Меню
Бесплатно
Главная  /  Анатомия  /  Русский язык. Конспект по русскому языку

Русский язык. Конспект по русскому языку

Тема: Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

1)Образовательные:

Познакомить учащихся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим;

Закрепить умение учащихся определять грамматическую основу.

2)Развивающие:

Развивать у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;

Развивать у учащихся умение сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия;

Развивать речевую культуру учащихся.

3)Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку;

Обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методика урока: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Структура урока:

1)Оргмомент и целеполагание.

2)Словарно- орфографическая работа.

3)Объяснение нового материала.

4)закрепление.

5)Подведение итогов.

6)Домашнее задание.

Литература: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Ход урока.

1)Оргмомент и целеполагание.

«Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Садитесь! Открываем тетради записываем число, классная работа и тему. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим, а так же научимся сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия».

2) Словарно- орфографическая работа.

На доску с помощью проектора проецируется стихотворение М.Цветаевой «В субботу».

Темнеет… Готовиться к чаю…

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой,

О старой колдунье и гномах,

О принцессе ушедшей закатом.

Как жутко в лесу не знакомом

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет… Сегодня суббота.

И будит печальная мама.

Темнеет… Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

Вы помните, когда впервые прочли это стихотворение? (В 3-ем классе)

Подчеркните грамматические основы. (Один ученик называет все грамматические основы)

Сколько односоставных предложений вы нашли? (6)

Назовите виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым. (Безличное, определенно - личное…)

Какие типы и виды орфограмм вы можете отметить в тексте? (Безудар. гласная в корне, удвоенные согласн. в корне и т.д.)

Перепишите текст стихотворения в тетради и графически обозначьте условия выбора орфограмм.

Найдите в стихотворении причастные обороты. Чем объясняется выбор или отсутствие знака при причастном обороте? Графически обозначьте условия выбора пунктограмм. (С места отвечает ученик, выполняя задание на оценку)

Разберите по составу слова ушедшей и свернувшейся.

Какие структурные особенности этих форм вы можете отметить? (В корне -шед - наблюдается чередование звука д с нулём звука; ср. шёл, а корень -вер- является связанным, без приставки он не употребляется; ср.отвернуться, повернуть.)

Найдите в тексте многозначные слова. (Старая, подвести.)

Приведите примеры, когда они употребляются в других значениях. (Старый друг, старые книги, старое платье; подвести итоги, подвести товарища, подвести брови.)

Найдите слово имеющее омоним. (Пропасть1 -«крутой обрыв» и пропасть2 - «большое количество».)

Приведите пример, из которого будет ясно значение слова - омонима. (Народу там пропасть.)

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

3)Объяснение нового материала.

1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

Запишите четверостишие в тетрадях. Один ученик у доски.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Выделите грамматические основы предложений. (Подчёркивают осень, чертог, просеки).

Какого типа эти предложения? (Односоставные)

Назовите главный член предложений? (Подлежащее)

Какой будет тема урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим)

Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)

Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время. (Была осень. - Будет осень.

Был сказочный чертог…- Будет сказочный чертог…)

Что получается при изменении временного плана? (Предложение становиться двусоставным)

О каких же явлениях говориться в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим? (О событиях, явлениях, который существуют в настоящем)

Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространённое, а второе и третье - распространённые)

Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?(Определения и дополнения)

Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? (Нет, в 3-м предложении тоже определение)

Докажите это.(Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог)

Какой это вид определения? (Несогласованное определение)

Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом - подлежащим? (Согласованные и несогласованные определения)

Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.

Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. (Формулируют определение)

2. Беседа. Чтение определение назывных предложений в рамке учебника на с.198

Сравните определение в учебнике со своим.

Что нового вы узнали из текста в рамке?

Какое значение выражают назывные предложения?

Каковы их структурные особенности?

Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)

Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (Повест., побуд., вопрос.)

Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (В художественном)

Придумайте свои примеры назывных предложений. (Зима. Вот снег. Сильный мороз.)

4)Закрепление.

Сравните записанные предложения.

Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.

Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл - утверждается о существовании явления в настоящем.)

В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)

Выполним упр. 276- осложненное списывание - развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:

Найти грамматическую основу предложения.

Определить количество главных членов.

Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:

Существительное. (Взаимопроверка)

Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем придти к такому пониманию счастья. В.Белов

Выполним упр. 279 - выборочный диктант - закрепляется навык нахождения назывных предложений и выявление их стилистической функции. (Проверка по цепочке)

Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. П. А.Бунин

5)Подведение итогов.

