Меню
Бесплатно
Главная  /  Медикаменты  /  Нормы содержания собак в многоквартирном доме. Принят закон о домашних животных

Нормы содержания собак в многоквартирном доме. Принят закон о домашних животных

Правительство утвердит два списка животных. В первый войдут звери, которых владельцы будут обязаны зарегистрировать в специальном государственном реестре. Во втором укажут тех животных, кого ни при каких условиях нельзя держать дома.

Такие новации будут прописаны в будущем законе об ответственном обращении с животными. Сейчас документ планируется в Госдуме ко второму чтению, он включен в примерную программу работы парламента на май. А в правительстве активно готовятся поправки, которые придадут проекту окончательный вид. Проект поправок уже направлен на согласование в заинтересованные ведомства.

Будет запрещена пропаганда жестокого, антигуманного обращения с животными и призывы к жестокому обращению с животными. Так что подобные сайты будут блокироваться. А за распространение жутких кадров с издевательствами над животными предлагается установить административную ответственность.

Предполагается, что с будущего года придется снабжать домашних животных чипом с личным номером

Но одни из самых резонансных норм касаются отношений человека с домашними животными. Для регистрации животных предполагается создать государственную информационную систему "Реестр животных", порядок формирования и ведения которой будут определены правительством страны. Так что пока нет ответов на многие вопросы, например, кто будет вести реестр, как подавать туда информацию, всех ли животных надо будет регистрировать. Все будет решаться в свое время, закон лишь наделит правительство соответствующими полномочиями.

Тем не менее в СМИ уже появилась информация, что до 15 февраля должна быть разработана "Дорожная карта" по внедрению на территории России системы уникальных идентификационных номеров домашних и сельскохозяйственных животных. Предполагается, что с января будущего года российским фермерам и владельцам домашних животных придется снабжать их чипами, татуировкой или тавром с уникальным идентификационным номером. Под этим номером зверь и будет числиться в государственной информационной системе, причем в электронной базе может храниться и какая-то жизненная информация о самом животном. По планам маркировке будут подлежать лошади, крупный рогатый скот, олени, верблюды, домашняя птица, собаки и кошки, свиньи, кролики, пушные звери и некоторая другая живность. Если владельцы не зарегистрируют животное, то попадут под административную ответственность. Будет также введено административное наказание за содержание в домашних условиях животных, включенных в запрещенный перечень. Введут штрафы и за создание приютов для животных в жилых помещениях, в нежилых помещениях в многоквартирных домах.

Маркировка, как задумывается, будет проходить в несколько этапов. Крупный скот, вероятно, начнут маркировать с 2018 года. Чипы для собак и кошек начнут внедряться с 2019 года. Но и здесь все зависит от того, успеет ли Госдума принять закон об ответственном обращении с животными, а также будет ли подготовлена техническая база. Напомним, что проект был принят в первом чтении еще в 2011 году.

Прямая речь

Александр Хабургаев, журналист-натуралист:

Этот закон давно ждали. Сегодня в ЖКХ есть отделы городской фауны. Но ни один из них не может сказать, сколько собак живет в городе, районе, доме. Причем речь идет не только о бездомных дворнягах, но и о вполне породистых. Ведь заводчик получил, например, родословную в Российской кинологической федерации, но хочет поучаствовать с собакой в других выставках. И поэтому получает еще одну родословную, но в другой ассоциации. А потом еще в каком-нибудь клубе. В итоге собака одна, а судя по родословным, их три.

Для защиты прав животных каждое из них должно быть зарегистрировано, иметь свой паспорт. Например, если в Лондоне нашли потерянную собаку, то довольно быстро найдут ее хозяина. Она, как правило, чипирована. Ветеринар по этому чипу легко установит имя, фамилию и адрес владельца. А последнему придется оплатить штраф.

У нас такого нет. Такие ветеринарные паспорта должны быть у всех крупных животных. Это поможет не только их розыску, но и лечению, поддержанию здоровья. Данные о том, какие вакцины и когда применялись, могут быть актуальными в любой момент.

При этом закон не устанавливает каких-либо драконовских мер в отношении владельцев животных. Не будут ходить по домам опричники, чтобы наказать владельца кошек за не сделанные вовремя прививки.

Существует 3 действующих законодательных источника, регламентирующих права и обязанности хозяев питомца в многоквартирном доме.

  • Постановление Правительства №25 от 2006 года , устанавливающее перечень общих правил пользования жилым помещением, в том числе, и о содержании питомцев.
  • Федеральный Закон №52 , предписывающий меры по санитарно-эпидемиологической защите населения.
  • Отдельные нюансы проживания питомцев в многоквартирных домах регулируют статьи жилищного, гражданского, а также административного кодекса.
  • Ответственность за жестокое обращение с животными регламентирует

Помимо общефедеральных имеются и региональные законы о правилах содержания домашних животных.В некоторых субъектах РФ гражданин, собравшийся завести питомца, обязан проинформировать об этом всех соседей, уточнить, нет ли у них аллергии и получить от них согласие.

Если принятые в конкретном населенном пункте нормативы будут нарушены, суд встанет на сторону заявителей и может принудить владельца животного расстаться с ним или же переехать на другое место жительства.

Права и обязанности хозяев

Согласно действующим нормативным актам хозяин питомца обязан:

Каждый житель многоквартирного дома имеет право заводить и содержать любое животное из списка разрешенных при условии соблюдения им всех предписанных законодательством норм и правил.

В список разрешенных для домашнего содержания питомцев входят:


Любое животное из вышеперечисленного списка является частной собственностью своего хозяина и охраняется законодательством наравне с другим личным имуществом граждан РФ.

Требования к нахождению домашних любимцев в квартире

Содержание животных в жилом помещении многоквартирного дома, в котором проживают несколько нанимателей (собственников) допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических требований, ветеринарных норм, а также требований жилищного законодательства и Федерального закона при условии согласия всех собственников и проживающих с ним совершеннолетних членов семьи.

Кошки

Домашние кошки оптимальны для содержания в качестве питомцев в многоквартирных домах . Эти животные практически не доставляют бытовых неудобств соседям.


Единственной причиной конфликтных ситуаций, как правило, выступает неприятный запах, который может возникать, если животное не приучено к туалету или количество кошек в отдельно взятом помещении слишком велико. В таких случаях соседи вправе обратиться в суд с жалобой на причиняемые им неудобства.

