Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Изменить представление о самом себе. Формирование представлений о себе как одно из условий развития рефлексии у младших школьников

Изменить представление о самом себе. Формирование представлений о себе как одно из условий развития рефлексии у младших школьников

Для того, чтобы запрограммировать себя правильным образом, необходимо предварительно составить столь же правильное мнение о себе. Если мы уверенны, что имеем определенные качества, то и действия наши опираются на эту уверенность. В конечном же итоге мы в самом деле развиваем именно те способности, которые, как нам представлялось, у нас имеются, становясь таким образом теми, кем были в наших мыслях. Но, конечно же, точного представления о самом себе у нас нет, ведь любой человек состоит из слишком многих личностных качеств, которые и образуют цельную личность. Мы говорим о том, что любой из нас имеет представление о, скажем, своем стиле в одежде, своей манере поведения в обществе, своей речи, своих отношениях с друзьями и близкими, и даже о своих доходах и успехах в спортивных играх.

Нормальной человеческой реакцией на стороннее предположение о том, что вы вовсе не являетесь таким, каким мните себя, вызовет у вас по меньшей мере раздражение, и человек, высказавший подобную мысль, неизменно станет своеобразным врагом, вторгнувшимся на чужую территорию. автоматически подстраивает под себя наши действия. Скажем, человек, который играет в гольф и добивается на первых лунках великолепного результата, говорит: «О, нет, это не так, я не могу играть настолько хорошо!» И что же можно наблюдать после подобного утверждения? Само собой подобное негативное представление о собственных возможностях немедленно проявится в дальнейшем ходе игры, и конечный итог – плачевный, надо сказать – будет на сто процентов соответствовать предварительным ожиданиям.

Представление человека о самом себе и о том, кто мы есть на самом деле, состоит из трех частей.

— То, каким вы представляете себя в собственных мыслях, иначе говоря, ваш идеальный образ.

— То, какой образ вам свойственен на деле, иначе говоря, ваш имидж.

Высокая степень самооценки – мы говорим об уважении к самому себе.

Итак, теперь давайте немного подробней. Что мы вкладываем в понятие «собственный идеал»? Мы говорим о ваших собственных представлениях о том, какой личностью вы хотели бы являться. Что касается имиджа, то это ваши представления и мысли о самом себе реальном. Имидж походит на своеобразное зеркало, в котором отражается ваше теперешнее «Я». Не забывайте, что на ваше представление о самом себе оказывает влияние мнение окружающих, и зачастую успех может прийти именно в тот момент, когда вы научитесь закрываться от негативных о вас мнений, отстраняться от них.

Здесь к месту история, которая произошла в 1670 году. У мальчика, о котором идет речь, до определенного момента не хватало уверенности в себе, и это, видимо, проявлялось настолько ярко, что немедленно замечалось другими людьми. В частности, школьным задирой, которому пришлась по вкусу идея постоянно травить того, кто не осмеливался дать сдачи. Однако переломный момент все же произошел – однажды тот, кто никогда не отстаивал себя, внезапно развернулся и ударил обидчика, свалив его на пол. Что же произошло после этого? Невероятно, но все изменилось кардинальным образом. Всего за несколько мгновений, от удара до падения задиры, у юноши появилось о себе совершенно другое представление, которое оказало влияние на дальнейшее развитие событий. Через несколько недель его избрали старостой класса, затем – старостой школы. Дальше – больше… спустя годы бывший недотепа стал настоящим рыцарем и сэром, а заодно и открывателем одного из самых важных законов – закона всемирного тяготения. Конечно же, мы говорим об Исааке Ньютоне. И, заметьте, он не изобрел, а именно открыл свой закон, так как явление тяготения существовало всегда, и требовалось лишь найти ему применение.

План-конспект урока

Предмет технология

Тема урока: Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Тип урока:комбинированный

Форма организации обучения: сообщение нового материала

Методу обучения: словесные, практические.

По способу проведения: лекция

Оборудование: учебник, тетрадь, тесты.

Задача урока:

Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств.

Цели:

    Образовательные.

Учащийся должен знать:

пути формирования образа собственного «Я»

формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии.

2) Воспитательные.

Воспитывать интерес к профессиональной деятельности.

Воспитание ответственности, самостоятельности.

3) Развивающие.

Развивать умение обобщать материал и делать выводы.

Применять полученные знания на практике.

Развивать понимание того, что сознательный выбор профессии определяет успешность в жизни.

Ход урока

I . Организационная часть. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка присутствия учащихся.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вамиузнаем, что такое внутренний мир человека и как он влияет на выбор профессии. Вы научитесь определять свою самооценку, узнаете какие качества необходимо воспитывать в себе для того, чтобы достигнуть успеха.

II . Повторение пройденного материала. (3 мин.)

На прошлом занятии мы с вами познакомились с основами профессионального самоопределения, узнали, по каким признакам подразделяются профессии.

Цель – понять на какие группы делятся профессии (по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда).

Давайте вспомним основные определения этой темы.

Вопросы к повторению:

    Что такое профессия?

    Что такое специальность?

    Назовите типы профессий по предмету труда.

    Назовите типы профессий по целям труда.

    Назовите типы профессий по орудиям труда.

    Назовите типы профессий по условиям труда.

III . Изложение нового материала. (13 мин)

Итак, цель нашего урока, понять, что такое внутренний мир человека, научить определять собственную самооценку личностных качеств.