С каким видом предложений вы познакомились на уроке? (назывные или номинативные)

Какое значение могут выражать эти предложения?

Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)

6)Домашнее задание.

1. Выучить определение в учебники на с.198.

2. Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой « В субботу» и подготовиться к самодиктанту.

Конспект урока по русскому языку. Составитель: Алексеева Л.В.

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель : учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова .

Задачи :

    Обучающие :

      формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

      формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

      способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

    развивающие :

    развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;

    развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;

    развитие рефлексии и адекватной самооценки;

    воспитательные:

    воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

    воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям, семье.

Тип урока : открытие нового знания.

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование : учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 3 класс, 1 часть», компьютер., мультимедийный проектор.

Структура урока:

    Организация внимания учащихся. Психологический настрой

    Минутка чистописания.

    Словарная работа.

    Постановка учебной проблемы.

    Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

    Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

    Постановка цели.

    Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.

    Поиск решения учебной проблемы.

    Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

    Физминутка для глаз.

    Подводящая беседа к формулированию правила.

    Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

    Динамическая физминутка.

    Закрепление изученного.

    Работа с деформированным предложением.

    Устная работа с использованием экранов (средств обратной связи).

    Работа в парах.

    Самостоятельная работа.

    Подведение итогов.

    Выводы и обобщения.

    Самооценка детей.

    Пожелание ребятам Осени.

    Домашнее задание.

Ход урока.

    Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

Я предлагаю вам сегодня провести урок под девизом: Ужас?но интерес?но всё то, что неизвес?но. Ребята, удивило ли вас что-либо в этой надписи?Как вы думаете, зачем я поставила эти знаки?Разделите буквы на две группы

Аои е я вдт л? Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

Откройте учебники на стр.59 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

Тема: Слова с непроизносимыми согласными в корне.

Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)

    Словарная работа.

На карточке закрасьте безударную гласную.

Поднимите карточку. Охарактеризуйте какие звуки обозначает данная буква.

    Минутка чистописания.

На минутке чистописания пропишем строчную с.

Пропишите 3 раза по 7 с.

Сколько букв прописали. Почему? Если к семь прибавить я, что получится? (семья)

Какие орфограммы? Напишите 2 слова на разделительный мягкий знак.

Правило для счастливой семьи

    Актуализация заданий

Подготовительная игра «Исключи лишнее слово»

Прочитайте и исключите из цепочек лишние слова по какому-либо признаку, так, чтобы в них осталось одно слово (причину обоснуйте):

    Липа,ведра, листья, слезинка

    Береза, осина, ракета, пенек

    Рыжик, снежок , Чижик, Бобик

Запишите лишние слова, и записывая к ним проверочные слова.

Пенек – пень; снежок – снег; слезинка - слезы.

Взаимопроверка

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища.

Почему именно эти слова вы выбрали как проверочные? (т.к. безударная гласная стала ударной, и сверьтесь с доской)

Поиск решений.

Так какой у нас возникает вопрос? Узнать, как пишутся эти слова.

Давайте проведем исследование.

1. Солнышко весело улыбнулось нам. (Найти главные члены предложения.)

2. Солнечный лучик проник в комнату. (Определить части речи и подписать их)

3. Из-за тучи выглянуло яркое солнце. (Выписать однокоренные слова (солнечный, солнышко, солн це)).

Прочитайте слова «про себя», вслух.

Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

Посчитайте количество букв и звуков

Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? (Корни пишутся одинаково)

Молодцы! Интересные названия придумали.

Проверим наше предположение с научным текстом в учебнике. (Чтение формулировки правила в учебнике) Верно ли было наше предположение?

Работа в парах.

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

косточка, лесник, сердце,

здравствуй, зарядка, земля,

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените своих товарищей.

Достань рукой

Звездное небо

Прелестный цветок

Горная местность известный писатель

Коллективная проверка написанного.

Групповая работа

Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение

ДЕВИЗ: Вместе мыслить интересней!

Мы сотрудничаем вместе!

Позади веселое лето. Прошла золотая осень. Стоят дождливые дни. Подул порывистый ветер. Послышалось, что кто-то зовет.

ненастные

яростный

радостное

Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы. Они принесли самые долгожданные морозы.