Касательно ветеринарии и санитарно-гигиенических норм на заводчиков кошек распространяются общие правила.

Собаки

Хозяева собак наиболее часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, связанными с недовольством соседей. Нормативы содержания четвероногого друга в квартире регулируются Федеральным законодательством и действующими региональными правилами.

Согласно букве закона хозяину собаки запрещено:

  1. Содержать питомца на привязи или без нее в местах общего пользования (на лестничной площадке или же в общественных зонах ).
  2. Оставлять оставленные собакой загрязнения в местах общего пользования и на улице (шерсть, экскременты и пр.).
  3. Допускать шумное поведение питомца в ночные часы и тихий час.
  4. Производить выгул питомца на непредназначенных для этого территориях и в многолюдных местах.
  5. Выгуливать или перевозить на общественном транспорте животное без намордника.

В случае несоблюдения вышеперечисленных правил на хозяина собаки налагается в соответствии с действующими законодательными актами. В некоторых регионах РФ запрещено держать собаку на лоджии или балконе.

Другие питомцы


Как правило, в качестве других видов домашних животных выступают аквариумные рыбки, грызуны, мелкие рептилии, птицы и пресмыкающиеся.

Тем не менее, в квартирах некоторых заводчиков можно встретить и настоящую экзотику . Некоторые экзотические виды животных запрещены к содержанию в неволе и (или) к ввозу на территорию нашей страны.

В таких случаях повышенное внимание компетентных органов к владельцу экзотов неизбежно.

В отдельных случаях держать таких питомцев все же разрешено, но при наличии соответствующих разрешений и ветеринарного паспорта. В остальном на любые виды домашних животных, не относящихся к кошкам и собакам, распространяются общие правила содержания.

Санитарные нормы

Животное в многоквартирном доме – потенциальный источник загрязнения окружающего пространства . Именно поэтому хозяин любого питомца должен принимать меры по своевременной уборке шерсти, экскрементов, а также любых других продуктов жизнедеятельности своего любимца. В противном случае итогом может стать и муниципальных органов власти.

Некоторые ТСЖ устанавливают для всех жильцов дома собственные правила содержания питомцев, обязывая их хозяина неукоснительно следовать предписанным требованиям.

Все животные, содержащиеся в черте населенных пунктов, обязаны быть привиты от бешенства. Кроме того, санитарные нормы регламентируют количество питомцев в зависимости от площади жилого помещения, но этот механизм пока плохо отлажен и не всегда работает. Так, например, закон запрещает содержание питомника в городской квартире , но никак не лимитирует половую принадлежность и репродуктивные возможности животного.

Проблемы с соседями

Слишком много кошек


В случае если заводчик кошек не в состоянии обеспечить санитарно-гигиенические требования по отношению к содержанию животных, соседи вправе пожаловаться на нерадивого хозяина в правоохранительные органы или подать на него в суд.

При этом, в случае поступления коллективного иска на такого владельца суд, как правило, становится на сторону истца и принуждает ответчика сократить число животных в помещении или переехать на другое место жительства.

Собака лает, не дает спать

Или в предутренние часы, мешая соседям спать, они вправе обратиться с или в суд. Зафиксировать совершенное правонарушение поможет своевременный вызов наряда полиции или свидетельство нескольких соседей.

Кроме того, если издаваемый животным шум мешает сразу нескольким жильцам дома, он вправе обратиться в суд с коллективным иском и потребовать заводчика устранить причину шума, а также взыскать с него моральную компенсацию.

При этом стоит отметить, что в случае коллективного обращения суд, как правило, становится на сторону истца и обязывает владельца животного устранить шум или избавиться от питомца с целью соблюдения прав и интересов других жильцов дома.

Нередко владельцам шумных собак приходится прибегнуть к операции по подрезанию голосовых связок животного или и вовсе отправить его жить в другое место (к знакомым, в приют, на передержку к волонтерам для дальнейшего пристройства).

В таком случае хозяину шумного животного грозит штраф . Если же в последующем нарушения так и не будут устранены, владельца могут принудить расстаться с четвероногим другом или сменить место жительства.

Наказание и ответственность за нарушение норм

Степень владельца животного определяется степенью совершенного правонарушения.


Усугубить вину может неоднократное совершение противоправных действий или отсутствие исполнения ранее предписанных судом требований. Как правило, в качестве наказания нерадивым заводчикам используются:

  1. Предупреждение . Выносится правоохранительными органами в случае первого нарушения, не повлекшего за собой серьезных последствий (вреда здоровью окружающим, порчи имущества и т.д.).
  2. Штраф . Сумма денежного взыскания, как правило, варьируется в пределах от 500 до 5000 рублей и зависит от степени тяжести самого нарушения и его последствий.
  3. Уголовное преследование . Начинается в случае причинения физического вреда другому человеку в соответствии с пунктом 1 статьи 118 УК РФ . В качестве наказания владелец может быть оштрафован или отправлен на обязательные работы. В случае нанесения здоровью пострадавшего тяжкого вреда, заводчик может быть наказан лишением свободы на установленный в судебном порядке срок.

Порода собаки, нанесшей вред здоровью человека, также играет большую роль в итоговом решении суда. Если животное относится к бойцовской породе, то хозяин заведомо должен осознавать повышенную опасность его любимца для окружающих и предпринимать все меры по предотвращению нападения его питомцем на людей и других животных.

Так, в случае выгула бойцовской собаки без поводка и намордника, нанесенный в ходе ее нападения физический и моральный урон повлекут за собой гораздо более серьезные последствия, нежели в ситуации, когда нападение совершила небольшая собачка декоративной породы. В 2018 году рассматривается законопроект, призванный регламентировать содержание бойцовских собак в черте города и ограничить возможность их приобретения, а также получение соответствующих разрешений и ветеринарных справок.

В решении конфликтных ситуаций связанных с содержанием животных в многоквартирных домах многое зависит от позиции потерпевшего.

Многим хозяевам собак, впервые оказавшимся в конфликтной ситуации, нередко удается пойти на мировую с потерпевшим, принеся свои извинения в устной форме и обязавшись впредь не допускать подобных ситуаций.


Если же связанные с содержанием пса нарушения носят рецессивный характер и соседи устали от поведения собаки и ее хозяина, загладить конфликт своими силами может не получиться .