Для чего это нужно? Для того чтобы научить познавать себя и в будущем выбрать ту профессию, которая нравиться. Ваша задача – работать с конспектом, внимательно слушать материал, и на практике у вас будет возможность определить свою самооценку.

На сегодняшний день, чтобы выбрать профессию по душе надо быть информированным в этой области. И даже если вы определились в профессии точно, вам все равно придется еще долго обдумывать правильно, ли вы выбрали этот вариант. Почему? Как вы думаете? Правильно! У вас еще нет уверенности в себе, нет опыта,

хватит ли ваших способностей, чтобы овладеть этой профессией.

Кроме чувства уверенности необходимы разумные доводы в пользу выбора.

Для этого нужно тренировать ум, индивидуальные качества, наклонности с личным интересом к той деятельности, которую вы выбрали.

Итак, профессия и работа, дает нам с вами, прежде всего материальное обеспечение, т.е. на заработанные деньги мы можем купить себе, что захотим, это дом, мебель, вещи, машина и т.д., далее благодаря работе, мы развиваемся духовно, посещаем музеи, театры, кино, выставки, концерты и т.д., а также работа позволяет нам расти профессионально по карьере вверх, благодаря этому мы осознаем себя социально значимыми и очень важно осознавать свое «Я» в этом мире для того чтобы развивать как личность.

Концепция «Я» в нашем мире – представляет собой личность, имеющую свою жизненную позицию, взгляды, убеждения, характер и т.д. Для него важным является то, что он является значимым не только для себя, но и для общества.

Личностные характеристики – характер, темперамент, мышление, внимание, память.

Например, память, внимание, мышление помогают человеку учиться, приобретать знания, умения и навыки. Реальная самооценка своих способностей поможет правильно выбрать профессию.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь вот такую схему, которая характеризует Образ «Я».

Образ «Я»

Три компонента образа «Я»

Познавательный Эмоциональный Поведенческий

(кто я?) (какой я?) (почему я поступаю?)

Знание о себе, Оценивание своих Практическое

своих качествах качеств. Самоуважение самоуважение

свойствах к самому себе

Итак, Образ» Я» состоит из трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого. Первый компонент представляет собой знания о самом себе, т.е. это личностные качества человека, мы с вами уже их называли, они помогают нам учиться, приобретать знания. Следующий компонент – эмоциональный. Это значит – какой человек внутри, как он к себе относится. И третий компонент поведенческий, означает, почему человек так поступает, т.е. по поступкам, видно, как человек к себе относится.

Запишите себе в тетрадь.

Самооценка

Реальная Завышенная Заниженная

Образ собственного «Я»

    Закрепление нового материала. (4 мин)

Итак. Для чего нам нужна самооценка? В профессии.

Расскажите, пожалуйста, как проявляется заниженная самооценка. Чем характеризуется завышенная самооценка.

Учащиеся отвечают на вопросы по новой теме:

1) Что такое заниженная самооценка?

2) Что такое завышенная самооценка?

3) Для чего важно иметь реальную самооценку?

Самооценка помогает оценивать наши качества, черты характера для того, чтобы знать, как мы проявим себя в любой деятельности.

Поэтому очень важно иметь реальную самооценку.

Сейчас вы попробуете оценить свои качества в практической работе.

    Практическая работа. Вводный инструктаж. (2 мин)

Итак, сейчас в практической работе вы должны будете выполнить небольшое задание, в котором нужно определить уровень своей самооценки.

В тетрадь выпишите черты характера, которые предложены вам ниже, распределив их под заголовками: «Мой идеал» и «Мой антиидеал».

Затем в каждом столбике отметьте знаком «+» те качества, которые присущи, на ваш взгляд вам. Потом в конце каждого столбика количество знаков плюс делите на количество записанных слов в каждом столбике и вычисляете коэффициент самооценки.

Уровень самооценки вы определите по таблице коэффициентов.

VI . Практическая работа. (5 мин)

VII . Практическая работа. Текущий инструктаж. (1 мин)

Обращаю ваше внимание на то, что выписывать нужно все черты характера, распределив их в два столбца, а только потом отметить, те которые соответствуют вашему характеру знаком плюс. Затем производите подсчет.

Будьте внимательны в определении качеств личности.

VIII . Практическая работа – продолжение (10 мин)

IX . Заключительный инструктаж. (2 мин)

Итак, практическая работа ваша близится к завершению. Делаем вывод в отношении своей самооценки и записываем ее в тетрадь. Насколько соответствует результат вашей самооценке? Какие трудности у вас возникли в работе?

Выставление оценок.

Х. Подведение итогов уроков. (2 мин)

Таким образом, сегодня на уроке вы попробовали оценить свои личностные качества, познакомились с понятием внутренний мир человека.

Соответствует ли ваша самооценка результатам вашей работы? Подумайте, что нужно изменить в вашем характере, для того чтобы самооценка была реальной.

Домашнее задание: Сравните результаты определения самооценки с оценкой других знающих вас людей, определите особенности своего характера. На этом урок окончен.

Что позади нас и что впереди нас - мелочь в сравнении с тем, что внутри нас.