здравствуй

вестники

V. Домашнее задание

По выбору с.118 упр.233; с.122.упр 243

Спасибо за совместный труд.

Мои пожелания:

Будьте как, солнце красивыми!
Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!
Между собою ЧЕСТНЫМИ!
Будьте всегда СЧАСТЛИВЫМИ!

Мы многое узнали! Давайте теперь вспомним девиз нашего урока. Теперь вы самостоятельно сможете вставить вместо вопросительных знаков пропущенные буквы. «Ужасно интересно, все то, что неизвестно!»

Наталья Анатольевна Ханюченко
План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по теме «Глагол»

Предмет : Русский язык .

УМК : "Школа России".

Класс : 4.

Учитель : Ханюченко Наталья Анатольевна.

Тема : "Обобщение знаний по теме "Глагол ".

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Форма проведения урока : групповая.

Цели урока :

Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации материала по теме "Глагол " и способностей к учебной деятельности.

Задачи урока :

Образовательные :

- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе ;

Развивать умения употреблять глаголы в речи .

Развивающие :

Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;

Развивать умение работать с различными источниками информации;

Развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие) .

Воспитательные :

Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

Воспитывать любовь к родному языку ;

Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Планируемые результаты :

ЛИЧНОСТНЫЕ :

Развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям,

Сформированность учебных мотивов,

Интерес к способу решения и общему способу действия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :

Познавательные :

Структурирование знаний ,

Понимание места «Глагола » в системе частей речи русского языка ,

Понимание общих признаков глагола ,

Синтез целого из частей,

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные :

Выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование работы в группе ,

Контроль затраченного времени на задание,

Оценивание своей работы на уроке

Коммуникативные :

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

Умение слушать собеседника,

Учет разных мнений и умение обосновать собственное

Предметные :

Уметь работать с источниками информации;

Уметь мыслить, рассуждать, делать выводы

Оборудование :

интерактивная доска, слайдовая презентация-тренажер, конверты с заданиями, листы самооценки, конверты с пословицами, учебник «Русский язык » для 4 класса , карточки с индивидуальными заданиями.

План урока .

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся .

4. Сообщение темы и задач урока .

7. Стадия осмысления.

8. Закрепление пройденного материала.

9. Включение изученного в систему знаний .

10. Самопроверка и самоанализ.

11. Итог урока

12. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Организованный вход в класс .

Формирование групп (фишки с цифрами) .

Сегодня на уроке у нас гости , поприветствуйте их.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок .

Он полон открытий и полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

Чтоб красиво нам писать

Нужно пальчики размять!

(Упражнение «Поздоровайся ладошкой» .)

У каждого из вас на парте «Лист учёта работы» (лист самооценки, в котором вы будете оценивать себя за все виды работы на уроке . За каждое правильно выполненное задание вы получаете один балл.

2. Актуализация знаний .

Работа в тетради.

Число, классная работа .

Чистописание. (Запись на доске.)

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

Что это за соединения? (Окончания глаголов .)

Как называются эти окончания? (Личные.)

Почему? (Глаголы изменяются по лицам .)

В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (Если глагол 1 спр .)

А второй? (Если глагол 2 спр .)

3. Самоопределение к деятельности.

Задание №1.

Прочитайте слова (карточки) :

Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.

К какой части речи они относятся?

Запишите эти глаголы в неопределённой форме и разберите по составу.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки) .

г о в о р и т ь

л о м а т ь

а у к а т ь

г р у с т и т ь

о б и ж а т ь

л ю б и т ь

По первым буквам прочтите слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке .

О какой части речи идет речь? (Глагол .)

4. Сообщение темы урока .

И сейчас вы сами сможете сформулировать тему нашего урока .

Ответы детей :

На этом уроке мы будем обобщать знания о глаголе , как о части речи.

Учитывая тему, какие цели поставите себе на урок ? (По опорным словам.)

Работа по карточкам :

Повторить,

обобщить ,

упражняться….

Большая нам предстоит работа? Трудная?

Но мы - то с вами знаем, что одному не под силу, то легко коллективу.

Вспомним правила работы в команде. (Выбор капитана, распределение обязанностей, участие всех, каждого выслушать, проверка, оценивание.)

Учитель :

И пусть наш урок пройдёт под девизом :

(Чтение учителем стихотворения о глаголе .)

Глагол – особая часть речи ,

Она заставит действовать нас всех :

И обеспечит…

Тогда в конце урока для тебя успех !

