Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Сборник идеальных эссе по обществознанию. Тема поэта и поэзии в лирике тютчева

Сборник идеальных эссе по обществознанию. Тема поэта и поэзии в лирике тютчева

Стихотворения, посвященные теме поэта и поэзии, - немногочисленны. Одно из первых обращений Ф.И. Тютчева к этой теме вызвано впечатлением от пушкинской оды «Вольность»:

Огнем свободы пламенея
И заглушая звук цепей,
Проснулся в лире дух Алцея -
И рабства пыль слетела с ней.
От лиры искры побежали
И вседробящею струей,
Как пламень божий, ниспадали
На чела бледные царей.

Многое в тютчевском понимании поэзии оказывается близким Пушкину, автору знаменитой «Вольности» (1817): прежде всего утверждение свободы как высшей ценности для поэта, как источника поэзии. Подобно Пушкину, Тютчев стремится установить и литературную преемственность поэта, возводя ее к древнегреческому поэту-тираноборцу Алкею (Алцею). Уподобление поэтических строк пламени - грозящему и очищающему - также роднит двух поэтов. И все же некоторые строки тютчевского стихотворения полемичны по отношению к пушкинским. Выражая свое восхищение гражданской смелостью автора «Вольности», Тютчев тем не менее утверждает и свое понимание роли поэта: его цель не только в том, чтобы независимо и свободно вещать «святые истины», но и в том, чтобы примирять сердца, смягчать их, нравственно преображать людей:

Счастлив, кто гласом твердым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рожден! <…>
Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца,
Певец! Под царскою парчою
Своей волшебною струною
Смягчай, а не тревожь сердца!

В своей книге, посвященной Тютчеву, Г.А. Чагин объясняет появление этих строк тем, что юный поэт, видимо, «сам испугался своей смелости, отчего во второй строфе стихотворения его тираноборческий пафос сменился трусливым советом старшему собрату по перу «своей волшебною струною смягчать, а не тревожить сердца» власть держащих» . Но это объяснение вряд ли будет правильным: в раннем стихотворении выразилось убеждение, которое будет характерно и для более поздних стихотворений: Тютчев не принимал радикальных - революционных путей улучшения жизни страны и общества. Эта неизменная позиция объясняет и неприятие декабристского восстания (выразившееся в стихотворении, обращенном к декабристам, - «Вас развратило Самовластье (14 декабря 1825)», 1826, и воспевание поэзии как «елея», источника утешения людей («Поэзия», начало 1850).

Характерно тютчевским (и принципиально значимым для следующего поэтического поколения - символистов) станет понимание поэзии как источника познания мира: поэзия дает «ключ от храма природы» («Весеннее приветствие стихотворцам»). Поэзия осознается как небесный голос, явственный только поэту-избраннику, и потому гениальный поэт-современник Пушкин назван «богов органом живым» (в стихотворении «29 января 1837»).

Важной представляется и другая мысль Тютчева: приобщение поэта к миру природы делает его неподвластным людским законам, но зависимым от тех таинственных сил, которые управляют Вселенной. В стихотворении 1839 г. «Не верь, не верь поэту, дева» поэт - носитель «огня палящего», который он возжигает и в любящем его сердце; и даже венец на голове поэта может обжечь. Мысль о неспособности поэта владеть своими страстями выражает и другое сравнение: поэт, утверждает Тютчев, «всесилен, как стихия». Это уподобление стихии объясняет парадоксальное соединение в поэте чистоты и разрушительной силы: у поэта «чистая рука», но в то же время он «невольно» несет гибель той, кто полюбит его. Характерна и другая метафора: поэт уподобляется пчеле, но источник «меда» его поэзии - любящее сердце: именно вызванное поэтом губительное чувство любви становится источником поэзии:

Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.

Поэт всесилен, как стихия,
Не властен лишь в себе самом;
Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом.

Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ…
Он не змеею сердце жалит,
Но как пчела его сосет.

Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака.

Как уже отмечено исследователями, Тютчев в своих стихотворениях создает образ «романтического поэта с его мечтой о высокой любви и независимым отношением к большому Свету». Поэт одинок в человеческом мире, живя по своим законам. «Одержимый своей мечтой о «неземной» любви и лишь порой «доступный страстям людей», поэт противопоставляет любви к «земным кумирам» - «боготворенье всемогущей красоты» женщины. Но в понятие «всемогущей красоты» для Тютчева входит и «живое слово» - прозвучавшая в речах «земных кумиров» истина, на которую мгновенно откликается, отзывается поэт. Эта мысль прозвучала в стихотворении 1840 г. «Живым сочувствием привета»:

<...>Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям,
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив,
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо боязлив...

Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет,
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты, -

О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен!
Пускай любить он не умеет -
Боготворить умеет он!

Высшее назначение поэзии, как утверждает Тютчев и в позднем своем творчестве, - в примирении людей, в примирении вражды земной («Поэзия», начало 1850), в преображении мира, возвращении ему гармонии. Поэзия, по Тютчеву, - небесная гостья, само воплощение гармонии, того «строя», который Тютчев осмыслял как одну из основ Вселенной, но рождается она среди небесного смятения, среди «пламенного раздора» стихий. Поэтов Тютчев называет «сынами» небесной гостьи:

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к своим сынам,
С лазурной ясностью во взоре<...>

Мир человеческий исполнен, по Тютчеву, того же «пламенного раздора», он также уподобляется поэтом буйной стихии, но не огню, а воде - «бунтующему морю», гибельному, непредсказуемому, опасному. Назначение поэзии и состоит в том, чтобы внести в эту буйную человеческую стихию благость и примирение, даровать людям утешение:

И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

Сочинения по литературе: Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

В творчестве А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин - великий поэт и писатель первой половины 19 века. В его стихах есть то, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбие, любовь и дружба, тема Родины, природы и назначения поэта и поэзии.

Пушкин много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество стихотворений. Наиболее яркое стихотворение - " ...", которое стало поэтическим завещанием поэта. В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век восславил" свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. С одной стороны, можно подумать что поэт много на себя берет, он говорит, что воздвиг себе памятник, но знакомясь с его творчеством, читая его превосходные поэтические шедевры, мы убеждаемся в том, что он имеет на это полное право. Александр Сергеевич не боялся высказывать свои передовые взгляды, мнения, которые были обращены к русскому народу. Поэт считал, что: "не зарастет народная тропа" к его памятнику, что люди будут помнить его замечательные стихи долго, передавая свое восхищение новому поколению. В 1826 году Пушкин создает стихотворение " " - свой манифест, где провозглашает божественную суть искусства, пророческое предназначение творца. Это стихотворение о превращении человека в пророка. Начинается оно не с самого появления "шестикрылого серафима", а с двух строк, которые объясняют к кому явился серафим:

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился.

В своей лирике А. С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

Язык поэзии для истинного поэта - главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, "углубленного проникновения в тайны мироздания" и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые стихи, эпиграммы, которые хоть и отмечены печатью таланта, задором, брызжущей энергией, упоенностью творчеством, все же ограничены тематически, художественно творческой задачей. Поэт не придавал большого значения этим стихам, хоть они помогали шлифовать стиль, но, рано осознав свое призвание, неоднократно обращался к теме роли, назначения настоящей поэзии в жизни общества. Пробуждение национального самосознания, демократическое преобразование общества, просвещение народа в духе свободолюбия, нравственной чистоты с помощью просто призывов неэффективно. В стихотворении "Деревня" поэт болезненно переживает ограниченность воздействия поэзии на умы и сердца людей, несовершенство своего поэтического языка в эмоциональном воздействии на читателя. Как добиться духовного освобождения народа, раскрыть ему глаза на унижающий человеческое достоинство порядок вещей, где царит вопиющая социальная несправедливость: "барство дикое" и "рабство тощее"? С горечью и надеждой восклицает поэт:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Но как бы ни трудна была сверхзадача поэзии, А. С. Пушкин неуклонно стремился достигнуть ее, находя точные изобразительные средства для воплощения духовных идеалов и высокого накала души. Поэта угнетает наличие жандармской цензуры, признающей только официозную литературу, отвергающей все живое, смелое, прогрессивное. В стихотворении "Послание цензору" негативная роль последнего в литературном процессе выражена автором четко и недвусмысленно:

Докучным евнухом ты бродишь между муз;

Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,

Ни слог певца "Пиров", столь чистый, благородный, -

Ничто не трогает души твоей холодной.