Так, если пострадавший не желает идти на переговоры и решать проблему мирным путем, он вправе обратиться в суд и потребовать от владельца животного денежную компенсацию не только за материальный и физический, но и за моральный ущерб. Размер такого взыскания определяется в ходе судебного разбирательства.

В случае нанесения собакой тяжкого вреда здоровью и жизни человека, животное в соответствии с действующим законодательством, подлежит усыплению, за фактом совершения которого следят судебные приставы.

Заключение

Важно понимать, что городская квартира не является лучшим местом для содержания питомца . Особенно – если речь идет о животном крупных размеров, нуждающемся в регулярном выгуле на обширной территории. Лай, запах, и грязь от домашних любимцев может доставить серьезные неудобства соседям.

Для того чтобы не входить в разрез с буквой закона необходимо с умом выбирать домашнего любимца и регулярно ухаживать за ним должным образом, принимая во внимание интересы и права окружающих людей.

Статья 5.1. Нарушение правил содержания домашних животных

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест -

3. Нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, -

влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

4. Появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях, если это деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

5. Допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего, -

влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

6. Причинение домашним животным дикому животному увечья или гибели -

влечет наложение административного штрафа на граждан - владельцев домашних животных в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

7. Допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 118 Уголовного кодекса Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

8. Натравливание домашнего животного на людей или животных -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

9. Причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного -

Большинство граждан Российской Федерации считают, что вопросы относительно проживания животных и их правильного содержания недостаточно урегулированы в российском законодательстве. В каждом населенном пункте есть областные муниципальные правила, которые регламентируют содержание собак и других домашних животных в квартире.

Общими нормативными актами являются:

  • «Об утверждении Принципов пользования жилыми помещениями»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии общества» от 30.03.1999;
  • № 4979-1;
  • статьи 229, 230, 231, 232;
  • , статья 245.
  • Проект Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации».

Одним из основных документов является Проект Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации». Настоящий нормативно-правовой акт регулирует правоотношения в сфере содержания питомцев на российской территории в целях обеспечения общественного порядка, а также обеспечения безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарно-гигиенического, психологического и другого воздействия собак.

Настоящий законопроект о содержании собак состоит из 5 глав и 33 статей:

  • Глава 1 (статьи 1-4) . Основные положения закона. Определяет пределы действия данного закона, его основные понятия, правила содержания животного в квартире, а также права и обязанности служб общегосударственного правления и областного самоуправления;
  • Глава 2 (ст 5-13 ). Государственный надзор. Соответствующий раздел устанавливает:
    • основные условия приобретения животных;
    • особенности покупки собак потенциально агрессивных пород;
    • правила регистрирования;
    • особенности регистрирования собак потенциально агрессивных и опасных пород;
    • лицензия относительно купли-продажи, содержания и разведения питомцев;
    • расторжение лицензии;
    • государственная пошлина за регистрирование питомца и пособия по ее оплате;
    • средства, которые владелец получает от уплаты госпошлины;
    • процедура взыскания платежей.
  • Глава 3 (ст 14-25). Основные полномочия и обязанности владельцев собак по их содержанию. В соответствии с данной главой определяются права и обязанности владельцев питомцев, правила содержания животных, обязательные прививки, условия нахождения животных в общественных местах. А также регулируются вопросы относительно обеспечения гигиенической безопасности, перевозки собак в общественном транспорте, жестокого обращения с животными и их захоронение, ответственность за несоблюдение действительного законопроекта;
  • Глава 4 (ст 26-30) . Отлавливание безнадзорных собак. Регламентируются условия отлова, соглашения об отлове, порядок осуществления данной процедуры и нормы помещения животных в специальные питомники;
  • Глава 5 (статьи 31-33) . Итоговые и переходные положения настоящего Федерального закона, а также вступление в законную силу.

Следует уделить особое внимание пункту о правилах содержания домашних животных в квартире или в частном доме.

Правила содержания собак в частном доме

Нормы и требования относительно содержания собак в частном или многоквартирном доме отличаются друг от друга. Основное отличие в том, что владельцы питомцев, проживающие в квартире должны следовать правилам, установленным в настоящем Федеральном законе, в противном случае они понесут административное наказание. Отдельного законодательного акта о правилах содержания животных в частном доме в Российской Федерации нет. Поэтому права владельцев собак, содержащих их в загородных домах, не столь ограничены.

Основные принципы, как по закону содержать собак в квартире:

  • четырехногий друг должен проживать строго на территории квартиры, использовать для этих целей помещения общего пользования (подъезд, коридор, лестничную площадку) - строго запрещено;
  • хозяин должен следить, чтобы его питомец не загрязнял места общего пользования, включая ближайшие дворы;
  • не допускается шумное поведение домашнего животного с 21:00-06:00 часов;
  • законодательством Российской Федерации запрещен выгул животных в многолюдных местах;
  • выгуливать домашних питомцев можно только на поводке, в наморднике и с жетоном, на котором указаны данные о его владельце;
  • дети, не достигшие 14-летнего возраста, не имеют права выгуливать питомца без сопровождения взрослых.

Проживая с собакой в квартире, вы должны крайне внимательно относиться к просьбам и претензиям соседей, даже если на первый взгляд они кажутся вам не обоснованными. Зачастую, конфликты с соседями из-за содержания собак в квартире приводят к судебным тяжбам.

Частный дом и придомовая территория находится в частной собственности хозяина, поэтому в этом случае, при проживании псов в загородных домах, мнение соседей не является столь важным. Единственное общепринятое правило заключается в том, что пес не должен свободно расхаживать по всей территории, так как в этом случае, он может найти способ выйти за пределы ограждения.

Какие породы нельзя содержать в квартире?