Ралф Уолдо Эмерсон

Для того, чтобы эта книга обрела смысл - стала для вас переломным этапом - я должен дать рабочее определение того, что такое «собственная суть». Хватит ходить вокруг да около, иначе вы не сможете должным образом усвоить информацию. «Рабочее определение» - специальный термин, применяемый в научной литературе, чтобы определить или сформулировать что-то в рабочем порядке, для конкретного применения, исключив любую двусмысленность. Суть в том, что самое сложное явление можно разбить на элементы или фазы: А, Б, В, Г и т. д. Если вы ясно представляете себе каждый элемент или фазу того, что необходимо определить, вам станет абсолютно ясно значение целого. Признаюсь, что как и многое из того, о чем я сейчас размышляю, я прочитал об этой концепции еще в школе, но познал ее гораздо позже, в процессе общения с реальным миром (то есть мне пришлось совершить нечто ужасно глупое, а потом извлечь из этого уроки).

Однажды летом, как раз после окончания средней школы, мне предложили одну работу, которая состояла в том, чтобы снести старый дом, находившийся возле дома моих родителей в Техасе. Я знал старика, которому принадлежал тот участок, и слышал, что он хочет снести дом, чтобы на его месте построить новый. Старый дом был совершенной развалюхой. В нем не осталось ни окон, ни дверей, потолки давно просели, но он был набит старой мебелью, какими-то автомобильными деталями, пустыми 200-литровыми бочками из-под бензина. Предлагая мне эту работу, владелец дома сказал: «Вот что. Я знаю, у тебя хорошо получается все рушить. Я дам тебе 250 баксов, чтобы ты избавил меня от этой рухляди. Просто сгреби ее с фундамента и куда-нибудь вывези». Да, я действительно был силен в том, чтобы что-нибудь сломать, и очень гордился этим. Мой отец обычно говорил, что если в полдень дать мне наковальню, то к вечеру я расколочу и ее! Кроме того, нужны особые умения и таланты, чтобы болтаться без толку и без дела целое лето, а у меня эти таланты были развиты настолько, что я мог служить просто олицетворением бесполезности!

Короче говоря, предложение было как раз по мне, а 250 долларов - самая большая сумма, которую я когда-либо видел. Итак, по рукам! Я «сгребу» эту рухлядь. Я нанял еще одного приятеля, у которого разрушительный потенциал был сродни моему, и мы явились на объект на следующее утро, горя желанием поскорее взяться за дело. Однако, к нашему ужасу вскоре выяснилось, что стены этого пятидесятилетнего строения были в добрый фут толщиной и капитально оштукатурены. Могу поклясться, что они были тверже любого вещества, известного человеку. Мне кажется, из этих стен потом стали добывать титан! А внутри них оказался добротный деревянный каркас, дверные косяки, оконные коробки и невероятно тяжелые балки. Оглядев внимательно эту крепость, мы поняли, что за свои 250 «зеленых» этот старикан втравил нас в каторжную работу. Он наверняка от души смеялся надо мной, когда ехал в банк оформлять сделку. Я был готов стереть эту улыбку с его лица.

Итак, в течение двух дней мы атаковали дом кувалдами, ломами, тросами и цепями. После этого мы выглядели более потрепанными, чем строение. Однако мы совершенно не продвинулись к цели. После этого, всегда считая себя достаточно находчивым, я решил, что нужно действовать умом, а не силой. Я пробил небольшие отверстия в стенах, пропустил в них цепь. обвел ее вокруг углов дома и прицепил к пикапу, с расчетом, что нам нужно только сдернуть постройку с места резким рывком, а потом она сама развалится и останется только грузить и вывозить обломки. Но она не только не поддалась, мы к тому же сожгли две хорошие задние покрышки колес пикапа. Бедная старая машина скрипела и визжала от напряжения, а нам оставалось только нюхать, как горит резина. Затем цепь лопнула, машина сорвалась с места, как ракета, пробила ограду соседнего участка и снесла опору парадного входа в дом. Пикапу тоже не поздоровилось, а мы, как оказалось, стали сносить не тот дом. Я страшно огорчился от нанесенного ущерба, пока часом позже, когда мы вывозили полный грузовичок бетонных обломков в заброшенный карьер, я случайно не подрулил слишком близко к обочине. Левое заднее колесо съехало с твердого покрытия, и в мгновение ока передо мной, казалось, разверзся ад. Все обломки в кузове мгновенно сместились в одну сторону, и бедный пикап покатился в кювет, перевернувшись шесть раз. Очнувшись, я уже не с такой жалостью вспоминал о разрушенной ограде соседнего участка. Вот это вознаграждение за наши старания!

Но я был не из тех, кто легко сдается, поэтому, стараясь быть новатором, я предложил великолепную идею. «А что, если нам спалить эту рухлядь дотла?»- делился я своими мыслями с напарником, думая, что если нам удастся сжечь все, что находится внутри бетонных стен, они никуда не денутся - рухнут. Останется только собрать и вывезти обломки. После того, как все сгорит, думал я, мы сможем использовать наш потрепанный грузовичок и развалить им стены, как тараном (понимаю, понимаю, что вы хотите сказать, но мне было всего семнадцать лет, что тут еще можно добавить?).

Как бы там ни было, ранним воскресным утром мы появились на участке с канистрой бензина, которым основательно смочили все, что можно было, внутри здания. От одной спички старый дом вспыхнул. Стоя неподалеку и наблюдая за тем, как огонь делает свое дело, я, помнится, подумал: «Ну вот, все в порядке», - однако мгновением позже, когда пламя вырвалось сквозь крышу и перебросилось на близстоящие деревья, а также подожгло линию электропередачи, которая тянулась от дома, мне стало не по себе. Заметив, как языки пламени и искры вздымаются на высоту более тридцати метров, соседи вызвали пожарную бригаду; это случилось за несколько секунд до того, как электричество пропало и телефоны перестали работать в радиусе шести кварталов от этого места. Примчалась пожарная бригада. Она стала гасить пламя, но внутри постройки было настолько жарко, что взорвался канализационный газ. В окрестных домах повырывало унитазы, а крышки канализационных люков подбросило на высоту нескольких метров. Немного не то, на что мы рассчитывали.