А. С. Пушкин искренне пытался пробудить в народе вольнолюбивые настроения, чувство собственного достоинства, стремление к справедливому социальному переустройству, но тщетно: голос одинокого поэта, "свободы сеятеля пустынного", остается гласом вопиющего в пустыне! Благородная, высокая миссия поэта - служение народу, его духовное, нравственное совершенствование - остается невостребованной, неуслышанной:

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

В стихотворении "Пророк" А. С. Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представления о роли поэзии в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной миссии поэта. Автор использует сюжет библейской легенды, в которой посланник Бога серафим очищает избранного из прочих человека от скверны, поразившей мир, дает ему силы вскрывать язвы общества и совершать возмездие, так как сердце народа огрубело настолько, что не воспринимает ни правду и добро, ни критику и насмешку. Пушкин использует в стихотворении только часть библейского сюжета о чудесном превращении человека в пророка. Лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредет по жизни как по мрачной пустыне, бессмысленной, бесцельной, не освещенной идеалами, и вдруг в минуту полной растерянности, "на перепутье", появляется целеустремленный, энергичный серафим, и жизнь преобразуется, озаряется светом понимания истины:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Осторожные, бережные прикосновения ангела тем не менее производят очень ощутимые превращения: органы восприятия путника приобретают исключительную обостренность, чувствительность, весь мир входит через них в человека.

И все же обостренности восприятия недостаточно, чтобы бредущего в поисках истины путника превратить в пророка. Серафим вырывает у человека "и празднословный и лукавый" грешный язык, заменяя его жалом мудрой змеи. Но и этого оказалось мало: нужно избавиться от сердечной чувствительности, неуверенности, снисходительности, быть твердым и даже жестоким.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Чтобы вести за собой людей, открыть им глаза на несовершенство общественного устройства и личные пороки, необходимо избавиться от жалости и ложного сострадания. Духовное очищение невозможно без страданий, тяжкой работы над собой. Ноша поэта-пророка тяжела вдвойне: сознавая пороки, несовершенство собратьев, сочувствуя людям и любя их, ему необходимо "глаголом жечь" их сердца, не поддаваясь никаким сомнениям.

По стихотворениям:

"Разговор книгопродавца с поэтом", 1824;

"Пророк", 1826;

"Поэт", 1827;

"Чернь", 1828;

"Поэту", 1830;

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836.

Альфред Теннисон (англ, поэт)

Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия - искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.

В стихотворении "Поэт" автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его "душа" спит, и "молчит его святая лира". Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества - мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется.

Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.

В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.С.Пушкина "В часы забав иль праздной скуки"?

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Показать текст целиком

В своих лирических произведениях многие русские поэты стремились отразить тему поэтического творчества и вдохновения.

Так, подобный мотив мы можем встретить в стихотворении Н.А.Некрасова «О, муза, я у двери гроба…» и в стихотворениях А.С.Пушкина «Пророк» и «В часы забав иль праздной скуки».

В стихотворении «О, муза, я у двери гроба…» Н.А. Некрасов обращается к своей вдохновительнице, подводя итог всего своего творчества. Автор указывает, что даже после его смерти, муза будет соединять сердца людей, даря вечную жизнь произведениям поэта.

Сравнивая стихотворение с лирикой А.С.Пушкина («В часы забав иль праздной скуки»), мы можем сказать, что для авторов важной «помощницей» в творчестве стала

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве - не случайно первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814 г.), одним из последних - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.). И все-таки необходимо отметить, что в лицейской лирике эта ГДЗ всего лишь намечается - поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода «Вольность» и «Деревня».

В это время ГДЗ поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами - особенно ярко это проявляется в «Вольности»; здесь автор декларирует свои цели: Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок. То есть в данный период жизни считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода - стихотворении «Деревня». Здесь автор осознает силу поэтического творчества.

Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный ? Необходимо отметить, что, употребляя слово «дар», Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве. Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии - стихотворение 1825 года «19 октября», где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.

Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы - « ». Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы’. Первым двустишием автор нагнетает мрачную атмосферу, одновременно подчеркивая избранность поэта не от рождения, а за реальные дела; необходимость пройти процесс самоочищения до встречи с ангелом. Серафима же отделяет от будущего пророка то, что засело слишком глубоко, - накипь мирской суеты, предрассудки окружающей жизни - и наделяет его поистине божественной силой «глаголом жечь сердца людей».

Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего - он познал истину и должен проповедовать ее другим… Дальнейшее развитие темы можно проследить, рассмотрев такие произведения, как «Поэт» и «Поэту». Первое, на мой взгляд, является органичным продолжением «Пророка» - здесь звучит призыв поэту не растрачивать свои силы попусту; он не должен преклонять свой дар ни перед кем: будь то или власть, или общественное мнение - ведь действует он по указанию свыше.

