Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Гендерное разделение в школе. Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения

Гендерное разделение в школе. Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения

Работая под девизом: "Обучаем раздельно, воспитываем вместе!" , несколько лет подряд наша школа реализует раздельно - параллельное обучение: в нашей школе есть классы мальчиков, классы девочек и классы совместного обучения.

Обращение к гендерному аспекту в образовании в нашей стране, как и в странах Европы, Австралии, США, вызвано существованием целого спектра острейших и взаимосвязанных проблем, среди которых:

  • ухудшение состояния здоровья школьников;
  • низкий уровень реальной академической успеваемости детей;
  • унификация полов и нарастание неадеквавтных форм поведения среди детей независимо от гендерной группы;
  • ослабление позиций института семьи в воспитании детей, слабая ориентация молодёжи на создание крепких семей;
  • увеличение количества беременностей среди несовершеннолетних девушек.

Разрешение этих проблем - не просто узкопредметная задача педагогики, но и стоящая перед всем обществом метапредметная задача - решение демографической проблемы и сохранение государственности.

Мальчики рискуют, девочки стараются

К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.
Мальчики более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.
А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
Речь у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса. Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности догоняют девочек только к третьему классу.
У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.

Робких становится больше

Учеба в школе - это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки по-разному.

В смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый класс, от новых, «взрослых» нагрузок худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из «девчачьих» классов» по сравнению с девочками из смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы.

Все дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся к середине занятий - единицы.

А есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих - лучше в 5 раз!

Девочки поступают в школу с определенным уровнем робости - все-таки слабые создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!


В мужских классах лучше растут

А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?

Раздельное обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех - хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.

А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.

Эксперимент расширяет выбор

Мы не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или чисто «мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с вами.


Откуда различия в психике мальчиков и девочек?

Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Тема выступления:

«Необходимость гендерного подхода в образовании».

Слайд 1.

Тема моего выступления «Необходимость гендерного подхода в образовании».

Эпиграфом послужат слова К.Д.Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Слайд 2.

Какими качествами должны обладать идеальные ученики по мнению учителей? Прежде всего - это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость.

Слайд 3.

А вот если изменить вопрос: « Какими бы вы хотели видеть юношей и девушек, оканчивающих школу? », то ответы были бы совершенно другими.

  • Мальчики должны быть, прежде всего, уметь принимать решение, быть уверенными в своих собственных силах, целеустремлёнными, умеющими нести ответственность за свои поступки, иметь собственное мнение, быть надёжным и мужественным. Никто даже не вспомнит об усидчивости, внимательности.
  • Девочек же хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, добрыми, женственными, мягкими, скромными, нежными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в своих силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

Значит, учим мы тех, кто желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых, воспитанных, а получить на выходе должны умеющих принимать решение, уверенных в себе, да ещё и мужественных юношей и женственных девушек.

А кто же их этому будет учить? Из покладистых и усидчивых не вырастают самостоятельные и уверенные. Из «бесполых» учеников не вырастают настоящие мужчины и женщины - такие, какими бы мы хотели видеть своих мужей и жен, коллег, знакомых и тех людей, с которыми нас сводит жизнь. Для этого нам надо учить не просто учеников, а мальчиков и девочек.

Слайд 4

Актуальность проблемы . Данная проблема очень актуальна в наши дни. В условиях существенных изменений социо - культурной жизни общества наблюдается…

  • общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

Воспитывая и обучая детей, педагоги должны учитывать их половые особенности. Мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская и женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определённый отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

Педагогам важно развивать гендерную чувствительность , под которой подразумевается способность воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербального, невербального и иного влияния окружающей среды на формирование гендерной идентичности ребёнка.

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков - женские. Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушки может стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно-биологического и социально - нравственного предназначения.

Слайд 5

Рассматривая данную тему нашего разговора давайте определимся в понятиях.

Существует множество различных определений понятия «гендер».

Обобщая их, можно сказать, что гендер - это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола, т.е. совокупности анатомических, гормональных, физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение.

Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а выполнять предписанные гендерные роли.

Технология раздельного обучения мальчиков и девочек достаточно хорошо освещена в педагогической литературе.

Началось все четверть века назад, когда у всей страны были на слуху имена педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина, Волкова, Ильина.

