторые факты допускают, что она все еще существовала и в средневековье.

Это интересно!

Датируемая VIII веком известная пророческая эпиграмма римско-католического монаха Святого Беде Достопочтенного (672 – 735), прославляющая символическое значение статуи, гласит: «Quamdiu stat Colisæus, stat et Roma; quando cadet colisæus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus», что в переводе звучит примерно как «До тех пор, как Колосс стоит – будет и Рим; когда Колосс падет – падет и Рим; когда Рим падет – падет весь мир». В этой цитате «colisaeus» неправильно соотносят с Амфитеатром Флавиев.



Однако существует и менее распространенная версия происхождения названия, о которой знают не все. Так, в середине XIV века Armannino Guidice из Болоньи утверждал, что Колизей в Риме, долгое время занимавший одно из центральных мест в языческом мире идолопоклонничества, являлся сердцем некоторых сект магии и средоточием поклонников дьявола. Согласно его интерпретации, в основе появления названия лежит латинская фраза, которую задавали при входе в средневековые руины амфитеатра – «Colis Eum ?» , то есть «Вы служите ему?», имея в виду дьявола.