Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Понятие о психологическом диагнозе. Структура диагностического процесса. Определение понятия психологический диагноз. Виды психологического диагноза Этиологический уровень психологического диагноза предполагает

Понятие о психологическом диагнозе. Структура диагностического процесса. Определение понятия психологический диагноз. Виды психологического диагноза Этиологический уровень психологического диагноза предполагает

  • 7.Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик
  • 8.Виды проективных методик
  • 9. Диагностическая ценность проективных методик
  • 10.Общая характеристика графических методов психодиагностики
  • 11 Основные критерии диагностической оценки графических изображений
  • 12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон
  • 13. Стандартизация теста. Понятие о норме теста.
  • 14. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста
  • 16 Стандартизация шкалы измерений
  • 18.Наиболее распространённые стандартные шкалы измерений в психодиагностике
  • 19. Технология создания и адаптации методик
  • 2. Проверка устойчивости к перетестированию
  • 4. Проверка или рестандартизация тестовых норм.
  • 5. Специфичный этап для многомерных тестов - проверка вос­производимости структуры отношений между шкалами.
  • 20. Валидность как критерий оценки качества теста: виды непосредственной валидности
  • 21. Валидность как критерий оценки качества теста: виды опосредованной валидности
  • 23. Последовательность действия психолога при проверке надежности теста:
  • 24Ретестовая надёжность как критерий оценки качества тестов:
  • 25 Надёжность параллельных форм как критерий оценки качества тестов:
  • 26 Достоверность как критерий оценки качества теста и способы предотвращения искажения результатов тестирования
  • 27 Различия между стандартизированной и клинической диагностикой:
  • 28 Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследования:
  • 29.Факторная стратегия исследования личности с помощью теста pf-16 Кеттелла. Описание личностных факторов 1 порядка
  • 30. Форма с теста 16 pf р. Кеттелла: процедура, обработка
  • 33 «Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по Леонтьеву и Занкову.
  • 34. Hand-тест и его теоретический конструкт: процедура обследования и интерпретация данных.
  • 35 Детские варианты теста р. Кеттелла (cpq)
  • 38 Тест Векслера:теор конструкт теста, верб.И неверб. Интеллект, сведения о надежности теста
  • 39Тест Векслера: стимматер, процедура тестирования
  • 40. Прогрессивные матрицы Равена: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте
  • 42. Тест Амтхауэра: общие сведения о назначении и теор. Конструкте
  • 43. Тест Амтхауэра: общие сведения о процедуре проведения, регистрации данных и их интерпретации.
  • 44. Методы определения межполушарной организации психических процессов
  • 45. Диагностика индивидуального стиля взаимодействия с помощью теста т. Лири
  • 46 Диагностика креативности с помощью теста Гилфорда
  • 47 Диагностика креативности с помощью теста Торренса
  • 48. Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга: теоритический конструкт
  • 50 Метод тат Мюррея /назначение теста, Теоретические основы
  • 51.Метод тат Мюррея: процедура проведения и интерпретация данных
  • 52. Детский вариант тематического апперцептивного теста сат
  • 53.Метод Роршаха: назначение теста, теоретический конструкт и процедура проведения и интерпретации данных.
  • 54. Тест «Рисунок семьи»
  • 55. Тест «Домдеревочеловек»
  • 56. Тест «Несуществующее животное»
  • 57 ПсД с помощью 8-цветного набора теста Люшера: назначение теста и теор. Конструкт.
  • 1.Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.

    Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

    Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

    Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

    В случаяхпереживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

    Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

    1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

    2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

    Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

    2. Уровни и виды психологического диагноза по л.С. Выготскому

    Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

    Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

    Л. С. Выготский :

    Симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особен-ей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не явл собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.

    Тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

    – типологический диагноз(высший ур-нь), закл в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лич-ти. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру лич-ти.

    Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологич диагноза в наст время явл одной из наиболее важных задач психодиагностики.

    3.Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.выготского в постановке психологического диагноза. Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка.

    Принцип анализа индивид. жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

    Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.

    Понятие "психологический диагноз" - ключевое в психологической диагностике и в то же время наименее разработанное. Им пользуются все психологи-диагносты, хотя единое представление о сути, специфики и содержании психологической информации, необходимой для постановки диагноза, отсутствует. Дальнейшее расширение функций психолога-диагноста, как и совершенствование системы профессиональной подготовки психологов непосредственно связано с разработкой этого понятия.

    Само понятие "психологический диагноз", прежде всего, указывает на тесную связь с медициной, а точнее с психиатрией. Небезынтересно, что слово "диагноз" пришло из военного дела. В давние времена диагностами называли войнов, выносивших в перерыве между боями убитых и раненных. Затем этот термин появился в медицине и первоначально применялся для обозначения психических нарушений или состояний, отклоняющихся от нормы. В медицинском смысле цель психодиагностики сводится к постановке диагноза, то есть к определению отличий выявленных у конкретного человека психологических характеристик от известного на данный момент эталона. Проникновение психодиагностики во многие сферы деятельности и частной жизни человека заставляет более широко понимать термин "психологический диагноз" и более четко дифференцировать патопсихологию от выявления нормальных психических феноменов.