Главное - быть творцом и бескомпромиссным в своих оценках, быть уверенным в правильности своего пути и идти по жизни не оборачиваясь ни на кого; ведь народ - не судилище его творчества, высочайшая оценка для поэта - его собственная, он должен испытывать чувство гордости за свое ремесло. Как будет сказано в стихотворении «Элегия», счастье для Пушкина - «мыслить и страдать»; даже не результаты кропотливого труда, а сам процесс создания произведения: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь. Настоящая награда, по мысли автора, находится внутри самого поэта, в его душе. Реакция окружающих не должна останавливать глашатая «истин вековых» - даже если вокруг никого в настоящий момент не будет, как в стихотворении « », - ведь слава и внешнее одобрение столь же призрачны, сколь мираж или эхо…

Поэт должен проповедовать идеи бога, «жечь сердца людей» своим словом, пусть даже вокруг останется лишь мрачная пустыня. Эта отрешенность стихотворца исчезает в полном жизненной энергии стихотворении «Осень» - здесь поэтическое творчество является неотъемлемой частью жизни, жить для А. С.

Пушкина - значит создавать, а создавать - жить. Именно на этой оптимистической волне появляется корабль с парусами, полными ветра; эта «Громада» и символизирует неутихающую, постоянно бурлящую, полную надежд и разочарований человеческую жизнь, да, пожалуй, и всю Россию. Тут же у поэта появляется вопрос: Куда ж нам плыть? То есть он пока не видит будущего и, полный светлых чувств, силится что-либо разглядеть на горизонте, но ничего не видит…

Позже, в стихотворении 1836 года «(Из Пиндемонти)», Пушкин подтверждает свою верность прежним идеалам юности, сужая все-таки круг адресатов этого произведения: уже не широкой массе, лишь узкому кругу избранных, и в первую очередь самому себе. В этих призывах уже слышен голос опытного, перенесшего многое, но тем не менее не отступившего с прежних позиций человека. Теперь не только поэт, но и любой человек, по мнению Пушкина, должен Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать.

Своеобразный итог жизни Пушкин, вослед Державину, подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836 г.). Здесь автор перечисляет то, что он смог сделать, будучи поэтом: … я лирой пробуждал …

в наш жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. То есть отдался не просто поэтическому творчеству, а стал тем самым пророком, о котором сам говорил в середине 20-х годов. Пушкин, на мой взгляд, является первым поэтом, к которому можно применить высказывание «поэт в России больше, чем поэт».

Да, именно он первым вышел из границ области литературной, не забывая о своем призвании. Во многом именно по стопам Пушкина пойдут и , и Лермонтов, который напишет продолжение «Пророку», и многие другие русские литераторы. Пушкин стал тем светом в конце туннеля, на который впоследствии ориентировалась практически вся прогрессивная интеллигенция.

Это другая большая тема в лирике Пастернака. Она раскрывается прежде всего в 25 стихотворениях Юрия Живаго, составляющих заключительную гла­ву романа.

Открывает этот цикл стихотворение «Гамлет». В образе лирического героя стихотворения совме­щаются два лица автора - начинающего худож­ника, прислушивающегося к «далекому отголоску» грядущего столетия, и пятидесятилетнего поэта, уже знающего, что случилось на его веку. С героем трагедии Шекспира «Гамлет» лирического героя сближает сознание необходимости сделать жизнен­ный выбор в схватке с целым морем бед. Через весь текст проходит мотив «роли» лирического героя. Художник уподобляется актеру, который выходит на подмостки, чтобы следовать «распорядку дей­ствий», замыслу автора, но при этом задумывается и о том, как именно ему играть вселенскую драму. Жизнь требует от актера приобщения к судьбам мира.

В «Гамлете» развивается мотив жертвенности, предчувствия гибели как цены за истинное искусст­во. Лирический герой остро ощущает неотвратимость пути и свое одиночество в мире, где вокруг него только зрители, чей неясный гул стихает, чтобы слышней стали слова трагической роли.