Породы агрессивных и опасных собак подразделяются на следующие виды:

  • бойцовские , к таковым относятся: питбультерьер; стаффордширский тельер; мастив; алабай; бульдог; кавказские овчарки. Данные породы рождены быть бойцами, даже если хозяин будет уделять много времени для их дрессировки и воспитания, нет гарантии того, что они никогда не нападут на людей;
  • охотничьи , к таковым относятся: лайки, грифоны, ретриверы, азаваки и бландхаунды. Соответствующие породы выводились специально для охоты, с чем и связано их специфическое поведение и особенное содержание. Им необходимы максимальные физические нагрузки, что может стать проблемой при содержании их в квартире;
  • сторожевые , к таковым относятся: ротвейлеры; доберманы; немецкие овчарки; азиатские овчарки; бульмастифы. Основной целью выведения такого рода псов- несение службы. У них обострены животные инстинкты, в квартире такой пес может неадекватно реагировать на поведение членов семьи, поэтому содержать их в многоквартирном доме не рекомендуется;
  • пастушьи, к таковым относятся: колли, среднеазиатские и австралийские овчарки, бобтейлы, боксеры и зенненхунды. Данным породам необходим длительный выгул, регулярная дрессировка, а также правильное и обильное питание. Данная категория может агрессивно реагировать на соседей, членов семьи и гостей.

Важно! В Российской Федерации еще не был разработан отдельный нормативный акт, запрещающий содержать собак отдельных пород. Однако чтобы избежать конфликтных ситуации, рекомендуется крайне рационально и ответственно подойти к выбору питомца.

Скачать новый закон для владельцев собак

Главная цель нового закона - регулирование отношений, которые возникают у граждан при обращении с животными. Настоящий закон для владельцев собак обязывает их, перед приобретением любимца, пройти курс обучения начальным приемам дрессировки собак. Только после получения специальной справки, которая является основным документом при регистрации животного, гражданин может приобрести собаку.

Официальное принятие соответствующего законопроекта позволит отрегулировать общественные взаимоотношения, возникающие при повседневном взаимодействии людей с животными данной категории, а также снизит количество конфликтных ситуаций.

Скачать Проект Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации» в последней редакции .

Куда жаловаться, если у соседей постоянно лает собака?

При содержании животного в квартире, которое приносит некие неудобства соседям, в первую очередь следует обратиться с просьбой, непосредственно, к владельцу. Вполне вероятно, что он и не подозревает о том, что в его отсутствие собака создает проблемы жильцам. Если мирные переговоры не принесли ожидаемого результата и хозяин проигнорировал просьбу, тогда следует приступить к написанию жалобы.

Претензия может быть направлена на имя участкового, который должен провести разъяснительную беседу, при игнорировании просьбы и поступлении повторных жалоб, участковый имеет право выписать штраф. При отказе участкового принять заявление, соседи напрямую могут обратиться в Роспотребнадзор или в областной административный суд.

Вносится депутатами

Государственной Думы

В.В.Жириновским,

А.Н.Диденко,

В.С.Золочевским

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области содержания собак в Российской Федерации в целях обеспечения общественного порядка, а также безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарно-эпидемиологического, психологического и иного воздействия собак.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) собака - хищное млекопитающее животное семейства собачьих (волчьих) любой породы, включая помесь с дикими животными этого семейства, в том числе волком, лисицей, енотовидной собакой;

2) домашняя собака - собака, находящаяся в собственности физического или юридического лица, которое владеет, пользуется и распоряжается собакой (собаками), в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

3) безнадзорная собака - собака, находящаяся в собственности физического или юридического лица, но оказавшаяся без попечения;

4) бесхозная собака - собака, не находящаяся в собственности физического или юридического лица, либо собака, владелец которой не известен, либо собака, владелец которой отказался от права собственности на нее;

5) владелец собаки - физическое или юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается собакой (собаками), в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

7) приют (питомник) для собак - организация, предназначенная для размещения безнадзорных и бесхозных собак;

8) пункт временного содержания собак - организация, предназначенная для временного размещения безнадзорных и бесхозных собак;

9) учетный знак домашних собак - отличительный знак домашних собак в виде жетона на ошейнике и (или) идентификационной метки на теле домашних собак в виде клейма и (или) чипа;

10) справка о прохождении курса обучения начальным приемам дрессировки собак - документ, выдаваемый специализированной организацией гражданину, приобретающему либо уже содержащему собаку (за исключением собак декоративных и комнатных пород) о том, что он прошел курс обучения начальным приемам дрессировки собак;

11) лицензия на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород - документ, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации физическому или юридическому лицу, приобретающему либо уже содержащему собаку потенциально опасных пород;

12) лицензия на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород - документ, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации либо иными уполномоченными Правительством Российской Федерации органами физическому или юридическому лицу, приобретающему либо уже содержащему собаку потенциально опасных пород;

13) стерилизация собак - специальное хирургическое вмешательство в организм собаки с целью прекращения функции размножения;

14) эвтаназия собаки - умерщвление собаки по ветеринарным показателям при наличии неизлечимого заболевания для прекращения неустранимых страданий или при опасности заражения, совершаемое по согласованию с владельцем собаки (если он есть), при наличии справки ветеринарного врача и исключительно средствами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть;

15) потенциально опасные породы собак - породы собак, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и занесенные нормативным актом Правительства Российской Федерации либо нормативным актом исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральный перечень потенциально опасных пород собак либо в перечень потенциально опасных пород собак субъекта Российской Федерации соответственно.

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области содержания собак

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

1) разработка и совершенствование законодательства в области купли-продажи, дарения, наследования, содержания, обучения, разведения, изъятия и эвтаназии собак;

2) установление порядка и организация регистрации собак в Российской Федерации;

3) установление порядка и организация лицензирования купли-продажи, содержания и разведения собак потенциально опасных пород;

4) установление общих правил содержания собак;

5) установление ограничений купли-продажи, дарения, наследования, содержания, обучения, разведения, изъятия и эвтаназии собак;

6) установление запретов на ввоз в Российскую Федерацию и выведение в Российской Федерации потенциально опасных пород собак, а также на бои с участием собак и других запретов.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации в области содержания, обучения и разведения собак по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

3. К полномочиям органов местного самоуправления относятся отдельные полномочия в области содержания, обучения и разведения собак, переданные им в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Принципы содержания собак

1) соблюдения установленных ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил и норм при содержании собак;

2) защиты населения от опасных для человека болезней и от неблагоприятного воздействия собак;

3) ответственного отношения к содержанию собак;

4) участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в осуществлении мероприятий в области содержания собак;

5) ответственности за несоблюдение законодательства в сфере содержания собак.

Глава 2. Государственный контроль в сфере содержания собак

Статья 5. Общие условия приобретения собак

1. Для физических лиц (граждан) обязательным условием приобретения собак является достижение возраста 18-ти лет. Для юридических лиц - наличие в уставе или ином нормативном документе, регламентирующем деятельность юридического лица, кинологической деятельности в качестве одного из основных видов уставной деятельности.