Что я хочу всем этим сказать? Когда тот пенсионер впряг нас в работу за 250 долларов и попросил «сравнять эту халупу с землей», он не определил стадии, о которых подразумевал. Если бы он сформулировал поэтапно, чего он от нас хочет, пожара не произошло бы. Он и не подозревал о том творческом безумии, которое я способен был проявить в свои семнадцать лет. Если бы он мог оценить мои творческие способности, он бы разбил задачу на отдельные операции, например:

1. Отделить крышу от строения с помощью ломов и монтировок, сбросить ее на землю, там разобрать и вывезти на свалку.

2. Разобрать внутреннюю конструкцию дома, вынести, сложить на грузовик и вывезти.

3. Оторвать полы и наличники, демонтировать балки, погрузить на транспорт и вывезти.

Он мог бы продолжать и продолжать. Вместо этого, при моем семнадцатилетнем мышлении и нечетко поставленной задаче, я просто устроил пожар на всю округу и взорвал канализацию в шести кварталах.

Этот случай показал мне, что, если нет четкой формулировки того, о чем говоришь, возникает большая вероятность ошибок и неправильных выводов . Зная, что в нашем вопросе вы можете быть столь же наивны, как я когда-то, я не хочу, чтобы между нами возникали проблемы, когда мы говорим о подлинной личности. Я не хочу, чтобы ваша мысль была «в свободном полете», когда дело дойдет до понимания проблемы. Я объясню вам, какие конкретно операции включает в себя понятие подлинного «я», так, чтобы в том, что происходит, не было для вас никакого таинства.

Я хочу этим сказать, что я должен определить не только то, что такое внутренняя человеческая личность, но также и то, как она становится тем, что есть. Я должен написать простым и понятным языком, чтобы вам стало ясно, что вы должны делать, чтобы внести в свою жизнь радикальные перемены. Мне также придется ответить на ряд важных вопросов:

Какие вы проделали и делаете реальные, внутренние и внешние действия, которые формируют вас?

Какие модели мыслей и ощущений влияют на формирование вашего внутреннего «я»?

Какое поведение, какие действия и реакции сформировали результаты, которых вы достигли и достигаете в повседневной жизни, результаты, которые, будучи вами восприняты, сформировали вашу личность?

Какой сделанный вами выбор привел к тем результатам, с которыми вы сейчас живете?

Как нужно изменить выбор и поведение, чтобы достичь новых, более продуктивных результатов?

Как только вы оцените значение и важность этих вопросов, зададите их себе в применении к своей собственной жизни, сразу же начнется критическая работа по пониманию того, что такое концепция вашей личности. Это может напоминать вам беседу на приеме у психолога, поэтому возьмем паузу и определимся с терминами.

Каждый человек, и вы тоже, имеет определенное и подробное представление о самом себе, то есть самооценку. Это представление является сложной совокупностью убеждений, фактов, мнений и представлений, которые вы проносите через всю жизнь, через каждое мгновение своего бытия. Пожалуйста, поймите, что у вас есть самооценка уже сейчас. Вы не приобретете ее, прочитав эту книгу. Проблема в том, что вы можете сознательно не понимать ее сути. Я имею в виду, что если бы я сейчас дал вам ручку и бумагу и попросил изложить все, что вы понимаете о себе, вы не смогли бы написать и половины того, что на самом деле знаете.

В этом-то и проблема. То есть, у вас могут быть очень мощные предубеждения относительно себя, которые вы не можете ни осознать, ни побороть, только потому, что вы даже не подозреваете об их существовании. Это означает, что есть огромное количество вещей, которые воздействуют на вас и на то, в каком виде вы предстаете перед окружающим миром, а вы даже не знаете о них. Ваше представление о самом себе может постоянно меняться, возможно, оно было «замуровано в камень» много лет назад, но оно в вас обязательно есть. Оно там, внутри, и оно определяет всю вашу жизнь. Все, что вы делаете и чувствуете, а также, что более важно, как вы это делаете и чувствуете, произрастает из вашего глубинного представления о самом себе.

Теперь вам должно быть понятно, почему так важно это представление человека о самом себе, его самооценка. Человек, у которого самооценка полна уверенности, будет относиться к окружающему миру совершенно по-другому, чем человек, самооценка которого полна сомнений. То, в чем вы убеждены относительно себя, что вы считаете реальностью своего существования, чрезвычайно важно для поддержания связи с жизнью. По сути, человеческая самооценка настолько важна, что не будет преувеличением сказать, что существует прямая связь между представлением человека о самом себе и результатами его жизни. Связь понятий может выглядеть здесь следующим образом:

Мы накапливаем определенный жизненный опыт, на который реагируем и который интерпретируем по-своему;

Этот результат представляет собой набор убеждений о себе: суждения о компетентности, ценности, привлекательности, приемлемости, силе и энергии;

На основе подобной самооценки, приписав себе определенные качества, мы формируем из себя конкретную личность, которую представляем окружающему миру;

На основе всего комплекса определенных и выработанных характеристик, формы и манеры их представления миру, мы впоследствии выносим суждения о самом этом мире и обо всем, что в нем происходит: любой успех или провал, любой результат с точки зрения денег, достижений, признания, любви, покоя и гармонии проистекает из этого комплекса самооценок.