Пастернак остро сознавал, что практический двадцатый век, исполненный жесточайших потрясе­ний и противоречий, погруженный в злобу дня, замет­но обесценил традиционную духовность. И он не мог согласиться с тем, что этот процесс необратим. Он упорно верил в то, что величие мироздания, если оно понято и прочувствовано людьми, способно творить добро. Для Гамлета прервалась связь времен. Он при­зван эту связь восстановить, заполнить разрыв. Для этого он должен остаться собой. Он заполняет духов­ные пустоты своего времени, но именно это создает трагичность его положения. Жертва его, в сущности, заключается в том, что он, сознавая свой долг, вынуж­ден допустить и согласиться, что может оказаться не понятым современниками.

В миссии художника, по Пастернаку, есть сход­ная трагическая черта. Осуществляя духовную связь времен, художник в определенный момент может и окружающим и самому себе показаться устаревшим. Но, будучи «последним», он в то же время «первый», уже по отношению к будущему.

Тема слияния судьбы поэта с судьбами других людей звучит в другом стихотворении из «Доктора Живаго» - «Рассвет». В начале стихотворения ли­рический герой берет на себя бремя чужих забот. Сли­яние судеб лирического героя и народа - завет свы­ше. После духовной встречи с Блоком лирический герой оживает для новой жизни. И это становится началом возрождения поэта, сумевшего слиться с толпой.

Мне к людям хочется, в толпу,

В их утреннее оживленье.

Я все готов разнесть в щепу


И всех поставить на колени.

В конце стихотворения звучит мотив приятия жизни, всех людей:

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы,

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

Так в этом стихотворении Пастернак деклариру­ет исконно романтическое противопоставление «поэта и толпы».

Стихотворение «Август» является композици­онным центром цикла стихов «Доктора Живаго». Лирический герой видит сон о собственном погре­бении. Он прощается с жизнью, увиденной из веч­ности. Идея сосуществования двух миров - мате­риального и духовного, временного и вечного прони­зывают всю образную систему стихотворения. Стихотворение начинается с изображения утра в комнате героя:

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Столь же ощутима картина сна. Обозначена даже дата «6 августа». Запечатлено и мгновение по­хорон:

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Лирический герой прощается с земным светом, в последних трех строфах, являющихся смысловым центром стихотворения, как бы подводя итог своего земного пути.

Прощай, лазурь Преображенская,

И золото второго Света,

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Мысль о конечности собственного земного суще­ствования не пугала Пастернака. Его не оставляло чувство благодарности жизни за все, чем так щедро одаривает она живущих на земле. В «Августе» поэт смог взглянуть на мир из-за той черты, которую про­водит смерть: оттуда прозвучали его обращенные к остающимся прощальные слова.

Последняя книга стихов «Когда разгуляется» (1956-1959) открывается стихотворением «Во всем мне хочется дойти...».

В начале стихотворения Пастернак заявляет о своем желании «...дойти до самой сути»: в работе, «в поисках пути», «в сердечной смуте». Во всех явлени­ях мира поэт стремится дойти

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытая.

Задача художника - стремиться к открыти­ям, не отрываться от реальности, а сливаться с ней. В стихах должны отразиться все чувства поэта, вся его душа, воплотившись в зрительных («Цвели бы липы в них подряд...»), звуковых («Грозы раска­ты»), благоухающих («В стих б я внес дыханье роз...») образах.

Последние строфы стихотворения содержат обобщение: истинное искусство не только претво­ряет впечатления художника, но и вливается в жизнь.

Оксюморон «живое чудо... могил» подчеркива­ет мысль о преображающей силе искусства, способ­ного, подобно слову Божию, воскресить, возродить к жизни.

В другом стихотворении «Быть знаменитым не­красиво» (1956) Пастернак окончательно провозгла­шает отказ от конструирования жизни поэта по роман­тическим и вообще любым канонам:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива.

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача.

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Здесь Пастернак имел в виду некоторых офици­альных писателей советской литературы тех лет, ко­торым слава приходила «сверху».

В этом стихотворении Пастернак провозглашает единственную цель творчества - в полной самоот­даче, в стремлении к слиянию поэзии и жизни.

Сходным призывом к художнику заканчивается стихотворение «Ночь»:

Не спи, не спи, работай.

Не прерывай труда.

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты - вечности заложник

У времени в плену.

С точки зрения Пастернака, именно творчество оправдывает существование человека на земле. Ху­дожник - уполномоченный вечности, глашатай выс­ших начал, и его деятельность - это непрерывно, не­устанно творимый подвиг.

Для Пастернака творчество - это способ выйти за грань земного бытия, вырвавшись из оков простран­ства и времени, приблизиться к высшему, божествен­ному началу в себе.