2. Граждане, приобретающие собак (за исключением декоративных и комнатных пород) обязаны пройти курс обучения начальным приемам дрессировки собак.

Статья 6. Особенности приобретения собак потенциально опасных пород

1. Приобретение собак потенциально опасных пород допускается с соблюдением требований статьи 5 настоящего Федерального закона и иных требований, предусмотренных российским законодательством.

2. В случае приобретения собак потенциально опасных пород, гражданин обязан получить соответствующую лицензию на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород в районном управлении внутренних дел по месту постоянного проживания.

3. Для юридических лиц обязательным условием приобретения собаки потенциально опасных пород является наличие лицензии на куплю-продажу и содержание либо лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород.

Статья 7. Общие условия регистрации собак

1. Любая собака, достигшая трехмесячного возраста должна быть зарегистрирована службой по регистрации собак при органе местного самоуправления по месту постоянного или преимущественного проживания ее владельца.

2. В случае приобретения собаки старше трех месяцев регистрация должна быть произведена в течение месяца со дня приобретения.

3. При регистрации собаки ее владельцу выдается регистрационное удостоверение установленного образца и номерной жетон, который должен крепиться к ошейнику собаки.

4. В случае продажи или смерти собаки владелец обязан в течение недели сдать в орган, осуществляющий регистрацию собак, свидетельство о регистрации собаки и регистрационный жетон.

5. В случае пропажи собаки владелец обязан в течение трех суток сообщить об этом в орган, осуществляющий регистрацию собак.

Статья 8. Особенности регистрации собак потенциально опасных пород

1. Государственная регистрация собак потенциально опасных пород, находящихся в собственности юридических и физических лиц, осуществляется органами внутренних дел Российской Федерации, а также иными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

2. Положение о регистрации собак потенциально опасных пород утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Лицензирование купли-продажи, содержания и разведения собак потенциально опасных пород

1. Купля-продажа, содержание и разведение собак потенциально опасных пород в Российской Федерации подлежит лицензированию.

2. Лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение выдаются:

1) органами внутренних дел:

а) гражданам - на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород;

б) юридическим лицам с особыми уставными задачами - на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород;

2) иными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, - военизированным организациям на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород.

3. Выдача лицензий, предусматривающих право на разведение собак потенциально опасных пород, гражданам не допускается.

4. Гражданин для получения лицензии на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства следующие документы:

2) документ, удостоверяющий личность гражданина;

3) медицинское заключение об отсутствии психического заболевания или заболевания алкоголизмом или наркоманией;

4) справку, подтверждающую прохождение курса обучения начальным приемам дрессировки собак;

5) документ, подтверждающий, что число собак потенциально опасных пород, содержащихся в жилых помещениях, соответствует нормам минимальной общей жилой площади для совместного проживания человека и собаки (собак), установленным законодательством субъекта Российской Федерации;

6) письменное согласие на содержание в квартире собаки (собак) потенциально опасных пород всех собственников жилого помещения, а также всех проживающих в жилом помещении граждан.

5. Юридические лица с особыми уставными задачами для получения лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород обязаны представить в орган внутренних дел следующие документы:

1) заявление по установленной форме;

2) уставные документы, подтверждающие наличие особых задач;

3) медицинские заключения об отсутствии у сотрудников, непосредственно занимающихся содержанием и разведением собак потенциально опасных пород, психического заболевания, заболевания алкоголизмом или наркоманией.

6. В заявлении юридических и физических лиц указывается порода собаки (породы собак), относящаяся к потенциально опасным породам, которая находится в собственности, либо которую планируется приобрести. В заявлении перечисляются меры, принятые для обеспечения содержания и (или) разведения собаки (собак) потенциально опасных пород. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи.

7. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) непредставление заявителем необходимых документов или сведений либо представление им поддельных документов или неверных сведений;

2) невозможность обеспечения содержания собаки либо необеспечение этих условий;

3) недостижение гражданином возраста 18 лет;

4) непредставление медицинского заключения об отсутствии у него психических заболеваний или заболеваний алкоголизмом или наркоманией.

5) совершение повторно в течение года административного правонарушения, посягающего на общественный порядок;

6) отсутствие у гражданина постоянного места жительства.

8. В случае отказа в выдаче лицензии органы внутренних дел обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления может быть обжалован заявителем в судебном порядке.

9. Срок действия лицензии для граждан - пять лет со дня выдачи, а для юридических лиц десять лет со дня выдачи. Продление лицензии осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Положение о лицензировании купли-продажи, содержания и разведения собак потенциально опасных пород и форма соответствующих лицензий утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Аннулирование лицензий

1. Лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород аннулируются органами, выдавшими эти лицензии, в случаях:

1) добровольного отказа от указанных лицензий либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника собаки;

2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими или физическими лицами требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы содержания и разведения собак потенциально опасных пород;

3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом иных обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий.

2. Принятию решения об аннулировании лицензий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой настоящей статьи, должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии органом, выдавшим лицензию. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

3. Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано владельцем собаки потенциально опасных пород в судебном порядке.

4. В случае аннулирования лицензий повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц - по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан - по истечении одного года со дня их аннулирования.

5. В случае добровольного отказа от лицензий сроки для повторного обращения за их получением не устанавливаются.

Статья 11. Пошлина за регистрацию собаки и льготы по ее уплате

1. За регистрацию собаки органы, производящие регистрацию, взимают пошлину в размере, устанавливаемом исполнительным органом местного самоуправления, не более однократного установленного законом минимального размера оплаты труда на день уплаты пошлины.

2. От уплаты пошлины за регистрацию собак освобождаются:

1) учреждения государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, использующие собак в качестве служебных;

2) слепые граждане, использующие собак в качестве поводырей.

3. Владельцы стерилизованных собак уплачивают установленную пошлину в размере 50 процентов.

Статья 12. Средства, получаемые от уплаты пошлины за регистрацию собаки

Средства, получаемые от владельцев собак в виде уплаты пошлины за регистрацию, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию.