    Л.С.Выготский установил три ступени психологического диагноза.

    Первая ступень - Симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым затем делается практический вывод. Такой диагноз не считается чисто научным, так как симптомы не всегда выявляются профессионалами. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза - наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен.

    Вторая ступень - Этиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Выяснение возможных причин особенностей переживаний, поведения, отношений человека - важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной психологической особенности.

    Третья ступень - Типологический диагноз (высший уровень). Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности.

    Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на умении понимать внутреннюю логику развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее.

    Психодиагностические средства. Репрезентативность, надежность, валидность психодиагностических методик.

    28. Использование компьютерных технологий в диагностической и коррекционно-развивающей работе в системе специального образования .

    На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемле- мым элементом диагностической деятельности психолога. Внедрение компьюте- ров в психодиагностику имеет свою историю. На начальном этапе развития ин- формационных технологий (начало 1960-х гг.) функции компьютера были весь- ма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных. Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагаются наиболее трудоемкие, рутинные операции. Однако уже в это время начинает развиваться машинная интерпретация тестов.
    Собственно появление так называемой компьютерной психодиагностики за рубежом происходит в период второго этапа развития информационных техноло- гий (1960-е гг.). В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие про- цедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, на- копление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандарт- ные показатели и т. д.). Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных.

    2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 115

    Успехи в развитии электроники привели к быстрому снижению стоимости машинных ресурсов, тогда как расходы на математическое обеспечение возросли. Концепция этого этапа развития информационной технологии может быть сфор- мулирована следующим образом: «Все, что может быть запрограммировано, дол- жны делать машины; люди должны делать только то, на что они пока не в состоя- нии написать программы» (Громов, 1985). Именно к этому периоду относятся основные достижения западной компьютерной психодиагностики. Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиаг- ностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Неко- торые выборки обследованных насчитывали миллионы. Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения. Компьютер все чаще выступает в роли
    «экспериментатора».
    Третий этап развития информационной технологии (начиная с 1970-х гг.) со- здал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагно- стических систем на базе ПЭВМ, ускорил процесс внедрения в практику автома- тизированных тестовых методик, создал основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации. Меняется процедура обследования, общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму «диалога». Введение обратной связи позволяет изменять стратегию иссле- дования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, тесты специально создан- ные для компьютерной среды. Развитие этих тестов создает предпосылки адаптив- ного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Отсюда целесообразно разделение тестов на компьютеризированные, или приспособленные к условиям компьютера, и ком- пьютерные.
    В последнее десятилетие XX в. компьютеры становятся доступными не толь- ко институтам и лабораториям, но и каждому исследователю. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных пер- сональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообраз- ным набором периферийных устройств.
    Отечественная компьютерная психодиагностика как направление исследова- ний оформляется к середине 1980-х гг., и ее развитие не столь непосредственно связано с совершенствованием информационной технологии, как

    Требования к построению и проверке психодиагностических методик.

    Глава III ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ МЕТОДИК

    § 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

    Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Как отмечает А. Анастази (1982), стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

    Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

    К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно, например, отнести такие:

    1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило,
    письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же
    словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

    2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

    3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым
    дополнительные пояснения;

    4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по
    возможности время дня, в сходных условиях;

    5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны
    быть одинаковыми и т.д.

    Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

    Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытании, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Так, например, ребенок шести лет, выполняя тест умственного развития, получил балл, равный 117. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего не означает. Полученный дошкольником балл нельзя интерпретировать как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это развитие выражено в единицах измерения, присущих данной методике, и, таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Очевидно, нужно располагать точкой отсчета и какими-то строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает вопрос, что за эту точку отсчета брать? В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем - это так называемая статистическая норма.

    В общих чертах стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, осуществляется путем проведения этой методики на большой репрезентативной выборке того типа, для которого она предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. В результате можно оценить разные степени успешности или неуспешности в выполнении диагностической пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации (А. Анастази, 1982).

    Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к давно применяемым в биологии приемам математической статистики. Рассмотрим пример.

    На призывной пункт явились несколько тысяч молодых людей. Допустим, что все они примерно одного возраста. Что мы получим при измерении их роста? Обычно оказывается, что большинство почти одного роста, совсем немного будет людей очень маленького и очень высокого роста. Остальные же распределятся симметрично, уменьшаясь по количеству от среднего максимума в ту и другую сторону. Распределение рассматриваемых величин - это нормальное распределение (или распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса). Математики показали, что для описания такого распределения достаточно знать два показателя - среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение, которое получается путем несложных вычислений.

    Назовем среднюю арифметическую х, а стандартное отклонение (J (сигма малая). При нормальном распределении все изучаемые величины практически находятся в пределах + 5 (J .