Когда я говорю, что мы являем себя миру, это нужно понимать следующим образом: мы отправляем в окружающее пространство послание в виде слов, моделей поведения, эмоций, физических, духовных и интерактивных воздействий. Только 7 процентов всего общения - это слова, а на каждую мысль имеется физиологический коррелят, соотносительное понятие. Задайтесь вопросом, как будут вести себя остальные 93 процента, если ваше представление о самом себе, которое, как вам кажется, вы так удачно представили, будет скомпрометировано. Что оно будет о вас говорить?

Как я уже неоднократно отмечал, когда мы выбираем модель поведения, мы выбираем реакцию на него, но точно так же на наше поведение реагирует и сам мир, то есть мы являемся создателями тех реакций, которые получаем из окружающей среды. Если вы любите определять все одним словом, то мы являемся стимулам этих реакций. Это означает, что манера и стиль, с которыми мы подходим к другим людям, чаще всего определяют то, как они будут на нас реагировать. Если мы подходим к ним с гневом , то, скорее всего, мы получим гнев в ответ. Когда ваш подход говорит, что вы - неудачник, окружающие так вас и воспринимают. Когда манера разговора и осанка говорят: «Жертва», - поначалу все проявят симпатию, но скоро - нетерпение и желание от вас отделаться. Однако, это не единственная модель поведения, с помощью которых вы можете отпугнуть от себя людей. Противоположный подход столь же отталкивающий. Когда ваше послание миру гласит: «Я здесь главный, это моя «песочница» и мне ни капли не , кто вы и что вам угодно», - люди могут так же решить, что им не хочется иметь с вами дело. У каждого свой стиль контактов, однако очень немногие находят время проанализировать, что у них за стиль. Тем не менее, это чрезвычайно важный момент.

Почему? Потому что как только вы начнете относиться к миру по-другому, сразу же изменятся и все его реакции. Ваш новый стиль общения будет стимулировать совершенно другое качество «бартерных» отношений с окружающим миром. Соответственно, этот стиль - наиважнейшая тема нашего разговора. Вы должны понять и принять фундаментальную истину о взаимоотношениях с другими: мы либо укрепляем, либо разрушаем все наши взаимоотношения, 60 минут в час, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Тут нет никакой нейтральности. По мере нашего продвижения вперед вы должны ясно осознавать тот факт, что мы делаем либо одно, либо другое, все свое время.

Что действительно поражает, так это то, что этот фундаментальный и определяющий элемент нашей жизни так часто развивается и затем проявляет себя пассивно и бессознательно. Формирование самооценки и многочисленный выбор, который нам приходится делать в жизни и который так сильно влияет на нашу самооценку и на ее последующее выражение, вполне может происходить безо всякого учета важности всех жизненных событий. Человек вполне может дать миру понять, что готов исполнять ту роль, которую подберут для него другие, но которую он сам не согласился бы выполнять и через миллион лет, - но происходит именно это. Спустя солидное время и после тщательных репетиций роли, которые нам навязали из-за нашей собственной пассивности, так глубоко проникают в тонкую материю нашей души и личности, что полностью поглощают и подменяют их.

Например, мы все прекрасно знаем, каким тяжелым может быть для человека факт отказа. Не отобрали в команду, не пригласили на танец, отказали в свидании, не приняли на работу, о которой мы мечтали, вступили в брак, который закончился разводом, получили квитанцию с расчетом - все эти моменты, естественно, болезненны. И что происходит, если мы, как большинство людей, принимаем этот отказ как факт? Данная информация проникает в самые глубины нашего представления о самом себе. Не важно, каковы были обстоятельства, не важно, как обстоят дела сейчас, боль от полученного отказа отодвигает в сторону и искажает все факты. Если такое имеет место в вашей жизни, значит, вы выстроили соответствующую самооценку, которая полностью базируется на том, как вас воспринимают другие люди. Правильно говорят, что красота - в глазах зрителя. Но чего ради вы станете отдавать свою энергию случайному «зрителю»? Какой-то мальчишка или какая-то девчонка в школе посчитала, что вы недостаточно привлекательны, и отказала вам в свидании. И что из того?! Как говорится, от этого никто не умер и не осиротел. Тем не менее, человек может «тащить» с собой этот негативный опыт, или другой, ему подобный, в течение многих лет.

Вот вам ключ к пониманию моих мыслей: я убежден, что, скорее всего, при формировании вашей личности более важную роль играли подсознательные процессы, при этом гораздо больше информации вы впитали автоматически. Как будто вы представили свое «я» чем-то вроде «мусорной корзины», мимо которой проходят случайные люди, бросая туда все, что попало. А я хочу, чтобы вы залезли туда и внимательно осмотрели и оценили все, что там есть. Вы достаете что-то оттуда, внимательно рассматриваете и говорите примерно следующее: «Хорошо. Эта часть моего существа вышла достойной, я преуспевал и хорошо учился в школе, ею я горжусь. Она остается. Теперь возьмем вот это, а это - поведение моего отца, который сам не прожил ни одного счастливого, спокойного дня в своей жизни, но постоянно ругал меня и говорил, что я - просто кусок дерьма. Это я выбрасываю и хранить не собираюсь». Но люди никогда не делают этого. Они не спрашивают себя: «Как я здесь оказался?» Люди просто хранят то, что в них есть, не пытаясь разобраться, каким образом и откуда это туда попало.