Статья 13. Порядок взимания платежей при выдаче лицензий, продлении срока их действия

За выдачу лицензий на куплю-продажу и содержание, на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород, за продление сроков действия указанных лицензий с юридических и физических лиц взимаются единовременные сборы. Размеры указанных сборов определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с выдачей указанных документов, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Глава 3. Основные права и обязанности владельцев собак по их содержанию

Статья 14. Права и обязанности владельца собаки

1. Владелец собаки имеет право:

1) получать от органов местного самоуправления, а также уполномоченного в области ветеринарии исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных ему учреждений необходимую информацию о правилах содержания и выгула собак на территории муниципального образования, порядке отлова безнадзорных и бесхозных собак, порядке организации приютов (питомников) для собак и иных пунктов временного содержания собак, местах торговли собаками, местах утилизации (захоронения) умерших собак;

2) принимать решение о стерилизации и косметических операциях собак;

3) помещать собак для временного содержания в приют (питомник) для собак;

4) реализовывать иные права владельцев собак, не противоречащие действующему законодательству.

2. Владелец собаки обязан:

1) ответственно относиться к содержанию собаки;

2) не допускать жестокого обращения с собакой;

3) соблюдать общественный порядок, права и законные интересы проживающих в жилом помещении лиц, не нарушать тишину и покой граждан, обеспечивать их безопасность при содержании собаки;

4) обеспечивать собаке место ее содержания, уход и заботу с учетом ее естественных потребностей в пище, воде, сне, движении и естественной активности;

5) соблюдать ветеринарно-санитарные и зоогигиенические правила и нормы содержания собаки, вакцинировать собаку против бешенства, начиная с двух месячного возраста, с проведением дальнейшей ежегодной вакцинации в течение срока жизни собаки;

6) предотвращать причинение вреда собакой человеку и (или) иным домашним животным;

7) не допускать поведения собаки, ставящего в опасность имущество граждан и причиняющего вред личным неимущественным благам, в том числе преследование собакой прохожих, автомобилей, мотоциклистов, велосипедистов, лазанье по мусорным ведрам, бачкам и помойкам, а также нахождение без присмотра суки во время течки.

8) оплачивать при возвращении принадлежащей ему отловленной собаки услуги специализированной организации по вопросам безнадзорных и бесхозных собак, связанные с отловом, кормлением, содержанием и ветеринарной обработкой нелечебного характера собак;

9) соблюдать правила перевозки домашних собак в пассажирском транспорте;

10) выводить собак в места общего пользования (лифты, коридоры, лестницы, лестничные площадки), на придомовую территорию многоквартирных домов в наморднике (кроме щенков до двухмесячного возраста и собак небольшого размера - до 20 сантиметров в холке) и на коротком поводке длиной не более 1 метра;

11) производить выгул собак в наморднике (кроме щенков до двухмесячного возраста и собак небольшого размера - до 20 сантиметров в холке) и на коротком поводке длиной не более 1 метра (за исключением случая, когда площадка для выгула собак огорожена) в сопровождении владельца или иного лица по его поручению в специально отведенных органами местного самоуправления для этих целей местах (площадках), отмеченных знаками о разрешении выгула собак, а также иметь при себе предметы для сбора экскрементов, а при отсутствии специально отведенных мест выгуливать собак на пустырях или в других местах, определенных органами местного самоуправления;

12) незамедлительно убирать за принадлежащей ему собакой экскременты, включая территорию подъездов, лестничных площадок, лифтов, детских площадок, пешеходных дорожек, тротуаров, придомовых территорий жилых домов, улиц, газонов;

13) в случаях содержания собак на придомовой территории индивидуальных жилых домов, иных огороженных территориях обеспечить изоляцию собак или содержать их на привязи, а также при входе на территорию поместить предупреждающую надпись о наличии собаки;

14) в случае смерти собаки обеспечить утилизацию (захоронение) трупа умершей собаки в соответствии с законодательством в местах, установленных органами местного самоуправления;

15) выполнять иные требования по содержанию собак, установленные действующим законодательством.

3. Владельцам собак запрещается:

2) появление с собаками на детских, спортивных площадках, местах проведения массовых мероприятий (за исключением мероприятий с неотъемлемым участием собак), в кинотеатрах, школьных и дошкольных учреждениях, объектах здравоохранения, организациях общественного питания и торговли, за исключением собак-поводырей и служебных собак, находящихся при исполнении служебных заданий;

3) выгул собак в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

5. Собаки потенциально опасных пород не могут находиться в собственности у лиц, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также признанных судом недееспособными.

Статья 15. Общие условия содержания собак

1. Условия содержания собак должны отвечать ветеринарно-санитарным и зоогигиеническим правилам и нормам, установленными соответствующими органами исполнительной власти.

Статья 16. Содержание собаки на территории владельца

1. Владельцы собак, имеющие в собственности или пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории, где исключена возможность причинения вреда жизни, здоровью и имуществу лиц, находящихся за пределами этой территории, или на привязи.

2. О наличии собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.

3. Владелец собаки обязан обеспечить такое поведение собаки, которое не причиняло бы беспокойства окружающим.

Статья 17. Прививка собаки

1. Каждая собака, начиная с двухмесячного возраста, должна быть вакцинирована против бешенства.

2. Вакцинация производится в государственном либо муниципальном учреждении по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица, о чем владельцу выдается соответствующая справка.

3. Владелец собаки обязан предоставлять ее по требованию государственного ветеринарного инспектора для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно-профилактических обработок.

Статья 18. Нахождение с собакой в общественных местах

1. Запрещено нахождение, а также выгул собак на детских и спортивных площадках, на территориях детских дошкольных учреждений, учреждений образования и здравоохранения, в помещениях, предназначенных для торговли продовольственными товарами, и местах общественного питания.

2. В местах массового отдыха граждан, в транспорте собаки в сопровождении владельца должны находиться на коротком поводке длинной не более 1 метра, в иных общественных местах - на свободном поводке. Без поводка собаки могут находиться в местах, в которых разрешен свободный выгул собак.

3. При переходе через улицы и вблизи магистралей владелец собаки (лицо, осуществляющее выгул собаки) обязан взять ее на короткий поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели собаки на проезжей части.

4. Владелец собаки обязан принять необходимые меры для предотвращения поведения собаки, ставящего в опасность жизнь, здоровье и имущество граждан и причиняющего вред личным неимущественным благам, в том числе преследование собакой прохожих, автомобилей, мотоциклистов, велосипедистов, лазанье по мусорным ведрам, бачкам и помойкам, а также нахождение без присмотра суки во время течки.