    Нормальное распределение обладает многими преимуществами, в частности оно позволяет заранее рассчитать, сколько случаев будет расположено в определенном удалении от средней арифметической при использовании для определения удаленности стандартного отклонения. Для этого имеются специальные таблицы. Из них видно, что в пределах х ± (J находится 68% изучаемых случаев. За этими пределами находится 32% случаев, а так как распределение симметрично, то по 16% с каждой стороны. Итак, преобладающая и наиболее представительная часть распределения находится в пределах x±G.

    Рассмотрим стандартизацию диагностической методики на примере тестов Стэнфорд-Вине. В группу испытуемых входили 4498 человек от 2,5 до 18 лет. Усилия стэнфордских психологов были направлены на то, чтобы распределение полученных по каждому возрасту данных о выполнении тестов было близко к нормальному. Этого результата удалось добиться далеко не сразу; в некоторых случаях ученым приходилось заменять одни задания другими. В конце концов работа была закончена, и были подготовлены тесты по каждому возрасту со средней арифметической, равной 100, и со стандартным отклонением, равным 16, с распределением, близким к нормальному.

    Выше говорилось о том, что при измерении роста новобранцев было получено нормальное распределение данных об их росте. Никто не вмешивался в процесс измерения, не заменял одних новобранцев другими. Все получилось естественно, само собой. Но при работе с психологическими методиками дело идет не так. Опытным психологам, неплохо представляющим психические возможности детей, приходилось заменять некоторые задания, чтобы приблизить полученные результаты к нормальному распределению. Результаты диагностических испытаний в психологии очень редко укладываются в рамки нормального закона; их приходится для этого специально подгонять. Причины этого явления нужно искать в самом существе теста, в обусловленности его выполнения подготовкой испытуемых.

    Итак, стэнфордскими психологами было получено распределение, близкое к нормальному. Для чего оно нужно? Это дало возможность классифицировать весь полученный материал по каждому возрасту. Для такой классификации используется стандартное отклонение СТ и средняя арифметическая jc. Принимается, что результаты в пределах jc ± (J показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, границы нормы для данного возраста. При (J =16их=100 эти границы нормы будут от 84 до 116. Интерпретируется это так: результаты испытуемых, которые не выходят за эти границы, находятся в пределах нормы. Те, чьи результаты менее 84, находятся ниже нормы, а те, чьи результаты более 116, - выше нормы. Нередко этот же прием применяют и для дальнейшей классификации. Тогда результаты в пределах от jc -СТ до х - 2(J интерпретируются как "несколько ниже нормы", а от jc -2(J до jc - ЗсТ - как "значительно ниже нормы". Соответственно классифицируются результаты, находящиеся выше нормы.

    Вернемся к результату, полученному ребенком шести лет, о котором упоминалось выше. Его успешность по тесту равна 117. Этот результат выше нормы, но очень незначительно (верхняя граница нормы 116).

    Кроме статистической нормы, основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили

    Процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Например, если 28% людей правильно решат 15 задач в арифметическом тесте, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (P 2 s)- Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, тес лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей отсчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.

    50-й процентиль (Р 5 о) соответствует медиане - одному из показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50, - сравнительно низкие показатели, 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями.

    Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль - это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Р 0). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Рюо)- Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.

    Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их применение достаточно универсально и подходит к любому типу тестов. Однако недостаток процентилей - это существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние точки распределения. При использовании процентилей (как уже отмечалось выше) определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина различий между отдельными показателями.

    В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний. В нашей стране под руководством К.М. Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. В главе XII дано определение этого понятия и показано, в чем преимущество такого критерия оценки по сравнению со статистической нормой.

    Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.

    Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп (%):

    1) наиболее успешные - 10;

    2) близкие к успешным - 20;

    3) средние по успешности - 40;

    4) малоуспешные - 20;

    5) наименее успешные - 10.

    Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности

    § 2 НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ

    Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться диагностическими методиками.

    К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятии внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген и др.). Ими были разработаны как формально-логический, так и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.

    В психодиагностике проблемы надежности и валидности методик тесно взаимосвязаны, тем не менее существует традиция раздельного изложения этих важнейших характеристик. Следуя ей, начнем с рассмотрения надежности методик.

    НАДЕЖНОСТЬ

    В традиционной тестологии термин "надежность" означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Как пишет А.Анастази (1982), вряд ли можно с доверием относиться к тесту интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный НО, а к концу 80. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. При этом в определенной мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в пределах одной группы. Таким образом, можно сказать, что надежность методики - это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

    Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов, влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию таких факторов. Среди них наиболее часто называются следующие:

    1) нестабильность диагностируемого свойства;

    2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция,
    задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по
    предъявлению методики испытуемым и т.д.);

    3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся
    эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних
    шумов и т.д.);

    4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному
    предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

    5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте
    отмечается хорошее самочувствие, в другом - утомление и т.д.);

    6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда
    ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени
    полноты, оригинальности и т.п.).

    Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить условия, снижающие точность измерений, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

    На характеристику надежности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. В этом случае при повторном обследовании новые результаты также расположатся тесной группой. Возможные изменения ранговых мест испытуемых будут незначительными, и, следовательно, надежность методики будет высокой. Такое же неоправданное завышение надежности может возникнуть при анализе результатов выборки, состоящей из группы, имеющей очень высокие результаты, и из группы с очень низкими оценками по тесту. Тогда эти далеко отстоящие друг от друга результаты не будут перекрываться, даже если и вмешаются в условия эксперимента случайные факторы. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надежность методики.

    В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надежности. Приводимый показатель надежности применим только к группам, подобным тем, на которых он определялся. Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надежность, то эта процедура должна быть проведена заново.

    Как подчеркивают многие авторы, разновидностей надежности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний (В Черны, 1983) Однако практическое применение находят лишь несколько видов надежности

    Так как все виды надежности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену, см гл. XIV). Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

    В данном пособии при описании видов надежности основной упор делается на работы К.М Гуревича (1969, 1975, 1977, 1979), который, проведя тщательный анализ зарубежной литературы по этой проблеме, предложил толковать надежность как:

    1) надежность самого измерительного инструмента,

    2) стабильность изучаемого признака;

    3) константность, т.е. относительную независимость результатов от личности
    экспериментатора

    Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надежности, показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния личности экспериментатора - коэффициентом константности.

    Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности.

    Остановимся на более подробном рассмотрении этих показателей, характеризующих с разных сторон надежность психодиагностической методики.

    1. Определение надежности измерительного инструмента. От того, как составлена методика, насколько правильно подобраны задания с точки зрения их взаимосогласованности, насколько она однородна, зависит точность, объективность любого психологического измерения. Внутренняя однородность методики показывает, что ее задания актуализируют одно и то же свойство, признак.

    Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (или гомогенности), используется так называемый метод "расщепления". Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются между собой. Для применения этого способа нужно поставить испытуемых в такие условия, чтобы они смогли успеть решить (или попытаться решить) все задания. Если методика однородна, то большой разницы в успешности решения по таким половинкам не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

    Можно делить задания и другим путем, например сопоставить первую половину теста со второй, первую и третью четверть - со второй и четвертой и т п. Однако "расщепление" на четные и нечетные задания представляется наиболее целесообразным, поскольку именно этот способ наиболее независим от влияния таких факторов, как врабатываемость, тренировка, утомление и пр.

    Лекция 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

    План:

    1. Понятие психологического диагноза.

    2. Психологический прогноз.

    3. Психодиагностическое заключение.

    Понятие психологического диагноза относится к наименее разработанным в современной психологии и не имеет четкого определения. В зарубежной психологии данное понятие по своей сути не имеет самостоятельного значения, а психологическая диагностика понимается как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов.

    Понятие «диагноз» широко используется в разных областях науки и техники. «Диагноз, где бы он не ставился – в медицине, в технике, в управлении, в практической психологии, - это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаруживавшегося неблагополучия, чаще всего в условиях множественности причинно-следственных связей» (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух).

    В отечественной науке первым вопрос о сущности и специфике психологического диагноза поставил Л.С. Выготский . В 20-е годы, когда стала активно развиваться практика педологического консультирования, обнаружились две тенденции: к подмене психологического диагноза медицинским и к чисто эмпирическому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка. Эти тенденции Л.С. Выготский в равной степени считал неправомерными и опасными. Единственно научный путь построения психологического диагноза Выготский видел в контексте этапов и закономерностей всего психического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей. В сферу психологического диагноза Выготский включил всю полноту процесса развития, подразумевая под этим, прежде всего позитивную характеристику психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, а также характеристику совокупности условий, его определяющих.

    Для понимания специфики психологического диагноза сравним его с понятием медицинский диагноз. Основное в медицинском диагнозе – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выявляются через их связь с типичными для данного синдрома патофизиологическими механизмами. В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, необходимо выявлять в каждом отдельном случае, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

    Наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления о клинико-психологическом диагнозе. А. Левицкий к основным задачам клинико-психологического диагноза относит:

    Описание нарушений поведения, проявляющегося у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования;



    Выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов;

    Определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой – психологическими.

    В настоящий момент термин «диагноз» чаще всего употребляется по отношению к результату диагностической деятельности. Психологический диагноз как результат деятельности представляет собой логическое заключение обследующего человека или группы людей о состоянии объекта психодиагностики. Подобное логическое заключение направлено на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, позволяет предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

    Постановка диагноза предполагает предварительное выделение набора признаков (симптомов). Между тем их знание не гарантирует правильности диагноза, поскольку однозначное соответствие между набором симптомов и соответствующими причинами встречаются редко.

    Выделяют два типа диагноза:

    1 – диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В данном случае получаемые при диагностике данные об индивидуальных особенностях психики обследуемого соотносятся с нормой или каким-либо критерием.

    2 – диагноз, позволяющий находить место испытуемого среди других людей по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых при диагностике данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введения показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с критерием.

    В зависимости от целей диагностической работы психологический диагноз может быть передан другому специалисту (учителю, врачу, социальному работнику, эксперту суда и т.д.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции и передан родителям ребенка или самому обследуемому. Кроме того, на основе диагноза сам психолог может планировать проведение коррекционной работы, что и является основной составляющей деятельности практического психолога.