Это я называю теорией жизни Поп-Ая*: «Я есть тот, кто я есть». Это такой подход к жизни, когда человек не задает вопросов, не ищет ответов и довольствуется тем, что имеет. Данный подход я категорически отвергаю и хочу, чтобы вы сделали то же самое. Вот почему я стремлюсь развенчать каждый миллиметр вашей ложной самооценки. Моя задача - помочь вам заглянуть в свою «мусорную корзину». Я хочу, чтобы вы проанализировали ее содержимое, кусочек за кусочком. Давайте вместе разберемся, что является частью вашей истинной личности, как оно туда попало и что из себя представляет. Если вас заботит собственная жизнь и вы решили проделать необходимую работу, тогда такое путешествие внутрь себя будет захватывающим приключением. Можно прямо сказать: «Вы не поверите, насколько мало о себе знаете и сколько вам еще предстоит узнать!»

* Поп-Ай - персонаж комиксов и мультфильмов, особенно популярный в 1930-е годы, смешной пучеглазый морячок, обладавший способностью превращаться в суперсилача всякий раз, когда съедал банку консервированного шпината. Художник Э. Сигар.


В отечественной психологии проблема самосознания в изучении личности считается одной из сложных. С ней связывают исследование личности как «Я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца. А.Н.Леонтьев считал, что «самосознание - сознание себя в системе общественных отношений», а осознание субъектом своих парциальных характеристик он не включал в элемент самосознания.

А.Г.Спиркин в самосознание включает осознание парциальных характеристик, на основе которых личность приобретает возможность «целостной оценки самой себя и своего места в жизни». Причём, он подчеркивает, что «самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней».

К.К.Платонов, П.Р.Чамата, В.А.Крутецкий в самосознании выделяют, прежде всего, осознание человеком своего «Я» и активное регулирование своими поступками в обществе. И.И.Чеснокова и В.В.Столин самосознание считают неразрывным единством относительно самостоятельных внутренних процессов - самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и регуляции поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе.

В отличие от названных авторов, В.С. Мерлин, самопознание относит, прежде всего, к субъекту деятельности, а не личности непосредственно. Самосознание понимается им, как осознание человеком собственной личности, как субъекта деятельности. Причём, он считает самосознание функционально вторичным по сравнению с отношениями субъекта, проявляющимися в деятельности.

Таким образом, самосознание личности имеет сложную и неоднородную структуру. Его образующие различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщённости, соотношения рационального и эмоционального и потому функционируют на различных уровнях самосознания.

В соответствии с тремя уровнями человеческой активности: как организма (органический уровень), социального индивида (индивидуальный уровень) и личности (личностный уровень), различают процессы самосознания, отражающие эту активность. И выделяют три уровня самосознания:

Органический уровень самосознания. На этом уровне самосознание отражает физическое «Я» человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. Самочувствие можно рассматривать, как некоторые обобщающие характеристики (недомогание, ощущение бодрости, лёгкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности. Следовательно, самочувствие - биологический аналог самоотношения человека. Хотя самочувствие не определяет поступки человека, но в то же время «образ Я» может влиять на выбор того или иного поступка и на форму поведения. С другой стороны, ощущение своей мнимой или действительной неполноценности может порождать необъяснимую тревогу, зависть, что ведёт к неудовлетворённости взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, органический уровень самосознания, хотя и не определяет сущность личности, но значительно влияет на её поведение. Он является «базисом» для формирования вышележащих уровней.

Индивидуальный уровень самосознания. Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определённые нормы, правила, обычаи. «Я образ» на этом уровне отражает степень соответствия - несоответствия человека требованиям, предъявляемым ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определённой группой людей - половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы.

Вступая в различные отношения с другими людьми, человек сам становится объектом различных оценок. Многочисленные оценки, получаемые им со стороны других в процессе общения и взаимодействия, составляют основу для формирования самооценки. Связь между оценками и самооценкой неоднозначна. Так, неадекватные (заниженные или завышенные) оценки не всегда способствуют формированию соответствующих, завышенных или заниженных, самооценок.

Самооценка является важнейшим личностным образованием, принимающим непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения, деятельности, общения. Самооценка автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии личности и отражающий качественное своеобразие её внутреннего мира. Поэтому самооценка всегда субъективна. Принятые человеком ценности составляют ядро его самооценки.

Таким образом, самооценка, с одной стороны, влияет на стратегию поведения человека и его взаимоотношений, с другой - является результатом условий воспитания, сформированных ценностных ориентаций, прошлого опыта.

Самосознание на индивидуальном уровне имеет сложную структуру, отражающую разнообразные переплетения оценок и самооценок личности. Самовосприятие человека определяется различными комбинациями и представляет собой внутренний диалог между «Я» и другими людьми.

Личностный уровень самосознания. В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определённой технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него, и является критерием личностного уровня самосознания.

Сам выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то, ради более ценного и значимого. Его осуществление требует и различных личностных проявлений, иногда противоречащих друг другу (быть мягким и требовательным, принимать решения и быть осторожным, выбирать между профессиональным долгом и личными симпатиями).

Человек не просто существует, он действует в мире. Последствия этих действий касаются и его самого, его представлений о себе, его личности в целом. Это, в свою очередь, требует развития внутренних процессов, организующих субъективную реальность человека.

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс её реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливания жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ценность, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание позволяет человеку, познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определённым образом относиться к самому себе, т. е. самосознание - не только рациональное, но и эмоциональное, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В самосознании соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека, с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свою сущность - принимает её, либо отвергает.