Статья 19. Обеспечение санитарной безопасности

1. Владелец собаки обязан немедленно сообщать в ветеринарные учреждения и органы здравоохранения обо всех случаях укуса собакой человека.

2. Граждане обязаны немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях внезапной смерти собак или о подозрениях на заболевание их бешенством. До прибытия ветеринарных специалистов владелец собаки, подозревающий наличие у нее заболевания бешенством, обязан изолировать животное.

3. Не допускается выбрасывание трупов собак. Мертвые животные подлежат утилизации и захоронению в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Статья 20. Провоз собак в общественном транспорте

1. Разрешается провозить собак всеми видами пассажирского транспорта при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров.

2. При перевозке собаки (за исключением собак декоративных и комнатных пород) владелец должен обеспечить нахождение собаки в наморднике и на коротком поводке длиной не более 1 метра.

3. При перевозке собак ее владелец обязан иметь с собой ветеринарное свидетельство установленного образца, с указанием даты вакцинации против бешенства.

Статья 21. Обращение с собаками при использовании их в зрелищных, массовых и спортивных мероприятиях, при организации развлечений

1. Обращение с собаками при использовании их в зрелищных, массовых и спортивных и иных мероприятиях, в телевизионных съемках, кино- и фотосъемках должно исключать причинение им боли, травм, увечий и гибели.

2. Запрещается проведение зрелищных мероприятий, включающих в себя травлю, преследование, умерщвление собак, а также использование их для умерщвления других животных за исключением случаев использования собак на спортивной либо промысловой охоте.

Статья 22. Жестокое обращение с собаками

1. Запрещается причинять собакам боль и страдания, кроме случаев, когда это необходимо для охраны жизни и здоровья людей и животных.

2. Запрещается обрезание и обрубание хвостов и ушей собак, за исключением случаев, когда такая операция производится ветеринарным учреждением собакам для соответствия стандартам породы.

4. Запрещается оставление животных без воды и пищи, а также содержание собаки в условиях, не соответствующих ее естественным потребностям, в том числе на привязи короче двух метров или троекратной длины тела собаки.

5. При невозможности дальнейшего содержания животное должно быть передано другому владельцу или сдано в приют для бесхозных и безнадзорных собак.

6. Владелец собаки в случае ее заболевания обязан вовремя обратиться за ветеринарной помощью.

Статья 23. Умерщвление собак

1. Умерщвление собак допускается:

1) при обороне от нападающей собаки, если жизнь или здоровье человека (людей) находятся в опасности;

2) по ветеринарным показателям (эвтаназия):

а) при наличии у собаки признаков заболеваний, общих для человека и собаки;

б) при наличии у собаки неизлечимого заболевания для прекращения для нее неустранимых страданий

2. Эвтаназия допускается только при наличии справки ветеринарного врача и исключительно средствами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть. Эвтаназия должна производится при участии ветеринарного врача.

1) утопление и другие методы удушения;

2) использование ядовитых веществ и минералов, дозы применения которых не могут обеспечить соблюдение требований пункта 2 настоящей статьи;

3) присутствие несовершеннолетних.

4. Действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяется на случаи умерщвления животного при обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье человека (людей) находятся в опасности.

Статья 23. Утилизация (захоронение) трупов умерших собак

1. Утилизация (захоронение) трупов умерших собак производится специализированными организациями по вопросам безнадзорных и бесхозных собак или юридическими лицами, в уставах которых содержится право на осуществление данного вида деятельности, в соответствии с действующим федеральным законодательством в местах, установленных органами местного самоуправления.

2. Места утилизации (захоронения) трупов умерших собак определяются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ветеринарии, об охране окружающей среды, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

3. Запрещается утилизация (захоронение) трупов умерших собак, в местах, специально не отведенных для этих целей.

4. Информация о нахождении мест утилизации (захоронения) трупов умерших собак предоставляется органом местного самоуправления или специализированной организацией по вопросам безнадзорных и бесхозных собак лицу, непосредственно обратившемуся за данной информацией, или путем опубликования в средствах массовой информации.

5. Утилизация (захоронение) трупов умерших собак, принадлежащих юридическим и физическим лицам, осуществляется за счет средств владельцев собак.

6. Утилизация (захоронение) трупов умерших на территории муниципального образования безнадзорных и бесхозных собак осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Статья 25. Ответственность за правонарушения в сфере содержания собак

Владельцы собак и должностные лица несут ответственность за нарушение законодательства в сфере содержания собак в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Отлов безнадзорных и бесхозных собак

Статья 26. Отлов собак

1. Собаки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и других общественных заведений, подлежат отлову по заявкам заинтересованных организаций.

2. Обязанность по отлову безнадзорных и бесхозных собак возлагается на исполнительные органы местного самоуправления, которые в целях возвращения владельцам собак либо их устройства создают приюты для собак.

Статья 27. Приюты (питомники) для собак

1. Оборудование приютов (питомников) для собак, иных пунктов временного содержания собак и работа по их содержанию и оказанию ветеринарной помощи осуществляется органами ветеринарного надзора.

2. В приютах (питомниках) для собак и иных пунктах временного содержания собак отловленные безнадзорные и бесхозные собаки могут содержаться не более десяти дней. В течение этого срока безнадзорные собаки возвращаются владельцам. Невостребованные владельцами безнадзорные собаки и бесхозные собаки передаются по актам организациям по защите животных, или продаются заинтересованным учреждениям.

3. Владельцы собак при возвращении принадлежащей им собаки обязаны возместить расходы по отлову, транспортировке, содержанию, кормлению и за оказанную в необходимых случаях ветеринарную помощь.

5. Приют (питомник) для собак может быть создан как единый приют (питомник) для собак и кошек, а также для иных домашних животных.

Статья 28. Осуществление отлова

1. Отлов безнадзорных и бесхозных собак осуществляется специализированными организациями, заключающими договор с органом ветеринарного надзора, которым регламентируются порядок и условия отлова.

2. Техническое обеспечение деятельности работников по отлову безнадзорных и бесхозных собак (транспорт, средства отлова, прием заявок на отлов безнадзорных и бесхозных собак) возлагается на организацию, осуществляющую отлов.