    Среди качеств психологического диагноза различают правильность – адекватность, соответствие реальному состоянию обследуемого, а также конкретным условиям оказания психологической помощи. Другое качество психологического диагноза – своевременность – проявляется в его быстроте и оперативности, что особенно ценно в ситуации постановки диагноза во время консультации. Коммуникативная ценность диагноза – третье качество – характеризуется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, являющемуся как правило неспециалистом. Трудоемкость – качество, которое определяется уровнем профессиональной подготовки диагноста, наличием в его распоряжении психодиагностических средств и особенностями конкретного случая. Оптимальная для диагноста трудоемкость психологического диагноза отражает адекватность его собственных возможностей.

    Психологический диагноз часто сопровождается ошибочными действиями. Причины диагностических ошибок связаны со сбором данным и их переработкой. К ошибкам, связанным со сбором информации относятся:

    - ошибки наблюдения (наблюдение черт в искаженной качественной или количественной форме);

    - ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения);

    - ошибки инструментальные (возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой, измерительной техникой и др.).

    Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:

    - эффект «первичного впечатления» – ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

    - ошибка атрибуции – приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

    - ошибки ложной причины – выдвигается и подтверждается ложная причина состояния объекта психодиагностики;

    - познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

    - познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.

    Диагноз психологический представляет собой результат деятельности специалиста, в ходе которой были выявлены особенности личности, их нынешнее состояние, а также прогнозы дальнейших возможных преобразований.

    Определение понятия

    Такое понятие, как "диагноз", используется достаточно широко не только в медицине, но и в других научных сферах. Дословно оно переводится как "распознавание". Что касается такого термина, как "диагноз психологический", то под ним подразумевают выявление проблем личностного характера, а также их явных и скрытых причин. При этом речь может идти не только об отклонениях или патологиях, но и о нормальных состояниях, которые также нуждаются в исследовании.

    Постановка психологического диагноза может осуществляться по четырем основным направлениям, которые в свое время выделил известный ученый Рейкович:

    • изучение, анализ и составление характеристики поведенческой деятельности;
    • исследование психических процессов, которые отвечают за регулирование деятельности человека;
    • диагностика механизмов протекания нервных реакций;
    • изучение условий формирования психологических характеристик индивида.

    Стоит отметить, что в психологии слово "диагноз" используется не так часто, как в других областях медицины. Это связано с тем, что эмоциональное состояние человека достаточно нестабильно и не всегда поддается доскональному изучению. Именно поэтому психологический диагноз зачастую носит приблизительный, описательный характер.

    Если говорить о развернутом психологическом диагнозе, то он предполагает следующие моменты:

    • первичное изучение общего состояния индивида и уровня его развития;
    • изучение личности на предмет сбалансированности, а также выявление психологических особенностей;
    • поиск проблем (не только осознаваемых самим пациентом, но и скрытых);
    • определение отношения личности к выявленным проблемам;
    • с учетом наличия или отсутствия у пациента выраженного адаптивного потенциала.

    Основные ошибки психологической диагностики

    Проблема психологического диагноза состоит в том, что установить его достаточно сложно. Специалисты довольно часто допускают следующие ошибки:

    • невнимательное или искаженное наблюдение, в результате которого могут быть неверно истолкованы черты характера и форма их проявления;
    • ошибки регистрации данных, чаще всего они связаны с пристрастным отношением к пациенту или же с субъективной оценкой терминов;
    • инструментальные ошибки объясняются недостатком навыков в работе с техническими приспособлениями, а также неумением правильно интерпретировать полученные данные;
    • постановка окончательного диагноза на основании первого впечатления без проведения дополнительных исследований;
    • ошибка атрибуции состоит в том, что специалист может приписать испытуемому те черты характера, которые на самом деле не присущи ему;
    • установление ложных причин отклонения от нормального состояния;
    • стремление всюду использовать наработанные гипотезы, не желая работать над поиском новых решений;
    • слишком осторожная формулировка диагноза.

    Этапы деятельности психолога

    Работа психолога с пациентом включает в себя следующие основные этапы:

    • предварительная подготовка включает в себя установление контактов между больным и врачом, а также подбор методики работы;
    • с пациентом, а также мотивирование его к сотрудничеству (эта цель достигается путем создания дружелюбной и доверительной атмосферы);
    • сбор данных о состоянии больного путем использования различных методик психологической диагностики;
    • обработка полученных данных с последующей формулировкой диагноза и составлением прогноза дальнейшего развития состояния больного;
    • разработка рекомендаций для нормализации состояния пациента;
    • оформление медицинского заключения в установленной форме.

    Психологическое заключение

    Психологический диагноз, психологическое заключение - это похожие понятия, которые, тем не менее, нельзя отождествлять. Первый термин достаточно размытый и не так часто используется на практике. Если же говорить о психологическом заключении, то оно составляется в формализованном виде и может быть первичным, а также уточненным (итоговым).