Таким образом, самосознание выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поисками смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без самосознания. Если в сознании отражается вся окружающая действительность, то объектом самосознания является сам человек, его «Я».

«Я» - понятие, отражающее единство и целостность личности с её внутренней стороны, человека, каким он известен самому себе. Человеческое «Я» - пожизненное, многогранное, постоянно изменяющееся образование. В самосознании личности одновременно сосуществует множество «Я». Можно выделить физическое «Я» («Я» как организм), социальное «Я» («Я» как социальный индивид), «Я» - духовное или личностное («Я» как личность). По времени можно дифференцировать «Я» - прошлое, «Я» - настоящее и «Я» - будущее; по модальности - реальное «Я» (каков я есть на самом деле), идеальное «Я» (каким бы я хотел быть), идеализированное «Я» (избирательно реконструированное, искажённое представление о себе), рефлексивное или зеркальное «Я» (каким меня воспринимают другие). Эти «Я» образы могут не совпадать, вступать между собой в конфликт, являясь различным источниками различных противоречия личности. Кроме того, на представление человека о самом себе большое влияние оказывают другие люди, значимые для него, становящиеся внутренними «собеседниками».

Центральным образованием самосознания является «Я» - концепция - согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные «Я» - образы в условиях различных ситуаций. Процесс самосознания осуществляется посредством динамики различных образов «Я», а результатом является сформированное, стабильное представление о самом себе, благодаря которому у человека создаётся ощущение своей постоянной определённости, самоидентичности. «Я» - концепция определяет не только то, собой представляет индивид, сколько то, что он о себе думает, как смотрит на возможности своего развития в будущем. Будучи раз выработанной, «Я» - концепция избирательно допускает в свои границы новые факты жизненного опыта, т. е. создаёт интерпретационную матрицу для истолкования вновь поступающих данных о себе. Информация, согласующаяся с содержанием и структурой «Я» - концепции, принимается без труда, а противоречащая ей не принимается, как бы отфильтровывается.

Не у каждого человека представления о себе складываются в устойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных образов «Я», не оформляясь в «Я» - концепцию, которая является показателем зрелости самосознания.

«Я» - концепция является вершиной самосознания. Это осознанный, рациональный его компонент. Самосознание включает в себя и другие компоненты, менее осознанные. Одной из таких составляющих является самоотношение - система эмоционально ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание.

Представление человека о том, что он, например, добрый, деловой, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, отражает не только отношение к себе, но и оценку самого себя. Оценка себя проявляется в сознательных суждениях личности, в которых она пытается формулировать свою ценность. Самооценка, как правило, носит субъективный характер, потому что качества, которые мы приписываем себе, не всегда соответствуют действительности. Поскольку жизненно необходимой потребностью личности является потребность быть значимым, самооценка и есть тот механизм, поддерживающий положительный образ «Я». Например, человек, не достигший успеха в профессиональной деятельности, стремится утвердиться в другом: в семье, в сфере творчества, в спорте и т. д. Самооценка, как и другие компоненты самосознания, не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств жизни и может быть адекватной, относительно объективной оценкой себя и неадекватной, т. е. завышенной или заниженной; может функционировать как на вербально-осознанном, так и интуитивном уровнях. Развитая самооценка предполагает умение человека обосновать её, актуализировать используемые средства её обеспечения.

Выделяют три момента, важных для понимания самооценки. Первое. Существенную роль в её формировании играет сопоставление реального «Я» с «Я» - идеальным. Второе. Самооценка личности тесно связана с тем, как её оценивают другие, с «Я» - зеркальным. Третье. Самооценка зависит от достижения успеха в наиболее значимой для личности сфере.

Таким образом, самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и многоаспектна, имеет иерархическую структуру, включена в деятельность и общение.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто, исходя из структуры термина «само-познание». Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. с другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остаётся загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Впервые проблема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего Востока, где была предпринята попытка, не только раскрыть значение и суть самопознания, но и разработать уникальную технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии.

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

ь самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

ь самопознание - средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

ь самопознание - единственный путь для саморазвития личности, её самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно. В той или иной психологической концепции лишь акцентируется какая-либо одна сторона.

Например, в классическом психоанализе важной составляющей самопознания является осознание вытесненного в бессознательное. По мнению австрийского психолога и психиатра З.Фрейда, вытеснению подлежит всё, что неприемлемо для сознания, прежде всего сексуальные и агрессивные тенденции.

Без преувеличения можно сказать, что З.Фрейд является одним из тех учёных, кто во многом повлиял на всё дальнейшее развитие современной психологии, а может, быть и направил её по определённому пути развития. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ученики З.Фрейда, несколько отходя от положений своего учителя, идут дальше. Так, А.Адлер (также австрийский психиатр) смысл самопознания видит в познании человеком своей жизненной истинной цели, которая скрыта от личности нередко ложными целями, побуждающими его к превосходству над другими, к власти и т.п. Другой ученик - швейцарский учёный К.Юнг, обращает внимание на познание в себе тех сторон личности, которые ушли в область так называемой Тени, т.е. сферу, которая не признаётся человеком в качестве своей, но реально существует и составляет неотъемлемую часть его самости (целостной личности). Задача состоит в том, чтобы познать эти стороны и принять их, обретая тем самым свою целостность и полноту собственного «Я».