Статья 29. Договор об отлове безнадзорных и бесхозных собак

Заключаемый договор предусматривает в обязательном порядке следующие условия:

1) к работе по отлову безнадзорных и бесхозных собак допускаются лица, не состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, прошедшие курс специального обучения, дающий право на получение соответствующего удостоверения;

2) данное удостоверение предъявляется работником по отлову безнадзорных и бесхозных собак и водителем специального транспорта при отлове собак представителям органа государственной власти, органа местного самоуправления или гражданам по их требованию;

3) работник по отлову безнадзорных и бесхозных собак и водитель специального транспорта при отлове и транспортировке собак не должны допускать к ним жестокое обращение и доставлять их в приюты (питомники) для собак обязательно в день отлова.

Статья 30. Условия отлова собак

При отлове безнадзорных и бесхозных собак категорически запрещается:

1) присваивать себе отловленных собак, продавать и передавать их частным лицам или иным организациям;

2) изымать животных из квартир и с территории частных домовладений без соответствующего постановления суда;

3) снимать собак с привязи у магазинов, аптек, предприятий коммунального обслуживания и других общественных зданий;

4) использовать приманки и иные средства отлова безнадзорных и бесхозных собак без рекомендации соответствующего ветеринарного учреждения.

Глава 5. Заключительные и переходные положения

Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 32. Обязанность владельцев незарегистрированных собак после вступления в силу настоящего Федерального закона

Все собаки, не зарегистрированные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат регистрации в трехмесячный срок.

Статья 33. Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления после вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Правительство Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязано разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок регистрации собак, выдачи лицензий на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород, утвердить перечень потенциально опасных пород собак.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие порядок купли-продажи, содержания и разведения собак. Иногда подобные законы также регулируют аналогичные вопросы, касающиеся и других домашних животных. Однако на федеральном уровне подобных законов нет.

Проект федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации» (далее - законопроект) призван заполнить этот пробел в федеральном законодательстве и упорядочить отношения, возникающие у граждан при обращении с собаками.

Законопроект предлагает установить общие и специальные требования при купле-продаже, содержании и разведении собак, обеспечить безопасность человека от возможного причинения собаками вреда жизни и здоровью человека, а также его имуществу, обеспечить защиту собак от жестокого обращения со стороны человека.

Среди общих требований законопроект предлагает закрепить за гражданином обязанность обязательной регистрации принадлежащей ему собаки, сопровождаемой получением соответствующего регистрационного удостоверения установленного образца и номерного жетона, который должен крепиться к ошейнику собаки.

При этом за гражданином, собирающимся приобрести собаку или уже обладающим ею, предлагается закрепить обязанность прохождения курса обучения начальным приемам дрессировки собак, по результатам которого такому гражданину выдается соответствующая справка, являющаяся обязательным документом при регистрации собаки. За регистрацию собаки с гражданина взимается пошлина.

К сожалению, в настоящее время зафиксировано множество случаев нападения на человека (особенно на детей) собак, относящихся к потенциально опасным породам. Последствия подобных нападений, зачастую, заканчиваются для человека серьезными травмами и даже смертью.

В связи с этим, правовые отношения, связанные с куплей-продажей, содержанием и разведением собак, относящихся к потенциально опасным породам, выделены в отдельные статьи. Общие требования регистрации собак (обязательность прохождения курса обучения начальным приемам дрессировки собак и т.д.) законопроект предлагает дополнить необходимостью получения специальной лицензии на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород. Разведение собак потенциально опасных пород для граждан запрещено.

Получение лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение собак допускается только для юридических лиц с особыми уставными задачами.

При этом для получения лицензии гражданин обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства ряд документов. Помимо заявления, документа, удостоверяющего личность гражданина и справки, подтверждающей прохождение курса обучения начальным приемам дрессировки собак, гражданин обязан представить медицинское заключение об отсутствии психического заболевания или заболевания алкоголизмом или наркоманией. Кроме того, гражданин обязан представить документ, подтверждающий, что число собак потенциально опасных пород, содержащихся в жилых помещениях, соответствует нормам минимальной общей жилой площади для совместного проживания человека и собаки (собак) и письменное согласие на содержание в квартире собаки (собак) потенциально опасных пород всех собственников жилого помещения, а также всех проживающих в жилом помещении граждан,. За получение лицензии также взимаются единовременные денежные сборы.

В ряде законов субъектов Российской Федерации прямо упоминаются потенциально опасные породы собак, называемые также служебными и бойцовыми. Среди них такие распространенные в России породы как южнорусская овчарка, среднеазиатская овчарка, кавказская овчарка, немецкая овчарка, доберман, ротвейлер, немецкий дог, московская сторожевая и т.п. Называются и породы собак, получившие распространение в России в недавнее время: бультерьер, питбультерьер, стафтерьер, американский бульдог, бульмастиф и т.п. Кроме того, иногда в законах субъектов Российской Федерации называются и совсем редкие породы: бразильская фила, мастино неаполитано, канет корсо, перо преса канарио, родезийский риджбек и т.п. Также обычно упоминаются и метисы указанных потенциально опасных пород собак.

Настоящий законопроект не предлагает установить в федеральном законодательстве полный перечень потенциально опасных пород собак, а закрепляет за Правительством Российской Федерации и за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность занесения данных пород в соответствующий перечень своими нормативными актами. Это связано с тем, что количество подобных пород собак постоянно увеличивается, и поэтому для того, чтобы на их появление в Российской Федерации можно было оперативно реагировать, за исполнительной ветвью власти и закрепляется обязанность по формированию данного перечня.

Отдельная глава законопроекта посвящена основным правам и обязанностям владельцев собак, условиям содержания собак, определению порядка их провоза в общественном транспорте, нахождению с собакой в общественных местах, проведению прививок, запрету жестокого обращения с собаками, а также вопросам, связанным с умерщвлением собак и утилизацией их трупов.

Еще одна специальная статья регулирует порядок и условия отлова безнадзорных и бесхозных собак, а также организацию приютов (питомников) для собак и ряд других вопросов, связанные с этим.

Принятие данного законопроекта позволит упорядочить общественные отношения, возникающие при повседневном взаимодействии людей с собаками, снизит количество конфликтов между владельцами собак и другими гражданами, улучшит благополучие животных и человека в рамках общепринятых этических норм, а также повысит безопасность и укрепит гарантии прав и законных интересов граждан России.