    Стоит отметить, что разделение заключений на первичные и уточненные достаточно условно. В психологической практике часто возникает необходимость в повторных исследованиях. Именно поэтому итоговое заключение может перейти в разряд первичного. Это связано с тем, что психологическое и эмоциональное состояние индивида подвержено постоянным колебаниям и является достаточно нестабильным.

    Вполне допустимо писать психологическое заключение в свободной форме, но если говорить об общепринятой практике, то оно должно иметь приблизительно следующий вид:

    • Общая часть:
      • данные о пациенте;
      • жалобы больного или лиц, сопровождающих его;
      • данные анамнеза;
      • описание специфических особенностей внешности и поведения;
      • выявление степени сформированности регуляторных функций;
      • развитие когнитивных характеристик;
      • эмоционально-личностные проблемы и особенности межличностного общения.
    • Специальная часть:
      • сформулированный психологический диагноз;
      • прогнозы дальнейшего развития ситуации;
      • рекомендации по нормализации состояния.

    Принципы психологического заключения

    Психологические заключения устанавливаются на основе следующих принципов:

    • документ не имеет стандартной формы написания, а потому составляется в соответствии с собственными теоретическими и практическими знаниями диагноста;
    • основным из пунктов заключения является формулировка цели, с которой проводилось исследование;
    • чтобы психологическое заключение имело практическую значимость, в нем непременно должны быть отражены отличительные свойства личности, которые могут считаться отклонением от нормального состояния;
    • должна присутствовать ориентировка на конкретные действия, которые несут в себе корректирующую функцию;
    • к заключению должны прилагаться исчерпывающие данные о проведенных исследованиях (бланки опросов и прочее);
    • описания должны быть четкими и объективными.

    Психологический диагноз и его виды

    Стоит отметить, что разные специалисты и используют разные методы работы с пациентами. В связи с этим большой интерес представляет изучение таких вопросов, как психологический диагноз и его виды. Основными считаются следующие:

    • Диагноз, основанный на констатации факта наличия того или иного признака. При этом психологические характеристики пациента оцениваются, исходя из заданного критерия, который считается нормой.
    • Определение степени выраженности тех или иных характеристик. Довольно часто применяется при исследовании группы лиц на предмет наличия тех или иных характеристик.

    Области применения результатов исследований

    Психологический диагноз может найти свое применение в следующих областях деятельности человека:

    • оптимизация обучающих и воспитательных процессов;
    • работа в области профессионального обучения и профориентации;
    • психотерапевтическая работа, которая направлена на устранение отклонений от нормального состояния;
    • судебная практика (в зависимости от заключения специалиста может определяться мера наказания).

    Основные способы постановки диагноза

    Можно выделить следующие основные методы психологического диагноза:

    • рисуночный метод - на основе изображения, начертанного испытуемым, делаются выводы о его состоянии;
    • метод опроса - специальные бланки, после заполнения которых психолог может поставить соответствующий диагноз;
    • используется с целью выявления закономерностей отношений в группе людей;
    • биографический метод подразумевает изучение психологии человека на основе описания его жизни и реконструкции отдельных ключевых этапов;
    • генетический метод - это постановка диагноза на основании исследования историй болезней ближайших родственников пациента;
    • близнецовый метод направлен на то, чтобы выяснить природу психологических характеристик человека (являются они врожденными или же приобретенными в результате воздействия внешних факторов);
    • математические методы позволяют обосновать и уточнить выдвинутую гипотезу.

    Психологический диагноз по Выготскому

    Одним из наиболее видных деятелей в области психологии считается Л. С. Выготский. Он уделял особое внимание таким понятиям, как "психологический диагноз" и "психологический прогноз". Исходя из его точки зрения, их содержание совпадает. Тем не менее, чтобы составить прогноз, необходимо изучить не только настоящее, но и прошлое состояние пациента, что позволит сформировать более-менее точную картину дальнейшего развития ситуации.

    В соответствии с можно выделить следующие основные уровни психологического диагноза:

    • эмпирический - констатация симптомов, на основании которых делается заключение;
    • этиологический - состоит в выявлении причин возникновения того или иного состояния;
    • типологический - это наивысший уровень диагностики, который подразумевает определение места выявленных отклонений в общей психологической картине личности.

    Распространенные детские диагнозы

    Можно выделить следующие частые психологические диагнозы детей:

    • - это страх разлуки как с близкими людьми, так и с дорогими вещами. Причиной может послужить недавняя потеря или же резкая смена обстановки. Проявляется в состоянии постоянной тревоги и замкнутости.
    • Дизраптивные которые подразумевают чрезмерную активность и импульсивность. Дети с подобным диагнозом зачастую достаточно вспыльчивы и упрямы, а также чувствительны. При этом они стремятся командовать окружающими и отличаются чрезмерным стремлением получить желаемую вещь.
    • Коммуникативные расстройства проявляются в затрудненном вербальном или невербальном выражении своих мыслей. Такие дети довольно часто характеризуются замедленной или невнятной речью, а также заиканием.
    • Расстройства развития сопровождаются неконтролируемым поведением. Такие дети могут быть буйными и агрессивными, а также внезапно испытывать приступы гнева. Подобные расстройства сопровождаются нарушениями социальных и коммуникативных навыков.
    • Физиологические расстройства подразумевают нарушения в системе питания, а также оправления естественных нужд. Они могут быть вызваны сильными стрессами или испугом.
    • Расстройства настроения проявляются в виде угнетенности и апатичности. Также сюда относят и которые сопровождаются маниакальными приступами, чрезмерным раздражением и возбуждением.
    • Расстройства моторных знаков сопровождаются задержками в физическом развитии. Зачастую такие дети неуклюжи, долго учатся элементарным приемам (например, застегиванию пуговиц и так далее).
    • Тикозные расстройства нередко имеют наследственный характер или же могут возникнуть в результате сильного стресса. Это непроизвольные и неритмичные движения различными частями тела. Зачастую при нормальной обстановке подобные проблемы проходят самостоятельно примерно к 7 годам.

    Принципы постановки психологических диагнозов

    Результатом работы специалиста с пациентом является психологический диагноз. Психодиагностике известны следующие основные принципы:

    • комплексный подход подразумевает целостное исследование таких базовых сфер, как личность, поведение и интеллект;
    • единство диагностики и коррекции;
    • целостное изучение психических характеристик (во время исследования должно быть произведено выявление всех сфер психики);
    • подразумевает учет индивидуальных характеристик при постановке диагноза и назначении лечения;
    • деятельностный подход состоит в том, что работа с пациентом должна осуществляться в контексте его сферы деятельности;
    • принцип динамичности состоит в том, чтобы изучать не только актуальные характеристики, но и возможности дальнейшего их развития;
    • сочетание индивидуального и коллегиального обследования состоит в возможности привлечения сторонних специалистов к установлению диагноза и лечению.
    • вырабатывая рекомендации для больного, стоит предлагать ему несколько альтернативных вариантов решения проблемы, чтобы он имел возможность выбора в зависимости от внешних обстоятельств;
    • психолог не должен ограничиваться исключительно раздачей рекомендаций, а давать субъективную оценку каждому из советов;
    • не стоит навязывать больному способ поведения, к которому склоняется психолог, - пациент должен иметь возможность самостоятельного выбора;
    • психологическая консультация не должна ввергать пациента в зависимость от врача (по ее итогам больной должен получить навыки самостоятельной психокоррекции);
    • клиент всегда должен иметь возможность повторно обратиться к специалисту, если он не может самостоятельно справиться с проблемой;
    • психолог не должен завершать работу с пациентом до тех пор, пока не убедится в том, что тот правильно понял рекомендации и готов к самостоятельной деятельности.

    Выводы

    Понятие психологического диагноза подразумевает результат деятельности специалиста, которая была направлена на выявление отклонений в развитии личности, выработку рекомендаций и прогнозирование будущего состояния. Имеется в виду умение распознать проблемы личностного характера, а также причины их возникновения и прочие существенные моменты. Если говорить о направлениях диагностики, то она может заключаться в изучении поведенческой деятельности, а также психологических процессов, которые регулируют ее. Внимание уделяется механизмам, отвечающим за протекание нервных реакций, и условиям, в которых формируется психологический портрет.

    Стоит отметить, что на данный момент уделяется огромное внимание такому вопросу, как психологический диагноз и его виды. Контрольная функция заключается в том, чтобы не допустить распространенных ошибок, которые часто допускают специалисты. Так, речь может идти в первую очередь о невнимательности к пациенту, ведь психологи нередко полагаются на свой предшествующий опыт. Также стоит отметить риск необъективного отношения к пациенту. Распространенная ошибка - это постановка диагноза на основании первого впечатления без проведения более глубокого анализа. Также стоит отметить вероятность использования шаблонных теоретических ситуаций без учета индивидуальных особенностей личности.

    Такое понятие, как "диагноз", не настолько распространено в психологии, как "заключение". Несмотря на то что оно не имеет установленной формы, существует общепринятая схема его составления. Так, в общей части содержатся основные данные о пациенте, а также жалобы от него (или же от сопровождающих лиц). Здесь же должны быть сформулированы особенности внешности и поведения пациента, которые имеют значение для постановки психологического диагноза, а также выявленные проблемы. В специальной части содержится не только формулировка заключения, но также общие рекомендации по решению проблемы и прогноз дальнейшего развития событий.

    Достаточно большой вклад в теорию и практику психологии сделал ученый Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что понятия прогноза и диагноза имеют примерно одинаковую направленность. Тем не менее второе является более широким и сложным, ведь оно подразумевает изучение не только прошлого и настоящего, но и перспективного состояния. Выготский выделял три уровня психологического диагноза. Эмпирический является наиболее простым и подразумевает лишь констатацию явных и скрытых симптомов. Если говорить об этиологическом уровне, то он является более сложным ввиду необходимости поиска и анализа причин отклонения. Реже всего встречается типологический уровень, на котором осуществляется установление места имеющихся отклонений в общей картине личности.

    Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

    Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико – психологических построений различных психологических направлений.