Слайд 6

В этой плеяде уникальное место занял доктор Владимир Филиппович Базарный . Он создал в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде) лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. В ней изучались учебные методики, режим и эргономика занятий школьников.

Методика Базарного стоит на трех китах :

воспитание патриотизма,

«обучение в движении»,

разделение классов по половому признаку.

« Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная! - говорит В. Ф. Базарный. - Ведь д евочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков».

Проведенные исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то в этих условиях у них оформляются патологические психические и даже соматические комплексы. Установлено, что у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника.
Сегодня последователи академика Базарного работают в Красноярском крае (известный на всю страну лицей «Гармония» г. Железногорска), в Республике Коми школ с раздельным обучением больше четырёхсот , на Ставрополье - около ста . Раздельное обучение осуществляется в Санкт-Петербурге, в Москве и других городах.

Слайд 7.

Никогда нельзя педагогам забывать, что перед нами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями воспитания, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по- разному. Но обязательно любить! Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек.

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности:

Спартанские школы мальчиков,

женские школы XI века в Киевской Руси,

школы для девочек при монастырях,

школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты XIX века для благородных девиц,

Юнкерские училища для мальчиков,

мужские и женские гимназии.

Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос : слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Слайд 8.

Существует такое понятие как «Гендерная педагогика» - это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справляться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребёнка как мальчика или девочки.

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход, т.е.специализированный по признаку пола в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности. Также необходимо использовать в сочетании и здоровьесберегающие технологии в обучении.

Слайд 9.

Основная цель гендерной педагогики - смягчение или полное преодоление гендерных стереотипов, т.е. стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.

Исходя из различий понятий «гендер» и «пол», в обучении выделяют два подхода: полоролевой и гендерный . Оба они связаны друг с другом одним и тем же объектом исследования, а именно - полом человека, однако предмет изучения в них разный.

Слайд 10.

Полоролевой подход в образовании предполагает изучение пола человека как его биологическую, физиологическую характеристику. Ведь рождается человек с биологическим полом.

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе.

Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они - основа раздельного обучения в школе.

Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по - разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки - к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно - нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция - уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой.

Слайд 11.

Т.П.Хризман и физиолог Еремеева В.Д. на протяжении 10 лет изучали физиологические психологические особенности девочек и мальчиков, левшей и правшей дошкольного и школьного возраста. По результатам исследований авторы дают практические рекомендации по воспитанию детей в зависимости от их пола и симметрии мозга. приводятся уникальные экспериментальные данные.

Гендерный подход в образовании предполагает исследование пола как социальной характеристики и учёт специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно - воспитательного процесса, а также мужской и женской психологии, проявляющейся в поведении, реакции и стиле преподавания.

Осуществлять гендерный подход в образовании - это значит действовать с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Оптимальным вариантом представляется реализация в преподавании и мужской, и женской составляющих, которые являются двумя сторонами единого процесса, дополняющими друг друга.

Слайд 12 . Основные различия гендерного и полоролевого подходов в образовании отражены в таблице (см. таблицу).

Слайд 13. Особенности гендерного развития детей младшего школьного возраста.

  • Девочки раньше приобретают сложное вербальное умение и полагаются на вербальную коммуникацию, а мальчики склонны использовать невербальную.
  • Мальчикам больше нужно времени для вхождения в урок, чем девочкам, которые после начала занятия достаточно быстро достигают оптимальной работоспособности.
  • Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация не доходит до их сознания.
  • Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и перемене.
  • У мальчиков развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное, т.е. слух и обоняние. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать в образовательный процесс момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.
  • Девочки внимательнее относятся к учителю, нежели к одноклассникам. Мальчишки больше ориентируются на других учащихся, а не на педагога.
  • Мальчики чаще физически демонстрируют агрессию. Однако не все таковы. Учителю необходимо обращать внимание на более чувствительных, менее соревновательных и агрессивных мальчиков в классе, поднимать их авторитет в глазах ребят.
  • У мальчишек незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учителя и родителей.
  • В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста.

мальчики

девочки

включать в момент поиска, требующий сообразительности; он сам должен открыть принцип решения; ориентировать на получение информации;

до начала работы дать алгоритм выполнения задания; постепенно подталкивать к поиску собственного решения незнакомых задач;

следует больше давать им потрогать изучаемый предмет; развивать вербальные навыки - чаще предлагать рассказывать и выдумывать; развивать слуховое внимание;

развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

разрешать больше двигаться и обеспечить для этого пространство;

стимулировать соревновательность, активность, лидерство, умение решать нетипичные задачи;

большое значение в воспитании и развитии имеет личность отца и учителя - мужчины;

если учитель - женщина, то девочки идентифицируют себя с ней; мать - пример женственного поведения;

Следует уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.