5. Мотивация учебной деятельности.

Какое время года сейчас идёт? (Весна.)

Когда приходит весна, она всегда приносит что-то новое, красивое, необычное.

И урок у нас сегодня будет необычный.

Посмотрите на картинку. Что изображено на рисунке? (Весенний лес.)

Что не соответствует действительности? (Лес опустел, нет птиц и зверей, цветов и грибов.)

Сможет ли лес жить без них?

Давайте вернем жителей леса домой.

Они прислали конверты с заданиями.

Наша задача - выполнить все задания за урок и вернуть жителей леса.

6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

I. Стадия вызова.

«Мозговой штурм» .

- Ответьте на вопрос : «Кто что делает?»

Солнце -, грач - …., заяц -, колокольчик -, тропинка -, бабочка -, гнездо -, -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …

Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

«Корзина идей» .

Что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках ?

Правила проведения.

1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты) .

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей. (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока .)

Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе , при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в «корзине идей» все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения без комментариев, даже если они ошибочны) .

II. Стадия осмысления.

Составление кластера (работа в группах) .

Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер . Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок , созвездие, гроздья.)

Сначала пишем слово «глагол » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

Чтобы вспомнить все изученные орфограммы и правилами, связанные с написанием глаголов , поработайте в группах.

Коллективная работа.

Интерактивная игра «Что я знаю о глаголе » .

Орфографическая разминка. Задание №2.

Словарный диктант.

Вставьте в словах пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)

Ра…ий, сла. кий, клю., св. тить, л. сная, прил. тели, тр…пинка, б. рёза, гн. здят. ся.

Какие орфограммы встретились?

На какие три группы можно распределить эти слова? (Обозначить части речи над словами.)

Выпишите из словарного диктанта глаголы . Разберите их по составу. (Один ученик работает на откидной доске) .

Самопроверка.

Действие какого предмета может обозначать глагол светить ? (Картинка с изображением солнца.)

А солнце светит и зовёт

Весной в природу нас, в поход.

Воспитательный момент.

А в какую одну большую группу можно объединить эти слова? (Природа.)

Как необходимо вести себя в природе весной?

С помощью слов в кроссворде составьте правила поведения в природе. (Работа в парах.)

г о в о р и т ь

л о м а т ь

а у к а т ь

г р у с т и т ь

о б и ж а т ь

л ю б и т ь

Желаете совместить полезное с приятным и, не выходя из класса , побывать в весеннем лесу?

Но что же мы видим? (Лес опустел, исчезли звери и птицы, грибы и цветы.)

Я вам открою маленький секрет – наши знания и умения по теме помогут спасти лес .

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе и поможем лесу . (Конверты с заданиями.)

Конверт «Птицы» . Задание №3.

Творческая работа. Работа в группах.

Роль глагола в предложении .

Прочитайте текст.

[ = - ], [ - = ] .

Уч-ся :

– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы :

первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)

Учитель : Как вы думаете, с какой целью мы выполнили это задание?

Уч-ся : Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом .

Конверт «Цветы» . Задание №4.

Начальная форма глагола . Что ты о ней знаешь?

(- Что делать? Что сделать?

Окончания –ть –ти –чь

НФГ, инфинитив

Нельзя определить никакие грамм. признаки)

Самостоятельная работа.

Подчеркни глаголы в начальной форме :

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Проверка.

Оценивание.

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Работа в парах.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы

Тает – 3л., ед. ч.

Засвищут – 3л., мн. ч.

Бегут – 3л., мн. ч.

Оденется – 3л., ед. ч.

Конверт «Грибы» . Задание №6.

Лексическая и орфографическая работа.

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы ?

– Действительно, они всю работу взяли на себя.

Логическая пятиминутка. (Работа с фразеологизмами.)

Работа в группах.

Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний.

(Чтобы речь была яркой, образной)

Что такое фразеологизмы? (крылатые слова и выражения)

Объясните, что означают эти фразеологизмы?

(Работа в группах) .

Каждой группе было дано задание, найти толкование фразеологизмов :

1 группа - Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо).

2 группа - Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.

Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.

3 группа - Ловить ворон - упускать благоприятный случай, момент.

4 группа - Обвести вокруг пальца - хитро обмануть.

Выступления групп.

Ребята, у нас в библиотеке есть словарь-фразеологизмов. Вы всегда можно обратиться к нему за помощью, если у вас возникнут трудности.

Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной.)

III. Закрепление пройденного материала.

Работа по карточкам разноуровневого характера.

глагола ?

В апреле.

(Разноуровневые задания.)

глаголов .

глаголов .

Проверка. Самооценка.

7. Включение изученного в систему знаний .

Графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+» . Если не согласны, то знак «–» .

1. Все три глагола имеют неопределенную форму : гореть, учить, лечит.

2. В слове листа. шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения : гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения : мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

Ключ :

№ п/п Ответы № п/п Ответы

8. Самопроверка и самооценка.

Проверим правильность выполнения теста (тест на доске) .

Поставьте напротив каждого правильного ответа - 1 балл.

Подсчитайте количество полученных баллов.

У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок , поднимите руку.

9. Итог урока . Рефлексия учебной деятельности.

Мне хочется вернуться к девизу урока и спросить у вас - удалось ли глаголу заставить нас работать, читать, писать, спрягать?

Я научился … .

Я понял, что могу … .

Мне понравилось … .

У меня получилось … .

Оценивание учащихся.

Не зря потрудились?

Я желаю вам не только знаниями , но и реальными поступками относиться

к родной природе бережно.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

(Берегите Землю! Берегите)

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите.. .

11. Домашнее задание.

Домашнее задание будет носить разноуровневый характер.

Выберите задание по силам!

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с. 117 упр. 249

Написать памятку «Правила поведения в природе» с использованием глаголов с частицей НЕ .

1 уровень (на «3» )

Составить словосочетания с каждым глаголом

2 уровень (на «4» )

глаголом , поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.

2) С одним из словосочетаний составить предложение.

3 уровень (на «5» )

1) Составить словосочетания с каждым глаголом , поставив имена существительные в нужную форму.

2) Запишите эти словосочетания. С одним из словосочетаний составить предложение.

3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.

4) Определить падеж имён существительных

Закончен урок , и выполнен план ,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились !

Лист результатов работы учени…

Задания Баллы

1. Работа с кроссвордом

2. Словарный диктант с заданием

3. Роль глагола в предложении

4. Неопределенная форма глагола

5. Глаголы настоящего и будущего времени

6. Фразеологизмы

7. Самостоятельная работа

8. Графический диктант

ОБЩИЙ БАЛЛ

Конверт «Птицы» . Задание №3.

Творческая работа.

Роль глагола в предложении .

Прочитайте текст.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = - ], [ - = ] .

Конверт «Птицы» . Задание №3.

Творческая работа.

Роль глагола в предложении .

Прочитайте текст.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = - ], [ - = ] .

Конверт «Цветы» . Задание №4.

глагола .?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Конверт «Цветы» . Задание №4.

Что ты знаешь о начальной форме глагола .?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Конверт «Цветы» . Задание №4.

Что ты знаешь о начальной форме глагола .?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут –

Оденется –

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут –

Оденется –

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут –

Оденется –

Задание № 7. Самостоятельная работа.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

В апреле.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов .

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов .

Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Проверка. Самооценка.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

В апреле.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов .

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов .

Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Проверка. Самооценка.

МБОУ «Алабердинская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

План-конспект урока

по русскому языку

Тема урока: «Творительный падеж имён существительных»

Класс 4

Учитель Сулейманова З.Г.

Урок проведен-2.12.13.

Тема урока : «Творительный падеж имён существительных»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель:

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.

Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.

Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.

Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм.

Задачи:

-образовательные : на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас; актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного.

- развивающие : развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;

- воспитательные : воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду , расширение кругозора учащихся.

Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (объединяемся в группы для работы на уроке)

Вводно – мотивационный этап

Давайте улыбнёмся друг другу. Поприветствуем своего соседа по лицу, по плечу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Проверьте готовность. Ручка, книжка и тетрадка Всё у вас лежит в порядке.

. (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)

2. Актуализация знаний. Модель ФРЕЙЕР .

Задание1.

- Сейчас мы должны вспомнить все о существительном. Участник№1 берет листы А4, раздает своим соседям. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, вопросы, примеры и противоположные примеры. Для этого сначала сгибаем лист попалам, затем опять сгибаем попалам, находим закрытый угол и сгибаем треугольник. Открываем листочки, по линиям сгиба проводим отрезки. Дается время- 3 минуты.