    Под психодиагностикой понимают теорию и практику постановки психологического диагноза.

    Психологический диагноз – квалифицированное заключение о наличном психическом состоянии человека или группы людей в целом или по сравнению с другими людьми или группами.

    Как и любая другая научная дисциплина психодиагностика имеет теоретическую и практическую основу.

    Задачи теоретической психодиагностики:

    1) оценка изучения достоверности результатов психодиагностического обследования,

    2) изучение основных объектов психодиагностики, т.е. выделение тех проявлений личности, которые подлежат обследованию,

    3) разработка и обоснование методов психодиагностики.

    Задачи практической психодиагностики - постановка задач связана с самой процедурой постановки психологического диагноза:

    1) определение требований к психодиагносту,

    2) определение условий проведения диагностического обследования,

    3) проведение диагностического обследования.

    В настоящее время различают общую и частную психодиагностику. Общая психодиагностика опирается на общую, возрастную, социальную психологию, с другой стороны – на психометрику (наука об измерении). Частная психодиагностика решает более узкие задачи, которые зависят от специфики объекта. Для каждого направления психологии существует своя частная психодиагностика, которая характеризуется спецификой объекта, целями, задачами и методиками психодиагностики.

    Клиническая психодиагностика: объект – индивидуальные особенности больного человека; виды клинической психодиагностики – патопсихологическая, нейропсихологическая, соматопсихологическая психодиагностика.

    Профессиональная психодиагностика: объект – психические особенности профессиональной деятельности и субъекта профессиональной деятельности. За счет этого вида психодиагностики идет оптимизация производства, снижение текучести кадров, повышение эффективности профессионального обучения.

    Педагогическая психодиагностика: объект – участник образовательного и воспитательного процесса. Основные задачи – диагностика индивидуальных особенностей ученика, межличностных отношений, оценка эффективности разных образовательных систем и т.д.

    Т.о., объект психодиагностики – человек как биологический организм, человек как социальный индивид, человек как личность. Психодиагностика направлена на выявление качеств индивида, всех аспектов взаимоотношений, свойств личности.

    Цель психодиагностики – измерение диагностических признаков.

    В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

    · понимание объекта измерения,

    · направленность измерения,

    · характер методов измерения.

    Диагностические признаки – определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики.

    Диагностический фактор – ненаблюдаемые непосредственно глубинные основания тех или иных диагностических признаков, т.е. причина диагностического признака.

    Психодиагностический процесс – процедура постановки психологического диагноза.

    По степени сложности психодиагностического процесса принято различать:

    § психодиагностическое исследование – более сложный психодиагностический процесс. Оно предполагает теоретический анализ проблемы, который позволяет выдвинуть психодиагностическую концепцию. На основании концепции выделяются диагностируемые свойства, из этих свойств выявляют диагностируемые признаки;

    § психодиагностическое обследование – конкретная программа действий с объектом психодиагностики, которое предполагает оценку признаков и постановку диагноза.

    Психологический диагноз – описание наличного состояния объекта, это конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение и описание сущности индивидуально – психологических особенностей личности.

    Впервые это понятие использовал Л.С. Выготский.

    Принято рассматривать:

    Диагноз в широком смысле слова – комплексное изучение и описание личности, всех уровней психодиагностики объекта. Этот диагноз позволяет дать прогноз развития личности в целом и разрабатывать комплексные коррекционные программы;

    Диагноз в узком смысле слова – выявление конкретных причин каких-либо недостатков в учебной или профессиональной деятельности.

    Выготский выделил три уровня постановки диагноза:

    ü симптоматический – описание диагностических признаков,

    ü этиологический – выделение диагностического фактора, т.е. выявление причины,

    ü типологический – определение места полученных данных в общей структуре личности, т.е. отнесение этих данных к определенной диагностической категории.

    В психодиагностике важное место занимает понятие «норма». Норма рассматривается как оптимальное состояние объекта, т.е. состояние, которое больше всего соответствует определенным условиям или задачам. Существует несколько точек зрения на понятие «норма».

    Норму можно рассматривать как исходное начало для оценки, сравнения диагностических данных.

    Норму рассматривают как отсутствие отклонений.

    Норма рассматривается как описательная характеристика. В понятие «норма» входят наиболее распространенные требования, правила, которые приняты в обществе.

    Исходя из позиции исследования, выделяют нормы:

    ü социокультурные

    ü статистические

    ü идеальные

    ü индивидуальные

    ü функциональные

    Статистическая норма – средний показатель измеряемого свойства. Используется для оценки стилевых и мотивационных свойств личности (стиль мышления, поведения и т.д.).

    Социокультурная норма – тот уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Данные нормы изменяются с изменениями, происходящими в обществе. Используются для оценки способностей, знаний, навыков и умений.

    Идеальная норма – идеальная модель требований общества к личности, такую модель называют социально-психологическим нормативом.

    Функциональная норма – требования общества к уровню развития той или иной психической функции.

    Индивидуальная норма – уровень развития свойства, который является оптимальным для данного человека (объем памяти).