Слайд 15.

Физминутка . Гендерный подход нужно рассматривать не только с позиции обучения, но и отдыха.

Слайд 16. Говоря о гендерном подходе в образовании, нужно учитывать не только биологическое различие детей, но и их социально - типовые и индивидуально - личностные особенности, связанные с понятиями «фемининность», «маскулинность», «андрогинность».

Женственность. Традиционно предполагается, что женственность биологически обусловлена, ей приписываются такие черты (идёт список). Все мы (женщины) в большей или меньшей степени, но этими характеристиками обладаем. Но фемининность не столько природная, сколько сконструирована с детства - девочка подвергается осуждению, если она недостаточно женственна. Но ни в коем случае нельзя этого делать.

Слайд 17. Мужественность. Говоря о мужественности, т.е. о характерных формах поведения, ожидаемых от мужчин в рамках культуры, им в стереотипе приписывают все перечисленные основные характеристики данного списка (идёт список). Однако, как мы знаем, отнюдь не все мужчины и мальчики напористы и агрессивны.

Ф.Ницше: Счастье мужчины - я хочу, счастье женщины - он хочет.

Слайд 18 . Под андрогинией понимается:

  • концепция совмещения в одной личности как маскулинных, так и фемининных качеств;
  • значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, достижению успеха в различных сферах деятельности.

Слайд 19.

Необходимо сказать и о гендерной социализации в образовании. Гендерная социализация - это процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Слайд 20.

Выделяют три стадии социализации:

а) начальная - социализацию ребёнка в пределах семьи;

б) средняя - обучение в школе;

в) социализацию взрослого человека (этап принятия тех ролей, к которым индивид не полностью приготовился в ходе первых двух стадий);

К основным агентам гендерной социализации относятся семья, группа сверстников, образовательный институт, СМИ, рабочий коллектив, клуб по интересам, церковь и другие.

Необходимо работать над формированием у родителей гендерной компетентности. Немаловажно участие родителей в воспитании и учебном процессах. Это и педсоветы, семинары, тренинги детско - родительских отношений с акцентом на гендерный подход в воспитании, помогающие формированию гендерных ролей в семье.

Вывод: Подводя итог, следует отметить, что гендерная компетенция педагога предполагает не только наличие знаний о гендере, или использование гендерного подхода в обучении, а некое единство навыков, целенаправленных действий, формирование менталитета, который обеспечивает поведение, на базе принципов равных прав и возможностей для учащихся обоего пола. Мы должны учить через понимание объективно существующих различий, организуя учебный процесс таким образом, чтобы позволить ученикам независимо от пола осознать свои возможности и средства их реализации.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей - психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

Хочется участникам педагогического марафона предложить рекомендации разных специалистов, которые я и педагоги нашей школы используем в своей работе. (распечатки)

Закончу своё выступление словами Базарного. В этих словах наше будущее. Спасём мальчиков, сбережём мужчин - будет у нас народ! Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия - будет у нас крепкие семьи!


Реализация гендерного подхода как одна из составляющих воспитательной системы школы.

Одной из актуальных проблем современного общества являются перемены в системе ценностей молодого поколения, имеющие как демографические, так и духовные последствия. Изменились приоритеты личности – от ценностей семьи, любви, материнства к ценностям общества постиндустриального типа (карьера, удовольствия, материальная обеспеченность, свобода от всего и т.д.). Эти перемены во многом объективны и соответствуют определенному преобладающему на сегодняшний день (западному) типу культуры, форме экономической жизни (рыночные условия, информационная эпоха). С другой стороны, ценности – это всегда выбор личности, который зависит не только от материальных потребностей, но и от воспитания, личной культуры, нравственного «ядра» человека. На эту духовно-нравственную сферу оказывает влияние и современная цивилизация (СМИ, реклама, целенаправленное манипулирование сознанием большинства со стороны производителей различных услуг и товаров).