- Кто готов, покажите это.(Закончить работу фейерверком.)Проверку начинаем с участника№2, стол №1

- Сейчас вы вспомнили определение, вопросы имени существительного. Применим это на практике. Работаете с партнером по лицу.

Модель КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. (Обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга)

Задание2 . Игра «Четвёртое лишнее». Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках). Затем поменяйтесь с партнерами листочками. Объясните, почему оно лишнее? Дается время- 1 минута.

    Зима, холодный, небо, снежинка.

    Мальчик, играют, дом, улица.

    Я, кормушка, птица, холод.

    Ветер, снег, земля, белым.

    Праздник, весело,танец, игра.

Составьте предложения из данных слов. Дается дополнительное время.

Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание .

Отгадайте загадки:

1) В немецком языке их 4, в английском языке 2, а в русском и на татарском яз.-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?

Падежи.

Назовите, какие?(ответы учащихся)

2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)

3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)

3 .Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок)

А что мы делаем с этими предметами?

Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.

Значит, что мы делаем?

Мастерим, творим.

А на уроках рисования что делаем?

Тоже творим.

Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный).Слайд№1

Как вы думаете,о каком падеже на уроке будем говорить?(о творительном падеже) .

4.Изучение новой темы.

Слайд№2 «Тема урока»

Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике -это: значение орудия, которым что-нибудь делают.

Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.(время, место) Слайд№3 «Творительный падеж»

Задание3

Работа по учебнику. Открываем 57 страницу учебника.Упр.92

Физкультминутка. Модель МИКС –ПЭА-ШЭА. Смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают вопрос, используя КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (опроси-опроси-обменяйся карточками)

- Какие существительные относятся к 1склонению?-(отвечает тот, у кого день рожд. ближе)

- Какие существительные относятся к 2склонению?-(тот,у кого рост выше)

- Какие существительные относятся к 3склонению?-(тот, у кого волосы светлее)

На какие вопросы отвечает Р.п.?-(тот, у кого размер обуви меньше)

На какие вопросы отвечает В.п.?-(тот, у кого глаза темнее)

Задание4.

За окном зима. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Слайд№4

Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Проверяем -Слайд№5 Зима укрыла землю белым пушистым ковром.

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Каким членом предложения является слово стоящее в Т.п.? (второстепенным)

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении с предлогом или без предлога?

Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание - жи, - ши).

Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.

Задание5 .Слайд№ 6. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Тепло хлебам под пушистым снегом.

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении? (с предлогом)

Какой вывод можем сделать о существительном в Т.п.? (употребляется с предлогом и без предлога, является в предложении второстепенным членом) Слайд№7

Задание5. Слайд№8-Составьте предложения и запишите.(или устно)

Задание6 Слайд№9

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН .(Подумай-запиши-обсуди в команде)

5.Закрепление.

На какие вопросы отвечает творительный падеж им. сущ.? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? (над, перед, за, под, с, между).

Какие окончания имеют существительные 1склонения в творительном падеже?

2скл., 3скл.?

Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенным). Слайд№10

6. Рефлексия

Тебе понравился урок?

Что нового узнал?

Модель КОНЭРС (углы)

Каждый из вас должен выбрать 1из 2 ответов на вопрос

Как ты думаешь, что тебе больше помогло сегодня на уроке?

Дружба (взаимопомощь) ?

Знание? Идите к вашим углам и обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?

Садитесь на свои места, я раздаю вам билетики на выход. Перед вами лежат смайлики, они разного настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению от урока и приклейте под вашим ответом.

Вы все молодцы! Спасибо за урок.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка

Контрольная работа по дисциплине:

Методика преподавания русского языка.

Тема: «План-конспект урока по русскому языку во вспомогательной школе»

Выполнила: Зеньковец Е. Г.

студентка 4 курса, 403 группы,

ФСО, заочного отделения.

Проверила: Свиридович И. А.