В психосинтезе, основателем, которого является итальянский учёный Р.Ассаджоли, основная идея самопознания сводится к достижению внутренней гармонии, единению с «Высшим Я». Для этого человек должен осознать, с какими чертами своей личности (т.е. субличностями) он себя отождествляет, в результате чего они берут «власть» над личностью в целом, определяя тем самым её дисгармоничность.

В гештальттерапии, создателем которой является немецкий психолог Ф.Перлз, самопознание выступает как средство достижения человеком личностной зрелости. В качестве показателей зрелости личности Ф.Перлз выделяет следующие:

ь умение находить поддержку в себе, а не в других;

ь способность брать на себя ответственность;

ь мобилизовать собственные ресурсы в сложных ситуациях;

ь идти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Чтобы достичь цели (зрелости), человек должен познать и тщательно проработать свои невротические уровни:

ь «клише» - на этом уровне он действует под влиянием сложившихся стереотипов;

ь «искусственный» - здесь доминируют роли и различные игры;

ь «тупик» - отсутствие поддержки других и адекватной самоподдержки;

ь «внутренний взрыв», или «смерть» - именно дойдя в своём самопознании до этого уровня, человек открывает своё истинное «Я», приобретает черты зрелой личности.

Особое значение проблеме самопознания придаётся в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, её самоактуализация, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение. Одним из признанных авторитетов гуманистической психологии является американский учёный К.Роджерс.

В своей теории личности Роджерс разворачивает определённую систему понятий, в которых люди могут создать и изменять свои представления о себе, о своих близких. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет «феноменальным полем» уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает, что то, что человек сообщаем другим, то, что происходит вокруг и то, что он осознаёт в происходящем более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознаёт реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чём думает. Это приводит к росту напряжённости, тревожности, и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, учёный соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведёт к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Согласно концепции К. Роджерса, в человеке выделяю две составляющие: «Реальное Я» и «Идеальное Я» и одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние - это Социальное окружение. «Реальное Я» - система представлений о себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях и т.д. «Идеальное Я» - то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания. Социальное окружение - это всё то, что навязывается человеку со стороны: нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т. д. Несоответствие, возникающее между «Реальным Я» и «Идеальным Я», порождает чувство тревоги, неадаптивные формы поведения, различные психологические проблемы, что приводит к искажению опыта либо отрицанию его.

Отсюда самопознание - это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге - средство быть самим собой.

Рассмотренные нами понятия: самопознание, «Я» - концепция, образ «Я», самооценка, самоотношение - динамические составляющие процесса самосознания, обусловленные реальной жизнедеятельностью личности, многообразием и противоречивостью отношений, в которые она включена. Разнообразие деятельностей вызывает множественность представлений человека о себе, которые не всегда согласуются между собой, могут вступать в противоречие и даже в конфликт: вызывать конфликтный смысл «Я». Пока различные деятельности не столкнулись в жизни человека, он имеет непротиворечивый образ «Я», но деятельности чаще всего пересекаются в жизненном пространстве, что приводит к необходимости выбора и совершения поступка. Поступок, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл «Я», запускающий работу самосознания. Эта работа проявляется в особенностях осмысления и переживания конфликтного смысла.

Итак, самосознание личности имеет сложную и неоднородную структуру. Его образующие различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщённости, соотношения рационального и эмоционального и потому функционируют на разных уровнях самосознания.

Таким образом, представление о себе - это когнитивный компонент образа «Я», включающий знания о себе, качествах своей личности, представлений о себе во времени.

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

  • Отличается самостоятельностью в поступках;
  • Способна нести ответственность и решать проблемы;
  • Контролирует поведение, обладает силой воли;
  • Способна изменяться с течением времени.

В понятие “ личность ” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих

А.В. Петровский: *личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности*. К.К. Платонов: *личность – человек как носитель сознания.*

в структуру личности входят три подсистемы:

Индивидуальность личности; (- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.)

Ее представленность в системе межличностных отношений;

Запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них.

Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный .

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов» идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие -- им подчиняются.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

Четвертым компонентом , надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую означают понятием «я». «Я» -- образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности огромное значение имеют психологические процессы и состояния.

Концепции структура личности

1)Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина. Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности. Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности; статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие - психический настрой. Под статической структурой Парыгин понимает «предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида»

2) детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:

отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;

особый для каждой из подструктур вид ее формирования;

объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

Представление личности о себе.

По мнению российского психолога Д. А. Леонтьева, Я – это форма переживаний человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных школ и направлений в психологии. На наш взгляд, эта точка зрения заслуживает особого внимания, поскольку всесторонне раскрывает категорию Я, одну из значимых в психологии личности.

Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. Особенно ярко проявление телесного Я можно проследить в подростковом возрасте, когда эта грань выходит на передний план, а другие отстают в своем развитии. Роль телесного Я можно также проиллюстрировать открытым в начале прошлого века А. Адлером эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов.

Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных ролей – достаточно важная характеристика личности. Примером может служить ролевая теория Д. Мида.

Третья грань Я – психологическое Я, которое включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я?». Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое в него тоже входят. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного человеческого Я. Под Я-концепцией личности понимается комплекс всех представлений человека о себе. Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к следующим основным источникам.

Основополагающие подходы У. Джемса.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другие – содержание этого опыта (Я-как-объект). Личностное Я – это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. По мнению Джемса, Я-как-объект – это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. В обществе человек имеет возможность устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. По Джемсу, наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. В конечном счете мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.