Согласитесь, что сегодня почти каждая школа одной из своих целей ставит формирование конкурентоспособной личности, соответствующей стереотипам постиндустриальной эпохи (хищнически настроенной, обладающей лидерскими качествами, соперничество, борьба за выгодные условия).


Деромантизация отношения мужчины к женщине вызвала усиление механического истолкования сути их отношений и сущности самой женщины, понимаемой сугубо утилитарного. Высвобождение женщин, феминизация, их равнодушие к созданию семьи (связанное с появлением разнообразных удовольствий высокотехнологического мира, перекрывших семейное счастье, счастье материнства) нашли своеобразную компенсацию в мужской психологии: ставшая нормативной ненормативная лексика, грубость, цинизм, пошлость и отношение к женщине как средству для достижения целей (в быту, семье, карьере). Данные социальные причины не могут не сказываться и на школьном социуме. Совсем не случайно, что приступая к анализу сложившейся ситуации в школе 4 года назад, когда перед нами стояла задача изменения курса развития, обследуя и анкетируя детей и родителей школы мы столкнулись с серьезной проблемой: 6 % абсолютно здоровых детей, несформированность понятий «семья», «семейные ценности и традиции» у школьников и их родителей (особенно начальной ступени образования); утрата традиций обучения и воспитания на основе половозрастных особенностей детей, неблагоприятно сказывающаяся на уровне культуры социума.

Именно поэтому, разрабатывая программу развития школы, ориентир мы взяли на воспитание на основе наших классических традиций. Нашим приоритетом становится здоровье (в понимании ВОЗ: духовное, нравственное, физическое).

Почему именно гендерный подход в обучении и воспитании?

Гендер – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности.



Термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, что подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. Гендер понимается как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах (женщины сейчас обладают мужскими качествами личности).

Концепция раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода.

Гендерный подход в обучении и воспитании

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения , особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации , наблюдаемой в детском населении разных возрастов.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

О природе гендерных различий

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.

На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений (В.А. Геодакян , В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман , В.Е Каган , В.Н. Клейн и др. , Д.В. Колесов , И.С. Кон , В.А. Москвин , Н.Г. Пушкарева , С. Спрингер, Г. Дейч , М. Colthtart , Е. Hult , B . J . Criston , J. Mс. Glone ).

Гендерные различия в деятельности мозга

Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман , отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.

Биология не объясняет всей сложности гендерных различий в онтогенезе психики

Несмотря на весьма значительные данные биологи ческой интерпретации познавательных особенностей мальчиков и девочек, они не объясняют всей сложности и своеобразия их психики, в соотнесении с дифференциацией полов в онтогенезе (В.А. Геодакян , И.С. Клецина , И.В. Костикова , Л.Ю. Орлова , Л.В. Попова , Л.В. Штылева ).

Во многих работах можно встретить информацию о том, что ребенок появляется на свет с полностью созревшими подкорковыми структурами, корковые же поля (особенно лобные и центрально-теменные – так называемая третичная кора) формируются прижизненно, не одновременно и при определенных социальных условиях, оказывающих стимулирующее и формообразующее воздействие на мозг.

Для нормального развития необходимы нормальные условия жизнедеятельности

По утверждению Л.С. Выготского , для нормального развития психики ребенка необходима нормальная организация его жизни и деятельности; расхождение этих двух планов развития – биологического и социального – лежат в основе дефектного развития психики. Основоположники развития новой дисциплины в физиологии, педагогике и психологии – педологии раннего возраста и их сподвижники также отмечали, что генетически заложенные особенности мозговой деятельности и личностных особенностей могут проявиться лишь под влиянием социума (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова , В.Д. Еремеева , А.Н. Леонтьев , Н.А. Пушкарева , Т.А. Строганова , Н.П. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова , L . Erlenmeyer - Kivling и др.).

Таким образом, в настоящее время все более актуальным становится положение о том, что средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний (В.Е. Каган ). Положительным является факт постепенной утраты однозначного признания неизбежности противопоставления биологического и социального в развитии человека.

Социально-психологические факторы

В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

В работе, посвященной методологии гендерных исследований в педагогике, отмечается, что «культурные составляющие пола» могут меняться, но они требуют соотнесения их с биологическим полом (Н.А. Пушкарева , Н.П. Царева , Б.И. Хасан и др.). В противном случае они теряют свой природосообразный смысл и могут лежать в основе дисгармонии развития ребенка.

Гендерное измерение

Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др.

Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

Цель гендерного подхода в образовании

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Попыткой реализации целей гендерного образования является экспериментальный опыт раздельного обучения мальчиков и девочек в разных классах в одной из школ г. Тулы. При этом сохраняется их совместное пребывание на дополнительных уроках (культура общения, бальные танцы и др.), во внеурочное время, а также участие в мероприятиях, общих для двух классов и общешкольных.

Задачами учебно-воспитательного процесса в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2» с Мариинскими классами являются:

Воспитание нравственно здоровой, физически и духовно полноценной личности девочек и мальчиков школьного возраста через:

  • подготовку учащихся к полноценной жизнедеятельности в соответствии с природной гендерной предназначенностью и в соответствии с условиями современной жизни через систему базового образования;
  • здоровое духовное развитие и формирование гендерного самосознания представителей каждого пола как естественной основы их развития;
  • гуманитарная и естественнонаучная направленность образования и художественно-эстетическое воспитание для девочек;
  • нравственно-патриотическое, физическое воспитание для мальчиков.

«Бесполая педагогика» и «бесполая психология» давно не соответствуют направлениям современной педагогики, обращенной к личностным свойствам, траекториям развития женской и мужской индивидуальности, к выбору личных стратегий гендерного поведения. В нашем образовательном учреждении гендерный подхода к обучению и воспитанию школьников реализуются в раздельно-параллельных классах для мальчиков и девочек внутри одной школы, что не препятствует объединению учащихся в единые коллективы для участия в общешкольных мероприятиях.

Для того, чтобы быть мужчиной или женщиной недостаточно иметь только мужскую или женскую анатомию, а нужно еще следовать определенным социокультурным ожиданиям, которые общество предъявляет каждому человеку на основании принятых в нем прочно устоявшихся законов пола. Гендер — это наличие у человека совокупности психологических характеристик и особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии мужчин и женщин в общественной и личной жизни.

Гендерное обучение и воспитание — это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования, потому что самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое личностное «Я» — это половая принадлежность. Почему сегодня следует думать о реализации гендерного подхода в воспитании? «Во-первых, потому, что мы имеет феминизацию системы воспитания в целом. Во-вторых, потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В-третьих, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации. Перед педагогикой стоит сложная задача — становление педагогической теории и практики, способствующее переходу от «бесполой» педагогики к образованию, обращенному к внутреннему миру личности, мужской и женской индивидуальности, учитывающему их гендерные особенности в обучении и воспитании и содействующему самореализации детей обоего пола

Особенности мальчиков:

Мальчики занимают активную позицию;
- требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;
- им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;
- очень важен конечный результат их работы;
- у них менее развито произвольное внимание;
- они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;
- легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;
- к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;
- они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;
- готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;
- по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
- им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
- чистота и аккуратность - не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
- мальчики дольше, чем девочки входят в работу;
- любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
- лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
- в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
- мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
- звонок на урок - это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них - сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков - святое дело;
- главное - собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению.
- дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при столкновении должны дать сдачи - это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
- не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
- не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
- обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
- в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
- мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.

Особенности девочек:

Урок в классе девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
- они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
- им легче дается фонетический разбор, разбор предложения;
- они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
- им труднее даются геометрия, география, история - то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
- получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» - и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
- если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
- на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы это не проходили»;
- не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;
- им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время для оформление работы;
- у девочек быстро происходит выбор лидера;
- если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
- девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил;
- они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
- звонок на урок для девочек - сигнал к началу работы. Звонок с урока - сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
- в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;
- мышление словесно - логическое;
- речь грамматически правильная;
- легко запоминают длинные тексты.

Особенности организации педагогического процесса

Для мальчиков:

  • высокий темп подачи материала;
  • широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
  • разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
  • большое количество нестандартных, логических заданий;
  • минимизированное количество повторений пройденного материала;
  • работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  • использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
  • дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
  • подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
  • необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.

Для девочек:

  • неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
  • достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
  • дозирование объема и разнообразия новой информации;
  • большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
  • эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
  • подход к формулированию правил через речевые навыки;
  • изучение правил и обучение применению их на практике;
  • использование большого количества наглядного материала на уроке;
  • обучение с опорой на зрительную память;
  • эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

В рамках городского семинара завучей «Гендерное обучение» мною разработан и проведён фрагмент урока для классов кадет и мариинок

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы»

Урок химии в 8А классе (класс кадет)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации,

Задачи:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала;
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные :

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 (только у учителя) О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока:

Вид урока: смешанный

Формы работы: групповая работа (по 4-5 человек)

ХОД УРОКА

Организационный момент

Сдача рапорта (Здравствуйте, господа кадеты.)