Минск, 2015

План-конспект урока по русскому языку

Тема : наречие как часть речи;

Цель : познакомить учащихся с частью речи – наречием, учить находить наречия в тексте, опираясь на основные признаки наречия;

Задачи :

Образовательные:

– познакомить учащихся с частью речи – наречием, основными признаками наречия: что обозначает, на какие вопросы отвечает;

– повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном, прилагательном, числительном, глаголе, их основных признаках;

– продолжать формировать навык орфографического письма при работе в тетрадях;

Коррекционно-развивающие :

– развивать связную монологическую речь при описании наречий по схеме-образцу;

– развивать операции логического мышления – анализ и синтез при организации самопроверки и взаимопроверки работ учащихся;

– развивать произвольное зрительное внимание при организации работы по переписыванию предложений;

Воспитательные:

– продолжать воспитывать навык аккуратного письма;

– воспитывать интерес к родному языку через занимательный, наглядный материал;

Оборудование : учебник для 10 класса; большие и маленькие снежинки для рефлексии; схема образования повелительного наклонения глаголов; таблица к упражнению №357; таблица «Части речи»; таблица «Наречие обозначает…»; схема «Наречие – это…»;

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Ребята, здравствуйте, все ли у вас готово к уроку?

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

– Ребята, как ваше настроение сейчас? Обозначьте свое настроение снежинками.

Большая снежинка – у вас хорошее настроение, вы всем довольны.

Маленькая снежинка – у вас плохое настроение, вы чем-то огорчены.

– Покажите все свои снежинки, поднимите вверх ваше настроение. Прикрепите свои снежинки к доске, потом мы посмотрим, как изменится ваше настроение в конце урока.

II. Речевая разминка (для формирования навыка правильной речи) – повторение раннее изученного материала.

От представленных на доске глаголов образовать форму повелительного наклонения. Лексический материал: бежать, ехать, класть, беречь, охранять, верить, уберите, помогите, купить, дружить, любить.

– Ребята, прежде чем образовать форму повелительного наклонения глаголов, давайте с вами вспомним правило, опираясь на схему:

Схема: образование повелительного наклонения глаголов.

Форма работы: вопрос к классу, отвечает ребенок, который поднял руку, правильный вариант проговаривается учителем, записывается детьми в тетради.

III. Минутка чистописания.

Орфографическое письмо материала упражнения 357, на стр. 186 с подчеркиванием «опасных» мест.

IV. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятий.

– Ребята, внимательно прочитайте задание к упражнению 357 на странице 186 (Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните выделенные слова и глаголы, к которым они относятся. Поставьте вопросы к выделенным словам.)

– Прочитайте подчеркнутые слова, Миша (утром, осторожно, бесшумно, кругом, потом, ловко, вверху, громко, издали). Подчеркните их у себя в тетради.

– Молодцы. Какое слово подчеркнуто первым – утром. Находим глагол, к которому это слово будет относиться – поставила. Ставим вопрос от глагола к слову утром. Какой вопрос можно поставить? (когда)

– Хорошо, теперь запишем то, что мы сказали в таблицу. В столбик выделенное слово , пишем слово, которое мы сейчас разбираем, в столбик глагол – записываем глагол, от которого ставим вопрос, в последний столбик записываем вопрос, который мы ставим от глагола к слову.

– Какое слово подчеркнуто вторым? (осторожно) Найдите глагол, к которому это слово относится (открыла). Какой вопрос можно поставить к слову осторожно от глагола открыла? (как?) Запишите в таблицу.

– Найдите глагол, от которого можно поставить вопрос к слову бесшумно, прочитайте (вылез), поставьте вопрос, запишите.

Аналогично работа проводится по постановке вопросов ко всем выделенным и подчеркнутым словам в тетради. У детей вырисовывается таблица:

Таблица к упр. № 357.

выделенное слово

(наречие)

вопрос

глагол

поставила

осторожно

бесшумно

огляделся

захлопал

закричал

стали наблюдать

забрался

– Ребята прочитайте все выписанные слова из первого столбика. Прочитайте поставленные к этим словам вопросы. Ребята, можем ли мы с вами определить к какой части речи относятся эти слова? Давайте попробуем это сделать.

Создание проблемной ситуации, вывешивается таблица, по которой дети пытаются определить выписанные слова к какой-либо части речи.

Таблица «Части речи»

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Наречие

На какой вопрос отвечает?

Что делает?

Что сделал?

Что будет делать?

Какой по счету?

Который по счету?

Заполняется

после знакомства с темой

Что обозначает?

Называет предметы, явления природы, события

Признак предмета

Действие предмета

Количество предметов и порядок их при счете

красивый

рисовал, читал, будет петь

пятый, четверо, шестьдесят

– Ребята, подходят ли наши выделенные слова к какому-нибудь столбику? (нет) А вам интересно знать, к какой части речи относятся эти слова? (да) Тогда давайте разбираться.