Приложение 1 . Слайд 1

Учитель:

Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.

Скажите, а разве можно выткать ткань из серебра и золота?
Это проблема нашего урока

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое серебро и золото?
2) К какой группе простых веществ относят серебро и золото?
3) Какую другую группу простых веществ вы знаете?

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Простые вещества: металлы и неметаллы»). (Слайд 2
Сейчас вы будете работать по заданию : 1 и 2 группы работают над заполнением таблицы «Металлы», 3 и 4 группы над заполнением таблицы «Неметаллы». Для этого вам потребуется коллекция, которая у вас на столе, материалы параграфа 13,14 учебника О.С.Габриеляна
(У учителя на столе также бром и коллекция металлов)

Та группа, участники которой первыми запонят таблицу, уложившись по времени, получат оценку.
Работа над заполнением таблиц.
Вначале заслушиваем результаты заполнения таблицы металлы.

1. Агрегатное состояние;

2. Температура плавления и кипения;

3. Твердость;

4. Плотность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Заслушиваем заполнение таблицы неметаллы.

Пунктыпланаизучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние;

2. Твердость;

3. Плотность;

4. Электро- и теплопроводность;

5. Ковкость, пластичность;

6. Металлический блеск.

Как вы решили проблему нашего урока: можно ли выткать ткань из серебра и золота?
С какой физической характеристикой металлов это связано?

Учитель: Слайд (). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов ().

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

Домашнее задание: № 13, 14

Оценки за урок: Все кто выступал от групп и участники группы «5».
За дополнения - «4».
Всем спасибо. Урок окончен. Вольно.

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы» 8Б класс (класс мариинок)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации.

Задачи:

  • Образовательные :
    • обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»;
    • обеспечить усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
  • Развивающие :
    • формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы;
    • способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса;
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные :
    • активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету;
    • воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу;
    • воспитание национального самосознания через эпизод мотивации.

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации;

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 , О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная и групповая работа (по 2-3 человека)

ХОД УРОКА

Организационный момент (приветствие мариинок, рассаживание по группам)

Приложение 2 . Слайд 1

Учитель: прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас послушать сказку: … В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный.
Пришло ему желание поглядеть на белый свет. Долго ездил, много видел добра, и худа, и всякой всячины. Наконец подъехал к палатам высоким, хорошим, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.
- Скажите, кто из вас взялся бы выткать кафтан из серебра или золота?
Реально ли это?

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое представляют собой серебро и золото?
2) Какие вещества называются простыми?
3) Как можно классифицировать простые вещества?

Учитель: Итак, тема нашего урока, как вы уже наверняка поняли, «Простые вещества: металлы и неметаллы». (Слайд 2 тема урока и ученическая цель)

Сейчас вы будете работать по заданию: возьмите таблицу «Металлы» и работая с коллекцией металлов, текстом параграфа 13, учебника О.С.Габриеляна заполним её.
У учителя на столе также коллекция Металлов
Совместное заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

Cu

Al

Zn

1. Агрегатное состояние

2. Температура плавления и кипения

3. Твердость

4. Плотность;

5. Электро- и теплопроводность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Задание: С неметаллами работаем самостоятельно по группам. 3 минуты на составление таблицы. Заслушиваем заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние

2. Твердость

3. Плотность

4. Электро- и теплопроводность

5. Ковкость, пластичность

6. Металлический блеск

Учитель: Слайд (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ). Сударыни, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами ).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

1) Что вы считаете для себя главным на уроке?
2) Что было трудным?

Домашнее задание: § 13,14

Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке

Все вы сегодня молодцы.
1) Если вы были внимательны и уверенны в себе что все изученные вопросы усвоили поставьте себе «5».
2) Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на не все вопросы ответить можете поставьте «4».
3) Кто сомневается поставьте себе «3».
4 Поднимите руку, кто поставил «5» «4».

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

  1. Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.
  2. Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)
  3. Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL: (дата обращения 26.01.2015г.)